Проблематика инклюзивного рынка труда и содействия занятости инвалидов в отечественной и зарубежной научной литературе
Боровкова Ю.О.1,2![]()
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
2 Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Теневая экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 9, Номер 3 (Июль-сентябрь 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83019452
Аннотация:
В статье представлен анализ проблематики инклюзивного рынка труда и механизмов содействия занятости инвалидов на основе изучения отечественной и зарубежной научной литературы. Исследование охватывает теоретические и практические аспекты интеграции людей с инвалидностью в профессиональную сферу, выявляет существующие барьеры и определяет эффективные стратегии их преодоления.
Автор проводит сравнительный анализ научных подходов к решению проблемы занятости инвалидов в различных источниках, выявляя ключевые тенденции развития инклюзивных практик, включая внедрение современных технологий, адаптацию рабочих мест и создание специализированных программ поддержки.
Особое внимание уделяется системному подходу к решению проблемы, включающему нормативно-правовое обеспечение, организационную поддержку, создание доступной среды, а также автором рассматриваются проблемы теневой занятости инвалидов.
Результаты исследования представляют интерес для специалистов в области социальной работы, кадрового менеджмента и органов власти, занимающихся разработкой программ содействия занятости инвалидов.
Ключевые слова: трудовая интеграция инвалидов, социальная государственная политика, инклюзивный рынок труда, нормативно-правовое регулирование трудоустройства лиц с ограниченными возможностями, меры поддержки занятости инвалидов, проблемы теневой и неформальной занятости инвалидов
JEL-классификация: J00, J01, J40, J49
Введение
В современных условиях развития общества вопросы инклюзивного рынка труда и обеспечения равных возможностей для всех категорий граждан приобретают особую значимость. Проблема занятости инвалидов, являясь одной из ключевых социальных задач, отражает степень цивилизованности и гуманности общества, его способность обеспечить достойный уровень жизни всем членам социума, независимо от состояния здоровья.
Актуальность исследования проблематики инклюзивного рынка труда обусловлена рядом факторов:
Во-первых, растущая численность людей с ограниченными возможностями здоровья требует новых подходов к организации их профессиональной интеграции.
Во-вторых, современные экономические реалии диктуют необходимость эффективного использования человеческого капитала, включая потенциал людей с инвалидностью.
В-третьих, развитие инклюзивных практик становится важным индикатором социальной ответственности государства и общества.
Исследование проблематики инклюзивного рынка труда и содействия занятости инвалидов представляет собой многогранную научную задачу, решение которой требует междисциплинарного подхода и тесного взаимодействия теоретического и практического знания. Актуальность данной проблематики определяется не только социальным запросом, но и необходимостью формирования эффективной системы профессиональной интеграции людей с инвалидностью в современное общество.
Основная часть
Современный мир можно охарактеризовать одной важной чертой – взятым курсом на инклюзивность. Данный принцип особенно актуализируется в развитых странах, где пост материальные ценности выходят на первый план: уделяется внимание реформе системы образования для возможности обучения людей с особенностями развития, создаются условия для полноценной интеграции таковых в социальную среду, а на рынке труда такие люди начинают занимать все большую долю. К сожалению, в Российской Федерации, вопрос трудоустройства инвалидов до конца не решен: всего около трети российских инвалидов официально трудоустроены [8], законодательство детально не проработано, и, более того, имеет множество противоречий, а сама цепочка «инвалид – рабочее место» не выстроена. Отдельного внимания также заслуживает тот факт, что государством реализуется единственная программа по поддержке инвалидов под названием «Доступная среда», однако, в ней не выделены ключевые показатели, а список мероприятий не связан друг с другом [8, С.136].
Труд свободный и достойный – это право каждого гражданина, которым можно как воспользоваться, так и отказаться от него. Например, инвалидам по законодательству России со стороны государства должна оказываться социальная защита, которая включает в себя:
- материальное обеспечение (п. 1 ст. 9 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях») [23];
- индивидуальную программу реабилитации с перечнем мероприятий и технических средств для нее (ст. 11 ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») [22] или компенсацию в случае приобретения за свой счет или невозможности предоставления;
- различные социальные услуги (п. 8 ст. 6.1, п. 1 ст. 6.2, п. 1 ст. 6.3, п. 2 ст. 6.5 ФЗ от 17.07.99 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи») [21];
- налоговые льготы (п. 22 ст. 217; п. 2 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации) [10];
- общедоступное и бесплатное образование (ст. 19 ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») [22];
- а также различные льготы на жилье (ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») [22].
Таким образом, существует выбор между проживанием с полноценной поддержкой со стороны государства в силу возраста, степени и особенностей инвалидности, или отсутствия желания, либо выходом на рынок труда и поиском самостоятельного заработка, а также реализацией своих целей и потребностей в труде.
