Применение информационно-коммуникационных технологий в сфере социального обеспечения: правовые и экономические аспекты

Городнова Н.В.1, Жевняк О.В.1, Плешакова И.Н.1
1 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 6 (Июнь 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=82819539

Аннотация:
Правовое регулирование в цифровой экономике является отдельной, специфической темой. Применение современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере социального обеспечения невозможно без государственной поддержки. Здесь остро строит актуальный вопрос развития отечественного программного обеспечения и снижения зависимости от зарубежных информационных технологий. Это подтверждает актуальность выбранной темы исследования, основная цель которого заключена в развитии теоретических основ и разработке рекомендации по совершенствованию правового регулирования внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сферу социального обеспечения. В работе предпринята попытка решения научных проблем оказания цифровых услуг населению России в простой и удобной форме, регулирование трансграничного обмена информации, а также защита информации от утечек и кибератак. Научная новизна состоит в признании искусственного интеллекта (ИИ) правовым феноменом: общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере ИИ, практически никак не регламентируются в нормативной ткани закона; в развитии понятийно-категориальный аппарат применения ИИ в сфере социального обеспечения с учётом специфики области применения. Научный результат состоит в выделении основных направлений правового регулирования использования ИКТ в России, формулировании предложений по правовому регулированию применения ИКТ в сфере социального обеспечения, определении основных направлений развития искусственного интеллекта. Полученные результаты могут быть полезны сотрудникам сферы социального обеспечения, экспертам в сфере искусственного интеллекта и ИКТ, практикующим юристам, а также государственным органам власти, реализующим проекты цифровой трансформации российской экономики.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, нейросеть, искусственный интеллект, социальная сфера, правовое регулирование

JEL-классификация: L90, L96, L86, J53, O34



Введение. Актуальность темы исследования. В настоящее время реализуется государственный вектор развития российской экономики, который сопряжен с процессами цифровизации и цифровой трансформации всех сфер жизнедеятельности российского общества. Применение инновационных технологий, в частности, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере социального обеспечения в России направлено на повышение качества и эффективности предоставления социальных услуг гражданам России.

Примерами внедрения ИКТ в сферу социального обеспечения России являются автоматическое персональное информирование, в рамках которого граждане получают сведения о возможности получения мер социальной поддержки при возникновении определённых жизненных ситуаций и событий (рождении ребёнка, установлении инвалидности или наступлении пенсионного возраста и пр.); применение смартфонов и планшетов в целях своевременного информирования лечащих врачей о результатах наблюдения за здоровьем подопечного, контроля даты планового визита к врачу или медицинского осмотра, а также сопровождения клиента в поликлинику; сайты учреждений социальной защиты как источника информации о социальных услугах и способах их получения, что позволяет гражданам найти необходимые сведения в удобное время; развитие сети информационных киосков (инфоматов) с целью информирования граждан о возможности предоставления социальных услуг [9], уточнения перечня документов, необходимых для получения той или иной услуги, а также названий, месторасположения организаций, оказывающих услуги, графике их работы, ознакомления с нормативно-правовой базой, получения сведений о суммах начисленных пособий и других социальных выплатах.

Остаётся нерешённой проблема перехода на проактивную форму оказания государственных услуг в социальной сфере, прекращения выдачи и обмена бумажных страховых свидетельств, оказания цифровых услуг населению России в простой и удобной форме. Следует отметить, что нормативное регулирование в цифровой экономике является отдельной, специфической темой.

Применение современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) невозможно без государственной поддержки и государственного участия. К примеру, ряд законов предписывает хранение информации в бумажной форме. Признание значимости электронной формы хранения документов (в том числе, и в течение длительного периода) – должно стать одним из наиболее важных задач в нормативном регулировании цифровой экономики [10].

Необходимо также развитие регулирования в сфере идентификации клиента при цифровом взаимодействии. Остро стоит насущная проблема регулирования трансграничного обмена информации. Кроме того, остаётся не решённой проблема защиты информации от утечек и кибератак. В связи с этим в ближайшее время СФР планирует развить системы информационных баз и подключение к государственной системе мониторинга киберугроз. Здесь остро строит актуальный вопрос развития отечественного программного обеспечения и снижения зависимости от зарубежных информационных технологий. Все вышеизложенное подтверждает актуальность выбранной темы исследования.

Цель исследования – развить теоретические основы и разработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сферу социального обеспечения.

