Российская практика реализации прав инвалидов на труд и занятость

Кураева Л.Н.1, Мирзабалаева Ф.И.2,1
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты РФ, Россия, Москва
2 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 6 (Июнь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=53991220

Аннотация:
Статья посвящена исследованию практики реализации статьи 27 Конвенции о правах инвалидов на российском рынке труда. Целью работы является выявление типичных нарушений обязательных требований законодательства по вопросам квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов и определение основных мероприятий по их профилактике нарушений обязательных требований в области квотирования. Объект исследования – рынок труда инвалидов. Предмет исследования – практика реализация права на труд и занятость инвалидов в соответствии со статьей 27 Конвенции ООН. Теоретической базой послужили: нормативно-правовые акты по организации квотирования рабочих мест для инвалидов; работы российских и зарубежных исследователей практики реализации прав инвалидов на труд и занятость, информационно-правовой портал Гарант. Результаты исследования могут способствовать разработке комплексных мер, направленных на трудоустройство инвалидов.

Ключевые слова: инвалиды, квотирование, права инвалидов, Конвенция о правах инвалидов

JEL-классификация: J14, J21, J24



ВВЕДЕНИЕ

Вопросы обеспечения трудовых прав инвалидов рассматриваются с позиций необходимости роста защищенности как с помощью общих, так и специально разработанных законов, политики и программ.

Статья 27 Конвенции о правах инвалидов (КПИ) закрепляет признание права инвалидов на труд наравне с другими: на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который инвалид свободно выбрал или на который он свободно согласился, в условиях, когда рынок труда и производственная среда являются открытыми, инклюзивными и доступными для инвалидов [9]. Государства-участники Конвенции выразили готовность обеспечивать и поощрять реализацию права на труд граждан с ограниченными способностями путем принятия, в том числе в законодательном порядке, надлежащих мер, в частности, на запрещение дискриминации по признаку инвалидности в отношении всех вопросов, касающихся всех форм занятости, включая условия приёма на работу, найма и занятости, сохранения работы, продвижения по службе и безопасных и здоровых условий труда (пп. "а" пункта 1 статьи 27).

Создание новых международных норм должно подкрепляться региональными, национальными и местными усилиями по их внедрению, поскольку “пробным камнем значимости КПИ является то, изменяет ли она политику и практику на национальном уровне и влияет ли это как-либо на реальные условия жизни инвалидов”. [29]

В России, по мнению специалистов, произошли существенные изменения в развитии и синхронизации российской нормативно-правовой базы, обеспечивающей правозащитный подход к инвалидности, учет прав и свободу обращении при их нарушении, меры пресечения дискриминации по признаку инвалидности, доступ к существующим системам государственных услуг и др., с международными стандартами в этой области. [19]

Важным для минимизации негативных факторов, влияющих на повышение занятости инвалидов, является определение мер по повышению эффективности работы всех субъектов рынка труда, развития инфраструктуры и институтов рынка труда. Группа авторов пришла к выводу, что неразвитость инфраструктуры доступной среды является не единственным препятствие на пути повышения занятости инвалидов, есть и другие – незаинтересованность работодателей в создании рабочих мест для инвалидов, преобладание иждивенческих настроений в среде инвалидов и т.д. [21]

Нацун Л.Н. считает, что инвалиды недостаточно включены в трудовую деятельность и для повышения реализации трудового потенциала инвалидов необходимо развивать практики дистанционной занятости, популяризацию успешных практик и проектов поддерживаемого трудоустройства инвалидов, совершенствование системы сопровождения соискателей с инвалидностью, и т.п. [12]

Кичерова М.Н., Лозовая В.С. предлагают активнее использовать потенциал новых форм организации занятости инвалидов (аутсорсинг, социальное предпринимательство). [8]

Так инвалиды в соответствии с российским законодательством относятся к социальной группе, которая нуждается в повышенных гарантиях и более строгой правовой защите, в том числе и в трудовой сфере. Гарантии трудовой занятости предоставляются инвалидам путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе путем установления в организациях квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для них. Рассмотрим более подробно вопросы реализации прав людей с инвалидностью в сфере трудоустройства на квотируемые рабочие места.

