Влияние интеграции на экономику стран Латинской Америки: опыт Перу

Лазанюк И.В.1, Абу Захр Диас М.Х.1
1 Российский университет дружбы народов, Россия, Москва

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 3 (Июль-сентябрь 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49551615

Аннотация:
Статья посвящена исследованию влияния интеграционных процессов на экономику Перу. Выявлена роль интеграционных объединений в экономическом развитии современных стран, рассматриваются исторические аспекты интеграционных процессов в Латинской Америке, дается анализ отдельным интеграционным блокам и их роли в развитии латиноамериканских стран, в том числе Перу. Сделан вывод, что наиболее эффективными и авторитетными интеграционными блоками в латиноамериканском регионе сегодня являются МЕРКОСУР и Тихоокеанский альянс. В результате проведенного исследования было выявлено, что участие Перу в ряде региональных и наднациональных интеграционных объединений расширило присутствие страны в глобальном пространстве, а также улучшило показатели внешнеторговой деятельности, в том числе с рядом стран Андского сообщества и АТЭС. Соглашения о свободной торговле с ключевыми партнерами оказались взаимовыгодны только в случае с Китаем, ЕС и США. В ходе проведенного анализа сделаны выводы, что перспективными направлениями в процессах интеграции для Перу являются следующие: продолжение участия в Андском сообществе с целью усиления внешнеэкономических взаимоотношений со странами-соседями; участие в Тихоокеанском альянсе и АТЭС с целью расширения своего присутствия в мире; усиление экономических взаимоотношений с Китаем как ключевым торговым партнером; рассмотрение нетрадиционных для Перу рынков, в том числе рынка Российской Федерации в условиях поиска последней альтернативных поставщиков. В работе применялись методы анализа и синтеза, исторического анализа, группировки, обобщения, статистический метод исследования и другие.

Ключевые слова: Латинская Америка, интеграционные процессы, интеграционные блоки, Перу, экономическое развитие, соглашения о свободной торговле, таможенный союз, Андское сообщество, АТЭС, Тихоокеанский альянс

JEL-классификация: F15, F53, F56



Введение

Интеграции в Латинской Америке посвящено большое количество научных работ. За последние пять лет интеграционные процессы рассматривались как вектор достижения глобальной устойчивости, а именно «комплексно-интегративный процесс достижения сбалансированности социально-экономического и экологического развития, с рациональным использованием потенциала региона» [14] (Ursul, 2020). Некоторые авторы отмечают важность Европейского союза (ЕС) для латиноамериканских стран в развитии межрегионального сотрудничества по линии Север – Юг, в том числе по вопросам устойчивого развития [12] (Tayar, 2020).

Также основной задачей интеграционных процессов, по мнению ученых, является стимулирование «повышения уровня внутрирегиональной торговли, проведения структурных преобразований и масштабной экономической модернизации, преодоление политического раскола» [9] (Posashkova, 2018). Так, например, проанализировав функциональные особенности таможенных объединений: общего рынка стран Южной Америки (МЕРКОСУР), Карибского сообщества (КАРИКОМ), Андского сообщества и Тихоокеанского альянса, авторы пришли к аналогичному выводу [3, 4, 8, 10] (Kanunnikov, 2020; Kostyunina, Kozlova, 2018; Posashkova, 2018); Pyatakov, 2018). Также присутствует и противоположное мнение, основываясь на статистическую методику изучения экономического развития стран Латиноамериканской ассоциации интеграции (ЛАИ), несмотря на имеющийся потенциал, страны ЛАИ не смогли переформатировать свою экономику, что затрудняет переход стран к цифровой экономике [13] (Tolmachev, Nikiforova, Tsypin, 2021).

Вопросы интеграции в Латинской Америке на сегодняшний день достаточно широко изучены. Рассматриваемые авторы подразделяют латиноамериканский интеграционный процесс на фазы «старого», «открытого» и «постлиберального» регионализма [15] (Kheyfets, Konovalova, 2019). Большое внимание в своих работах авторы уделяют возможностям развития внешнеэкономического сектора экономики Латинской Америки [5, 19, 26, 27] (Lavut, 2020; Comini, Frenkel Unasur, 2016; Perrotta, 2018; Zhilkin, Chavarry Galvez, 2020), возобновлению российско-латиноамериканского экономического взаимодействия, причиной которого стала «вакцинная дипломатия» в период пандемии [16] (Yakovlev, 2021). Также рассматривался вопрос о налаживании диалога о свободной торговле между ЕС и странами Латинской Америки с участием неправительственных организаций [5, 11] (Lavut, 2020; Tayar, 2018). С одной стороны, приводятся примеры усилий европейских государств по вопросам партнерства между ЕС и странами латиноамериканского региона и активному сотрудничеству в решении глобальных проблем [3] (Kanunnikov, 2020), а с другой стороны, говорится о нерешенных проблемах отношений с ЕС [2] (Ivanovskiy, 2020).

Так, например, отдельные аспекты развития некоторых интеграционных объединений, в том числе МЕРКОСУР, Союза южноамериканских наций (УНАСУР), Тихоокеанского альянса, рассматривались в рамках Латинской Америки [3, 8, 10] (Kanunnikov, 2020; Posashkova, 2018; Pyatakov, 2018).

Однако несмотря на актуальность интеграционных процессов для развивающихся стран, в том числе для стран Латинской Америки, вопросы влияния интеграции на экономику отдельных государств мира сегодня не до конца изучены. В том числе в научной литературе представлено крайне мало исследований по экономике Перу, особенно по участию данной страны в интеграционных процессах.

