Трудовая миграция в Евразийском экономическом союзе: проблемы, вызовы и решения

Давыденко Е.В.1
1 Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 1 (Январь-март 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Статья посвящена оценке миграционных процессов в Евразийском экономическом союзе в современных условиях. Автором проведен комплексный анализ динамики и структуры трудовой миграции в Евразийском экономическом союзе, выявлены проблемы и перспективы формирования единого рынка рабочей силы. В качестве элементов статьи, имеющих признаки научной новизны, автором разработаны рекомендации по усилению миграционного сотрудничества в Евразийском экономическом союзе. Сделан вывод, что ускорение формирования единого рынка рабочей силы Евразийского экономического союза выступает важным вектором развития интеграционной группировки. Эффективность формирования единого рынка рабочей силы Евразийского экономического союза во многом зависит от уровня и степени развития интеграции, а также усилий в этой сфере со стороны государств-членов Евразийского экономического союза. Результаты исследования могут быть использованы для моделирования стратегии миграционного сотрудничества Евразийского экономического союза.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, интеграционная группировка, Россия, трудовая миграция

JEL-классификация: O10, O15, R23



Введение

Глобализация мирохозяйственных связей проявляется, в частности, в усилении сотрудничества государств в миграционной сфере. Согласно Докладу Международной организации труда [1] и Отчету Организации экономического сотрудничества и развития о международной миграции [2], объем глобальной трудовой миграции по итогам 2022 года (последние опубликованные данные) составлял 167,7 млн человек. Трудовая международная миграция как форма реализации международных экономических отношений представляет собой весьма неоднозначное специфическое явление с точки зрения последствий для стран-реципиентов и доноров. С одной стороны, она выступает важным фактором и катализатором экономического развития, способствует повышению конкурентоспособности и устойчивости макроэкономических систем.

Однако в последние годы миграционный вопрос стоит весьма остро во многих государствах, негативно отражаясь на социальной сфере и криминогенной ситуации, требуя от правительств новых подходов к регулированию трудоустройств и интеграции мигрантов в национальные и региональные рынки труда. Актуальность темы исследования предопределяется тем, что формирование общего рынка рабочей силы является одним из важных направлений деятельности в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), способствуя углублению интеграционных процессов ЕАЭС.

Теоретическим и практическим аспектам трудовой миграции и ее воздействия на экономику государств-реципиентов и государств-доноров посвящено много монографических и экспертных исследований. В частности, разработке теоретических основ трудовой миграции и выявлению направлений и эффектов ее влияния уделено внимание в работах Омельченко Н.А., Асеева А.Д. [3], Моисеева А.В., Гусакова И.М. [4], Якшибаевой Г.В. [5], Дубровиной Е.В., Карташова С.А. [6], Андерсона Б., Хадки У., Рухса М. [7], Кастлса С., Миллера М. [8], Шольтена П. [9] и др. Вопросы хозяйственного потенциала, торгово-экономического и миграционного сотрудничества в ЕАЭС исследуются в научных трудах Агамирова К.В., Доровских Е.М., Орловой О.В., Соловяненко Н.И. [10], Никифоровой Н.А., Бариленко В.И., Бурцевой К.Ю. [11], Андриченко Л.В., Дутова П.О., Емельянова А.С. [12], Галас М.Л., Горошниковой Т.А., Федоровой И.Ю. [13] и др. Анализ динамики миграционных потоков в рамках ЕАЭС и выявление их специфики проведен в работах Осадчей Г.И. [14], Юдиной Т.Н. [15], Леденевой В.Ю. [16], Шкиотова С.В., Майоровой М.А., Маркина М.И. [17] и др. Вместе с тем, проблематика и перспективы миграционного сотрудничества в интеграционных группировках, в частности в ЕАЭС в современных условиях в недостаточной степени отражена в научной литературе. Кроме того, метаморфозы в миграционных потоках в рамках ЕАЭС, происходящие под воздействием геополитических и геоэкономических событий последних лет также нуждаются в пристальном изучении.

