Проблемы получения образования и трудоустройства инвалидов в условиях цифровизации экономики

Мануйленко Э.В.1, Попова М.В.1, Медникова Е.В.1
1 Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

Статья в журнале

Информатизация в цифровой экономике (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 1 (Январь-март 2024)

Цитировать:
Мануйленко Э.В., Попова М.В., Медникова Е.В. Проблемы получения образования и трудоустройства инвалидов в условиях цифровизации экономики // Информатизация в цифровой экономике. – 2024. – Том 5. – № 1. – С. 125-136. – doi: 10.18334/ide.5.1.120530.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=68014860

Аннотация:
В работе рассмотрены результаты анализа динамики численности студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью в Ростовской области за 2017-2023 гг., а также результаты исследования рынка труда. Актуальность данного исследования заключается в том, что цифровизация системы высшего образования и рынка труда оказывает существенное влияние на социализацию и адаптацию лиц с инвалидностью в общество. В целях улучшения мер по социализации данной категории населения необходимо иметь четкое представление о проблемах, существующих в сфере образования и на рынке труда в регионе, для предоставления рекомендаций по своевременному их решению.

Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья, рынок труда, система образования, цифровизация экономики

JEL-классификация: J21, J23, J24, I21, I23, I25, I26, I28



Введение

В современном мире все большую актуальность набирает проблема естественного старения и из этого вытекающей проблемы инвалидизации населения. В целом общее число инвалидов в мире за последнее время возросло и составляет более 1 млрд. человек. При этом около 80% инвалидов проживают в развитых странах [1].

Среди причин стремительного роста числа инвалидов выделяют демографические причины. В последнее время в развитых странах увеличивается средняя продолжительность жизни, однако при этом снижается уровень рождаемости. В связи с этим высоки риски появления такой демографической ситуации, когда большая часть населения будет состоять из людей пожилого возраста, которые наиболее склоны к развитию и появлению хронических заболеваний и инвалидизации.

В России численность инвалидов на начало января 2023 года составляет около 11 млн [2], т.е. почти 7,5% от общего числа населения страны. Несмотря на наблюдаемую тенденцию в России к снижению числа инвалидов, нельзя отрицать проблему адаптации данной категории населения к социальной жизни. Инвалиды на ежедневной основе сталкиваются с различными проблемами, в том числе связанных с получением образования в университетах, трудоустройстве и дальнейшей карьере.

Целью исследования выступает обобщение проблем, с которыми сталкиваются лица с инвалидностью или ОВЗ в Ростовской области при получении высшего образования и дальнейшем трудоустройстве и профессиональной карьере. Задачи, которые необходимо решить в ходе исследования:

- провести статистический анализ динамики численности студентов с инвалидностью и ОВЗ в Ростовской области в 2017-2023 гг.;

- изучить рынок труда Ростовской области для лиц с ОВЗ, а именно его доступность для данной категории лиц, соответствие спроса и предложения на рынке труда;

- выявить общие проблемы в сфере высшего образования и рынка труда Ростовской области для инвалидов и дать общие рекомендации по устранению этих проблем.

Основная часть

1. Анализ динамики студентов с инвалидностью в Ростовской области

Для исследования авторами работы была сгруппирована информация из Формы № ВПО-1, размещенная в свободном доступе на сайте Министерства науки и высшего образования и включающая в себя сведения об образовательных организациях по всем программам и видам обучения.

Для анализа использовались сведения только о государственных университетах Ростовской области. Выбор обусловлен тем, что именно в государственных вузах выделяются бюджетные места для данной категории абитуриентов и возможно поступление в рамках квоты. Рассмотрены были только студенты очной формы обучения как наиболее масштабная группа обучающихся. Также именно на очной форме возможно применение эффективных мер по адаптации и социализации лиц с инвалидностью и ОВЗ благодаря ежедневной работе с данной категорией студентов.

На рисунке 1 отражена динамика численности обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ в государственных университетах Ростовской области на очной форме обучения.

Рисунок 1. Динамика обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ростовской области в 2017-2023 гг. (в чел.)

Источник: составлено авторами на основе данных с официального сайта Министерства науки и высшего образования Российской Федерации [3].

