Применение информационно-коммуникационных технологий в сфере социального обеспечения: правовые и экономические аспекты

Городнова Н.В.1, Жевняк О.В.1, Плешакова И.Н.1
1 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 6 (Июнь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Правовое регулирование в цифровой экономике является отдельной, специфической темой. Применение современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере социального обеспечения невозможно без государственной поддержки. Здесь остро строит актуальный вопрос развития отечественного программного обеспечения и снижения зависимости от зарубежных информационных технологий. Это подтверждает актуальность выбранной темы исследования, основная цель которого заключена в развитии теоретических основ и разработке рекомендации по совершенствованию правового регулирования внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сферу социального обеспечения. В работе предпринята попытка решения научных проблем оказания цифровых услуг населению России в простой и удобной форме, регулирование трансграничного обмена информации, а также защита информации от утечек и кибератак. Научная новизна состоит в признании искусственного интеллекта (ИИ) правовым феноменом: общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере ИИ, практически никак не регламентируются в нормативной ткани закона; в развитии понятийно-категориальный аппарат применения ИИ в сфере социального обеспечения с учётом специфики области применения. Научный результат состоит в выделении основных направлений правового регулирования использования ИКТ в России, формулировании предложений по правовому регулированию применения ИКТ в сфере социального обеспечения, определении основных направлений развития искусственного интеллекта. Полученные результаты могут быть полезны сотрудникам сферы социального обеспечения, экспертам в сфере искусственного интеллекта и ИКТ, практикующим юристам, а также государственным органам власти, реализующим проекты цифровой трансформации российской экономики.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, нейросеть, искусственный интеллект, социальная сфера, правовое регулирование

JEL-классификация: L90, L96, L86, J53, O34



Введение. Актуальность темы исследования. В настоящее время реализуется государственный вектор развития российской экономики, который сопряжен с процессами цифровизации и цифровой трансформации всех сфер жизнедеятельности российского общества. Применение инновационных технологий, в частности, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере социального обеспечения в России направлено на повышение качества и эффективности предоставления социальных услуг гражданам России.

Примерами внедрения ИКТ в сферу социального обеспечения России являются автоматическое персональное информирование, в рамках которого граждане получают сведения о возможности получения мер социальной поддержки при возникновении определённых жизненных ситуаций и событий (рождении ребёнка, установлении инвалидности или наступлении пенсионного возраста и пр.); применение смартфонов и планшетов в целях своевременного информирования лечащих врачей о результатах наблюдения за здоровьем подопечного, контроля даты планового визита к врачу или медицинского осмотра, а также сопровождения клиента в поликлинику; сайты учреждений социальной защиты как источника информации о социальных услугах и способах их получения, что позволяет гражданам найти необходимые сведения в удобное время; развитие сети информационных киосков (инфоматов) с целью информирования граждан о возможности предоставления социальных услуг [9], уточнения перечня документов, необходимых для получения той или иной услуги, а также названий, месторасположения организаций, оказывающих услуги, графике их работы, ознакомления с нормативно-правовой базой, получения сведений о суммах начисленных пособий и других социальных выплатах.

Остаётся нерешённой проблема перехода на проактивную форму оказания государственных услуг в социальной сфере, прекращения выдачи и обмена бумажных страховых свидетельств, оказания цифровых услуг населению России в простой и удобной форме. Следует отметить, что нормативное регулирование в цифровой экономике является отдельной, специфической темой.

Применение современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) невозможно без государственной поддержки и государственного участия. К примеру, ряд законов предписывает хранение информации в бумажной форме. Признание значимости электронной формы хранения документов (в том числе, и в течение длительного периода) – должно стать одним из наиболее важных задач в нормативном регулировании цифровой экономики [10].

Необходимо также развитие регулирования в сфере идентификации клиента при цифровом взаимодействии. Остро стоит насущная проблема регулирования трансграничного обмена информации. Кроме того, остаётся не решённой проблема защиты информации от утечек и кибератак. В связи с этим в ближайшее время СФР планирует развить системы информационных баз и подключение к государственной системе мониторинга киберугроз. Здесь остро строит актуальный вопрос развития отечественного программного обеспечения и снижения зависимости от зарубежных информационных технологий. Все вышеизложенное подтверждает актуальность выбранной темы исследования.

Цель исследования – развить теоретические основы и разработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сферу социального обеспечения.

