Перспективы экономики цифровых платформ в странах Латинской Америки

Лазанюк И.В.1, Абу Захр Диас М.Х.1, Эебердыева М.М.1
1 Российский университет дружбы народов

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 1 (Январь-март 2024)

Цитировать:
Лазанюк И.В., Абу Захр Диас М.Х., Эебердыева М.М. Перспективы экономики цифровых платформ в странах Латинской Америки // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – Том 14. – № 1. – С. 55-72. – doi: 10.18334/vinec.14.1.120232.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63594839

Аннотация:
Данное исследование посвящено изучению ключевой роли цифровых платформ в изменении динамики торговли в Латинской Америке. В нем рассматривается насущная необходимость понимания и преодоления барьеров, препятствующих расширению цифровой торговли. Основная цель - проанализировать препятствия, мешающие внедрению цифровой торговли в странах Латинской Америки, и дать рекомендации по устранению этих барьеров.Результаты проведенного исследования свидетельствуют о значительном потенциале быстрого роста рынка цифровых платформ в Латинской Америке. Также было выявлено, что торговая активность данного региона сконцентрирована ограниченном числе крупных платформ, таких как MercadoLibre и Alibaba. Катализирующий эффект пандемии COVID-19 на цифровую трансформацию подчеркивает актуальность расширения возможностей удаленного доступа.В исследовании обоснована необходимость разработки инструментов и инфраструктуры для поддержки развития цифровых платформ, а также их ключевая роль в повышении эффективности рынка и производительности в странах Латинской Америки.Данная работа может быть интересна для исследователей в области цифровой торговли, а также изучающим экономическое развитие латиноамериканского региона

Ключевые слова: Латинская Америка,цифровизация, цифровая экономика, цифровая трансформация, цифровые платформы

Финансирование:
Публикация выполнена в рамках проекта ИНИР № 203169-0-000. Thispublication has been supported by project No 203169-0-000

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Цифровая экономика прочно вошла в современную жизнь и стала важной частью мировой экономики. Ключевая роль цифровой экономики заключается в стимулировании глобального экономического роста, технологических инноваций и расширения занятости [26]. Цифровая трансформация относится к процессам, направленным на улучшение эффективности предприятий посредством значительных изменений, вызванных сочетанием информационных, вычислительных и коммуникационных технологий [29]. Как и любую другую организационную работу, цифровую трансформацию можно концептуализировать на основе трех ее компонентов: действий (процессов), агента действий и инфраструктуры, в которой происходят действия [4]. Многие страны сделали стратегический выбор в пользу цифровой экономики и цифровых платформ (ЦП) для содействия новым формам и моделям бизнеса, одновременно соответствуя глобальной тенденции к оцифровке информации. Мы придерживаемся определения цифровой платформы с социотехнической точки зрения [9], которая состоит из двух важных составляющих, а именно: 1) технической платформы, обеспечивающей основные функции на основе аппаратного и программного обеспечения и совместно используемая сторонними участниками [27]; 2) организационных процессов и правил управления, которые связанны с технической платформой [6].

