О формировании нормативно-правового акта субъекта федерации в сфере брендинга

Русов С.Л.1
1 Институт научно-технической информации

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 11 (Ноябрь 2024)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В работе отражены вопросы роли брендинга в современном мире и его влиянии на экономику; указано на актуальность активизации процессов брендирования таких сфер деятельности человека, как культура, искусство и образование. Рассмотрен вопрос брендинга в философском аспекте. Проанализированы выявленные в результате проведенных исследований существующие определения бренда, а также дефиниции этого понятия в нормативных правовых актах субъектов Федерации. По результатам анализа предложена новая формулировка понятия «бренд». Даны рекомендации по формированию регионального нормативного правового акта в сфере брендинга и, в частности, предложен перечень федеральных нормативных правовых актов, которые могут служить правовой основой для такого акта; показана возможность и целесообразность отнесения к понятию «бренд» кроме средств индивидуализации также и объекты авторского и патентного права. Ожидается, что приведенные в работе рекомендации позволят повысить качество и обоснованность принятия решений в сфере брендинга, исключив неопределенность при применении отдельных его положений и личностных суждений о них

Ключевые слова: бренд, интеллектуальная собственность, средство индивидуализации, авторское право, промышленный образец, нормативный правовой акт

JEL-классификация: L51, L52, O25



Введение. В современном маркетинге брендинг играет значительную роль, являясь одним из важнейших инструментов для создания и поддержания уникального имиджа предприятия, продукта или услуги. И это вполне понятно. Ведь, как указано в работе известного специалиста в области брендинга Т.А. Лейни [1], хоть бренд и создается в соответствии с существующими законами маркетинга, однако процесс его формирования требует от создателей необходимость владения еще и иными знаниями, такими, как, например, психология и даже философия.

При этом сфера деятельности человека, являющаяся предметом брендирования, сводится не только к экономике. Она включает также иные сферы, требующие внимания и поддержки, в том числе со стороны государства. Это и культура, и искусство, и образование. Причем, последнее особенно актуально для России, находящейся в условиях ведущейся со стороны коллективного Запада гибридной войны на фоне достаточно сложной экономической ситуации, обусловленной беспрецедентным санкционным давлением.

В данных обстоятельствах особую роль играет поддержка вышеуказанных сфер причем не только путем их популяризации, но и, как показывает мировой опыт (на что было указано в работах Неретина О.П. [2] и Газизовой А.Ш. [3]), посредством возможностей, формируемых системой интеллектуальной собственности, а именно: путем правовой охраны объектов, имеющих высокую экономическую, научную, культурную и историческую ценности.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) [4] правовая охрана таких объектов может быть осуществлена путем их признания (государственной регистрацией) в качестве либо средств индивидуализации, либо объектов авторского или патентного права. И хотя в федеральном законодательном поле Российской Федерации (далее – РФ) юридическое определение понятия «бренд» отсутствует, тем не менее, в официальном лексиконе в сфере интеллектуальной собственности, это понятие уже существует. Примером тому может служиться страница «Региональные бренды» официального сайта Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее – Роспатент), расположенная по адресу https://rospatent.gov.ru/ru/sourses/regional-brands, на которой в качестве региональных брендов указаны такие объекты интеллектуальной собственности, как наименования мест происхождения товаров и географические указания.

Кроме того, руководствуясь поручением Президента Российской Федерации от 25 августа 2023 года № Пр-1676 [5], в отдельных субъектах РФ, были приняты региональные нормативные правовые акты (далее – НПА), закрепившие на региональном уровне свои (местные) дефиниции понятия «бренд».

Таким образом, как было отмечено в работе Александровой А.В. и Горушкиной С.Н. [6], в России уже сложились условия для применения инструментов интеллектуальной собственности в целях продвижения уникальных природных, культурных и исторических ценностей регионов в виде региональных брендов.

Цель исследования. На основании критического анализа результатов исследования определений понятия «бренд», содержащихся в научных изданиях, учебных пособиях и нормативных правовых актах субъектов Федерации, выявить и предложить наиболее оптимальную по форме и содержанию формулировку данного понятия для ее использования при формировании регионального НПА в сфере брендинга, а также дать иные рекомендации относительно отдельных положений указанного документа.

