Проблемы трудоустройства и занятости людей с инвалидностью в условиях цифровизации рынка труда

Никонова О. Д.1, Аманьчеева А.К.1, Захарян А.Р.1, Чибирова О. К.1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 19, Номер 8 (Август 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83019296

Аннотация:
В представленной работе анализируются ключевые аспекты профессиональной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в контексте цифровизации рынка труда. Было проведено исследование среди людей с инвалидностью состоящее из проведения онлайн-опроса и фокус-группы. В результате были выявлены основные барьеры, препятствующие их полноценному вовлечению в трудовую деятельность, включая технологическую недоступность цифровых платформ, недостаточную адаптацию рабочих мест и сохраняющиеся стереотипы среди работодателей. Особое внимание уделено влиянию цифровых технологий на расширение возможностей занятости, включая удалённую работу и дистанционное обучение. В статье предложены возможные меры по повышению инклюзивности трудовой среды, включая совершенствование законодательства, развитие адаптивных технологий и повышение цифровой грамотности среди людей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: инвалидность, цифровизация рынка труда, инклюзивная занятость, занятость людей с ограниченными возможностями здоровья

JEL-классификация: J14, J18, J21



Введение

Волна повсеместной цифровизации меняет ландшафт различных сфер общества, затрагивая занятость и рынок труда. Открываются новые возможности, способы поиска работы, появляются новые профессии и сферы занятости, однако не все категории желающих найти оплачиваемое занятие столкнулись с повышением доступности трудоустройства.

Актуальность работы обусловлена необходимостью интеграции людей с инвалидностью на современный рынок труда в процессе цифровизации экономики. С одной стороны цифровизация открывает новые возможности, поскольку трансформируются виды и формы занятости, появляются новые профессии, но при этом люди с ограниченными возможностями здоровья все еще сталкиваются с трудностями в процессе поиска оплачиваемой занятости. В условиях высокой цифровизации экономики профессиональная интеграция людей с ограниченными возможностями особенно важна, необходимо уделить внимание как рискам, так и возможностям, которые предоставляют цифровые технологии. Актуальность исследования определила цель исследования - выявление основных проблем, барьеров и направлений их преодоления с которыми сталкиваются люди с инвалидностью при трудоустройстве и занятости в эпоху цифровизации. В процессе исследования авторами были использованы общенаучные методы исследования, системный подход, социологические методы, анализ нормативно-правовой базы исследуемой проблематики. Дизайн проведенного исследования основан на смешанном подходе, за счет сбора количественных и качественных данных для более полного понимания исследуемой проблемы [23, с.337].

Интерес к вопросам вовлечения инвалидов в трудовую занятость нашел отражение в работах таких исследователей, как Антонова Г. В. [12], Анфалова А. В. [12, 13], Бурлаков В. В. [3], Кучмаева О. В [7], Мирзабалаева Ф. И. [12], Пашкова С. Е. [12, 13]. Возможности, перспективы и проблемы применение цифровых технологий в процессе трудоустройства и занятости инвалидов изучали Тринадцатко А. А. [18], Мещерякова Н. Н. [9], Чойжалсанова А.Ц. [21], Шуралева С.В. [22],

Расширение занятости инвалидов способствовали бы не только формированию инклюзивного рынка труда, но и в целом их интеграции в общественную жизнь, реализации их трудового потенциала. Распространение удаленного формата работы повысит доступность трудоустройства людей с инвалидностью, для чего необходимо активное участие в трансформации рынка труда как работодателей, так и государства.

Основная часть

Современные технологии позволяют работать удаленно, что является решающим фактором включения в трудовую деятельность для многих людей с ограниченными возможностями здоровья. Интернет предоставляет широкие возможности для дистанционного обучения и профессионального развития, открывая людям с инвалидностью доступ к качественным образовательным программам, что повышает шансы на получение востребованных профессий и конкурентоспособности на рынке труда [8, c.175].

Цифровизация создает принципиально новые векторы профессиональной реализации для людей с инвалидностью, что проявляется в перестройке традиционных трудовых моделей, где физические ограничения перестают быть непреодолимым препятствием. Ключевым условием успеха становится соединение технологических решений, целевого финансирования и образовательных программ, способных превратить цифровую инфраструктуру в инструмент социальной мобильности. В условиях цифровизации обществу открывается огромное множество перспектив для увеличения возможностей занятости всех групп населения, в том числе, людей с ограниченными возможностями.

