Характеристика человеческих ресурсов Эквадора как движущего фактора повышения конкурентоспособности страны в современных условиях развития государств Латинской Америки

Вергара Э.С.1
1 Российский Университет Дружбы Народов

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 12 (Декабрь 2015)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=25450236
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:

Статья рассматривает особенности и структуру человеческих ресурсов Эквадора как страны с развивающейся экономикой. Проводится демографический анализ населения страны, приводятся данные по уровню грамотности, показатели безработицы, уровень заработных плат, определяется место Эквадора в рейтинге Индекса человеческого потенциала стран мира. В статье также описан ряд проблем, стоящих в области управления человеческими ресурсами страны. В конце статьи резюмируются основные положения и даются рекомендации по улучшению системы управления человеческими ресурсами Эквадора в целях повышения эффективности экономического развития. Основные положения, выводы и рекомендации, представленные в статье, могут быть полезны исследователям, занимающимся проблемами региона Латинской Америки, в том числе государства Эквадор, и в частности вопросами человеческих ресурсов в латиноамериканских странах.

Ключевые слова: образование, человеческие ресурсы, безработица, конкурентоспособность страны, молодежь, Латинская Америка, Эквадор, грамотность населения, Индекс человеческого потенциала, демографические характеристики



Введение

Развитие Эквадора как одной из стран Латинской Америки сегодня зависит не только от грамотного управления производственным сектором страны, политических и экономических преобразований в обществе, но и социальных реформ, поддержки человеческих ресурсов, являющихся движущим фактором повышения конкурентоспособности стран в современных условиях их развития. Комплексное, многовекторное изучение человеческих ресурсов Эквадора с применением системной методологии оценки позволит правительству проводить анализ трудовых ресурсов, разрабатывать эффективные программы управления человеческими ресурсами страны, вовлекать в трудовой процесс незанятых граждан, особенно из незащищенных слоев населения, а также добиваться повышения качественных характеристик человеческих ресурсов в целях достижения экономической эффективности Эквадора.

Человеческие ресурсы по своей социально-экономической природе представляют собой один из видов ресурсов экономики, главный фактор экономического развития, имеющий многосложную структуру [1]. Так, человеческие ресурсы представляют собой количество людей и человеческий потенциал, в который включают компетенции, трудовой опыт, интеллектуальные способности, стремление к непрекращающемуся развитию и пр. [2].

Основные показатели оценки человеческих ресурсов страны

Оценка человеческих ресурсов должна строиться на базе многофакторного системного анализа как по количественным, так и по качественным показателям. Среди количественных показателей оценки человеческих ресурсов страны могут выступать: численность и прирост населения, соотношение трудоспособных граждан и пенсионеров, соотношение мужчин и женщин, уровень занятости населения, количество неработающих лиц трудоспособного возраста, динамика роста населения и уровень демографической нагрузки, уровень образования, благосостояния. К комбинированным характеристикам (количественно-качественным) можно отнести национальный состав граждан страны, уровень грамотности населения и пр. Среди качественных характеристик может выступать, например, описательный анализ типичных национальных черт характера проживающих в стране этнических групп. Важно использовать не только базовые, традиционные, количественные показатели, но и самые современные оценочные критерии, рассматривающие человеческие ресурсы с различных сторон, затрагивающие разнообразные аспекты их жизнедеятельности. Данные показатели могут помочь всестороннее изучить человеческие ресурсы в стране, составить наиболее объективные и точные прогнозы их дальнейшего развития, а также разработать действенные методы управления человеческими ресурсами в целях повышения эффективности экономической деятельности страны на современном этапе развития.

Демографические характеристики человеческих ресурсов Эквадора

Согласно данным Национального института статистики и цензов (INEC), по результатам последней переписи населения, в 2010 году в Эквадоре проживало 14 483 499 жителей. 62,8% эквадорцев проживало в городах, а 37,2% – в сельской местности. Половой состав Эквадора составлял в 2010 году 50,4% женщин и 49,6% мужчин [3].