Основная часть. В свое время в работе «Материализм и эмпириокритицизм» [7] В.И. Ленин дал классическую формулировку соотношения категорий «материя» и «ощущение», согласно которой материальный объект как таковой со всеми его физическими, химическими и иными свойствами воспринимается человеком посредством комплекса ощущений (зрительных, осязательных, обонятельных, вкусовых), формируя при этом в человеческом сознании мысленный (ментальный) образ данного объекта и вызывая в организме человека соответствующие изменения. И хотя утверждение Гуськова В.Н. – автора работы [8] – о том, что чувственное восприятие человеком материального объекта осуществляется исключительно за счет изменений, происходящих в человеческом организме при взаимодействии с данным объектом, является достаточно спорным, тем не менее, с этим автором можно полностью согласиться в том, что все изменения, сокращающие продолжительность существования человека как живого организма, вызывают у него отрицательное психоэмоциональное состояние, а изменения, способствующие его существованию – положительное. Поэтому, при необходимости выбора любого материального объекта для последующего взаимодействия с ним, человек всегда старается выбрать именно тот объект, который вызывает у него максимально положительное психоэмоциональное состояние.

Однако, выбор конкретного объекта, в случае отсутствия у него каких-либо отличительных признаков, является задачей, практически, неразрешимой. В связи с этим любой производитель материального объекта (вещи) или любой иной посредник, владеющий правом распоряжения (управления) данным объектом и при этом заинтересованный в выборе именно того объекта, к которому он (производитель, посредник) имеет определенное отношение, старается с помощью какого-либо элемента выделить (идентифицировать) «свой» объект среди прочих.

И если выбранный объект неоднократно вызывает у человека то психоэмоциональное состояние, на которое он рассчитывает, в сознании этого человека указанный идентифицирующий элемент со временем закрепляется в виде уже устойчивого ментального образа, ассоциируемого с высокими потребительскими свойствами данного (надежность поставки; удобство и простата в применении; послепродажный сервис и т. д.).

Таким образом, можно констатировать, что бренд является идентифицирующим элементом, указывающим на материальный объект, взаимодействие с которым способно обеспечить человеку то психоэмоциональное состояние, на которое он рассчитывает.

Результаты исследования и их анализ. В целях настоящей работы были проведены исследования ряда научных статей и учебных пособий по вопросам брендинга, а также нормативная правовая база в указанной сфере в 88 субъектах Федерации.

Из научных статей и учебных пособий наибольший интерес вызвала работа Каленской Н.В. в соавторстве с Антонченко Н.Г. [9].

В ней в систематизированной форме были представлены 79 определений понятия «бренд», сделанных другими исследователями. Анализируя их, авторы пришли к выводу, что все эти определения можно рассматривать в двух аспектах: экономическом, когда определение бренда осуществляется исключительно через его экономическую составляющую, и в психологическом, когда бренд определяется исключительно через психологию отношений к нему потребителей.

Учитывая тематику настоящей работы, анализу были подвергнуты определения, которые были даны исключительно в экономическом аспекте и при этом содержали указания на конкретные элементы бренда без упоминания об их назначениях.

Обобщая «экономические» определения бренда, приведенные в данной работе, можно констатировать, что по мнению давших эти определения авторов, формой проявления бренда являются следующие элементы (в отдельности или в сочетании): слово, выражение, знак, символ, рисунок, дизайнерское решение, торговая марка (согласно формулировке, принятой в ГК РФ – товарный знак), наименование фирмы (согласно принятой в ГК РФ формулировке – фирменное наименование), звук (слово, музыкальная фраза).

Однако, из всех вышеприведенных дефиниций, наибольший интерес вызвало приведенное в вышеуказанной работе определение, данное понятию «бренд» Елисеевым A.Н. и Шульгой И.Е., согласно которому бренд является воплощением в знаковой, вербальной, музыкальной и других формах устойчивого положительного образа предприятия и/или производимой им продукции.

Что касается указания в отдельных дефинициях в качестве понятия «бренд» непосредственно самих товаров (услуг) как таковых, то, аргументируя свое несогласие с их авторами, можно заметить следующее.

Сам по себе товар не может являться брендом, поскольку вне идентифицирующего элемента он остается просто материальным объектом, аналогичным иным, также не имеющим указанного элемента, и при этом ничего человеку (покупателю) не обещающим. И здесь не спасает даже дизайн товара или его упаковки, поскольку внешний вид товар (или упаковки), не будучи зарегистрированным, например, в качестве промышленного образца, не может со стопроцентной гарантией обещать покупателю то психоэмоциональное состояние, на которое он рассчитывает.

