Совершенствование и развитие международной миграции трудовых ресурсов на современном этапе развития человечества

Магомедов Ш.Д.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 6 (Июнь 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67898523

Аннотация:
Статья посвящена вопросам решения проблем и сложностей, которые имеются в области обеспечения миграционных процессов на международном уровне, которое по мнению автора должно строиться только с обязательным анализом и комплексной характеристикой. Данное исследование анализирует современные вызовы и перспективы управления международной миграцией трудовых ресурсов, опираясь на решение проблем путем комплексного подхода и углубленного анализа. В статье рассматривается необходимость внедрения новых методологических и правовых аспектов для эффективного управления миграционными потоками трудовых ресурсов.С помощью комплексного правового подхода представляется возможным достигать максимальной эффективности в решении проблем миграции и реализовывать задачи по увеличению благополучия и эффективности деятельности граждан. Основной научной проблемой, решаемой в статье, является разработка ключевых рекомендаций по устранению системных проблем в отрасли трудовой миграции. Исследование может вызвать научный интерес у экспертов в области международных отношений, экономики, политики. Также статья будет полезна для практикующих специалистов и государственных служащих, которые имеют прямое отношение к формированию миграционной политики и к сфере управления ресурсами трудовой миграции

Ключевые слова: глобализация, международная трудовая миграция, миграционные процессы, организация труда, трудовая сила



Введение

Современные мировые хозяйственные и демографические процессы связаны с крупными механизмами глобализации и интернационализации производства. Без использования мировых процессов миграции невозможно обеспечить комплексное функционирование всего хозяйственного комплекса и любого государства. Каждая страна имеет в этой системе своё определённое место, поскольку через её территорию может мигрировать большое количество населения, имеющего все необходимые навыки, знания и способности, позволяющие организовать трудовую деятельность. В этом вопросе особенное внимание нужно уделять оценке количественных и качественных характеристик, способствующих совершенствованию миграционных процессов. Перемещение людей из различных мест в другие положительно сказывается на разнообразных сферах жизни общества. В сфере международных отношений миграционные потоки влияют на построение связей и контактов между странами, изменяя тем самым структуру и состав рынков труда. Подобные процессы обладают положительными и отрицательными последствиями, а также комплексными результатами, и, безусловно, являются актуальными для изучения.

Теоретическое изучение миграции началось в иностранных источниках ещё в начале XIX века. Первооткрывателем в этом вопросе выступил историк и археолог, который родился в Британии, и его звали Э. Равенштейн [19, с. 167-168]. Данный автор сформировал базовые основы в развитии теории миграции населения, и акцентировал внимание на всех последствиях миграции демократического характера [5, c. 215-216] Впоследствии, в XX столетии интерес к проблемам миграции широко распространился в рамках экономики, социологии, политологии и других смежных науках. Сегодня стоит констатировать, что миграция и её смежные процессы привлекают внимание широкого круга исследователей, присутствующих в различных формах и видах научного знания, а также направлениях деятельности. Объясняется это в первую очередь тем, что в мире активно распространяется процесс глобализации.

В рамках отечественной литературы термин «миграция» представлен в различных научных кругах, и общее количество трактовок этой категории достигает 40 единиц. Но, нужно констатировать, что большинство из этих трактовок не в полном объёме соответствуют современной действительности и тем требованиям, которые существуют в рамках изучения данных процессов. С точки зрения традиционного подхода, миграция населения представляет собой переселение или перемещение граждан, которое может быть связано со сменой их места жительства. Но, нужно понимать, что в современном значении этот термин представлен в более широком понимании. В частности, согласно мнению Рязанцева С. В. миграция в широком смысле слова является перемещением в территориальном выражении, которое может быть совершено между разнообразными населёнными пунктами нескольких или одной административно-территориальной единицы вне зависимости от длительности, регулярного характера или целевого направления всех операции [13, c. 104-106].

Воронина Н. А. полагает, что миграция населения является механическим перемещением людей из одной точки в другую в рамках территориальных изменений. Миграция может быть связана с перемещением людей как внутри государства, так и между странами исходя из воздействия разнообразных внутренних и внешних факторов. По мнению автора, среди таких факторов, нужно выделить следующие: социально-экономическая политика; военно-политический набор мероприятий; особенности исторического или экономического развития некоторых регионов страны [3, c. 55-57].

