Анализ перспективных «ниш» сотрудничества России и стран Латинской Америки на рынке цифровых технологий
Чаварри Гальвес Д.П.1, Чаварри Гальвес Н. З. Ф.
1 Российский университет дружбы народов имени П. Лумумбы
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 4 (Апрель 2025)
Аннотация:
Проведен анализ особенностей цифровизации в странах Латинской Америки и ключевых направлений деятельности российских IT-компаний на рынке цифровых технологий в регионе, а также выявлены наиболее перспективные «ниши» для дальнейшего продвижения российских информационных продуктов. Изучены сегменты рынка, где деятельность российских компаний наиболее успешна; выделены ключевые проблемы на данном рынке для компаний из России. В результате рассмотрения национальных стратегий и планов в области цифровой экономики государств Латинской Америки, а также учета других критериев оценки уровня цифровизации государственного сектора были определены страны, более заинтересованные в цифровизации данного сектора. Сделан вывод о том, что для российских IT-компаний наиболее перспективными «нишами» на латиноамериканском рынке цифровых технологий являются системы информационной безопасности, облачные технологии и системы цифровизации государственного сектора. Выделены факторы, способствующие выбору латиноамериканских потребителей российских цифровых продуктов в данных «нишах», в том числе: оптимальное соотношение «цена-качество» по сравнению с конкурентами; нацеленность многих стран Латинской Америки на достижение цифрового суверенитета; высокая репутация на международном рынке отдельных российских производителей цифровых продуктов; высокий спрос на продукты в области обеспечения информационной безопасности в регионе; уникальный и достаточно успешный опыт внедрения цифровых технологий в государственном сектора в России и заинтересованность в этом опыте многих латиноамериканских стран.
Ключевые слова: IT-технологии, Латинская Америка, Россия, российско-латиноамериканское сотрудничество, кибербезопасность, облачные технологии, государственный сектор, электронное правительство
Финансирование:
Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда № 24-78-00165, проект «Механизмы расширения сотрудничества в сфере цифровых технологий между Россией и странами Латинской Америки»; https://rscf.ru/project/24-78-00165/
JEL-классификация: N76, L86, M15
I Введение
Латинская Америка демонстрирует стремительное развитие цифровой экономики, однако уровень цифровизации в регионе остается крайне неоднородным. Несмотря на растущий спрос на IT-решения, включая информационную безопасность и облачные технологии, в ряде стран Латинской Америки сохраняются значительные технологические, правовые и инфраструктурные ограничения. В условиях высокой киберугрозы и стремления к цифровому суверенитету у государств региона возникает потребность в надежных, экономически эффективных и проверенных цифровых решениях. Это открывает перспективы для российских IT-компаний, особенно обладающих опытом цифровизации госсектора и разработки решений в области кибербезопасности.
Вопросы цифровизации и технологического развития стран Латинской Америки все чаще становятся объектом научных исследований. В частности, работы Мягкова В.Ю., Орловой Г.А. и Савинова Ю.А. (2020) [10, c. 87-95] посвящены оценке присутствия российских компаний в цифровом секторе региона, акцентируя внимание на юридических и организационных барьерах. Ермакова А.Р. и Пичков О.Б. (2021) [5, c. 28-57] анализируют влияние цифровой трансформации на вовлеченность стран Латинской Америки в глобальные цепочки добавленной стоимости. Стадник И.Т. и Цветков Н.Л. (2021) [14, c.69-84] подробно рассматривают роль латиноамериканских стран в международной системе кибербезопасности, подчеркивая институциональные слабости и технологическую уязвимость региона. Яковлев П.П. (2022) [17, c.110-118] делает акцент на модернизацию экономики региона и ее зависимость от внешних цифровых решений, включая китайские и американские разработки. Косевич Е. (2020) [8, c. 137-159] описывает стратегии кибербезопасности в странах региона, фиксируя рост цифровых угроз и необходимость повышения устойчивости цифровой инфраструктуры. Разумовский Д. и Мосейкин Ю. (2022) [11, c. 5-37] подчеркивают важность учета культурных и политических особенностей при разработке цифровых решений для Латинской Америки. Ревинова С.Ю. и Гальвес Ч.Д. (2024) [12, с.26-48] предлагают методологию оценки уровня цифровой экономики в странах Латинской Америки, опираясь на мультикритериальный анализ и выделяя различия в стратегии цифрового суверенитета. Simonova L.N. (2023) [13, с. 6-22] рассматривает вызовы и риски цифрового суверенитета в странах региона, включая правовые барьеры и угрозы внешнего вмешательства.