Научная новизна исследования:

1. Искусственный интеллект признан правовым феноменом: общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере искусственного интеллекта, практически никак не регламентируются в нормативной ткани закона. Законодательство России не даёт ответы на вопрос о юридическом статусе ИИ, а также не включает в себя надёжный и качественный терминологический аппарат, функционирование которого охватывалось бы стабильно-действующей системой фундаментальных и руководящих положений.

2. Развит понятийно-категориальный аппарат теории внедрения алгоритмов ИИ в сферу социального обеспечения, в частности, уточнены понятия «информационно-коммуникационные технологии в социальной сфере» и «искусственный интеллект в социальной сфере», как экономического феномена, с учётом специфики области применения.

Научный результат можно сформулировать следующим образом:

1. Выделены основные направления правового регулирования использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в России: защита персональных данных граждан, получающих социальные услуги, при их обработке и передаче через информационные системы; разработка стандартов и требований к информационным системам, используемым в сфере социального обеспечения, включая требования к безопасности и надёжности; регулирование доступа к информационным ресурсам и сервисам, используемым для предоставления социальных услуг; определение порядка взаимодействия между различными информационными системами и органами, предоставляющими социальные услуги.

2. Сформулированы предложения по правовому регулированию изложенной проблемы: на законодательном уровне сформировать стандарты содержания и оформления официальных сайтов, присутствия органов социальной защиты в других ресурсах; создание государственной программы повышения информированности населения и т.п.

Исследовательская гипотеза: успех цифровизации и внедрения ИКТ и ИИ зависит не от технологий, а от адаптации правовых и организационных механизмов.

Сделан вывод о том, что основными направлениями совершенствования правового регулирования использования ИКТ и ИИ в сфере социального обеспечения являются разработка нормативно-правовой базы для регулирования использования единой цифровой платформы социальных услуг; внесение изменений в законодательство для обеспечения равного доступа к цифровым сервисам для граждан и пр. Анализ практики применения законодательства позволил выявить целый ряд проблем и пробелов, которые требуют внесения необходимых изменений и дополнений в законы и подзаконные акты.

Основная часть. Понятия информационно-коммуникационных технологий и искусственного интеллекта

Под информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) следует понимать совокупность методов, процессов и инструментов для обработки, хранения, передачи и получения информации с помощью электронных устройств и сетей. Они включают в себя программное и аппаратное обеспечение, сетевые технологии и другие ресурсы, необходимые для работы с информацией. «Информационные и коммуникационные технологии представляют собой комплекс методов, процессов и инструментов, предназначенных для обработки, хранения, передачи и получения информации с использованием электронных устройств и сетей. В состав ИКТ входят программное и аппаратное обеспечение, сетевые технологии и другие ресурсы, необходимые для работы с информацией» [6].

«Информационные и коммуникационные технологии – это мощный комплекс методов, процессов и инструментов, которые радикально изменяют способы обработки, хранения, передачи и получения информации» [6]. Они включают в себя программное и аппаратное обеспечение, сетевые технологии, а также множество других ресурсов, необходимых для эффективной работы с данными. Благодаря ИКТ, человечество получило возможность мгновенно обмениваться информацией на глобальном уровне, что открывает новые горизонты для развития бизнеса, образования, науки и повседневной жизни [1; 2; 8].

В настоящее время в рамках цифровой трансформации информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), включая алгоритмы искусственного интеллекта (ИИ) и многочисленные модели нейронных сетей, широко применяются в различных сферах деятельности, включая область социального обеспечения.

Информационно-коммуникационные технологии в сфере социального обеспечения – это кластер инновационных процессов, методов, методик и цифровых инструментов для сбора, обработки, систематизации, хранения, получения и передачи информационных потоков с помощью цифровых платформ, электронных устройств и сетей, включающий программное и аппаратное обеспечение, сетевые технологии и иные необходимые ресурсы, предназначенные для работы с информацией, связанной с социальным обеспечением граждан Российской Федерации [5].

Искусственный интеллект в сфере социального обеспечения – это область информатики, которая занимается разработкой интеллектуальных компьютерных систем, то есть систем, обладающих возможностями, которые мы традиционно связываем с человеческим разумом, – понимание языка, обучение, способность рассуждать, решать проблемы и т. д.» [6].