Капицын В. М. указывает, что миграция населения представляет собой перемещение граждан в рамках конкретной территории, которое может быть связано с пересечением внутренних и внешних границ для того, чтобы на постоянной основе сменить место жительства, или временно переместиться на другую территорию [6, c. 109-110]. Все эти действия осуществляются для трудовой работы или учёбы в независимости от воздействия внутренних и внешних факторов, которые могут иметь притягивающую или отталкивающую основу.

Проведя анализ представленных точек зрения, нужно отметить, что одним из ключевых признаков, позволяющих описывать мобильность и процесс перемещения мигрантов, будет территориальный компонент. Следствием организации миграционных процессов будет изменение географического расположения населения в конкретном государстве или регионе.

Целью автора данного исследования является разработка ключевых рекомендаций по устранению системных проблем в отрасли трудовой миграции.

Отдельно стоит отметить важность исследования международной трудовой миграции, так как благодаря разделению труда между всеми странами мира, трудовые мигранты перемещаются между государствами, способствуя повышению эффективности национальных экономических систем. Однако, среди существенных проблем трудовых мигрантов можно выделить дискриминацию по различным признакам, отсутствие скоординированной государственной миграционной политики, проявление негативного отношения местного трудового населения к мигрантам, различные болезни и отсутствие достаточного уровня социальной поддержки мигрантов. Все эти моменты в условиях прошедшей коронавирусной инфекции и вызванной ею пандемией обострились, так как многие трудовые мигранты застряли в тех странах, где они работали, и долгое время не могли вернуться к себе на родину. В целом нужно констатировать, что комплексно решить все представленные проблемы можно только с учётом скоординированных действий всех участников международной экономической системы. Значимость трудовых мигрантов в современном мире высока, поскольку их действия приводят к расширению производственных возможностей и государство имеют реальную способность достигать новых конкурентных преимуществ. Практическая значимость представленного исследования заключается в создании перечня рекомендаций, связанных с ликвидаций ключевых проблем в области международной трудовой миграции.

Новизна обусловлена выявлением современных тенденций международной миграции при влиянии на нее глобальных событий.

Основные проблемы реализации миграционной политики за рубежом и в Российской Федерации

Опираясь на оценку Европейского миграционного процесса в отношении трудовых мигрантов, нужно отметить, что приблизительно до 2015 года политические преобразования в этой системе были ориентированы на возможность поддерживать мультикультурализм [14, c. 31-33]. В рамках этих действий Европейский регулятор, занимающийся обеспечением миграционной политики, старался формировать социальное и инновационное развитие путём привлечения трудовых мигрантов [10, c. 92-95]. Максимально эффективно была отлажена процедура по социальной адаптации новых трудовых мигрантов, прибывающих на территорию Европейского союза. Отдельно был запланирован объём трудовых мигрантов и тех граждан, кто старались приобрести политическое убежище в Европейском союзе. Все эти действия изначально были сформированы с учётом получения определённых межгосударственных квот на привлечение иностранцев, и их поддерживали, а также позволяли проводить интеграцию в языковую и культурную среду этого общества. Более того, до этого периода времени миграционная политика Европейского союза строилась с учётом длительных проектов, в рамках которых имелся приоритет трудовой миграции, рамках чего происходила дальнейшая натурализация приезжающих людей. Важнейшим достижением этой модели реализации миграционной политики выступило создание комплексной инфраструктуры по межнациональным урегулированию большинства миграционных систем и процессов. Они происходили благодаря универсальному характеру миграционной политики всех государств, входящих в структуру Европейского союза, и там происходило использование принципа взаимной ответственности и помощи.

Эффективная европейская миграционная политика существовала благодаря строжайшему планированию числа всех прибывающих мигрантов на эту территорию, и её значимость обусловлена огромным количеством прибывающих мигрантов. Но, несколько ключевых проблем развития миграционной политики в Европейском союзе привели к кризису и дальнейшему неконтролируемому притоку мигрантов в некоторые европейские страны [9, c. 1-2].