Зарубежные источники также делают акцент на потенциале и рисках региона. Например, исследование IDC (2021) [7] выявило приоритетные направления цифровых инвестиций, включая облачные решения и телемедицину. Данные портала Statista [15] подтверждают устойчивый рост сегмента цифрового здравоохранения, особенно после пандемии COVID-19. Дополнительно, в докладах World Economic Forum [3] и UN E-Government Surveys [4] подчеркивается важность цифровизации государственного сектора как инструмента повышения эффективности и прозрачности управления. Также в исследованиях CEPAL (2022) [2] фиксируется растущий разрыв между уровнем цифровизации в городских и сельских районах региона, что актуализирует необходимость развития гибких, масштабируемых цифровых решений. Исследование Галльярдо Р. (2021) [6] подчеркивает значимость цифровой инклюзии и территориальной доступности цифровых услуг для устойчивого развития региона. Международный союз электросвязи (ITU) [9] в ежегодных отчетах 2020–2023 гг. фиксирует сохраняющийся цифровой разрыв между странами Латинской Америки и странами ОЭСР.
Тем не менее, несмотря на накопленный массив публикаций, системные исследования, фокусирующиеся на продвижении российских IT-компаний в конкретных цифровых "нишах" Латинской Америки -информационная безопасность, облачные технологии, цифровизация государственного сектора - представлены крайне ограниченно. На сегодняшний день практически отсутствуют комплексные исследования, систематизирующие данные о наиболее перспективных «нишах» цифрового рынка Латинской Америки для российских компаний с учетом текущих вызовов, национальных стратегий стран региона и конкурентных преимуществ России.
Целью настоящего исследования является выявление наиболее перспективных направлений для продвижения российских IT-компаний на рынок цифровых технологий Латинской Америки с учетом факторов спроса, существующих барьеров и потенциала сотрудничества.
Научная новизна исследования заключается в выявлении конкретных рыночных «ниш», обладающих наибольшим потенциалом для российских IT-компаний, а также в разработке обоснованной типологии факторов, способствующих успешному выходу на рынок Латинской Америки. Также предлагается оригинальная систематизация стран региона по критериям цифровизации государственного сектора.
Предполагается, что наибольший потенциал для российских IT-компаний в Латинской Америке сосредоточен в сегментах информационной безопасности, облачных технологий и цифровизации государственного сектора, особенно в странах, ориентированных на цифровой суверенитет и обладающих положительным опытом сотрудничества с российскими поставщиками технологий.
В работе были использованы логический, исторический и статистический методы, методы системного и сравнительного анализа. При формулировании выводов использовался метод обобщения. Материалы для исследования представлены публикациями современных авторов, рассматривающих вопросы цифровой экономики и информационной безопасности, а также особенности рынка цифровых технологий в Латинской Америке. Так же информационно-эмпирическую базу составили данные отчетностей национальных статистических органов, министерств и ведомств, государственные программы и планы развития ряда латиноамериканских стран.
II Основная часть
Особенности цифровизации стран Латинской Америки на современном этапе. В последние десять лет страны латиноамериканского региона активно включились в процессы цифровизации, однако эти процессы пока происходят достаточно неравномерно. Так, наиболее развитыми по уровню цифровизации можно считать Аргентину, Уругвай, Чили, Коста-Рику, Колумбию, а менее развитыми – Доминиканскую Республику, Парагвай, Боливию, Гватемалу, Гондурас и Венесуэлу [12, c. 26-48].