Сегодня систему ИИ принято отождествлять с компьютерными программами, использующими нейронные сети, объединяющей отличительной характеристикой которых является способность машины решать конкретные задачи подобно алгоритмам принятия решения размышляющего человека.

Искусственный интеллект – это интегрированный продукт ряда научных исследований и практического применения в области социального обеспечения [6; 8]. Искусственный интеллект в сфере социального обеспечения – это приближенное отображение работы нейронных связей в мозге человека, отождествляемое с комплексами таких технологий и процессов, как глубокое машинное обучение и применение алгоритмов виртуальной реальности в сфере оказания гражданам России социальных услуг через сети и электронно-цифровые технологии.

Несмотря на отсутствие единого общепринятого определения понятия «искусственный интеллект» и незавершённость разработки понятийно-категориального аппарата и терминологических классификаций, на пороге перехода к новому информационному обществу правительствами многих индустриально развитых стран осуществляются масштабные капитальные вложения в целях разработки прорывных информационных технологий и технологической конвергенции.

Применение ИКТ в социальной сфере имеет ряд преимуществ, среди которых улучшение доступности услуг, повышение качества обслуживания и инновационное развитие. В ходе исследования проведён экономический анализ отдельных аспектов процесса внедрения ИКТ в сферу социального обеспечения граждан России. В частности, на рисунке 1 отображена динамика роста количества малых технологических компаний, задействованных в сфере социального обеспечения.

Рисунок 1 – Анализ динамики роста числа малых технологических компаний, привлечённых в сферу социального обеспечения

Источник: построено авторами по: [14].

Количество малых технологических компаний должно возрасти с 8,9 тыс. до 20 тыс. Полученные уравнения, описывающие тренды изменения рассматриваемого показателя, свидетельствует, что темп роста затрат на инновационную деятельность к 2030 г. составит 53,1%. Кроме того, ожидается рост числа патентных заявок к 2030 году в 2,5 раза.

На рисунке 2 приведён анализ динамики изменения различных показателей в сфере социального обеспечения, характеризующий процесс цифровизации, в частности, изменение доли обращений в «Единый контакт-центр взаимодействия с гражданами», обрабатываемых с помощью ИКТ и алгоритмов искусственного интеллекта. Ожилается, что к 2030 году данный показатель составит порядка 45-50%; а доля трансакций, имеющий автоматический контроль, достигнет 100%.

Рисунок 2 – Анализ динамики изменения различных показателей в сфере социального обеспечения, характеризующий процесс цифровизации

Источник: построено авторами по: [14].

Доля полученных гражданами услуг комплексной реабилитации в цифровом виде к 2023 году должна быть на отметке, не ниже 40%.

На рисунке 3 представлен анализ динамики электронных продаж в социальной сфере и здравоохранении.

Рисунок 3 – Анализ динамики электронных продаж в социальной сфере по видам экономической деятельности, в % от общего числа организаций

Источник: построено автором по данным источника [14].

На сегодняйшний день доля электронных продаж в социальной сфере по видам экономической деятельности от общего числа организаций составляет около 55%.

Проведённый анализ позволяет сформулировать следующие рекомендации по улучшению цифровизации и внедрения ИКТ в сферу социального обеспечения.

1. Разработка и внедрение единой цифровой платформы для социальных услуг. Создание централизованной системы, которая объединит все государственные и муниципальные социальные услуги, облегчит доступ граждан к ним и упростит взаимодействие между ведомствами.

2. Обеспечение доступности цифровых сервисов для граждан с ограниченными возможностями. Разработка адаптивных интерфейсов и мобильных приложений, учитывающих потребности людей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и другими ограничениями.

3. Повышение уровня цифровой грамотности населения. Организация обучающих программ и курсов по работе с цифровыми сервисами для граждан, особенно для пожилых людей и жителей удалённых населённых пунктов.

4. Развитие инфраструктуры для обеспечения доступа к интернету в удалённых районах. Строительство и модернизация сетей связи, предоставление субсидий и грантов для установки точек доступа в сельской местности и малонаселённых пунктах [2; 6].

5. Внедрение систем мониторинга и анализа данных о потребностях и эффективности социальных услуг. Использование Big Data и аналитики для оптимизации распределения ресурсов, выявления проблем и улучшения качества обслуживания.

6. Создание системы идентификации и аутентификации граждан для доступа к цифровым сервисам. Разработка и внедрение удобных и безопасных способов подтверждения личности, например, через электронные подписи или биометрические данные.

