Development of an innovative business model of ski resorts based on a diversification strategy

Otchertsov M.V.1
1 ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»

Journal paper

Economics and management in sports (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 5, Number 2 (April-June 2025)

Citation:

Abstract:
In the context of a dynamically developing economy and tourism, including sports and extreme sports, developing innovative business models for ski resorts is becoming increasingly relevant. Modern consumers seek unique experiences and diverse services, requiring ski resort operators to adopt new business strategies. This article analyzes the concepts of "business model" and "innovative business model." It identifies the factors that influence the creation and operation of ski resorts. The author proposes an innovative ski resort business model based on a diversification strategy that expands the range of services offered and introduces new customer interaction formats. This article will be of interest to experts in economics and sports management.

Keywords: business model, ski complex, innovation, innovative business model, innovative business model of ski complex, sports tourism, diversification strategy, tourist destination, experienced economy, extreme tourism

JEL-classification: L83, M11, O32



Введение

Мир бизнеса находится в состоянии постоянных изменений. Происходящие изменения стимулируют интерес к разработке и внедрению инноваций внутри компаний, т.е., по сути, речь идет о создании инновационных бизнес-моделей.

Причина, по которой многие компании заинтересованы в совершенствовании своих бизнес-моделей, достаточно проста: повышение их эффективности [25]. Фирмы, которые уделяют больше внимания инновационным бизнес-моделям, превосходят своих конкурентов, в том числе и в финансовом отношении.

Что касается индустрии горнолыжных курортов и комплексов, то, как правило, в рамках данной отрасли продолжает использоваться бизнес-модель, схожая с той, которую применяли первые горнолыжные курорты [25].

В отличие от других отраслей горнолыжные комплексы не сталкиваются с такой жесткой конкуренцией, как, например, высокотехнологичные компании. Тем не менее входные барьеры в эту отрасль достаточно высоки, поскольку включают инвестиции в строительство и эксплуатацию горнолыжных комплексов, расширение территории в горах, а также значительные инвестиции в инфраструктуру. Меньшее число конкурентов в отрасли долгое время позволяло существующим горнолыжным курортам не тратить много времени и усилий на инновации.

Однако, как отмечают эксперты, горнолыжные курорты Европы и Америки в настоящее время функционируют в рамках стагнирующего и зрелого рынка, при этом инновации в их бизнес-моделях долгое время отсутствовали.

Именно поэтому интерес представляет анализ концепции «инновационная бизнес-модель», определение ее целей, а также разработка инновационной бизнес-модели горнолыжного комплекса, включая уточнение основных направлений стратегии диверсификации деятельности горнолыжного комплекса.

Цель данного исследования состоит в том, чтобы на основе анализа существующих подходов к концептам «бизнес-модель» и «инновационная бизнес-модель», а также с учетом факторов, влияющих на создание и функционирование горнолыжных комплексов, разработать бизнес-модель горнолыжного комплекса на основе стратегии диверсификации.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В отечественной и международной научной литературе достаточно широко и подробно изучается, что собой представляют бизнес-модели и как они эволюционируют [1, 4, 11, 15, 17, 21, 23–29].

Баден-Фуллер К., Морган М. С. пишут о том, что бизнес-модель – это «логика фирмы, то, как она работает и как создает ценность для заинтересованных сторон» [26]. Многие авторы акцентируют внимание на том, что бизнес-модель представляет собой обоснование того, как организация создает, обеспечивает и фиксирует ценность во взаимоотношениях с сетью партнеров по обмену [24, 28, 29].

Зотт К., Амит Р. дают такое определение: «Бизнес-модель описывает содержание, структуру и управление транзакциями, разработанными таким образом, чтобы создавать ценность за счет использования бизнес-возможностей» [29].

В рамках нашего исследования хотелось бы остановиться на особенностях концепта «бизнес-модель», которые выделили Зотт К., Амит Р. [29].

1. Бизнес-модель – это новая единица анализа.

2. В бизнес-моделях особое внимание уделяется системному, целостному подходу к объяснению того, как фирмы «ведут бизнес».

3. Бизнес-модель определяется направлением деятельности фирмы.