Однако, как отмечают участники инклюзивного проекта Everland, существенным барьером при трудоустройстве человека с инвалидностью является потеря части социальных выплат, возвращение которой в случае неудачного опыта сопряжено с некоторыми издержками, что приводит скорее к пассивности и отказу от действий [13].
С другой стороны, тенденции на рынке труда, включая демографические тренды сокращения численности трудоспособного населения и увеличения нагрузки в связи со старением рабочей силы, способствуют особому вниманию к занятости в большинстве своем экономически неактивной категории – инвалидов [45]. Создание и развитие инклюзивного рынка труда на основе приведенных выше международных принципов и установок является основным и необходимым условием для улучшения ситуации во всех странах мира.
Говоря о трудоустройстве инвалидов, необходимо помнить тот факт, что люди с ОВЗ – это гетерогенная группа с неоднородными потребностями, обусловленными причинами, тяжестью и возрастом наступления инвалидности. Поэтому далеко не все представители этой категории населения могут или хотят стать экономически активными. В России, например, одной из основных причин инвалидности являются заболевания, приобретенные во взрослом возрасте [5, С. 4]. А возрастная структура людей с инвалидностью показывает, что из 10,9 млн инвалидов в стране 3,2 млн – трудоспособного возраста, то есть только около 34% [9].
Основными участниками рыночных отношений являются не только работники и поддерживаемое их государство, но и работодатели, целью которых в большинстве своем является получение наибольшей прибыли, что требует определенного уровня отдачи от работников. Поэтому один из главных вопросов относительно найма инвалидов заключается в том, смогут ли они и при каких условиях работать с той же производительностью, что и коллеги без ограничений. Различные исследования доказывают, что повышенная мотивация, которая происходит из необходимости обретения независимости, в том числе финансовой, желание заниматься какой-либо значимой деятельностью и лояльность принятых на работу инвалидов несут не только репутационные, моральные и юридические выгоды, но и экономические [24; 27; 35; 42]. Существуют реальные примеры повышения эффективности по сравнению с аналогичными учреждениями без сотрудников-инвалидов в совокупности с сокращением текучести кадров [36] или выгоды от адаптации не только рабочего места, но и времени [26].
Исходя из выше приведенных аргументов, необходимость мер поддержки и стимулирования занятости столь уязвимой группы подтверждается во многих странах. Однако, как отмечают исследователи и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), у человека с инвалидностью шанс получить работу остается гораздо более низким, чем у человека без нее [4; 28; 46]. Вместе с тем после трудоустройства остаются такие проблемы, как неполная, вынужденная частичная или условная занятость, более низкая заработная плата, повышенная вероятность увольнения и отсутствие карьерного роста [28; 29; 38; 43], что противоречит Конвенции и ее принципам запрета дискриминации по инвалидности, равных благоприятных условий, вознаграждения и возможностей.
Из-за возможных последствий сотрудники и соискатели с ОВЗ, в особенности с «невидимой» инвалидностью (под «невидимой» инвалидностью чаще всего понимают широкий спектр физических и психологических состояний, не имеющих видимых проявлений или особенностей, явно связанных с инвалидностью. Например, ВИЧ, депрессия, сенсорные нарушения, хронические заболевания по типу диабета, ревматоидного артрита и другие) [44], могут решить не раскрывать информацию о своем здоровье, что, как отмечают в различных статьях, влечет за собой как выгоды, так и издержки, причем с обеих сторон [34; 40; 45]. Из издержек сами инвалиды чаще всего отмечают, помимо перечисленных ранее, заниженные ожидания, социальную изоляцию, отсутствие уважения и снижение ответственности [1; 30; 33; 41; 45]. И как показал опрос Фон Шредера и коллег, четверть из решивших раскрыть информацию, таких было 80% респондентов, действительно столкнулась с негативными последствиями в долгосрочной перспективе [45]. Для работодателей среди издержек, в первую очередь, выделяется несоблюдение таким образом законодательства, а также невозможность создать благоприятный инклюзивный климат на рабочем месте, позволяющий обеспечить сотрудникам с ОВЗ справедливое обращение, более высокий уровень организационной поддержки и удовлетворенность работой. Помимо этого, затрудняется сбор информации и ее измерение, что могло бы улучшить политику принятия решений, например, в отношении отпусков, оздоровительных программ и т.д. [37; 45], репутацию компании на инклюзивном рынке труда в целом.
С другой стороны, раскрытие информации предоставляет возможность работодателю приспособить рабочее место (reasonable accommodations), соблюдать условия труда инвалида с учетом действующего законодательства, проявлять корпоративную социальную ответственность, а также обучать других работников по вопросам инвалидности, что помогло бы уменьшить количество стереотипов и поспособствовать интеграции сотрудников с ОВЗ в коллектив [1; 30; 33; 34; 37; 40; 41; 45].
