Российская практика реализации прав инвалидов на труд и занятость

Кураева Л.Н.1, Мирзабалаева Ф.И.2,1
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты РФ, Россия, Москва
2 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 6 (Июнь 2023)

Цитировать:
Кураева Л.Н., Мирзабалаева Ф.И. Российская практика реализации прав инвалидов на труд и занятость // Экономика труда. – 2023. – Том 10. – № 6. – С. 843-858. – doi: 10.18334/et.10.6.117865.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=53991220

Аннотация:
Статья посвящена исследованию практики реализации статьи 27 Конвенции о правах инвалидов на российском рынке труда. Целью работы является выявление типичных нарушений обязательных требований законодательства по вопросам квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов и определение основных мероприятий по их профилактике нарушений обязательных требований в области квотирования. Объект исследования – рынок труда инвалидов. Предмет исследования – практика реализация права на труд и занятость инвалидов в соответствии со статьей 27 Конвенции ООН. Теоретической базой послужили: нормативно-правовые акты по организации квотирования рабочих мест для инвалидов; работы российских и зарубежных исследователей практики реализации прав инвалидов на труд и занятость, информационно-правовой портал Гарант. Результаты исследования могут способствовать разработке комплексных мер, направленных на трудоустройство инвалидов.

Ключевые слова: инвалиды, квотирование, права инвалидов, Конвенция о правах инвалидов

JEL-классификация: J14, J21, J24



ВВЕДЕНИЕ

Вопросы обеспечения трудовых прав инвалидов рассматриваются с позиций необходимости роста защищенности как с помощью общих, так и специально разработанных законов, политики и программ.

Статья 27 Конвенции о правах инвалидов (КПИ) закрепляет признание права инвалидов на труд наравне с другими: на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который инвалид свободно выбрал или на который он свободно согласился, в условиях, когда рынок труда и производственная среда являются открытыми, инклюзивными и доступными для инвалидов [9]. Государства-участники Конвенции выразили готовность обеспечивать и поощрять реализацию права на труд граждан с ограниченными способностями путем принятия, в том числе в законодательном порядке, надлежащих мер, в частности, на запрещение дискриминации по признаку инвалидности в отношении всех вопросов, касающихся всех форм занятости, включая условия приёма на работу, найма и занятости, сохранения работы, продвижения по службе и безопасных и здоровых условий труда (пп. "а" пункта 1 статьи 27).

Создание новых международных норм должно подкрепляться региональными, национальными и местными усилиями по их внедрению, поскольку “пробным камнем значимости КПИ является то, изменяет ли она политику и практику на национальном уровне и влияет ли это как-либо на реальные условия жизни инвалидов”. [29]

В России, по мнению специалистов, произошли существенные изменения в развитии и синхронизации российской нормативно-правовой базы, обеспечивающей правозащитный подход к инвалидности, учет прав и свободу обращении при их нарушении, меры пресечения дискриминации по признаку инвалидности, доступ к существующим системам государственных услуг и др., с международными стандартами в этой области. [19]

Важным для минимизации негативных факторов, влияющих на повышение занятости инвалидов, является определение мер по повышению эффективности работы всех субъектов рынка труда, развития инфраструктуры и институтов рынка труда. Группа авторов пришла к выводу, что неразвитость инфраструктуры доступной среды является не единственным препятствие на пути повышения занятости инвалидов, есть и другие – незаинтересованность работодателей в создании рабочих мест для инвалидов, преобладание иждивенческих настроений в среде инвалидов и т.д. [21]

Нацун Л.Н. считает, что инвалиды недостаточно включены в трудовую деятельность и для повышения реализации трудового потенциала инвалидов необходимо развивать практики дистанционной занятости, популяризацию успешных практик и проектов поддерживаемого трудоустройства инвалидов, совершенствование системы сопровождения соискателей с инвалидностью, и т.п. [12]

Кичерова М.Н., Лозовая В.С. предлагают активнее использовать потенциал новых форм организации занятости инвалидов (аутсорсинг, социальное предпринимательство). [8]

Так инвалиды в соответствии с российским законодательством относятся к социальной группе, которая нуждается в повышенных гарантиях и более строгой правовой защите, в том числе и в трудовой сфере. Гарантии трудовой занятости предоставляются инвалидам путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе путем установления в организациях квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для них. Рассмотрим более подробно вопросы реализации прав людей с инвалидностью в сфере трудоустройства на квотируемые рабочие места.