7. Обеспечение информационной безопасности и защиты персональных данных граждан. Разработка и реализация стандартов и протоколов защиты информации, проведение регулярных аудитов и проверок систем на уязвимости.

8. Интеграция цифровых сервисов с другими государственными и муниципальными системами. Обеспечение совместимости и обмена данными между различными цифровыми платформами и информационными системами для более эффективного предоставления услуг.

9. Разработка и поддержка мобильных приложений для получения социальных услуг. Создание удобных и интуитивно понятных приложений для смартфонов и планшетов, которые позволят гражданам получать доступ к услугам в любое время и в любом месте.

10. Проведение регулярных исследований и опросов граждан для выявления потребностей и проблем в сфере цифровизации социальных услуг. Анализ полученных данных и внесение корректировок в стратегии и планы развития цифровых сервисов.

Следует подчеркнуть определённый дисбаланс между технологическими возможностями (проактивные услуги, биометрические сервисы) и системными барьерами (инфраструктура, право, кадры). Ключевая проблема: успех цифровизации зависит не от технологий, а от адаптации правовых и организационных механизмов.

Основные подходы к правовому регулированию использования ИКТ в сфере социального обеспечения

Правовое регулирование применения информационно-коммуникационных технологий в сфере социального обеспечения включает в себя комплекс норм и правил, которые определяют порядок использования технологий для предоставления социальных услуг и управления социальными программами.

Основные направления правового регулирования в этой области могут включать:

1) защиту персональных данных граждан, получающих социальные услуги, при их обработке и передаче через информационные системы [3; 5];

2) установление стандартов и требований к информационным системам, используемым в сфере социального обеспечения, включая требования к безопасности и надёжности [15];

3) регулирование доступа к информационным ресурсам и сервисам, используемым для предоставления социальных услуг, в том числе для обеспечения равного доступа граждан к информации и услугам [15];

4) определение порядка взаимодействия между различными информационными системами и органами, предоставляющими социальные услуги, для обеспечения эффективного обмена данными и координации действий [15; 19];

5) установление ответственности за нарушение законодательства в сфере применения ИКТ в социальном обеспечении, включая защиту прав граждан на получение качественных услуг [5].

Правовое регулирование в этой сфере направлено на обеспечение эффективного и прозрачного предоставления социальных услуг, защиту прав граждан и повышение качества управления социальными программами.

Правовое регулирование применения информационно-коммуникационных технологий в сфере социального обеспечения включает в себя ряд нормативно-правовых актов и правил, которые определяют порядок использования информационных систем и технологий для предоставления социальных услуг и выплат [19].

Выделим основные направления правового регулирования:

1. Законодательные акты: федеральные законы и подзаконные нормативные акты, регулирующие порядок обработки персональных данных граждан, обеспечение информационной безопасности и защиту прав граждан при использовании информационных систем.

2. Государственные информационные системы: порядок создания, функционирования и обеспечения безопасности государственных информационных систем, используемых для предоставления социальных выплат и услуг.

3. Электронные государственные сервисы: законы и регламенты, определяющие порядок предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, включая социальные выплаты и пособия [10].

4. Защита персональных данных: нормативно-правовые акты, регулирующие сбор, хранение, обработку и передачу персональных данных граждан в информационных системах, используемых в сфере социального обеспечения [5].

5. Доступ к информации: правила обеспечения доступа граждан к информации о социальных выплатах, услугах и правах в сфере социального обеспечения через информационные системы.

6. Электронное взаимодействие органов власти: нормативно-правовая база, регулирующая электронное взаимодействие между органами власти, учреждениями и гражданами в сфере социального обеспечения.

7. Технические стандарты и требования: установление технических стандартов и требований к информационным системам и технологиям, используемым в сфере социального обеспечения, для обеспечения их совместимости и безопасности [6].

Для более глубокого понимания этой темы необходимо изучить соответствующие федеральные законы, постановления Правительства РФ, приказы министерств и ведомств, регулирующие сферу социального обеспечения и использования информационных технологий.