Целью настоящей статьи является оценка влияния интеграции на экономику стран Латинской Америки на примере Перу.

Научная новизна исследования заключается в использовании комплексного экономического анализа мирохозяйственных отношений и товарных потоков между Перу и странами – членами основных интеграционных объединений, а также в выявлении наиболее значимых экономических интеграций для экономики Перу.

В качестве авторской гипотезы выдвигается утверждение, что участие страны в интеграционных процессах оказывает положительное влияние на экономику страны и развитие торгово-экономических отношений со странами-участниками.

Материалы и методы

В данной работе авторы использовали комплексный экономический анализ мирохозяйственных отношений, анализ статистических данных и товарных потоков. Кросснациональный анализ позволил диагностировать динамические и географические тенденции интеграционных и дезинтеграционных процессов. Разработанный методологический подход основан на данных о международной торговле, полученных с различных платформ, таких как Перуанский центр стратегических исследований, Перуанский институт статистики и информатики, Международный валютный фонд, Всемирный банк и др.

Результаты

Интеграционные процессы для стран Латинской Америки стали фактором ускорения экономического развития, а также способствовали решению ряда политических проблем и повышению роли стран региона в мировом пространстве. Перу начало процесс интеграции в 1997 году, вступив в Андское сообщество. Сеть торговых соглашений Перу с 1997 по 2020 год представлена в таблице 1.

Таблица 1

Основная сеть торговых отношений Перу за период 1997–2020 гг.

Год подписания
Тип соглашения
Наименование соглашения (объединения)
Страны-партнеры в рамках объединения
1997
Многостороннее
Андское сообщество
Колумбия, Эквадор, Боливия
1998
Многостороннее
Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС)
Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Гонконг, Япония, Южная Корея, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, США, Китай, Мексика, Папуа-Новая Гвинея, Чили, Перу, Китай, Россия, Вьетнам
2000
Двустороннее
Соглашение об экономическом дополнении
Куба
2005
Многостороннее
МЕРКОСУР
Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай
Двустороннее
Протокол об ускорении либерализации торговли товарами и упрощении процедур торговли
Таиланд
2006
Двустороннее
Соглашение о содействии торговле
США
Соглашение о торговой интеграции
Чили
2008
Двустороннее
Соглашение о свободной торговле
Канада
Сингапур
2010
Двустороннее
Соглашение о свободной торговле
Китай
Двустороннее
Соглашение о свободной торговле с Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ)
Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, швейцарский
2011
Двустороннее
Соглашение о свободной торговле
Южная Корея
Соглашение о торговой интеграции
Мексика
Соглашение об экономической ассоциации
Япония
Соглашение о свободной торговле
Панама
Соглашение о свободной торговле
Коста-Рика
2012
Двустороннее
Соглашение коммерческого характера с частичной сферой действия
Венесуэла
Двустороннее
Торговое соглашение
ЕС (27 государств)
2013
Многостороннее
Тихоокеанский альянс
Мексика, Колумбия, Чили
2015
Двустороннее
Соглашение о свободной торговле
Гондурас
2018
Двустороннее
Соглашение о свободной торговле
Австралия
Многостороннее
Всеобъемлющий и прогрессивный договор о Транстихоокеанском партнерстве
Австралия, Бруней, Чили, Япония, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур, Вьетнам, Канада, Мексика
2019
Двустороннее
Торговое соглашение
Великобритания
Источник: составлено авторами.

Перу как одна из динамично развивающихся в последние два десятилетия стран Латинской Америки тем не менее серьезно зависит от цен на природные ресурсы на мировом рынке, характеризуется низким уровнем развития инфраструктуры, слабой диверсификацией экономики, недостаточным относительно латиноамериканских стран-лидеров уровнем социально-экономического развития, а также имеет сильную зависимость от внешней торговли [1] (Abu Zakhr Dias, Abu Zakhr Dias, Lazanyuk, 2021). Негативные последствия для экономики и социально-экономического развития Перу за последние годы принесли пандемия нового коронавируса COVID-19, а также политическая нестабильность в стране (рис. 1).

Рисунок 1. Макроэкономические показатели экономики Перу

Источник: Central Reserve Bank of Peru [20].

Как видно из рисунка 1, до 2018 г. в целом основные макропоказатели – ВВП, экспорт и импорт – имели положительную динамику, пандемия 2020 г. привела к негативным последствиям для экономики Перу. Следствием развития интеграционных процессов является изменение роли отдельных стран в региональных объединениях. Следует отметить, что Перу является важнейшим игроком в интеграционных процессах региона, так как инициировало, как уже было отмечено выше, создание в том числе УНАСУР и Тихоокеанского альянса. Сегодня страна является членом ряда латиноамериканских интеграционных блоков (Андское сообщество, Тихоокеанский альянс и пр.), а также международных интеграционных объединений, в том числе Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Также, являясь ассоциированным членом МЕРКОСУР, Перу имеет доступ к рынкам Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая.

В целом можно положительно оценить участие Перу в интеграционных процессах. В настоящее время одним из факторов развития перуанской экономики является внешняя торговля, объемы которой в том числе расширяются благодаря интеграции страны с другими странами мира. В этой связи можно проследить динамику показателей внешней торговли до и после вступления Перу в интеграционные альянсы, а также подписания торговых соглашений с отдельными странами. Так, например, до вступления страны в Андское сообщество (в 1989 г.) товарооборот между странами (Боливия, Колумбия, Эквадор) составлял 340 млн долл. США. После интеграции в 2001 году этот показатель серьезно вырос до 1,17 млрд долл. США. В 2020 году, в связи с пандемией коронавируса COVID-19, показатели экспорта и импорта Перу со всеми партнерами по Андскому сообществу были снижены на 28%, и общий товарооборот составил 3,74 млрд долл. США (рис. 2), но на следующий год стали возвращаться на предыдущий уровень.