На момент конца 2015 года перепись населения в стране не проводилась, однако ряд статистических национальных и международных организаций предоставляют свои данные по численности населения Эквадора. Так, согласно данным сайта Демографических и статистических показателей ООН, сегодня в Эквадоре проживает чуть более 16 млн жителей [4] (табл. 1). В основном большая доля жителей приходится на города: Гуякиль (самый крупный город в стране), Кито, Куэнка, Мачала и Санто-Доминго.

Согласно обзору Организации Объединенных Наций «Мировые демографические перспективы», представленному в 2015 году, население на середину 2015 года в Эквадоре составляло 16 144 тыс. жителей. Из них мужчин проживало 8 071 тыс., а женщин 8 073 тыс. [5].

Годовой прирост населения Эквадора составляет от 1% до 2%, что соответствует более 240 тыс. человек в год. Быстрые темпы роста населения начались после 1990-х годов, после 2000 года темпы прироста населения замедлились (табл. 2).

Таблица 1

Динамика роста численности жителей Эквадора (с 1960 по 2015 гг.) [6]

Таблица 2

Прирост населения Эквадора (с 1961 по 2015 гг.) [7]

Согласно данным Департамента Статистики организации Объединенных Наций, общая площадь страны составляет 283 560 кв. км. Плотность населения в 2015 году составляла 57 человек на 1 кв. км [8].

По статистическим данным ООН, на начало 2015 года население Эквадора распределялось по возрасту следующим образом: младше 15 лет – 30,1% населения страны (что соответствовало 4 862 289 человек); от 15 до 65 лет – 63,5% населения (10 271 391 человек) и старше 65 лет – 6,4% (1 039 447 человек) [9]. Исходя из указанных данных, можно сказать о коэффициенте демографической нагрузки (нагрузка на общество нетрудоспособного населения (младше 15 лет и старше 65 лет)). В Эквадоре данный коэффициент в 2015 году равнялся 57,5%, что характеризует среднюю нагрузку для общества.

Сегодня ситуация со старением населения в Эквадоре является благоприятной, как и во многих странах Латинской Америки, где в настоящее время наблюдается феномен «демографического бонуса», когда отмечаются минимальные темпы старения населения на фоне сокращения смертности. Лица активного возраста при такой ситуации (от 15 до 59 лет) испытывают наименьшую нагрузку со стороны экономически неактивного населения (до 15 лет и старше 59) (Кузнецова, 2012; С. 14).

Национальный состав проживающих в Эквадоре народов достаточно разнообразен. Так, 60% населения составляют эквадорцы – испаноязычный народ, потомки выходцев из Европы. Кечуа составляют 39% населения. К 1% населения относятся малочисленные племена, живущие в джунглях страны (ачуале, мурато, уамбиса, аламо и др.), а также индейцы чичба, проживающие на севере страны, в горных районах. Кроме этого, в стране постоянно проживают колумбийцы, испанцы, итальянцы, немцы, японцы, перуанцы, китайцы (не менее 1 тыс. жителей) [10], а также представители других народов, в том числе и русских и выходцев из стран СНГ, но они крайне малочисленны.

Современные направления в оценке человеческих ресурсов

Среди современных показателей оценки человеческих ресурсов страны можно выделить такие как: Индекс человеческого потенциала (Human Development Index), Индекс образования (Education Indeх), Международный индекс счастья (World Happiness Index), а также различные показатели качества жизни (возможность получения доступных и качественных медицинской помощи и образования, характер трудовой деятельности, возможность проводить качественный досуг, личная безопасность, социальные возможности и пр.) Так, по данным экспертно-аналитического исследования в области изучения социальных процессов, происходящих в мире, – исследования Индекса человеческого потенциала, – расчетом которого занимается Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) United Nations Development Programme (UNDP), Эквадор занимает 98 позицию в рейтинге Индекса человеческого потенциала стран мира (табл. 3).

Данный показатель рассчитывается исходя из трех оценочных критериев: индекса ожидаемой продолжительности жизни (который характеризует уровень здравоохранения и его доступности в стране); индекса образования (измеряет доступность образования, среднюю продолжительность образования детей и взрослых в стране); индекса валового национального дохода (ВНД) на душу населения (в долл.) Последний рейтинг был составлен ПРООН в 2014 году.