К факторам, которые более всего оказывают влияние на темпы цифровизации в странах Латинской Америки, можно отнести следующие: уровень развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, активную бизнес-среду, поддержку со стороны государства (в том числе внедрение на официальном уровне планов по развитию цифровых технологий). Так, к примеру, даже в странах, в которых темпы цифровизации наиболее заметны, цифровые технологии распространяются неравномерно в зависимости от отдельных регионов. Кроме того, стоимость интернет-трафика остается все еще достаточно высокой, что также препятствует более быстрым темпам развития цифровых технологий в Латинской Америке. Среди жителей некоторых местностей региона, в том числе представителей племен фиксируется и низкий уровень цифровой грамотности. Эти проблемы, безусловно, стимулируют развитие в Латинской Америке рынка цифровых технологий и стимулируют рост конкуренции в некоторых сегментах данного рынка. Тем не менее, пока отдельные сегменты остаются относительно свободными, что актуализирует возможность продвижения на рынок цифровых технологий Латинской Америки российских IT-компаний.
Проблемы продвижения российских IT-компаний на российский рынок. Расширение российско-латиноамериканского сотрудничества является в целом важным для дальнейшего закрепления России в Латинской Америке как регионе ее стратегических интересов. Продвижение на зарубежные рынки для отдельных компаний также представляет особый интерес с точки зрения расширения и масштабирования своего бизнеса. И хотя Латинская Америка не рассматривается большинством российских IT-компаний в качестве ключевого целевого рынка за рубежом, тем не менее, число заинтересованных в продвижении на этот рынок российских компаний постоянно растет. По результатам исследования российского объединения программных разработчиков «Руссофт», которое было проведено в 2023 году, только 5,9% (порядка 300 из более, чем 5 тыс. российских IT-компаний) в ближайшие годы планируют попытаться выйти на латиноамериканский рынок. Например, на рынок СНГ выйти планирует более 1/3 российских IT-компаний [1].
Столь незначительный процент российских компаний, заинтересованных в латиноамериканском рынке, объясним больше юридическими сложностями (связанными в том числе с законодательной спецификой отдельных стран региона и антироссийскими санкциями, которые поддержали некоторые латиноамериканские страны), экономическими проблемами (в том числе связанными с открытием и содержанием дополнительных офисов в регионе), организационными трудностями (например, сложностью осуществления максимально эффективного управленческого контроля в виду географической отдаленности России и стран Латинской Америки) и пр. Например, из-за влияния антироссийских санкций IT-компании из России столкнулись со снижением эффективности своей деятельности, в том числе на латиноамериканском рынке. Так, если на страны Латинской Америки в 2020 году приходилось 2,7% от всего объема зарубежной деятельности российских IT-компаний, а в 2021 году – 2,4%, то в 2022 году этот показатель сократился до 1,6% [1]. Исходя из результатов исследования, представленных в отчете «Технологические инвестиции и инновации в Латинской Америке», более всего иностранные инвесторы опасаются высокого уровня коррупции в регионе (31% опрошенных), безработицы и отсутствия экономического роста (17%), политической нестабильности и низкого уровня институциональной политики (12%), а также в целом отсутствия безопасности в регионе (12%) [15].
В настоящее время на рынке цифровых технологий в Латинской Америке представлены единицы российских IT-компаний. Причем, только пять занимают места в сегменте более универсальных продуктов, предназначенных как для государственных нужд, так и для обслуживания бизнеса и частного сектора. Среди таких компаний - «Лаборатория Касперского», SearchInform, Softline, TrueConf и Voximplant [1]. Другие российские IT-компании ведут свою деятельность в узком сегменте программного обеспечения, преимущественно в отдельных отраслях экономики. Исходя из странового фактора деятельности российских IT-компаний, можно отметить, что наиболее активно они представлены в Бразилии (табл. 1).