Обсуждение современной цифровой экономики затрагивает вопросы бизнес-экосистем, которые часто сосредоточены вокруг цифровых платформ [14, 22]. В современной литературе достаточно исследований, в которых описываются роль провайдеров цифровых платформ, которые позиционируют себя как «архитекторы» [8] и «оркестраторы» [18] своих экосистем, и именно они проектируют, координируют и регулируют сложную систему взаимоотношений между различными участниками экосистемы. Одним из основных ценностных предложений многих поставщиков платформ для своих бизнес-экосистем, является обеспечение цифровой трансформации всей экосистемы [19]. Цифровая трансформация предъявляет уникальные требования ко всем трем компонентам. Однако существует множество недостаточно изученных возможностей для изучения цифровой трансформации за пределами организаций. В частности, провайдеры цифровых платформ позиционируют себя, что они способны обеспечить и организовать цифровую трансформацию предприятий, участвующих в их бизнес-экосистемах на основе платформ [18]. Многие исследования в новой литературе сосредоточены на роли цифровых платформ как инфраструктуры, обеспечивающей или облегчающей цифровую трансформацию. Например, платформа eBay предоставляет продавцам на своей цифровой платформе систему машинного перевода на основе искусственного интеллекта, что существенно увеличивает международную торговлю [5]. Предприниматели из Китая, использующие цифровую платформу Alibaba, не знающие английского языка, теперь успешно участвуют в прямой трансграничной электронной торговле [17]. Крупнейшая онлайн-платформа для продажи билетов в Китае Damai, предоставляет цифровую платформу, позволяющую организаторам мероприятий и агентам по продаже билетов вести свою повседневную деятельность с использованием передовых технологических решений [15]. Во всех этих примерах цифровые платформы позволяют малым компаниям вести критически важный бизнес на базе передовой цифровой инфраструктуры, не неся при этом затраты на собственную ИТ-разработку. Провайдеры цифровых платформ могут также играть роль, выходящую за рамки предоставления инфраструктуры. В различных исследованиях встречается интересные выводы, что, когда предприниматели малых и средних предприятий (МСП) переходят к трансграничной электронной коммерции, цифровая платформа, на которую они полагаются, также выполняет роль наставника, посредника и регулятора [20, 21]. Можно предположить, что провайдеры цифровых платформ могут оказывать огромное влияние на предпринимателей МСП — не только пассивное, но запланированное, целенаправленное и измеряемое влияние. Однако серьезный вопрос, связанный с установлением правил цифровой торговли является недостаточно урегулированным, и многие участники этого процесса выпадают из конкурентного процесса. Страны мира, которые осознали преобразующий сдвиг, дающий возможность для развития торговых отношений на базе цифровизации, активизировали свои усилия по установлению правил цифровой торговли, понимая необходимость обеспечения конкурентного преимущества в международной торговле [3]. На фоне быстро развивающейся глобальной цифровой трансформации цифровая торговля стала ключевым компонентом будущей системы международной торговли [32]. Значение цифровой экономики продолжает расти во всем мире, всем заинтересованным сторонам становится крайне важно активно понимать международный контекст, связанный с развитием цифровой торговли [16].

Можно сказать, что цифровая экономика наиболее эффективно функционирует на рынках с большим количеством участников и высоким уровнем проникновения ИКТ-услуг. В первую очередь это касается «интернет-зависимых» отраслей (транспорт, торговля, логистика и т.д.), в которых доля е-сегмента составляет ориентировочно около 10% ВВП, свыше 4% занятости, и эти показатели имеют явную тенденцию к росту. Как подчеркивает ЮНКТАД (2019) [28] в технологичном аспекте цифровую экономику определяют четыре тренда: мобильные технологии, бизнес-аналитика, облачные вычисления и социальные медиа. Цифровая трансформация означает комплексный процесс использования цифровых технологий для изменения и улучшения операций, стратегий и общих возможностей организации. Он предполагает интеграцию цифровых инструментов, систем и процессов в различных аспектах организации для повышения эффективности, результативности и качества обслуживания клиентов. Цифровая трансформация выходит за рамки внедрения новых технологий; это влечет за собой переосмысление традиционных бизнес-моделей, рабочих процессов и взаимодействия с клиентами, чтобы максимально использовать возможности цифровых инноваций.

В совокупности торговые потоки, основанные на Интернете, можно сгруппировать под термином «цифровая торговля» – международная торговля, в которой Интернет и интернет-технологии играют важную роль в создании, поиске, заказе, производстве, маркетинге или доставке продуктов и услуги [13]. Действительно, цифровизация и Интернет меняют определение товаров, услуг и рынков для них.

Однако существует крайне недостаточное количество работ, изучающих влияние цифровых платформ на торговые отношения в развивающихся странах, в частности в странах Латинской Америки (ЛА). В данном исследовании предпринята попытка начать заполнять пробелы в знаниях и открыть новое поколение цифровой торговли в Латинской Америке.

Целью данной работы является анализ препятствий на пути расширения цифровой торговли в регионе Латинской Америки и разработка рекомендаций по устранению барьеров для развития международной торговли с использованием преимуществ цифровых платформ.