Подтверждением правоты данного утверждения является работа Перции В.М. [10], где ее автор, ссылаясь на высказывание ведущего эксперта по управлению брендами Джеймса Р. Грегори [11], пишет, что бренд – это не вещь и не продукт. Бренды не существуют в реальном мире – это ментальные конструкции.

В отношении дефиниций понятия «бренд», используемых в нормативных правовых актах субъектов Федерации, следует отметить, что по результатам исследования состояния нормативной правовой базы регионов РФ в сфере брендинга только в 30 из 88 субъектов Федерации были выявлены нормативные документы, соответствующих тематике поиска. В частности:

а) в Амурской, Архангельской, Астраханской, Белгородской, Вологодской, Воронежской, Ивановской, Калининградской, Кемеровской, Курской, Московской, Новгородской, Пензенской, Псковской, Ростовской, Рязанской, Саратовской, Сахалинской, Свердловской, Челябинской областях;

б) в Еврейской автономной области;

в) в Ханты-Мансийском автономном округе;

г) в Республиках: Башкортостан, Дагестан, Карелия, Крым, Татарстан;

д) в Чеченской и Чувашской Республиках;

д) в Краснодарском крае.

Анализируя дефиниции понятия «бренд», использованные в НПА вышеперечисленных регионов, следует отметить прежде всего те из них, где указанные дефиниции были наиболее оригинальны. Это, в частности:

– Республика Башкортостан, в Постановлении Правительства которой от 4 мая 2018 г. N 199 [12] указано, что бренд региона – это система символов, отражающих конкурентные преимущества региона;

– Белгородская область, в Распоряжении Губернатора которой от 23 мая 2013 г. №235-р [13] указано, что бренд территории – это совокупность ценностей, эмоций, прямых и косвенных ассоциаций потребителей бренда о конкретном географическом месте, его материальных и нематериальных характеристиках. При этом бренд может быть выражен в названии, термине, знаке, символе или любой другой качественной характеристике, которая бы идентифицировала данную территорию как отличную от других через набор образов в воображении потребителей бренда;

– Саратовская область, в Постановлении Правительства которой от 17 февраля 2015 N 63-П [14] указано, что бренд территории – это важный фактор продвижения территории, опирающийся на политический, экономический, социокультурный потенциал территории и природно-рекреационные ресурсы, а также бренды товаров и услуг, локализованные в определенной географической местности;

– Республика Татарстан, в Постановлении Кабинета Министров которой от 19 декабря 2014 г. N 1004 [15] указано, что бренд – это совокупность воспринимаемых представителями целевых аудиторий представлений, уникальных и положительных ассоциаций, а также набор оригинальных и узнаваемых визуальных, звуковых и прочих знаков, символизирующих эти представления для целевых групп;

– Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, в Распоряжении Правительства которого от 19 октября 2018 г. N539-рп [16] указано, что бренд – это уникальный эмоционально-позитивный образ, обусловленный природными, историческими, производственными, социально-культурными и другими особенностями.

Отдельно хочется отметить Новгородскую область, Закон которой в сфере брендинга [17] предусматривает деление понятия «бренд» по территориальному признаку, а именно: региональный, муниципальный и территориальный.

Конечно же, идея деления понятия «бренд» по территориальному признаку представляется достаточно уместной и ее можно только приветствовать. А вот чрезмерное деление бренда кроме регионального и территориального еще и на муниципальный вызывает определенное возражение. Объясняется этом тем, статья 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [18] содержит определения 11 видов территориальных образований, могущих иметь место в субъекте Федерации. Кроме того, помимо понятия «муниципальное образования» в указанном Законе используется также и такие равнозначные понятия, как «муниципальный район», «муниципальный округ», а также «городской округ». При этом некоторые субъекты Федерации создают в регионе только городские округа (например, в Донецкой Народной Республике [19]), а другие (например, Ростовская область) – и городские округа, и муниципальные районы [20]. В связи с этим представляется целесообразным ограничить разделение понятия бренда по территориальному признаку только на региональный и территориальный, последний из которых предполагает любой вид составной части субъекта Федерации.