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ВОПРОСАМ КВОТИРОВАНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ПРИЕМА НА РАБОТУ ИНВАЛИДОВ

В соответствии с федеральным законодательством органами исполнительной власти субъектов РФ работодателям с численностью работников более 100 человек устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников, а работодателям, у которых численность работников составляет не менее 35 человек и не более 100 человек, может быть установлена квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников. В пределах квоты устанавливается и минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства граждан с инвалидностью.

В целях обеспечения доступности рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях малого и среднего бизнеса с численностью работников от 35 до 100 человек в 40 из 85 субъектов РФ установлена квота в максимальном (согласно федерального законодательства) размере - 3%, в 35 субъектах – 2% и только в 4 субъектах размер квоты составляет 1%. Квота для приема на работу инвалидов для работодателей с численностью коллектива менее 100 человек не установлена в 6 субъектах РФ - гг. Москва и Санкт-Петербург, Архангельская, Кировская, Свердловская и Курганская области.

Для работодателей с численностью работников свыше 100 человек в 20 субъектах РФ определена квота в размере - 4%, в 35 субъектах - 3%, в 30 субъектах – 2% (рисунок 1).

а) б)

Рисунок1 - Размер квоты рабочих мест для инвалидов, установленных органами исполнительной власти субъектов РФ. а - Квота для работодателей с численностью работников от 35 до 100 человек

б - Квота работодателей с численностью работников свыше 100 человек.

Источник: составлено авторами по нормативно-правовым актам (НПА) субъектов РФ [Электронный ресурс]. URL: https://internet.garant.ru/ (дата обращения 20.03.23)

Специфика отдельных организаций может не позволить создание или резервирование рабочих мест для инвалидов. В таком случае в нормативные правовые акты субъектов РФ внесены нормы, предусматривающие исполнение квоты альтернативными способами [10] (рисунок 2).

Рисунок 2 - Альтернативные варианты исполнения обязанности по квотированию рабочих мест для инвалидов в субъектах РФ.

Источник: Составлено авторами на основе анализа НПА субъектов РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 10.03.2023)

В субъектах РФ действуют нормативные правовые акты, устанавливающие региональную квоту (в рамках федерального законодательства), порядки реализации механизма квотирования рабочих мест для инвалидов и порядки взаимодействия между работодателями по исполнению квоты через аренду/создание/финансирование соответствующих рабочих мест у других работодателей.

Регулирование механизма квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов осуществляется с 01.03.2022 статьей 13.2. Закона о занятости населения [23] (ранее ст.21 Закона о социальной защите инвалидов). Важно, что в целях обеспечения инвалидам гарантий трудоустройства введена норма, ранее отсутствовавшая в федеральном законодательстве, устраняющая неоднозначность и уточняющая выполнение обязанности работодателя по квотированию: обязанность работодателя считается выполненной не с момента выделения или создания рабочего места в счет квоты, а только «в случае оформления в установленном порядке трудовых отношений с инвалидом» (ст.13.2. п.5).

Постановлением Правительства РФ от 14 марта 2022 г. N 366 утверждены Правила выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место [16].

В законе о занятости установлена обязанность работодателя не только выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, но и ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах и о выполнении квоты (ст.13.2 и ст.25). [7]

Таким образом, федеральное законодательство и нормативные правовые акты субъектов РФ достаточно подробно регламентируют механизм квотирования рабочих мест для инвалидов. Разработан также и механизм контроля за выполнением работодателями установленных квот. Соблюдение работодателями обязательных требований оценивается при осуществлении регионального государственного надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов.

При этом предусмотрена административная ответственность за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства. Неисполнение работодателем обязанности по созданию/выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (ч.1 ст. 5.42 КоАП). Непредставление или несвоевременное представление в орган службы занятости информации о созданных/выделенных рабочих местах в соответствии с установленной квотой влечет предупреждение или наложение административного штрафа (ст. 19.7 КоАП).