Из рисунка 1 видно, что на рассматриваемом временном периоде наблюдается положительная динамика числа студентов с инвалидность на программах бакалавриата. Это может свидетельствовать об эффективности системы создания бюджетных и квотируемых мест для лиц с инвалидностью или ОВЗ в регионе. Общее число обучающихся с инвалидность, включая специалитет и магистратуру, также имеет тенденцию к увеличению.

Также авторами был произведен расчет следующих показателей – цепной и базисный темпы роста, цепной и базисный темпы прироста – которые представлены в таблице 1.

Исходя из данных в таблице 1, можно отметить, что в 2023 году базисный темп прироста составил 32,72%, т.е. за последние шесть лет общее число обучающихся с инвалидностью в Ростовской области увеличилось на 32,72%. Наибольший прирост данной категории обучающихся наблюдается в 2020 году – тогда число обучающихся превысило прошлогодний показатель на 16,23%. Это показывает цепной темп прироста. Наибольший спад числа обучающихся с инвалидностью в сравнении с прошлогодним показателем наблюдался в 2019 году в отношении 2018 года.

Таблица 1

Расчет цепного и базисного темпов роста и прироста показателей численности обучающихся с инвалидностью в Ростовской области

Год
Всего (чел.)
Цепной темп роста
Базисный темп роста
Цепной темп прироста (проц.)
Базисный темп прироста
(проц.)
1
2
3
4
5
6
2017
654
0
100
0
0
2018
700
107,03
107,03
7,03
7,03
2019
653
93,29
99,85
-6,71
-0,15
2020
759
116,23
116,06
16,23
16,06
2021
856
112,78
130,89
12,78
30,89
2022
851
99,42
130,12
-0,58
30,12
2023
868
102,00
132,72
2,00
32,72
Источник: составлено авторами на основе данных с официального сайта Министерства науки и высшего образования Российской Федерации [3].

Также авторами были проанализированы специальности, которые вызывают наибольший интерес у студентов с ограниченными возможностями здоровья. Среди таких специальностей выделяются программы специалитета – «лечебное дело» и «педиатрия». Именно на этих программах обучается более 90% студентов с инвалидностью [4]. Примечательно, что несмотря на популярность данных направлений специалитета, общее число обучающихся с инвалидностью на программах специалитета практически не меняется на протяжении анализируемого периода.

Среди проблем, с которыми сталкивается данная категория студентов в процессе обучения, выступает недостаточно развитая инфраструктура и отсутствие адаптированных образовательных программ. В Ростовской области в 2023 году по адаптированным образовательным программам обучается только один студент. При этом в 2017 году по данным программам обучалось 16 лиц с ограниченными возможностями здоровья и 49 инвалидов [4].

В итоге произведенного анализа показателей системы высшего образования и доступности образования для лиц с инвалидностью были сделаны общие выводы и даны рекомендации по совершенствованию существующей системы высшего образования для лиц с ОВЗ и инвалидов:

1) Для развития физического потенциала будущих специалистов необходимо осуществлять профессиональную физическую подготовку обучающихся с инвалидностью или ОВЗ [5]. Осуществление физической подготовки повышает трудоспособность данной категории обучающихся и позволяет им быть более конкурентоспособными, т.к. физическое состояние влияет на качество выполняемой работы, внимательность и умение сосредоточиться на поставленной задаче. Развитие физический качеств также положительно сказывается на способности индивида к социализации, ведь занятия спортом развивают в человеке уверенность и внутреннюю гармонию.

2) Вкупе с участием в учебной и внеучебной деятельности студент развивает свои надпрофессиональные компетенции, участвует в командной работе над проектами, учится презентовать себя и результаты своей работы. Помимо приобретения знаний в рамках своей специальности, студент приобретает множество других знаний, которые расширяют его кругозор. Участие во внеучебной деятельности, например, научной, способствует повышению конкурентоспособности будущего специалиста на рынке труда, т.к. помимо теоретических знаний, у студента есть практический опыт использования полученных знаний и навыков, навыки критического и логического мышления. Участие в другой внеучебной деятельности такой как творчество или общественная деятельность, показывает работодателю, что перед ним социально-активный человек, который имеет четкую гражданскую позицию.