Методология и источники исследования

Методология данного исследования основана на первичных исследованиях, чтобы обеспечить актуальность, надежность и точность данных о рынке цифровых платформ. Также был использован метод вторичного исследования, чтобы понять, как будут выглядеть будущие рынки. Авторы использовали комплексный экономический анализ статистических данных из различных официальных источников. Разработанный методологический подход основан на данных о международной торговле, включая цифровую торговлю, полученных с различных платформ, таких как Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК), Международный валютный фонд, Всемирный банк и др.

Результаты исследования

Мировое сообщество стремительно входит в эпоху цифровой платформенной экономики, в которой используемые инструменты и механизмы на основе Интернета и онлайн-платформ составляют фундамент экономической и социальной жизни [7]. Латиноамериканские страны несколько отстают от глобальной тенденции, но имеют достаточный потенциал для стремительного роста. Цифровые платформы являются новыми формами экономического обмена для большинства стран мира. Они являются с одной стороны виртуальной торговой площадкой, на которой сосредоточены пользователи, и все сопутствующие бизнес сегменты: ПО, аппаратные и сетевые комплексы, а с другой стороны это компании, которая реализуют новую бизнес-модель. Компании, которые активно включились в процесс цифровой трансформации, осознали, что цифровые платформы в определенной степени облегчают входные барьеры, особенно помогая преодолеть ограниченность ресурсов и облегчая доступ к сетям [25]. Компаниям из стран ЛА необходимо активнее включаться в данный процесс, учитывая, что для этого созданы благоприятные условия, а некоторые страны, так как Аргентина, Бразилия уже активно используют цифровые дивиденды. Имеются данные, показывающие, что большинству МСП стран Латинской Америки еще предстоит в полной мере воспользоваться преимуществами цифровой торговли. Однако на сегодняшний день существует разрозненная информация, как компании ЛА используют Интернет для ведения торговли и с какими барьерами они могут столкнуться. Для преодоления существующего кризиса во многих странах ЛА и сохранением существующих процессов, появился ряд важных направлений для определенных новых процессов цифровой трансформации [1]. К ним относятся максимизация выполнения автоматизированных процессов, возможности удаленного выполнения процессов, которые не могут быть автоматизированы [23]. Пандемия COVID-19 повлияла на изменения в экономических процессах, она также стала основным и подлинным катализатором цифровой трансформации и внедрения инновационных технологий и процессов, которые находились на стадии испытаний перед внедрением в допандемийный период [31].

Согласно исследованию рынка SPER Market Research, размер рынка цифровой трансформации Латинской Америки по различным компонентам: по типу развертывания, по конечному пользователю, по отраслевой вертикали и др. к 2032 г. достигнет 207,87 млрд долларов США и при этом 15,13% среднегодовой темп роста. Правительства стран ЛА играют решающую роль в поощрении цифровых усилий, в виде инвестиций и правильной политики. Заметно качественно выросли финансовые технологии и цифровые банковские услуги, которые способствуют развитию цифровой торговли. Спрос на цифровые решения еще больше усиливается за счет цифровизации промышленности во многих секторах. Эти факторы, наряду с растущим пониманием и внедрением цифровых технологий, поддерживают рост латиноамериканского рынка цифровой трансформации.

Для роста цифровой торговли, важно понимать, что технология может быть движущей силой преобразований. Так, например, цифровая платформа, созданная компанией «Алибаба», существенно сокращает расходы на координацию электронной торговли и, уже заметно повышает эффективность экономики Китая, а в будущем возможно и экономики других стран смогут ощутить цифровые преимущества. Цифровая платежная платформа M-Pesa реализующая платежи на рынках трёх стран — Кении, Танзании и Афганистана эффективно использует экономию от масштаба, достигнутую за счет автоматизации процессов, и, таким образом, приносит большие выгоды для жителей этих стран. Усиление интеграции, повышение эффективности и внедрение инноваций – это основные механизмы, посредством которых цифровые технологии способствуют развитию [10].