Важным является законодательное закрепление, что «специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются работодателями с учётом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оборудованию» (ст.22 ФЗ "О социальной защите инвалидов"). [22]

Следует отметить, что в целях практической реализации принципа недопустимости дискриминации по признаку инвалидности в сфере труда и занятости разработаны Методические рекомендации по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости [18]. В документе даны определения прямой и косвенной дискриминации в сфере труда и занятости инвалидов, а также приведены основные формы возможного проявления дискриминации.

Важным положением Методических рекомендаций является отнесение к формам проявления дискриминации «отказ в разумном приспособлении, в том числе невыполнение работодателем комплекса мероприятий по дооборудованию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями рабочего места для инвалида таким образом, чтобы не имелось ограничений или препятствий при выполнении им работы по сравнению с другими работниками».

Однако, признавая значимость данной проблематики, все же необходимо отметить, что закрепление законодательно на федеральном уровне положений, носящих в настоящее время рекомендательный характер, способствовало бы более высокому уровню социальной защиты инвалидов в части выявления признаков и пресечения дискриминации инвалидов при решении вопросов их трудоустройства и трудовой деятельности [5].

Эксперты отмечают, что отсутствие на законодательном уровне института разумного приспособления препятствует установлению четких пределов ответственности государства и работодателей по созданию специальных условий для инвалидов, компенсирующих ограничения их жизнедеятельности [6].

Кроме того, учитывая, что в вопросах трудоустройства и трудовой деятельности инвалиду зачастую сложно доказать, что он подвергался дискриминации со стороны работодателя, необходимо в законодательном порядке возложение обязанности по доказыванию факта отсутствия дискриминации по признаку инвалидности на лицо, допустившее нарушение прав инвалида. Внесение указанных изменений в законодательство позволит значительно повысить эффективность механизма защиты инвалидов от дискриминации в трудовой сфере.

Анализ правоприменительной практики соблюдения обязательных требований показал, что к нарушениям трудовых прав инвалидов приводят несоблюдение работодателями положений законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов и недостаточная социальная ответственность бизнеса. На рисунке 3 представлен перечень типичных нарушений обязательных требований законодательства по вопросам квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов.

Рисунок 3 - Типичные нарушения обязательных требований законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов

Источник: Составлено авторами на основе анализа НПА субъектов РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 10.03.2023)

Как показывает обзор правоприменительной практики [13; 3; 17; 15], наиболее часто возникают проблемы при трудоустройстве инвалидов по причинам неисполнения или ненадлежащего исполнения работодателями положений действующего законодательства [14]. При этом созданная система правового регулирования отношений по трудоустройству инвалидов позволяет разрешать споры, связанные с нарушением их права на труд и проявлением дискриминации в сфере труда, и привлекать к ответственности работодателей по вопросам трудоустройства инвалидов.

Авторы разделяют позицию исследователей, считающих что в целях более эффективного решения основных проблемных вопросов, связанных с реализацией трудовых прав инвалидов, целесообразно дальнейшее развитие мер поддержки государством работодателей, обеспечивающих трудоустройство инвалидов, и стимулирующих работодателей принимать на работу работников с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, актуален вопрос об ужесточении ответственности, применяемой в случае несоблюдения требований законодательства в сфере трудовых отношений между работодателями и инвалидами [2].

При этом в целях сокращения нарушений законодательства в сфере обеспечения трудоустройства и занятости инвалидов важным направлением является повышение уровня правовой компетентности работодателей, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению. Рекомендуемый перечень профилактических мероприятий представлен на рисунке 4.