Далее, некоторые регионы в качестве бренда указывают такие объекты, как товарный знак (Воронежская, Белгородская, Кемеровская, Курская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Сахалинская области, Республики Карелия, Крым и Чувашская Республика), географическое указание или наименования места происхождения товара (Новгородская область и Республика Карелия), а также все упомянутые в части четвертой ГК РФ результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (Вологодская и Московская области). Хочется при этом заметить, что такой подход к определению понятия бренд вполне соответствует существующим в РФ тенденциям развития нормативной правовой базы в сфере брендинга.

Особо стоит отметить использование в дефинициях бренда в отдельных регионах упоминание о духовных, нравственных характеристиках «брендируемой» территории (Белгородская область), о ее социокультурном потенциале и природно-рекреационных ресурсах (Саратовская область), эмоционально-позитивном образе, обусловленном природными, историческими, производственными, социально-культурными и другими особенностями (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра).

В остальном же такие регионы, как Астраханская, Белгородская (согласно дефиниции, приведенной в Программе поддержки и продвижения брендов Белгородской области [21]), Ивановская, Вологодская, Воронежская, Калининградская, Кемеровская, Курская, Московская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Сахалинская, Свердловская области, Республики Дагестан, Карелия, Крым и Чувашская Республика сводят (с различного рода оговорками) понятие «бренд» непосредственно к товарам (работам, услугам), отвечающим определенным, установленным в НПА требованиям.

И хотя несостоятельность такого понимания бренда уже была рассмотрена выше, хочется отметить одну интересную деталь, которую стоило бы учесть при формулировке рекомендаций по подготовке регионального НПА в сфере брендинга, а именно: к понятию «бренд» указанные регионы единодушно не отнесли товары следующих категорий:

- табачные изделия и никотинсодержащая продукция, а также принадлежности, предназначенные для курения табачной и никотинсодержащей продукции;

- оружие, основные части огнестрельного оружия, патроны;

- товары, указанные в перечне кодов видов сырьевых товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от l8.04.2018 N 46б.

С учетом критического анализа выявленных в результате проведенных исследований определений понятия «бренд», а также принимая во внимание приведенные ранее в настоящей работе рассуждения и заключения, приступим к формированию дефиниции понятия «бренд» в общем (философском), экономическом и правовом (для использования в региональных НПА) аспектах.

Как было показано выше, проявлений материального мира, требующих идентификации для того, чтобы человек смог выбрать желаемый объект из массы иных аналогичных с целью последующего взаимодействия с ним, множество. И каждый из этих объектов может иметь свою, характерную только для него, форму выражения идентифицирующего элемента.

В рассмотренных ранее определениях бренда наиболее часто употреблялись такие его формы, как: слово, выражение, знак, символ, рисунок, звук, дизайнерское решение.

Что касается слова, выражения, знака, символа, рисунка, звука, то все это согласно пункту 1 статьи 1482 ГК РФ относится к понятию «товарный знак», который совместно с признанными Роспатентом в качестве региональных брендов наименованиями мест происхождения товаров и географическими указаниями в соответствии с положениями главы 76 ГК РФ составляют понятие «средства индивидуализации».

А вот дизайнерское решение (например, упаковки товара) согласно положениям абзаца пятого пункта 1 статьи 1259 ГК РФ относится к объектам авторского права, равно как и произведения живописи, скульптуры, графики и другие произведения изобразительного искусства.

В то же время, обращает на себя внимание тот факт, что согласно определению, данному понятию «товарный знак» в пункте 1 статьи 1482 ГК РФ («В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации»), одной из его форм может быть изобразительная, которая предполагает использование различных изображений, включая, естественно, и такие, как произведения живописи (точнее, их репродукции целиком или фрагментарно), скульптуры, а также изображения графики и дизайна.

Так, например, репродукция картины художника И.И. Шишкова «Утро в сосновом лесу», изображенная на конфетной обертке, служила и продолжает служить идентификатором конфет «Мишка косолапый», фрагмент оркестровой сюиты композитора Г.В. Свиридова «Время, вперед!» – идентификатором информационной программы «Время», а скульптура, изготовленная кузнецом А.И. Мерцаловым, изображающая пальму и названная в честь ее создателя «Пальма Мерцалова» – символом города Донецка.