Однако сохраняется ряд ограничений, препятствующих активному вовлечению людей с инвалидностью в занятость. При трудоустройстве инвалиды сталкиваются с рядом проблем в обществе и устройстве городской среды, при взаимодействии с работодателями и получением поддержки от государства [13, с.251] Одним из таких ограничений выступает отсутствие удобств в офисных помещениях для людей с ограниченными возможностями, поскольку офисы, как правило, строят с узкими кабинетами, входами, легковыми лифтами, не предназначенными для передвигающихся на коляске, лестницами без пандусов [3, c.52].

Также значительным ограничением является то, что некоторая часть работодателей испытывает страх перед людьми с ограниченными возможностями, ведь есть риск столкнуться со сложностями касательно обеспечения необходимых условий труда, так как распространены стереотипы о низкой производительности труда, повышенной утомляемости и рисках травматизма [6, с.86].

Инвалиды с сенсорными, двигательными, ментальными и другими нарушениями функций организма могут столкнуться с ограничениями цифровой среды, из-за недостаточного уровня совместимости цифровых продуктов с существующими цифровыми ассистивными решениями [18, с.115].

Важно отметить, большинство цифровых сервисов и платформ страдают от отсутствия необходимых инструментов поддержки, затрудняющих работу для людей с различными видами инвалидности, а именно приложения плохо совместимы с устройствами экранного увеличения или системами распознавания речи, отсутствует субтитрование видеоматериалов, аудиодорожки плохо синхронизируются с текстом и мобильные приложения имеют сложное управление навигацией и интерфейсами [17, c.86]. По данным ООН, 98% из одного миллиона веб-сайтов и 63% национальных правительственных порталов не соответствуют международным рекомендациям по доступности веб-контента [24, c. 23].

Так, например, зарубежные и российские исследователи обращают внимание на вопросы доступности интернета для слабовидящих [14, с.4]. Консорциум World Wide Web Consortium (W3C) в целях решения этой проблемы подготовил рекомендации WCAG (Web Content Accessibility Guidelines) адресованные разработчикам сайтов [27].

В Российской Федерации по статистическим данным работают около одного миллиона шестисот тысяч инвалидов всех групп. На рисунке 1 видно, что в Российской Федерации с 2018 года по 2024 год, общая численность людей с инвалидностью снизилась на 8,8%, но за аналогичный период на 13,3% выросла численность лиц с инвалидностью в трудоспособном возрасте.

Рисунок 1. Лица с инвалидностью в Российской Федерации, тыс. человек, 2018-2024 годы.

Источник: составлено авторами на основе [15].

На рисунке 2 отражено, что доля работающих инвалидов с 2016 года постепенно снижалась и в 2024 году достигла 14,7% от общей численности работающих инвалидов, стоящих на учете в системе обязательного пенсионного страхования, что составило около 1602 тыс. человек.

Рисунок 2. Доля работающих в общей численности инвалидов, состоящих на учете в системе обязательного пенсионного страхования, в Российской Федерации, 2015-2024 гг.

Источник: составлено авторами на основе [5].

По данным Международной организации труда показатель занятости лиц с инвалидностью старше 15 лет в 2024 году в США составил 22,6%, в Великобритании – 36,3%, в 2023 году во Франции и Испании 20,6% и 20,1% соответственно [25]. Автоматизация и роботизация трансформируют многие традиционные профессии и способствуют появлению новых, с более благоприятными условиями для реализации трудового потенциала людей с инвалидностью [11, с.710]. Достаточно неоднозначным является и вопрос о возможности распространения положений о дистанционной работе на работников-инвалидов, поскольку такая работа не должна быть противопоказана по состоянию здоровья [20, с. 111].

Однако трудоустройство людей с инвалидностью остается одной из острых социальных проблем. Несмотря на законодательные меры, направленные на поддержку этой категории граждан, барьеры на пути к занятости сохраняются. В целях интеграции инвалидов на отечественный рынок труда на законодательном уровне закреплена квота для их трудоустройства в диапазоне от 2% до 4% от среднесписочной численности персонала, если в организации среднесписочная численность составляет более 35 работников [19]. Создание работодателем дистанционных рабочих мест для инвалидов в счет квоты не запрещено формально, но может быть расценено как невыполнение норм квотирования [22, с.654].