Цель исследования состоит в выявлении особенностей развития трудовой миграции в ЕАЭС, разработке и обосновании научно-практических рекомендаций по оптимизации миграционных потоков внутри ЕАЭС.

Научная новизна исследования заключается в разработке рекомендаций по оптимизации миграционных потоков в ЕАЭС в условиях новой реальности.

Авторская гипотеза предполагает, что увеличение миграционных потоков в ЕАЭС будет способствовать усилению интеграционных связей, равно как и наоборот.

Методология исследования. В процессе написания научной статьи использованы отдельные элементы методологии неоклассической и институциональной экономических теорий, концепции и модели миграции населения. Методами, использованными в научной статье, являются анализ, синтез, систематизация, индукция, дедукция, компаративный анализ.

В соответствии с целью научной статьи предполагается решение следующих задач:

- анализ нормативно-законодательной базы ЕАЭС и государств-членов по регулированию миграционной сферы;

- анализ объема, динамики, географической и отраслевой структур миграционных потоков в Евразийском экономическом союзе;

- выявление основных проблем, тормозящих формирование общего рынка рабочей силы в ЕАЭС;

- разработка рекомендаций по оптимизации миграционных потоков в рамках ЕАЭС.

Информационной основой исследования послужили нормативно-правовая документация Евразийского экономического союза по вопросам миграционного сотрудничества, законодательная база государств-членов ЕАЭС по регулированию миграционной сферы, статистика Евразийской экономической комиссии, Международной организации труда, Организации экономического сотрудничества и развития, доклады и отчеты экспертов, научные статьи зарубежных и отечественных ученых.

Основная часть

В контексте современных геополитических трансформаций, возрастающей конкуренции и турбулентности мировой экономики вопрос повышения макроэкономической мощи выходит на первые позиции в экономической и политической повестке большинства государств и интеграционных группировок. Не является исключением и ЕАЭС, функционирующий с 2015 года и включающий пять государств: Российскую Федерацию, Беларусь, Казахстан, Армению, Кыргызстан. Укрепление миграционного сотрудничества, оптимизация миграционных потоков и формирование единого рынка рабочей силы является одним из важных направлений деятельности Евразийского экономического союза.

Нормативно-правовая база миграционного сотрудничества ЕАЭС зафиксирована в следующих документах [18]: Договор №279 от 03.10.2014 «Договор о Евразийском экономическом союзе», Решение ЕЭК №12 от 11.12.2020 «О стратегических направлениях развития евразийской интеграции до 2025 года» [19], Декларация о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках ЕАЭС до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь» [20] и др. Учредительный Договор о ЕАЭС констатирует, что в ЕАЭС «обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики» [18]. Для граждан стран ЕАЭС действуют особые условия на рынке труда государств-членов ЕАЭС:

- не требуются никакие специальные разрешения и патенты для трудоустройства;

- не применяются меры защиты внутреннего рынка и квоты на допустимую долю иностранцев в отраслях экономики.

Работодатели также не обязаны платить за них взносы как за иностранцев. К 2019 году были урегулированы вопросы пенсионного, медицинского и социального страхования приезжающих работников. Таким образом, фактически в рамках ЕАЭС права трудовых мигрантов уравнены с правами местного населения. В 2021 году в странах ЕАЭС была введена в действие Цифровая унифицированная система поиска «Работа без границ». Данная система позволяет искать работу и подбирать сотрудников в режиме онлайн в национальных информационных системах стран ЕАЭС [18]. В целом интеграция в ЕАЭС в области миграции рабочей силы развивается поступательно и ее можно охарактеризовать достаточно позитивно. В соответствии с экспертной оценкой Внешэкономбанка реализация общего рынка труда от регламентированного Договором о ЕАЭС уровня составляет свыше 70% (для сравнения: рынок товаров – 65%, услуг – 45%, капитала – 40%) [21].