Правительства стран ЛА понимают, что в основе перехода на цифровую трансформацию и максимальное использование современных технологий лежит инфраструктура. Устойчивое развитие страны возможно при преодолении одного из главных препятствий, с которыми сталкиваются правительства стран Латинской Америке, это преодоление цифрового разрыва [12]. Регион Латинской Америки после пандемии 2019 восстанавливается умеренными темпами, согласно данным МВФ в 2022 г. ВВП Латинской Америки превысил 5 трлн долларов США, при этом доля 5 стран: Бразилии (32%), Мексики (26%), Аргентины (10%), Чили (6%) и Колумбии (6%) составила 80% от общего ВВП Латинской Америки. Пандемия COVID-19 дала серьезный толчок в использовании населением телекоммуникационных сетей. Как видно из рисунка 1, уровень проникновения Интернета за последние несколько лет вырос с 54% до 78%.

Рисунок 1. Уровень проникновения Интернета по годам и регионам Латинской Америки, 2015–2021 гг

Источник: составлено авторами на основе данных Worldbank [30].

До пандемии уровень развития цифровой экономики в странах ЛА оценивался как недостаточный [2], но за достаточно короткий период проникновение Интернета в Латинской Америке превзошло аналогичный показатель в Китае и Индии и приближается к уровню развитых стран (рис. 2).

Рисунок 2. Уровень проникновения Интернета по некоторым странам мира, 2021 г.

Источник: составлено авторами на основе данных Worldbank [30].

Отставание стран региона от развитых стран мира начинает сокращаться и в будущем существующий разрыв отдельных стран региона будет сокращаться более стремительными темпами. Существует выдающиеся тенденции, например, для сравнения, проникновение электронной коммерции в США вернулось к допандемическому уровню, в то время как Бразилия почти на 3 года опередила тенденцию. В Бразилии проникновение электронной коммерции достигло и держится на уровне, который на 2,5 года опережает историческую тенденцию. В целом, в странах Латинской Америки в настоящее время наблюдается небольшое отставание по использованию широкополосного доступа в Интернет от среднемирового (рис. 3), сильно видны различия внутри региона. В Аргентине, Бразилии, Чили, Коста-Рике и Мексике этот показатель превышает среднемировой, значительное отставание сохраняется в Перу, Венесуэле и Гондурасе.

Рисунок 3. Абоненты фиксированного широкополосного доступа (на 100 человек), 2015-2022 г.

Источник: составлено авторами на основе данных Worldbank [30].

Развитие цифровых платформ тесно связано с использованием мобильной связи. Если еще в 2021 г наблюдалось некоторое отставание латиноамериканского региона от среднемирового значения, то в 2022 г. регион обогнал данные показатели по миру (рис. 4).

Рисунок 4. Абоненты мобильной сотовой связи (на 100 человек)

Источник: составлено авторами на основе данных Worldbank [30].

Рост мобильной связи и использования Интернета способствовало расширению пользовательской базы. А это в свою очередь увеличило доверие и удобство потребителей, и способствовало распространению электронной коммерции и цифровых платежей. Интернет повышает производительность экономики, потому что он стимулирует международную торговлю, которая является основным драйвером производительности. Несмотря на качественные перемены, Латиноамериканский рынок цифровой трансформации сталкивается с трудностями нехватки профессиональных навыков, культурных и поведенческих препятствий. Широкому внедрению препятствуют неравномерный уровень цифровой грамотности и ограниченный доступ к адекватной цифровой инфраструктуре. С одной стороны, нехватка квалифицированной рабочей силы тормозит развитие, с другой стороны, внедрению цифровых технологий препятствуют культурные нормы и сопротивление переменам со стороны жителей отсталых регионов.