Рисунок 2. Товарооборот Перу в рамках Андского сообщества за период 1996–2021 гг., в млрд долл. США

Источник: Национальное управление таможенной и налоговой администрации Перу (SUNAT) [6, 22].

В 2021 году перуанский экспорт в страны Андского сообщества (см. табл. 2) составил 2 531 млн долл. США, диверсифицированный между тремя рынками блока: Эквадор (37%), Колумбия (35%) и Боливия (28%). Сельскохозяйственная и химическая продукция в основном предназначалась для Эквадора, железо, сталь и текстиль – для Колумбии, а углеводороды – для Боливии. В химическом секторе пластмассы и гидроксид натрия предназначены в основном для Колумбии, а фармацевтическая продукция и моющие средства – для Эквадора. В области сельского хозяйства весь корм для креветок идет в Эквадор, в то время как Колумбия является крупнейшим потребителем печенья, кофе, фруктов, основы для напитков и прочего. Таким образом, 53% сельскохозяйственной продукции предназначено для Эквадора в 2021 году составило 287 млн долл. США, а в Колумбии – 192 млн долл. США.

Таблица 2

Товарная и географическая структура экспорта Перу в страны – партнеры Андского сообщества за 2021 г.

Секторы
Андское сообщество, млн долл. США
Доля Эквадора, %
Доля Колумбии, %
Доля Боливии, %
Химическая индустрия
580
38
27
35
Пластмассы
233
33
36
31
Моющие средства
40
53
1
47
Фармацевтические продукты
37
51
17
32
Едкий натр
19
14
75
11
Металлургический сектор
546
18
54
28
Медная проволока
279
20
78
2
Стальные стержни
120
0
26
73
Стальная труба
21
5
12
83
Сельскохозяйственный сектор
544
53
35
12
Корм для креветок
177
100
0
0
Печенье
51
30
53
16
Необжаренный кофе
46
1
99
-
Фрукты
31
18
77
5
Основа для напитков
26
44
54
2
Сахар
21
4
96
-
Пальмовое масло
12
4
73
23
Лук
11
2
89
9
Углеводородный сектор
211
23
7
70
Дизель
98
0
0
100
Нафта
63
36
2
62
Текстильный сектор
169
34
44
22
Ткани
89
28
62
9
Предметы одежды
37
47
32
21
Металлургический сектор
142
42
26
32
Остальное
339
52
31
17
Изделия из стали
224
12
23
65
Экспорт
2531
37
35
28
Источник: Национальное управление таможенной и налоговой администрации Перу (SUNAT) [6, 22].

Основными продуктами, импортируемыми в Перу в рамках Андского сообщества (см. табл. 3), являются производные сои, пластик и сырая нефть. Сырая нефть исторически была самым импортируемым товаром Перу, стоимость которого в 2018 году составляла 2 млрд долл. США; однако в 2020 году он снизился. 5,7% мирового импорта Перу приходится на страны Андского сообщества, в основном из Колумбии (43%), Боливии (31%) и Эквадора (25%). Боливия является первым поставщиком сельскохозяйственной продукции (74%), такой как жмых, масло и соевая мука (100%). Таким образом, поставки в основном идут из этой страны (44%). На Эквадор приходится 56% закупок крекеров, почти все закупки корма для креветок и 100% сырой нефти и домашней стали. На долю Колумбии приходится 76% закупок сахара, 92% моющих средств и 83% пластмасс. Кроме того, Колумбия является первым поставщиком химикатов (83%) и механических металлов (72%). Потребительские товары (32% от общего объема – сахар и фармацевтическая продукция) и капитальные товары (5%) в основном поступают из Колумбии (70% каждого импортируемого товара).

Таблица 3

Товарная и географическая структура импорта Перу из стран – партнеров Андского сообщества за 2021 г.

Секторы
Андское сообщество, млн долл. США
Доля Эквадора, %
Доля Колумбии, %
Доля Боливии, %
Сельскохозяйственный сектор
1007
9
17
74
Соевые лепешки
458
-
-
100
Соевое масло
144
-
-
100
Сахар
60
0
76
24
Корм для креветок
44
99
1
-
Соевая мука
41
-
-
100
Печенье
17
56
36
8
Какао и производные
17
74
26
-
Химическая индустрия
636
11
83
6
Пластик
196
15
83
2
Фармацевтические продукты
61
9
91
1
Моющие средства
47
8
92
-
Мыло
37
0
100
-
Препараты для волос
35
0
88
12
Углеводородный сектор
253
79
14
7
Нефть сырая нефть
193
100
-
-
Дизель
24
-
100
-
Пропан газ
16
-
-
100
Металлургический сектор
218
28
72
1
Стальная домашняя кухня
44
100
0
0
Электрические аккумуляторы
21
3
96
1
Транспорт
6
-
100
-
Деревообрабатывающая промышленность
168
49
49
2
Лес
73
95
3
2
Гигиенические изделия
39
14
86
-
Остальное
362
45
47
8
Импорт
2644
25
43
31
Источник: Национальное управление таможенной и налоговой администрации Перу (SUNAT) [6, 22].

