Трудовая миграция в современных условиях: новые вызовы для рынка труда и перспективы

Голова Е.Е.

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 5 (Май 2025)

Цитировать эту статью:



Введение

В условиях современной экономики рынок труда играет первостепенное значение, поскольку вопросы занятости населения последнее время стали очень актуальными. По сути, рынок труда можно охарактеризовать как совокупность общественн отношений, направленных на воспроизводство и эффективное использование рабочей силы. Данный рынок выполняет множество важных функций, в том числе распределения/перераспределения рабочей силы по отраслям экономики, сферам деятельности, согласно существующих потребностей. Центральным понятием рынка труда выступает соотношение спроса и предложения, что формирует конъюнктуру экономики, которая завесит от демографических, экономических и геополитических факторов.

В экономике России на данный момент проходят трансформационные процессы, которые отражаются на всех социально-экономических процессах, в том числе на рынке труда. Как отмечают многие экономисты рынок труда подвержен кризисам, а в России он редко бывает равновесным, но на сегодняшний день рынок претерпевает серьезные изменения, что обусловлено перераспределением рабочей силы в сторону военно-промышленного комплекса, малочисленностью граждан РФ трудоспособного возраста, рожденных в 90-х годах, когда отмечался демографический спад рождаемости и многими другими факторами. Многие отрасли испытывают дефицит кадров, а 2024 год ознаменовался годом рекордно низкой безработицы (2,3 % в ноябре 2024 года), но за этими достижениями скрываются серьёзные вызовы, которые выражаются в острой нехватке рабочей силы, что ведет росту нагрузки на существующих сотрудников, удлинение сроков закрытия существующих вакансий.

На экономику России, как и любой другой страны сильно влияют происходящие в мире геополитические явления, что приводит к перераспределению рабочей силы, миграции, что также отражается на рынке труда. С одной стороны миграция способна восполнить тот дефицит кадров, что возник на рынке, закрыть отдельные позиции и выровнять дисбаланс в определённых отраслях, с другой стороны нестабильная геополитическая ситуация, разжигание межнациональной розни, которую пытаются создать внешние силы заставляют рассматривать трудовые миграционные потоки не только как возможности для экономики России, но и как угрозы для экономической и политической безопасности страны. У трудовой миграции существует множество плюсов, которые сейчас очень востребованы для работодателей: она восполняет потребности в сезонных рабочих, закрывает вакансии, которые не пользуются спросом у местных жителей, где требуется низкая/средняя квалификация, покрывают существующий дефицит трудовых рук, особенно в функционировании трудоинтенсивных отраслей. Таких плюсов можно приводить множество, и долгие годы трудовые миграционные потоки осуществляли свой положительный вклад в экономику, однако, изменение геополитической ситуации внесло некоторые нюансы, которые невозможно не заметить и оставить без внимания [1].

По данным Следственного комитета РФ только за восемь месяцев 2024 года было совершено иностранцами порядка 26 тыс. преступлений, а число преступлений среди трудовых мигрантов выросло с 5868 до 9708 случаев. Трудовые мигранты, которые получили гражданство России менее десяти лет назад совершили преступлений по сравнению с 2023 годом больше, когда было зафиксировано 7 тыс. случаев противоправных действий, в 2024 году этот показатель вырос до 11 тыс. случаев, при этом, число тяжких деяний возросло на 12 процентов. При этом необходимо учитывать высокую долю латентной преступности. В 2024 году было совершено более 73 преступлений экстремисткой направленности, что выше, чем в 2023 году, часто такие действия оправдывают религиозными воззрениями [2]. Печальная статистика роста преступности среди иностранных граждан заставила принять меры в государственной политике, направленную на ужесточение контроля в отношении миграционных потоков, что вполне оправдано с точки зрения национальной безопасности.

В этой связи возникает порочный круг, в котором необходимо найти баланс между пользой от миграции на рынке труда для компенсации нехватки рабочей силы и укреплением национальной безопасности.