По этой причине товарный знак вполне может рассматриваться как объект авторского права. Тем более, что согласно определению, вынесенному Девятым арбитражным апелляционным судом по делу № А40-90240/08-4-424 [22], отличительными признаками авторского права являются новизна, творчество, оригинальность (уникальность, неповторимость) произведения, которыми в полной мере обладает и товарный знак.

Таким образом, товарный знак можно рассматривать не только как средство индивидуализации, но и как объект авторского права.

Далее, согласно определению, данному понятию «дизайн» в Большой российской энциклопедии [23], «дизайн – это план, рисунок, чертеж, замысел, область художественного творчества». Согласно же положениям пункта 1 статьи 1352 ГК РФ решение внешнего вида изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его эстетические особенности, в частности, форму, конфигурацию, орнамент, сочетание цветов, линий, контуров изделия, текстуру или фактуру материала изделия и обладающее при этом новизной и оригинальностью определяется в качестве промышленного образца.

Соотнося эти определения, можно смело утверждать, что товарный знак можно рассматривать не только как средство индивидуализации или объект авторского права, но также и как промышленный образец, т.е. объект патентного права.

Подводя итог всех ранее вышеприведенных рассуждений и заключений, можно дать следующие дефиниции бренда:

1. В экономическом аспекте: бренд – это выраженный в словесной, изобразительной, звуковой или иной форме идентифицирующий элемент товара или услуги, направленный на формирование устойчивого положительного образа этого товара (услуги) как источника положительного психоэмоционального состояния при взаимодействии с ним.

2. В правовом аспекте для общего определения понятия «бренд» в региональном НПА: бренд – это идентифицирующий элемент, выраженный в форме зарегистрированного в Российской Федерации средства индивидуализации или объекта авторского права, или промышленного образца и направленный на формирование устойчивого положительного образа идентифицируемого товара (услуги) как источника положительного психоэмоционального состояния при взаимодействии с ним.

3. В правовом аспекте для определения понятия «бренд» по отношению к субъекту Федерации: региональный бренд – это бренд товара (услуги), изготовленного (предоставляемой) в субъекте Федерации зарегистрированными в нем субъектами предпринимательской деятельности, содержание которого направлено на формирование устойчивого положительного образа субъекта Федерации, обусловленного его уникальными природными, историческими, производственными, социально-культурными и другими особенностями.

4. В правовом аспекте для определения понятия «бренд» по отношении к отдельной территории субъекта Федерации: территориальный бренд – это бренд товара (услуги), который изготовлен (предоставляется) на отдельной территории субъекта Федерации зарегистрированными в нем субъектами предпринимательской деятельности и содержание которого направлено на формирование устойчивого положительного образа отдельной территории субъекта Федерации, обусловленного ее уникальными природными, историческими, производственными, социально-культурными и другими особенностями.

Перейдем теперь к формированию рекомендаций по разработке регионального НПА в сфере брендинга.

Выводы и рекомендации. Исходя из приведенных в настоящей работе рассуждений и заключений, а также принимая во внимание положительные моменты отдельных региональных НПА в сфере брендинга, выявленные в результате проведенных исследований, можно дать следующие рекомендации, которые представляется целесообразным учесть при подготовке регионального нормативного правового акта в сфере брендинга.

1. Прежде всего, следует определиться с правовой основой формируемого НПА. В этом плане предлагается использовать (на усмотрение Правительства субъекта Федерации) следующие федеральные документы, а именно:

– Конституцию Российской Федерации [24];

– Гражданский кодекс Российской Федерации [5], положения части четвертой которого регулируют отношения в сфере интеллектуальной собственности и к которым в данной работе предложено приравнять и бренд;

– Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [18], статья 10 которого может быть использована при делении бренда по территориальному признаку;

– Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» [25], статья 39 которого в числе прочего предусматривает необходимость популяризации таких объектов брендинга, как памятников истории и культуры, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;

– Федеральный закон от 6 января 1999 года N 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» [26], пункт 3 статьи 4 которого указывает, в том числе, на необходимость популяризации среди населения изделий народных художественных промыслов, являющихся потенциальными объектами брендирования;

– Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [27], статьи 5_1 и 9_1 которого устанавливают требования к исполнительным органам субъектов Российской Федерации по популяризации таких объектов брендирования, как объектов культурного наследия;

– Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 22.06.2024) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [28], статья 1 которого в качестве туристских ресурсов определяет природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил. Иными словами – объекты рекреации, являющиеся, в свою очередь, объектами брендирования;

– Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. N2613-р «О Концепции развития креативных (творческих) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки до 2030 года» [29], целями и задачами которого согласно разделу IV этого документа являются, в том числе, создание условий для производства, распространения и популяризации товаров и услуг отечественных креативных (творческих) индустрий, определение подходов к совершенствованию нормативно-правового регулирования креативных (творческих) индустрий и креативного (творческого) предпринимательства;

– Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [30], пункт 2 части 1 статьи 10 которого предусматривает разработку и реализацию государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, учитывающих экологические, культурные и других особенности региона;

– Федеральный закон от 20.10.2022 № 402-ФЗ «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации» [31], целью которого является создание правовых и организационных основ для обеспечения культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации и сохранения этнокультурного и языкового многообразия, а статья 8 которого предусматривает отнесение к полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации в области нематериального этнокультурного достояния поддержку таких объектов борендирования, как учреждений культуры и искусства и популяризацию объектов нематериального этнокультурного достояния;

– Поручение Президента Российской Федерации по итогам пленарного заседания форума «Сильные идеи для нового времени» от 25 августа 2023 года № Пр-1676 [6], пункт 1 которого, предусматривающий разработку комплекса мер по развитию активного туризма, направленных, в том числе, на создание при образовательных организациях туристических клубов в целях привлечения обучающихся к активным видам отдыха, явился мощным катализатором для разработки субъектами Федерации своих региональных НПА в сфере брендинга.

2. По примеру Новгородской области [17], представляется уместным ввести в региональный НПА деление бренда по территориальному признаку. При этом, учитывая отсутствие дефиниции понятия «бренд» в федеральных НПА, вначале в разделе «Понятия и определения» дать его общую формулировку, а затем – определения по территориальному признаку, воспользовавшись при этом дефинициями, приведенными ранее в настоящей работы. То есть:

«а) бренд – это идентифицирующий элемент, выраженный в форме зарегистрированного в Российской Федерации средства индивидуализации или объекта авторского права, или промышленного образца и направленный на формирование устойчивого положительного образа идентифицируемого товара (услуги) как источника положительного психоэмоционального состояния при взаимодействии с ним;

б) региональный бренд – это бренд товара (услуги), изготовленного (предоставляемой) в субъекте Федерации зарегистрированными в нем субъектами предпринимательской деятельности, содержание которого направлено на формирование устойчивого положительного образа субъекта Федерации, обусловленного его уникальными природными, историческими, производственными, социально-культурными и другими особенностями;

в) территориальный бренд – это бренд товара (услуги), который изготовлен (предоставляется) на отдельной территории субъекта Федерации зарегистрированными в нем субъектами предпринимательской деятельности и содержание которого направлено на формирование устойчивого положительного образа отдельной территории субъекта Федерации, обусловленного ее уникальными природными, историческими, производственными, социально-культурными и другими особенностями».

3. Учитывая наличие необходимости в дальнейшем регистрации брендов на региональном уровне, имеет смысл в вышеупомянутом разделе НПА дать также определение такому отсутствующему в федеральных НПА понятию, как «правообладатель бренда»:

«г) правообладатель бренда – правообладатель используемого в качестве бренда средства индивидуализации, объекта авторского права, промышленного образца».

4. Основываясь на опыте формирования НПА в сфере брендинга в отдельных регионах РФ (в частности, в Астраханской, Белгородской, Воронежской, Ивановской, Калининградской, Кемеровской, Курской, Ростовской, Сахалинской областей, в Республиках Дагестан, Крым и Чувашской Республике) представляется вполне целесообразным внести в региональный НПА следующий пункт:

«Не могут быть признаны брендами элементы идентификации, которые служат для обозначения товаров следующих категорий:

1) табачные изделия и никотинсодержащая продукция, а также принадлежности, предназначенные для курения табачной и никотинсодержащей продукции;

2) оружие, основные части огнестрельного оружия, патроны;

3) товары, указанные в перечне кодов видов сырьевых товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от l8.04.2018 г. N 46б».

5. Согласно ранее сделанным выводам, бренд может выступать не только как средство индивидуализации, но и как объект авторского или патентного права.