Для вы явления проблем, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью при поиске работы и адаптации на рабочем месте, авторами было проведено исследование, состоящее из онлайн опроса и фокус-группы, с целью получения уникальной информации о реальной ситуации с занятостью и трудоустройством и как ее можно улучшить. В ходе анализа были собраны как качественные, так и количественные данные.

Спецификой фокус-группы как метода исследования является ее нацеленность на выявление причин тех или иных социальных процессов, и тем самым – измерения качественных признаков этих процессов, на основании оценок-высказываний, полученных в ходе интервью. [26, с.87]. Фокус-группа представляет собой модерируемое групповое интервью с ограниченным числом схожих по выделенным параметрам участников. Количество респондентов в фокус-группе в среднем составляет 4-12 человек. Проводится фокус-группа по заранее разработанному сценарию.

После получения согласия всех участников на запись ответы были зафиксированы на аудио. Интервьюер также делал записи во время каждого обсуждения, которые впоследствии использовались для анализа. Дискуссия длилась 1 час 30 минут, в ней приняли участие 6 респондентов, имеющих инвалидность и проживающих в г. Москве и Московской области, находящиеся в поиске работы на данный момент, участники были отобраны благотворительным фондом «Люблю жизнь» [2]. В процессе проведения фокус-группового исследования респонденты размещались за круглым столом в пределах видимости модератора, который задавал вопросы последовательно каждому участнику, по порядку и выслушивает ответы, при необходимости задавая наводящие вопросы для уточнения мнения респондента. Ответы фиксировались на диктофон, дискуссия между участниками группы, минуя модератора, не поощрялась.

Для проведения исследования для фокус-группы был разработан инструментарий в виде гайда, включающий основные вопросы для участников и комментарии модератора, охватывающий следующие блоки вопросов:

1. Общие вопросы, для определения социально-демографического портрета участников группы.

2. Вопросы об образовании и отношении к занятости, задачами которого было выяснение уровня образования и квалификации респондентов, их отношение к трудовой занятости и мотивы к трудоустройству.

3. Вопросы о доступности, уровне владения цифровыми инструментами и навыками. Задачами этого блока вопросов стало выяснение уровня владения и частоту использования цифровых технологий, отношение респондентов к использованию цифровых технологий в работе.

4. Вопросы о поиске работы, сложностях при трудоустройстве, адаптации на рабочем месте для определения с какими трудностями сталкивались респонденты при поиске работы и адаптации на рабочем месте.

Рассмотрим результаты, полученные в ходе общения с фокус-группой.

Уровень образования участников фокус-группы оказался на высоком уровне, 66% респондентов имеют высшее образование (бакалавриат и один из них окончил магистратуру), 34 % - среднее профессиональное образование. Интересно отметить, что среди направлений подготовки преобладали социальные специальности (юриспруденция, социальная работа) и педагогика, что может свидетельствовать о стереотипном выборе профессий, традиционно считающихся "подходящими" для людей с инвалидностью.

Заработные ожидания участников исследования варьировались в широком диапазоне - от 50 до 150 тысяч рублей. Интересно, что только 20% респондентов считают социальный пакет, например, предоставление полиса дополнительного медицинского страхования работодателем, важным фактором при выборе работы, что может объясняться наличием государственных льгот, частично компенсирующих стандартные социальные гарантии.

Проблемы доступности городской среды были единодушно отмечены всеми участниками исследования. Особенно остро стоит вопрос транспортной инфраструктуры, респонденты отмечали трудности с передвижением по городу, причем не только люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но и, например, слабовидящие. Например, по словам одного из участника фокус-группы, «даже в Москве многие станции метро остаются недоступными для колясочников, а отсутствие звуковых сигналов на переходах делает передвижение по городу опасным для незрячих».