Изученность проблемы. Рынок труда всегда вызывал большой интерес со стороны ученых-экономистов, поскольку является фундаментом для построения стабильной экономики, где трудовые ресурсы выступают основной производительной силой. Однако рынок труда меняется и претерпевает вполне предсказуемые изменения, связанные с нехваткой трудовых ресурсов, миграционными потоками, геополитическими факторами, что вызывает интерес со стороны экономистов, среди которых: Гончарова С.Н., Оксенюк Е.Е. [3], Калабина Е. Г. [4], Матвеева И.В., Сурина Е.А., Маргиев Т.К., Григорьева Н.Н. [5], Евтушенко А.Э., Чевтаева Н.Г., Кононова Д.С., Агумбаева А.Е. [6], Соболев Э. [7], Швец Е.А., Щербакова С.А. [8], Красинец Е.С. [9], Мукомель В.И. [10], Лузина Т.В. [11], Егоркин Е.А. [12], Арслангереева З.З., Пайтаева К.Т., Магомаева Э.Р. [13], Ноева Е.Е. [14], Акьюлов Р.И., Акьюлова Е.И. [15] и многие другие.

Вместе с тем несмотря на существенный вклад многих российских ученых в развитие теоретических и прокладных основ развития рынка труда в России и его проблематики, к настоящему времени вступили в силу ряд нормативных нововведений, действующих с 2025 года, среди которых установление срока пребывания не территории РФ, введение режима высылки иностранцев, установление ограничений по найму иностранцев в ряде сфер, выдача разрешений на работу и т.д. Эти изменения отражаются не только на самих мигрантах, приезжающих с трудовой целью в Россию, но и на бизнесе, у которого в связи с новыми миграционными правилами появляется множество вопросов. Актуальность, недостаточная изученность данных вопросов в силу их недавнего вступления в силу и интерес к данной проблематике со стороны бизнеса предопределили выбор темы настоящего исследования.

Целесообразность исследования. В настоящее время рынок труда в России испытывает острую нехватку рабочих рук, а уровень безработицы побил рекорды в 2024 году. Число вакантных мест превышает число работающих и тех, кто потенциально мог бы приступить к работе. Многие экономисты прогнозируют такую ситуацию вплоть до 2030 года, что говорит о необходимости подстраиваться под новые реалии. Решение этих проблем многим видится в привлечении трудовых мигрантов, что позволит решить многие кадровые вопросы наряду с автоматизацией производства. Несмотря на ужесточение миграционных правил в России важность трудовой миграции для экономики страны осознается на государственном уровне и многие ожидают в будущем либерализацию в отношении иностранцев, соответствующих необходимым требованиям. В этой связи важно сформулировать и закрепить на государственном уровне требования. Усиление контроля является необходимой мерой для формирования баланса между потребностями российского рынка труда и национальной безопасностью страны. Существенную поддержку в поддержании такого баланса могут дать цифровые процессы, позволяющие внедрить новые инструменты регулирования и отслеживания трудовой миграции с учетом интересов как бизнеса, трудовых мигрантов, так и государственной безопасности. Таким образом, цифровизация может решить ряд вопросов, которые могли помочь бизнесу привлекать необходимую рабочую силу, в которой они нуждаются; мигрантам получить возможность трудоустроиться и получить доход, а государству – предоставить достоверную информацию и контроль за происходящими миграционными процессами [16].

Цель исследования: диагностика состояния современного рынка труда в РФ и его потребностей, формирование взаимосвязи между участниками рынка труда в процессе привлечения трудовых мигрантов, а также критериев их отбора для трудоустройства российскими работодателями с помощью цифровых инструментов.

Научная новизна исследования заключается в развитии теоретико-методических и прикладных вопросов, связанных с развитием рынка труда в России под влиянием трудовой миграции на основе формирования критериев подбора трудовых мигрантов для российских работодателей через цифровые инструменты, определение круга участников процесса трудоустройства и их взаимосвязи между собой, функциональной роли.

Рабочая гипотеза данного исследования заключается в том, что миграционные трудовые потоки, организованные в соответствии с законодательством РФ и соблюдением критериев надежности, способны оказывать положительное влияние на рынок труда и не угрожать национальной безопасности страны.

Объектом исследования является рынок труда РФ, формируемый под воздействием трудовой миграции, предметом данной статьи выступили социально-трудовые отношения, возникающие в процессе трудоустройства мигрантов на рынке труда в РФ с целью повышения эффективности регулирования миграционных процессов.

Методологическая основа исследования.

Информационной основой данной статьи выступили действующие нормативно-правовые документы в области регулирования миграционных процессов и трудоустройства в РФ, официальные статистические данные официального сайта Федеральной службы государственной статистики, Следственного комитета России, работы отечественных ученых в области трудовой миграции и ее влияния на российский рынок труда, возможностей его цифровизации, средства массовой информации, аналитические обзоры по теме исследования ведущих информационных агентств, материалы конференций различного уровня, справочно-правовые системы «Гарант», «Консультант».

