Разработка направлений развития сотрудничества в сфере цифровых технологий России и стран Латинской Америки

Чаварри Гальвес Д. П.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 4 (Апрель 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В работе были выявлены наиболее перспективные направления развития российско-латиноамериканского сотрудничества в сфере цифровых технологий. В результате исследования среди ключевых направлений продвижения российских IT-компаний на рынок цифровых технологий Латинской Америки названы два ключевых: расширение своего присутствия на латиноамериканском рынке цифровых технологий со стороны крупных российских IT-компаний и кооперация небольших предприятий с крупными IT-компаниями при реализации отдельных проектов. Также была определена роль российского объединения компаний, разрабатывающих программное обеспечение «Руссофт» в процессе продвижения IT-компаний из России на рынок Латинской Америки. Определены сферы рынка цифровых технологий, где российско-латиноамериканское сотрудничество могло бы быть более перспективным: облачные технологии, программы обеспечения информационной безопасности и цифровизация государственного сектора. Кроме того, выявляются основные ограничения, которые могут явиться препятствием для более активного продвижения российских компаний на рынок цифровых технологий в латиноамериканском регионе: высокий уровень конкуренции не только со стороны традиционных игроков, но и Китая, Индии, Турции, Южной Кореи; угроза вторичных санкций для представителей латиноамериканской стороны; недостаток инвестиций для реализации более масштабных проектов российскими IT-компаниями в Латинской Америке. Статья может быть полезной исследователям, занимающихся вопросами развития сотрудничества России и стран Латинской Америки, в том числе в сфере цифровых технологий.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровизация, рынок цифровых технологий, IT-компании, Россия, Латинская Америка, российско-латиноамериканское сотрудничество

Финансирование:
Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда № 24-78-00165, проект «Механизмы расширения сотрудничества в сфере цифровых технологий между Россией и странами Латинской Америки»; https://rscf.ru/project/24-78-00165/

JEL-классификация: F00, N76, M15, O32



I Введение

Латинская Америка, в том числе ряд стран региона, рассматриваются Россией как зона стратегических интересов, что отражено в Концепции внешней политики Российской Федерации от 2023 года [3]. В этой связи растет роль и расширяются возможности углубления российско-латиноамериканского сотрудничества в различных сферах, в том числе в сфере цифровых технологий. С одной стороны, развитие цифровых технологий для стран Латинской Америки является важнейшей задачей, которую ставят правительства большинства стран региона, однако отставание от лидирующих в области цифровизации государств мира в Латинской Америке сегодня достаточно очевидно. С другой стороны, в настоящее время IT-компании из России достаточно хорошо продвинулись в разработке новых цифровых технологий, что позволило бы более активно решать задачи в данной области в латиноамериканском регионе. В этом контексте решение задач по цифровизации может рассматриваться не только как инструмент обеспечения национальной безопасности и достижения цифрового суверенитета для ряда стран Латинской Америки, но и как один из факторов сближения России с латиноамериканским регионом в ​​ближайшее десятилетие [8, c. 5-37].

Отметим, что вопросам расширения и углубления российско-латиноамериканских взаимоотношений в сфере цифровых технологий на сегодняшний день посвящено достаточно малое число работ. Среди авторов работ, где наиболее отражены вопросы развития цифровых технологий в Латинской Америке, а также деятельность российских IT-компаний в данном регионе, можно выделить, в первую очередь, Мягкова В.Ю., Орлову Г.А., Савинова Ю.А. [2, c. 87-95], Ермакову А.Р., Пичкова О.В. [5, c. 28-57], Стадник И.Т., Цветкову Н.Л. [9, c. 69-84], Яковлева П.П. [4], Косевич Е. [6, c. 137-159], Разумовского Д.В., Мосейкина Ю.Н. [8, c. 5-37] и ряд других. Однако в основном в данных исследованиях эти вопросы изучаются в рамках развития сотрудничества России и стран Латинской Америки в целом.