Таблица 1 – Сегменты деятельности российских IT-компаний на рынке цифровых технологий в Латинской Америке
Компания
|
Продукты
|
Станы присутствия
|
«Лаборатория Касперского»
|
Сервисы по информационной
безопасности
|
Бразилия,
Аргентина, Мексика, Куба |
TrueConf
|
Программные решения для видео- и
конференцсвязи
|
Никарагуа, Бразилия
|
SearchInform
|
Системы информационной безопасности
|
Бразилия
|
Softline
|
Облачные технологии, программы
обеспечения
|
Бразилия, Аргентина, Чили, Коста-Рика, Венесуэла, Эквадор, Колумбии, Перу
|
Voximplant
|
Облачные технологии
|
Бразилия
|
Nexign
|
Продуктовые решения BSS/OSS
для провайдеров услуг связи
|
Доминиканская Республика
|
«ЦРТ»
|
Биометрические
решения
|
Эквадор, Мексика
|
«Первый Бит»
|
Программы по
роботизации бизнес-процессов
|
Колумбия
|
«Цифра»
|
Программное обеспечение для
предприятий горнодобывающей промышленности
|
Перу, Чили
|
«АиралабРус»
|
Программное обеспечение в области
решения экологических проблем
|
Уругвай
|
Qiwi
|
Платежные и финансовые цифровые
системы
|
Бразилия
|
Перспективные «ниши» на рынке цифровых технологий Латинской Америки для российских компаний. В данной работе был проведен анализ перспективных «ниш», в которых российские IT-компании смогли бы более успешно продвигаться на рынке Латинской Америки. Так, для начала были выделены наиболее перспективные сегменты рынка цифровых технологий в Латинской Америке. По данным портала Statista самыми быстрорастущими сегментами данного рынка в регионе в последние годы являются облачные технологии и программы искусственного интеллекта. В большей степени цифровые технологии развиваются в банковском секторе и в здравоохранении (на последнюю сферу сильное влияние оказала пандемия Covid-19).
Следует отметить, что для стран Латинской Америки актуальным становится и вопрос минимизации количества киберпреступлений, с чем сегодня часто сталкиваются не только бизнес и государственные структуры, но и частные пользователи. Так, вопросы повышения информационной безопасности и защиты от киберугроз для латиноамериканских предприятий стоят сегодня наиболее остро, так как Латинская Америка является одним из самых подверженных киберпреступлениям регионом в мире.
Еще одной «нишей» на рынке цифровых технологий Латинской Америки выступает сегмент облачных технологий, развитие которого ускорила пандемия Covid- 19. Согласно исследованию IDC «Тенденции инвестиций в ИТ в Латинской Америке в 2021 году», уже в первый год пандемии 39% латиноамериканских предприятий были готовы активно инвестировать в такие проекты. Наиболее активно распространяются облачные технологии в Бразилии. Облачные технологии имеют огромные преимущества, в том числе обеспечивают доступ к информации из облачных хранилищ из любой точки мира, что позволяет современным компаниям масштабировать свою деятельность, быть более адаптивными к изменяющимся условиям внешней среды, привлекать и удерживать специалистов уникальных компетенций со всего мира.
Цифровизация государственного сектора как отдельная «ниша» для российских IT-компаний. Отметим, что для стран Латинской Америки, многие из которых реализуют программы цифрового развития, важным становится цифровизация государственного сектора. В России этот процесс идет довольно успешно, что позволяет предположить возможность активного продвижения в этой «нише» отдельных российских IT-компаний. Среди ключевых направлений цифровизации государственного сектора можно выделить системы электронного документооборота, корпоративные порталы, BI-аналитику, искусственный интеллект для анализа большого объема данных, ERP-решения, учетные системы и ряд других.