Некоторые примеры федеральных законов, постановлений Правительства РФ, приказов министерств и ведомств, которые регулируют сферу социального обеспечения и использования информационных технологий:

1. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

2. Федеральный закон от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (в части обеспечения информационной безопасности при обработке персональных данных);

3. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

4. Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 288 «Об утверждении Положения о государственной системе защиты информации в Российской Федерации от иностранных технических разведок и от его утечки по техническим каналам»;

5. Постановления и распоряжения Правительства РФ, регламентирующие создание и функционирование государственных информационных систем, например, в рамках программы «Цифровая экономика Российской Федерации»;

6. Приказы Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры России), Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и других ведомств, регулирующие порядок предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде;

7. Приказы и постановления, касающиеся работы Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), Единого портала государственных и муниципальных услуг (Госуслуги) и других информационных систем, используемых для предоставления социальных услуг и выплат.

Сравнительно-правовой анализ позволяет выделить следующий ряд проблем правового регулирования применения ИКТ в России:

1. Недостаточная чёткость и проработанность законодательства в сфере информационных технологий. Некоторые нормативно-правовые акты могут содержать неоднозначные формулировки или не учитывать специфику современных технологий, что затрудняет их применение на практике.

2. Необходимость постоянного обновления законодательства. Технологии развиваются очень быстро, и законодательство не всегда успевает за этими изменениями. Это может приводить к тому, что некоторые аспекты использования информационных технологий остаются вне правового поля.

3. Сложность обеспечения информационной безопасности и защиты персональных данных. С развитием информационных технологий возрастает риск утечки конфиденциальной информации. Законодательство в этой области должно быть достаточно строгим и эффективным, чтобы обеспечить защиту данных граждан [4; 16]. Однако при этом важно не создавать излишних барьеров для развития технологий.

4. Проблемы с доступом к информационным технологиям для некоторых категорий граждан. Не все граждане имеют равный доступ к информационным технологиям из-за экономических, географических или иных причин. Это может ограничивать их возможности в получении государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

5. Необходимость гармонизации национального законодательства с международными стандартами и нормами. В условиях глобализации и международного сотрудничества важно, чтобы законодательство в сфере информационных технологий соответствовало международным стандартам. Это может потребовать внесения изменений в национальное законодательство и разработки новых нормативно-правовых актов.

6. Проблема правового регулирования использования искусственного интеллекта и автоматизации процессов. Необходимы законодательные акты, которые определят правила использования ИИ в различных сферах, включая социальное обеспечение, чтобы обеспечить прозрачность и справедливость принимаемых решений [13; 18].

7. Отсутствие единых стандартов и подходов к регулированию информационных технологий на федеральном и региональном уровнях. Это может приводить к различиям в правовом регулировании одних и тех же вопросов в разных регионах, что затрудняет работу организаций и создаёт правовую неопределённость для граждан.

8. Сложность обеспечения цифрового равенства и доступности государственных и муниципальных услуг для всех категорий граждан. Не все граждане обладают необходимыми навыками работы с информационными технологиями, что может ограничивать их доступ к электронным государственным услугам.

Обозначим следующие направления совершенствования правового регулирования использования ИКТ в сфере социального обеспечения.

1. Разработка нормативно-правовой базы для регулирования использования единой цифровой платформы социальных услуг. Создание законов и подзаконных актов, определяющих порядок работы платформы, права и обязанности участников, стандарты качества и безопасности предоставляемых услуг [16].

2. Внесение изменений в законодательство для обеспечения равного доступа к цифровым сервисам для граждан с ограниченными возможностями. Разработка и принятие норм, обязывающих государственные и частные организации адаптировать свои цифровые сервисы под потребности людей с ограниченными возможностями здоровья, включая требования к интерфейсам и приложениям [15].

3. Установление стандартов и требований к уровню цифровой грамотности граждан в законодательстве. Введение образовательных стандартов, предусматривающих обучение цифровой грамотности в образовательных учреждениях, а также разработка законодательных механизмов стимулирования организаций к проведению курсов по работе с цифровыми сервисами для граждан [19].

4. Законодательное регулирование развития инфраструктуры доступа к интернету в удалённых районах. Определение государственных программ и механизмов финансирования строительства и модернизации сетей связи, а также установление требований к операторам связи по обеспечению доступности интернета в сельской местности и малонаселённых пунктах.

5. Создание законодательных основ для внедрения систем мониторинга и анализа данных в сфере социальных услуг. Разработка законов, регулирующих сбор, обработку и анализ данных о потребностях граждан и эффективности предоставляемых услуг, а также установление ответственности за нарушение правил обработки персональных данных.