Интеграция Перу в мировое экономическое пространство происходит и за счет наднациональных объединений, в том числе АТЭС. В настоящее время внешняя политика Перу по отношению к Азиатско-Тихоокеанскому региону в значительной степени ориентирована на изменение размера своего присутствия за счет развития как двусторонних (например, с заключением соглашения о свободной торговле с Таиландом), так и многосторонних (в рамках АТЭС) отношений. Перу является членом АТЭС с 1998 года. Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) – один из важнейших в мире, в который входит 21 страна, на долю которых приходится 62% мирового ВВП. 66% торговли товарами Перу осуществляется с АТЭС. Согласно отчетам SUNAT, торговля АТЭС с Перу выросла на 34% в 2021 году в результате увеличения торговли с такими крупными партнерами, как Китай.

Рисунок 3. Товарооборот Перу в рамках АТЭС за период 1989–2021 гг., в млрд долл. США

Источник: Alianza del Pacífico [17, 18].

После двухлетнего спада (2019–2020 гг.) товарооборот Перу и АТЭС в 2021 г. (см. рис. 3) стал рекордным (68 474 млн долларов США) благодаря совместному увеличению импорта (+36%) и экспорта (+33%). За исключением Филиппин (-18%), увеличилась торговля с другими странами, в основном с Россией (+99%). Основными партнерами Перу являются Китай и США, торговля с которыми увеличилась на 42% и 30%. Также практически четверть товарооборота (23%) между Перу и АТЭС осуществляется с пятью странами: Южной Кореей, Канадой, Чили, Японией и Мексикой (высокий уровень торговли). Объем торговли с каждой из них превышает 2 млрд долл. США (табл. 4).

Таблица 4

Географическая структура экспорта и импорта между Перу и странами – участниками АТЭС за 2021 г.

Страна
Торговля
Экспорт
Импорт
Сальдо
млн долл. США
Доля, %
млн долл. США
Доля, %
млн долл. США
Доля, %
млн долл. США
Китай
31689
46
18973
50
12716
42
6257
США
16228
24
7325
19
8902
29
-1577
Южная Корея
3672
5
2827
7
845
3
1981
Канада
3637
5
2730
7
908
3
1822
Чили
3091
5
1855
5
1236
4
618
Япония
3085
5
2131
6
954
3
1177
Мексика
2386
3
579
2
1807
6
-1229
Вьетнам
854
1
69
0
785
3
-716
Россия
740
1
195
1
545
2
-350
Источник: Национальное управление таможенной и налоговой администрации Перу (SUNAT) [6].

Торговля Перу и АТЭС выросла в 2021 году благодаря увеличению импорта (+36%) топлива (+92%), стали (+69%), автомобилей (+62%), сотовых телефонов (+53%) и пластика (+44%). Экспорт вырос на 33% благодаря увеличению продаж молибдена (+102%), одежды (+79%), железа (+66%), рыбной муки (+53%), меди (+42%), свинца (+37%), цинка (+26%) и фруктов (+24%) (табл. 5).

Таблица 5

Товарная структура экспорта и импорта Перу и стран – участников АТЭС за период 2017–2021 гг.

Доля, %
Операция
2017
2018
2019
2020
2021
Темп прироста 2021 к 2020, %
100
Экспорт, млн долл. США
26904
29984
29373
28605
37994
32,82
42
Медь
11210
12381
11917
11288
15973
41,50
8
Фрукты
1369
1712
2057
2356
2919
23,90
8
Золото
2455
2248
2287
3558
2900
-18,49
5
Железо
435
484
978
1147
1901
65,74
4
Рыбная мука
1418
1493
1402
1096
1680
53,28
4
Цинк
1614
1596
1329
1181
1490
26,16
3
Одежда
678
728
759
591
1059
79,19
3
Свинец
995
979
849
764
1049
37,30
2
Молибден
335
565
613
448
903
101,56
76
Традиционный
21207
23538
22252
21848
28982
32,65
24
Нетрадиционный
5697
6446
7121
6758
9012
33,35
100
Импорт, млн долл. США
23708
26344
26035
22421
30479
35,94
15
Топливо
2884
3683
3802
2374
4554
91,83
8
Изделия из стали
1425
1901
1696
1472
2488
69,02
7
Продукция сельского хозяйства
2324
2445
1949
1920
2117
10,26
6
Транспорт
1628
1482
1598
1102
1788
62,25
6
Пластик
1122
1362
1321
1231
1768
43,62
4
Сотовые телефоны
1076
1041
1004
891
1362
52,86
2
Удобрения и взрывчатые вещества
464
370
424
390
591
51,54
Торговое сальдо
3196
3640
3338
6184
7515
Товарооборот
50612
56328
55408
51026
68473
Источник: Национальное управление таможенной и налоговой администрации Перу (SUNAT) [6].

Согласно товарной структуре в таблице 5, можно заметить, что к основным экспортируемым товарам относятся: медь (42%), фрукты (8%), железо (5%), а к импортируемым – топливо (15%), изделия из стали (8%), продукция сельского хозяйства (7%). В основном полезные ископаемые экспортируются в Китай (65%), за исключением золота, которое предназначено для Канады (72%). Продукция рыболовства в основном экспортируется в Китай (63%). Углеводороды направляются в основном в Южную Корею (37%), химическая продукция – в Чили (46%), а текстиль/одежда – в США (78%).

В 2021 году Перу экспортировало фрукты на сумму более 4,9 млрд долл. США, из которых почти 60% пришлось на АТЭС. Основными экспортируемыми фруктами являются виноград (878 млн долл. США) в США и Гонконг, черника (849 млн долл. США) в США, авокадо (507 млн долл. США) в США и Чили, манго и мандарин.