Были отмечены определенные несоответствия между формальными ограничениями и реальными возможностями участников, так 33% указали, что противопоказания в их индивидуальной программе реабилитации и абилитации (ИПРА) не отражают их фактическую трудоспособность, что неоправданно сужает круг доступных вакансий, поскольку работодатели должны принимать во внимание данный документ при трудоустройстве. Это создает парадоксальную ситуацию, когда формальные механизмы защиты прав людей с инвалидностью фактически превращаются в дополнительные барьеры для их трудоустройства.

Многие участники подчеркивали важность социализации, преодоления изоляции, желания чувствовать себя полезными членами общества. Один из респондентов отметил: «Для меня работа — это не только зарплата, но и возможность каждый день общаться с коллегами, чувствовать себя частью коллектива».

Анализ предпочтений относительно форматов занятости показал, что смешанный формат остается наиболее востребованным (ее выбрали 50% респондентов), однако полностью удаленный формат набирает популярность, особенно среди людей с ограниченной мобильностью. Участники выделили ряд важных аспектов при удаленной работе для людей с инвалидностью: большее время с семьей, отсутствие проблем с дорогой до работы, однако часть участников поделилась мнением о том, что удаленная работа им не подходит из-за ограничения общения с обществом, а также ограничение движения.

Только 50% опрошенных активно используют цифровые технологии в работе. При этом 80% респондентов выразили желание освоить новые навыки, такие как программирование или работа с искусственным интеллектом. Участники выделили желание пройти повышение квалификации по своей специальности, изучить языки программирования (например, HTML), а также обучиться использованию нейросетей.

Следующая часть исследования состояла из проведения онлайн-опроса в мае 2025 года, в рассылке ссылки на опрос для людей с инвалидностью, ищущих или когда-либо искали работу через организации, занимающиеся их трудоустройством, приняли участие Центр занятости «Моя работа» (Отдел трудоустройства инвалидов), ГБОУ ДПО Центр профессиональных квалификаций и содействия трудоустройству «Профессионал» (Отдел по организации и проведению социально направленных мероприятий «Абилимпикс»), благотворительный фонд «Люблю жизнь». Всего в опросе приняли участие 157 респондентов с различными группами инвалидности.

Среди опрошенных 58% - мужчин и 42% - женщины. Большинство опрошенных (68%) находятся в возрастном диапазоне 26-50 лет, 19% - в возрасте 18-25 лет и 13% в возрасте 51-60 лет. Инвалидами 3 группы является большинство опрошенных – 60%, инвалидами 2 группы – 30%, инвалидами 1 группы – 10%.

На вопрос об имеющимся образовании 56% ответили о наличии высшего образования, 25% - среднее профессиональное, 7% - незаконченное высшее, остальные 12% - неполное среднее и общее среднее образование.

Более половины опрошенных (56%) имеют опыт работы более 5 лет, от года до 5 лет стаж работы имеют 19% опрошенных, еще 7% работают меньше года и 18% не имели работы на момент прохождения опроса.

Также более половины опрошенных (58%) работают на данный момент, но на другой вопрос о нахождении в поиске работы утвердительно ответило 53% респондентов. Стоит отметить затяжной характер поиска работы у 53% опрошенных, которые более года ищут работу.

В ходе опроса задавались вопросы об использовании цифровых технологий для поиска работы. В целом отмечается положительное отношение опрошенных к использованию цифровых технологий в работе, так 79% оценивают их использование в работе положительно и скорее положительно. Большинство опрошенных (68%) считают, что цифровизация и увеличение числа вакансий с возможностью применения полностью удаленного формата работы расширяют возможности вовлечения инвалидов в трудовую занятость.

Основными мотивами к поиску работы респонденты отмечали такие как обеспечение материальных потребностей, профессиональная самореализация и получение новых знаний и навыков. Среди каналов поиска вакансий можно отметить три основных – использование специализированных карьерных сайтов (hh.ru, superjob.ru), поиск через друзей, знакомых, родственников, обращение в центр занятости населения. Поиск подходящей работы через сайт государственной службы занятости (trudvsem.ru [16]) занял по популярности шестое место среди опрошенных.

Использование искусственного интеллекта при создании резюме или написании сопроводительных писем пока не пользуется широкой популярностью среди опрошенных. Так, 60% не использует искусственный интеллект, а 14% планируют начать использовать его в будущем. Среди те, кто уже сейчас прибегает к помощи искусственного интеллекта при составлении резюме оказалось 26% опрошенных, из которых 70% удовлетворены качеством полученного материала.