Первой существенной проблемой выступил значительный рост внутренних элементов социально-экономической дифференциации между странами. Связано это с тем, что последними государствами, которые вошли в состав Европейского союза, выступили государства Восточной Европы и Прибалтики. Они активно входили в состав внутри европейской трудовой миграции. По итогу количество трудовых мигрантов в странах Западной Европы увеличилось, а на востоке население уменьшилось. Потеря трудового населения в странах Восточной Европы привело к тому, что произошёл крупный дефицит квалифицированных трудовых кадров. В связи с тем, что в Восточной Европе количество трудовых мигрантов уменьшилось, то это привело к увеличению следующих проблем социального характера: новые трудовые мигранты стали активно вытеснять местное население из тех отраслей, где нет большого количества требований к опыту работы или профессиональной подготовке. Все прибывающие трудовые мигранты пытались активно вытеснять местное население из тех отраслей, где не было больших требований к уровню образовательной деятельности или профессиональному опыту работы. Слабый социальный статус прибывающих мигрантов, а также недостаточный показатель подготовки, ограничивал возможности их социализации. Всё это привело к тому, что начиная с 2017 года в ранее благополучных городах Европы начали появляться крупные трущобы и гетто, где находилось большое количество мигрантов.

Следующей проблемой, в рамках преодоления которой европейская миграционная политика показала свою недостаточную эффективность, выступил полный разрыв в процессе качественной реализации всех инициатив миграционного уровня с государствами, выступающими в качестве участников Европейского Союза. Отсутствие единства подходов в изучении и возможности реализовать европейскую миграционную политику, привело к её краху и упадку. Руководство Европейского Союза пыталось обеспечить стандартизацию и унификацию национальных органов регулирования, но, централизованное финансирование не дало возможности обеспечивать полноценный уровень эффективности. Негативным последствиям этих действий выступило ухудшение взаимоотношений между национальными миграционными службами, работающими в рамках Европейского Союза. Ярко эта проблема проявилась в том вопросе, когда власти Германии и Греции, а также Италии не регулировали потоки трудовых мигрантов, и тем самым всячески способствовали вовлечению мигрантов в систему Европейского развития [2, c. 26-27].

Третьей существенной проблемой, в рамках которой миграционная политика на территории стран Европейского союза не показала свою эффективность, является отсутствие планового управления потоками иностранных трудовых мигрантов, начиная с середины прошлого десятилетия. В связи с тем, что произошла дестабилизация отношений в Тунисе и Египте, а также Ливия и Сирия были разрушены как суверенные государства, произошёл резкий скачок неконтролируемого количества мигрантов, которые пытались перебраться в европейские страны для получения высокой зарплаты и повышения уровня жизни. Страны Южной Европы, желая пропустить через свою территорию трудовых мигрантов, и перенести весь груз ответственности на Центральную и Северную Европу, не учли тот факт, что некоторые из этих мигрантов всё же останутся на территории их государств.

Следующей зоной реализации международной миграционной политики выступает постколониальная модель [16, c. 73-74]. Она используется во многих бывших колониях, которые относились к Британской Империи. В начале XXI столетия эти государства обладали огромным количеством демографических проблем, и у них не получилось с помощью коренного населения повысить эффективность трудового рынка. Среди таких стран необходимо отметить Новую Зеландию, Австралию, Канаду. Миграционная политика, которая проходит на территории этих стран, ориентируется так же, как и европейская на привлечение долгосрочных трудовых мигрантов, которые в перспективе смогут интегрироваться в это общество. В Австралии и в Канаде так же, как и на территории Европы имеется жёсткий и прозрачный отбор всех кандидатов, так как приоритет отводится тем гражданам, кто владеет английским языком, определённым уровнем подготовки и квалификации [6, c. 112-114]. Однако, ключевой особенностью этой политики выступает полное отсутствие проявления фактора мультикультурализма. Все те люди, кто желают жить и работать на территории Канады и Австралии, должны разделять ценности местного общества, что подтверждают различные высказывания политиков в этих странах.