Деятельность в сфере занятости такой уязвимой группы, как инвалиды, требует и долгосрочной стратегии, учитывающей применение мер уже сейчас. В связи с этим внимание со стороны поддержки стоит обратить на еще одну менее конкурентноспособную категорию на рынке труда – молодежь [7]. Необходимо учитывать тот факт, что доля инвалидов среди молодых людей повсеместно увеличивается, особенно относящихся к раннее упомянутым «невидимым» инвалидам [25], что делает проблему раскрытия информации и поддержки начиная со школьной скамьи актуальной. В данном случае инвалидность усложняет ситуацию еще сильнее: отсутствие опыта работы, дискриминация по инвалидности, необходимость получения профессионального обучения и равный доступ к нему, неразвитая система инклюзивного образования [2; 17]. Принимая во внимание указанные выше возможные барьеры, а также низкий уровень социального опыта, выпускники с инвалидностью выходят на рынок труда, сталкиваясь не только с затрудненной доступностью со стороны других участников рыночных отношений, но и с собственными психологическими комплексами [2; 31; 32; 39]. В результате проявляются низкие уровни мотивации и вовлеченности в трудовую деятельность, пассивность в отношении занятости, что вследствие приводит к потере потенциальных работников в будущем.
Описанное выше состояние инклюзивного рынка труда показывает необходимость применения мер для помощи в трудоустройстве как этапа полной интеграции инвалидов. В литературе выделают несколько основных рекомендаций, основанных на положительном опыте, показывающем эффективность данных способов поддержки (таблица 1.1).
Таблица 1.1 – Меры поддержки занятости инвалидов
|
Мера
|
Содержание
|
Исследования
|
|
Сопровождаемое
трудоустройство (supported employment)
|
Включает
комплекс мероприятий, направленных на содействие в поиске работы,
трудоустройстве, профессиональной адаптации и сопровождении на новом рабочем
месте, которые реализует наставник-специалист.
В совокупности с юридической, психологической и информационной поддержкой может способствовать формированию инклюзивного рынка труда. |
Антонова
Г. В., Кураева Л. Н., Бондарчук А. Г. [2];
Копалкина Е. Г. [6]; Обзор Фонда «Обнаженные сердца» [11]; Гурина М. А., Моисеев А. Д., Шурупова А. С. [4]; Фадин Н. И. [19] |
|
Единая
база данных
|
Укрепление
и развитие партнерских отношений всех субъектов трудоустройства для
обеспечения индивидуального подхода при подборе рабочего места
|
Фадин
Н. И. [19]
|
|
Обеспечение
доступности
|
Устранение
барьеров равного доступа к транспорту, физическому окружению, информации и
т.д., а также приспособление рабочих мест для инвалидов
|
Богомолова
Ю. И. [3];
Гурина М. А., Моисеев А. Д., Шурупова А. С. [4] |
|
Режим
неполного или гибкого рабочего времени и альтернативные форматы занятости
|
Возможность
неполного рабочего дня, гибкого графика, а также удаленной работы
|
Гурина
М. А., Моисеев А. Д., Шурупова А. С.;
Aichner T. [24]; Антонова Г. В., Кураева Л. Н., Бондарчук А. Г. |
|
Инклюзивное
образование и доступ к профессиональному обучению
|
|
Фадин
Н. И. [19]
|
|
Стажировки
и наставничество как первый опыт работы
|
Организация
стажировок для студентов-инвалидов без опыта работы на предприятиях с
возмещением работодателю части затрат
|
Антонова
Г. В., Кураева Л. Н., Бондарчук А. Г.;
Bonaccio S. et al. [28]; Гурина М. А., Моисеев А. Д., Шурупова А. С. [4] |
Приведенные меры уже применяются на практике в разных странах и компаниях, что имеет положительные результаты в процессе повышения занятости инвалидов, как показано в указанных исследованиях.
В России, как было уже упомянуто, ратифицирована Конвенция, что обязывает к выполнению указанных норм. Вопрос занятости инвалидов регулируется целой системой нормативно-правовых актов (таблица 1.2).
Таблица 1.2 – Система нормативно-правовых актов России в вопросе занятости инвалидов
|
Нормативно-правовой акт
|
Меры поддержки
|
|
«Трудовой
кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 04.08.2023), ст.