Целью работы явилось выявление наиболее перспективных направлений развития российско-латиноамериканского сотрудничества в сфере цифровых технологий.

В работе более комплексно изучены направления углубления и расширения российско-латиноамериканского сотрудничества в сфере цифровых технологий; определена роль отдельных организаций в данном процессе; выделены сферы рынка цифровых технологий в Латинской Америке, где российско-латиноамериканское сотрудничество могло бы быть более перспективным; выявлены ограничения для более активного продвижения российских компаний на рынок цифровых технологий в латиноамериканском регионе.

В качестве научной гипотезы было высказано предположение, что расширение своего присутствия на латиноамериканском рынке цифровых технологий со стороны крупных российских IT-компаний и кооперация небольших предприятий с крупными IT-компаниями при реализации отдельных проектов позволит усилить и углубить российско-латиноамериканское сотрудничество на рынке цифровых технологий Латинской Америки.

В работе применялись общенаучные методы анализа и синтеза, метод группировки, метод обобщения и ряд других.

II Основная часть

Особенности деятельности российских IT-компаний на рынке Латинской Америки. Несмотря на то, что в последнее десятилетие увеличилось число компаний из России, которые ведут свою деятельность в сегменте цифровых технологий на территории Латинской Америки, тем не менее, их доля все еще незначительна. Российские IT-компания в больше степени хорошо зарекомендовали себя на латиноамериканском рынке в таких сегментах, как облачные технологии, программное обеспечение для отдельных отраслей (в том числе энергетической отрасли) и программы для обеспечения информационной безопасности (табл. 1).

Таблица 1 – Ключевые сферы деятельности российских IT-компаний на рынке цифровых технологий в Латинской Америке

Компания
Станы присутствия
Продукты
«Лаборатория Касперского»
Бразилия,
Аргентина, Мексика, Куба
Сервисы по информационной безопасности
TrueConf
Никарагуа, Бразилия
Программные решения для видео- и конференцсвязи
SearchInform
Бразилия
Системы информационной безопасности
Softline
Бразилия, Аргентина, Чили, Коста-Рика, Венесуэла, Эквадор, Колумбии, Перу
Облачные технологии, программы обеспечения информационной безопасности
Inoventica Technologies
Куба
Облачные технологии, системы информационной безопасности, цифровые продукты в государственном секторе
Voximplant
Бразилия
Облачные технологии
Nexign
Доминиканская Республика
Продуктовые решения BSS/OSS для провайдеров услуг связи
«ЦРТ»
Эквадор, Мексика
Биометрические решения
«Первый Бит»
Колумбия
Программы по роботизации бизнес-процессов
«Цифра»
Перу, Чили
Программное обеспечение для предприятий горнодобывающей промышленности
«АиралабРус»
Уругвай
Программное обеспечение в области решения экологических проблем
Qiwi
Бразилия
Платежные и финансовые цифровые системы
Источник: составлено автором

В первую очередь, следует отметить лидера российского рынка в сфере информационной безопасности - компанию «Лаборатория Касперского». Компания является международной, ведет свою деятельность с 1997 года, а в латиноамериканском регионе в частности ее офисы работают с 2008 года. Основные сегменты, в которых «Лаборатория Касперского» разрабатывает свои продукты – программы для предотвращения целенаправленных кибератак, системы информационной защиты бизнеса и государственных органов, в том числе так называемые киберумные решения. В настоящее время в латиноамериканском регионе у компании функционирует три офиса – в Мехико (Мексика), Сан-Паулу (Бразилия) и Богота (Колумбия). Причем, задача офиса в г. Богота, который был открыт в 2024 году, состоит не только в распространении IT-продуктов на территории Колумбии, но и на территории стран Карибского бассейна. Также подчеркнем, что на конец 2024 года в Латинской Америке в офисах IT-компании «Лаборатория Касперского» работало 150 сотрудников, в том числе эксперты Kaspersky GReAT (Глобального центра исследований и анализа угроз), деятельность которых нацелена на анализ рисков кибербезопасности и разработкe самых современных решений в данной сфере.