Сравнивая этот процесс управления трудовой миграции с европейской моделью, нужно отметить, что в постколониальных странах он обладает более эффективным и действенным результатом. Но, важно отметить, что имеется такой фактор, как географический, поскольку эти три государства удалены, и не обладают потенциальными миграционными донорами. Присутствующие жесточайшие визовые режимы этих стран не всегда дают возможность людям приезжать туда на работу, так как билеты на самолёты стоят больших денег, и в этом вопросе представленный момент является существенной проблемой. Полагаем, что перспективной угрозой, которая будет нарушать эффективность построение миграционной политики в отношении трудовых мигрантов в этих странах, является ужесточение миграционных действий [18, c. 21-24]. Если эти действия будут усилены, то количество людей, желающих работать там, уменьшиться, поскольку доступность государств достаточно проблематична в географическом плане.

Механизмы миграционной политики азиатского типа были созданы в тех государствах, которые не обладают проблемами, связанными с уменьшением числа собственного населения. Но, подобные действия развиваются благодаря тому, что они заинтересованы в повышении скорости собственного роста и экономического развития благодаря привлечению квалифицированных специалистов. Стоит учитывать, что условиях общего международного миграционного кризиса, который был связан в том числе и с пандемией коронавирусной инфекции, в страны азиатского мира прибывает достаточно большое количество мигрантов, так как у них существует либеральный визовый режим. В отношении иностранных трудовых мигрантов, у которых не имеется достаточного уровня квалификации, всё происходит с точностью до наоборот, так как они не приветствуют таких работников. Во многом миграционная политика таких стран как Китай, Япония, Южная Корея и Индия, направлена на привлечение краткосрочных мигрантов квалифицированного уровня, а также инвесторов, которые не заинтересованы в перспективе обеспечивать натурализацию [17, c. 108-109]. Фактически, основных приоритетов по интеграции и социализации трудовых мигрантов в это общество в странах не имеется. Более того, уровень социальной поддержки мигрантов и членов их семей практически нулевой, поскольку в целом интереса их привлекать не имеется у властей. Данный вопрос является проблемным, и тем самым его нужно решать на комплексном уровне.

Во многих азиатских странах бизнес-иммиграция активно поддерживается с помощью государственных органов власти, так как такие люди или организации приобретают крупные налоговые преференции, и для них существует упрощённый процесс приобретения визы. Квалифицированные трудовые мигранты также находятся в почёте в этих странах, и таким образом они имеют возможность получать большие заработки. Некоторые азиатские страны, среди которых выделяются Южная Корея, Япония, Малайзия и Сингапур, столкнулись с огромным количеством неквалифицированных трудовых мигрантов, которые начали переезжать со стороны Мьянмы, Камбоджи, Индонезии и Бангладеша [12, c. 71-73]. Для ликвидации вероятных экономических и социальных проблем в системе трудовой миграции такой рабочей силы государства начали использовать сезонные визы отраслевого характера. Более того, ещё одной специфической чертой миграционной политики в азиатских странах будет присутствие эффективных действий, на основании которых органы государственной власти уменьшают общее воздействие на уровне функционирования внутреннего рынка рабочей силы, не имеющей достаточного показателя квалификации. «Мягкую политику» иммиграции жителей, активно проводят органы власти Китая, Индонезия, Таиланда и Вьетнама. Например, в рамках миграционного законодательства Таиланда существует гендерная дискриминация, согласно которой если азиатка вышла замуж за иностранца, то ей рекомендуется уехать из страны. Но, если азиат женился на иностранке, то ему рекомендуется проживать на родине.

Полагаем, что максимальная эффективность реализации азиатской миграционной политики будет существовать до того момента, пока она обладает жесткими дискриминационными компонентами, поскольку в этом случае требуется необходимой показатель квалификации для иностранных работников, желающих функционировать на территории этой страны. Если будет происходить какой-либо набор действий по обеспечению модернизации миграционной политики в этом вопросе, связанный с либерализацией или демократизацией, то это приведёт к краху, и огромному наплыва иностранных работников. Причём стоит отметить, что подобный наплыв мигрантов будет существенно больше, чем во многих европейских странах, что, несомненно, приведёт к ухудшению положения на рынке труда.