Таблица 3

Индекс человеческого потенциала стран мира в 2014 году

(фрагмент рейтинга) [11]

Место
Страна
ИЧР
Страны с очень высоким ИЧР
1
Норвегия
0,944
2
Австралия
0,933
3
Швейцария
0,917
4
Нидерланды
0,915
5
Соединенные Штаты Америки
0,914
6
Германия
0,911
7
Новая Зеландия
0,910
8
Канада
0,902
9
Сингапур
0,901
10
Дания
0,900
44
Куба
0,815
49
Аргентина
0,808
Страны с высоким ИЧР
50
Уругвай
0,790
57
Россия
0,778
67
Венесуэла
0,764
71
Мексика
0,756
79
Бразилия
0,744
82
Перу
0,737
98
Колумбия
0,711
98
Эквадор
0,711
100
Суринам
0,705
Страны со средним ИЧР
111
Парагвай
0,676
113
Боливия
0,667
129
Гондурас
0,617
132
Никарагуа
0,614
Страны с низким уровнем ИЧР
168
Гаити
0,471
178
Мозамбик
0,393
179
Гвинея
0,392
180
Бурунди
0,389
181
Буркина Фасо
0,388
182
Эритрея
0,381
183
Сьерра-Леоне
0,374
184
Чад
0,372
185
Центрально-Африканская Республика
0,341
186
Демократическая Республика Конго
0,338

В таблице были приведены десять стран, попавших в первую десятку по рейтингу Индекса человеческого потенциала (Норвегия, Австралия, Нидерланды и др.), десять стран в рейтинге, занявших самые последние места (Демократическая Республика Конго, ЦАР, Чад, Сьерра-Леоне и др.), а также страны Латинской и Центральной Америки. Так, Куба и Аргентина заняли 44 и 49 места соответственно и попали в группу с очень высоким Индексом человеческого потенциала. Эквадор, Уругвай, Бразилию, Перу и Мексику относят сегодня к группе с высоким индексом человеческого потенциала, а Парагвай, Боливию, Гондурас и Никарагуа – к группе со средним уровнем индекса человеческого потенциала. В группу с низким уровнем индекса человеческого потенциала вошла только одна страна Латинской Америки – Гаити. И хотя Эквадор вошел в группу стран с высоким уровнем индекса, его место в рейтинге почти приблизило страну к группе стран со средним уровнем исследуемого показателя. Таким образом, можно констатировать тот факт, что развитие человеческих ресурсов, их комфортная жизнедеятельность в стране являются сегодня для Эквадора предельно актуальными.

Согласно Международному Индексу счастья Эквадор занимает 48 место в рейтинге стран по данному показателю, рядом в рейтинге находятся такие страны, как Южная Корея и Бахрейн (47 и 49 места соответственно). Данный индекс оценивает уровень ВВП на душу населения в стране, политическую свободу, государственную социальную поддержку населения, продолжительность здоровой жизни и др. Индекс разработан Организацией Объединенных Наций и отражает больше благосостояние населения, чем ощущение счастья проживания в той или стране.

Уровень грамотности населения Эквадора

Согласно данным переписи населения 2010 года, которые опубликовал Национальный институт статистики и цензов (INEC), 6,8% жителей Эквадора все еще остаются неграмотными (по показателю «лица старше 15 лет, не умеющие читать и писать») [12]. Несмотря на то, что в стране отчетливо наблюдается тенденция повышения престижности образования, особенно высшего, система образования Эквадора развита недостаточно, а доля обучающихся в учреждениях высшего профессионального образования все еще крайне низка. И хотя в стране действует 61 высшее учебное заведение (университеты и специализированные институты), их уровень на международном образовательном рынке остается низким.

Эквадор занимает 116 место в рейтинге стран мира по Индексу уровня образования (табл. 4). Рейтинг рассчитывается ПРООН, учитывает долю образованного взрослого населения, а также индекс совокупной доли учащихся, получающих среднее и высшее образование. Последний раз рейтинг был составлен в 2013 году, в 2014 и 2015 годах составление рейтинга не происходило. Так, среди стран, которые заняли первые десять мест в рейтинге в 2013 году, были: Австралия, Новая Зеландия, Норвегия, США, Германия и пр. Среди стран с низким уровнем рейтинга – Чад, Нигер, Эритрея и Буркина-Фасо. Наиболее высокий рейтинг среди стран Латинской Америки и Карибского бассейна – Аргентина, Чили, Барбадос и Уругвай.