3 [18]
|
1)
запрет
дискриминации;
|
|
ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 №
181-ФЗ, ст. 20 [22]
|
2)
стимулирование
занятости инвалидов, в том числе предпринимательской деятельностью;
3) профессиональное обучение; |
|
Федеральный
закон от 12.12.2023 № 565-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О занятости населения в
Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025) [20]
|
4)
квотирование
рабочие мест;
5) сопровождаемое трудоустройство: a. индивидуальная помощь при трудоустройстве, b. создание условий, c. ускорение профессиональной адаптации, d. формирование пути его передвижения; |
|
Государственная
программа «Доступная среда» [12]
|
6)
совершенствование
комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, что включает в себя
предоставление услуг по профессиональной ориентации, образованию, обучению и
содействию в трудоустройстве, производственной адаптации [16];
|
|
План
мероприятий по реализации Концепции развития в Российской Федерации системы
комплексной реабилитации и абилитации инвалидов [15]
|
7)
механизмы
содействия трудоустройству инвалидов молодого возраста и дальнейшего
сопровождения;
|
|
План
мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2021-2024 годы [14]
|
8)
нововведения
в применении дистанционных форм деятельности служб занятости с инвалидами,
учебно-методических центров по обучению;
9) содействие трудоустройству выпускников из числа инвалидов с учетом практики целевого обучения. |
Стоит отметить, что современная нормативно-правовая система регулирования занятости инвалидов в Российской Федерации сформировалась как целостный многоуровневый институт, объединяющий федеральное и региональное законодательство в единую правовую конструкцию.
Эволюция правовой базы в изучаемом направлении призвана создать инклюзивное пространство, где каждый человек с ограниченными возможностями сможет в полной мере реализовать свой профессиональный потенциал, интегрироваться в общество и получить равные стартовые возможности на рынке труда.
Единственно возможным фактором столь негативного положения дел может быть лишь широкое распространение форм «теневой» занятости в среде инвалидов, когда работодатели ради получения государственных льгот и создания социально ответственного имиджа идут на имитацию трудовых процессов, лишь используя для отчетности документы инвалидов. Как показывает практика, чаще всего в таких схемах задействуются инвалиды пожилого возраста с их более низкими запросами и социальными перспективами. Действительно, учитывая объективно ограниченные возможности здоровья этих людей, трудно представить себе их полноценную включенность в современные процессы общественно полезной деятельности [3].
Теневая занятость инвалидов представляет собой специфическую форму трудовых отношений, характеризующуюся отсутствием официального оформления и уклонением от налоговых обязательств. Данное явление приобретает масштабный характер, создавая серьезные риски для социальной защиты уязвимых категорий граждан.
Рассматривая экономические составляющие проблемы теневой занятости инвалидов, стоит отметить комплекс взаимосвязанных факторов. Во-первых, работодатели, руководствуясь стремлением минимизировать издержки на социальное страхование и дополнительные выплаты, предпочитают оформлять трудовые отношения неофициально. Во-вторых, инвалиды, сталкиваясь с ограниченным доступом к формальному рынку труда, соглашаются на такие условия ради получения дополнительного дохода. Также инвалиды боятся официального трудоустройства по причине того, что им могут сократить социальные выплаты и иные льготы от государства.
Теневая занятость инвалидов ведет к дефициту поступления в бюджет различного рода отчислений. Таким образом, неуплата налогов и социальных взносов приводит к снижению эффективности государственных программ поддержки инвалидов, ухудшению статистических показателей по их трудоустройству. Более того, теневая занятость препятствует формированию достоверной картины рынка труда, что существенно затрудняет разработку и реализацию эффективных мер социальной политики.
Решение проблемы теневой занятости инвалидов может быть реализовано посредством внедрения комплексного подхода, основанного на усилении мер социальной поддержки и создании благоприятных условий для официального трудоустройства. Ключевым направлением становится развитие программ адаптации рабочих мест под потребности инвалидов, а также повышение уровня информированности о правах и гарантиях официально трудоустроенных работников.
Системный характер проблемы теневой занятости инвалидов обуславливает необходимость координации усилий государства, работодателей и общественных организаций. Стоит отметить, что только при условии официального трудоустройства инвалиды могут рассчитывать на полноценную защиту своих прав и получение всех предусмотренных законодательством социальных гарантий. В противном случае сохраняется риск дальнейшего распространения неформальных трудовых отношений, что негативно скажется на социальной стабильности общества в целом.
Преодоление проблемы теневой занятости инвалидов требует комплексного подхода, основанного на совершенствовании законодательной базы, развитии программ поддержки и повышении осведомленности всех участников трудовых отношений о последствиях неформальной занятости.
Заключение
Комплексный анализ научной литературы, посвященной вопросам инклюзивного рынка труда и проблемам занятости инвалидов, позволяет сформулировать ряд выводов, определяющих современное понимание данной проблематики.
Современные научные исследования убедительно демонстрируют, что вопрос интеграции людей с особыми потребностями в профессиональную сферу представляет собой многогранную проблему, требующую междисциплинарного подхода. В академическом сообществе сформировалось мнение о необходимости создания целостной системы мер, учитывающей как индивидуальные особенности соискателей, так и необходимость трансформации традиционных подходов к организации трудовой деятельности.
Эмпирические исследования выявляют сложную природу барьеров, препятствующих эффективной занятости людей с инвалидностью. Значительная часть существующих ограничений носит не столько физический, сколько социально-психологический характер, будучи следствием укоренившихся стереотипов и недостаточной осведомленности общества о потенциале данной категории граждан.