Главный импортируемый товар – топливо – в основном поставляется США (89%), также оттуда импортируется продукция сельского хозяйства. Таким образом, 47% ресурсов для национальной промышленности поступают из США. Удобрения и взрывчатые вещества поступает из России (56%) и 85% пшеницы – из Канады. Китай является основным источником транспортных средств, мобильных телефонов и компьютеров, а США экспортируют желтую кукурузу, дизельное топливо и бензин.

Перу поддерживает значительный процент своей внешней торговли со странами – членами АТЭС, в основном с США, Китаем, Японией, Чили и Мексикой. Однако благодаря большой диверсификации, достигнутой со своими торговыми партнерами, Перу не пострадала так сильно, как другие страны, столкнувшиеся с финансово-экономическими кризисами, которые произошли в регионе.

Следующей крупной интеграцией является соглашение с МЕРКОСУР, подписанное в 2005 году. На рисунке 4 видно стабильное увеличение товарооборота после вступления в данное объединение. МЕРКОСУР является первым поставщиком сельскохозяйственных товаров в Перу, при этом Аргентина является самой важной страной (70% от общего объема). Один из каждых двух товаров, которые покупает Перу, поступает из этого блока. В 2020 году торговля сельскохозяйственной продукцией Перу и МЕРКОСУР выросла на 1% за счет увеличения закупок кукурузы (+18%) и риса (+13%).

Рисунок 4. Товарооборот Перу в рамках МЕРКОСУР за период 1989–2020 гг., в млрд долл. США

Источник: MERCOSUR. Official Site [24].

После четырех лет непрерывного роста торговля Перу и МЕРКОСУР упала на 22% в 2020 году в результате резкого сокращения экспорта (-45%) и в меньшей степени импорта (-14%). В целом торговля с 4 странами блока сократилась, в основном с Бразилией (-30%) и Парагваем (-31%). Торговля с Аргентиной, вторым партнером в МЕРКОСУР (36% торговли), пострадала меньше всего (-7%) из-за увеличения импорта кукурузы (+18%) и увеличения экспорта медной проволоки (+122%) и какао (+50%). В 2020 году Аргентина была первой страной происхождения импортируемой кукурузы, опередив США.

Торговля с Уругваем, третьим партнером блока, была на втором месте в наименьшей степени затронутой в этом году из-за увеличения импорта риса (+9%). МЕРКОСУР поставляет почти 100% риса, закупаемого Перу, при этом Уругвай является первым поставщиком (59% от общего объема). Наоборот, экспорт упал на 52% из-за снижения продаж шерсти (-73%).

Торговля Перу с Парагваем, четвертым партнером блока, пострадала больше всего, упав на 31%. Экспорт авиакеросина (-70%), фармацевтической продукции (-32%) и одежды (-23%) сократился вместе с импортом соевых бобов/производных (-39%). Однако импорт фармацевтической продукции вырос (+25%).

Торговля с Бразилией, самым важным партнером в блоке (58% от общего объема) и шестым по значимости партнером в стране, сократилась на 30% из-за снижения экспорта полезных ископаемых (медь, цинк, фосфаты), а также сокращения импорта транспортных средств (-42%), металлопродукции (-38%) и бумаги (-37%).

Сектором, который вносит наибольший вклад в экспорт Перу в МЕРКОСУР, является горнодобывающая промышленность (44%), за ней следуют химикаты (15%), сельское хозяйство (11%), углеводороды (7%) и текстиль (6%). В 2020 году экспорт Перу в МЕРКОСУР составил 900 млн долларов США, в основном в Бразилию (84%), за ней следуют Аргентина (12%) и Уругвай (2%) (табл. 6).

Таблица 6

Товарная и географическая структура экспорта Перу в страны – участники МЕРКОСУР в млн долл. США

Секторы
МЕРКОСУР, млн долл. США
Доля Бразилии, %
Доля Аргентины, %
Доля Уругвая, %
Доля Парагвая, %
Горнодобывающий сектор
399
99
1
-
-
Медь
222
100
-
-
-
Цинк
150
99
1
-
-
Серебряный
24
87
13
-
-
Химическая индустрия
138
73
21
4
2
Производство пластика
51
83
16
1
1
Оксид цинка
13
87
13
1
-
Фосфат кальция
19
76
15
7
2
Гидроксид натрия
8
100
-
-
-
Сельскохозяйственный сектор
96
68
23
8
1
Оливковое масло
24
100
-
0
-
Орегано
9
73
20
6
1
Какао и производные
9
34
63
-
3
Тара
7
72
26
2
-
Консервированные помидоры
5
75
0
25
-
Нефтяной и газовый сектор
64
88
9
2
1
Нафта
42
10
-
-
-
Реактивное топливо
20
61
31
5
3
Текстильный сектор
57
80
15
1
3
Одежда
46
81
16
1
2
Трикотаж
3
53
21
4
22
Неметаллический горнодобывающий сектор
53
66
34
0
0
Природный фосфат кальция
44
61
39
-
-
Антрацит
7
100
0
-
-
Остальное
91
67
25
5
3
Экспорт
900
84
12
2
1
Источник: Национальное управление таможенной и налоговой администрации Перу (SUNAT) [6, 24].

Основной импортной продукцией блока является сельскохозяйственная продукция, закупаемая в основном в Аргентине (70%) и в меньшей степени в Бразилии (17%) и Уругвае (7%). Фермеры покупают в основном желтую кукурузу и соевые бобы (масло, жмых, бобы), причем основным источником этих продуктов является Аргентина (75% от общего объема). В металлообрабатывающем секторе автомобили импортируются из Бразилии и Аргентины, а лопаты, экскаваторы и тракторы полностью импортируются из Бразилии (табл. 7).