Цифровизация государственного сектора позволяет решить целый спектр задач, в том числе более оперативно и максимально точно собрать огромный массив социально-экономических показателей и провести их более глубокий анализ; сделать подобный анализ непрерывным, что позволяет более оперативно отслеживать и реагировать на возникающие социально-экономические проблемы; более эффективно проводить контроль над частным бизнесом; создать единую систему предоставления государственных услуг и др. Однако сложность для внедрения систем электронного правительства, связана, в первую очередь, с недоверием населения к цифровым услугам, предлагаемым государством. Однако, как показывает опыт других стран (в первую очередь, России), если система электронного правительства будет эффективной, надежной, инновационной и инклюзивной, то будут не только сокращены расходы на реализацию таких услуг для государства, но и вырастет доверие со стороны граждан за счет оперативности и удобства предоставления таких услуг.
На базе ранее проведенного нами исследования уровня развития цифровизации в странах Латинской Америки [12, c. 26-48] были выявлены страны, где уже сегодня наиболее успешно реализуются отдельные направления по внедрению цифровых технологий в государственном секторе. Так, при оценке уровня развития цифровых государственных услуг учитывалось в том числе два ключевых критерия – «длительность предоставления услуг в электронном формате» и «использование цифровых каналов для оформления документов». Так, по первому критерию лидирующими странами стали Чили, Коста-Рика и Эль Сальвадор, по второму – Аргентина, Перу, Чили, Мексика и Колумбия (табл. 2).
Таблица 2 - Уровень развития цифровых технологий в странах Латинской Америки по критерию «цифровые государственные услуги»
№
|
Страна
|
Длительность предоставления
услуг в электронном формате
|
Использование цифровых
каналов для оформления документов, в %
|
1
|
Чили
|
2,2
|
11
|
2
|
Мексика
|
6,9
|
10
|
3
|
Аргентина
|
4,8
|
12
|
4
|
Бразилия
|
5,5
|
7
|
5
|
Уругвай
|
3,7
|
10
|
6
|
Коста-Рика
|
3,1
|
7
|
7
|
Колумбия
|
7,4
|
10
|
8
|
Перу
|
8,6
|
12
|
9
|
Панама
|
4,2
|
8
|
10
|
Доминикан-ская Республика
|
4,1
|
3
|
11
|
Эквадор
|
4,2
|
6
|
12
|
Парагвай
|
6,7
|
2
|
13
|
Эль Сальвадор
|
3,2
|
5
|
14
|
Боливия
|
11,3
|
3
|
15
|
Гондурас
|
5,8
|
2
|
16
|
Гватемала
|
4,5
|
4
|
17
|
Венесуэла
|
5,3
|
9
|
Однако, исходя из представленных выше результатов исследования можно сделать вывод о крайне низкой доле в объемах оказания государственных услуг в электроном формате во многих латиноамериканских странах. Так, в Гондурасе, Парагвае, Боливии, Доминиканской Республике доля цифровых государственных услуг составляет всего 2-3%.
Также в дополнении к вышеуказанным двум ключевым критериям нами были рассмотрены национальные стратегии и планы государств Латинской Америки в области цифровой экономики и был сделан вывод о том, что более всего в цифровизации государственного сектора заинтересован ряд стран, в том числе Бразилия, Аргентина, Чили, Уругвай и др. Так, в странах, представленных в таблице 3, в планах по цифровизации, многие из которых продлены далее, был сделан особый акцент на внедрении цифровых технологий в государственный сектор с целью более активной включенности государства в жизнь граждан.