4. Цель бизнес-модели – объяснить, не только как создается ценность, но и как она накапливается.

Также интересно вкратце остановится на концепте «инновационная бизнес-модель».

Как правило, под инновационной бизнес-моделью понимается «деятельность по проектированию, то есть созданию, внедрению и апробации, новой бизнес-модели» [27]. Интересно отметить, что в научной литературе встречается два типа инновационных бизнес-моделей: разработка новой бизнес-модели для новой организации и реконфигурация бизнес-модели в действующей фирме [27]. Кроме того, можно выделить две ключевые цели, для которых используются инновационные бизнес-модели: 1) выступать в качестве средства для инноваций; 2) быть источником инноваций как таковых.

Что касается горнолыжных комплексов, то в их развитии и управлении ими нет устоявшейся бизнес-модели. Как утверждают эксперты, у каждого горнолыжного курорта есть бизнес-модель, разработанная специально для него [25]. Это связано с тем, что исторически горнолыжные курорты адаптировали свою стратегию развития к конкретным рыночным условиям и контексту [5–7, 12, 16, 18, 20, 22].

Итак, горнолыжные комплексы, являясь в настоящее время, с одной стороны, частью индустрии туризма и гостеприимства [2, 3, 8, 9, 19], а также экономики впечатлений [10, 14], а с другой – видом экстремального спорта [9, 13, 19], должны строить свою инновационную бизнес-модель на основе стратегии диверсификации.

Таким образом, на наш взгляд, современные горнолыжные комплексы следует рассматривать как профильные туристические дестинации, а также как направление спортивного и экстремального туризма, в том числе через призму экономики впечатлений. При этом для привлечения клиентов на горнолыжные комплексы требуется разработка инновационной бизнес-модели, которая бы включала факторы, влияющие на формирование бизнес-модели, входные и выходные параметры, описание «производственного процесса». Кроме того, в качестве основной стратегии в рамках инновационной модели горнолыжного комплекса мы предлагаем рассматривать стратегию диверсификации (рис. 1).

Рисунок 1. Инновационная бизнес-модель горнолыжного комплекса

Источник: составлено автором.

Остановимся на параметрах предлагаемой инновационной бизнес-модели горнолыжного комплекса подробнее.

Формирование инновационной бизнес-модели горнолыжного комплекса должно учитывать следующие ключевые факторы:

1. Климатическая зона и изменение климата. Изменение климата является одним из основных рисков для горнолыжного бизнеса. Повышение температуры, сокращение снежного покрова и изменение характера осадков оказывают непосредственное влияние на продолжительность горнолыжного сезона, качество снега и привлекательность комплекса для туристов. В связи с этим необходимо разрабатывать меры по адаптации к изменению климата, включая:

- использование систем искусственного оснежения;

- диверсификацию видов деятельности (развитие летнего туризма, организация спортивных мероприятий, проведение конференций);

- внедрение энергосберегающих технологий.

2. Состояние местной инфраструктуры. Развитость транспортной инфраструктуры, наличие гостиниц, ресторанов, магазинов и других объектов сервиса оказывают существенное влияние на привлекательность комплекса для туристов. В случае недостаточной развитости инфраструктуры необходимо либо инвестировать в ее развитие, либо разрабатывать альтернативные способы обеспечения потребностей туристов (например, путем организация трансфера из ближайших городов, создания мобильных пунктов питания и проката оборудования).

3. Страна базирования. Выбор страны базирования горнолыжного комплекса оказывает влияние на бизнес-модель посредством функционирующей в стране налоговой системы (например, наличие налоговых льгот и преференций могут стимулировать инвестиции в развитие горнолыжного бизнеса), нормативных требований к безопасности, охране окружающей среды и качеству услуг могут оказывать влияние на операционные расходы комплекса.

4. Технологическое развитие. Развитие цифровых технологий, включая интернет, мобильные приложения, социальные сети, системы анализа данных, открывает новые возможности для повышения эффективности управления горнолыжным комплексом, улучшения качества обслуживания и привлечения новых клиентов.