Рисунок 4 - Мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в области квотирования рабочих мест для инвалидов

Источник: Составлено авторами

Существенное внимание исследователями уделено роли государственных служб занятости в повышении уровня трудоустройства инвалидов. Как показывает практика, успешный прямой контакт работодателей с региональными службами занятости играет значительную роль в повышении уровня выполнения обязательств по квотированию. Международные аналитики подтверждают, что соблюдение законодательства работодателями, а также ресурсы, навыки и компетентность региональных служб занятости - все это может значительно влиять на практический эффект политики и законов в области занятости. [27]

В зарубежных публикациях также подчеркивается, что низкая осведомленность работодателей, как стороны спроса на рынке труда, об эффективных стратегиях найма и удержания работников с ограниченными возможностями является одним из определяющих факторов низкого уровня трудоустройства инвалидов. [25]

Международные исследования также показывают, что знания работодателей, особенно на уровне HR и менеджмента, являются ключевым пороговым фактором, влияющим на приверженность работодателей к найму с учетом инвалидности, включая обучение руководства соответствующим законодательным требованиям и потенциальным условиям на рабочем месте [24], при этом национальные и местные службы занятости могут играть ключевую роль в установлении связей между работодателями и лицами, ищущими работу с ограниченными возможностями. [26]

Исследователи Мэтью С. Салех и Сюзанна М. Брюйер утверждают, что «желаемым результатом улучшения перспектив трудоустройства людей с ограниченными возможностями должны стать усилия многих заинтересованных сторон, включая правительство, систему образования/профессиональной подготовки, работодателей, поставщиков общественных услуг и движение защиты прав инвалидов». [28]

По мнению специалистов в области трудового права, российское законодательство подробно регламентирует вопросы реализации трудовых отношений с участием инвалидов и содержит достаточный объем правовых гарантий для защиты их трудовых прав [11; 4; 20; 1], тем не менее остается фактом, что в этой области еще предстоит добиться значительного прогресса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Региональным органам службы занятости необходимо развивать партнерские отношения с представителями бизнеса и занимать проактивную позицию в вопросах повышения уровня осведомленности работодателей, как в части обязательных требований в области квотирования рабочих мест для инвалидов, так и возможностей исполнения обязанности по квотированию. В этих целях, особенно в условиях изменений в законодательстве, может быть рекомендовано проведение совместных мероприятий, в рамках которых:

- разъяснение обязательных требований в области квотирования рабочих мест для инвалидов и консультирование по вопросам их исполнения;

- информирование об альтернативных вариантах выполнения квоты и разъяснение порядков взаимодействия между работодателями по исполнению квоты через аренду/создание/финансирование соответствующих рабочих мест у других работодателей;

- информирование работодателей об особенностях трудоустройства людей с инвалидностью, о возможных мерах поддержки трудоустройства и адаптации на рабочем месте лиц с инвалидностью;

- разъяснение порядка осуществления контрольно-надзорной функции;

- рассмотрение и обсуждение наиболее часто встречающихся нарушений в области квотирования рабочих мест;

- предложения работодателям, не исполняющих условия квотирования рабочих мест для инвалидов, услуг по содействию в подборе персонала на квотируемые рабочие места или организаций для аренды рабочих мест.

Продолжающая модернизация служб занятости предполагает использование таких инструментов как временный перевод работников к другому работодателю, финансирование временных работ, субсидирование найма, субсидирование расходов работодателя на обучение и другие меры по поддержке всех категорий населения, в том числе и инвалидов. Данные инструменты помогут сократить период трудоустройства, эффективнее использовать рабочую силу, сократить профессионально-квалификационные дисбалансы на рынке труда.

Динамично развивающиеся новые формы занятости позволяют активнее использовать труд инвалидов дистанционно, поэтому важно развивать цифровое право, которое регулировало бы социально-трудовые отношения социально уязвимых категорий населения.

Важно модернизировать технологическую основу служб занятости, чтобы минимизировать барьеры для трудоустройства инвалидов из регионов, повысить доступность услуг служб занятости для инвалидов из отдаленных и сельских регионов, обеспечить возможность работникам органов занятости адаптироваться под меняющиеся условия внешней среды. Динамично меняющаяся экономика отвечает на глобальные и локальные вызовы на рынке труда, создавая новые возможности для расширения занятости инвалидов.