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ВОПРОСАМ КВОТИРОВАНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ПРИЕМА НА РАБОТУ ИНВАЛИДОВ

В соответствии с федеральным законодательством органами исполнительной власти субъектов РФ работодателям с численностью работников более 100 человек устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников, а работодателям, у которых численность работников составляет не менее 35 человек и не более 100 человек, может быть установлена квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников. В пределах квоты устанавливается и минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства граждан с инвалидностью.

В целях обеспечения доступности рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях малого и среднего бизнеса с численностью работников от 35 до 100 человек в 40 из 85 субъектов РФ установлена квота в максимальном (согласно федерального законодательства) размере - 3%, в 35 субъектах – 2% и только в 4 субъектах размер квоты составляет 1%. Квота для приема на работу инвалидов для работодателей с численностью коллектива менее 100 человек не установлена в 6 субъектах РФ - гг. Москва и Санкт-Петербург, Архангельская, Кировская, Свердловская и Курганская области.

Для работодателей с численностью работников свыше 100 человек в 20 субъектах РФ определена квота в размере - 4%, в 35 субъектах - 3%, в 30 субъектах – 2% (рисунок 1).

а) б)

Рисунок1 - Размер квоты рабочих мест для инвалидов, установленных органами исполнительной власти субъектов РФ. а - Квота для работодателей с численностью работников от 35 до 100 человек

б - Квота работодателей с численностью работников свыше 100 человек.

Источник: составлено авторами по нормативно-правовым актам (НПА) субъектов РФ [Электронный ресурс]. URL: https://internet.garant.ru/ (дата обращения 20.03.23)

Специфика отдельных организаций может не позволить создание или резервирование рабочих мест для инвалидов. В таком случае в нормативные правовые акты субъектов РФ внесены нормы, предусматривающие исполнение квоты альтернативными способами [10] (рисунок 2).

Рисунок 2 - Альтернативные варианты исполнения обязанности по квотированию рабочих мест для инвалидов в субъектах РФ.

Источник: Составлено авторами на основе анализа НПА субъектов РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 10.03.2023)

В субъектах РФ действуют нормативные правовые акты, устанавливающие региональную квоту (в рамках федерального законодательства), порядки реализации механизма квотирования рабочих мест для инвалидов и порядки взаимодействия между работодателями по исполнению квоты через аренду/создание/финансирование соответствующих рабочих мест у других работодателей.

Регулирование механизма квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов осуществляется с 01.03.2022 статьей 13.2. Закона о занятости населения [23] (ранее ст.21 Закона о социальной защите инвалидов). Важно, что в целях обеспечения инвалидам гарантий трудоустройства введена норма, ранее отсутствовавшая в федеральном законодательстве, устраняющая неоднозначность и уточняющая выполнение обязанности работодателя по квотированию: обязанность работодателя считается выполненной не с момента выделения или создания рабочего места в счет квоты, а только «в случае оформления в установленном порядке трудовых отношений с инвалидом» (ст.13.2. п.5).

Постановлением Правительства РФ от 14 марта 2022 г. N 366 утверждены Правила выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место [16].

В законе о занятости установлена обязанность работодателя не только выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, но и ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах и о выполнении квоты (ст.13.2 и ст.25). [7]

Таким образом, федеральное законодательство и нормативные правовые акты субъектов РФ достаточно подробно регламентируют механизм квотирования рабочих мест для инвалидов. Разработан также и механизм контроля за выполнением работодателями установленных квот. Соблюдение работодателями обязательных требований оценивается при осуществлении регионального государственного надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов.