К трудностям при использовании интернета для поиска вакансий и размещения резюме респонденты отнесли сложности при составлении резюме, отсутствие специальных фильтров при поиске подходящих вакансий и коммуникации с работодателями с учетом ограничений, возникающих при инвалидности. Например, работодатели звонят кандидату с ограничениями по слуху.

Среди барьеров, затрудняющих трудоустройство, указанных на рисунке 3, лица с инвалидностью отмечали наличие ограничений по инвалидности, нежелание работодателя брать на работу лиц с инвалидностью, отсутствие подходящих вакансий и низкая заработная плата, трудности при переговорах с работодателями и неподходящие условия труда. Среди причин, которые редко отмечали респонденты - снятие городской доплаты к пенсии с инвалидов 3 группы, а также желание развивать свое собственное дело.

Рисунок 3. Распределение ответа на вопрос: «Что затрудняет Ваше трудоустройство?», %.

Источник: Составлено авторами на основе проведенного онлайн-опроса.

Около 40% опрошенных отметили необходимость в прохождении обучения по освоению цифровых навыков, таких как использование искусственного интеллект и программирование.

В качестве помощи в содействии занятости респонденты хотели бы получить консультации по подбору рабочего места, профессиональное обучение и последующую адаптацию на рабочем месте, сопровождение консультанта на всех этапах трудоустройства.

На основании проведенного онлайн-опроса и фокус-группы были выявлены ряд барьеров, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью при поиске работы:

1. Отношение работодателей –респонденты отмечали случаи дискриминации, причем не только в форме прямого отказа, но и в более скрытых проявлениях, таких как завышенные требования или намеренное усложнение процедуры собеседования. Особенно остро эта проблема стоит для людей с ментальными нарушениями и инвалидов I группы.

2. Несоответствие квалификации требованиям рынка труда. Анализ показал, что треть опрошенных испытывают трудности из-за недостатка актуальных профессиональных навыков. Ситуация усугубляется тем, что многие существующие программы обучения не учитывают особые потребности людей с инвалидностью.

3. Организационные и инфраструктурные ограничения, такие как недоступность рабочих мест и сложности с транспортной доступностью.

4. Недостаточный уровень цифровой грамотности.

Эти проблемы согласуются с выводами зарубежных исследований. Например, по данным Международной организации труда, ключевыми барьерами для трудоустройства людей с инвалидностью являются недостаточная адаптация рабочих мест и стереотипы работодателей. Аналогичные тенденции наблюдаются в странах ЕС, где цифровизация рассматривается как инструмент снижения неравенства, но требует дополнительных мер поддержки [10, с.667].

Трудоустройство людей с инвалидностью остается одной из наиболее актуальных социальных задач современного общества, требующей комплексного подхода и совместных усилий государства, бизнеса и общественных организаций. В условиях стремительного развития цифровых технологий открываются новые перспективы для создания инклюзивной среды на рынке труда, однако существующий потенциал используется далеко не в полной мере. Чтобы изменить эту ситуацию, необходимо разработать и внедрить целый ряд взаимосвязанных мер, учитывающих как технологические аспекты, так и человеческий фактор [1, c.10].

Был составлен ряд рекомендаций по совершенствованию политики занятости:

1. Развитие инклюзивной трудовой среды (например, создание специализированных сервисов и внедрение стандартов доступности онлайн платформ) [4, с.83];

2. Модернизация и улучшение системы профессиональной подготовки (например, акцент на обучение цифровым профессиям, внедрение гибких образовательных форматов);

3. Стимулирование работодателей (например, расширение налоговых льгот, развитие программ наставничества).

Реализация предложенных мер позволит трансформировать цифровую среду в инструмент инклюзии, обеспечив не только формальное устройство, но и профессиональную самореализацию данной категории граждан, а дальнейшие программы исследований можно сосредоточить на оценке эффективности региональных программ поддержки и разработке методик адаптации цифровых профессий под различные нозологии.