Еще одной российской IT-компанией, которая также заинтересована в расширении своего присутствия на латиноамериканском рынке, является Inoventica Technologies – производитель облачных вычислений, а также систем и решений в области обеспечения информационной безопасности. Сегодня компания ведет свою деятельность в ряде стран Латинской Америки и Карибского бассейна, в том числе на Кубе. Причем, в данной стране Inoventica Technologies реализовывает проекты не только в частном, но и государственном секторе, а именно в Министерстве коммуникаций Республики Куба.

Нельзя не отметить и российскую IT-компанию Softline, которая специализируется в сфере программного обеспечения и облачных технологий. На латиноамериканском рынке цифровых технологий данная компания присутствует с 2014 года и сегодня в большей степени ведет свою деятельность в Бразилии, а также Аргентине, Колумбии и Перу. Также выделим и TrueConf, которая функционирует в сегменте программных решений для видео- и конференцсвязи, в том числе на рынке цифровых технологий в Латинской Америке. Основными конкурентами на зарубежных рынках для TrueConf выступают Microsoft и Zoom, однако продукция TrueConf обладает ключевым конкурентным преимуществом в сегменте – оптимальным соотношением «цена-качество».

Основные ограничения в продвижении российских IT-компаний на рынок цифровых технологий Латинской Америки. Дальнейшее развитие бизнеса IT-компаний из России в латиноамериканских странах, безусловно, станет фактором, определяющим укрепление российско-латиноамериканского сотрудничества в сфере цифровых технологий. Однако, для российских IT-компаний продвижение на рынок Латинской Америки может быть затруднительно в виду различных юридических, экономических, организационных, кадровых и иных аспектов. Немаловажным фактором, который препятствует более активному продвижению российских IT-компаний на рынок стран Латинской Америки, является в том числе и деятельность конкурентов. Так, на международном рынке цифровых технологий прослеживается доминирование крупнейших технологических гигантов (Big Tech) – компаний Alphabet (Google), Amazon, Apple, Dell, Meta и Microsoft. Более всего позиции этих компаний сильны в таких сегментах, как искусственный интеллект, программное обеспечение, облачные технологии, социальные сети, электронная коммерция. В последние годы наметился тренд более активного продвижения на латиноамериканский рынок высокотехнологичной продукции, в том числе цифровых технологий, компаний из Китая, Южной Кореи, а также Индии и Турции [4]. В целом конкуренция создает определенные проблемы, в том числе для небольших российских IT-компаний и еще больше подчеркивает актуальность поиска наиболее перспективных направлений продвижения на рынке цифровых технологий в латиноамериканском регионе и укрепления в этой сфере российско-латиноамериканского сотрудничества. Пока в Латинской Америке на рынке цифровых технологий имеются свободные сегменты, в которых деятельность предприятий из России могла бы быть более успешной.

Ключевым значением для активизации процессов продвижения российских IT-компаний на рынок латиноамериканского региона, как и на другие зарубежные рынки, безусловно, обладают инвестиции. В этой связи следует рассматривать пути повышения возможности увеличения инвестиций (в первую очередь, в виде государственной поддержки компаний из сферы цифровых технологий; стимулирования частных инвесторов, которые готовы вложить в проекты IT-компаний на зарубежных рынках; поддержки некоммерческих объединений и фондов и пр.)

Немаловажным фактором, который препятствует более успешной деятельности российских IT-компаний на рынке цифровых технологий в латиноамериканском регионе, является вопрос угрозы вторичных санкций при применении российских цифровых технологий, в том числе в государственном секторе ряда стран Латинской Америки. Пока данные риски очевидны, это может служить препятствием более активному продвижению российской продукции в сфере цифровых технологий на рынки региона, а также в целом укреплению российско-латиноамериканского сотрудничества в данной сфере.