Научная новизна исследования:

1. Искусственный интеллект признан правовым феноменом: общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере искусственного интеллекта, практически никак не регламентируются в нормативной ткани закона. Законодательство России не даёт ответы на вопрос о юридическом статусе ИИ, а также не включает в себя надёжный и качественный терминологический аппарат, функционирование которого охватывалось бы стабильно-действующей системой фундаментальных и руководящих положений.

2. Развит понятийно-категориальный аппарат теории внедрения алгоритмов ИИ в сферу социального обеспечения, в частности, уточнены понятия «информационно-коммуникационные технологии в социальной сфере» и «искусственный интеллект в социальной сфере», как экономического феномена, с учётом специфики области применения.

Научный результат можно сформулировать следующим образом:

1. Выделены основные направления правового регулирования использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в России: защита персональных данных граждан, получающих социальные услуги, при их обработке и передаче через информационные системы; разработка стандартов и требований к информационным системам, используемым в сфере социального обеспечения, включая требования к безопасности и надёжности; регулирование доступа к информационным ресурсам и сервисам, используемым для предоставления социальных услуг; определение порядка взаимодействия между различными информационными системами и органами, предоставляющими социальные услуги.

2. Сформулированы предложения по правовому регулированию изложенной проблемы: на законодательном уровне сформировать стандарты содержания и оформления официальных сайтов, присутствия органов социальной защиты в других ресурсах; создание государственной программы повышения информированности населения и т.п.

Исследовательская гипотеза: успех цифровизации и внедрения ИКТ и ИИ зависит не от технологий, а от адаптации правовых и организационных механизмов.

Сделан вывод о том, что основными направлениями совершенствования правового регулирования использования ИКТ и ИИ в сфере социального обеспечения являются разработка нормативно-правовой базы для регулирования использования единой цифровой платформы социальных услуг; внесение изменений в законодательство для обеспечения равного доступа к цифровым сервисам для граждан и пр. Анализ практики применения законодательства позволил выявить целый ряд проблем и пробелов, которые требуют внесения необходимых изменений и дополнений в законы и подзаконные акты.

Основная часть. Понятия информационно-коммуникационных технологий и искусственного интеллекта

Под информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) следует понимать совокупность методов, процессов и инструментов для обработки, хранения, передачи и получения информации с помощью электронных устройств и сетей. Они включают в себя программное и аппаратное обеспечение, сетевые технологии и другие ресурсы, необходимые для работы с информацией. «Информационные и коммуникационные технологии представляют собой комплекс методов, процессов и инструментов, предназначенных для обработки, хранения, передачи и получения информации с использованием электронных устройств и сетей. В состав ИКТ входят программное и аппаратное обеспечение, сетевые технологии и другие ресурсы, необходимые для работы с информацией» [6].

«Информационные и коммуникационные технологии – это мощный комплекс методов, процессов и инструментов, которые радикально изменяют способы обработки, хранения, передачи и получения информации» [6]. Они включают в себя программное и аппаратное обеспечение, сетевые технологии, а также множество других ресурсов, необходимых для эффективной работы с данными. Благодаря ИКТ, человечество получило возможность мгновенно обмениваться информацией на глобальном уровне, что открывает новые горизонты для развития бизнеса, образования, науки и повседневной жизни [1; 2; 8].

В настоящее время в рамках цифровой трансформации информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), включая алгоритмы искусственного интеллекта (ИИ) и многочисленные модели нейронных сетей, широко применяются в различных сферах деятельности, включая область социального обеспечения.

Информационно-коммуникационные технологии в сфере социального обеспечения – это кластер инновационных процессов, методов, методик и цифровых инструментов для сбора, обработки, систематизации, хранения, получения и передачи информационных потоков с помощью цифровых платформ, электронных устройств и сетей, включающий программное и аппаратное обеспечение, сетевые технологии и иные необходимые ресурсы, предназначенные для работы с информацией, связанной с социальным обеспечением граждан Российской Федерации [5].

Искусственный интеллект в сфере социального обеспечения – это область информатики, которая занимается разработкой интеллектуальных компьютерных систем, то есть систем, обладающих возможностями, которые мы традиционно связываем с человеческим разумом, – понимание языка, обучение, способность рассуждать, решать проблемы и т. д.» [6].

Сегодня систему ИИ принято отождествлять с компьютерными программами, использующими нейронные сети, объединяющей отличительной характеристикой которых является способность машины решать конкретные задачи подобно алгоритмам принятия решения размышляющего человека.