При этом предусмотрена административная ответственность за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства. Неисполнение работодателем обязанности по созданию/выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (ч.1 ст. 5.42 КоАП). Непредставление или несвоевременное представление в орган службы занятости информации о созданных/выделенных рабочих местах в соответствии с установленной квотой влечет предупреждение или наложение административного штрафа (ст. 19.7 КоАП).

Важным является законодательное закрепление, что «специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются работодателями с учётом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оборудованию» (ст.22 ФЗ "О социальной защите инвалидов"). [22]

Следует отметить, что в целях практической реализации принципа недопустимости дискриминации по признаку инвалидности в сфере труда и занятости разработаны Методические рекомендации по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости [18]. В документе даны определения прямой и косвенной дискриминации в сфере труда и занятости инвалидов, а также приведены основные формы возможного проявления дискриминации.

Важным положением Методических рекомендаций является отнесение к формам проявления дискриминации «отказ в разумном приспособлении, в том числе невыполнение работодателем комплекса мероприятий по дооборудованию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями рабочего места для инвалида таким образом, чтобы не имелось ограничений или препятствий при выполнении им работы по сравнению с другими работниками».

Однако, признавая значимость данной проблематики, все же необходимо отметить, что закрепление законодательно на федеральном уровне положений, носящих в настоящее время рекомендательный характер, способствовало бы более высокому уровню социальной защиты инвалидов в части выявления признаков и пресечения дискриминации инвалидов при решении вопросов их трудоустройства и трудовой деятельности [5].

Эксперты отмечают, что отсутствие на законодательном уровне института разумного приспособления препятствует установлению четких пределов ответственности государства и работодателей по созданию специальных условий для инвалидов, компенсирующих ограничения их жизнедеятельности [6].

Кроме того, учитывая, что в вопросах трудоустройства и трудовой деятельности инвалиду зачастую сложно доказать, что он подвергался дискриминации со стороны работодателя, необходимо в законодательном порядке возложение обязанности по доказыванию факта отсутствия дискриминации по признаку инвалидности на лицо, допустившее нарушение прав инвалида. Внесение указанных изменений в законодательство позволит значительно повысить эффективность механизма защиты инвалидов от дискриминации в трудовой сфере.

Анализ правоприменительной практики соблюдения обязательных требований показал, что к нарушениям трудовых прав инвалидов приводят несоблюдение работодателями положений законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов и недостаточная социальная ответственность бизнеса. На рисунке 3 представлен перечень типичных нарушений обязательных требований законодательства по вопросам квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов.

Рисунок 3 - Типичные нарушения обязательных требований законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов

Источник: Составлено авторами на основе анализа НПА субъектов РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 10.03.2023)

Как показывает обзор правоприменительной практики [13; 3; 17; 15], наиболее часто возникают проблемы при трудоустройстве инвалидов по причинам неисполнения или ненадлежащего исполнения работодателями положений действующего законодательства [14]. При этом созданная система правового регулирования отношений по трудоустройству инвалидов позволяет разрешать споры, связанные с нарушением их права на труд и проявлением дискриминации в сфере труда, и привлекать к ответственности работодателей по вопросам трудоустройства инвалидов.

Авторы разделяют позицию исследователей, считающих что в целях более эффективного решения основных проблемных вопросов, связанных с реализацией трудовых прав инвалидов, целесообразно дальнейшее развитие мер поддержки государством работодателей, обеспечивающих трудоустройство инвалидов, и стимулирующих работодателей принимать на работу работников с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, актуален вопрос об ужесточении ответственности, применяемой в случае несоблюдения требований законодательства в сфере трудовых отношений между работодателями и инвалидами [2].