5. Группы потребителей. Бизнес-модель должна учитывать потребности различных групп потребителей. Среди клиентов горнолыжного комплекса представляется возможным выделить следующие группы:

- опытные горнолыжники и сноубордисты, которые ценят качество трасс, наличие сложных спусков, развитую инфраструктуру и возможность участия в соревнованиях и других мероприятиях;

- начинающие горнолыжники и сноубордисты нуждаются в обучении, наличии простых трасс, доступном прокате оборудования и удобной инфраструктуре;

- семьи с детьми ценят безопасность, наличие детских площадок, развлечений и услуг по уходу за детьми;

- любители активного отдыха интересуются не только горнолыжным спортом, но и другими видами активного отдыха, такими как катание на коньках, снегоходах, лыжах, а также пешие прогулки, экскурсии и другие развлечения;

- корпоративные клиенты заинтересованы в проведении корпоративных мероприятий, конференций и других событий на территории комплекса.

Входными параметрами инновационной бизнес-модели горнолыжного комплекса выступают:

- информация о климатических условиях и прогнозах (температура, осадки, снежный покров);

- данные о состоянии инфраструктуры (транспорт, гостиницы, рестораны);

- информация о конкурентах (цены, услуги, целевая аудитория);

- данные о предпочтениях потребителей (опросы, отзывы, социальные сети);

- данные о состоянии активов комплекса (оборудование, трассы, подъемники).

В качестве выходных параметров инновационной бизнес-модели горнолыжного комплекса мы предлагаем рассматривать:

- прибыль и рентабельность комплекс;

- загруженность комплекса и продолжительность горнолыжного сезона;

- удовлетворенность клиентов и лояльность бренду;

- эффективность использования ресурсов (включая кадры, природные и финансовые ресурсы);

- уровень инноваций и технологичности комплекса;

- вклад в развитие местной экономики и социальной сферы;

- повышение устойчивости к климатическим изменениям

В структуре «производственного процесса» на горнолыжном комплексе представляется возможным выделить следующие элементы и направления деятельности:

  • Динамическое ценообразование. Цены на услуги комплекса (подъемники, прокат оборудования, обучение) следует устанавливать динамически, в зависимости от погодных условий, спроса и загруженности комплекса. Это позволит максимизировать прибыль и привлекать клиентов в периоды низкой загруженности.
  • Персонализация предложений. На основе анализа данных о клиентах следует разрабатывать и предлагать персонализированные предложения (скидки, акции, индивидуальные программы обучения, рекомендации по выбору трасс и оборудования).
  • Интеграция цифровых технологий включает внедрение мобильных приложений, позволяющих клиентам бронировать услуги, получать информацию о состоянии трасс, участвовать в соревнованиях и общаться с другими пользователями.
  • Развитие летнего туризма предусматривает разработку и предложение клиентам различных видов летних активностей, таких как маунтинбайкинг, пешие прогулки, скалолазание, рафтинг и другие.
  • Организация мероприятий и фестивалей может включать проведение спортивных соревнований, музыкальных фестивалей, гастрономических ярмарок и других мероприятий, привлекающих дополнительное внимание к горнолыжномукомплексу.
  • Управление активами и техническое обслуживание. Использование систем мониторинга состояния оборудования и прогнозирования поломок позволяет повысить надежность и эффективность работы комплекса, а также снизить затраты на ремонт и обслуживание.
  • Неотъемлемой частью предлагаемой инновационной бизнес-модели горнолыжного комплекса является стратегия диверсификации. Она направлена на снижение зависимости от погодных условий, горнолыжного спорта и расширение спектра предлагаемых услуг и видов деятельности, что, соответственно, позволит повысить устойчивость комплекса к климатическим изменениям и колебаниям спроса.

    Диверсификация деятельности горнолыжного комплекса может осуществляться по различным направлениям (табл. 1): по видам деятельности, по целевым группам, по каналам продаж. Для успешного и устойчивого функционирования горнолыжного комплекса представляется необходимым сочетать все предлагаемые стратегии.

