Analiz aktualnosti lichnogo brenda na fone razvitiya tsifrovyh kommunikatsiy
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 15, Number 5 (May 2025)
Введение. Современная реальность такова, что ведение предпринимательской деятельности осложнено множеством внутренних и внешних факторов, влияние которых, несмотря на принципы действия рыночного механизма хозяйствования велико, а, следовательно, заставляет обращать на себя внимание бизнес-сообщества. В наиболее обобщенном виде влияние данных факторов можно описать через призму изобилия предложений на рынке товаров и услуг, в результате чего семимильными шагами растет общий уровень конкуренции, которая по признанию многих экономистов является мощнейшим двигателем экономики [6].
Рост конкуренции, несмотря на безусловную полезность с точки зрения уровня качества предлагаемых товаров и услуг, является фактором, приносящий коммерческим предприятиям дополнительные издержки, как с точки зрения материальных ресурсов, так и с точки зрения трудозатрат. В современных условиях, как никогда, востребованы эффективные маркетинговые отделы, которые занимаются продвижением брендов, применяя широкий спектр маркетинговых методов.
В статье исследуется роль личного бренда как ключевого инструмента в эпоху развития цифровых коммуникаций. В условиях высокой конкуренции, компании, активно использующие цифровой маркетинг демонстрируют лучшие финансовые результаты и занимают большую долю рынка, это подчеркивает актуальность изучения личного бренда. Классическим примером подобного продвижения является привлечение к рекламе известной личности [8].
Прежде чем рассмотреть ключевые теоретические аспекты личного бренда и сферы его использования, будет уместным привести определение данной категории, чтобы фундаментальнее понять исследуемую тематику.
Личный бренд – это совокупность впечатлений, мнений и ассоциаций, возникающая у людей при упоминании имени конкретного человека, основываясь на его профессиональной деятельности, публичных выступлениях и сформированном им имидже. Наиболее популярной площадкой формирования таких мнений являются интернет-ресурсы, а также социальные сети. Данное мнение может влиять на потребительское поведение, поскольку достаточно часто, известные люди занимаются продвижением либо своего продукта, либо стороннего, которым он сам пользуется [7].
Гуру мирового маркетинга – Ф. Котлер в своей работе ассоциирует личный бренд с такими категориями как имя, знак, термин. Данные категории являются средством дифференциации конкретного товара или услуги от аналогичных, представленных на рынке [10].
Информация, представленная выше, позволяет судить о том, что маркетинг в социальных сетях (social media marketing (SMM) и прочие интернет-платформы являются основными площадками, в рамках которых реализуются мероприятия продвижения личного бренда.
Личные характеристики создателя бренда – важный катализатор, формирующий потребительское мнение относительно:
а) личности предпринимателя;
б) качества его продукции.
В продвижении личного бренда ключевым фактором является не столько размер бюджета, сколько личная привлекательность и харизма человека, чей бренд создается. Очевидно, что финансовые ресурсы необходимы для практической реализации стратегии продвижения, но они не являются определяющими [12].
Цель и задачи исследования: определить влияние цифровых коммуникаций на актуальность и значимость личного бренда; актуализировать теоретические основы личного бренда; предложить алгоритм действий по формированию личного бренда.
Новизна исследования заключается в том, что автор анализирует актуальность личного бренда в эпоху цифровых технологий и предлагает конкретный алгоритм действий для его эффективного формирования.
Результаты исследования могут быть использованы для разработки эффективных стратегий личного брендинга в цифровой среде. Практическая значимость исследования состоит в выявлении ключевых факторов, определяющих успех личного бренда в условиях развития цифровых коммуникаций.
Основная часть. Не для каждого бизнеса эффективно использовать личный бренд как инструмент продвижения. В этой связи уместно перечислить основные направления бизнеса в области персонального брендинга, которые нуждаются в создании общественного мнения относительно конкретной личности, связанной с этим бизнесом:
1. Сфера услуг. Данная сфера достаточно обширна и многогранна. Сюда можно отнести деятелей искусства и спорта. Данные сферы в нашей страна после распада Советского Союза сильно «коммерцилизировались», а, следовательно, пришли в соответствие с мировыми стандартами.
2. Бизнес, связанный с предоставлением личных услуг обществу. Например, крупные магазины, занимающиеся продажей тех или иных товаров, школы повышения квалификации, различные учебные центры и т.д.
3. Сфера продаж. Эта ниша также очень обширна, так как включает в себя множество различных категорий. Личный бренд в этом контексте то условие, которое помогает организациям увеличивать объемы продаж [17].
Существуют и другие подходы к определению области применения личного бренда. Приведем классификацию авторов Рябых А. и Зебра Н. [16]:
1. Представители политической сферы (например, чиновники).
