Мировой рынок электромобилей: Индия как новый игрок в борьбе за первенство
Кирюхина С.Е.1
1 Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 6 (Июнь 2025)
Аннотация:
Исследование посвящено роли и месту электро-автомобилестроения в экономике Индии. Актуальность исследования подтверждается проводимыми в стране программами и инициативами, направленными на превращение Индии в международный промышленный хаб. Одним из ведущих секторов в промышленности Индии является автомобилестроение, и, в частости, электро-автомобилестроение, которое призвано стать «инструментом» на пути повышения доли промышленности в ВВП страны, привлечь иностранные инвестиции, поспособствовать решению ряда проблем социального порядка. Индия занимает второе место после Китая по производству сырой стали, широко используемой в автомобилестроении. Китай также является мировым лидером по производству автомобилей, США занимает второе место, что усиливает конкуренцию между указанными странами и позволяет Индии стать площадкой не только для размещения новых производственных мощностей США и иных развитых экономик, но и площадкой для релокации уже функционирующих заводов. Данное исследование может быть полезно для исследователей в области конъюнктуры мировых товарных рынков, международного движения капитала, а также экономик развивающихся стран.
Ключевые слова: Индия, прямые иностранные инвестиции, производственная политика, производственный центр, электромобили
JEL-классификация: F6, N7, O1, Q3, Q48
Введение
Данное исследование анализирует стратегическую роль электро-автомобилестроения в преобразовании экономики Индии. В контексте национальных программ и инициатив по превращению страны в глобальный промышленный хаб, развитие электромобильной промышленности приобретает особое значение. Электро-автомобилестроения позиционируется как один из ключевых факторов увеличения доли промышленности в ВВП Индии, привлечения прямых иностранных инвестиций и решения важнейших социальных проблем, связанных с решением проблемы неформальной занятости, безработицы, повышения уровня ВВП на душу населения и расширения среднего класса в стране.
Отказ от традиционных двигателей внутреннего сгорания и переход к электромобилям – это не просто технологическая модернизация, а фундаментальный сдвиг в промышленной политике Индии, направленный на создание устойчивой и конкурентоспособной экономики. Использование собственных ресурсов (Индия занимает второе место в мире по производству стали, необходимой для электромобилей) и стремление к лидерству в новых технологических областях, таких как производство аккумуляторов и электродвигателей, позволит стране занять прочные позиции на мировом рынке. Учитывая растущую конкуренцию между мировыми лидерами автомобильной промышленности (Китай и США), Индия имеет возможность стать не только площадкой для размещения новых производственных мощностей, ориентированных на выпуск электромобилей, но и привлекательной территорией для релокации существующих заводов, стремящихся к снижению углеродного следа и использованию возобновляемых источников энергии.
Среди значительного количества исследователей, чьи работы посвящены исследованию эффективности и проблемам реализации инвестиционной и промышленной политики в стране, можно выделить: Брагину А.Е. [1, с. 25-32; 2, с. 145-168] (Bragina, 1958; Bragina, 1977), Галищеву Н.В. [4, 5, 6] (Galistcheva 2017, 2019, 2020), Коновалову Ю.А. [7] (Konovalova, 2024), Широкова Г.К. [9, с. 94-135; 10, с. 25-34] (Shirokov, 1980; Shirokov, 1984). Среди зарубежных авторов чьи исследования посвящены индийской экономике можно выделить: Гадгила Д. [3, с. 217-254] (Gadgil, 1963), Шарму Т.Р. [8, с. 214-333] (Sharma, 1958). Несмотря на достаточное количество работ в отечественной и зарубежной литературе, которые посвящены экономике Индии, обнаруживается определенный дефицит исследований, посвященных отдельным проблемам экономики Индии, а также особенностям ее интеграции в мировое хозяйство. Советские индологи, главным образом, посвящали свои работы особенностям социально-экономического развития страны, участию ее в системе международных экономических отношений, политическим аспектам и вопросам дипломатии, историческим и культурным аспектам. Однако, несмотря на кажущуюся широту изучаемых тем, с развалом СССР и «ориентацией» России на Запад, интерес к Индии начал сокращаться, поскольку подавляющие объемы экономического сотрудничества России приходились не на Индийскую Республику. С появлением на мировой арене БРИКС, интерес к экономикам азиатских стран возрос.
Целью данного исследования является выявление особенностей развития электро-автомобилестроения в Индии.
В настоящее время промышленный сектор Индии аккумулирует около 31% ВВП, а численность экономически активного населения, занятого во вторичном секторе экономики, достигает около 121 млн человек [16]. К 2026 году объем автомобильной промышленности может составить около 300 млрд. долл. США. Правительство Индии взяло на себя обязательство, что к 2030 году 30% новых автомобилей, продаваемых в Индии, будут электрическими и объем производства электромобилей может составить более 200 млрд долларов США (для этого могут потребоваться инвестиции в размере 180 млрд. долл. США) [15]. В 2023 году объем производства автомобилей в Индии уже составил около 25 млн. единиц. Объем продаж легковых автомобилей составил 4,1 млн. единиц. Эксперты отмечают, что устойчивый рост продаж автомобилей способствует постепенному росту доли среднего класса. Более того, Индия планирует увеличить экспорт автомобилей в пять раз с 2016 по 2026 год. Несомненным преимуществом производства автомобилей в Индии является экономия на эксплуатационных расходах на 10–25% по сравнению со странами Европы и Латинской Америки. Автомобильная отрасль страны получила совокупный приток прямых иностранных инвестиций в акционерный капитал в размере около 36,26 млрд. долл. США в период с апреля 2000 года по март 2024 года. По словам представителей индийских автомобильных гигантов, переход на производство электромобилей обусловлен в основном стремлением повысить доступность этих транспортных средств для населения и сократить выбросы CO2 в стране, за 2023 год было продано 1,3 млн. электромобилей [11]. Ожидается, что производство электромобилей в стране будет способствовать появлению 5 млн рабочих мест к 2030 году [17].