Источники:

1. Андрианова В.В. Конвенция ООН о правах инвалидов в национальном законодательстве и правоприменительной практике: некоторые аспекты реализации статьи 27 // Современное право России: проблемы и перспективы: Материалы V международной научно-практической конференции. Москва, 2020. – c. 91-98.
2. Андрианова В.В. Привлечение к административной ответственности за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства. Npzhdialog.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://npzhdialog.ru/gallery/404422020.pdf (дата обращения: 15.04.2023).
3. Аскеров А. Споры по инвалидам, работающим в компаниях // Трудовое право. – 2020. – № 12. – c. 83-91.
4. Белова Т.В., Собенина М.А. Правовое регулирование трудовых отношений с участием инвалидов. / Глава в книге: Права инвалидов: правовое регулирование, механизмы защиты и реализации. - Москва: Московский государственный гуманитарно-экономический университет, 2017. – 70-99 c.
5. Васильева Ю.В. Социальная занятость инвалидов в Российской Федерации и международные нормы в сфере трудоустройства и занятости инвалидов: проблемы реализации // Ex Jure. – 2020. – № 2. – c. 131-141. – doi: 10.17072/2619-0648-2020-2-131-141.
6. Жаворонков Р.Н. Позиции судов по вопросам применения законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2017. – № 10(38). – c. 162-170. – doi: 10.17803/2311-5998.2017.38.10.162-170.
7. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Internet.garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://internet.garant.ru/#/document/10164333/paragraph/179771/doclist/1207/1/0/ed988401-7914-40e3-ad6b-65d8b30148de/%D0%97% (дата обращения: 10.04.2023).
8. Кичерова М.Н., Лозовая В.С. Формирование трудовых практик людей с инвалидностью // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2022. – № 3(31). – c. 21-42. – doi: 10.21684/2411-7897-2022-8-3-21-42.
9. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года и подписана от имени российской стороны в Нью-Йорке 24 сентября 2008 года. Ombudsmanspb.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://ombudsmanspb.ru/files/files/OON_02_site.pdf (дата обращения: 23.04.2023).
10. Кураева Л.Н., Мирзабалаева Ф.И. Региональные практики квотирования рабочих мест для инвалидов // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 6. – c. 1423-1438. – doi: 10.18334/epp.11.6.112199.
11. Масловская Т.С. Трудоустройство и трудовая деятельность инвалидов (по законодательству Российской Федерации). / Монография. - Москва: ООО «Издательство «Спутник+», 2017. – 121 c.
12. Нацун Л.Н. Влияние барьеров трудоустройства на характеристики занятости инвалидов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2022. – № 5. – c. 203-220. – doi: 10.15838/esc.2022.5.83.11.
13. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 сентября 2019 г. N 33-КГ19-6. Internet.garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://internet.garant.ru/#/document/72917106/paragraph/87:0 (дата обращения: 17.04.2023).
14. Павловская О.Ю. Занятость и трудоустройство инвалидов: правовые аспекты и актуальные проблемы правоприменения // Право и экономика. – 2015. – № 1(323). – c. 74-79.
15. Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08 апреля 2022 г. по делу N 16-1637/2022. Internet.garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://internet.garant.ru/#/document/326914668/paragraph/1/doclist/3527/showentries/ (дата обращения: 12.03.2023).
16. Постановление Правительства РФ от 14 марта 2022 г. N 366 «Об утверждении Правил выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место». Internet.garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://internet.garant.ru/#/document/403701790/paragraph/1/doclist/1204/1/0/c732ee4c-c981-4ef9-8d60-505a4e2eaff2/%D0 (дата обращения: 15.03.2023).
17. Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 09 марта 2022 г. по делу N 16-1677/2022. Internet.garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://internet.garant.ru/#/document/326899559/paragraph/1/doclist/3600/showentries/ (дата обращения: 20.04.2023).
18. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 ноября 2017 г. N 777 «Об утверждении методических рекомендаций по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости». Internet.garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://internet.garant.ru/#/document/71809226/paragraph/1/doclist/1171/1/0/c66018cb-759a-41c8-9d0b-8a446c3bef91/14 (дата обращения: 17.04.2023).