При этом в целях сокращения нарушений законодательства в сфере обеспечения трудоустройства и занятости инвалидов важным направлением является повышение уровня правовой компетентности работодателей, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению. Рекомендуемый перечень профилактических мероприятий представлен на рисунке 4.

Рисунок 4 - Мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в области квотирования рабочих мест для инвалидов

Источник: Составлено авторами

Существенное внимание исследователями уделено роли государственных служб занятости в повышении уровня трудоустройства инвалидов. Как показывает практика, успешный прямой контакт работодателей с региональными службами занятости играет значительную роль в повышении уровня выполнения обязательств по квотированию. Международные аналитики подтверждают, что соблюдение законодательства работодателями, а также ресурсы, навыки и компетентность региональных служб занятости - все это может значительно влиять на практический эффект политики и законов в области занятости. [27]

В зарубежных публикациях также подчеркивается, что низкая осведомленность работодателей, как стороны спроса на рынке труда, об эффективных стратегиях найма и удержания работников с ограниченными возможностями является одним из определяющих факторов низкого уровня трудоустройства инвалидов. [25]

Международные исследования также показывают, что знания работодателей, особенно на уровне HR и менеджмента, являются ключевым пороговым фактором, влияющим на приверженность работодателей к найму с учетом инвалидности, включая обучение руководства соответствующим законодательным требованиям и потенциальным условиям на рабочем месте [24], при этом национальные и местные службы занятости могут играть ключевую роль в установлении связей между работодателями и лицами, ищущими работу с ограниченными возможностями. [26]

Исследователи Мэтью С. Салех и Сюзанна М. Брюйер утверждают, что «желаемым результатом улучшения перспектив трудоустройства людей с ограниченными возможностями должны стать усилия многих заинтересованных сторон, включая правительство, систему образования/профессиональной подготовки, работодателей, поставщиков общественных услуг и движение защиты прав инвалидов». [28]

По мнению специалистов в области трудового права, российское законодательство подробно регламентирует вопросы реализации трудовых отношений с участием инвалидов и содержит достаточный объем правовых гарантий для защиты их трудовых прав [11; 4; 20; 1], тем не менее остается фактом, что в этой области еще предстоит добиться значительного прогресса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Региональным органам службы занятости необходимо развивать партнерские отношения с представителями бизнеса и занимать проактивную позицию в вопросах повышения уровня осведомленности работодателей, как в части обязательных требований в области квотирования рабочих мест для инвалидов, так и возможностей исполнения обязанности по квотированию. В этих целях, особенно в условиях изменений в законодательстве, может быть рекомендовано проведение совместных мероприятий, в рамках которых:

- разъяснение обязательных требований в области квотирования рабочих мест для инвалидов и консультирование по вопросам их исполнения;

- информирование об альтернативных вариантах выполнения квоты и разъяснение порядков взаимодействия между работодателями по исполнению квоты через аренду/создание/финансирование соответствующих рабочих мест у других работодателей;

- информирование работодателей об особенностях трудоустройства людей с инвалидностью, о возможных мерах поддержки трудоустройства и адаптации на рабочем месте лиц с инвалидностью;

- разъяснение порядка осуществления контрольно-надзорной функции;

- рассмотрение и обсуждение наиболее часто встречающихся нарушений в области квотирования рабочих мест;

- предложения работодателям, не исполняющих условия квотирования рабочих мест для инвалидов, услуг по содействию в подборе персонала на квотируемые рабочие места или организаций для аренды рабочих мест.

Продолжающая модернизация служб занятости предполагает использование таких инструментов как временный перевод работников к другому работодателю, финансирование временных работ, субсидирование найма, субсидирование расходов работодателя на обучение и другие меры по поддержке всех категорий населения, в том числе и инвалидов. Данные инструменты помогут сократить период трудоустройства, эффективнее использовать рабочую силу, сократить профессионально-квалификационные дисбалансы на рынке труда.