Таблица 3 – Основные направления по цифровизации государственного сектора ряда стран Латинской Америки в их планах по цифровизации
№
|
Страна
|
Наименование плана
|
Цели по цифровизации
государственного сектора
|
1
|
Чили
|
«Цифровая повестка дня» (Digital Agenda)
|
Цифровизация государственных услуг.
|
2 |
Аргентина |
«Новая цифровая повестка дня до 2030 года» (La nueva Agenda
Digital 2030)
|
Цифровизация государственных услуг, электронное
правительство, ориентированное на граждан.
|
3
|
Уругвай |
«Цифровая повестка дня Уругвая до 2025 года» (Agenda
Uruguay Digital 2025)
|
Цифровая
трансформация государственного сектора.
|
4
|
Коста-Рика |
«Двухсотлетняя стратегия цифрового трансобучения на
побережье Коста-Рики 4.0 2018-2022 гг.» (Estrategia de Trans formación Digital hacia la Costa Rica del Bicentenario 4.0 2018-2022)
|
Адаптация государственных институтов
к динамике цифровой среды при поддержке частного сектора и различных
субъектов гражданского общества.
|
5
|
Панама
|
«Активизация цифровым правительством Панамы цифровой
трансформации государственного сектора на 2018-2022 гг.» (Digital Government of
Panama Enhancing the Digital Transformation of the Public Sector 2018-2022)
|
Развитие услуг электронного
правительства.
|
6
|
Мексика
|
«План
действий и цифровая национальная повестка дня» (Plan de Naciо́n y Agenda
Digital National 2018-2024)
|
Развитие информационных технологий как катализатора целей правительства. Цифровая
трансформация государственного сектора.
|
7
|
Бразилия
|
«Правительственная
стратегия цифровизации на 2020-2021 гг.» (Estratégia de Governo Digital
2020-2021)
|
Цифровое преобразование государственных органов.
|
8
|
Эквадор
|
«Национальный
план электронного правительства Эквадора на 2018-2021 гг.» (Plan
Nacional de
Gobierno Electronico
2018-2021 MINTEL
Ecuador Digital)
|
Формирование модели инклюзивного, близкого к гражданину национального
правительства, в условиях развития цифровых технологий.
|
9
|
Колумбия
|
«Цифровое будущее для всех» (El Futuro Digital es
de Todos)
|
Внедрение системы электронного правительства, интеграция государственных услуг
через новый портал.
|
10
|
Домини-канская Республика
|
«Предлагаемая цифровая повестка дня на 2030 год»
(Propuesta de Agenda Digital 2030) |
Цифровизация государственных услуг в кибербезопасной среде.
|
11
|
Парагвай
|
«Национальный план развития Парагвая на 2030 год» (Plan
Nacional de Desarrollo Paraguay 2030)
|
Цифровизация общественных учреждений и
государственных структурах, прозрачность в государственном
управлении.
|
12
|
Эль Сальвадор
|
«Цифровая повестка дня Сальвадора на 2020-2030 гг.» (Agenda Digital el Salvador 2020-2030)
|
Модернизация государства на базе цифрового управления
|
Таким образом, учитывая данные по критериям «длительность предоставления услуг в электронном формате» и «использование цифровых каналов для оформления документов», а также целей по цифровизации государственного сектора в планах по развитию цифровых технологий, можно выделить страны, где для российских IT-компаний работа в данной «нише» может оказаться более успешной: Чили, Аргентина, Коста-Рика, Мексика.
Следует отметить, что заинтересованность многих латиноамериканских стран в системах цифровизации государственных услуг будет в ближайшее время только расти. Однако, не имея большого опыта в реализации этих систем, государства Латинской Америки будут обращаться к опыту других стран, которые к сегодняшнему дню достаточно успешно осуществили цифровизацию государственного сектора. Этот аспект дает возможность дальнейшей реализации конкретных проектов по внедрению отдельных направлений цифровизации государственного сектора российскими IT-компаниями и правительствами отдельных стран Латинской Америки.