Таблица 7

Товарная и географическая структура импорта Перу из стран – участников МЕРКОСУР

Секторы
МЕРКОСУР, млн долл. США
Доля Бразилии, %
Доля Аргентины, %
Доля Уругвая, %
Доля Парагвая, %
Сельскохозяйственный сектор
1510
17
70
7
6
Соя
390
6
75
-
20
Соевое масло
318
7
86
-
7
Рис
164
39
1
60
1
Пшеница
58
-
100
-
-
Молоко и молочные продукты
49
12
78
10
-
Ячмень
25
0
100
0
-
Механическая металлургическая промышленность
971
73
27
0
0
Транспорт
474
54
46
-
-
Лопаты и экскаваторы
45
100
-
-
-
Тракторы
41
100
-
-
-
Химическая индустрия
437
72
20
5
3
Полимеры
92
93
7
0
-
Фармацевтический продукт
89
38
32
18
12
Химическая древесная масса
15
100
-
-
-
Металлургический сектор
197
95
5
0
-
Изделия из стали
189
96
4
0
-
Латунные листы
3
100
-
-
-
Деревообрабатывающая промышленность
172
95
3
0
1
Бумага и картон
96
95
2
0
3
Деревянные доски
31
100
0
0
-
Деревянная мебель
31
100
0
-
-
Нефтяной и газовый сектор
128
91
9
-
-
Остальное
198
54
43
2
0
Импорт
3613
52
42
4
3
Источник: Национальное управление таможенной и налоговой администрации Перу (SUNAT) [6].

ЕС занимает третье место в географической структуре экспорта Перу. С ЕС у Перу имеется ряд соглашений о сотрудничестве, в том числе соглашение о свободной торговле, подписанное в 2013 году. Кроме того, торговые соглашения с ЕС подписаны в рамках МЕРКОСУР [21] и Тихоокеанского альянса [7]. В рамках соглашения Перу получила преференциальный доступ 99,3% своей сельскохозяйственной продукции и 100% промышленной продукции на европейский рынок. Так, например, перуанские спаржа, авокадо, кофе, артишоки попадают в ЕС без тарифов [7]. Германия, Испания, Нидерланды и Италия являются наиболее важными партнерами (72% торговли Перу и ЕС). Товарооборот с этими странами превышает 1 млрд долл. США (высокий уровень торговли).

Четверть доли (26%) торговли Перу – ЕС осуществляется с одиннадцатью странами: Бельгией, Францией, Швецией, Польшей, Болгарией, Финляндией, Данией, Австрией, Ирландией, Чехией и Португалией. Торговля с этими странами превышает 50 млн долл. США (средний товарооборот). Исходя из статистических данных, заметно, что существенного увеличения экспорта из Перу в европейские страны не произошло, более того, в 2019–2020 гг. наблюдалось снижение объемов экспорта перуанских товаров. Аналогичная ситуация наблюдалась и по объемам импорта товаров из ЕС в Перу (табл. 8).

Таблица 8

Товарная структура экспорта и импорта Перу и ЕС за период 2017–2021 гг.

Доля, %
Товары
2017
2018
2019
2020
2021
Темп прироста 2021 к 2020, %
100
Экспорт, млн долл. США
5797
6548
5728
5241
6975
33
24
Медь
1408
1489
1228
1293
1704
32
22
Фрукты
848
1112
1104
1268
1545
22
8
- авокадо
313
400
401
421
566
34
4
- черника
108
149
192
272
305
12
3
- виноград
93
174
146
182
238
31
9
Цинк
647
860
579
361
618
71
6
Необжаренный кофе
365
343
325
321
394
23
4
Сжиженный природный газ
526
486
120
44
303
589
3
Банка
141
123
136
109
223
105
2
Спаржа
168
174
171
151
163
8
2
Рыбий жир
101
139
144
112
158
41
2
Кальмар
129
198
223
180
152
-16
100
Импорт, млн долл. США
4398
4266
4296
3590
4336
21
8
Фармацевтические продукты
246
271
272
307
344
12
6
Изделия из стали
235
191
229
193
244
26
4
Пластик и его производство
143
156
145
147
178
21
3
Транспорт
243
222
231
139
147
6
3
Бумага и картон
93
121
108
83
131
58
2
Биодизель
73
54
91
49
66
35
Торговое сальдо
1399
2282
1432
1651
2639
60
Товарооборот
10195
10814
10024
8831
11311
28
Источник: Национальное управление таможенной и налоговой администрации Перу (SUNAT) [6].

После падения на 12% в 2020 году торговля Перу и ЕС выросла на 28% в 2021 году благодаря увеличению экспорта (+33%). Импорт вырос на 21%. Перу увеличила свою торговлю с 22 из 27 стран, выделив Люксембург (+250%), Хорватию (+138%), Польшу (+117%), Эстонию (+78%), Словению (+51%), Швецию (+ 50%), Словакию (+48%), Кипр (+45%), Бельгию (+39%), Данию (+38%), Италию (+35%), Нидерланды (+34%) и Испанию (+ 31%). Увеличение экспорта произошло в основном за счет роста продаж природного газа (+587%) и полезных ископаемых (+45%), особенно олова (+106%). В 2021 году ЕС сконцентрировал 18% перуанского экспорта природного газа и 8% экспорта полезных ископаемых. Со своей стороны, экспорт фруктов вырос на 22% благодаря увеличению продаж авокадо (+34%) и винограда (+31%). На ЕС приходится 31% перуанского экспорта фруктов.