В Российской Федерации так же присутствуют свои проблемы в рамках организации международной трудовой миграции. Их необходимо охарактеризовать и представить предложения по их устранению.

Первой существенной проблемой выступает нехватка квалифицированных мигрантов, которые могут работать на предприятиях данного города. Миграционная политика Российской Федерации строится на основе применения селективного подхода. Более того, проводится дифференциация всех режимов миграции, поскольку это важно для разнообразных групп и категорий мигрантов [15, c. 128-132].

Часть работодателей вовсе разочаровывается в использовании мигрантов, как инструмент для ликвидации собственных проблем. Некоторые работодатели считают, что уровень квалификации мигрантов является явно недостаточным, и они как сотрудники не позволяют предприятию развиваться [7, c. 104-106]. Часть работодателей вовсе исключают возможность брать на работу трудовых мигрантов, пытаясь заменить их на других работников.

Далее стоит рассмотреть такую проблему, которая заключается в формировании нелегальных посредников в механизме трудоустройства. Проблемы в поиске легальной работы стали основой для расширения альтернативных технологий её анализа и возможности найти. Особенно важно сказать в этом случае, что сегодня численность мигрантов, пытающихся найти деятельность профессионального уровня с помощью знакомых и родственников на территории Российской Федерации, составляет более чем 70% [4, c. 44-45].

Проявление нелегального трудоустройства мигрантов выступает следующей существенной проблемой обеспечения качественной миграционной политики на территории Российской Федерации. Работодателю сегодня достаточно просто с использованием частной незаконной процедуры набрать себе работников-мигрантов, минуя все основные формальные компоненты. За умеренную и адекватную плату на теневом уровне российской экономики можно быстро найти все разрешения и справки.

В соответствии с вышеупомянутой информацией необходимо сказать о том, что решение всех проблем и сложностей, которые имеются в области обеспечения миграционных процессов на международном уровне, должно строиться только с обязательным анализом и комплексной характеристикой. Несмотря на тот факт, что международная миграция трудовой силы существует под воздействием крупнейших механизмов глобализации и интернационализации производства, имеются свои локальные очаги проблем, возникающих в конкретном государстве, где трудовые мигранты сталкиваются с множеством сложностей. Международному сообществу в этом вопросе важно обеспечивать комплексный правовой подход, благодаря которому страны смогут разработать единые методологические и правовые позиции. С помощью этих позиций представляется возможным достигать максимальной эффективности в решении проблем и реализовывать задачи по увеличению благополучия и эффективности деятельности граждан.

Прогнозы по развитию международной трудовой миграции и способы устранения проблем в данной сфере

Развитие международной трудовой миграции строится с учётом основных тенденций и в связи с ликвидацией комплексных проблем, с которыми сталкиваются многие страны в мире. Автором работы были обобщены основные позиции по вопросам развития в дальнейшем международной трудовой миграции и представлены следующие прогнозы:

Таблица 3 – Ключевые тенденции и направления развития международной трудовой миграции [1, c. 66-67]

Направление
Характеристика
1
2
Минимизация отрицательных компонентов миграции
Ликвидация основных движущих сил, вызывающих вынужденную и нелегальную миграцию путём снижения нищеты, нарушенных прав человека или различных вооружённых конфликтов Обеспечение дополнительной политики в сфере пограничного контроля Сотрудничество между странами в вопросах борьбы против торговли людьми Комплексная ратификация договоров о недопущении торговли людьми и незаконного ввоза мигрантов
Развитие положительных миграционных результатов для стран, откуда выезжают мигранты
Улучшение технологии денежных переводов и снижение комиссии Внедрение справедливой практики найма персонала Поддержка программ по добровольному возврату мигрантов Улучшение процесса передачи знаний и навыков от квалифицированных кадров Поощрение национальных диаспор
Развитие положительных миграционных результатов для стран, куда въезжают мигранты
Применение временной трудовой миграции для ликвидации потребностей на рынке труда Привлечение новых квалифицированных трудящихся мигрантов Использование различных навыков для развития представителей диаспоры в бизнесе Комплексная связь и поддержка между миграционной политикой и торговыми изменениями
Улучшение основных результатов миграционных изменений и процессов в целом
Обязательное использование миграционной политики в каждой программе развития государства Осуществление новых исследований по вопросам обеспечения связей между миграцией и развитием государства Развитие партнёрских связей и отношений с целью обеспечения управления трудовой миграцией путём привлечения бизнеса
Обеспечение защиты прав мигрантов
Постоянная борьба с дискриминацией, ксенофобией и расизмом Применение в отношении трудовых мигрантов современных стандартов трудовой деятельности Защита мигрантов от злоупотребления в их сторону Долгосрочная интеграция мигрантов в общество