Отечественная научная мысль акцентирует внимание на необходимости совершенствования нормативно-правовой базы, модернизации системы профессиональной ориентации и развития инфраструктуры доступной среды. Особую актуальность приобретает вопрос создания действенных механизмов контроля за соблюдением трудовых прав инвалидов и повышения эффективности существующих программ поддержки занятости.
Сравнительный анализ научных достижений позволяет констатировать, что успешная интеграция людей с инвалидностью в профессиональную сферу возможна лишь при условии реализации системного подхода, включающего правовое регулирование, организационную поддержку, профессиональное обучение и создание безбарьерной среды.
Перспективные направления дальнейших исследований связаны с необходимостью адаптации передовых международных практик к национальным условиям, разработкой инновационных методов оценки эффективности программ поддержки занятости и изучением влияния цифровизации на возможности трудоустройства людей с особыми потребностями.
В заключение следует отметить, что проблематика инклюзивного рынка труда требует дальнейшего углубленного изучения с учетом современных тенденций развития общества и новых технологических возможностей, что позволит создать более эффективные механизмы содействия занятости инвалидов и обеспечить им равные возможности в профессиональной сфере.
Источники:
2. Антонова Г.В., Кураева Л.Н., Бондарчук А.Г. Проблемы трудоустройства выпускников с инвалидностью в реалиях современного рынка труда // Экономика труда. – 2020. – № 11. – c. 1007-1022. – doi: 10.18334/et.7.11.111100.
3. Богомолова Ю.И. Инвалиды на российском рынке труда: масштабы, проблемы, перспективы // Экономика труда. – 2018. – № 3. – c. 725-734. – doi: 10.18334/et.5.3.39421.
4. Гурина М.А., Моисеев А.Д., Шурупова А.С. К вопросу о повышении уровня занятости лиц с инвалидностью в России // Экономика труда. – 2019. – № 1. – c. 465-482. – doi: 10.18334/et.6.1.40450.
5. Колыбашкина Н., сухова А., Устинова М., Демьянова А., Шубина Д. Международный банк реконструкции и развития. - Washington DC: World bank group, 2021. – 1-42 c.
6. Копалкина Е.Г. Практика инклюзивного трудоустройства в современных условиях // Научный результат. Социология и управление. – 2022. – № 4. – c. 148-158. – doi: 10.18413/2408-9338-2022-8-4-1-2.
7. Лищук Е.Н., Капелюк С.Д. Трудоустройство молодых специалистов на российском рынке труда: ключевые тенденции // Экономика труда. – 2019. – № 3. – c. 1079-1092. – doi: 10.18334/et.6.3.40871.
8. Саломатин Ю.В., Москвина М.В. Система управления по содействию занятости инвалидов в России // Бизнес. Общество. Власть. – 2021. – № 3(41). – c. 135-157.
9. На 1 января 2025; женщины – 18-55, мужчины – 18-60 лет; рассчитано автором на основе: Положение инвалидов. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964# (дата обращения: 20.06.2025).
10. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 28.12.2024, с изм. от 21.01.2025) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)
11. Обзор: сопровождаемое трудоустройство людей с РАС и/или интеллектуальными нарушениями. Фонд «Обнаженные сердца». [Электронный ресурс]. URL: https://nakedheart.online/articles/obzor-situatsii-s-soprovozhdaemym-trudoustroistvom-ludei-s-ras-i-intellektualnymi-narusheniyami (дата обращения: 20.06.2025).
12. Паспорт Государственной программы «Доступная среда». Programs.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/04 (дата обращения: 20.06.2025).
13. Работать ли людям с инвалидностью в России: ситуация 2022?. Исследование проекта Everland. [Электронный ресурс]. URL: http://evland.tilda.ws/researches (дата обращения: 20.06.2025).
14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.10.2020 № 2655-р. Publication.pravo.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202010160027?index=1 (дата обращения: 20.06.2025).
15. Распоряжение Правительства РФ от 16.08.2022 № 2253-р «О Плане мероприятий по реализации Концепции развития в РФ системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года». Publication.pravo.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202208220034 (дата обращения: 20.06.2025).
16. Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2021 № 3711-р «Об утверждении Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года». Publication.pravo.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112280026 (дата обращения: 20.06.2025).
17. Смирнов М.А. Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта реализации содействия в трудоустройстве инвалидов молодого возраста // Технологии социальной работы с пожилыми и инвалидами: Материалы III Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. 2022. – c. 106-111.
18. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 07.04.2025)
19. Фадин Н.И. Содействие занятости инвалидов: актуальные проблемы и пути их решения // Социально-трудовые исследования. – 2022. – № 3(48). – c. 94-104. – doi: 10.34022/2658-3712-2022-48-3-94-104.