19. Рочева Я.С., Чернякина Т.С., Радуто В.И. Дискриминация людей с инвалидностью в оценках специалистов Всероссийских общественных организаций (по материалам социологического исследования) // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. – 2021. – № 2. – c. 29-37. – doi: 10.51692/1994-3776_2021_2_29.
20. Саломатин Ю.В., Москвина М.В. Система управления по содействию занятости инвалидов в России // Бизнес. Общество. Власть. – 2021. – № 3(41). – c. 135-157.
21. Тарабан О.В., Седых О.Г. Проблемы реализации занятости инвалидов: мнение экспертов // Экономика труда. – 2022. – № 2. – c. 321-332. – doi: 10.18334/et.9.2.114194.
22. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Internet.garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://internet.garant.ru/#/document/10164504/paragraph/160462/doclist/1186/1/0/f53fbc63-0f21-4db3-9672-397bf696dd40/19 (дата обращения: 11.04.2023).
23. Федеральный закон от 28 июня 2021 года N 219-ФЗ. Internet.garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://internet.garant.ru/#/document/10164504/paragraph/803995/doclist/1186/1/0/f53fbc63-0f21-4db3-9672- (дата обращения: 24.03.2023).
24. Chan F., Strauser D., Gervey R., Lee E.J. Introduction to demand-side factors related to employment of people with disabilities // Journal of Occupational Rehabilitation. – 2010. – № 4. – p. 407-411. – doi: 10.1007/s10926-010-9243-7.
25. Harris S.P., Owen R., Gould R. Parity of participation in liberal welfare states: Human rights, neoliberalism, disability and employment // Disability & Society. – 2012. – № 6. – p. 823-836. – doi: 10.1080/09687599.2012.679022.
26. Luecking R.G. Connecting employers with people who have intellectual disability // Intellectual and Developmental Disabilities. – 2011. – № 4. – p. 261-273. – doi: 10.1352/1934-9556-49.4.261.
27. Sainsbury R., Coleman-Fountain E. Diversity and change of the employment prospects of persons with disabilities: The impact of redistributive and regulatory provisions in a multilevel framework. DISCIT Deliverable 5.1. Retrieved from. Researchgate.ne. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/profile/Edmund_Coleman-Fountain/publication/ (дата обращения: 17.03.2023).
28. Saleh M.C., Bruyère S.M. Leveraging Employer Practices in Global Regulatory Frameworks to Improve Employment Outcomes for People with Disabilities // Social Inclusion. – 2018. – № 1. – p. 18-28. – doi: 10.17645/si.v6i1.1201.
29. Waldschmidt A., Sturm A., Karačić A., Dins T. Implementing the UN CRPD in European countries: A comparative study on the involvement of organizations representing persons with disabilities. / In book: The Changing Disability Policy System: Active Citizenship and Disability in Europe Volume 1. - New York: Routledge, 2017. – 177-195 p.

Страница обновлена: 04.08.2025 в 00:58:09

 

 

Russian practice in the realization of labor and employment rights of persons with disabilities

Kuraeva L.N., Mirzabalaeva F.I.

Journal paper

Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 10, Number 6 (June 2023)

Citation:

Abstract:
The article is devoted to the study of the practice of implementing Article 27 of the Convention on the Rights of Persons with Disabilities in the Russian labor market. The research purpose was to identify typical violations of mandatory requirements of legislation on job quotas for hiring disabled people and to identify the main measures for their prevention of violations of mandatory requirements in the field of quotas. The object of the study was the labor market of disabled people. The subject of the study was the practice in the realization of labor and employment rights of persons with disabilities in accordance with Article 27 of the UN Convention. Normative legal acts on quotas of jobs for the disabled, works of Russian and foreign researchers devoted to the practice in the realization of labor and employment rights of persons with disabilities and the information and legal portal Garant data were used as the theoretical basis. The results of the study can contribute to the development of comprehensive measures aimed at the employment of disabled people.

Keywords: persons with disabilities, quotas, rights of persons with disabilities, Convention on the Rights of Persons with Disabilities

JEL-classification: J14, J21, J24