Заключение

Проведенное исследование проблем трудоустройства людей с инвалидностью в условиях цифровизации рынка труда поспособствовало выявлению ключевых барьеров, а также перспектив интеграции данной категории граждан в общественно-профессиональную среду. Проведённый анализ выявил ряд ограничений, препятствующих полноценной трудовой реализации людей с ограничениями возможностями здоровья.

Цифровые технологии – это не только новые возможности для трудоустройства в лице удаленных форматов работы и специализированных инструментов, но и риски ввиду недостатка доступности платформ, высокой стоимости технологий и нежелания/невозможности граждан повышать уровень цифровой грамотности.

В ходе работы были выявлены барьеры на рынке труда, к которым можно отнести: дискриминацию со стороны работодателей, которая может быть обусловлена стереотипами о низкой продуктивности людей с ОВЗ; недоступность инфраструктуры (включая транспорт, рабочие помещения и др.); несоответствие квалификации инвалидов требованиям цифровой экономики.

Неэффективность существующих мер поддержки, которые включают в себя квотирование, субсидии и т.д. как правило, они носят фрагментный характер и не могут обеспечить постоянную занятость инвалидов. В России не на достаточном уровне развиты инклюзивные трудовые программы, механизмы сопровождения и помощи в трудоустройстве, адаптации на работе и интеграции на долгий срок.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что интеграция людей с ОВЗ в трудовую сферу в условиях цифровизации экономики – это не только социальная обязанность государства, но и фактор экономического роста, который способствует раскрытию потенциала большой части населения страны.


Источники:

1. Инклюзивное трудоустройство людей с ограниченными возможностями здоровья как часть политики инклюзии и управления многообразием. Научный дайджест № 5 (22), 2023. НИУ ВШЭ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/data/2023/06/04/2020066599/Human_Capital_NCMU_Digest_22_Inclusive_Employment_2023.pdf (дата обращения: 05.06.2025).
2. Благотворительный фонд Люблю жизнь. [Электронный ресурс]. URL: https://lublu-zhizn.ru/.
3. Бурлаков В.В., Курбала Л.Ю. Рабочие места для людей с ограниченными возможностями: проблемы и перспективы развития в условиях цифровизации экономики // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2022. – № 1. – c. 45-55. – doi: 10.28995/2073-6304-2022-1-45-55.
4. Гневашева В.А. Цифровые платформы занятости // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2022. – № 9 (143). – c. 81-86. – doi: 10.26726/1812-7096-2022-9-81-86.
5. ЕМИСС. Государственная статистика. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/61611 (дата обращения: 28.05.2025).
6. Козлов В.Н., Романенкова Д.Ф. Потребности лиц с инвалидностью в компетенциях, расширяющих возможности трудоустройства в условиях цифровизации общества // Цифровая социология. – 2022. – № 3. – c. 76–87. – doi: 10.26425/2658-347X-2022-5-3-76-87.
7. Кучмаева О. В. Занятость инвалидов в регионах России: состояние, дифференциация, факторы // Статистика и Экономика. – 2020. – № 5. – c. 27-37. – doi: 10.21686/2500-3925-2020-5-27-37.
8. Макаров, Г.В. Трудовая занятость лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях цифровизации: возможности и ограничения // Социологический нарратив 2023: новая социальная реальность: жизнь на пороге киберпанка: Сборник статей по материалам XXII Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов. Москва, 2023. – c. 173–177.
9. Мещерякова Н.Н., Роготнева Е.Н. Цифровизация: новые риски для людей с инвалидностью. Постановка проблемы // Цифровая социология. – 2021. – № 3. – c. 44-52. – doi: 10.26425/2658-347X-2021-4-3-44-52.
10. Нацун Л.Н. Поддерживаемое трудоустройство инвалидов: обзор мирового опыта // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. – 2017. – № 4. – c. 663–680. – doi: 10.15826/vestnik.2017.16.4.032.
11. Развитие инклюзивного рынка труда в условиях цифровизации экономики // Лидерство и менеджмент. – 2025. – № 3. – c. 703-714. – doi: 10.18334/lim.12.3.122608.
12. Мирзабалаева Ф. И., Пашкова С. Е., Антонова Г. В., Анфалова А. В. Оценка и основные подходы к содействию занятости инвалидов на российском рынке труда // Экономика труда. – 2024. – № 11. – c. 1911-1928. – doi: 10.18334/et.11.11.121937.
13. Пашкова С.Е., Анфалова А.В. Вопросы содействия занятости людей с инвалидностью в условиях цифровизации экономической сферы // Современные проблемы экономики и менеджмента: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения В.Н. Эйтингона. Воронеж, 2024. – c. 251–255.
14. Полилова Т. А. Проблема доступности интернета для слабовидящих // Препринты ИПМ им. М.В. Келдыша. – 2024. – № 51. – c. 1-22. – doi: 10.20948/prepr-2024-51.
15. Положение инвалидов. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения: 28.05.2025).
16. Работа в России. Общероссийская база вакансий. [Электронный ресурс]. URL: https://trudvsem.ru/ (дата обращения: 12.01.2025).
17. В. А. Липатов, А. А. Соломахин, И. И. Некрылов [и др.] Цифровая трансформация рынка труда для лиц с ограниченными возможностями здоровья (на примере промышленного предприятия) // Мир новой экономики. – 2025. – № 1. – c. 83-94. – doi: 10.26794/2220-6469-2025-19-1-83-94.
18. Тринадцатко А. А. Цифровая среда и занятость инвалидов: возможности и ограничения // Социология. – 2025. – № 4. – c. 114-121.
19. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (последняя редакция) от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ.
20. Черных Н. В. Формирование подходов к определению дифференциации трудовых отношений в рамках нетипичной занятости // Актуальные проблемы российского права. – 2020. – № 10. – c. 105-115. – doi: 10.17803/1994-1471.2020.119.10.105-115.
21. Чойжалсанова А. Ц. Новые возможности и барьеры социальной адаптации лиц с ОВЗ в условиях цифровой трансформации // Фундаментальные исследования. – 2021. – № 11. – c. 190-194. – doi: 10.17513/fr.43144.
22. Шуралева С.В. О влиянии цифровых технологий на правовое регулирование труда и занятости уязвимых групп работников // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2023. – № 62. – c. 645-661. – doi: 10.17072/1995-4190-2023-62-645-661.
23. Creswell J. W., Creswell J. D. Research design: Qualitative, quantitative, and mixed methods approaches. - Sage publications, 2017. – 438 p.
24. Disability and Development Report 2024: Accelerating the realization of the Sustainable Development Goals by, for and with persons with disabilities. UN Department of Economic and Social Affairs. [Электронный ресурс]. URL: https://reliefweb.int/report/world/disability-and-development-report-2024-acceleratingrealization-sustainable-development-goals-and-persons-disabilit (дата обращения: 10.01.2025).
25. Indicators and data tools. International Labour Organization. [Электронный ресурс]. URL: https://ilostat.ilo.org/data/ (дата обращения: 25.07.2025).
26. Merton R.K., Fiske V., Kendall P.L. The Focused Interview: A Manual of Problems and Procedures. / 2nd edition. - New York, The Free Press, 1990.
27. Web Accessibility Initiative. [Электронный ресурс]. URL: https://www.w3.org/WAI/ (дата обращения: 27.07.2025).

Страница обновлена: 17.10.2025 в 23:10:37

 

 

Problems of work and employment of people with disabilities amid labor market digitalization

Nikonova O. D., Amancheeva A.K., Zakharyan A.R., Chibirova O. K.

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 19, Number 8 (August 2025)

Citation:

Abstract:
The article analyzes the key aspects of the professional integration of people with disabilities amid labor market digitalization. The authors has conducted a study among people with disabilities, consisting of an online survey and a focus group. As a result, the main barriers preventing their full involvement in the workforce were identified. the barriers include the technological unavailability of digital platforms, insufficient adaptation of workplaces and persistent stereotypes among employers. Special attention is paid to the impact of digital technologies on expanding employment opportunities, including remote work and distance learning. The article suggests possible measures to increase the work environment inclusivity, including improvement and development of legislation, adaptive technology and digital literacy among people with disabilities.

Keywords: disability, labor market digitalization, inclusive employment, employment of people with disabilities

JEL-classification: J14, J18, J21

References:

Development of an inclusive labor market amidst digitalization. (2025). Leadership and Management. 12 (3). 703-714. doi: 10.18334/lim.12.3.122608.