Искусственный интеллект – это интегрированный продукт ряда научных исследований и практического применения в области социального обеспечения [6; 8]. Искусственный интеллект в сфере социального обеспечения – это приближенное отображение работы нейронных связей в мозге человека, отождествляемое с комплексами таких технологий и процессов, как глубокое машинное обучение и применение алгоритмов виртуальной реальности в сфере оказания гражданам России социальных услуг через сети и электронно-цифровые технологии.

Несмотря на отсутствие единого общепринятого определения понятия «искусственный интеллект» и незавершённость разработки понятийно-категориального аппарата и терминологических классификаций, на пороге перехода к новому информационному обществу правительствами многих индустриально развитых стран осуществляются масштабные капитальные вложения в целях разработки прорывных информационных технологий и технологической конвергенции.

Применение ИКТ в социальной сфере имеет ряд преимуществ, среди которых улучшение доступности услуг, повышение качества обслуживания и инновационное развитие. В ходе исследования проведён экономический анализ отдельных аспектов процесса внедрения ИКТ в сферу социального обеспечения граждан России. В частности, на рисунке 1 отображена динамика роста количества малых технологических компаний, задействованных в сфере социального обеспечения.

Рисунок 1 – Анализ динамики роста числа малых технологических компаний, привлечённых в сферу социального обеспечения

Источник: построено авторами по: [14].

Количество малых технологических компаний должно возрасти с 8,9 тыс. до 20 тыс. Полученные уравнения, описывающие тренды изменения рассматриваемого показателя, свидетельствует, что темп роста затрат на инновационную деятельность к 2030 г. составит 53,1%. Кроме того, ожидается рост числа патентных заявок к 2030 году в 2,5 раза.

На рисунке 2 приведён анализ динамики изменения различных показателей в сфере социального обеспечения, характеризующий процесс цифровизации, в частности, изменение доли обращений в «Единый контакт-центр взаимодействия с гражданами», обрабатываемых с помощью ИКТ и алгоритмов искусственного интеллекта. Ожилается, что к 2030 году данный показатель составит порядка 45-50%; а доля трансакций, имеющий автоматический контроль, достигнет 100%.

Рисунок 2 – Анализ динамики изменения различных показателей в сфере социального обеспечения, характеризующий процесс цифровизации

Источник: построено авторами по: [14].

Доля полученных гражданами услуг комплексной реабилитации в цифровом виде к 2023 году должна быть на отметке, не ниже 40%.

На рисунке 3 представлен анализ динамики электронных продаж в социальной сфере и здравоохранении.

Рисунок 3 – Анализ динамики электронных продаж в социальной сфере по видам экономической деятельности, в % от общего числа организаций

Источник: построено автором по данным источника [14].

На сегодняйшний день доля электронных продаж в социальной сфере по видам экономической деятельности от общего числа организаций составляет около 55%.

Проведённый анализ позволяет сформулировать следующие рекомендации по улучшению цифровизации и внедрения ИКТ в сферу социального обеспечения.

1. Разработка и внедрение единой цифровой платформы для социальных услуг. Создание централизованной системы, которая объединит все государственные и муниципальные социальные услуги, облегчит доступ граждан к ним и упростит взаимодействие между ведомствами.

2. Обеспечение доступности цифровых сервисов для граждан с ограниченными возможностями. Разработка адаптивных интерфейсов и мобильных приложений, учитывающих потребности людей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и другими ограничениями.

3. Повышение уровня цифровой грамотности населения. Организация обучающих программ и курсов по работе с цифровыми сервисами для граждан, особенно для пожилых людей и жителей удалённых населённых пунктов.

4. Развитие инфраструктуры для обеспечения доступа к интернету в удалённых районах. Строительство и модернизация сетей связи, предоставление субсидий и грантов для установки точек доступа в сельской местности и малонаселённых пунктах [2; 6].

5. Внедрение систем мониторинга и анализа данных о потребностях и эффективности социальных услуг. Использование Big Data и аналитики для оптимизации распределения ресурсов, выявления проблем и улучшения качества обслуживания.

6. Создание системы идентификации и аутентификации граждан для доступа к цифровым сервисам. Разработка и внедрение удобных и безопасных способов подтверждения личности, например, через электронные подписи или биометрические данные.

7. Обеспечение информационной безопасности и защиты персональных данных граждан. Разработка и реализация стандартов и протоколов защиты информации, проведение регулярных аудитов и проверок систем на уязвимости.

8. Интеграция цифровых сервисов с другими государственными и муниципальными системами. Обеспечение совместимости и обмена данными между различными цифровыми платформами и информационными системами для более эффективного предоставления услуг.