Характеристика трудовых ресурсов Эквадора и особенности безработицы

Еще одним показателем, характеризующим человеческие ресурсы страны, является уровень безработицы. Официальные ее показатели во всей Латинской Америке, начиная с 2013 года, стали снижаться и достигли минимума за последние два десятилетия. Особо низкие показатели безработицы были зафиксированы в Панаме, Гватемале и Эквадоре (менее 5%) [13]. Так, по ряду данных, в Эквадоре в ноябре 2015 года безработица составила 4,28% (рис. 1).

Важно подчеркнуть, что, хотя официальный уровень безработицы сегодня в стране и сокращается, однако реальные цифры по ряду данных достигают 50%, что является серьезной проблемой для страны. Как правило, высокие показатели реальной безработицы наблюдаются среди молодежи (в том числе выпускников вузов), а также среди сельских жителей труднодоступных районов страны.

Согласно последней переписи населения, распределение работающих по сферам деятельности в Эквадоре происходило следующим образом: 33% эквадорцев работают служащими в офисах; 28,5% заняты в собственном бизнесе; 13% – рабочие; 11,2% заняты в государственном секторе; 3,9% – обслуживающий персонал. Больше всего эквадорцев занято в сельском хозяйстве, животноводстве и охотничьих хозяйствах – 21% работающих. В торговле занято 18% эквадорцев, а в производстве – 10% жителей страны.

В секторе услуг (туризм, обслуживание населения, здравоохранение, образование и пр.) занята подавляющая часть граждан страны [14].

Таблица 4

Рейтинг стран по Индексу уровня образования (фрагмент рейтинга) [15]


Страна
Показатель индекса
1
Австралия
0,927
2
Новая Зеландия
0,917
3
Норвегия
0,910
4
Нидерланды
0,894
5
Соединенные Штаты Америки
0,890
6
Ирландия
0,887
7
Германия
0,884
8
Литва
0,877
9
Дания
0,873
10
Чехия
0,866
35
Аргентина
0,783
49
Чили
0,746
50
Куба
0,743
51
Барбадос
0,740
61
Уругвай
0,712
75
Венесуэла
0,682
78
Боливия
0,674
85
Бразилия
0,661
86
Панама
0,657
90
Коста Рика
0,654
99
Мексика
0,638
113
Колумбия
0,602
116
Эквадор
0,594
120
Суринам
0,588
121
Парагвай
0,587
134
Гондурас
0,505
139
Никарагуа
0,484
140
Гватемала
0,484
164
Гаити
0,374
183
Гвинея
0,294
184
Чад
0,256
185
Буркина Фасо
0,250
186
Эритрея
0,228
187
Нигер
0,198

Ecuador Unemployment Rate

Рисунок 1. Уровень безработицы в Эквадоре (июнь 2013 года – ноябрь 2015 гг.) [16].

Из общего числа населения трудоспособного возраста в Эквадоре работает 3 592 172 женщин и 1 809 071 мужчин. Безработными считают себя 2 242 756 женщин и 3 850 417 мужчин [17]. Особую категорию безработных в Эквадоре, как и по всей Латинской Америке, составляет молодежь. Молодежная безработица является серьезнейшей проблемой для страны по причине непосредственной ее связи с ростом преступности и наркомании (сегодня уровень преступности в Эквадоре считается одним из высоких в латиноамериканском регионе). Кроме того, в латиноамериканских странах замечен и другой феномен – потеря интереса к работе и учебе среди молодежи, который сегодня приобретает в странах Латинской Америки серьезные масштабы (в социологии данный феномен получил название «нинис» (от исп. ni-ni – «ни-ни») и характеризует ситуацию, когда молодые люди не учатся и не работают, а также не интересуются поиском мест обучения и работы.

Как правило, работа для подавляющей части молодежи в странах Латинской Америки является временной – это лишь сезонные или часовые подработки, которые не относятся к полноценной занятости молодых кадров. Почти 50% молодежи сегодня работает без трудового контракта, только 37% обеспечено медицинским страхованием, а 39,5% – пенсионным. Это объясняется тем, что большинство латиноамериканской молодежи (55,6%) занято чаще всего в неформальном секторе экономики [18].