Ключевые направления расширения присутствия российских IT-компаний на рынке Латинской Америки. С целью расширения своей деятельности на рынке цифровых технологий в Латинской Америке важным становится поиск направлений, в рамках которых деятельность российских IT-компаний будет как более эффективна, так и более динамична. Исходя из перечисленных выше проблем, с которыми сталкиваются российские IT-компании на рынке цифровых технологий в Латинской Америке, нам представляется наиболее реализуемыми направлениями два ключевых, а именно:

1. расширение присутствия на латиноамериканском рынке крупных российских IT-компаний – лидеров рынка, в том числе «Лаборатория Касперского», SearchInform, Softline, TrueConf, Voximplant и ряда других;

2. кооперация небольших IT-компаний и стартапов с крупными российскими IT-компаниями при реализации отдельных проектов.

Так, первое направление может быть реализовано посредством соединения ресурсов самих российских IT-компаний и ресурсов, которые могут быть предоставлены через систему грантовой помощи, частных инвестиций или кредитных средств с определенными льготными условиями. Одним из ключевых субъектов в процессе координации и стимулирования выхода крупнейших российских IT-компаний на рынок цифровых технологий Латинской Америки может являться российское объединение компаний, разрабатывающих программное обеспечение «Руссофт». Важнейшими направлениями деятельности объединения сегодня выступают: лоббирование в органах государственной власти интересов российских IT-компаний; содействие продвижению продуктов российских IT-компаний как на национальном рынке, так и на рынках цифровых технологий других стран; исследование состояния экспортной индустрии разработки программного обеспечения российских IT-компаний и пр.

Что касается второго предлагаемого направления, а именно кооперация небольших IT-компаний и стартапов с крупными российскими IT-компаниями, которые более активно продвигаются на зарубежных рынках, то можно отметить тот факт, что такие коллаборационные союзы позволят усилить продвижение как небольших, но перспективных российских IT-компаний, так и крупных компаний, которые уже присутствуют на международном рынке (в частности на рынке Латинской Америки) и расширить ассортимент продукции интересными предложениями. Партнерство небольших IT-компаний и стартапов с крупными российскими компаниями, ведущими свою деятельность на рынке цифровых технологий в странах латиноамериканского региона, поможет создать дополнительные конкурентные преимущества продукции российских производителей за счет доступа к возможностям партнера, оптимизации затрат, расширения спектра решений.

Выделим здесь два аспекта, которые могут объяснить целесообразность предложенных в данной работе направлений. В первую очередь, это понимание быстрых темпов развития рынка цифровых технологий в странах Латинской Америки и повышение уровня конкуренции со стороны американских, западноевропейских, китайских и других компаний. В этой связи выход на данный рынок небольших российских IT-компаний и стартапов будет сталкиваться с рядом проблем, в том числе давлением со стороны конкурентов – лидеров рынка или отдельных сегментов данного рынка. Уже сложившаяся на рынке Латинской Америки репутация крупных российских IT-компаний будет, безусловно, неоспоримым преимуществом. Для небольших российских IT-компаний вариант кооперации с российскими крупными IT-компаниями при реализации каких-либо отдельных проектов может быть более целесообразным, чем пытаться выйти на данный рынок самостоятельно.

Отметим, что сегодня более перспективными секторами рынка цифровых технологий Латинской Америки, где могли бы закрепиться и расширить свою деятельность российские представители IT-бизнеса, являются системы информационной безопасности, облачные технологии и системы цифровизации государственного сектора. Так, к примеру, в последние годы наблюдается резкое увеличение кибератак, промышленного шпионажа, утечки личных данных пользователей, что повышает спрос на продукцию по обеспечению цифровой безопасности в целом по миру. Однако для Латинской Америки продукты по обеспечению цифровой безопасности пользуются особой популярностью в связи с тем, что именно в данном регионе сегодня наблюдается стремительный рост киберпреступности. В настоящее время в регионе идут активные процессы цифровизации (хотя и достаточно разрозненные по темпам и масштабам в зависимости от отдельных латиноамериканских стран) [1, c. 45-55], и данное направление может стать одним из актуальных.