    Таблица 1

    Направления стратегии диверсификации деятельности горнолыжного комплекса

    № п/п
    Направление диверсификации деятельности горнолыжного комплекса
    Примеры и возможности
    1
    По видам деятельности
    · Развитие летнего туризма. Использование инфраструктуры комплекса в летний период для организации маунтинбайкинга, пеших прогулок, скалолазания, рафтинга, рыбалки, кемпинга и других видов активного отдыха. Стратегия предполагает разработку новых маршрутов, создание тематических парков и предложение уникальных экскурсий.
    · Организация спортивных мероприятий. Проведение спортивных соревнований (горные лыжи, сноуборд, маунтинбайк, бег по пересеченной местности и др.) позволяет привлечь профессиональных спортсменов и любителей активного образа жизни, а также повысить узнаваемость комплекса.
    · Проведение конференций и семинаров. Использование конференц-залов и гостиничной инфраструктуры для проведения корпоративных мероприятий, конференций, семинаров и тренингов. Стратегия предусматривает разработку комплексных пакетов услуг, включающих проживание, питание, транспорт и развлекательные мероприятия.
    · Организация культурных мероприятий и фестивалей. Проведение музыкальных фестивалей, гастрономических ярмарок, народных гуляний и других культурных мероприятий позволяет привлечь широкую аудиторию и создать позитивный имидж комплекса.
    · Развитие оздоровительного туризма. Создание спа-центров, бассейнов, саун и других объектов оздоровительной инфраструктуры позволяет привлечь туристов, заинтересованных в отдыхе и восстановлении здоровья. Стратегия предполагает разработку программ по детоксикации, антистрессовой терапии и улучшению общего самочувствия
    2
    По целевым группам
    · Привлечение семей с детьми. Создание детских площадок, игровых комнат, бассейнов с горками и других объектов развлекательной инфраструктуры позволяет привлечь семьи с детьми. Стратегия включает услуги по уходу за детьми, детские программы обучения горнолыжному спорту и другие развлечения для детей разного возраста.
    · Привлечение корпоративных клиентов. Разработка специальных предложений для корпоративных клиентов, включающих организацию конференций, тимбилдингов и других мероприятий на территории комплекса. Стратегия включает создание гибких условий сотрудничества, индивидуальный подход и широкий спектр дополнительных услуг.
    · Привлечение иностранных туристов. Разработка специальных туристических пакетов для иностранных туристов, включающих проживание, питание, транспорт, экскурсии и другие услуги. Стратегия включает учет культурных особенностей и предпочтение иностранных туристов, а также услуги на разных языках
    3
    По каналам продаж
    · Развитие онлайн-продаж. Создание удобного и функционального сайта, позволяющего клиентам бронировать услуги, покупать билеты, арендовать оборудование и получать информацию о комплексе. Стартегия включает использование различных каналов онлайн-маркетинга, включая социальные сети, контекстную рекламу и email-рассылки.
    · Сотрудничество с туроператорами и агентствами. Налаживание партнерских отношений с туроператорами и агентствами позволяет расширить каналы продаж и привлечь новых клиентов. Стратегия включает создание выгодных условий сотрудничества и предоставление качественной информации о комплексе.
    · Развитие прямых продаж. Организация прямых продаж услуг комплекса через собственный отдел продаж, call-центр и другие каналы. Стратегия включает обучение персонала навыкам продаж и обслуживания клиентов, а также использование современных CRM-системы для управления отношениями с клиентами
    Источник: составлено автором.

    Заключение

    Предложенная инновационная бизнес-модель горнолыжного комплекса позволяет горнолыжному комплексу адаптироваться к вызовам современной экономики, повысить свою устойчивость и конкурентоспособность. В основе модели – стратегия диверсификации. Эффективная реализация стратегии диверсификации требует проведения маркетинговых исследований, разработки новых продуктов и услуг, инвестиций в инфраструктуру и персонал, а также постоянного мониторинга и анализа результатов. Однако диверсификация позволяет горнолыжному комплексу снизить риски, повысить устойчивость и обеспечить устойчивый рост в долгосрочной перспективе. Реализация этой модели требует стратегического подхода, инвестиций в инновации и ориентации на потребности клиентов. Только в этом случае горнолыжный комплекс сможет успешно развиваться в условиях меняющегося климата и цифровой экономики.