Перу импортирует товары из всех стран ЕС, в основном из Германии (25%), Испании (18%) и Италии (16%). В 2021 г. фармацевтическая продукция лидировала по закупкам в ЕС, в частности в Германии (31%). Аналогично автомобили в основном импортируются из Германии (39%). Биодизель, древесина/бумага и текстиль/одежда закупаются в Испании (80%, 30% и 18% соответственно).

Перспективы дальнейшего участия Перу в интеграционных процессах.

Перу является единственным членом Андского сообщества, входящим в интеграционное объединение АТЭС, и страна добилась значительного прогресса в институциональных отношениях с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Для Перу торговля с некоторыми членами АТЭС оказывается чрезвычайно важной, поскольку высокий процент его экспорта направляется в Соединенные Штаты, Китай, Южную Корею и Канаду. Тем не менее нельзя не упомянуть экономическую связь, которую Перу имеет с андскими странами, поскольку между странами – членами сообщества установлено тесное сотрудничество. Для этих двух интеграций Перу может играть роль связующего звена между Андским регионом и Тихоокеанским регионом. МЕРКОСУР, мотивированный аргентино-бразильским сотрудничеством, должен иметь широкий доступ к Тихому океану для снижения затрат на транспортировку товаров, которые торгуются со странами этого бассейна. Чилийский путь частично затруднен пересечением крутых Анд, таким образом, Перу является лучшим маршрутом. Членство Перу в Андском сообществе и МЕРКОСУР определяется ролью с огромными возможностями и потенциалом, которые не имеет ни одна из других стран Южной Америки или всей Латинской Америки.

Для Перу представляется важным развивать сотрудничество с другими странами не только в рамках региональных интеграционных объединений, но и в рамках надрегиональных альянсов, а также в форме двустороннего сотрудничества. Как справедливо подчеркивает Лавут А.А., «страны Латинской Америки уже глубоко интегрированы в мировую экономику, однако процессы региональной интеграции значительно отстают от темпов включения региона в глобальные рынки» [5] (Lavut, 2020). Чтобы расширить объемы внешней торговли, привлечь дополнительные иностранные инвестиции, кредиты и технологии, необходимо участие стран Латинской Америки и Перу, в частности не только в региональных интеграционных объединениях, но и усиление экономического сотрудничества с другими крупными рынками и интеграционными союзами. Тем не менее на первостепенной роли региональных интеграционных альянсов на территории Латинской Америки настаивают ряд исследователей. Так, Пенья Ф. считает, что перед латиноамериканскими странами региональная интеграция выступает одной из трех базовых задач наравне с определением своих позиций в отношении перестройки сложившейся международной экономической системы и выбора новой стратегии включения в мировую экономическую систему [25] (Peña Felix, 2017). Таким образом, представляется актуальным многостороннее развитие внешнеэкономической деятельности Перу: в рамках отдельных двусторонних контактов с другими странами, участия в региональных интеграционных объединениях, взаимодействия в рамках надрегиональных интеграционных альянсах. Подобный комплексный подход сможет серьезно усилить позицию Перу как в латиноамериканском регионе, так и на других мировых рынках.

Если рассматривать региональные альянсы, то среди наиболее эффективных направлений для развития стран Латинской Америки будет сближение двух крупнейших интеграционных блоков – МЕРКОСУР и Тихоокеанского альянса, о чем уже говорят многие исследователи [5] (Lavut, 2020). Ряд авторов, в том числе из латиноамериканских стран, выдвигают идею создания глобальной зоны сотрудничества для всех стран Латинской Америки и Карибского бассейна, для чего должна быть принята масштабная региональная программа развития инфраструктуры, транспорта и коммуникаций [23].

Для Перу, в частности, наибольший акцент следует сделать на развитии в рамках Тихоокеанского альянса как самого перспективного на сегодняшний день интеграционного объединения в Латинской Америке, а также на расширении участия в АТЭС. Перспективным направлением будет расширение также сотрудничества с другими странами, которые не являются ключевыми партнерами, но политическое и экономическое взаимодействие с которыми является для Перу достаточно выгодным. Речь в том числе идет и о Российской Федерации, против которой сегодня введены жесточайшие экономические санкции в связи со специальной операцией, проводимой Российской Федерацией на территории Украины с 22 февраля 2022 года. С введением ответных санкций против ряда стран Запада Перу смогли бы заполнить образовавшиеся ниши на российском рынке и расширить многостороннее взаимовыгодное сотрудничество.

Заключение. В условиях политической и экономической турбулентности, в какой сегодня пребывают большинство стран мира, в том числе государства Латинской Америки, представляется важной минимизация негативных тенденций путем усиления разнопланового сотрудничества между странами. Интеграционные процессы, которые способствуют расширению такого сотрудничества между различными государствами, сегодня представляют особый интерес. Для Перу в настоящее время актуальность представляет дальнейшее участие в Андском сообществе с целью усиления внешнеэкономических взаимоотношений со странами-соседями. Также перспективным является участие в Тихоокеанском альянсе и АТЭС. Что касается отдельных торговых партнеров Перу, то взаимовыгодное сотрудничество может и далее более всего развиваться с Китаем. Отдельное внимание следует обратить на рынки, которые для Перу не являлись традиционными (например, рынок РФ).

Ключевые положения и выводы данного исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении проблем интеграционных процессов в Латинской Америке, в том числе для Перу как быстро развивающейся экономики латиноамериканского региона.