Формирование единого рынка рабочей силы осложняется тем, что на текущем этапе развития интеграционного объединения национальное миграционное законодательство государств-членов ЕАЭС не в полной мере гармонизировано. Более того, в последние годы страны-члены ЕАЭС ужесточают требования к прибывающим мигрантам. В таблице 1 приведены основные нормативно-законодательные акты, которыми регулируется привлечение мигрантов в государствах-членах ЕАЭС.

Таблица 1

Национальное миграционное законодательство государств-членов ЕАЭС

The national migration legislation of the member states of the Eurasian Economic Union

Россия
Казахстан
Беларусь
Армения
Кыргыз-стан
1. Кон-цепция государ-ственной миграцион-ной политики РФ на 2019-2025 гг. от 31.10.2018 №622
2. ФЗ «О правовом положении иностран-ных граждан в РФ» от 25.07.2002 №115-ФЗ (ред. от 09.112024)
3. ФЗ «О миграцион-ном учете иностран-ных граждан и лиц без граждан-ства в РФ» от 18.07.2006 №109-ФЗ (ред. от 25.12.2023)
1. Концепция миграционной политики Республики Казахстан на 2023-2027 от 30.11.2022 №961
2. Закон «О миграции населения» от 22.07.2011 №477-IV
1. Кон-цепция миграцион-ной политики на 2024-2028 от 23.01.2024 №48
2. На-циональная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2030 г. от 02.05.2017 №10
3. Закон «О внешней трудовой миграции» от 30.12.2010 №225-З (новая редакция от 30.12.2022 №233-З)
1. Закон «О занятости» от 28.12.2013 №ЗР-152
2. Закон «Об иностран-ных лицах» от 16.01.2007 №З-Р47
3. Кон-цепция мигра-ционной политики Кыргыз-ской Респуб-лики на 2021-2030 гг. от 04.05.2021 №191
3. Закон «О внешней миграции» от 17.07.2000 №61
Составлено автором

Отметим, что во всех государствах-членах ЕАЭС существует концепция миграционной политики, стратегический документ, в котором определяются ключевые направления реализации миграционной политики, приоритеты стран в миграционной сфере. Каждое государство-член ЕАЭС, выступая по отношению друг к другу как конкуренты, стремится привлекать трудовых мигрантов с учетом своих национальных интересов и производственных потребностей. В концепциях миграционной политики ряда государств (Кыргызстана, в частности) особое внимание уделено и вопросам эмиграции, что обусловлено важностью данного направления в этих странах. Широкий перечень разработанной документации в области миграционного сотрудничества в рамках ЕАЭС свидетельствует о глубоком интересе и внимании к данному направлению. Новые тренды на рынке труда, в частности, новейшие формы занятости такие как самозанятость, платформенная занятость, фриланс, дистанционный найм работодателем одного из государств ЕАЭС работника в другом государстве-члене для выполнения работы без открытия представительства в стране нахождения работника, приводит к появлению новых вызовов в контексте регулирования трудовой миграции в ЕАЭС. Кроме того, до сих пор не гармонизированы профессиональные стандарты и системы оценки квалификации. Также в рамках ЕАЭС стоит задача упрощения административных процедур в странах пребывания, предполагается дальнейшая работа по созданию полноценной цифровой экосистемы в сфере занятости граждан ЕАЭС – создание таких сервисов как информационная поддержка соискателей и работодателей, электронный трудовой договор, профориентационная диагностика и др.

Конкурентоспособность и экономический рост государств во многом определяется наличием, достаточностью и степенью квалификации трудовых ресурсов. Майкл Портер указывал, что данный параметр приводит к возникновению у страны устойчивых конкурентных преимуществ [22]. Реализация научно-технологической политики также во многом зависит от трудовых ресурсов, а в случае их дефицита, от притока рабочей силы извне. Соответственно обеспечение свободы перемещения рабочей силы, привлечение высококвалифицированных мигрантов будут способствовать повышению технологичности производственных систем государств-членов ЕАЭС и снижению их зависимости от западных государств.