Многочисленные исследования подтверждают влияние Интернета на торговлю, а именно что рост использования широкополосной связи увеличивает соотношение торговли к ВВП в среднем на 4,2 процентных пункта. Использование цифровых платформ, предоставляет несколько дополнительных возможностей, которые позволяют получать дополнительную прибыль от торговли. Прежде всего, ЦП позволяют расширить экспорт и количество долгосрочных экспортеров. Интернет позволяет компаниям получить доступ к потенциальным клиентам, и это повышает их готовность к экспорту и импорту и масштабированию своих продаж. Например, Boston Consulting Group (BCG) обнаружила, что МСП, активно пользующиеся Интернетом, почти на 50 процентов чаще продают товары и услуги за пределами своих стран. По данным eBay существуют видимые различия между онлайн- и офлайн-продавцами. К примеру, в Чили 100 процентов компаний, продающих товары на eBay, также экспортируют (в отличие от лишь 18 процентов обычных компаний) и продают в среднем на 28 различных рынков, а не 1-2 рынка, на которых в среднем продают офлайн экспортеры. Эти закономерности повторяются в опросах eBay, проведенных в Бразилии, Мексике, Колумбии и Перу. Также ЦП улучшают условия международной торговли, так как Интернет позволяет компаниям любого размера производить, продавать и перемещать продукты и услуги по всему миру с намного легче и быстрее, чем при офлайн торговле. Онлайн-сервисы позволяют компаниям оптимизировать логистику, ускорить транзакции и в целом улучшить различные аспекты, связанные с трансграничной торговлей и транзакциями.

До пандемии, более трети компаний Латинской Америки не имели интернет-магазинов или не продавали товары на каких-либо платформах. Более половины продавали как минимум на одной платформе, а 20 процентов на двух или более. Самые популярные платформы, используемые компаниями Латинской Америки представлены в таблице 1.

Таблица 1. Валовая стоимость товаров на торговых платформах за 2022 г., млн.долл.США

Торговая платформа
Страна
Бразилия
Мексика
Аргентина
Чили
Перу
MercadoLibre
15 056,5
5 677,40
9 668,60
1 181,40
304,90
Amazon
10 581,8
9 347,30
Americanas
7 934,5
Magalu
5 941,4
Shopee
5 295,7
101,30
Linio
267,60
Ripley
1 047,00
239,60
Sodimac
225,50
Falabella
1 627,80
431,80
Walmart
1 641,70
Coppel
1 302,40
Liverpool
946,60
Fravega
444,70
Garbarino
121,30
Dafiti
135,50
Paris
1 724,20
AliExpress
525,00
Источник: составлено авторами на основе данных eCommerceDB [11].

Наиболее популярными платформами были Mercado Libre, Alibaba, Amazon, eBay и др. (рис. 5)

Рисунок 5. Количество новых продавцов, зарегистрированных на Mercadolibre за период 2000-2022 гг.

Источник: составлено авторами на основе данных CEPALSTAT [24]

Однако, в настоящее время, ситуация начинает стремительно меняться и появляются новые платформы, созданные в странах ЛА. В основном через данные платформы закупают товары для личного пользования: игрушки, мебель и техника, электроника и медиа, одежда.

Рисунок 6. Количество новых бизнес-сайтов, зарегистрированных в странах ЛА за период 2019-2022 гг.

Источник: составлено авторами на основе данных CEPALSTAT [24].

Как видно из рисунка 6, регион действительно стремительно развивается, это видно по росту количества новых бизнес-сайтов. Только за 2022 год количество бизнес сайтов увеличилось более чем в 6,5 раз. Латинская Америка является одним из самых быстрорастущих регионов мира с точки зрения цифровой трансформации. Количество новых бизнес-сайтов по категориям подтверждает беспрецедентный рост цифровой трансформации в странах Латинской Америки (табл.2).

Таблица 2. Количество новых бизнес-сайтов по категориям.


2020
2021
2022
Новые бизнес-сайты по категориям
143 463
151 664
1 066 814
Активное присутствие
29 670
31 649
189 627
Веб-сайты электронной коммерции
15 067
16 243
109 354
ИКТ и Интернет-услуги
3 874
3 684
16 458
Онлайн-сервисы
3 445
3 303
14 253
Пассивное присутствие
91 407
96 785
737 122
Источник: составлено авторами на основе данных CEPALSTAT [24].

Рост рынка цифровой трансформации в Латинской Америке обусловлен несколькими факторами, такими как растущий спрос на автоматизацию, также рост электронной коммерции и цифрового маркетинга.

