Directions for developing cooperation in digital technologies between Russia and Latin America

Chavarri Galves D. P.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 4 (April 2025)

Citation:

Abstract:
The article identifies the most promising areas for developing Russian-Latin American cooperation in digital technology. The article particularizes two key areas for promoting Russian IT companies in the Latin American digital technology market: expanding the presence of large Russian IT companies in the Latin American market and cooperating with large IT companies on individual projects. The article examines the role of Russoft, a Russian association of software companies, in promoting Russian IT companies to the Latin American market. Areas of the digital technology market where Russian-Latin American cooperation can be more promising are identified. They are: cloud technologies, information security programs, and the digitalization of the public sector. Additionally, the main limitations that may impede the active promotion of Russian companies in the digital technology market in Latin America are discussed. They are: high competition from traditional players as well as China, India, Turkey, and South Korea; the threat of secondary sanctions for Latin American partners; and a lack of investment for large-scale projects by Russian IT companies in Latin America. The article may be useful for researchers involved in developing cooperation between Russia and Latin American countries, particularly in digital technology.

Keywords: digital economy, digitalization, digital technology market, IT company, Russia, Latin America, Russian-Latin American cooperation

Funding:
Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда № 24-78-00165, проект «Механизмы расширения сотрудничества в сфере цифровых технологий между Россией и странами Латинской Америки»; https://rscf.ru/project/24-78-00165/

JEL-classification: F00, N76, M15, O32



I Введение

Латинская Америка, в том числе ряд стран региона, рассматриваются Россией как зона стратегических интересов, что отражено в Концепции внешней политики Российской Федерации от 2023 года [3]. В этой связи растет роль и расширяются возможности углубления российско-латиноамериканского сотрудничества в различных сферах, в том числе в сфере цифровых технологий. С одной стороны, развитие цифровых технологий для стран Латинской Америки является важнейшей задачей, которую ставят правительства большинства стран региона, однако отставание от лидирующих в области цифровизации государств мира в Латинской Америке сегодня достаточно очевидно. С другой стороны, в настоящее время IT-компании из России достаточно хорошо продвинулись в разработке новых цифровых технологий, что позволило бы более активно решать задачи в данной области в латиноамериканском регионе. В этом контексте решение задач по цифровизации может рассматриваться не только как инструмент обеспечения национальной безопасности и достижения цифрового суверенитета для ряда стран Латинской Америки, но и как один из факторов сближения России с латиноамериканским регионом в ​​ближайшее десятилетие [8, c. 5-37].

Отметим, что вопросам расширения и углубления российско-латиноамериканских взаимоотношений в сфере цифровых технологий на сегодняшний день посвящено достаточно малое число работ. Среди авторов работ, где наиболее отражены вопросы развития цифровых технологий в Латинской Америке, а также деятельность российских IT-компаний в данном регионе, можно выделить, в первую очередь, Мягкова В.Ю., Орлову Г.А., Савинова Ю.А. [2, c. 87-95], Ермакову А.Р., Пичкова О.В. [5, c. 28-57], Стадник И.Т., Цветкову Н.Л. [9, c. 69-84], Яковлева П.П. [4], Косевич Е. [6, c. 137-159], Разумовского Д.В., Мосейкина Ю.Н. [8, c. 5-37] и ряд других. Однако в основном в данных исследованиях эти вопросы изучаются в рамках развития сотрудничества России и стран Латинской Америки в целом.

Целью работы явилось выявление наиболее перспективных направлений развития российско-латиноамериканского сотрудничества в сфере цифровых технологий.

В работе более комплексно изучены направления углубления и расширения российско-латиноамериканского сотрудничества в сфере цифровых технологий; определена роль отдельных организаций в данном процессе; выделены сферы рынка цифровых технологий в Латинской Америке, где российско-латиноамериканское сотрудничество могло бы быть более перспективным; выявлены ограничения для более активного продвижения российских компаний на рынок цифровых технологий в латиноамериканском регионе.

В качестве научной гипотезы было высказано предположение, что расширение своего присутствия на латиноамериканском рынке цифровых технологий со стороны крупных российских IT-компаний и кооперация небольших предприятий с крупными IT-компаниями при реализации отдельных проектов позволит усилить и углубить российско-латиноамериканское сотрудничество на рынке цифровых технологий Латинской Америки.

В работе применялись общенаучные методы анализа и синтеза, метод группировки, метод обобщения и ряд других.