2. Практически каждый предприниматель, желающий связать свою бизнес-деятельность со своим именем и личностью. Наиболее классической пример в отечественной практике это Тинькофф банк.
3. Спортивная сфера и шоу-бизнес. Вполне очевидно, что людям, работающим в этих областях, где их деятельность широко освещается в средствах массовой информации (СМИ), необходимо создавать и развивать личный бренд. Это способствует достижению коммерческих успехов в их работе.
4. Личный бренд специалистов найма или фрилансеров, претендующих на высокий уровень экспертности в той или иной области. В этом случае уместно привести пример независимых аудиторов, занимающихся проверкой финансовой отчетности и показателей деятельности предприятий. В данном контексте, реноме, сформированное по результатам профессиональной деятельности аудитора, «распиаренное» маркетологами, является существенной причиной его выбора среди других кандидатур, представленных на рынке.
Важнейшей составляющей продвижения личного бренда является digital-сфера, существенно корректирующая маркетинговую политику организации. Развитие цифровых технологий изменило не только привычный уклад производственного процесса, но и маркетинговый ландшафт. Поскольку львиная доля потребителей являются активными пользователями цифровых услуг, то постулат маркетинга, касающийся повсеместным следованием за потребителем, должен реализовываться в полной мере. При этом, важно соблюдать одно очень исключительное условие, продвижение товаров или услуг через цифровые каналы не должно носить навязчивого характера, что чревато обратным эффектом [13].
Прежде чем рассматривать ключевые аспекты продвижения бренда в digital-сфере, необходимо дать определение экономической цифровизации.
Наиболее емкое, и в то же время полное определение цифровизации представлено в работе Кудрявцевой Т.Ю. и Кожиной К.С. – цифровизация – это процесс, направленный на оптимизацию временного ресурса в тех или иных процедур, осуществляемую посредством применения цифровых технологий [11, с. 150]. Комментируя данное определение, следует пояснить, что основной целью цифровизации является оптимизация, выражаемая через экономию наиболее ценного ресурса современности – времени [18, с. 51].
Нельзя не упомянуть о том факте, что рыночный механизм хозяйствования открыл новые возможности для брендинга. В отличие от советского времени, в рамках которого в отдельные периоды наблюдался дефицит тех или иных товаров, сегодня полки магазинов буквально переполнены различными товарами. Тоже самое можно сказать и о различных коммерческих услугах. В подобных обстоятельствах, учитывая постоянную спешку и занятость людей, брендинг призван обеспечить высокую рентабельность бизнеса посредством эмоциональных ассоциаций и так называемых обещаний, прилагаемых к конечному продукту или услуге. Главным критерием подобных обещаний является уникальность [9].
Учитывая последние тенденции в рекламе и PR, стоит отметить возрастающую роль цифровой рекламы. Именно она, благодаря инновационным методам, обеспечивает долгосрочный эффект, повышает конкурентоспособность и рентабельность продвигаемых товаров и услуг. В этой связи уместно выделить такую категорию как «цифровая реклама».
Цифровая реклама – подручный современный инструмент в руках маркетологов предприятий различного рода деятельности и масштаба производства. С интернет-маркетингом связаны все текущие ожидания ведущих менеджеров России и всего мира. Несмотря на популярность описанного инструмента, далеко не все бизнесмены в полной мере осознают, каким образом устроить систему продвижения бренда в digital-сфере так, чтобы она полностью оправдала все издержки, связанные с ее внедрением.
Далее следует разграничить трактовку категорий цифровая реклама и интернет-маркетинг. Первая категория значительно шире, поскольку помимо каналов продвижения в интернете, она может быть представлена и за его пределами, на любом другом цифровом носителе [3].
Наиболее популярными инструментами продвижения личного бренда в digital-сфере являются социальные сети и персональные сайты, которые в разной степени, в зависимости от популярности среди пользователей, привлекают значительные потоки клиентов. Привлечение клиентов через популярные социальные сети происходит несколькими основными способами:
1. Прямая реклама, которую реализуют либо через известных лиц (блогеров), либо через официальные страницы бренда. Например, в таких социальных сетях как Instagram или Telegram, можно найти официальные страницы практически всех крупнейших мировых и отечественных брендов. Через данные страницы реализуется весомая часть продукции или оказываются те или иные услуги.
2. Продвижение через рядовых потребителей. В эпоху роста публичности людей – это особенно актуально. Потребитель публикует практически все: еду, которую он есть; продукты, которые он покупает; одежду, которую он носит; банк, которым он пользуется и т.д. На основании данных публикаций, подписчики, порой сами того не осознавая, формируют потребительские предпочтения, на основании которых в будущем будут совершать покупки. При помощи этого простого, но очень наглядного примера, можно описать основную идею продвижения бренда в digital-сфере [2].