Социальная незащищенность молодых кадров, в том числе низкие заработные платы, предлагаемые сотрудникам без опыта или с минимальным опытом работы (в Латинской Америке они, как правило, в 2–3 раза ниже, чем заработные платы опытных сотрудников среднего и старшего возраста), и неуверенность в завтрашнем дне породили в регионе новый феномен «циркуляции умов» – когда «утечка умов» из страны происходит в рамках региона (в данном случае между странами Латинской Америки). Как правило, наиболее популярными страны для поиска работы среди молодежи являются Аргентина, Чили и Уругвай. Интеллектуальный отток нередко лучших молодых специалистов наносит серьезный урон экономическому развитию Эквадора и является для страны серьезной проблемой, требующей незамедлительного решения в ближайшие несколько лет.

Необходимо отметить, что правительство страны разрабатывает программы управления рынком труда, многие из которых являются достаточно эффективными. Так, каждый год повышается обязательный минимум заработной платы – так называемая унифицированная заработная плата (SBU), которую ежегодно устанавливает правительство Эквадора. Например, минимальная заработная плата была повышена в Эквадоре в 2014 году и составила 340 долл. По данным исследования отделения компании Pricewaterhouse Coopers в Эквадоре, средние заработные платы в стране за 2015 год увеличились на 4,87% [19].

Наиболее оплачиваемые должности в компаниях страны – специалисты в сфере высоких технологий, топ-менеджеры (производственный директор, HR-директор, финансовый директор, директор по развитию). Наиболее востребованными специалистами на рынке труда Эквадора сегодня считаются специалисты в IT-сфере, инновациях, а также управленческие кадры, получившие образование в зарубежных вузах.

Основные рекомендации по управлению человеческими ресурсами Эквадора

В целях повышения эффективности управления человеческими ресурсами Эквадора правительству необходимо следующее: в ближайшее время провести очередную перепись населения для учета и анализа человеческих ресурсов страны на современном этапе развития экономики и общества; поощрять Национальный институт статистики и цензов Эквадора (INEC); проводить регулярные и комплексные исследования показателей человеческих ресурсов страны, а также проводить сравнительный анализ полученных данных с данными соседних стран в регионе; оптимизировать программы в области социально-ориентированных технологий управления человеческими ресурсами (социальное обеспечение, пенсионную систему, систему среднего и высшего образования). К подготовке и реализации данных мероприятий важно привлекать талантливую молодежь, а также выпускников-эквадорцев лучших зарубежных вузов, поощрять их возвращение в страну возможностью качественного трудоустройства, карьерным ростом и достойным компенсационным пакетом.

В целях повышения занятости молодежи может быть рекомендовано обращение к опыту других латиноамериканских стран (например, Аргентины, Чили, Уругвая), где были впервые созданы альтернативные формы занятости для молодых специалистов (так называемый краудсорсинг (от англ. crowdsourcing, crowd – «толпа» и sourcing – «использование ресурсов») – передача ряда производственных функций добровольцам, координирующих свою деятельность с помощью информационных сетей). В перечне таких услуг, предлагаемых виртуальными сетями краудсорсинга, – информационные услуги, помощь в планировании и организации разного вида деятельности и пр. [20].

Для снижения реального показателя безработицы в Эквадоре необходимо поощрять работодателей к более активному взаимодействию с государством, разрабатывать совместные программы по эффективному использованию человеческих ресурсов в коммерческих компаниях, в том числе поощрять работодателей к трудоустройству социально незащищенных слоев населения (лиц с ограниченными возможностями, молодежи и представителей национальных меньшинств).

Реформирование образования как главного направления развития качественной составляющей человеческих ресурсов страны является для Эквадора одной из актуальных современных задач. В Эквадоре оно должно проходить по следующим направлениям:

- модернизация среднего образования (не только инфраструктуры, но и методического обеспечения и квалификации педагогического состава);

- расширение сети центров профильной переподготовки кадров по специальностям, актуальным для современного рынка труда страны;

- повышение квалификации профессорско-педагогического состава вузов путем зарубежных стажировок, повышения требований к научной и педагогической деятельности и пр.