II Основная часть

Особенности деятельности российских IT-компаний на рынке Латинской Америки. Несмотря на то, что в последнее десятилетие увеличилось число компаний из России, которые ведут свою деятельность в сегменте цифровых технологий на территории Латинской Америки, тем не менее, их доля все еще незначительна. Российские IT-компания в больше степени хорошо зарекомендовали себя на латиноамериканском рынке в таких сегментах, как облачные технологии, программное обеспечение для отдельных отраслей (в том числе энергетической отрасли) и программы для обеспечения информационной безопасности (табл. 1).

Таблица 1 – Ключевые сферы деятельности российских IT-компаний на рынке цифровых технологий в Латинской Америке

Компания
Станы присутствия
Продукты
«Лаборатория Касперского»
Бразилия,
Аргентина, Мексика, Куба
Сервисы по информационной безопасности
TrueConf
Никарагуа, Бразилия
Программные решения для видео- и конференцсвязи
SearchInform
Бразилия
Системы информационной безопасности
Softline
Бразилия, Аргентина, Чили, Коста-Рика, Венесуэла, Эквадор, Колумбии, Перу
Облачные технологии, программы обеспечения информационной безопасности
Inoventica Technologies
Куба
Облачные технологии, системы информационной безопасности, цифровые продукты в государственном секторе
Voximplant
Бразилия
Облачные технологии
Nexign
Доминиканская Республика
Продуктовые решения BSS/OSS для провайдеров услуг связи
«ЦРТ»
Эквадор, Мексика
Биометрические решения
«Первый Бит»
Колумбия
Программы по роботизации бизнес-процессов
«Цифра»
Перу, Чили
Программное обеспечение для предприятий горнодобывающей промышленности
«АиралабРус»
Уругвай
Программное обеспечение в области решения экологических проблем
Qiwi
Бразилия
Платежные и финансовые цифровые системы
Источник: составлено автором

В первую очередь, следует отметить лидера российского рынка в сфере информационной безопасности - компанию «Лаборатория Касперского». Компания является международной, ведет свою деятельность с 1997 года, а в латиноамериканском регионе в частности ее офисы работают с 2008 года. Основные сегменты, в которых «Лаборатория Касперского» разрабатывает свои продукты – программы для предотвращения целенаправленных кибератак, системы информационной защиты бизнеса и государственных органов, в том числе так называемые киберумные решения. В настоящее время в латиноамериканском регионе у компании функционирует три офиса – в Мехико (Мексика), Сан-Паулу (Бразилия) и Богота (Колумбия). Причем, задача офиса в г. Богота, который был открыт в 2024 году, состоит не только в распространении IT-продуктов на территории Колумбии, но и на территории стран Карибского бассейна. Также подчеркнем, что на конец 2024 года в Латинской Америке в офисах IT-компании «Лаборатория Касперского» работало 150 сотрудников, в том числе эксперты Kaspersky GReAT (Глобального центра исследований и анализа угроз), деятельность которых нацелена на анализ рисков кибербезопасности и разработкe самых современных решений в данной сфере.

Еще одной российской IT-компанией, которая также заинтересована в расширении своего присутствия на латиноамериканском рынке, является Inoventica Technologies – производитель облачных вычислений, а также систем и решений в области обеспечения информационной безопасности. Сегодня компания ведет свою деятельность в ряде стран Латинской Америки и Карибского бассейна, в том числе на Кубе. Причем, в данной стране Inoventica Technologies реализовывает проекты не только в частном, но и государственном секторе, а именно в Министерстве коммуникаций Республики Куба.

Нельзя не отметить и российскую IT-компанию Softline, которая специализируется в сфере программного обеспечения и облачных технологий. На латиноамериканском рынке цифровых технологий данная компания присутствует с 2014 года и сегодня в большей степени ведет свою деятельность в Бразилии, а также Аргентине, Колумбии и Перу. Также выделим и TrueConf, которая функционирует в сегменте программных решений для видео- и конференцсвязи, в том числе на рынке цифровых технологий в Латинской Америке. Основными конкурентами на зарубежных рынках для TrueConf выступают Microsoft и Zoom, однако продукция TrueConf обладает ключевым конкурентным преимуществом в сегменте – оптимальным соотношением «цена-качество».