Методологической основой в статье выступил комплексный подход, построенный на анализе действующей законодательной базы, оценке эффективности существующих подходов к регулированию трудовой миграции и их социально-экономического влияния.

При написании статьи использовались общенаучные методы сравнения, группировки и логического обобщения информации, полученной с официального сайта Федеральной службы государственной статистики, систематизации, анализа, индукции, дедукции.

Результаты и обсуждение. Исторически Россия постоянно сталкивалась с проблемой миграции, под которой понимается территориальной перемещение людей, чтобы сменить свое место проживание. Если оценивать этот процесс с экономической точки зрения, то миграция влияет на численность населения, создавая притоки/оттоки рабочей силы, меняя конкурентоспособность и многие другие показатели. Последние годы (2020-2024 гг.) сильно отразились на международной миграции, значительно изменив многие страны и Россию. Первым испытанием стала коронавирусная инфекция, которая унесла много жизней и тем самым не только повлияла на демографические процессы, но и на рынок труда практически всех стран в мире. Следующим событием, оставившим отклик в обществе, стало начало специальной военной операции, что привело к геополитическим ограничениям России и санкционному давлению, но не менее сильно это событие повлияло на миграционные потоки [17]. Основываясь на данных официальной статистики, можно наблюдать картину постепенного роста умерших, что спровоцировал COVID-19, пик в России пришелся на 2021 год, когда умерло 2441 5945 человек. С 2022 года число естественный прирост стал постепенно расти и с 2021 года, когда он был 1043341 человек, в 2022 году уже повысился до уровня 594 557 человек, а в 2023 году еще улучшился до 500 264 человек (рис.1) [18]. В эти годы по данным аналитиков РБК 36 % были уволены с работы или их рабочий день был сокращён, у 50 % сотрудников вообще ничего не поменялось, а у 14 % было отмечено увеличение работы [17].

Рисунок 1 – Рождаемость, смертность и естественный прирост населения в РФ за 2019 – 2023 гг. (составлено автором по [18])

В 2024 году рынок труда характеризовался дефицитом рабочей силы, который стал отмечаться еще с 2022 года. Эту нехватку бизнес-сообщества всячески пытались компенсировать и все чаще стали рассматривать трудовых мигрантов как дополнительный источник рабочей силы. Чаще всего мигранты используются на рабочих местах, которые мало пользуются спросом у россиян, как правило, это работа, не требующая особой квалификации, но имеющие опасность для жизни и требующие физического труда, а также общепит [19].

Таблица 1 - Общие итоги миграции населения в РФ за 2013 – 2023 гг., человек (составлено автором по [20])

Годы
Прибывшие - всего
из них
Выбывшие - всего
из них
Миграци-онный прирост - всего
в пределах России
в том числе
из зарубеж-ных стран
в пределах России
в том числе
в зарубежные страны
внутри регионов
из других регионов
внутри регионов
в другие регионы
2013
4496
861
4014
620
2102
036
1912
584
482
241
4201
002
4014
620
2102
036
191
2584
186
382
295
859
2014
4663
427
4072
603
2075
442
1997
161
590
824
4363
437
4052
941
2075
442
197
7499
310
496
299
990
2015
4734
523
4135
906
2053
058
2082
848
598
617
4489
139
4135
906
2053
058
208
2848
353
233
245
384
2016
4706
411
4131
253
2041
392
2089
861
575
158
4444
463
4131
253
2041
392
208
9861
313
210
261
948
2017
4773
500
4184
467
2006
115
2178
352
589
033
4561
622
4184
467
2006
115
2178352
377
155
211
878
2018
4911
566
4345
881
2061
251
2284
630
565
685
4786
712
4345
881
2061
251
2284630
440
831
124
854
2019
4749
769
4048
535
1957
306
2091
229
701
234
4464
666
4048
535
1957
306
2091229
416
131
285
103
2020
4120
743
3526
597
1674
878
1851
719
594
146
4014
269
3526
597
1674
878
1851719
487
672
106
474
2021
4277
442
3609
520
1779
678
1829
842
667
922
3847
540
3609
520
1779
678
1829842
238
020
429
902
2022
4195
579
3465
232
1644
181
1821
051
730
347
4133
662
3465
232
1644
181
1821051
668
430
61
917
2023
4051
437
3491
003
1638
878
1852
125
560
434
3847
808
3397
326
1638
878
1758448
450
482
203
629