Burlakov V.V., Kurbala L.Yu. (2022). Jobs for people with disabilities. issues and the development prospects in the digitalization economy. Herald of the RSUH. Series: economics. management. right. (1). 45-55. doi: 10.28995/2073-6304-2022-1-45-55.

Chernyh N. V. (2020). Formation of approaches to the definition of differentiation of labor relations in atypical employment. Current problems of Russian law. 15 (10). 105-115. doi: 10.17803/1994-1471.2020.119.10.105-115.

Choyzhalsanova A. Ts. (2021). New opportunities and barriers of social adaptation of persons with disabilities in the conditions of digital transformation. Fundamental research. (11). 190-194. doi: 10.17513/fr.43144.

Creswell J. W., Creswell J. D. (2017). Research design: Qualitative, quantitative, and mixed methods approaches Sage publications.

Disability and Development Report 2024: Accelerating the realization of the Sustainable Development Goals by, for and with persons with disabilitiesUN Department of Economic and Social Affairs. Retrieved January 10, 2025, from https://reliefweb.int/report/world/disability-and-development-report-2024-acceleratingrealization-sustainable-development-goals-and-persons-disabilit

Gnevasheva V.A. (2022). Digital employment platforms. Regional problems of transforming the economy. (9 (143)). 81-86. doi: 10.26726/1812-7096-2022-9-81-86.

Indicators and data toolsInternational Labour Organization. Retrieved July 25, 2025, from https://ilostat.ilo.org/data/

Kozlov V.N., Romanenkova D.F. (2022). Needs of persons with disabilities for competences that expand employment opportunities in the conditions of society digitalisation. Tsifrovaya sotsiologiya. 5 (3). 76–87. doi: 10.26425/2658-347X-2022-5-3-76-87.

Kuchmaeva O. V. (2020). Employment of disabled people in russian regions: status, differentiation, factors. Statistika i Ekonomika. 17 (5). 27-37. doi: 10.21686/2500-3925-2020-5-27-37.

Makarov, G.V. (2023). Employment of people with disabilities in the context of digitalization: opportunities and limitations The Sociological narrative of 2023: a new Social Reality: Life on the Threshold of Cyberpunk. 173–177.

Merton R.K., Fiske V., Kendall P.L. (1990). The Focused Interview: A Manual of Problems and Procedures New York: The Free Press.

Mescheryakova N.N., Rogotneva E.N. (2021). Digitalization: new risks for people with disabilities. problem statement. Tsifrovaya sotsiologiya. 4 (3). 44-52. doi: 10.26425/2658-347X-2021-4-3-44-52.

Mirzabalaeva F. I., Pashkova S. E., Antonova G. V., Anfalova A. V. (2024). Assessment and main approaches to promoting the employment of people with disabilities in the Russian labor market. Russian Journal of Labour Economics. 11 (11). 1911-1928. doi: 10.18334/et.11.11.121937.

Natsun L.N. (2017). Supported employment for people with disabilities: a review of international experience. Vestnik UrFU. Seriya: Ekonomika i upravlenie. 16 (4). 663–680. doi: 10.15826/vestnik.2017.16.4.032.

Pashkova S.E., Anfalova A.V. (2024). Issues of promoting employment of people with disabilities in the context of digitalization of the economic sphere Modern problems of economics and management. 251–255.

Polilova T. A. (2024). The problem of internet accessibility for the visually impaired. Preprinty IPM im. M.V. Keldysha. (51). 1-22. doi: 10.20948/prepr-2024-51.

Shuraleva S.V. (2023). On the impact of digital technologies on labor and employment of vulnerable groups of workers. Vestnik Permskogo universiteta. Yuridicheskie nauki. (62). 645-661. doi: 10.17072/1995-4190-2023-62-645-661.

Trinadtsatko A. A. (2025). Digital environment and employment of people with disabilities: opportunities and limitations. Sociology. (4). 114-121.

V. A. Lipatov, A. A. Solomakhin, I. I. Nekrylov [i dr.] (2025). Digital transformation in the labor market for disabled persons (case study: an industrial company). The world of new economy. 19 (1). 83-94. doi: 10.26794/2220-6469-2025-19-1-83-94.

Web Accessibility Initiative. Retrieved July 27, 2025, from https://www.w3.org/WAI/