Для совершенствования международной миграции на территории Российской Федерации в вопросах влияния трудовых мигрантов автор работы представил следующие основные предложения:

Уровень эффективности миграционной политики в области трудовых мигрантов будет зависеть от качества формирования правовых актов, а также в связи с их практическим использованием на территории всей Российской Федерации, и её регионов. Степень результативности мероприятий по противодействию коррупционным правонарушениям в ходе построения качественного государственного надзора и контроля в области миграции позволит улучшить перемещение трудовых мигрантов. Важно учитывать ответственность за нарушение трудового и миграционного законодательства, поскольку в этом случае неизбежно будет сформирована определённая группа мер по принудительному изменению сложившейся ситуации [11, c. 25-30]. Для реализации представленного тезиса, автором работы будут представлены следующие основные критерии, позволяющие оценить уровень эффективности реализации миграционной политики государства:

1. Показатель выполнения правовых актов в области миграционной политики в Российской Федерации. Полагаем, что на наш взгляд уровень выполнения данного критерия должен составлять как минимум 85%. Данный показатель имеет достаточно обоснований: эффективность борьбы государственных структур с нелегальной миграцией, обеспечение экономического развития путем регулирования трудовых потоков, поддержание общественной стабильности государством для избежания конфликтов на этнической почве.

2. Исполнение основных заданий согласно программам и прогнозам, которые будут связаны с показателями отраслевого назначения в рамках управления трудовыми потоками. Например, при приезде трудовых мигрантов на территорию России, 100% из них должны пройти в обязательном порядке курсы по обучению русскому языку.

3. Выполнение комплексного плана эффективности, в рамках которого производится анализ и характеристика уровня трудовой производительности, рентабельности, степени энергоёмкости, проявления инновационной активности приезжающих трудовых мигрантов.

4. Обязательное соблюдение всех требований и рекомендаций, которые разрабатывают специальные уполномоченные органы власти, занимающиеся формированием миграционной политики в государстве.

5. Оценка и учёт кадров, которые занимаются развитием миграционных процессов на уровне субъектов и всей федерации. Критериями для оценки кадров, работающих в сфере организации миграционной политики, считаются такие как: стаж профессиональной деятельности; уровень полученного профессионального образования (среднее или высшее); наличие педагогических и управленческих навыков, оценка которых происходит по 10-балльной шкале, согласно проведённому комплексному тестированию.

Представляется возможным отметить, что для увеличения эффективности использования всех процедур административного характера, которые применяются в области трудовой миграции на территории Российской Федерации, и с целью использования профилактических мер, для предупреждения и пресечения нарушений миграционного законодательства, особенное внимание важно уделять применению современных технологий цифрового уровня, а также технических и информационных средств защиты. Для реализации этого направления важно обеспечивать полноценную интеграцию трудовых мигрантов с современными порталами и сервисами. Например, в том случае, если трудовой мигрант официально зарегистрирован и имеет соответствующую трудовую визу, на сайте «Госуслуги» мы рекомендуем создать специальный личный кабинет мигранта, где он сможет получать все необходимые услуги от органов власти. Там будут присутствовать инструкции, в которых отражены основные нюансы обращения мигранта в органы власти РФ. При этом необходимо организовать данный личный кабинет таким образом, чтобы мигрант имел возможность выбирать свой родной язык для изучения инструкций, добавив туда поддержку языков всех стран бывшего СССР, а также английский, китайский, французский и немецкий. Всё это позволит максимально быстро и эффективно обеспечивать интеграцию мигрантов в современное российское общество и формировать прочную связь с социумом.