По данным таблицы 1 наиболее высокий миграционный прирост был отмечен в 2021 году, когда он достиг уровня 429902 человек, далее с началом специальной военной операции количество выбывших резко увеличилось до 4133662 человек, по сравнению с тем же 2021 годом – 3847540 человек, что также сказалось на рынке труда. В 2023 году количество выбывших практически вернулось к показателям 2021 года и составило 3847808 человек, а доля миграционного прироста в 2023 году после резкого падения в 2022 году (61917 человек) начала расти и выросла до 203629 человек, что чуть меньше чем в 2019 году.

По данным Росстата по итогам 2024 года количество прибывших составило 4,081 млн. человек, а выбывших – 3,513 млн. человек, миграционный прирост составил – 568,5 тыс. человек, что произошло по большей части за счет приезжих из СНГ, которых было из общего числа миграционного прироста 441,1 тыс. человек [21].

По данным информационной службы Накануне.RU мигранты чаще всего заняты в платформенном бизнесе, куда можно отнести доставку, такси, также сюда можно отнести ЖКХ, розничную торговлю, охотно привлекают мигрантов строительные организации, где чаще всего мигранты занимают рабочие места бетонщиков, плотников, штукатуров, арматурщиков. Хорошо прижились у российских работодателей вьетнамские швеи и китайские повара [22]. А вот наиболее привлекательными регионами России в 2024 году по данным МВД для трудовых мигрантов стали Москва и Санкт-Петербург, только на Москву и Подмосковье приходится порядка 40 % всего приезжих мигрантов, желающих заработать, а Санкт-Петербург и Ленинградская область приютила около 12–14 % всех мигрантов. Эти регионы наиболее желанны по вполне объективным причинам – здесь больше всего мест для трудоустройства и выше заработок. Помимо северной столицы и Москвы в список наиболее привлекательных регионов также вошли: Краснодарский край, Приморский край, Ханты-Мансийск, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Екатеринбург, Иркутская и Свердловская область, Татарстан. Больше всего трудовых мигрантов прибывает из Узбекистана, Азербайджана, Молдавии и Таджикистана. В 2023 году из-за ослабления курса рубля сократилось количество мигрантов из Средней Азии (узбеков, таджиков, казахов, молдаван, киргизов, армян, азербайджанцев), которые стали для заработков выбирать Турцию и Казахстан. Поскольку в России сохраняется дефицит рабочих рук, что отметили 40 % российских компаний и одновременно фиксируется снижение потоков трудовых мигрантов из стран СНГ, бизнес-сообщества вынуждены искать их в дальнем зарубежье, так, активно стали привлекать на работу мигрантов из таких стран как Кения, Пакистан, Индия, Северная Корея, Вьетнам. Эксперты считают, что в ближайшее время вырастет поток мигрантов из стран Африки и Индии [23].

Участие мигрантов в различных беспорядках и рост статистики притуплений среди приезжих иностранцев стал толчком для изменений в миграционном законодательстве с 2025 года. Так, в безвизовом порядке разрешено находится от 90 до 180 дней в году, затем необходимо покинуть мигранту страну. Также введен биометрический контроль для покупки/ переоформления сим-карт. Кроме того, введен реестр контролируемых лиц, куда попали иностранные граждане, допустившие нарушения в законодательстве РФ и находящиеся на территории России нелегально, данной категории лиц вводят ограничения на передвижение по стране, блокируются счета, появляется запрет на брак, на управление транспортом и т.д. Разрешение на принудительное выдворение из страны лиц, представляющих угрозу передано должностным лицам ОВД, а в Москве запустился пилотный проект по выдаче электронных карт иностранным гражданам сроком на шесть месяцев [24]. В части трудоустройства трудовых мигрантов также произошли изменения, так, работодатель обязан уведомить МВД о приеме/увольнении мигранта из безвизовых стран в течении трех дней, кроем того, необходимо проверить наличие патента и оформлять трудовые отношения исключительно в установленном трудовым законодательством порядке. С 05.02.2025 мигранту, у которого нет законных оснований для пребывания будут вводить огорчения, о которых говорилось выше, а если он попадет в реестр на депортацию, то придется в некоторых случаях прекратить с ним сотрудничество. При этом МВД не информирует работодателя о включении мигранта в такой реестр, работодатель сам должен следить за этим, вся информация представлена на официальным сайте МВД. Что касается трудоустройства, то иностранное лицо, не требующее визы работает на основании патента (разрешение на работу в РФ легально), что прописано в НК РФ. Для получения патента есть ряд условий, среди которых: медосмотр, экзамены на знание русского языка, наличие документов (миграционная карта с пометкой цели «работа») и патент (выдаётся на 12 месяцев).