Динамично развивающиеся новые формы занятости позволяют активнее использовать труд инвалидов дистанционно, поэтому важно развивать цифровое право, которое регулировало бы социально-трудовые отношения социально уязвимых категорий населения.

Важно модернизировать технологическую основу служб занятости, чтобы минимизировать барьеры для трудоустройства инвалидов из регионов, повысить доступность услуг служб занятости для инвалидов из отдаленных и сельских регионов, обеспечить возможность работникам органов занятости адаптироваться под меняющиеся условия внешней среды. Динамично меняющаяся экономика отвечает на глобальные и локальные вызовы на рынке труда, создавая новые возможности для расширения занятости инвалидов.


Источники:

1. Андрианова В.В. Конвенция ООН о правах инвалидов в национальном законодательстве и правоприменительной практике: некоторые аспекты реализации статьи 27 // Современное право России: проблемы и перспективы: Материалы V международной научно-практической конференции. Москва, 2020. – c. 91-98.
2. Андрианова В.В. Привлечение к административной ответственности за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства. Npzhdialog.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://npzhdialog.ru/gallery/404422020.pdf (дата обращения: 15.04.2023).
3. Аскеров А. Споры по инвалидам, работающим в компаниях // Трудовое право. – 2020. – № 12. – c. 83-91.
4. Белова Т.В., Собенина М.А. Правовое регулирование трудовых отношений с участием инвалидов. / Глава в книге: Права инвалидов: правовое регулирование, механизмы защиты и реализации. - Москва: Московский государственный гуманитарно-экономический университет, 2017. – 70-99 c.
5. Васильева Ю.В. Социальная занятость инвалидов в Российской Федерации и международные нормы в сфере трудоустройства и занятости инвалидов: проблемы реализации // Ex Jure. – 2020. – № 2. – c. 131-141. – doi: 10.17072/2619-0648-2020-2-131-141.
6. Жаворонков Р.Н. Позиции судов по вопросам применения законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2017. – № 10(38). – c. 162-170. – doi: 10.17803/2311-5998.2017.38.10.162-170.
7. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Internet.garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://internet.garant.ru/#/document/10164333/paragraph/179771/doclist/1207/1/0/ed988401-7914-40e3-ad6b-65d8b30148de/%D0%97% (дата обращения: 10.04.2023).
8. Кичерова М.Н., Лозовая В.С. Формирование трудовых практик людей с инвалидностью // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2022. – № 3(31). – c. 21-42. – doi: 10.21684/2411-7897-2022-8-3-21-42.
9. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года и подписана от имени российской стороны в Нью-Йорке 24 сентября 2008 года. Ombudsmanspb.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://ombudsmanspb.ru/files/files/OON_02_site.pdf (дата обращения: 23.04.2023).
10. Кураева Л.Н., Мирзабалаева Ф.И. Региональные практики квотирования рабочих мест для инвалидов // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 6. – c. 1423-1438. – doi: 10.18334/epp.11.6.112199.
11. Масловская Т.С. Трудоустройство и трудовая деятельность инвалидов (по законодательству Российской Федерации). / Монография. - Москва: ООО «Издательство «Спутник+», 2017. – 121 c.
12. Нацун Л.Н. Влияние барьеров трудоустройства на характеристики занятости инвалидов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2022. – № 5. – c. 203-220. – doi: 10.15838/esc.2022.5.83.11.
13. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 сентября 2019 г. N 33-КГ19-6. Internet.garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://internet.garant.ru/#/document/72917106/paragraph/87:0 (дата обращения: 17.04.2023).
14. Павловская О.Ю. Занятость и трудоустройство инвалидов: правовые аспекты и актуальные проблемы правоприменения // Право и экономика. – 2015. – № 1(323). – c. 74-79.
15. Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08 апреля 2022 г. по делу N 16-1637/2022. Internet.garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://internet.garant.ru/#/document/326914668/paragraph/1/doclist/3527/showentries/ (дата обращения: 12.03.2023).
16. Постановление Правительства РФ от 14 марта 2022 г. N 366 «Об утверждении Правил выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место». Internet.garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://internet.garant.ru/#/document/403701790/paragraph/1/doclist/1204/1/0/c732ee4c-c981-4ef9-8d60-505a4e2eaff2/%D0 (дата обращения: 15.03.2023).
17. Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 09 марта 2022 г. по делу N 16-1677/2022. Internet.garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://internet.garant.ru/#/document/326899559/paragraph/1/doclist/3600/showentries/ (дата обращения: 20.04.2023).
18. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 ноября 2017 г. N 777 «Об утверждении методических рекомендаций по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости». Internet.garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://internet.garant.ru/#/document/71809226/paragraph/1/doclist/1171/1/0/c66018cb-759a-41c8-9d0b-8a446c3bef91/14 (дата обращения: 17.04.2023).
19. Рочева Я.С., Чернякина Т.С., Радуто В.И. Дискриминация людей с инвалидностью в оценках специалистов Всероссийских общественных организаций (по материалам социологического исследования) // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. – 2021. – № 2. – c. 29-37. – doi: 10.51692/1994-3776_2021_2_29.
20. Саломатин Ю.В., Москвина М.В. Система управления по содействию занятости инвалидов в России // Бизнес. Общество. Власть. – 2021. – № 3(41). – c. 135-157.
21. Тарабан О.В., Седых О.Г. Проблемы реализации занятости инвалидов: мнение экспертов // Экономика труда. – 2022. – № 2. – c. 321-332. – doi: 10.18334/et.9.2.114194.
22. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Internet.garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://internet.garant.ru/#/document/10164504/paragraph/160462/doclist/1186/1/0/f53fbc63-0f21-4db3-9672-397bf696dd40/19 (дата обращения: 11.04.2023).
23. Федеральный закон от 28 июня 2021 года N 219-ФЗ. Internet.garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://internet.garant.ru/#/document/10164504/paragraph/803995/doclist/1186/1/0/f53fbc63-0f21-4db3-9672- (дата обращения: 24.03.2023).
24. Chan F., Strauser D., Gervey R., Lee E.J. Introduction to demand-side factors related to employment of people with disabilities // Journal of Occupational Rehabilitation. – 2010. – № 4. – p. 407-411. – doi: 10.1007/s10926-010-9243-7.
25. Harris S.P., Owen R., Gould R. Parity of participation in liberal welfare states: Human rights, neoliberalism, disability and employment // Disability & Society. – 2012. – № 6. – p. 823-836. – doi: 10.1080/09687599.2012.679022.
26. Luecking R.G. Connecting employers with people who have intellectual disability // Intellectual and Developmental Disabilities. – 2011. – № 4. – p. 261-273. – doi: 10.1352/1934-9556-49.4.261.
27. Sainsbury R., Coleman-Fountain E. Diversity and change of the employment prospects of persons with disabilities: The impact of redistributive and regulatory provisions in a multilevel framework. DISCIT Deliverable 5.1. Retrieved from. Researchgate.ne. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/profile/Edmund_Coleman-Fountain/publication/ (дата обращения: 17.03.2023).
28. Saleh M.C., Bruyère S.M. Leveraging Employer Practices in Global Regulatory Frameworks to Improve Employment Outcomes for People with Disabilities // Social Inclusion. – 2018. – № 1. – p. 18-28. – doi: 10.17645/si.v6i1.1201.
29. Waldschmidt A., Sturm A., Karačić A., Dins T. Implementing the UN CRPD in European countries: A comparative study on the involvement of organizations representing persons with disabilities. / In book: The Changing Disability Policy System: Active Citizenship and Disability in Europe Volume 1. - New York: Routledge, 2017. – 177-195 p.

Страница обновлена: 07.04.2024 в 05:10:54