9. Разработка и поддержка мобильных приложений для получения социальных услуг. Создание удобных и интуитивно понятных приложений для смартфонов и планшетов, которые позволят гражданам получать доступ к услугам в любое время и в любом месте.

10. Проведение регулярных исследований и опросов граждан для выявления потребностей и проблем в сфере цифровизации социальных услуг. Анализ полученных данных и внесение корректировок в стратегии и планы развития цифровых сервисов.

Следует подчеркнуть определённый дисбаланс между технологическими возможностями (проактивные услуги, биометрические сервисы) и системными барьерами (инфраструктура, право, кадры). Ключевая проблема: успех цифровизации зависит не от технологий, а от адаптации правовых и организационных механизмов.

Основные подходы к правовому регулированию использования ИКТ в сфере социального обеспечения

Правовое регулирование применения информационно-коммуникационных технологий в сфере социального обеспечения включает в себя комплекс норм и правил, которые определяют порядок использования технологий для предоставления социальных услуг и управления социальными программами.

Основные направления правового регулирования в этой области могут включать:

1) защиту персональных данных граждан, получающих социальные услуги, при их обработке и передаче через информационные системы [3; 5];

2) установление стандартов и требований к информационным системам, используемым в сфере социального обеспечения, включая требования к безопасности и надёжности [15];

3) регулирование доступа к информационным ресурсам и сервисам, используемым для предоставления социальных услуг, в том числе для обеспечения равного доступа граждан к информации и услугам [15];

4) определение порядка взаимодействия между различными информационными системами и органами, предоставляющими социальные услуги, для обеспечения эффективного обмена данными и координации действий [15; 19];

5) установление ответственности за нарушение законодательства в сфере применения ИКТ в социальном обеспечении, включая защиту прав граждан на получение качественных услуг [5].

Правовое регулирование в этой сфере направлено на обеспечение эффективного и прозрачного предоставления социальных услуг, защиту прав граждан и повышение качества управления социальными программами.

Правовое регулирование применения информационно-коммуникационных технологий в сфере социального обеспечения включает в себя ряд нормативно-правовых актов и правил, которые определяют порядок использования информационных систем и технологий для предоставления социальных услуг и выплат [19].

Выделим основные направления правового регулирования:

1. Законодательные акты: федеральные законы и подзаконные нормативные акты, регулирующие порядок обработки персональных данных граждан, обеспечение информационной безопасности и защиту прав граждан при использовании информационных систем.

2. Государственные информационные системы: порядок создания, функционирования и обеспечения безопасности государственных информационных систем, используемых для предоставления социальных выплат и услуг.

3. Электронные государственные сервисы: законы и регламенты, определяющие порядок предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, включая социальные выплаты и пособия [10].

4. Защита персональных данных: нормативно-правовые акты, регулирующие сбор, хранение, обработку и передачу персональных данных граждан в информационных системах, используемых в сфере социального обеспечения [5].

5. Доступ к информации: правила обеспечения доступа граждан к информации о социальных выплатах, услугах и правах в сфере социального обеспечения через информационные системы.

6. Электронное взаимодействие органов власти: нормативно-правовая база, регулирующая электронное взаимодействие между органами власти, учреждениями и гражданами в сфере социального обеспечения.

7. Технические стандарты и требования: установление технических стандартов и требований к информационным системам и технологиям, используемым в сфере социального обеспечения, для обеспечения их совместимости и безопасности [6].

Для более глубокого понимания этой темы необходимо изучить соответствующие федеральные законы, постановления Правительства РФ, приказы министерств и ведомств, регулирующие сферу социального обеспечения и использования информационных технологий.

Некоторые примеры федеральных законов, постановлений Правительства РФ, приказов министерств и ведомств, которые регулируют сферу социального обеспечения и использования информационных технологий:

1. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

2. Федеральный закон от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (в части обеспечения информационной безопасности при обработке персональных данных);

3. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

4. Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 288 «Об утверждении Положения о государственной системе защиты информации в Российской Федерации от иностранных технических разведок и от его утечки по техническим каналам»;

5. Постановления и распоряжения Правительства РФ, регламентирующие создание и функционирование государственных информационных систем, например, в рамках программы «Цифровая экономика Российской Федерации»;

6. Приказы Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры России), Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и других ведомств, регулирующие порядок предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде;

7. Приказы и постановления, касающиеся работы Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), Единого портала государственных и муниципальных услуг (Госуслуги) и других информационных систем, используемых для предоставления социальных услуг и выплат.