По этой причине исключительно для целей регионального НПА бренд можно приравнять к объектам интеллектуальной собственности. Это позволит применять в отношении бренда отдельные нормы части четвертой ГК РФ и тем самым повысит обоснованность и качество регулирования отношений в сфере брендинга.

При этом, в силу того, что в качестве бренда признаются разные виды интеллектуальной собственности, в отношении них должны действовать и разные нормы ГК РФ, а именно: в отношении бренда, как средства индивидуализации – положения главы 76 ГК РФ, в отношении бренда как объекта авторского права – положения главы 70 ГК РФ, а в отношении бренда как объекта патентного права – положения главы 72 ГК РФ.

Учитывая вышеизложенное, в региональный НПА рекомендуется внести отдельный пункт примерно следующего содержания:

«Для целей настоящего Закона бренд признается объектом, приравненным к объектам интеллектуальной собственности. При этом в отношении бренда как средства индивидуализации действуют положения главы 76 Гражданского кодекса Российской Федерации, в отношении бренда как объекта авторского права – положения главы 70 Гражданского кодекса Российской Федерации, а в отношении бренда как промышленного образца – положения главы 72 Гражданского кодекса Российской Федерации».

Кроме всех вышеперечисленных мер при формировании регионального НПА в сфере брендинга следует также решить вопрос институциональной и документальной организации процедуры признания того или иного объекта брендом, его регистрации, а также ряд других организационных мер по усмотрению Правительства субъекта Федерации.

Ожидается, что все приведенные в настоящей работе рекомендации по формированию регионального НПА в сфере брендинга (к примеру, во вновь присоединившихся субъектах Федерации, чья региональная нормативная правовая база в сфере интеллектуальной собственности только начинает свое становление), позволят повысить качество и обоснованность принятия решений в указанной сфере, исключив неопределенность при применении отдельных его положений и личностных суждений о них.


Источники:

1. Лейни Т.А., Семёнова Е.А., Шилина С.А. Бренд-менеджмент: Учебно-практическое пособие. Библиотека электронной литературы. [Электронный ресурс]. URL: https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9B/lejni-t-a/brend-menedzhment (дата обращения: 03.10.2024).
2. Неретин О.П., Томашевская Е.А. Традиционные знания и традиционные выражения культуры как аспект интеллектуальной собственности: проблемы выявления и охраны. Научная электронная библиотека «eLIBRARY.RU». [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/ztckrb (дата обращения: 03.10.2024).
3. Газизова А.Ш. Роль ЮНЕСКО и ВОИС в международно-правовой охране традиционных выражений культуры и традиционных знаний. Доступ из поисковой интернет-платформы «Semantic Scholar». [Электронный ресурс]. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/%D0%A0%D0%BE%D0%BB% (дата обращения: 03.10.2024).
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/902019731/titles/64U0IK (дата обращения: 29.09.2024).
5. Поручение Президента Российской Федерации по итогам пленарного заседания форума «Сильные идеи для нового времени» от 25 августа 2023 года № Пр-1676. Департамент по вопросам семьи и детей Томской области. [Электронный ресурс]. URL: https://depsd.tomsk.gov.ru/uploads/ckfinder/userfiles/files/%D0%9F%D1% (дата обращения: 14.09.2024).
6. Александрова А.В., Горушкина С.Н. Региональный брендинг: оценка применения новых инструментов развития в современных реалиях. Российская научная электронная библиотека «КиберЛенинка». [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnyy-brending-otsenka-primeneniya-novyh-instrumentov (дата обращения: 03.10.2024).
7. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии. Электронная библиотека «RoyalLib.com». [Электронный ресурс]. URL: https://royallib.com/book/lenin_vladimir/materializm_i_empiriokrititsizm.html (дата обращения: 14.10.2024).
8. Гуськов В.Н. Как устроен мир. Ревизия основ физики. [Электронный ресурс]. URL: https://nauka.guskoff.ru/7-%D0%B0%D1%80%D1%85% (дата обращения: 14.10.2024).
9. Каленская Н.В., Антонченко Н.Г. Брендинг. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет». [Электронный ресурс]. URL: https://kpfu.ru/staff_files/F_8901770/Uchebnoe_posobie_Brendmenedzhment.pdf#:~:text=%D0%91%D1%80% (дата обращения: 03.10.2024).
10. Перция В.М. Анатомия бренда. Электронная библиотека «Книги по сетям и программированию». [Электронный ресурс]. URL: https://books.4nmv.ru/books/anatomiya_brenda_2_3643773.pdf (дата обращения: 03.10.2024).
11. James R. Gregory Leveraging the Corporate Brand. Электронная библиотека «academia». [Электронный ресурс]. URL: https://www.academia.edu/88784926/Leveraging_the_Corporate_Brand (дата обращения: 23.10.2024).
12. О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Башкортостан от 29 марта 2017 г. N 122 «О мерах по совершенствованию связей с общественностью республиканских органов исполнительной власти»: Постановление Правительства Республики Башкортостан от 4 мая 2018 г. N 199. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/543724220 (дата обращения: 29.09.2024).
13. О Концепции брендирования территорий в Белгородской области: Распоряжение Губернатора Белгородской области от 23 мая 2013 г. № 235-р. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/428669867 (дата обращения: 29.09.2024).
14. Об утверждении Концепции брендирования Саратовской области до 2020 г. : Постановление Правительства Саратовской области от 17 февраля 2015 г. N 63-П. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/467705422 (дата обращения: 29.09.2024).
15. О Концепции имиджевого образа (бренда) «Историко-культурное наследие Республики Татарстан» (бренд «Наследие Татарстана»): Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 декабря 2014 г. N 1004. Кабинет Министров Республики Татарстан. [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=148292077&backlink (дата обращения: 29.09.2024).
16. О Концепции развития территориального маркетинга и брендинга в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2025 г.: Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19 октября 2018 г. N539-рп. Департамент молодежной политики, гражданских инициатив и внешних связей : официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://depos.admhmao.ru/dokumenty/hmao/3917547/ (дата обращения: 29.09.2024).
17. О региональных, муниципальных, территориальных брендах, народных художественных промыслах и ремесленной деятельности : Закон Новгородской области от 24 декабря 2018 г. № 357-ОЗ. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/550304677 (дата обращения: 29.09.2024).
18. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ. Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 29.09.2024).
19. Об образовании на территории Донецкой Народной Республики городских и муниципальных округов, установлении их границ : Закон Донецкой Народной Республики от 6 апреля 2023 г. № 438-IIНС. Глава Донецкой Народной Республики. [Электронный ресурс]. URL: https://glavadnr.ru/doc/zakony/zII438.pdf (дата обращения: 29.09.2024).
20. Об административно-территориальном устройстве Ростовской области : Областной закон Ростовской области от 25 июля 2005 г. № 340-ЗС. Правительства Ростовской области. [Электронный ресурс]. URL: https://www.donland.ru/documents/2676/ (дата обращения: 29.09.2024).
21. Об утверждении Программы поддержки и продвижения брендов Белгородской области : Постановление Правительства Белгородской области от 8 июля 2024 г. N 293-пп. Справ.-правовая система «КонтурНорматив». [Электронный ресурс]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1131&documentId=4172 (дата обращения: 23.09.2024).
22. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 июня 2009 г. №09АП-8678/2009-АК по делу №А40-90240/08-4-424. Справ.- правовая система «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=MARB&n=132821 (дата обращения: 23.09.2024).
23. Лаврентьев А.Н. Дизайн. Большая российская энциклопедия 2004–2017. [Электронный ресурс]. URL: https://old.bigenc.ru/fine_art/text/1955472 (дата обращения: 23.09.2024).
24. Конституция Российской Федерации. Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: https://lpu.zdrav.mosreg.ru/media/files/%D0%9A%D0%BE%D0% (дата обращения: 19.09.2024).
25. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-1. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/9005213 (дата обращения: 19.09.2024).
26. О народных художественных промыслах : Федеральный закон от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901723815 (дата обращения: 19.09.2024).
27. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N73-ФЗ. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901820936#64U0IK (дата обращения: 19.09.2024).
28. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации : Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102044374 (дата обращения: 19.09.2024).
29. О Концепции развития креативных (творческих) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки до 2030 года : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. N 2613-р. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/608746222#64U0IK (дата обращения: 19.09.2024).
30. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/902053196 (дата обращения: 19.09.2024).
31. О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации : Федеральный закон от 20.10.2022 № 402-ФЗ. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/352037392 (дата обращения: 19.09.2024).

Страница обновлена: 10.12.2024 в 15:00:02