Еще одной сферой, которая может рассматриваться для российских IT-компаний как потенциально интересная, это сфера цифровизации государственного сектора. Отметим, что на сегодняшний день в России удалось добиться немалых успехов в данной области и существенно расширить спектр услуг в рамках цифрового (электронного) правительства. Интерес к подобным решениям сегодня растет и в других странах, особенно в Латинской Америке. Тем не менее, здесь подобная практика не так распространена, однако во многих странах региона уже приняты стратегии по активизации процессов цифровизации, в том числе в сфере цифровизации государственного сектора (следует особенно выделить Бразилию, Аргентину, Чили и Уругвай). Развитие программ цифровизации государственного сектора позволяет оперативно собирать огромный пласт информации по социально-экономическому развитию, проводить более глубокий анализ данных показателей, оказывать более оперативные государственные услуги населению, осуществлять более эффективный контроль над частным бизнесом и пр. Эти преимущества для правительств большинства латиноамериканских стран уже очевидны.

Еще одним потенциальным направлением, где деятельность российских IT-компаний может быть более успешной, можно назвать облачные технологии. Спрос на такую продукцию в целом по миру увеличивается достаточно активно, в том числе повышенный спрос наблюдается и в странах Латинской Америки. Так, в 2021 году более трети латиноамериканских компаний были заинтересованы в приобретении облачных технологий. А в Бразилии эти технологии используют порядка 52% предприятий [7].

Таким образом, в контексте выделенных выше перспективных секторов латиноамериканского рынка цифровых технологий можно назвать некоторые российские IT-компании, которые наиболее прочно закрепили свои позиции в Латинской Америке в указанных секторах (табл. 2).

Таблица 2 - Перспективные направления рынка цифровых технологий для отдельных российских IT-компаний

Направления
Компании
Сервисы по информационной безопасности
«Лаборатория Касперского», SearchInform, Softline
Inoventica Technologies
Облачные технологии
Softline, Inoventica Technologies, Voximplant
Цифровизация государственного сектора
Inoventica Technologies, «Лаборатория Касперского», «ЦРТ»
Источник: составлено автором

Именно эти компания могут выступать ключевыми партнерами для более мелких IT-компаний и стартапов из России в латиноамериканском регионе. Их кооперация может быть как двусторонней, так и многосторонней. Тем не менее, на сегодняшний день можно отметить, во-первых, недостаточно активные процессы такой кооперации между IT-компаниями из России на глобальном рынке, в том числе на рынке цифровых технологий в Латинской Америке; во-вторых, не до конца раскрыт потенциал деятельности в этом направлении объединения «Руссофт». При усилении деятельности перечисленных выше субъектов рынка цифровых технологий реализация задач по углублению и расширению российско-латиноамериканского сотрудничества в данной сфере может быть выполнена в более короткие сроки и наиболее успешно.

Также важно отметить, что для выхода российских IT-компаний на латиноамериканский рынок следует учитывать необходимость реализации ряда маркетинговых мер, в том числе предварительное исследование рынка цифровых технологий с целью определения потенциала развития конкретной компании на зарубежном рынке и уровня развития конкуренции в том или ином сегменте; учет местных особенностей рынка; необходимость рассмотрения адаптации цифровых продуктов в местному рынку; учет местной специфики в реализации маркетинговых мероприятий по продвижению цифровых продуктов на местные рынки и использование местных медиа-платформ и каналов продвижения; установление партнерских отношений с местным сообществом с целью в том числе открытия представительств или офисов на территории выбранной для продвижения страны и многое другое.