20. Федеральный закон от 12.12.2023 № 565-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_464093/ (дата обращения: 20.06.2025).
21. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 29.10.2024) «О государственной социальной помощи». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 20.06.2025).
22. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.10.2024) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения: 20.06.2025).
23. Федеральный закон от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ (ред. от 28.02.2025) «О страховых пенсиях». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156525/ (дата обращения: 20.06.2025).
24. Aichner T. The economic argument for hiring people with disabilities // Humanities and Social Sciences Communications. – 2021. – № 1. – p. 22. – doi: 10.1057/s41599-021-00707-y.
25. Beller J., Epping J. Disability trends in Europe by age-period-cohort analysis: Increasing disability in younger cohorts // Disability and Health Journal. – 20211. – № 1. – p. 100948. – doi: 10.1016/j.dhjo.2020.100948.
26. Workplace adaptations promoting the inclusion of persons with disabilities in mainstream employment: a case-study on employersʼ responses in Norway // Social Inclusion. – 2018. – № 2. – p. 34-45. – doi: 10.17645/si.v6i2.1332.
27. Work and employment for people with psychiatric disabilities // The British Journal of Psychiatry. – 2003. – № 6. – p. 467-468. – doi: 10.1192/bjp.182.6.467.
28. Bonaccio S., Connelly C.E., Gellatly Ia.R., Jetha A., Martin ginis K.A. The participation of people with disabilities in the workplace across the employment cycle: Employer concerns and research evidence // Journal of Business and Psychology. – 2020. – № 2. – p. 135-158. – doi: 10.1007/s10869-018-9602-5.
29. Brault M.W. et al. Americans with disabilities: 2010. - Washington, DC: US Department of Commerce, Economics and Statistics Administration, US Census Bureau, 2012. – 1-23 p.
30. Brohan E., Henderson C., Wheat K., Malcolm E., Clement S., Barley E.A., Slade M., Thornicroft G. Systematic review of beliefs, behaviours and influencing factors associated with disclosure of a mental health problem in the workplace // BMC Psychiatry. – 2012. – p. 1-14. – doi: 10.1186/1471-244x-12-11.
31. Carter E.W., Austin D., Trainor A.A. Predictors of postschool employment outcomes for young adults with severe disabilities // Journal of Disability Policy Studies. – 2012. – № 1. – p. 50-63. – doi: 10.1177/1044207311414680.
32. Cheatham L.P., Randolph K. Education and employment transitions among young adults with disabilities: Comparisons by disability status, type and severity // International Journal of Disability, Development and Education. – 2022. – № 2. – p. 467-490. – doi: 10.1080/1034912x.2020.1722073.
33. Dalgin R.S., Gilbride D. Perspectives of people with psychiatric disabilities on employment disclosure // Psychiatric Rehabilitation Journal. – 2003. – № 3. – p. 306-310. – doi: 10.2975/26.2003.306.310.
34. Goldberg S.G., Killeen M.B., OʼDay B. The disclosure conundrum: How people with psychiatric disabilities navigate employment // Psychology, Public Policy, and Law. – 2005. – № 3. – p. 463-500. – doi: 10.1037/1076-8971.11.3.463.
35. Hernandez B. et al. Reflections from employers on the disabled workforce: Focus groups with healthcare, hospitality and retail administrators // Employee Responsibilities and Rights Journal. – 2008. – № 3. – p. 157-164. – doi: 10.1007/s10672-008-9063-5.
36. Kaletta J.P., Binks D.J., Robinson R. Creating an Inclusive Workplace // Professional safety. – 2012. – № 6. – p. 62-71.
37. Khan N., Korac-Kakabadse N., Skouloudis A., Dimopoulos A. Diversity in the workplace: An overview of disability employment disclosures among UK firms // Corporate Social Responsibility and Environmental Management. – 2019. – № 1. – p. 170-185. – doi: 10.1002/csr.1669.
38. Konrad A.M. et al. Temporary work, underemployment and workplace accommodations: Relationship to well‐being for workers with disabilities // British Journal of Management. – 2013. – № 3. – p. 367-382. – doi: 10.1111/j.1467-8551.2011.00809.x.
39. Lindstrom L., Doren B., Miesch J. Waging a living: Career development and long-term employment outcomes for young adults with disabilities // Exceptional Children. – 2011. – № 4. – p. 423-434. – doi: 10.1177/001440291107700403.
40. Madaus J.W. Employment self-disclosure rates and rationales of university graduates with learning disabilities // Journal of Learning Disabilities. – 2008. – № 4. – p. 291-299. – doi: 10.1177/0022219407313805.
41. Madaus J.W., Foley T.E., McGuire J.M. Employment self-disclosure of postsecondary graduates with learning disabilities: Rates and rationales // Journal of Learning Disabilities. – 2002. – № 4. – p. 364-369.