Обеспечение доступности среднего и высшего образования должно быть достигнуто путем:

- строительства или организации мобильных школ в труднодоступных районах – местах проживания местных племен;

- вовлечением в образование социально незащищенных групп населения (детей из бедных семей, детей-сирот и детей с ограниченными возможностями);

- увеличением количества бюджетных мест в университетах страны, поощрение обучения в вузах детей из труднодоступных горных и сельских районов с предоставлением им мест проживания и ежемесячных пособий;

- переориентацией системы образования на требования современного рынка труда.

Необходимо не только привлекать большее число выпускников школ к получению высшего профессионального образования как внутри страны, так и за ее пределами, но и повышать качество высшего образования в стране путем модернизации инфраструктуры вузов, повышения качества информационно-методологического обеспечения, привлечения международного контингента профессорско-преподавательского состава к преподаванию и т.д.

Заключение

1. Эквадор как страна с активной молодежью, стремящейся получить качественное образование не только в стране, но и за рубежом, пониманием правительством важности реализации программ в области развития человеческих ресурсов как необходимого конкурентного преимущества страны на мировом рынке, имеет огромный потенциал достижения экономической и социальной эффективности. Однако перед правительством Эквадора сегодня стоит ряд серьезных и актуальных задач, требующих незамедлительного решения: гармонизация структуры трудового населения, понижение уровня реальной безработицы, расширение доступности образования, повышение качества среднего и высшего образования.

2. Разрабатывая программы по разрешению данных проблем, необходимо учитывать настоящую социально-экономическую ситуацию в стране, прогнозы развития данной ситуации в ближайшей и долгосрочной перспективе, потенциал человеческих ресурсов в стране на ближайшую и долгосрочную перспективы.

[1] Человеческие ресурсы (2011, 14 февраля) // Сайт Фонда знаний «Ломоносов».

[2] Беккер, Б.И., Хьюзлид, М.А., Ульрих, Д. (2007). Измерение результативности работы HR-департамента. Люди, стратегия и производительность (С. 304). М.: Вильямс.

[3] Результаты переписи населения Эквадор – 2010 (2011, 1 сентября) // Сайт «Эквадор сегодня».

[4] Население Эквадора // Сайт о демографических и социальных процессах Countrymeters; О проекте // Сайт о демографических и социальных процессах Countrymeters.

[5] Population Division of the Department of Economic and Social Affairs of the United Nations Secretariat. (2015). World Population Prospects: The 2015 Revision. Retrieved from: http://www.un.org/

[6] Составлено автором по материалам: Население Эквадора // Сайт о демографических и социальных процессах Countrymeters; О проекте // Сайт о демографических и социальных процессах Countrymeters; Сайт Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН.

[7] Там же.

[8] Сайт Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН.

[9] Там же.

[10] Сайт «Статистика населения мира»: http://www.populstat.info

[11] Индекс развития человеческого потенциала // Сайт Центра гуманитарных технологий.

[12] Результаты переписи населения Эквадор – 2010 (2011, 1 сентября) // Сайт «Эквадор сегодня».

[13] Пятаков, А. (2014, 28 мая). Трудовые ресурсы Латинской Америки: стагнация или развитие? // Сайт Российского совета по международным делам.

[14] Результаты переписи населения Эквадор – 2010 (2011, 1 сентября) // Сайт «Эквадор сегодня».

[15] Индекс развития человеческого потенциала // Сайт Центра гуманитарных технологий.

[16] Эквадор - экономические показатели // Сайт Trading Economics.

[17] Там же.

[18] Пятаков, А. (2014, 28 мая). Трудовые ресурсы Латинской Америки: стагнация или развитие? // Сайт Российского совета по международным делам.

[19] Рост заработной платы в частном секторе Эквадора в 2016 году будет ниже, чем в текущем году (2015, 18 ноября) // Сайт «Эквадор сегодня».

[20] Кузнецова, Э.Е. (2013). Латиноамериканская молодежь – важный актор в процессе модернизации латиноамериканского региона. В книге Ибероамериканские тетради (Вып. 1; С. 297-305). М.: МГИМО-Университет.


Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:05:05