Преимущества российских IT-компаний на рынке цифровых технологий в странах латиноамериканского региона. Продукция российских производителей для многих латиноамериканских потребителей цифровых технологий может быть более привлекательна по сравнению с производителями друг стран по ряду обстоятельств. В первую очередь, это оптимальное соотношение цены и качества по сравнению с конкурентами. Во-вторых, нельзя не учитывать и тот факт, что сегодня ряд стран Латинской Америки (например, Куба, Никарагуа, Венесуэла и пр.) ставят особый акцент на достижении цифрового суверенитета (прежде всего от США) и опасаются определенных цифровых угроз, в том числе вмешательства посредством информационных технологий в социально-политические и экономические процессы со стороны внешних акторов [13, c. 6-22]. В-третьих, ряд российских IT-компаний имеют сильную репутацию в отдельных сегментах мирового рынка информационных технологий (в первую очередь, компания «Лаборатория Касперского»).
В рамках данного исследования нами были выделены основные факторы, в целом способствующие расширению присутствия российских IT-компаний в наиболее перспективных «нишах» на рынке цифровых технологий в странах Латинской Америки (табл. 4).
Таблица 4 - Факторы, способствующие продвижению российских IT-компаний в перспективных «нишах» на рынке цифровых технологий Латинской Америки
Способствующие
расширению доли в отдельных «нишах» факторы
|
Отдельные
сегменты рынка цифровых технологий «ниши»)
| ||
Облачные
технологии
|
Сервисы
по информационной безопасности
|
Программы
по цифровизации государственного сектора
| |
Опыт деятельности российских IT-компаний в данной «нише» на рынке Латинской Америки
|
Softline, Voximplant
|
«Лаборатория Касперского»
|
-
|
Имеющийся опыт российских IT-компаний в отдельных странах Латинской Америки
|
Бразилия
|
Бразилия,
Аргентина, Мексика, Куба |
-
|
Конкурентные преимущества российских
цифровых продуктов на рынке.
|
Оптимальное соотношение
«цена-качество».
|
Оптимальное соотношение
«цена-качество».
Высокая репутация отдельных российских компаний на международном рынке. |
Оптимальное соотношение
«цена-качество».
Успешный опыт цифровизации государственного сектора в России. |
Факторы повышения спроса на
цифровые продукты в отдельных «нишах» рынка цифровых технологий в Латинской
Америке
|
Потребности бизнеса в облачных
технологиях.
Рост числа киберпресту-плений. Нацеленность многих стран региона на достижение цифрового суверенитета. |
Рост числа пользователей
интернет со стороны бизнеса и домохозяйств. Увеличение потребности в
обеспечении безопасности.
Рост числа киберпреступлений. Нацеленность многих стран региона на достижение цифрового суверенитета. |
Рост потребности населения в
быстрых, надежных, гибких системах получения госуслуг.
Нацеленность многих стран региона на достижение цифрового суверенитета. Потенциальная заинтересованность латиноамериканских стран в российском опыте по цифровизации госсектора. |
Так, исходя из представленных выше данных, можно отметить, что у ряда российских IT-компаний имеется определенный опыт деятельности в отдельных «нишах» на рынке цифровых технологий в Латинской Америке. Также выделены определенные конкурентные преимущества российских цифровых продуктов на международном рынке цифровых технологий, а именно: оптимальное соотношение «цена-качество», высокая репутация отдельных российских компаний на международном рынке, успешный опыт цифровизации государственного сектора в России. Также, что немаловажно, прослеживается влияние отдельных факторов на повышение спроса в выделенных нами «нишах» на рынке цифровых технологий в Латинской Америке, в том числе: рост потребности бизнеса и государственного сектора в облачных технологиях и сервисах по информационной безопасности, нацеленность многих стран региона на достижение цифрового суверенитета, рост числа пользователей интернет со стороны бизнеса и домохозяйств, увеличение потребности в обеспечении безопасности, рост потребности населения в быстрых, надежных, гибких системах получения госуслуг и пр.