III Заключение

Несмотря на ряд проблем на рынке цифровых технологий в Латинской Америке (несбалансированность спроса и предложения, высокий уровень конкуренции со стороны крупных международных IT-корпораций, высокая стоимость цифровых продуктов, а также слабый уровень распространения интернета и мобильной связи) для российских IT-компаний в рассматриваемом регионе имеются определенные перспективы. Сегодня на рынке цифровых технологий Латинской Америки представлено незначительное число IT-компаний из России, в том числе крупнейшие из них – «Лаборатория Касперского», Inoventica Technologies, TrueConf, SearchInform, Softline и ряд других. Однако небольшие российские IT-компании и стартапы в Латинской Америке практически не представлены. Для более активного расширения доли своего присутствия на рынке цифровых технологий в латиноамериканском регионе рекомендуется пойти по двум ключевым направлениям: расширение своего присутствия на латиноамериканском рынке крупных российских IT-компаний и кооперация небольших IT-компаний и стартапов из России с крупными российскими IT-компаниями при реализации отдельных проектов. В целом следует отметить, что для расширения своего присутствия на рынке цифровых технологий региона российским IT-компаниям необходимо предпринимать более активные шаги в виду, в первую очередь, растущей конкуренции со стороны крупнейших американских, западноевропейских и восточноазиатских игроков. Отдельная роль в процессе укрепления и развития российско-латиноамериканского сотрудничества в сфере цифровых технологий отводится российскому объединению компаний «Руссофт», в том числе в области маркетинговых исследований зарубежного рынка, поддержки экспорта продукции российских производителей цифровых технологий и пр.


Источники:

1. Абрамов В.И., Маланичева Н.В., Стрельникова И.А. Анализ программ цифровой экономики зарубежных стран на примере Аргентины, Бразилии, Индии и Мексики // Управление. – 2023. – № 2. – c. 45-55. – doi: 10.26425/2309-3633-2023-11-2-45-55.
2. Мягков В.Ю., Орлова Г.А., Савинов Ю.А. Деятельность российских компаний на рынке цифровых технологий Латинской Америки // Российский внешнеэкономический вестник. – 2020. – № 4. – c. 87-95.
3. Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 года «О Концепции внешней политики Российской Федерации». Mid.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mid.ru/ru/detail-material-page/1860586/ (дата обращения: 13.04.2025).
4. Яковлев П.П. Экономическое сотрудничество России со странами Латинской Америки в контексте мирохозяйственных трансформаций // Современная мировая экономика. – 2023. – № 2(2). – c. 112-132. – doi: 10.17323/2949-5776-2023-1-2-112-132.
5. Ермакова А.Р., Пичков О.Б. Влияние цифровой трансформации на участие в глобальных цепочках // Современные экономические процессы. – 2021. – № 3. – c. 28-58. – doi: 10.55030/2713-0266-2021-1-3-28-58.
6. Косевич Е.Ю. Cyber security strategies of Latin America countries // Iberoamerica. – 2020. – № 1. – p. 137-159. – doi: 10.37656/s20768400-2020-1-07.
7. Mari А. Pandemic accelerates cloud adoption in Latin America. Zdnet.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.zdnet.com/article/pandemic-accelerates-cloud-adoption-in-latin-america/.
8. Razumovskiy D.V., Moseykin Yu.N. Digitalización en América Latina y oportunidades para empresas rusas // Iberoamerica. – 2022. – № 1. – p. 5-37. – doi: 10.37656/s20768400-2022-1-01.
9. Стадник И.Т., Цветкова Н.А. Место и роль стран латинской америки в системе международной и региональной кибербезопасности // Латинская Америка. – 2021. – № 4. – p. 69-84. – doi: 10.31857/S0044748X0014088-5.
10. Яковлев П.П. Экономика латинской америки на старте цифровой модернизации // Мировая экономика и международные отношения. – 2022. – № 3. – c. 110-118. – doi: 10.20542/0131-2227-2022-66-3-110-118.

Страница обновлена: 28.04.2025 в 21:50:38