Рисунок 2 – Механизм регулирования трудовой миграции в условиях цифровизации

Источник: составлено автором

При приеме на работу отдел кадров работодателя помимо вышеуказанных документов проверяет наличие разрешения на проживание и полис ДМС (дополнительного медицинского страхования), эти данные обязательно включаются в трудовой договор/договор гражданско-правового характера. Если работодатель будет осуществлять аферы с перезаключением договоров, то ему грозит штраф до 200 000 рублей.

Данные после заключения договора работодатель отправляет в СФР (Форма ЕФС-1) не позднее следующего дня [25]. Указанные введения обусловливают необходимость углубления методических аспектов работы с трудовыми мигрантами (рис.2).

Любой механизм должен иметь под собой фундаментальную нормативную базу, на которой он строится, по мнению автора в сфере регулирования трудовой миграции необходимо руководствоваться таким нормативными навигаторами как Распоряжение Правительства РФ от 01.03.2003 «О Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации» [26], а для понимания целевых установок на текущей момент исчерпывающую информацию дает Указ Президента РФ от 31.10. 2018 № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы» [27] с внесёнными дополнениями и изменениями. Как показывает анализ ситуации на рынке труда в отношении трудовой миграции сформировались потребности в цифровизации процессов трудовой миграции, это позволяет в свою очередь осуществлять контроль как за самими трудовыми мигрантами, так и за работодателями, их нанимающими. Осуществляются контрольные функции через реформирование нормативно-правовый базы в сфере трудовой миграции и постоянным мониторингом за миграционными потоками, это дает возможность усилить национальную безопасность страны и одновременно регулировать насыщение рынка наиболее востребованными специалистами и учитывать региональные особенности, которые могут отличаться друг от друга.

Вместе с тем, несмотря на регулирование рынка труда в сфере найма иностранной рабочей силы и ужесточение законодательства в этих вопросах в 2025 году, существуют различные хитроумные схемы по привлечению трудовых мигрантов без оформления патента, либо тех, кто не продлил в установленные сроки патент. Такие сомнительные методы используют зачастую работодатели, которые заинтересованы в использовании незаконной рабочей силы. Именно поэтому для контроля не только за мигрантами, но и за недобросовестными работодателями сформирован и действует с 01.01.2025 общедоступный реестр работодателей, уличенных в нелегальном найме сотрудников.

Как показывает практика существует доля работодателей, специалисты которых недостаточно хорошо ориентируются в миграционных вопросах и нормативной базе, регулирующей трудоустройство иностранных граждан, что может порождать нарушения в законодательстве. Кто-то оформляет мигрантов на работу на законных основаниях, кто-то пользуется услугами посредников (аутстаффинг), кто-то сознательно нарушает закон с целью эксплуатации дешевой нерегулируемой иностранной рабочей силы. Это обусловливает необходимость контроля за всеми участниками процесса трудоустройства, где участвуют иностранные граждане. В теневых схемах часто участвуют две-три стороны: мигрант, работодатель, посредник (аутстаффер). Мигрантов в таком случае убеждают, что гораздо выгоднее не платить деньги за патент и ежемесячные налоговые платежи, проще один раз потратиться на более дешёвого посредника, который организует трудоустройство мигранта у работодателя, который может как знать, что посредник незаконно осуществляет подбор мигрантов, так и не догадываться об этом, что не снимает с него ответственности [28].

Рынок труда с участием иностранной рабочей силы предполагает наличие следующих участников: непосредственно мигранта, работодателя и контролирующих органов, если мигрант или работодатель пользуется услугами аутстафферов, то они тоже становятся участниками таких взаимоотношений на рынке труда (рис.3). В этих отношениях каждый из участников исполняет свои функции, обусловленные своим назначением, в частности, трудовой мигрант ищет работодателя через посредника или трудоустраивается у него напрямую, минуя посредников.