Дальнейшее развитие миграционного законодательства на территории Российской Федерации должно строиться на внедрении простых и понятных правил, которые будут исполняться гражданами, а также полностью отвечать всем целям, задачам и принципам миграционной политики субъекта Российской Федерации. Акты нужно формировать в полной свободе от всех барьеров административного уровня и иных издержек. Полагаем, что с учётом современного развития информационных технологий и того, что многие люди сегодня пользуются электронными гаджетами, предлагаем создать бумажную и электронную версию так называемого «Кодекса трудового мигранта». Данная брошюра будет содержать в себе основные и базовые правила действий приезжающего трудового мигранта на территорию Российской Федерации с учётом его национальной принадлежности, языка и других факторов. Первоначальные инструкции в этом плане позволят трудовому мигранту из другой страны понять, что он приехал в демократическое и правовое государство, где все участники процесса равны между собой и необходимо соблюдать нормы права.

Далее стоит выделить несколько ключевых направлений развития миграционной политики в отношении трудовых мигрантов, которые можно реализовать на территории Российской Федерации.

В рамках совершенствования организационных и правовых механизмов, которые способствуют урегулированию процесса въезда в Российскую Федерацию, и пребыванию на его территории трудовых мигрантов, нужно внедрять следующие меры:

1. Обеспечивать прозрачность и простоту всех процедур, связанных с въездом на территорию страны и субъекта, а также упростить оформление виз. Если мигрант уже имеет трудовую визу или разрешение на работу, то с помощью вышеупомянутого личного кабинета мигранта на сайте «Госуслуги» важно добавить возможность автоматически продлевать визу или разрешение при предоставлении следующих основных документов: паспорт мигранта; разрешение от работодателя, которое он должен составить с учётом специальной формы и отразить факт продолжения работы мигранта в данной организации; справку о временной прописке или месте проживания.

2. Развивать технологии по реализации программы, которая связана с содействием добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом. Особенно важно в таком случае скорректировать все условия для переселения на территорию Российской Федерации специалистов самых востребованных профессии сегодня. На наш взгляд, важно концентрировать финансовые средства и ресурсы для полноценного содействия добровольному переселению соотечественников на территорию Российской Федерации с целью увеличения эффективности использования всех необходимых финансовых ресурсов.

3. Развитие технологий по регулированию числа привлекаемых иностранных трудовых мигрантов исходя из анализа и учёта ситуации на отечественном трудовом рынке. Ежегодно федеральным органам государственной статистики необходимо выпускать специальные сборники, в которых даётся аналитический обзор рынку трудовых мигрантов для того, чтобы работодатели могли ознакомиться с ним и понять, сколько работников.

На основании представленной выше информации, которая связана с комплексным рассмотрением основных направлений по совершенствованию политики в сфере трудовой миграции на территории Российской Федерации, нужно обязательно отметить, что только на базе систематических действий в этом вопросе и при помощи взаимосвязанных норм права есть возможность улучшить миграционную политику на внутреннем и внешнем уровне. Все основные действия, которые связаны с обеспечением качественной и прозрачной миграционной политики в Российской Федерации и всём мире будут зависеть от взаимодействия органов власти, представителей гражданского общества, а также на основе привлечения международных организаций.

Заключение

Большинство цивилизованных и высокоразвитых стран мира осуществляют попытки качественным образом урегулировать вопросы обеспечения миграции, тем самым создавая необходимое правовое поле. Выбор тех или иных актов и механизмов реализации внутренней политики будет прямо связан с защитой всех национальных интересов, и стоит принимать к вниманию созданную ситуацию, которая имеется в рамках действующего рынка труда каждой страны. Специальные конвенции Международной организации труда и Организации Объединённых Наций играют существенную роль в обеспечении комплексной и многоуровневой системы регулирование трудовых мигрантов на национальном уровне.