В ЛА регионе расположены несколько развивающихся экономик: Бразилия, Мексика и Колумбия. В этих странах которых наблюдается быстрый рост цифровой трансформации. Бразилия, является лидером в области цифровой трансформации и крупнейшей экономикой региона. Мексика является еще одним важным рынком цифровой трансформации, обладает большой численностью населения и растущей технологической составляющей, способствующей внедрению цифровых технологий. Помимо Бразилии и Мексики, в других странах Латинской Америки, таких как Чили, Аргентина и Колумбия, также наблюдается значительный рост цифровой трансформации. Правительства этих стран также предпринимают инициативы по улучшению цифровой инфраструктуры.

Влияние цифровых платформ на рост цифровой торговли в Латинской Америке

Развитие Интернета в Латинской Америки изменил способы совершения покупок, банковских операций, а также меняет региональные модели потребления, ландшафт региональных компаний и экономические перспективы региона. Прорывные цифровые технологии дают возможность компаниям ЛА буквально всех размеров резко сокращать расходы, улучшать обслуживание клиентов и создавать совершенно новые продукты и услуги. В регионе также расположены инновационные цифровые компании, которые используют огромные новые возможности для экономики стран Латинской Америки, чтобы стать более производительными, расширить возможности для предпринимательства и стимулировать инклюзивный экономический рост.

Торговые модели Латинской Америки должны измениться под воздействием цифровой трансформации и расширить покупателям доступ к продавцам в любой точке мира. Для расширения цифровой торговли важным преимуществом является масштабируемость. Созданные цифровые платформы для платежей, логистики и финансов, в свою очередь, обеспечивают новые объемы торговли товарами и услугами. Можно выделить несколько способов, которыми Интернет может влиять на структуру торговли в странах Латинской Америки:

· Расширение торговли услугами

· Увеличение и диверсификация экспорта

· Оптимизация торговли и цепочек поставок

Латинская Америка традиционно известная как экспортер промышленной продукции и товаров, удвоила торговлю услугами в 2000-2022 годах. Интернет стимулирует трансграничную торговлю услугами региона, такими как финансовые, логистические и образовательные услуги. Торговля услугами в некоторых странах будет и дальше расширяться благодаря соглашению о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП), которое содержит важные положения о торговле услугами.

Как было сказано выше Интернет увеличивает торговлю товарами компаний стран Латинской Америки. Как только компании из Латинской Америки получают возможность открывать интернет-магазины на платформах электронной коммерции, таких как MercadoLibre и Alibaba, перспективы региона по расширению торговли малым бизнесом увеличиваются.

Также Интернет позволяет компаниям оптимизировать логистику, осуществлять платежи, получать доступ к финансированию и в целом улучшать различные аспекты ведения трансграничной торговли. Использование цифровых платформ позволяют компаниям находить лучших поставщиков и получить доступ к широкому спектру товаров и услуг по мировым ценам, как показывает практика, становятся более конкурентоспособными.

С целью снижения затрат на логистику и сокращения времени, затрачиваемого на прохождение таможенных процедур, страны Латинской Америки за последние два десятилетия приложили значительные усилия по продвижению цифровизации портовых логистических процессов и упрощению процедур торговли. Многие из этих инициатив сосредоточены на двух типах развития: «Едином окне для внешней торговли» (Ventanillas Únicas de Comercio Exterior – VUCEs) и системах портового сообщества (PCS). VUCE — это технологические платформы, которые стремятся интегрировать в единый портал или точку доступа все процедуры, связанные с импортом, экспортом и транзитом товаров. Это часто требует серьезных изменений в правилах внешней торговли не только для упрощения процессов, но и для обеспечения возможности использования электронных средств массовой информации без подрыва контроля, безопасности и функциональной концепции участвующих агентств (UN/CEFACT, 2004).

Цифровые платформы коренным образом меняют торговлю в Латинской Америке, выступая в качестве ключевых факторов экономического роста. Особенно в сфере цифровой торговли и систем онлайн-платежей, способствуя доступу МСП на глобальные рынки, развитию трансграничной торговли и повышению экономической инклюзивности.