6. Законодательное закрепление стандартов и протоколов идентификации и аутентификации граждан при доступе к цифровым сервисам. Определение порядка использования электронных подписей, биометрических данных и других методов подтверждения личности в соответствии с законодательством о персональных данных и информационной безопасности.

7. Разработка и принятие законов, обеспечивающих защиту персональных данных граждан при использовании цифровых сервисов. Установление требований к организациям по обеспечению конфиденциальности и безопасности персональных данных, а также определение ответственности за их нарушение.

8. Внесение изменений в законодательство для обеспечения интеграции цифровых сервисов с другими государственными и муниципальными системами. Разработка норм, регулирующих обмен данными между различными информационными системами, и установление стандартов совместимости и взаимодействия между ними.

9. Законодательное регулирование разработки и поддержки мобильных приложений для получения социальных услуг. Определение требований к качеству и безопасности мобильных приложений, а также установление ответственности разработчиков за нарушение этих требований.

10. Проведение регулярного мониторинга и оценки законодательства в сфере применения ИКТ в социальном обеспечении [7]. Анализ практики применения законодательства, выявление проблем и пробелов, внесение необходимых изменений и дополнений в законы и подзаконные акты.

Особой проблемой является утечка персональных данных граждан, под которой понимают ситуацию, когда конфиденциальная информация, такая как имена, адреса, номера телефонов, электронные адреса, финансовые данные и другая личная информация, становится доступной третьим лицам без согласия субъекта данных. Это может произойти из-за технических сбоев, ошибок в системах безопасности, взломов, халатности сотрудников или других причин.

Последствия утечки персональных данных могут быть серьёзными и привести к нарушению прав граждан на конфиденциальность и защиту персональных данных, финансовые потери для граждан, например, в случае мошенничества, репутационные потери для граждан и организаций, а также снижение доверия к государственным и частным структурам, которые не смогли обеспечить должный уровень защиты данных.

В целях предотвращения утечек персональных данных необходимо внедрять современные системы защиты информации, обучать сотрудников правилам работы с персональными данными, регулярно проводить аудит систем безопасности, использовать надёжные пароли и методы аутентификации, а также ограничивать доступ к персональным данным только для тех сотрудников, которым это необходимо для выполнения рабочих обязанностей. Кроме того, необходимо иметь чёткие процедуры для реагирования на инциденты, связанные с утечкой данных, и информирования пострадавших граждан.

В России функционирует электронное правительство: применяются цифровые технологии обмена информацией между государством, гражданами, компаниями. Правительством РФ в 2018 г. были утверждены мероприятия по повышению эффективности предоставления мер социальной защиты (поддержки), которые являются составляющей национального проекта «Цифровая экономика», а их реализация осуществлена в период 2019-2024 гг. [1].

Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» [2], постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2017 г. № 181 «О Единой государственной информационной системе социального обеспечения» [3], ЕГИССО [4] – создание единой информационной системы социального обеспечения. Оператором является Пенсионный фонд РФ, а источниками информации – органы государственной власти, органы местного самоуправления. Система функционирует с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (в ред. от 31 июля 2020 г.) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в ст. 91.1 обосновал введение еще одной информационной системы в праве социального обеспечения – Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) [5]. Основной ее целью является обеспечение доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме, взаимодействие информационных систем в сфере здравоохранения. ЕГИСЗ действует в соответствии с определяющими ее положение нормативными правовыми актами [6].

ЕГИСЗ – это часть крупного, приоритетного государственного проекта по созданию единого цифрового пространства в здравоохранении с целью предоставления услуг в сфере здравоохранения на принципиально новом уровне. Данный цифровой проект позволит к 2024 г. ввести в России систему электронных рецептов, автоматизировать управление льготным лекарственным обеспечением. Планируется, что в личном кабинете пациента «Моё здоровье» на портале «Госуслуги» в любом субъекте РФ будут доступны запись к врачу, на диспансеризацию, подача заявления на медицинский полис и иные медицинские документы.

Приоритетность внедрения и использования цифровых платформ в сфере права социального обеспечения и, в частности, здравоохранения подчеркивает и тот факт, что Правительство РФ дополнительно направляет 898,5 млн руб. на развитие ЕГИСЗ [7]. Таким образом, в настоящий момент в сфере правового регулирования права социального обеспечения полным ходом идет процесс цифровизации, что делает более доступным предоставление различных услуг гражданам, особенно нуждающимся в мерах социальной поддержки [17].