Решение всех проблем и сложностей, которые имеются в области обеспечения миграционных процессов на международном уровне, должно строиться только с обязательным анализом и комплексной характеристикой. Несмотря на тот факт, что международная миграция трудовой силы существует под воздействием крупнейших механизмов глобализации и интернационализации производства, имеются свои локальные очаги проблем, возникающих в конкретном государстве, где трудовые мигранты сталкиваются с множеством сложностей. Международному сообществу в этом вопросе важно обеспечивать комплексный правовой подход, благодаря которому страны смогут разработать единые методологические и правовые позиции. С помощью этих позиций представляется возможным достигать максимальной эффективности в решении проблем и реализовывать задачи по увеличению благополучия и эффективности деятельности граждан.


Источники:

1. Амбарцумов С. С. Тенденции миграционной политики России // Вестник магистратуры. – 2022. – № 10-2 (133).
2. Болотова Ю. А. Проблемы европейской миграционной политики // Символ науки. – 2021. – № 12-2. – c. 26-28.
3. Воронина Н. А. Международное право и миграционное законодательство стран СНГ: (историко-правовой анализ). / монография. - ИГП РАН. М.: Изд. дом ГУУ, 2015. – 303 c.
4. Зорин В. Ю. Миграционная обстановка в Российской Федерации: проблемы и решения // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. – 2019. – № 3 (39). – c. 40-50.
5. Калимуллина Э. Р. Законы Е. Г. Равенштайна в сфере объективных условий и субъективных факторов миграции: современная интерпретация // Казанский педагогический журнал. – 2015. – № 5-1. – c. 215-218.
6. Капицын В. М. Миграционная политика: опыт России и зарубежных стран. / учебник. - Москва: ИНФРА-М, 2023. – 418 c.
7. Красинец Е. С. Международная трудовая миграция в развитии современной России // Народонаселение. – 2022. – № 2. – c. 104-115.
8. Михеев Д. В. Миграционная политика стран Северной Европы и ее изменение в условиях миграционного кризиса (2014-2016 гг.) // Исторический журнал: научные исследования. – 2017. – № 6. – c. 112-120.
9. Орешко М. Н. Кризис миграционной политики ЕС // Инновационная наука. – 2019. – № 9. – c. 134-135.
10. Пасякина Л. С. ЕС и трудовая миграция // Современная Европа. – 2011. – № 3 (47). – c. 92-105.
11. Попова С. М., Яник А. А., Карпова С. Ф. Трансформация миграционной политики России: этапы, особенности, проблемы (1989-2023) // Административное и муниципальное право. – 2023. – № 4. – c. 24-51.
12. Преображенская А. А., Князев П. Ю. Формирование миграционной системы в Юго-Восточной Азии // Международная торговля и торговая политика. – 2018. – № 4(16). – c. 71-89.
13. Рязанцев С. В., Леденева В. Ю., Мищук С. Н. Влияние миграции на трансформацию этнического состава населения России: тенденции и подходы к политике адаптации мигрантов // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2023. – № 1. – c. 104–116.
14. Тен Ю. П., Камалов А. В. Значение и роль фактора этнокультурной идентификации на поведение потребителей в международном бизнесе // Гуманитарные и социальные науки. – 2015. – № 3. – c. 31-38.
15. Франц В. А. Миграционная привлекательность как фактор российской «Мягкой силы»: реалии и перспективы // Дискурс-Пи. – 2017. – № 2. – c. 128-135.
16. Черняк А. В. Мультикультурализм и миграционная политика // Вестник государственного и муниципального управления. – 2014. – № 3. – c. 72-77.
17. Юань Сюнь Китайский опыт совершенствования миграционной политики: основные этапы, нерешенные проблемы // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. – 2018. – № 3. – c. 108-120.
18. Яницкий О. Н. Миграционный кризис или кризис Евросоюза?. СНиСП. 2019. №1 (25). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/migratsionnyy-krizis-ili-krizis-evrosoyuza (дата обращения: 01.03.2024).
19. Ravenstein E.G. The Laws of Migration // Journal of the Statistical Society of London. – 1885. – № 2.

Страница обновлена: 04.12.2024 в 04:49:31