42. Mavranezouli I. et al. The cost-effectiveness of supported employment for adults with autism in the United Kingdom // Autism. – 2014. – № 8. – p. 975-984. – doi: 10.1177/1362361313505720.
43. Removing Obstacles for Disabled Workers Would Strengthen the U.S. Labor Market. The Center for American Progress. [Электронный ресурс]. URL: https://www.americanprogress.org/article/removing-obstacles-for-disabled-workers-would-strengthen-the-u-s-labor-market/ (дата обращения: 20.06.2025).
44. Santuzzi A.M. et al. Invisible disabilities: Unique challenges for employees and organizations // Industrial and Organizational Psychology. – 2014. – № 2. – p. 204-219. – doi: 10.1111/iops.12134.
45. Von Schrader S., Malzer V., Bruyère S. Perspectives on disability disclosure: the importance of employer practices and workplace climate // Employee Responsibilities and Rights Journal. – 2014. – № 4. – p. 237-255. – doi: 10.1007/s10672-013-9227-9.
46. World report on disability. World Health Organization. [Электронный ресурс]. URL: https://documents1.worldbank.org/curated/en/665131468331271288/pdf/627830WP0World00PUBLIC00BOX361491B0.pdf (дата обращения: 20.06.2025).
Страница обновлена: 18.10.2025 в 10:16:02
Download PDF | Downloads: 11
The issues of an inclusive labor market and the promotion of disabled people employment in the domestic and foreign scientific literature
Borovkova Yu.O.Journal paper
Shadow Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 9, Number 3 (July-september 2025)
Abstract:
The article analyzes the issues of the inclusive labor market and mechanisms for promoting disabled people employment based on the study of domestic and foreign scientific literature. The research covers the theoretical and practical aspects of the integration of disabled people into the professional sphere, identifies existing barriers and particulariizes effective strategies to overcome them.
The author conducts a comparative analysis of scientific approaches to solving the problem of disabled people employment in various sources and identifies key trends in the development of inclusive practices, including the introduction of modern technologies, workplace adaptation and the creation of specialized support programs.
Special attention is paid to a systematic approach to solving the problem, including regulatory and organizational support and creation of an accessible environment.
The author examines the problems of shadow employment of people with disabilities.
The results of the study are of interest to specialists in the field of social work, personnel management and public authorities involved in the development of programs to promote disabled people employment.
Keywords: labor integration of disabled people, social state policy, inclusive labor market, normative legal regulation of disabled people employment, measures to support disabled people employment, problems of shadow and informal employment of disabled people
JEL-classification: J00, J01, J40, J49
References:
Work and employment for people with psychiatric disabilities (2003). The British Journal of Psychiatry. 182 (6). 467-468. doi: 10.1192/bjp.182.6.467.
Workplace adaptations promoting the inclusion of persons with disabilities in mainstream employment: a case-study on employersʼ responses in Norway (2018). Social Inclusion. 6 (2). 34-45. doi: 10.17645/si.v6i2.1332.
Aichner T. (2021). The economic argument for hiring people with disabilities Humanities and Social Sciences Communications. 8 (1). 22. doi: 10.1057/s41599-021-00707-y.
Antonova G.V., Kuraeva L.N., Bondarchuk A.G. (2020). Problems of disabled graduates employment in the modern labour market. Russian Journal of Labor Economics. 7 (11). 1007-1022. doi: 10.18334/et.7.11.111100.
Beller J., Epping J. (20211). Disability trends in Europe by age-period-cohort analysis: Increasing disability in younger cohorts Disability and Health Journal. 14 (1). 100948. doi: 10.1016/j.dhjo.2020.100948.
Bogomolova Yu.I. (2018). Disabled people in the Russian labor market: scale, problems, prospects. Russian Journal of Labour Economics. 5 (3). 725-734. doi: 10.18334/et.5.3.39421.
Bonaccio S., Connelly C.E., Gellatly Ia.R., Jetha A., Martin ginis K.A. (2020). The participation of people with disabilities in the workplace across the employment cycle: Employer concerns and research evidence Journal of Business and Psychology. 35 (2). 135-158. doi: 10.1007/s10869-018-9602-5.
Brault M.W. et al. (2012). Americans with disabilities: 2010 Washington DC: US Department of Commerce, Economics and Statistics Administration, US Census Bureau.
Brohan E., Henderson C., Wheat K., Malcolm E., Clement S., Barley E.A., Slade M., Thornicroft G. (2012). Systematic review of beliefs, behaviours and influencing factors associated with disclosure of a mental health problem in the workplace BMC Psychiatry. 12 1-14. doi: 10.1186/1471-244x-12-11.
Carter E.W., Austin D., Trainor A.A. (2012). Predictors of postschool employment outcomes for young adults with severe disabilities Journal of Disability Policy Studies. 23 (1). 50-63. doi: 10.1177/1044207311414680.