Сравнительно-правовой анализ позволяет выделить следующий ряд проблем правового регулирования применения ИКТ в России:

1. Недостаточная чёткость и проработанность законодательства в сфере информационных технологий. Некоторые нормативно-правовые акты могут содержать неоднозначные формулировки или не учитывать специфику современных технологий, что затрудняет их применение на практике.

2. Необходимость постоянного обновления законодательства. Технологии развиваются очень быстро, и законодательство не всегда успевает за этими изменениями. Это может приводить к тому, что некоторые аспекты использования информационных технологий остаются вне правового поля.

3. Сложность обеспечения информационной безопасности и защиты персональных данных. С развитием информационных технологий возрастает риск утечки конфиденциальной информации. Законодательство в этой области должно быть достаточно строгим и эффективным, чтобы обеспечить защиту данных граждан [4; 16]. Однако при этом важно не создавать излишних барьеров для развития технологий.

4. Проблемы с доступом к информационным технологиям для некоторых категорий граждан. Не все граждане имеют равный доступ к информационным технологиям из-за экономических, географических или иных причин. Это может ограничивать их возможности в получении государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

5. Необходимость гармонизации национального законодательства с международными стандартами и нормами. В условиях глобализации и международного сотрудничества важно, чтобы законодательство в сфере информационных технологий соответствовало международным стандартам. Это может потребовать внесения изменений в национальное законодательство и разработки новых нормативно-правовых актов.

6. Проблема правового регулирования использования искусственного интеллекта и автоматизации процессов. Необходимы законодательные акты, которые определят правила использования ИИ в различных сферах, включая социальное обеспечение, чтобы обеспечить прозрачность и справедливость принимаемых решений [13; 18].

7. Отсутствие единых стандартов и подходов к регулированию информационных технологий на федеральном и региональном уровнях. Это может приводить к различиям в правовом регулировании одних и тех же вопросов в разных регионах, что затрудняет работу организаций и создаёт правовую неопределённость для граждан.

8. Сложность обеспечения цифрового равенства и доступности государственных и муниципальных услуг для всех категорий граждан. Не все граждане обладают необходимыми навыками работы с информационными технологиями, что может ограничивать их доступ к электронным государственным услугам.

Обозначим следующие направления совершенствования правового регулирования использования ИКТ в сфере социального обеспечения.

1. Разработка нормативно-правовой базы для регулирования использования единой цифровой платформы социальных услуг. Создание законов и подзаконных актов, определяющих порядок работы платформы, права и обязанности участников, стандарты качества и безопасности предоставляемых услуг [16].

2. Внесение изменений в законодательство для обеспечения равного доступа к цифровым сервисам для граждан с ограниченными возможностями. Разработка и принятие норм, обязывающих государственные и частные организации адаптировать свои цифровые сервисы под потребности людей с ограниченными возможностями здоровья, включая требования к интерфейсам и приложениям [15].

3. Установление стандартов и требований к уровню цифровой грамотности граждан в законодательстве. Введение образовательных стандартов, предусматривающих обучение цифровой грамотности в образовательных учреждениях, а также разработка законодательных механизмов стимулирования организаций к проведению курсов по работе с цифровыми сервисами для граждан [19].

4. Законодательное регулирование развития инфраструктуры доступа к интернету в удалённых районах. Определение государственных программ и механизмов финансирования строительства и модернизации сетей связи, а также установление требований к операторам связи по обеспечению доступности интернета в сельской местности и малонаселённых пунктах.

5. Создание законодательных основ для внедрения систем мониторинга и анализа данных в сфере социальных услуг. Разработка законов, регулирующих сбор, обработку и анализ данных о потребностях граждан и эффективности предоставляемых услуг, а также установление ответственности за нарушение правил обработки персональных данных.

6. Законодательное закрепление стандартов и протоколов идентификации и аутентификации граждан при доступе к цифровым сервисам. Определение порядка использования электронных подписей, биометрических данных и других методов подтверждения личности в соответствии с законодательством о персональных данных и информационной безопасности.

7. Разработка и принятие законов, обеспечивающих защиту персональных данных граждан при использовании цифровых сервисов. Установление требований к организациям по обеспечению конфиденциальности и безопасности персональных данных, а также определение ответственности за их нарушение.

8. Внесение изменений в законодательство для обеспечения интеграции цифровых сервисов с другими государственными и муниципальными системами. Разработка норм, регулирующих обмен данными между различными информационными системами, и установление стандартов совместимости и взаимодействия между ними.

9. Законодательное регулирование разработки и поддержки мобильных приложений для получения социальных услуг. Определение требований к качеству и безопасности мобильных приложений, а также установление ответственности разработчиков за нарушение этих требований.