Основные ограничения в продвижении российских IT-компаний на рынок цифровых технологий Латинской Америки. Дальнейшее развитие бизнеса IT-компаний из России в латиноамериканских странах, безусловно, станет фактором, определяющим укрепление российско-латиноамериканского сотрудничества в сфере цифровых технологий. Однако, для российских IT-компаний продвижение на рынок Латинской Америки может быть затруднительно в виду различных юридических, экономических, организационных, кадровых и иных аспектов. Немаловажным фактором, который препятствует более активному продвижению российских IT-компаний на рынок стран Латинской Америки, является в том числе и деятельность конкурентов. Так, на международном рынке цифровых технологий прослеживается доминирование крупнейших технологических гигантов (Big Tech) – компаний Alphabet (Google), Amazon, Apple, Dell, Meta и Microsoft. Более всего позиции этих компаний сильны в таких сегментах, как искусственный интеллект, программное обеспечение, облачные технологии, социальные сети, электронная коммерция. В последние годы наметился тренд более активного продвижения на латиноамериканский рынок высокотехнологичной продукции, в том числе цифровых технологий, компаний из Китая, Южной Кореи, а также Индии и Турции [4]. В целом конкуренция создает определенные проблемы, в том числе для небольших российских IT-компаний и еще больше подчеркивает актуальность поиска наиболее перспективных направлений продвижения на рынке цифровых технологий в латиноамериканском регионе и укрепления в этой сфере российско-латиноамериканского сотрудничества. Пока в Латинской Америке на рынке цифровых технологий имеются свободные сегменты, в которых деятельность предприятий из России могла бы быть более успешной.

Ключевым значением для активизации процессов продвижения российских IT-компаний на рынок латиноамериканского региона, как и на другие зарубежные рынки, безусловно, обладают инвестиции. В этой связи следует рассматривать пути повышения возможности увеличения инвестиций (в первую очередь, в виде государственной поддержки компаний из сферы цифровых технологий; стимулирования частных инвесторов, которые готовы вложить в проекты IT-компаний на зарубежных рынках; поддержки некоммерческих объединений и фондов и пр.)

Немаловажным фактором, который препятствует более успешной деятельности российских IT-компаний на рынке цифровых технологий в латиноамериканском регионе, является вопрос угрозы вторичных санкций при применении российских цифровых технологий, в том числе в государственном секторе ряда стран Латинской Америки. Пока данные риски очевидны, это может служить препятствием более активному продвижению российской продукции в сфере цифровых технологий на рынки региона, а также в целом укреплению российско-латиноамериканского сотрудничества в данной сфере.

Ключевые направления расширения присутствия российских IT-компаний на рынке Латинской Америки. С целью расширения своей деятельности на рынке цифровых технологий в Латинской Америке важным становится поиск направлений, в рамках которых деятельность российских IT-компаний будет как более эффективна, так и более динамична. Исходя из перечисленных выше проблем, с которыми сталкиваются российские IT-компании на рынке цифровых технологий в Латинской Америке, нам представляется наиболее реализуемыми направлениями два ключевых, а именно:

1. расширение присутствия на латиноамериканском рынке крупных российских IT-компаний – лидеров рынка, в том числе «Лаборатория Касперского», SearchInform, Softline, TrueConf, Voximplant и ряда других;

2. кооперация небольших IT-компаний и стартапов с крупными российскими IT-компаниями при реализации отдельных проектов.

Так, первое направление может быть реализовано посредством соединения ресурсов самих российских IT-компаний и ресурсов, которые могут быть предоставлены через систему грантовой помощи, частных инвестиций или кредитных средств с определенными льготными условиями. Одним из ключевых субъектов в процессе координации и стимулирования выхода крупнейших российских IT-компаний на рынок цифровых технологий Латинской Америки может являться российское объединение компаний, разрабатывающих программное обеспечение «Руссофт». Важнейшими направлениями деятельности объединения сегодня выступают: лоббирование в органах государственной власти интересов российских IT-компаний; содействие продвижению продуктов российских IT-компаний как на национальном рынке, так и на рынках цифровых технологий других стран; исследование состояния экспортной индустрии разработки программного обеспечения российских IT-компаний и пр.

Что касается второго предлагаемого направления, а именно кооперация небольших IT-компаний и стартапов с крупными российскими IT-компаниями, которые более активно продвигаются на зарубежных рынках, то можно отметить тот факт, что такие коллаборационные союзы позволят усилить продвижение как небольших, но перспективных российских IT-компаний, так и крупных компаний, которые уже присутствуют на международном рынке (в частности на рынке Латинской Америки) и расширить ассортимент продукции интересными предложениями. Партнерство небольших IT-компаний и стартапов с крупными российскими компаниями, ведущими свою деятельность на рынке цифровых технологий в странах латиноамериканского региона, поможет создать дополнительные конкурентные преимущества продукции российских производителей за счет доступа к возможностям партнера, оптимизации затрат, расширения спектра решений.