Cheatham L.P., Randolph K. (2022). Education and employment transitions among young adults with disabilities: Comparisons by disability status, type and severity International Journal of Disability, Development and Education. 69 (2). 467-490. doi: 10.1080/1034912x.2020.1722073.
Dalgin R.S., Gilbride D. (2003). Perspectives of people with psychiatric disabilities on employment disclosure Psychiatric Rehabilitation Journal. 26 (3). 306-310. doi: 10.2975/26.2003.306.310.
Fadin N.I. (2022). Facilitating employment for people with disabilities: current challenges and solutions. Sotsialno-trudovye issledovaniya. (3(48)). 94-104. doi: 10.34022/2658-3712-2022-48-3-94-104.
Goldberg S.G., Killeen M.B., OʼDay B. (2005). The disclosure conundrum: How people with psychiatric disabilities navigate employment Psychology, Public Policy, and Law. 11 (3). 463-500. doi: 10.1037/1076-8971.11.3.463.
Gurina M.A., Moiseev A.D., Shurupova A.S. (2019). To the issue of increasing of employment of disabled people in Russia. Russian Journal of Labor Economics. 6 (1). 465-482. doi: 10.18334/et.6.1.40450.
Hernandez B. et al. (2008). Reflections from employers on the disabled workforce: Focus groups with healthcare, hospitality and retail administrators Employee Responsibilities and Rights Journal. 20 (3). 157-164. doi: 10.1007/s10672-008-9063-5.
Kaletta J.P., Binks D.J., Robinson R. (2012). Creating an Inclusive Workplace Professional safety. 57 (6). 62-71.
Khan N., Korac-Kakabadse N., Skouloudis A., Dimopoulos A. (2019). Diversity in the workplace: An overview of disability employment disclosures among UK firms Corporate Social Responsibility and Environmental Management. 26 (1). 170-185. doi: 10.1002/csr.1669.
Kolybashkina N., sukhova A., Ustinova M., Demyanova A., Shubina D. (2021). International Bank for Reconstruction and Development Washington, DC: World bank group.
Konrad A.M. et al. (2013). Temporary work, underemployment and workplace accommodations: Relationship to well‐being for workers with disabilities British Journal of Management. 24 (3). 367-382. doi: 10.1111/j.1467-8551.2011.00809.x.
Kopalkina E.G. (2022). The practice of inclusive employment in modern conditions. Nauchnyy rezultat. Sotsiologiya i upravlenie. 8 (4). 148-158. doi: 10.18413/2408-9338-2022-8-4-1-2.
Lindstrom L., Doren B., Miesch J. (2011). Waging a living: Career development and long-term employment outcomes for young adults with disabilities Exceptional Children. 77 (4). 423-434. doi: 10.1177/001440291107700403.
Lischuk E.N., Kapelyuk S.D. (2019). Employment of young professionals in the russian labor market: key trends. Russian Journal of Labor Economics. 6 (3). 1079-1092. doi: 10.18334/et.6.3.40871.
Madaus J.W. (2008). Employment self-disclosure rates and rationales of university graduates with learning disabilities Journal of Learning Disabilities. 41 (4). 291-299. doi: 10.1177/0022219407313805.
Madaus J.W., Foley T.E., McGuire J.M. (2002). Employment self-disclosure of postsecondary graduates with learning disabilities: Rates and rationales Journal of Learning Disabilities. 35 (4). 364-369.
Mavranezouli I. et al. (2014). The cost-effectiveness of supported employment for adults with autism in the United Kingdom Autism. 18 (8). 975-984. doi: 10.1177/1362361313505720.
Removing Obstacles for Disabled Workers Would Strengthen the U.S. Labor MarketThe Center for American Progress. Retrieved June 20, 2025, from https://www.americanprogress.org/article/removing-obstacles-for-disabled-workers-would-strengthen-the-u-s-labor-market/
Salomatin Yu.V., Moskvina M.V. (2021). Management system of promotion employment of disabled people in Russia. Biznes. Obschestvo. Vlast. (3(41)). 135-157.
Santuzzi A.M. et al. (2014). Invisible disabilities: Unique challenges for employees and organizations Industrial and Organizational Psychology. 7 (2). 204-219. doi: 10.1111/iops.12134.
Smirnov M.A. (2022). Comparative analysis of domestic and foreign experience in the implementation of assistance in the employment of young people with disabilities Technologies of social work with the elderly and disabled. 106-111.
Von Schrader S., Malzer V., Bruyère S. (2014). Perspectives on disability disclosure: the importance of employer practices and workplace climate Employee Responsibilities and Rights Journal. 26 (4). 237-255. doi: 10.1007/s10672-013-9227-9.
World report on disabilityWorld Health Organization. Retrieved June 20, 2025, from https://documents1.worldbank.org/curated/en/665131468331271288/pdf/627830WP0World00PUBLIC00BOX361491B0.pdf