Следует отметить, что нормативное регулирование в цифровой экономике является отдельной, специфической темой. Применение современных ИКТ невозможно без государственной поддержки и государственного участия. К примеру, ряд законов предписывает хранение информации в бумажной форме. Признание значимости электронной формы хранения документов (в том числе, и в течение длительного периода) – должно стать одним из наиболее важных задач в нормативном регулировании цифровой экономики. Необходимо также развитие регулирования в сфере идентификации клиента при цифровом взаимодействии. Остро стоит насущная проблема регулирования трансграничного обмена информации.

Кроме того, остается не решенной проблема защиты информации от утечек и кибератак [12]. В связи с этим в ближайшее время Социальный Фонд России (СФР) планирует развить системы информационных баз и подключение к государственной системе мониторинга киберугроз. Здесь остро строит актуальный вопрос развития отечественного программного обеспечения и снижения зависимости от зарубежных информационных технологий. Решение данного вопроса должно начинаться с разработки отечественных рабочих станций. Затем развивать основополагающие, стволовые IT-системы.

Основная цель цифровой трансформации СФР заключается в том, чтобы данная услуга стала доступной для граждан России в максимально сжатые сроки [11]. Главная задача функционирования СФР – переход от заявительный характера предоставления цифровых услуг к проактивной форме. Данная задача должна решаться в развитии цифрового законодательства в соответствии с новейшими алгоритмами и подходами, включение искусственного интеллекта в рамках предоставления консультационных услуг населению.

Существуют серьезные ограничения и внешние факторы, такие как низкая доля зарегистрированных граждан в УСИА (69 млн человек, это примерно 50% от населения), отсутствие цифрового законодательства, отсутствие 100%-го взаимодействия различных органов государственной власти; несовершенство законодательства – наслаивание проблем (старый закон не меняется, на него наслаивается новое законодательство).

Основные выводы

В ходе исследования авторами сформулированы основные направления совершенствования правового регулирования использования ИКТ в сфере социального обеспечения, а именно:

1. Разработка нормативно-правовой базы в целях регулирования использования единой цифровой платформы социальных услуг.

2. Внесение изменений в законодательство для обеспечения равного доступа к цифровым сервисам для граждан с ограниченными возможностями.

3. Установление стандартов и требований к уровню цифровой грамотности граждан в законодательстве.

4. Законодательное регулирование развития инфраструктуры доступа к интернету в удалённых районах.

5. Создание законодательных основ для внедрения систем мониторинга и анализа данных в сфере социальных услуг.

6. Внесение изменений в законодательство для обеспечения интеграции цифровых сервисов в сфере социального обеспечения с другими государственными и муниципальными системами.

7. Законодательное регулирование разработки и поддержки мобильных приложений для получения социальных услуг.

8. Проведение регулярного мониторинга и оценки законодательства в сфере применения ИКТ в социальном обеспечении.

В ходе исследования нашла своё подтверждение гипотеза о том, что успешное применение ИКТ зависит не только от уровня развития технологий, но и от адаптации правовых и организационных механизмов.

[1]План мероприятий по повышению эффективности предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также оптимизации деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, учреждений медико-социальной экспертизы (утв. зам. Председателя Правительства РФ 28.12.2018). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_337331/ (дата обращения 21.06.2025)

[2]Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23735/ (дата обращения 21.06.2025)

[3]Постановление Правительства РФ от 14.02.2017 г. № 181 (ред. от 08.07.2021 г.) «О Единой государственной информационной системе социального обеспечения». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_212876/ (дата обращения 21.06.2025)

[4]Приказ Министерства труда РФ от 12.07.2017 г. № 477н «Об утверждении состава информации, предоставляемой конкретному пользователю Единой государственной информационной системы социального обеспечения, направившему запрос о предоставлении информации». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71609266/ (дата обращения 21.06.2025)

[5]Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения 21.06.2025)

[6]Постановление Правительства РФ от 05.05.2018 г. № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837270/ (дата обращения 21.06.2025)

[7]Распоряжение Правительства РФ от 07.11.2020 г. № 2897-р «О выделении из резервного фонда Правительства РФ в 2020 году Министерству здравоохранения РФ бюджетных ассигнований на осуществление закупки товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий в целях развития подсистем единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения и увеличение мощности федерального центра обработки данных». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_367335/ (дата обращения 21.06.2025)