    References:

    Artemeva M.V., Ayplatova I.I., Gorbunova T.B., Karpenko E.V. (2016). Building a customer-centric business model. Postroenie biznes-modeli na baze klientoorientirovannosti / M. V. Artemeva, I. I. Ayplatova, T. B. Gorbunova, E. V. Karpenko // Uspekhi sovremennoy nauki. – 2016. – T. 3, № 12. – S. 91-93. – EDN XIKPVR.. 3 (12). 91-93.

    Blagodatskaya A.A. (2019). The business model research in the course of business planing. Ekonomika i predprinimatelstvo. (5 (106)). 1220-1224.

    Bogdanova V.G. (2019). Factors of increasing efficiency of functioning of ski resorts of the krasnodar region. Segodnya i zavtra Rossiyskoy ekonomiki. (97). 72-81. doi: 10.26653/1993-4947-2019-97-06.

    Chernov D.V. (2013). Are there fundamental differences between the business models of companies that produce goods and the business models of companies that provide services. Chernov, D. V. Printsipialny li otlichiya biznes-modeley kompaniy, proizvodyaschikh tovary, ot biznes-modeley kompaniy, okazyvayuschikh uslugi / D. V. Chernov // Menedzhment v Rossii i za rubezhom. – 2013. – № 3. – S. 132-139. – EDN PHNSQS.. (3). 132-139.

    Chkhotua I. Z. (2022). Strategic priorities for the ski tourism development worldwide and in Russia. The Economic Revival of Russia. (2). 123-136. doi: 10.37930/1990-9780-2022-2-72-123-136.

    Ivakhnenko D.S., Tkacheva E.G. (2022). Ski tourism as a type of active and extreme recreation. Ivakhnenko, D. S. Lyzhnyy turizm kak vid aktivnogo i ekstremalnogo otdyha / D. S. Ivakhnenko, E. G. Tkacheva // Nauka-2020. – 2022. – № 2(56). – S. 166-170. – EDN EIBKJL.. (2 (56)). 166-170.

    Kalenskaya N.V., Garipova A.A. (2023). The experience economy is a new phase of behavioral economics. Kalenskaya, N. V. Ekonomika vpechatleniy novaya faza povedencheskoy ekonomiki / N. V. Kalenskaya, A. A. Garipova // Ekonomicheskie nauki. – 2023. – № 228. – S. 87-91. – DOI 10.14451/1.228.87. – EDN PCZYDA.. (228). 87-91. doi: 10.14451/1.228.87.

    Khlutkova S.L. (2017). Using the cluster approach for the modern ski re- sort development. Peterburgskiy ekonomicheskiy zhurnal. (1). 173-178.

    Kolyada A.A.1, (2024). A review of scientific papers on business model innovation, multi-level business model hypothesis. Vestnik evraziyskoy nauki. 16 (3). 13.

    Migranov A.I. (2017). The current state of development of extreme tourism. Molodezh i nauka. (4-3). 66.

    Mordvinova T.G., Sosnina V.A., Schegolikhina V.I. (2021). The economy of experience as a new trend. Mordvinova, T. G. Ekonomika vpechatleniy kak novyy trend / T. G. Mordvinova, V. A. Sosnina, V. I. Schegolikhina // Ekonomicheskie nauki. – 2021. – № 203. – S. 147-150. – DOI 10.14451/1.203.147. – EDN QKYYAZ.. (203). 147-150. doi: 10.14451/1.203.147.

    Pestereva N.M., Sidorenko N.Yu., Nadeina O.S. (2016). Current development tendencies of mountain ski resorts under climate change (exemplified by the western caucasus and sikhote-alin’). Geografiya i prirodnye resursy. (2). 85-93.

    Shulus E. (2019). The history of the development of the business model concept. Components of the business model. Shulus, E. Istoriya razvitiya kontseptsii biznes-modeli. Sostavlyayuschie biznes-modeli / E. Shulus // Studencheskiy vestnik. – 2019. – № 14-2(64). – S. 31-33. – EDN LHOQVM.. (14-2 (64)). 31-33.

    Zyryanov A.I. (2017). Profile tourist destinations. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Nauki o Zemle. 62 (3). 254-265. doi: 10.21638/11701/spbu07.2017.303.

    Страница обновлена: 23.07.2025 в 15:04:48