В таблице 2 показана динамика притока мигрантов в государствах-членах ЕАЭС в 2014-2022 гг. В целом можно отметить резкое увеличение притока мигрантов в 2015 году, на следующий год после образования ЕАЭС. В период 2015-2022 гг. динамика трудовой миграции в ЕАЭС, несмотря на нестабильность, демонстрирует повышательный характер, что свидетельствует об интеграции в действии.

Таблица 2

Приток мигрантов в государства-члены ЕАЭС в 2014-2022 гг. (чел.)

The arrival of the migrants in the member states of the Eurasian Economic Union in 2014-2022

Страна-реци-пиент
Годы
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
2022
Арме-
ния
-
-
2199
2415
2970
3395
3960
3998
14895
Бела-
русь
6015
3317
2947
3223
5012
7861
6037
5221
3839
Казах-стан
10340
16349
25447
10185
34619
39978
43644
44644
76251
Кыр-
гыз-
стан
508
-
-
-
-
1
24
20
12
РФ
711318
933103
741105
470380
543425
596758
442103
584639
644620
Всего
728181
952769
771698
486203
586026
620993
495788
638522
739617
Составлено автором по: [23]

Среднегодовой поток трудовой миграции в ЕАЭС составляет порядка одного миллиона человек. Крупнейшим центром притяжения для трудовых мигрантов в ЕАЭС выступает Россия, далее расположены Казахстан. Армения, Беларусь и Кыргызстан (табл.2). Очевидно, что притягательность страны для мигрантов напрямую коррелируется с уровнем развития экономики, размером ВВП, макроэкономическим потенциалом. Основной страной-донором в рамках ЕАЭС является Кыргызстан.

При анализе качества трудовой миграции несомненное значение приобретает исследование отраслевой структуры миграционных потоков. Согласно статистическим данным Евразийской экономической комиссии, большинство трудовых мигрантов занято в сфере строительства (23%), затем следуют оптовая и розничная торговля (15%), транспортировка и хранение товаров (8%), обрабатывающая промышленность (5%) и сельское хозяйство (2%) [24]. К сожалению, в научно-технологической сфере мигрантов почти нет – таким образом, существенная доля трудовых мигрантов – это низкоквалифицированный персонал, что объясняется относительно низким уровнем экономического развития стран-доноров рабочей силы. Ключевым поставщиком высококвалифицированной рабочей силы на рынок трудовой миграции ЕАЭС выступает РФ. Данный тренд особенно проявился в начале специальной военной операции и в связи с мобилизацией, когда из РФ в основном в Казахстан и Армению массово стали уезжать высококвалифицированные специалисты. Указанные выше обстоятельства, а также ухудшение отношения к мигрантам и гонения на них в РФ изменили миграционные потоки в ЕАЭС, в результате чего трудовая миграция приобрела встречный характер.

Выделим ключевые тренды и особенности миграционного процесса в ЕАЭС:

- развитие интеграции в ЕАЭС способствует усилению и укреплению миграционного сотрудничества в ЕАЭС;

- несмотря на то, что миграция рабочей силы в ЕАЭС стала носить встречный характер, преимущественным реципиентом рабочей силы выступает РФ;

- основная страна-донор в ЕАЭС – это Кыргызстан;

- существенную долю мигрантов представляет низкоквалифицированный персонал;

- несмотря на продолжающийся процесс гармонизации миграционного законодательства стран-членов ЕАЭС, в последние годы в ряде государств-членов ЕАЭС ужесточаются требования к мигрантам, административные регламенты, что негативно сказывается на притоке мигрантов.

Резюмируя, в целом можно констатировать, что сотрудничество в области трудовой миграции в ЕАЭС динамично развивается. Однако на пути формирования единого рынка рабочей силы ЕАЭС стоят существенные проблемы: сильная дифференциация уровня развития экономики государств-членов, различающиеся приоритеты государств-членов в сфере трудовой миграции, отсутствие общей комплексной стратегии и программы по формированию единого рынка рабочей силы в рамках ЕАЭС и др.