Наиболее яркими отечественными кейсами продвижения личного бренда через цифровые каналы являются бизнес-проекты Артемия Лебедева и Олега Тинькова.
Олег Тиньков – основатель Тинькофф банка, и первый крупный бизнесмен, который связал наименование организации, которую создал со своей фамилией. Данный банк активно пользуется современными инструментами цифровизации, был основан как электронный банк, в котором нет офисов обслуживания. Большинство процедур, совершаемых в банке проводятся в онлайн формате. При необходимости можно назначить встречу с менеджером. Тинькофф банк представлен практически во всех популярных социальных сетях, причем порой пользуясь не совсем традиционными методами продвижения, обращаясь к так называемому «хайпу». Стоит ли говорить о том, что личность Олега Тинькова весьма харизматична и неординарна, что существенно влияет на личный бренд банка [1].
Аналогичное можно сказать и о дизайнере Артемие Лебедеве, который, несмотря на всю серьезность исполняемых им заказов, некоторая часть из них государственные, остается весьма интересной личностью. Специфика предпринимателя проявляется как во внешнем виде (ярко окрашенные волосы), так и в манере поведение (использование нецензурной лексики). Кажется, что для любого, кто занимается дизайном, имя Артемия Лебедева сразу ассоциируется с его умением продвигать себя. Коллаборация с VK только подтверждает это впечатление.
Как монетизировать личный бренд в цифровую эпоху? В цифровую эпоху личный бренд стал мощным инструментом для достижения карьерных высот, привлечения клиентов и расширения возможностей. Но простого создания аккаунта в социальных сетях недостаточно. Чтобы инвестиции в личный бренд действительно работали и приносили ощутимые результаты, необходим продуманный и стратегический подход. Личный бренд – это ваша уникальная репутация, то, что отличает вас от других. Это комбинация ваших ценностей, навыков и опыта, представленная в узнаваемом и запоминающемся виде. Сильный личный бренд позволяет:
– выделиться и привлечь внимание: в условиях информационной перенасыщенности личный бренд выступает эффективным инструментом позиционирования и дифференциации, позволяя сосредоточиться на уникальных характеристиках личности [5];
– укрепить доверие как эксперт: люди склонны доверять тем, кто является авторитетом в своей области. Личный бренд дает возможность продемонстрировать свою квалификацию и, таким образом, получить расположение аудитории [14];
– получить новые возможности для развития: развитие личного бренда позволяет контролировать карьеру, выбирать партнеров и привлекать клиентов, ценящих ваши навыки и опыт [15];
– контролировать свою репутацию: создание и продвижение личного бренда дает возможность влиять на формирование вашего имиджа и репутации [4].
Таким образом, создание личного бренда – это не просто вопрос самопрезентации, а целый процесс, требующий осознанного подхода и последовательных действий. Важно понимать, что этот процесс состоит из взаимодополняющих этапов. В это связи автором предлагается алгоритм действий по формированию личного бренда (табл. 1).
Таблица 1. Алгоритм действий по формированию личного бренда
Этапы
|
Содержание
|
1.
Определить свою цель и целевую аудиторию
|
Чего
вы хотите достичь? (найти новую работу, привлечь клиентов, стать лидером
мнений?)
Кто ваша целевая аудитория? (кто те люди, которых вы хотите привлечь?) Какие у них потребности и интересы? |
Ответы на вопросы способствуют
определению стратегии и контенту, который будет наиболее эффективным
| |
2.
Определить свои сильные стороны и ценности
|
В
чем вы эксперт? (какие у вас навыки и знания?)
Что вас отличает от других? (какие у вас уникальные качества?) Какие ценности вы хотите транслировать? (что для вас важно?) |
Ваш личный бренд должен быть
аутентичным и отражать вашу истинную сущность
| |
3.
Выбрать соответствующие платформы
|
Где
ваша целевая аудитория проводит время? (LinkedIn,
Instagram, Facebook, Twitter, YouTube, личный блог?)
Какие платформы лучше всего подходят для вашего контента? (видео, текст, изображения?) |
Необходимо сосредоточиться на
нескольких платформах, где можно комфортно взаимодействовать с целевой
аудиторией
| |
4.
Создать качественный контент
|
Быть
полезным: делитесь своими знаниями, опытом и советами
Быть интересным: создавайте контент, который будет увлекать и вдохновлять целевую аудиторию Быть последовательным: регулярно публикуйте новый контент, чтобы поддерживать интерес аудитории Использовать разные форматы: экспериментируйте с видео, текстом, изображениями, подкастами и другими форматами |
5.