Источники:

1. Абу Захр Диас М.Х., Абу Захр Диас М.А., Лазанюк И.В. Влияние внешней торговли на экономику Перу // Экономические отношения. – 2021. – № 4. – c. 795-810. – doi: 10.18334/eo.11.4.113584.
2. Ивановский З.В. Политические сдвиги в Латинской Америке и проблемы отношений с ЕС // Современная Европа. – 2020. – № 7. – c. 144-154.
3. Канунников А.А. Неправительственные организации и соглашение о свободной торговле Евросоюз – MERCOSUR // Латинская Америка. – 2020. – № 1. – c. 47-53.
4. Костюнина Г.М., Козлова О.А. Интеграционные процессы в Латинской Америке как фактор содействия внешней торговле // Российский внешнеэкономический вестник. – 2018. – № 4. – c. 51-67. – doi: 10.24411/2072-8042-2018-00036.
5. Лавут А.А. Поиски латиноамериканской стратегии развития в условиях нестабильности глобальной экономики // Латинская Америка. – 2020. – № 1. – c. 33-46. – doi: 10.31857/S0044748X0007757-1.
6. Национальное управление таможенной и налоговой администрации Перу (SUNAT). [Электронный ресурс]. URL: http://www.sunat.gob.pe/operatividadaduanera/index.html (дата обращения: 02.05.2022).
7. Официальный сайт Министерства внешней торговли и туризма MINSETUR (раздел «Торговые соглашения Перу»). [Электронный ресурс]. URL: https://www.acuerdoscomerciales.gob.pe (дата обращения: 01.05.2022).
8. Посашкова А.В. Тихоокеанский альянс: оценка потенциала и итоги первых пяти лет // Социально-гуманитарные знания. – 2018. – № 1. – c. 300-305.
9. Посашкова А.В. Латинская Америка на рубеже нового экономического и политического цикла // Социально-гуманитарные знания. – 2018. – № 8. – c. 371-378.
10. Пятаков А.Н. Незамеченный юбилей. Десятилетие UNASUR в период региональной нестабильности // Латинская Америка. – 2018. – № 2. – c. 29—45.
11. Тайар В.М. Европейский союз и Латинская Америка: межрегиональное экономическое взаимодействие в XXI веке // Актуальные проблемы Европы. – 2018. – № 3. – c. 23-43.
12. Тайар В.М. ЕС - Латинская Америка: переход на конструктивную модель сотрудничества // Современная Европа. – 2020. – № 6. – c. 90-100.
13. Толмачев М.Н., Никифорова Е.В., Цыпин A.П. Экономическое Развитие Стран Латиноамериканской Ассоциации Интеграции: Тенденции и Перспективы // Статистика и экономика. – 2021. – № 6. – c. 49-59.
14. Урсул А.Д. Латиноамериканский вектор достижения глобальной устойчивости // Мировая политика. – 2020. – № 2. – c. 102-115.
15. Хейфец Л.С., Коновалова К.А. Латиноамериканские исследования интеграции: от периферийного капитализма к «Судамекзиту» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. – 2019. – № 2. – c. 218—233. – doi: 10.22363/2313-0660-2019-19-2-218-233.
16. Яковлев П.П. Россия и Латинская Америка: константы и переменные торгово-экономических отношений // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2021. – № 3. – c. 209-226.
17. Alianza del Pacífico. [Электронный ресурс]. URL: https://alianzapacifico.net/ (дата обращения: 03.05.2022).
18. Alianza del Pacífico. Lineamientos sobre la participación de los Estados Observadores de la Alianza del Pacífico. [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.org/web/20190707055959/ (дата обращения: 02.05.2022).
19. Comini N., Frenkel A. Unasur De proyecto refundacional al fantasma del Sudamexit // Regional de América Latina y el Caribe. – 2016. – № 13. – p. 181—208.
20. CRP. Central Reserve Bank of Peru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bcrp.gob.pe/ (дата обращения: 06.05.2022).
21. EU-Mercosur trade agreement: The Agreement in Principle and its texts. [Электронный ресурс]. URL: https://trade.ec.europa.eu/doclib/press/index.cfm?id=2048 (дата обращения: 06.05.2022).
22. Grupo Andino. [Электронный ресурс]. URL: https://grupoandino.org/ (дата обращения: 03.05.2022).
23. Iglesias Enrique V. Reflexiones sobre la coyuntura internacional y regional. Estudios Internacionales. [Электронный ресурс]. URL: https://revistaei.uchile.cl/index.php/REI/article/view/47531 (дата обращения: 06.05.2022).
24. MERCOSUR. Official Site. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mercosur.int/en/ (дата обращения: 03.05.2022).
25. Peña Felix America Latina en el mundo incierto y turbulento: impacto sobre las estrategias de integración regional. Estudios Internacionales, 2017. Universidad de Chile. [Электронный ресурс]. URL: https://scielo.conicyt.cl/pdf/rei/v49nspe/0719-3769-rei-49-00113.pdf (дата обращения: 03.05.2022).
26. Perrotta D.V. El campo de estudios de la integración regional y su aporte a las Relaciones Internacionales: una mirada desde América Latina // Relaciones Internacionales. – 2018. – № 38. – p. 9—39.
27. Zhilkin O.N., Chavarry Galvez W.P. Analysis of current trends in assessing the country's potential in international trade (on example of Peru) // RUDN Journal of Economics. – 2020. – № 28(2). – p. 239-253. – doi: 10.22363/2313-2329-2020-28-2-239-253.

Страница обновлена: 28.10.2024 в 16:58:30