3) Важно развитие системы адаптивных образовательных программ для людей с инвалидностью в процессе получения им высшего образования и дальнейшей трудовой деятельности. Создание компаниями новых бизнес-моделей является результатом поиска перспектив развития, отвечающих потребностям постоянно меняющегося вектора экономического развития, и открывает возможности для их реализации.

2. Рынок труда для инвалидов в Ростовской области

Как было отмечено ранее, еще одним критерием социализации в обществе, помимо получения высшего образования, выступает трудоустройство. Гарантом осуществления социальной политики по обеспечению равных прав и предотвращения дискриминации выступают законы. Так, статья 20 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. гарантирует данной категории населения «трудовую занятость за счет предоставления квоты для приема на работу инвалидов, а также устанавливает минимальное количество специальных рабочих мест для инвалидов» [6].

Для анализа доступности рынка труда Ростовской области для инвалидов и лиц с ОВЗ были рассмотрены вакансии, представленные на сайте trudvsem.ru, где возможен поиск вакансий по квоте для лиц с инвалидностью. Так, на территории Ростовской области было найдено 1364 вакансии по квоте [7]. Процентное соотношение по сферам деятельности отражено в таблице 2.

Таблица 2

Процентное соотношение вакансий для инвалидов по сферам деятельности

Сфера деятельности
Количество вакансий
Процентное соотношение от общего числа вакансий, %
1
2
3
Производство
730
53,5
Консалтинг, управление
126
9,2
Образование, наука
116
8,5
Продажи, снабжение, торговля
103
7,6
Легкая промышленность
49
3,6
Тяжелая промышленность
42
3,1
Транспорт, логистика, ВЭД
33
2,4
Здравоохранение, спорт, социальное обслуживание
29
2,1
Информационные технологии, телекоммуникации, связь
26
1,9
Строительство, недвижимость
24
1,8
ЖКХ
22
1,6
Сельское хозяйство, экология, ветеринария
16
1,2
Финансы, кредит, страхование
11
0,8
Юриспруденция
11
0,8
Искусство, культура и развлечения
11
0,8
Государственная служба, некоммерческие организации
7
0,5
Маркетинг, реклама, PR
6
0,4
Услуги населению
2
0,1
Источник: составлено авторами на основе данных с официального сайта trudvsem.ru [7].

Как показывает статистика, больше половины вакансий относятся к сфере производства и промышленности. При этом процент вакансий сфер деятельности, требующие получения профильного высшего образования, довольно низок. Следовательно, инвалиду с дипломом нелегко найти работу в силу отсутствия предложений.

Помимо этого, инвалиды и пожилые люди сталкиваются с дискриминацией на российском рынке труда. Более 50% опрошенных HH.RU в возрасте от 45 до 60 заявили, что им сложно найти работу, а проблемы со здоровьем – одна из основных причин отказа в трудоустройстве. Согласно другому опросу HH.RU, 43% пенсионеров получили отказ в трудоустройстве по причине здоровья [8].

Тенденция к получению отказа на собеседованиях приводит к тому, что многие лица с ОВЗ рассматривают удаленную (дистанционную) работу, которая стала особо популярной в современных условиях.

Так, пандемия COVID-19, цифровизация различных сфер жизни, геополитическая ситуация повлияли на трансформацию занятости. Формат удаленной занятости использовался и до появления новых социально-экономических и политических ситуаций в мире, однако проблемы его применения были выявлены только недавно.

В силу этого произошла переоценка дистанционного труда в Трудовом Кодексе Российской Федерации, что повлекло внесение правок. Так, например, был подготовлен законопроект, который закрепил три вида занятости: дистанционная удаленная, временная дистанционная удаленная и комбинированная дистанционная удаленная [9].

Среди плюсов удаленной работы россияне называют экономию денежных средств на транспорт, возможность работать из любого удобного места, возможность проводить больше времени с семьей и близкими, а также снижение стресса и увеличение продуктивности.

Перечисленные выше преимущества также важны и для лиц с ОВЗ и инвалидностью. Однако существует ряд минусов, которые стоит учитывать: ненормированный рабочий график, возникновение сложностей и снижение уровня коммуникации внутри компании или полное ее отсутствие, возросшее чувство одиночества, отвлечение на окружающие факторы.