Выделим здесь два аспекта, которые могут объяснить целесообразность предложенных в данной работе направлений. В первую очередь, это понимание быстрых темпов развития рынка цифровых технологий в странах Латинской Америки и повышение уровня конкуренции со стороны американских, западноевропейских, китайских и других компаний. В этой связи выход на данный рынок небольших российских IT-компаний и стартапов будет сталкиваться с рядом проблем, в том числе давлением со стороны конкурентов – лидеров рынка или отдельных сегментов данного рынка. Уже сложившаяся на рынке Латинской Америки репутация крупных российских IT-компаний будет, безусловно, неоспоримым преимуществом. Для небольших российских IT-компаний вариант кооперации с российскими крупными IT-компаниями при реализации каких-либо отдельных проектов может быть более целесообразным, чем пытаться выйти на данный рынок самостоятельно.

Отметим, что сегодня более перспективными секторами рынка цифровых технологий Латинской Америки, где могли бы закрепиться и расширить свою деятельность российские представители IT-бизнеса, являются системы информационной безопасности, облачные технологии и системы цифровизации государственного сектора. Так, к примеру, в последние годы наблюдается резкое увеличение кибератак, промышленного шпионажа, утечки личных данных пользователей, что повышает спрос на продукцию по обеспечению цифровой безопасности в целом по миру. Однако для Латинской Америки продукты по обеспечению цифровой безопасности пользуются особой популярностью в связи с тем, что именно в данном регионе сегодня наблюдается стремительный рост киберпреступности. В настоящее время в регионе идут активные процессы цифровизации (хотя и достаточно разрозненные по темпам и масштабам в зависимости от отдельных латиноамериканских стран) [1, c. 45-55], и данное направление может стать одним из актуальных.

Еще одной сферой, которая может рассматриваться для российских IT-компаний как потенциально интересная, это сфера цифровизации государственного сектора. Отметим, что на сегодняшний день в России удалось добиться немалых успехов в данной области и существенно расширить спектр услуг в рамках цифрового (электронного) правительства. Интерес к подобным решениям сегодня растет и в других странах, особенно в Латинской Америке. Тем не менее, здесь подобная практика не так распространена, однако во многих странах региона уже приняты стратегии по активизации процессов цифровизации, в том числе в сфере цифровизации государственного сектора (следует особенно выделить Бразилию, Аргентину, Чили и Уругвай). Развитие программ цифровизации государственного сектора позволяет оперативно собирать огромный пласт информации по социально-экономическому развитию, проводить более глубокий анализ данных показателей, оказывать более оперативные государственные услуги населению, осуществлять более эффективный контроль над частным бизнесом и пр. Эти преимущества для правительств большинства латиноамериканских стран уже очевидны.

Еще одним потенциальным направлением, где деятельность российских IT-компаний может быть более успешной, можно назвать облачные технологии. Спрос на такую продукцию в целом по миру увеличивается достаточно активно, в том числе повышенный спрос наблюдается и в странах Латинской Америки. Так, в 2021 году более трети латиноамериканских компаний были заинтересованы в приобретении облачных технологий. А в Бразилии эти технологии используют порядка 52% предприятий [7].

Таким образом, в контексте выделенных выше перспективных секторов латиноамериканского рынка цифровых технологий можно назвать некоторые российские IT-компании, которые наиболее прочно закрепили свои позиции в Латинской Америке в указанных секторах (табл. 2).

Таблица 2 - Перспективные направления рынка цифровых технологий для отдельных российских IT-компаний

Направления
Компании
Сервисы по информационной безопасности
«Лаборатория Касперского», SearchInform, Softline
Inoventica Technologies
Облачные технологии
Softline, Inoventica Technologies, Voximplant
Цифровизация государственного сектора
Inoventica Technologies, «Лаборатория Касперского», «ЦРТ»
Источник: составлено автором

Именно эти компания могут выступать ключевыми партнерами для более мелких IT-компаний и стартапов из России в латиноамериканском регионе. Их кооперация может быть как двусторонней, так и многосторонней. Тем не менее, на сегодняшний день можно отметить, во-первых, недостаточно активные процессы такой кооперации между IT-компаниями из России на глобальном рынке, в том числе на рынке цифровых технологий в Латинской Америке; во-вторых, не до конца раскрыт потенциал деятельности в этом направлении объединения «Руссофт». При усилении деятельности перечисленных выше субъектов рынка цифровых технологий реализация задач по углублению и расширению российско-латиноамериканского сотрудничества в данной сфере может быть выполнена в более короткие сроки и наиболее успешно.