Заключение

Проведенный анализ показал, что уровень проникновения Интернета Латиноамериканских потребителей и компаний стал гораздо более высоким и превысил данный показатель в Китае и Индии. Благодаря этому количество сделок в Интернете превысил десятилетний уровень. Интернет способствовал развитию торговли, хотя и в ограниченной степени. Латинская Америка породила несколько региональных и глобальных цифровых компаний в таких секторах как онлайн-работа, образование, доставка, транспорт и финансовые услуги, которые лежат в основе цифровой торговли. Однако до сих пор мало что известно об их моделях роста и их влиянии на экономику региона, как прямом, так и косвенном. Также в цифровой торговле в Латинской Америке существует множество ограничений, которые необходимо решать на уровне Правительств и крупных глобальных компаний, имеющих достаточный опыт в области цифровой торговли. Существует недостаточное количество информации об онлайн-торговле услугами и о моделях цифровой торговли компаний стран Латинской Америки. Необходимо улучшить информационную составляющую об основных направлениях экспорта и источниках импорта, а также о выгодах, которые компании стран Латинской Америки получают от экспорта и импорта с использованием цифровых платформ. Интернет, а также о препятствиях, с которыми они сталкиваются.

Необходимо развивать инструменты стимулирования развития цифровых платформ в странах ЛА: упрощение трансграничного обмена данными; содействие международной электронной торговле; инвестирование в цифровую инфраструктуру. Цифровые платформы меняют экономику ведения международного бизнеса, снижая стоимость трансграничного взаимодействия и транзакций. Функционирование цифровых платформ ускоряет и удешевляет процессы производства и обмена, устраняет из них лишние посреднические звенья, резко повышает эффективность рынков и производительность труда.


Источники:

1. РевиноваС.Ю., Лазанюк И.В. Пандемия коронавируса COVID-19 как стимул для развития цифровых технологий в странах Латинской Америки // Региональная экономика: теория и практика. – 2022. – № 3(498). – c. 511–534.
2. Ревинова С.Ю., Чаварри Гальвес Д.П. Перспективы развития цифровой экономики в странах Латинской Америки // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 2. – c. 849-868. – doi: 10.18334/vinec.11.2.112086.
3. Azmeh S., Foster C., Echavarri J. The international trade regime and the quest for free digital trade // International Studies Review. – 2020. – № 22(3). – p. 671–692.
4. Baiyere A., Salmela H., Tapanainen T. Digital transformation and the new logics of business process management // European journal of information systems. – 2020. – № 29(3). – p. 238-259.
5. Brynjolfsson E., Hui X., Liu M. Does machine translation affect international trade? Evidence from a large digital platform // Management Science. – 2019. – № 65(12). – p. 5449-5460.
6. Constantinides P., Henfridsson O., Parker G. G. Introduction—platforms and infrastructures in the digital age // Information Systems Research. – 2018. – № 29(2). – p. 381-400.
7. Corrot P., &Nussenbaum A. (2017). Marketplaces: The Platform Revolution 2017 – Mirakl. – 48 p. https://nttdata-solutions.com/wp-content/usermedia/The-Platform-Revolution-Ebook.pdf
8. Daymond J., Knight E., Rumyantseva M., Maguire S. Managing ecosystem emergence and evolution: Strategies for ecosystem architects // Strategic Management Journal. – 2023. – № 44(4). – p. O1-O27.
9. De Reuver M., Sørensen C., Basole R. C. The digital platform: a research agenda // Journal of information technology. – 2018. – № 33(2). – p. 124-135.
10. Digital dividend: Insights for spectrum decisions.2018. ITU Publications, 2016. – 84 p. [Электронный ресурс]. URL: https://www.itu.int/en/ITU-D/Spectrum-Broadcasting/Documents/ Publications/DigitalDividend_Final_2018.pdf (дата обращения: 22/11/2023).
11. ECommerceDB database. [Электронный ресурс]. URL: https://ecommercedb.com/ranking/marketplaces/ (дата обращения: 16.12.2023).
12. Guandalini I. Sustainability through digital transformation: A systematic literature review for research guidance // Journal of Business Research. – 2022. – № 148. – p. 456-471.
13. Jin H., Hurd F. Exploring the impact of digital platforms on SME internationalization: New Zealand SMEs use of the Alibaba platform for Chinese market entry // Journal of Asia-Pacific Business. – 2018. – № 19(2). – p. 72–95.
14. Kretschmer T., Leiponen A., Schilling M., Vasudeva G. Platform ecosystems as meta‐organizations: Implications for platform strategies // Strategic Management Journal. – 2022. – № 43(3). – p. 405-424.
15. Leong C., Pan L., Leidner D. E., Huang J. S. Platform leadership: Managing boundaries for the network growth of digital platforms // Journal of the Association for Information Systems. – 2019. – № 20(10). – p. 1.
16. Li L., Du K., Zhang W., Mao J.-Y. Empowering digital transformation: The roles of platforms // Journal of Information Technology. – 2023.
17. Li L., Su F., Zhang W., Mao J. Y. Digital transformation by SME entrepreneurs: A capability perspective // Information Systems Journal. – 2018. – № 28(6). – p. 1129-1157.
18. Mann G., Karanasios S., Breidbach C. F. Orchestrating the digital transformation of a business ecosystem // The Journal of Strategic Information Systems. – 2022. – № 31(3). – p. 101733.
19. Nambisan S., Wright M., Feldman M. The digital transformation of innovation and entrepreneurship: Progress, challenges and key themes // Research policy. – 2019. – № 48(8). – p. 103773.
20. Ochinanwata, J., &Ochinanwata, N. (2023). The Impact of Digital Platforms on SMEs’ Development and Performance. In Small Business and Entrepreneurial Development in Africa: A Route to Sustained Economic Development (pp. 179-194). Cham: Springer Nature Switzerland
21. Pfister P., Lehmann C. Measuring the Success of Digital Transformation in German SMEs // Journal of Small Business Strategy. – 2023. – № 33(1). – p. 1-19.
22. Rietveld J., Schilling M. A. Platform competition: A systematic and interdisciplinary review of the literature // Journal of Management. – 2021. – № 47(6). – p. 1528-1563.
23. Salvador P. “COVID-19: el gran impactosobre las cadenas de suministros”, EY, Perú. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ey.com/es_pe/supply-chain/gran-impacto-cadenas-de-suministros (дата обращения: 22.11.2023).
24. Statistical Databases and Publications, CEPALSTAT. [Электронный ресурс]. URL: https://statistics.cepal.org/portal/cepalstat/ (дата обращения: 16.12.2023).
25. Stepnov I. M., Kovalchuk Y. A. Value Chain Modeling in Digital Strategic Management // Analysis. Auditing. – 2018. – № 5(5). – p. 6-23.
26. Tao Z., Zhi Z., Shangkun L. Digital economy, entrepreneurship, and high quality economic development: Empirical evidence from urban China // Frontiers of Economics in China. – 2022. – № 17(3).
27. Tiwana A. Evolutionary competition in platform ecosystems // Information Systems Research. – 2015. – № 26(2). – p. 266-281.
28. UNCTAD (2019). Digital Economy Report 2019: Value Creation and Capture – Implications for Developing Countries (United Nations publication. Sales No. E.19.II.D.17. New York and Geneva). https://unctad.org/system/files/official-document/der2019_en.pdf
29. Vial G. Understanding digital transformation: A review and a research agenda // The Journal of Strategic Information Systems. – 2019. – № 28(2). – p. 118-144.
30. WorldbankDatabases. [Электронный ресурс]. URL: https://databank.worldbank.org/ (дата обращения: 16.12.2023).
31. Zelada S. COVID-19, un acelerador de la transformación digital. Deloitte Touche Tohmatsu Limited (DTTL). [Электронный ресурс]. URL: https://www2.deloitte.com/pe/es/pages/technology/articles/COVID19-un-acelerador-de-la-transformacion-digital.html# (дата обращения: 22.11.2023).
32. Zhang C., Zeng W. Evaluating the Construction of a Digital Supervision Platform for Digital Trade Systems: a Multilateral Perspective // Journal of the Knowledge Economy. – 2023. – № 1-32.

Страница обновлена: 31.03.2024 в 22:19:56