Активно взаимодействовать со своей аудиторией
|
Отвечать
на комментарии и вопросы
Участвовать в обсуждениях Проводить опросы и конкурсы Создавать сообщество вокруг своего бренда |
Установление контакта и поддержание
диалога с целевой аудиторией является важнейшим фактором формирования
доверительных отношений и, как следствие, укрепления личного бренда
| |
6.
Быть профессиональным и этичным
|
Поддерживать
высокий уровень профессионализма во всех своих действиях. Это касается как публикуемого
контента, так и личного поведения в сети
Быть честным и прозрачным. Не преувеличивайте свои достижения и не распространяйте ложную информацию Уважать чужое мнение Соблюдать авторские права. Не используйте чужой контент без разрешения |
7.
Оптимизировать свой профиль и контент для поисковых систем
|
Использовать
ключевые слова, связанные с вашей областью экспертизы. Это поможет людям
найти вас в поисковых системах.
Оптимизировать свои профили в социальных сетях. Укажите свою должность, навыки и опыт. Использовать релевантные хэштеги. Это поможет вашему контенту охватить более широкую аудиторию. Создавать качественные заголовки и описания для своих публикаций. Это поможет привлечь внимание пользователей. Регулярно обновлять свой контент. Это покажет поисковым системам, что вы активны и предоставляете актуальную информацию. |
8.
Нетворкинг и сотрудничество
|
Установить
контакты с другими профессионалами в вашей области
Участвовать в конференциях и мероприятиях Предлагать сотрудничество другим блогерам и экспертам |
Нетворкинг и сотрудничество
способствуют расширению целевой аудитории и укрепляют личный бренд
| |
9.
Анализировать результаты и корректировать стратегию продвижения
|
Отслеживать
статистику своих профилей в социальных сетях
Анализировать, какой контент наиболее популярен у вашей аудитории Определять, какие платформы наиболее эффективны для достижения ваших целей Корректировать свою стратегию в соответствии с результатами анализа |
Формирование личного бренда – это не спонтанный процесс, а стратегическая работа, требующая четкого понимания целей, целевой аудитории и последовательных действий. Именно поэтому алгоритм действий по формированию личного бренда является критически важным.
Предложенный автором «Алгоритм действий по формированию личного бренда» позволит:
1. Систематизировать усилия: алгоритм позволяет структурировать процесс, разбить его на логичные этапы и сосредоточиться на наиболее эффективных действиях.
2. Определить цели и целевую аудиторию: алгоритм начинается с определения целей, которые необходимо будет достичь с помощью личного бренда.
3. Выявить уникальные предложения: алгоритм помогает сформулировать ценностное предложение, которое станет основой личного бренда.
4. Выбрать эффективные каналы коммуникации: алгоритм помогает выбрать наиболее подходящие каналы, исходя из целевой аудитории и целей.
5. Создать контент, привлекающий внимание: алгоритм помогает разработать контент-стратегию, определить темы, форматы и частоту публикаций, чтобы привлекать и удерживать внимание аудитории.
6. Измерить результаты и корректировать стратегию: алгоритм включает в себя этапы анализа эффективности и оптимизации усилий.
7. Экономить время и ресурсы: следуя четкому алгоритму, можно избежать ненужных экспериментов и ошибок, сэкономить время и ресурсы.
Заключение
С развитием социальных сетей, блогов и других цифровых платформ, каждый человек получил возможность стать «брендом». Это открывает новые возможности в контексте самовыражения и профессионального роста. Однако, с увеличением количества информации и конкуренции, становится все сложнее выделиться на фоне других.
Актуальность личного бренда в современных условиях трудно переоценить. Во-первых, он помогает установить доверительные отношения с аудиторией. Люди склонны доверять не анонимным компаниям, а конкретным личностям, которые открыто делятся своим опытом и знаниями. Во-вторых, личный бренд способствует созданию профессиональных возможностей. Работодатели все чаще обращают внимание на личные достижения и репутацию кандидатов в социальных сетях.
Тем не менее, важно помнить, что создание личного бренда требует времени и усилий. Необходимо тщательно продумывать контент, который вы публикуете, и следить за тем, как он воспринимается аудиторией. Аутентичность и последовательность – ключевые факторы успеха. Люди ценят искренность и готовы поддерживать тех, кто остается верным своим принципам.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что в условиях современных реалий, личный бренд – является одним из наиболее действенных методов продвижения, в том числе через digital-системы. Основным элементом механизма продвижения личного бренда являются черты характера предпринимателя или любого другого лица. Следовательно, модель публичного поведения следует выстроить таким образом, чтобы при упоминании имени, у потребителей мгновенно и непроизвольно возникали ассоциации, связанные с личным брендом того или иного лица.
Страница обновлена: 05.05.2025 в 15:59:06