Также важно отметить, что для выхода российских IT-компаний на латиноамериканский рынок следует учитывать необходимость реализации ряда маркетинговых мер, в том числе предварительное исследование рынка цифровых технологий с целью определения потенциала развития конкретной компании на зарубежном рынке и уровня развития конкуренции в том или ином сегменте; учет местных особенностей рынка; необходимость рассмотрения адаптации цифровых продуктов в местному рынку; учет местной специфики в реализации маркетинговых мероприятий по продвижению цифровых продуктов на местные рынки и использование местных медиа-платформ и каналов продвижения; установление партнерских отношений с местным сообществом с целью в том числе открытия представительств или офисов на территории выбранной для продвижения страны и многое другое.

III Заключение

Несмотря на ряд проблем на рынке цифровых технологий в Латинской Америке (несбалансированность спроса и предложения, высокий уровень конкуренции со стороны крупных международных IT-корпораций, высокая стоимость цифровых продуктов, а также слабый уровень распространения интернета и мобильной связи) для российских IT-компаний в рассматриваемом регионе имеются определенные перспективы. Сегодня на рынке цифровых технологий Латинской Америки представлено незначительное число IT-компаний из России, в том числе крупнейшие из них – «Лаборатория Касперского», Inoventica Technologies, TrueConf, SearchInform, Softline и ряд других. Однако небольшие российские IT-компании и стартапы в Латинской Америке практически не представлены. Для более активного расширения доли своего присутствия на рынке цифровых технологий в латиноамериканском регионе рекомендуется пойти по двум ключевым направлениям: расширение своего присутствия на латиноамериканском рынке крупных российских IT-компаний и кооперация небольших IT-компаний и стартапов из России с крупными российскими IT-компаниями при реализации отдельных проектов. В целом следует отметить, что для расширения своего присутствия на рынке цифровых технологий региона российским IT-компаниям необходимо предпринимать более активные шаги в виду, в первую очередь, растущей конкуренции со стороны крупнейших американских, западноевропейских и восточноазиатских игроков. Отдельная роль в процессе укрепления и развития российско-латиноамериканского сотрудничества в сфере цифровых технологий отводится российскому объединению компаний «Руссофт», в том числе в области маркетинговых исследований зарубежного рынка, поддержки экспорта продукции российских производителей цифровых технологий и пр.


References:

Abramov V.I., Malanicheva N.V., Strelnikova I.A. (2023). Analysis of foreign countries’ digital economy programs (Argentina, Brazil, India and Mexico). Administration. 11 (2). 45-55. doi: 10.26425/2309-3633-2023-11-2-45-55.

Ermakova A.R., Pichkov O.B. (2021). The digital transformation impact on the participation in global value chains: Latin American countries. Sovremennye ekonomicheskie protsessy. 1 (3). 28-58. doi: 10.55030/2713-0266-2021-1-3-28-58.

Kosevich E.Yu. (2020). Cyber security strategies of Latin America countries Iberoamerica. (1). 137-159. doi: 10.37656/s20768400-2020-1-07.

Myagkov V.Yu., Orlova G.A., Savinov Yu.A. (2020). Expansion of Russian companies on Latin America digital transformation market. Russian Foreign Economic Bulletin. (4). 87-95.

Razumovskiy D.V., Moseykin Yu.N. (2022). Digitalización en América Latina y oportunidades para empresas rusas Iberoamerica. (1). 5-37. doi: 10.37656/s20768400-2022-1-01.

Stadnik I.T., Tsvetkova N.A. (2021). Mesto i rol stran latinskoy ameriki v sisteme mezhdunarodnoy i regionalnoy kiberbezopasnosti Latinskaya Amerika. (4). 69-84. doi: 10.31857/S0044748X0014088-5.

Yakovlev P.P. (2022). Latin american economy at the start of digital modernization. World Economy and International Relations. 66 (3). 110-118. doi: 10.20542/0131-2227-2022-66-3-110-118.

Yakovlev P.P. (2023). Russia’s economic cooperation with Latin America in the context of global economic transformations. Sovremennaya mirovaya ekonomika. 1 (2(2)). 112-132. doi: 10.17323/2949-5776-2023-1-2-112-132.

Страница обновлена: 28.04.2025 в 21:50:38