10. Проведение регулярного мониторинга и оценки законодательства в сфере применения ИКТ в социальном обеспечении [7]. Анализ практики применения законодательства, выявление проблем и пробелов, внесение необходимых изменений и дополнений в законы и подзаконные акты.

Особой проблемой является утечка персональных данных граждан, под которой понимают ситуацию, когда конфиденциальная информация, такая как имена, адреса, номера телефонов, электронные адреса, финансовые данные и другая личная информация, становится доступной третьим лицам без согласия субъекта данных. Это может произойти из-за технических сбоев, ошибок в системах безопасности, взломов, халатности сотрудников или других причин.

Последствия утечки персональных данных могут быть серьёзными и привести к нарушению прав граждан на конфиденциальность и защиту персональных данных, финансовые потери для граждан, например, в случае мошенничества, репутационные потери для граждан и организаций, а также снижение доверия к государственным и частным структурам, которые не смогли обеспечить должный уровень защиты данных.

В целях предотвращения утечек персональных данных необходимо внедрять современные системы защиты информации, обучать сотрудников правилам работы с персональными данными, регулярно проводить аудит систем безопасности, использовать надёжные пароли и методы аутентификации, а также ограничивать доступ к персональным данным только для тех сотрудников, которым это необходимо для выполнения рабочих обязанностей. Кроме того, необходимо иметь чёткие процедуры для реагирования на инциденты, связанные с утечкой данных, и информирования пострадавших граждан.

В России функционирует электронное правительство: применяются цифровые технологии обмена информацией между государством, гражданами, компаниями. Правительством РФ в 2018 г. были утверждены мероприятия по повышению эффективности предоставления мер социальной защиты (поддержки), которые являются составляющей национального проекта «Цифровая экономика», а их реализация осуществлена в период 2019-2024 гг. [1].

Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» [2], постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2017 г. № 181 «О Единой государственной информационной системе социального обеспечения» [3], ЕГИССО [4] – создание единой информационной системы социального обеспечения. Оператором является Пенсионный фонд РФ, а источниками информации – органы государственной власти, органы местного самоуправления. Система функционирует с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (в ред. от 31 июля 2020 г.) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в ст. 91.1 обосновал введение еще одной информационной системы в праве социального обеспечения – Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) [5]. Основной ее целью является обеспечение доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме, взаимодействие информационных систем в сфере здравоохранения. ЕГИСЗ действует в соответствии с определяющими ее положение нормативными правовыми актами [6].

ЕГИСЗ – это часть крупного, приоритетного государственного проекта по созданию единого цифрового пространства в здравоохранении с целью предоставления услуг в сфере здравоохранения на принципиально новом уровне. Данный цифровой проект позволит к 2024 г. ввести в России систему электронных рецептов, автоматизировать управление льготным лекарственным обеспечением. Планируется, что в личном кабинете пациента «Моё здоровье» на портале «Госуслуги» в любом субъекте РФ будут доступны запись к врачу, на диспансеризацию, подача заявления на медицинский полис и иные медицинские документы.

Приоритетность внедрения и использования цифровых платформ в сфере права социального обеспечения и, в частности, здравоохранения подчеркивает и тот факт, что Правительство РФ дополнительно направляет 898,5 млн руб. на развитие ЕГИСЗ [7]. Таким образом, в настоящий момент в сфере правового регулирования права социального обеспечения полным ходом идет процесс цифровизации, что делает более доступным предоставление различных услуг гражданам, особенно нуждающимся в мерах социальной поддержки [17].

Следует отметить, что нормативное регулирование в цифровой экономике является отдельной, специфической темой. Применение современных ИКТ невозможно без государственной поддержки и государственного участия. К примеру, ряд законов предписывает хранение информации в бумажной форме. Признание значимости электронной формы хранения документов (в том числе, и в течение длительного периода) – должно стать одним из наиболее важных задач в нормативном регулировании цифровой экономики. Необходимо также развитие регулирования в сфере идентификации клиента при цифровом взаимодействии. Остро стоит насущная проблема регулирования трансграничного обмена информации.

Кроме того, остается не решенной проблема защиты информации от утечек и кибератак [12]. В связи с этим в ближайшее время Социальный Фонд России (СФР) планирует развить системы информационных баз и подключение к государственной системе мониторинга киберугроз. Здесь остро строит актуальный вопрос развития отечественного программного обеспечения и снижения зависимости от зарубежных информационных технологий. Решение данного вопроса должно начинаться с разработки отечественных рабочих станций. Затем развивать основополагающие, стволовые IT-системы.