III Заключение
В целом можно сделать вывод, что наиболее перспективными «нишами» на латиноамериканском рынке цифровых технологий для российских IT-компаний являются системы информационной безопасности, облачные технологии и системы цифровизации государственного сектора. Исходя из имеющегося у отдельных российских IT-компаний опыта деятельности на рынке цифровых технологий стран Латинской Америки, конкурентных преимуществ российских цифровых продуктов на международном рынке, а также определенных факторов повышения спроса на цифровые продукты в выделенных «нишах», можно отметить определенные перспективы для российских IT-компаний в Латинской Америке. Однако данные перспективы могут быть реализованы при решении целого комплекса различных проблем - политических, экономических, юридических, организационных и иных.
Положения и выводы, представленные в данном исследовании, могут быть полезны при дальнейшем изучении вопросов продвижения российских IT-компаний на зарубежные рынки цифровых технологий, в том числе на рынок Латинской Америки.
Источники:
2. CEPAL. Digital inclusion and inequality in Latin America. United Nations Economic Commission for Latin America and the Caribbean. - 2022
3. Digital transformation in Latin America. World Economic Forum. [Электронный ресурс]. URL: https://www.weforum.org (дата обращения: 23.03.2025).
4. E-Government Survey. United Nations Public Administration Network. [Электронный ресурс]. URL: https://maintenance.un.org (дата обращения: 23.03.2025).
5. Ермакова А.Р., Пичков О.Б. Влияние цифровой трансформации на участие в глобальных цепочках добавленной стоимости на примере стран Латинской Америки // Современные экономические процессы. – 2021. – № 3. – c. 28-58. – doi: 10.55030/2713-0266-2021-1-3-28-58.
6. Gallardo R. Broadband and rural economic development: A look at Latin America. Digital Inclusion Briefs Series. Purdue Center for Regional Development. - 2021
7. IDC. Trends in IT investment in Latin America. International Data Corporation. 2021
8. Косевич Е.Ю. Cyber security strategies of Latin America countries // Iberoamérica. – 2020. – № 1. – c. 137-159. – doi: 10.37656/s20768400-2020-1-07.
9. Measuring digital development: Facts and figures. International Telecommunication Union. [Электронный ресурс]. URL: https://www.itu.int (дата обращения: 04.04.2025).
10. Мягков В.Ю., Орлова Г.А., Савинов Ю.А. Деятельность российских компанийна рынке цифровых технологий Латинской Америки // Российский внешнеэкономический вестник. – 2020. – № 4. – c. 87-95.
11. Razumovskiy D.V., Moseykin Yu.N. Digitalización en América Latina y oportunidades para empresas rusas // Iberoamérica. – 2022. – № 1. – p. 5-37. – doi: 10.37656/s20768400-2022-1-01.
12. Revinova S.Y., Chavarry Gálvez D.P. Metodología para evaluar la formación de la economía digital en América Latina // Iberoamerica. – 2024. – № 1. – p. 26-48. – doi: 10.37656/s20768400-2024-1-02.
13. Симонова Л.Н., Пономарев Е.А. Цифровой суверенитет, вызовы и риски цифровизации в латинской америке // Латинская америка. – 2023. – № 11. – c. 6-22. – doi: 10.31857/S0044748X0028265-0.
14. Стадник И.Т., Цветкова Н.А. Место и роль стран латинской америки в системе международной и региональной кибербезопасности // Латинская Америка. – 2021. – № 4. – c. 69-84. – doi: 10.31857/S0044748X0014088-5.
15. Tech investments and innovation in Latin America. Statista. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/ (дата обращения: 23.03.2025).
16. Tech investments and innovation in Latin America. Statista. [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/DELL-DELL/Downloads/study_id75176_tech-investment-and-innovation-in-latin-america%20(3)%20(1).pdf (дата обращения: 23.03.2025).
17. Яковлев П.П. Экономика латинской америки на старте цифровой модернизации // Мировая экономика и международные отношения. – 2022. – № 3. – c. 110-118. – doi: 10.20542/0131-2227-2022-66-3-110-118.
Страница обновлена: 16.04.2025 в 22:27:11