Рисунок 3 – Механизм регулирования трудовой миграции в условиях цифровизации

Источник: составлено автором

МВД РФ является государственной информационной системой, которая накапливает информацию, однако, потоки трудовых мигрантов достаточно интенсивные и 02.04.2025 Президентом РФ был подписан Указ в целях совершенствования государственного управления в области миграционной политики, которым на базе Главного управления по вопросам миграции при МВД РФ будет учреждена новая структура – службы по вопросам гражданства и регистрации иностранных граждан. На данный момент регистрацию осуществляет МВД РФ, также созданы при многофункциональных центрах отделы по работе с мигрантами или как в Москве ГБУ Многофункциональный миграционный центр, где созданы электронные сервисы для подачи документов по оформлению патента, его платы, выдачи, оформление таких документов как разрешение на временное проживание (РВП), вид на жительство (ВНЖ) и по многим другим вопросам. В цепочке участников рынка труда мигрантов МВД было и остается главным участником, которое осуществляет такую важную функцию как контроль за соблюдением законодательства в вопросах миграции.

Работодатель на рынке труда выполняет функцию покупателя рабочей силы, но только в части право использования и частичного распоряжения рабочей силой в течении определённого отрезка времени. Возникает вполне определённые отличия между привлечением мигрантов к работе в РФ и российских граждан (рис.4).

Дети со сплошной заливкой

Рисунок 4 – Причины привлекательности трудовых мигрантов для работодателей в РФ

Источник: [29, 30]

О том, что мигранты являются более дешевой рабочей силой уже зафиксированный факт, хотя встречаются случи, когда все иначе. Многие работодатели отмечают, что трудовые мигранты более старательны в исполнении своих трудовых обязанностей и неприхотливы в поисках работы. Не каждый россиянин пойдет на тяжелую работу, трудовые мигранты охотно занимают такие ниши. Для многих россиян такие профессии как повар, дворник, доставщик еды являются временной работой, подработкой, а для мигранта такая работа вполне становится основной, что закрывает потребность рынка и работодателя [29]. И еще одним неоспоримым фактом является то, что с мигрантом проще расстаться, если что-то не так, его заменяют другим, россияне больше защищены законодательством, что не всем работодателям удобно, плюс необходимо делать отчисления с российского работника в СФР, а с иностранным гражданином работодатель покупает квоту [30].

Трудовой мигрант на рынке труда выполняет функцию предложения рабочей силы.

Не обязательным участникам выступают посредники или как их называют аутстафферы, их роль на рынке труда – поиск необходимых работодателю сотрудников, а функция – оформление всех документов по сотруднику и что самое важное работают они в штате аутстаффера, в случае с мигрантами они еще и помогают трудовому мигранту решить вопросы с документами. Это отличный вариант, если в кадрах работодателя нет персонала, знающего нюансы миграционного законодательства. Несмотря на все удобства работодателю необходимо быть бдительным и иметь представление, что за посредник с ним работает, поскольку если у аутстаффера будут не в порядке документы по трудоустройству мигрантов их могут счесть, в случае проверки, работающими у предприятия, а не у посредника. В судебной практике есть решение о том, что работодатель понес ответственность за нарушения в области миграционного законодательства за то, что нарушения в разрешительных документах были у мигрантов [31].

Вместе с тем, чтобы не попасть в неловкую ситуацию и знать все необходимые сведения о трудовом мигранте, которого работодатель привлекает к себе на работу, все чаще в бизнес-среде звучат призывы к государственным органам, регулирующим вопросы миграционного контроля передать предприятиям часть полномочий по проверке информации о мигрантах. Это обусловлено тем, что сам работодатель может быть не в курсе о нарушениях у своего иностранного работника, а наличие возможности проверить некоторые сведения позволят обезопасить себя от неосознанного нарушения законодательства. Многие предприятия приводят в качестве доводов проверку контрагентов, которых в настоящее время есть возможность проверить на различных сервисах, например, через ЦБ РФ на платформе «Знай своего клиента» или через платный сервис КонтурФокус. По мнению автора альтернативой таким запросам может стать информационная платформа «Мигрант», контроль за которой могло бы взять МВД РФ в силу своих полномочий в области миграционного законодательства (рис.5). С аналогичным названием есть информационный ресурс в Ханты-Мансийском округе-Югра.