Основная цель цифровой трансформации СФР заключается в том, чтобы данная услуга стала доступной для граждан России в максимально сжатые сроки [11]. Главная задача функционирования СФР – переход от заявительный характера предоставления цифровых услуг к проактивной форме. Данная задача должна решаться в развитии цифрового законодательства в соответствии с новейшими алгоритмами и подходами, включение искусственного интеллекта в рамках предоставления консультационных услуг населению.

Существуют серьезные ограничения и внешние факторы, такие как низкая доля зарегистрированных граждан в УСИА (69 млн человек, это примерно 50% от населения), отсутствие цифрового законодательства, отсутствие 100%-го взаимодействия различных органов государственной власти; несовершенство законодательства – наслаивание проблем (старый закон не меняется, на него наслаивается новое законодательство).

Основные выводы

В ходе исследования авторами сформулированы основные направления совершенствования правового регулирования использования ИКТ в сфере социального обеспечения, а именно:

1. Разработка нормативно-правовой базы в целях регулирования использования единой цифровой платформы социальных услуг.

2. Внесение изменений в законодательство для обеспечения равного доступа к цифровым сервисам для граждан с ограниченными возможностями.

3. Установление стандартов и требований к уровню цифровой грамотности граждан в законодательстве.

4. Законодательное регулирование развития инфраструктуры доступа к интернету в удалённых районах.

5. Создание законодательных основ для внедрения систем мониторинга и анализа данных в сфере социальных услуг.

6. Внесение изменений в законодательство для обеспечения интеграции цифровых сервисов в сфере социального обеспечения с другими государственными и муниципальными системами.

7. Законодательное регулирование разработки и поддержки мобильных приложений для получения социальных услуг.

8. Проведение регулярного мониторинга и оценки законодательства в сфере применения ИКТ в социальном обеспечении.

В ходе исследования нашла своё подтверждение гипотеза о том, что успешное применение ИКТ зависит не только от уровня развития технологий, но и от адаптации правовых и организационных механизмов.

[1]План мероприятий по повышению эффективности предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также оптимизации деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, учреждений медико-социальной экспертизы (утв. зам. Председателя Правительства РФ 28.12.2018). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_337331/ (дата обращения 21.06.2025)

[2]Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23735/ (дата обращения 21.06.2025)

[3]Постановление Правительства РФ от 14.02.2017 г. № 181 (ред. от 08.07.2021 г.) «О Единой государственной информационной системе социального обеспечения». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_212876/ (дата обращения 21.06.2025)

[4]Приказ Министерства труда РФ от 12.07.2017 г. № 477н «Об утверждении состава информации, предоставляемой конкретному пользователю Единой государственной информационной системы социального обеспечения, направившему запрос о предоставлении информации». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71609266/ (дата обращения 21.06.2025)

[5]Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения 21.06.2025)

[6]Постановление Правительства РФ от 05.05.2018 г. № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837270/ (дата обращения 21.06.2025)

[7]Распоряжение Правительства РФ от 07.11.2020 г. № 2897-р «О выделении из резервного фонда Правительства РФ в 2020 году Министерству здравоохранения РФ бюджетных ассигнований на осуществление закупки товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий в целях развития подсистем единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения и увеличение мощности федерального центра обработки данных». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_367335/ (дата обращения 21.06.2025)


Источники:

1. Абдурахманов К.Х. Развитие человеческого капитала в условиях внедрения возможностей искусственного интеллекта // Лидерство и менеджмент. – 2025. – № 3. – c. 509-526. – doi: 10.18334/lim.12.3.122600.
2. Асалиева З.А., Седова Н.В. Механизмы реализации региональной политики в условиях цифровизации // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 12. – c. 7161-7176. – doi: 10.18334/epp.14.12.122130.
3. Архипов В.В., Наумов В.Б. Искусственный интеллект и автономные устройства в контексте права: о разработке первого в России закона о робототехнике // Труды СПИИРАН. – 2017. – № 6(55). – c. 46-62. – doi: 10.15622/sp.55.2.
4. Арямов А.А., Грачева Ю.В. Цифровизация: уголовно-правовые риски в сфере экономики // Актуальные проблемы российского права. – 2019. – № 6(103). – c. 108-116. – doi: 10.17803/1994-1471.2019.103.6.108-116.
5. Городнова Н.В. Применение искусственного интеллекта в бизнес-сфере: современное состояние и перспективы // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1472-1492. – doi: 10.18334/vinec.11.4.112249.
6. Городнова Н.В. Применение искусственного интеллекта в цифровой экономике. / Монография. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Первое экономическое издательство», 2021. – 154 c.
7. Дороговцева А.А., Овчаренко Н.К. Искусственный интеллект в системе управления предприятием: эволюция, инновации и перспективы // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 11. – c. 6259-6272. – doi: 10.18334/epp.14.11.121944.
8. Ермакова С.Э., Еникеев И.М., Еникеева Е.М. Актуальные вопросы теории и практики применения технологий искусственного интеллекта в бизнес-процессах // Креативная экономика. – 2025. – № 5. – doi: 10.18334/ce.19.5.123109.
9. Зимова Н.С., Фомин Е.В., Смагина А.А. Социальные сети как новый канал взаимодействия общества и власти // Научный результат. Социология и управление. – 2020. – № 2. – c. 159-171. – doi: 10.18413/2408-9338-2020-6-2-0-11.
10. Морхат П.М. Юнит искусственного интеллекта как электронное лицо // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. – 2018. – № 2. – c. 61-73. – doi: 10.18384/2310-6794-2018-2-61-73.
11. Наумов В.Б. Право в эпоху цифровой трансформации: в поисках решений // Российское право: образование, практика, наука. – 2018. – № 6(108). – c. 4-11.
12. Незнамов А.В., Наумов В.Б. Стратегия регулирования робототехники и киберфизических систем // Закон. – 2018. – № 2. – c. 69-89.
13. Паламарчук О.Т. Сможет ли искусственный интеллект обладать… сознанием? // Общество: философия, история, культура. – 2022. – № 1(93). – c. 28-35. – doi: 10.24158/fik.2022.1.3.
14. Пирогова Т.В., Власова Е.Д. Использование цифровых технологий в деятельности организаций социальной сферы // Экономические науки. – 2024. – № 235. – c. 138-153. – doi: 10.14451/1.235.138.
15. Попова А.В. Этические принципы взаимодействия с искусственным интеллектом как основа правового регулирования // Правовое государство: теория и практика. – 2020. – № 3(61). – c. 34-43. – doi: 10.33184/pravgos-2020.3.4.
16. Разгильдиев Б.Т. Искусственный интеллект и профилактика его общественной опасности // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2021. – № 5(142). – c. 154-163. – doi: 10.24412/2227-7315-2021-5-154-163.
17. Сайфутдинова В.М. Информатизация в праве социального обеспечения // Правовое государство: теория и практика. – 2020. – № 4-2(62). – c. 57-66. – doi: 10.33184/pravgos-2020.4.24.
18. Солдатенко Д.М. Искусственный интеллект: прошлое, настоящее и будущее // Российский внешнеэкономический вестник. – 2020. – № 9. – c. 127-134. – doi: 10.24412.2072-8042-2020-10096.
19. Тлембаева Ж.У. О некоторых подходах к правовому регулированию искусственного интеллекта // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. – 2021. – № 2(65). – c. 61-74. – doi: 10.52026/2788-5291_2021_65_2_61.

Страница обновлена: 12.09.2025 в 22:13:55

 

 

Information and communication technologies in social services: legal and economic aspects

Gorodnova N.V., Zhevnyak O.V., Pleshakova I.N.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 6 (June 2025)

Citation:

Abstract:
Legal regulation in the digital economy is a separate, specific topic. The application of modern information and communication technologies in social services is impossible without government support. There is an urgent issue of developing domestic software and reducing dependence on foreign information technologies. The article aims to develop theoretical foundations and recommendations for improving the legal regulation of the introduction of information and communication technologies in social services. The article examines problems of providing digital services to the Russian population in a simple and convenient form, regulating cross-border information exchange, as well as protecting information from leaks and cyber attacks. The authors recognize artificial intelligence as a legal phenomenon. Social relations that arise, change and cease in the field of AI application are practically not regulated in any way in the normative fabric of the law. The authors develop a conceptual and categorical apparatus for the application of AI in social services, taking into account the specifics of its application. The article identifies the main directions of ICT legal regulation in Russia, formulates proposals for ICT legal regulation in social services, and defines the main directions for the development of artificial intelligence. The results obtained can be useful to social services employees, artificial intelligence and ICT experts, practicing lawyers, as well as public authorities implementing projects for the digital transformation of the Russian economy.

Keywords: information and communication technology, neural network, artificial intelligence, social services, legal regulation

JEL-classification: L90, L96, L86, J53, O34