Особо остро стоит вопрос одиночества. Перейдя на удаленный вид занятости, снижается уровень коммуникации, человек реже выходит из дома, из-за чего может возникать чувство одиночества и отчуждения. Это вполне знакомые чувства для лиц с ОВЗ и социализации они не способствуют. В то же время, при грамотной подготовке к введению данного вида занятости для лиц с ОВЗ можно существенно улучшить трудовые процессы на рынке инклюзивного труда и способствовать повышению качества жизни инвалидов. С развитием дистанционного формата занятости происходит изменение трудового законодательства.

Уже сейчас разрабатываются и внедряются законопроекты для определения и регулирования удаленного труда. Дистанционное трудоустройство для лиц с инвалидностью или ОВЗ пока не сильно развито, однако уже сейчас вызывает интерес у отдельных регионов Российской Федерации.

Так, например, с февраля 2021 года в Нижнем Новгороде реализуется проект «Развитие культуры дистанционного трудоустройства людей с инвалидностью» [10]. Данный проект направлен как на работодателей, так и на соискателей с инвалидностью. Он позволяет участникам трудовых отношений пройти обучение по грамотному обустройству рабочего места, выстраиванию отношений в коллективе и с работодателем, а также научит планировать свой рабочий график и способствует эффективности рабочего процесса.

По итогу реализации данного проекта было разработаны методические рекомендации по организации дистанционной работы. Эти рекомендации были изданы в виде пособия, которое охватило все существенные моменты при трудоустройстве лиц с инвалидностью или ОВЗ, вопросы их адаптации в рабочий процесс и вопросы взаимодействия работодателя с данной категорией сотрудников.

Грамотный подход к регулированию трудовых отношений с лицами с инвалидностью и ОВЗ крайне важен. Четкое определение удаленной работы и разработка методических рекомендаций по работе с данной категорией населения способствует более эффективному взаимодействию субъектов трудовых отношений. Это в свою очередь повышает качество жизни населения регионов, а значит и Российской Федерации.

Заключение

В целом в Ростовской области наблюдается положительная тенденция социализации и адаптации лиц с инвалидностью или ОВЗ в условиях цифровизации экономики.

Число обучающихся с инвалидностью в регионе в течение последних шести лет ежегодно увеличивается, что говорит о заинтересованности данной категории лиц в получении образования и эффективности системы квот для инвалидов при поступлении. Несмотря на несовершенства современного рынка труда в регионе для инвалидов, можно говорить о перспективах трудоустройства инвалидов благодаря постоянно меняющемуся рынку и появлению новых форм занятости.


Источники:

1. ВОЗ: более 1 млрд человек в мире имеют инвалидность. Dislife.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://dislife.ru/materials/4320?ysclid=lq9gjgoixd53860114.
2. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964.
3. Министерство науки и высшего образования. [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/.
4. Медникова Е.В. Исследование динамики числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Ростовской области. / Актуальные проблемы общей и коррекционной педагогики, общей и специальной психологии: Сборник научных статей. - Череповец: Череповецкий государственный университет, 2023. – 141-148 c.
5. Рябцев С.М., Гончарова М.С. Модель формирования профессионально значимых физических качеств студентов с сенсорными нарушениями в процессе адаптивного физического воспитания в вузе // Общество: социология, психология, педагогика. – 2019. – № 8(64). – c. 80-86. – doi: 10.24158/spp.2019.8.13.
6. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (последняя редакция)
7. Работа России. Trudvsem.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://trudvsem.ru.
8. Медникова Е.В. Дискриминация на рынке труда в России // Донецкие чтения 2022: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Материалы VII Международной научной конференции, посвящённой 85-летию Донецкого национального университета. Том 5. Часть 1. Донецк, 2022. – c. 205-207.
9. Каравашкина Р.И., Тряпичникова Д.А. Развитие занятости населения в связи с появлением новых видов дистанционных работ // Транспорт. Горизонты развития: Труды 2-го Международного научно-промышленного форума. Нижний Новгород, 2022. – c. 125.
10. Как люди с инвалидностью могут устроиться на работу дистанционно?. Rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://nn.plus.rbc.ru/partners/623d9e627a8aa9c0ec4f2475?ysclid=ln0hsignfm91480629.

Страница обновлена: 18.07.2024 в 10:56:29