Рисунок 5 – Параметры проверки информации о мигранте работодателем в цифровом пространстве

Источник: составлено автором

Такое цифровое решение позволило бы работодателям проверять отдельные информационные параметры своего мигранта, среди которых могли бы быть запросы относительно паспортных данных, действительности патентов и разрешений на работу, нарушений в области законодательства РФ, отметки по миграционному учету и т.д. (рис.5). Сбор всех сведений в одной цифровой платформе облегчило бы работу, время работодателю по проверке информацию о мигрантах, привлечённых на работу. С другой стороны, наличие такой доступной информационной платформы позволило бы внести в законодательство прямую ответственность работодателя на вполне обоснованных основаниях за незаконное привлечение мигрантов, поскольку все ресурсы для проверки у предприятия имеются [32].

В настоящее время есть реестр контролируемых лиц (доступ через МВД РФ и Госуслуги), который заработал с 05.02.2025 года и уже на данный момент туда внесли порядка 685 000 иностранных граждан. Этот ресурс создан для отражения в нем нелегальных мигрантов, но обязанность уведомлять таких лиц на данный момент в законе не предусмотрена, сервис доступен для каждого и обновляется каждые четыре дня. Однако, по мнению автора, было бы удобным создать платформу, которая объединяла бы в себе несколько поисковых запросов (рис.5), которые можно было бы получить мгновенно без ожидания обработки запросов.

В 2025 году вышло множество изменений в области миграционного права, введены новые требования, документы, что предопределило появление и новых понятий. Иностранный гражданин имеет возможность работать в РФ либо по патенту (безвизовый режим), либо с разрешением на работу (визовый режим), а также если он имеет разрешение на временное проживание, что также дает ему право трудиться в России. Сама патентная система для мигрантов появилась достаточно давно, с 01.07.2010 года, что было шагом к легализации трудовых отношений иностранных граждан на территории РФ. Разрешение на работу оформляется в МВД РФ, появилось это понятие еще в 1998 году и тогда оно называлось «подтверждение на право трудовой деятельности в РФ».

Рисунок 5 – Обоснование расширения понятийного аппарата в сфере трудовой миграции

Источник: составлено автором

Сейчас этот документ выдается гражданам, с которыми у РФ не визового режима, например, страны ЕС. Список таких стран можно уточнить на сайте МИД РФ.

Еще одним вариантом трудоустройства является получение разрешения на временное проживание, которое действует три года, и этот документ является промежуточным звеном для оформления вида на жительства (дает иностранцу статус постоянно проживающего в РФ).

Все эти документы, по сути, дают юридическое право трудится на территории РФ на законных основаниях, что подводит нас к необходимости формирования такого понятия как право на работу для трудового мигранта [33]. Ведь все эти документы так или иначе представляют это право, но на различных условиях и с оформлением разных документов. По мнению автора, право на работу как самостоятельное понятие сформировалась под воздействием принятых за последнее время нормативно–правовых документов и факторов, влияющих на их создание, а также необходимости укрепления национальной безопасности страны, но при этом без ущерба экономическим интересам рынка труда (рис.5). Систематизация существующих научных подходов, а также учет социально-экономических аспектов, введение новых нормативных документов позволили предложить авторское определение «право на работу трудового мигранта» – законное право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывшего в Россию с соблюдением всех требований РФ трудоустроится в порядке, закреплённом действующим законодательством на момент его прибытия. На данный момент такой дефиниции нет в трудовом законодательстве по отношению к иностранным гражданам, однако, ужесточение контроля в области миграции создают объективную необходимость ее трактовки с учетом выявленных ключевых факторов и введенных на уровне федерального законодательства поправок в действующие документы и выпуск новых официальных бумаг.

Заключение. В 2025 году произошло множество изменений в миграционном законодательстве, контроль стал жестче и это обусловлено интересами национальной безопасности, множество стран давно пошли по пути усиленного контроля к въезжающим в их страну иностранцам. Россия всегда отличалась дружелюбием к своим соседям, с которыми ее связывает историческая дружба и постоянное сотрудничество, поэтому контроль, введённый в последние годы все же можно назвать разумным. Вместе с тем геополитическая картина в мире остается напряженной, требуя рационального и одновременно экономически целесообразного подхода для всех участников рынка труда, что возможно при введении новых инструментов регулирования трудовых взаимоотношений. Нововведения направлены не только на то, чтобы укрепить национальную безопасность страны, но и привлечь новых лиц, которые заинтересованы в России и видят в ней свое будущее.


Страница обновлена: 22.04.2025 в 11:13:14