Источники:

1. Абдурахманов К.Х. Развитие человеческого капитала в условиях внедрения возможностей искусственного интеллекта // Лидерство и менеджмент. – 2025. – № 3. – c. 509-526. – doi: 10.18334/lim.12.3.122600.
2. Асалиева З.А., Седова Н.В. Механизмы реализации региональной политики в условиях цифровизации // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 12. – c. 7161-7176. – doi: 10.18334/epp.14.12.122130.
3. Архипов В.В., Наумов В.Б. Искусственный интеллект и автономные устройства в контексте права: о разработке первого в России закона о робототехнике // Труды СПИИРАН. – 2017. – № 6(55). – c. 46-62. – doi: 10.15622/sp.55.2.
4. Арямов А.А., Грачева Ю.В. Цифровизация: уголовно-правовые риски в сфере экономики // Актуальные проблемы российского права. – 2019. – № 6(103). – c. 108-116. – doi: 10.17803/1994-1471.2019.103.6.108-116.
5. Городнова Н.В. Применение искусственного интеллекта в бизнес-сфере: современное состояние и перспективы // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1472-1492. – doi: 10.18334/vinec.11.4.112249.
6. Городнова Н.В. Применение искусственного интеллекта в цифровой экономике. / Монография. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Первое экономическое издательство», 2021. – 154 c.
7. Дороговцева А.А., Овчаренко Н.К. Искусственный интеллект в системе управления предприятием: эволюция, инновации и перспективы // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 11. – c. 6259-6272. – doi: 10.18334/epp.14.11.121944.
8. Ермакова С.Э., Еникеев И.М., Еникеева Е.М. Актуальные вопросы теории и практики применения технологий искусственного интеллекта в бизнес-процессах // Креативная экономика. – 2025. – № 5. – doi: 10.18334/ce.19.5.123109.
9. Зимова Н.С., Фомин Е.В., Смагина А.А. Социальные сети как новый канал взаимодействия общества и власти // Научный результат. Социология и управление. – 2020. – № 2. – c. 159-171. – doi: 10.18413/2408-9338-2020-6-2-0-11.
10. Морхат П.М. Юнит искусственного интеллекта как электронное лицо // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. – 2018. – № 2. – c. 61-73. – doi: 10.18384/2310-6794-2018-2-61-73.
11. Наумов В.Б. Право в эпоху цифровой трансформации: в поисках решений // Российское право: образование, практика, наука. – 2018. – № 6(108). – c. 4-11.
12. Незнамов А.В., Наумов В.Б. Стратегия регулирования робототехники и киберфизических систем // Закон. – 2018. – № 2. – c. 69-89.
13. Паламарчук О.Т. Сможет ли искусственный интеллект обладать… сознанием? // Общество: философия, история, культура. – 2022. – № 1(93). – c. 28-35. – doi: 10.24158/fik.2022.1.3.
14. Пирогова Т.В., Власова Е.Д. Использование цифровых технологий в деятельности организаций социальной сферы // Экономические науки. – 2024. – № 235. – c. 138-153. – doi: 10.14451/1.235.138.
15. Попова А.В. Этические принципы взаимодействия с искусственным интеллектом как основа правового регулирования // Правовое государство: теория и практика. – 2020. – № 3(61). – c. 34-43. – doi: 10.33184/pravgos-2020.3.4.
16. Разгильдиев Б.Т. Искусственный интеллект и профилактика его общественной опасности // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2021. – № 5(142). – c. 154-163. – doi: 10.24412/2227-7315-2021-5-154-163.
17. Сайфутдинова В.М. Информатизация в праве социального обеспечения // Правовое государство: теория и практика. – 2020. – № 4-2(62). – c. 57-66. – doi: 10.33184/pravgos-2020.4.24.
18. Солдатенко Д.М. Искусственный интеллект: прошлое, настоящее и будущее // Российский внешнеэкономический вестник. – 2020. – № 9. – c. 127-134. – doi: 10.24412.2072-8042-2020-10096.
19. Тлембаева Ж.У. О некоторых подходах к правовому регулированию искусственного интеллекта // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. – 2021. – № 2(65). – c. 61-74. – doi: 10.52026/2788-5291_2021_65_2_61.

Страница обновлена: 25.06.2025 в 17:46:45