С целью урегулирования миграционного сотрудничества и формирования единого рынка рабочей силы ЕАЭС можно порекомендовать реализацию следующих шагов и мероприятий:

- создание общей стратегии по формированию единого рынка трудовой миграции государствами-членами ЕАЭС с оценкой эффективности осуществляемых мероприятий и инструментов по его достижению;

- гармонизация национального трудового законодательства государств-членов ЕАЭС в области профессиональных стандартов и квалификаций;

- формирование комплексной цифровой экосистемы в сфере трудовой миграции для упрощения административных процедур;

- создание специализированного органа и специального бюджетного фонда в рамках ЕАЭС, содействующего реализации свободы перемещения мигрантов в интеграционной группировке и осуществляющего контроль за эффективностью данного процесса [20].

По нашему мнению, предложенные выше мероприятия будут способствовать созданию единого рынка рабочей силы Евразийского экономического союза и повысит устойчивость производственных комплексов государств-членов к внешним и внутренним факторам и рискам.

.

Заключение

На основании анализа миграционных потоков в ЕАЭС можно сформулировать ряд выводов и предложений.

Миграционные потоки служат одним из показателей интеграции стран ЕАЭС. С другой стороны, углубление интеграционных связей в ЕАЭС способствует усилению миграционного сотрудничества.

Формирование единого рынка рабочей силы Евразийского экономического союза выступает важным направлением развития интеграционной группировки. Необходимость принятия мер в реализации данного направления обусловлена геополитическими факторами и внутренней экономической потребностью государств-членов.

В настоящее время свобода перемещения рабочей силы Евразийского экономического союза осложняется отсутствием комплексной миграционной стратегии интеграционной группировки, дифференциацией степени экономического развития государств-членов, отсутствием полномочий у Евразийской экономической комиссии по разрешению спорных вопросов в области образования, профессиональных стандартов и классификаций. Каждое государство-член Евразийского экономического союза имеет собственные национальные интересы и специфические потребности в миграционной области, что препятствует выработке совместной стратегии действий. По мнению автора исследования, углубление интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза будет способствовать дальнейшей координации усилий стран по формированию единого рынка рабочей силы ЕАЭС и гармонизации миграционной политики. Дальнейшее развитие тематики исследования связано с оценкой эффективности воздействия трудовой миграции на экономическое развитие ЕАЭС и государств-членов, анализом влияния диджитализации на упрощение процедуры перемещения рабочей силы.

Формирование единого рынка рабочей силы в рамках ЕАЭС еще не полностью завершено. Современные вызовы диктуют новые вопросы для урегулирования в миграционной области. В частности, существует необходимость унификации подходов к регулированию новых форм занятости трудовых мигрантов, гармонизации профессиональных стандартов и квалификаций, разработки универсальной системы оценки уровня квалификации сотрудников.


Источники:

1. World Migration Report 2024. Organization for Migration. [Электронный ресурс]. URL: https://publications.iom.int/books/world-migration-report-2024 (дата обращения: 25.12.2024).
2. International Migration Outlook 2024. Oecd.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/en/publications/international-migration-outlook-2024_50b0353e-en/full-report.html (дата обращения: 25.12.2024).
3. Омельченко Н.А., Асеева А.Д. Государственная политика. Государственное управление. Миграционные процессы. - М.: ГУУ, 2020.
4. Моисеев А.В., Гусаков И.М. Современная трудовая миграция. - Москва: Русайнс. – 2025 c.
5. Якшибаева Г.В. Трудовая миграция как фактор социально-экономического развития региона. - Москва: КноРус, 2023.
6. Дубровина Е.В., Карташов С.А. Миграция сегодня от глобальных процессов до региональных тенденций. - М.: Директ-Медиа, 2024. – 144 c.
7. Anderson B., Khadka U., Ruhs M. Demand for migrant workers: institutional system effects beyond national borders // Journal of Ethnic and Migration Studies. – 2024. – № 5. – p. 1202-1225. – doi: 10.1080/1369183x.2023.2279741.
8. Castles S., Miller M. The age of migration: international population movements in the modern world. - London: MacMillan, 1993.
9. Scholten P. Introduction to Migration Studies. - Cham: Springer, 2022. – 500 p.
10. Агамиров К.В., Доровских Е.М., Орлова О.В., Соловяненко Н.И. «Зоны знаний» интеграционных объединений государств (ЕАЭС и ЕС). / сравнительно-правовое исследование. - М.: Проспект, 2021. – 176 c.
11. Никифорова Н.А., Бариленко В.И., Бурцева К.Ю., Боровицкая М.В., Шнайдер В.В. Анализ экономического состояния, перспектив и рисков пространства ЕАЭС. / Монография. - Москва: КноРус, 2021. – 162 c.
12. Андриченко Л.В., Дутов П.О., Емельянов А.С., Зырянов С.М., Плюгина И.В., Семыкина О.И., Чудиновских О.С. Миграционная правовая политика России: тенденции и пути развития. - М.: Юридическое издательство Норма, 2024. – 288 c.
13. Галас М.Л., Горошникова Т.А., Федорова И.Ю. Миграционный потенциал российских регионов и перспективы Евразийского рынка труда. / Монография. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2023. – 225 c.
14. Осадчая Г.И., Юдина Т.Н. Миграционные процессы в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) в контексте демографической безопасности // Россия в полицентричном мировом порядке: вызовы и новые парадигмы развития: Материалы Х Всероссийского конгресса РАПН с международным участием. Москва, 2024. – c. 468-469.
15. Юдина Т.Н. Динамика развития миграционных связей между странами ЕАЭС: итоги десятилетия // Интеграционные процессы в Евразии: состояние, вызовы, перспективы: Материалы II международной научно-практической конференции Респ. Беларусь. Минск, 2024. – c. 312-321.
16. Осадчая Г.И., Леденева В.Ю., Юдина Т.Н. Политика интеграции в отношении зарубежных мигрантов: институциональные аспекты // Вопросы управления. – 2024. – № 3(88). – c. 69-80. – doi: 10.22394/2304-3369-2024-3-69-80.
17. Шкиотов С.В., Майорова М.А., Маркин М.И. Исследование спилловер-эффектов трудовой миграции на пространстве ЕАЭС // Universum: экономика и юриспруденция. – 2024. – № 1(111). – c. 17-24. – doi: 10.32743/UniLaw.2024.111.1.16458.
18. Нормативно-правовая база научно-технического сотрудничества. Eec.eaeunion.org. [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_makroec_pol/sci-tech/npa-nts.php (дата обращения: 05.01.2025).
19. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.12.2020 «О стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года». Docs.eaeunion.org. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01428320/scd_12012021_12 (дата обращения: 12.12.2024).
20. Декларация о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь». Docs.eaeunion.org. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01443175/ms_26122023 (дата обращения: 14.12.2024).
21. Проект «Работа без границ» стартовал в ЕАЭС 01.07.2021. Евразийская экономическая комиссия. [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org/news/proekt-rabota-bez-granic-startoval-v-eaes/ (дата обращения: 14.12.2024).
22. В ЕАЭС задача обеспечения свободы передвижения рабочей силы решена в значительной степени 28.11.2023. Евразийская экономическая комиссия. [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org/news/v-eaes-zadacha-obespecheniya-svobody-peredvizheniya-rabochey-sily-reshena-v-znachitelnoy-stepeni/ (дата обращения: 14.12.2024).
23. Портер М. Международная конкуренция. - М.: Международные отношения, 1993.
24. Статистические данные. Евразийская экономическая комиссия. [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/315/mahw7tciui68gglw2im55xrc1992t5d0/Svedeniya-1-polugodie-2024.pdf (дата обращения: 25.12.2024).
25. Около миллиона человек составляет среднегодовой поток трудовой миграции в ЕАЭС 01.10.2024. Евразийская экономическая комиссия. [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org/news/speech/okolo-milliona-chelovek-sostavlyaet-srednegodovoy-potok-trudovoy-migratsii-v-eaes/ (дата обращения: 25.12.2024).

Страница обновлена: 13.03.2025 в 20:23:45