«План автомобильной миссии» реализуется в стране с 2016 по 2026 год. Этот план представляет собой комплексный подход со стороны государства и национальных автопроизводителей, который должен обеспечить конкурентоспособность индийских автомобилей, автокомпонентов и тракторов, увеличить выпуск и продажи, способствовать экономическому росту и развитию. Реализация плана также направлена на то, чтобы вывести эту отрасль на определенную траекторию и создать экосистему, которая включала бы регуляторные инструменты, политику, разработку, проектирование, технологии, тестирование, продажи, использование, ремонт, переработку, экспорт и импорт. К 2026 году доля автомобильной промышленности в структуре ВВП может достичь 12%, доля автомобильной промышленности в структуре промышленного сектора может составить около 40%, а доля акцизов составит 13%. Автомобильная промышленность считается ведущей отраслью в структуре промышленного производства страны, что связано с глубиной и широтой интеграции и взаимосвязанностью автомобильной промышленности с другими видами промышленности, включая добывающий сектор и сферу услуг [20].
В настоящем исследовании автором используются такие методы экономического анализа, как дедукция, индукция, сравнение и ретроспективный анализ. С 2014 года в стране разрабатываются и реализуются масштабные программы и государственные инициативы, направленные на развитие экономики Индии в широком смысле. Инвестиционная политика, реализуемая в стране с начала 1990-х годов, прошла долгий путь к либерализации и масштабному открытию секторов экономики для иностранных инвесторов. Иностранные инвестиции рассматриваются как необходимая помощь и драйвер не столько экономического роста, сколько создания необходимых капитальных и технологических условий для экономики Индии. Промышленные секторы широко включены в инвестиционную политику и в ряд государственных инициатив.
Основная часть
Данные о мировом производстве автомобилей с 2019 по 2022 год показывают значительные колебания объемов. По итогам 2019 года мировой объем производства автомобилей составил 92,1 млн единиц. В 2020 году из-за пандемии COVID-19 он снизился до 77,6 млн единиц. К 2021 году произошло относительное восстановление до 80,2 млн единиц. Однако в 2022 году мировой объем производства автомобилей не восстановился и составил 85 млн единиц. И только в 2023 году появились признаки восстановления, объем производства стал приближаться к показателям 2019 года и составил около 90 млн единиц. Это связано с улучшением ситуации с цепочками поставок (особенно с полупроводниками), восстановлением спроса после пандемии и ростом производства электромобилей. Мировые продажи за тот же период сначала снизились с 91,2 млн до 81,6 млн, а в 2023 стали расти и по разным оценкам составили от 88 до 92 млн единиц. Из 85 млн произведенных автомобилей 16,2 млн были произведены в Европе (в 2019 году этот показатель составлял 21,5 млн автомобилей). Страны Северной Америки также сократили производство с 20,1 млн до 17,7 млн автомобилей. Среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона выделяются Китай, Индия и Япония. Объем производства Китая за рассматриваемый период увеличился с 25,7 млн до 27 млн. Индия увеличила производство с 4,5 млн до 5,4 млн. шт. [13]. В Японии наблюдалось падение производства автомобилей с 9,6 млн до 7,8 млн. шт. Что касается объемов производства, то африканские страны удерживаются в коридоре чуть более 1 млн. шт. [23]. Тенденции в сторону защиты окружающей среды коснулись и мирового авторынка, что в основном выразилось в появлении автомобилей, в которых в качестве топлива не используются традиционные энергоносители. Более того, все больше стран постепенно приходят к увеличению доли электромобилей в объеме национального производства.
В целом, мировой рынок автомобилей показал признаки восстановления в 2023 году, и продажи увеличились по сравнению с предыдущим годом. Рост продаж электромобилей остается ключевым трендом.
Объем продаж электромобилей в мире с 2012 по 2021 год вырос со 120 тыс. единиц до 6,6 млн единиц. По итогам 2021 года на электромобили пришлось около 10% мировых продаж, что в четыре раза больше объема продаж в 2019 году. Рост продаж электромобилей по итогам 2021 года в основном обусловлен ростом продаж в Китае (на Китай пришлось около 50% прироста). В 2021 году в Китае было продано 3,3 млн единиц. Как производимый и реализуемый товар электромобили охватывают не все страны и регионы мира. На Китай, Европу и США приходится две трети производства электромобилей. На их долю также пришлось 95% мировых продаж в 2021 году. В таких странах, как Бразилия, Индия и Индонезия, доля электромобилей не превышает 0,5%. 2023 год стал годом прорывного роста для рынка электромобилей. Мировой объем продаж электромобилей составили 14 млн единиц, что на 35% выше, чем в 2022 году [24]. Данные показатели подтверждают прогнозы экспертов Международного энергетического агентства, которые утверждали, что доля продаж электромобилей от общего объема может достичь 18% [18]. Рассматриваемые экспертами сценарии основаны на увеличении доли продаж электромобилей к 2030 году (до 35% от общего потенциального объема продаж автомобилей).
Китай сохранит лидирующие позиции по объему продаж электромобилей (40% от общего объема продаж электромобилей в мире к 2030 году). США потенциально увеличат свою долю до 20%, а доля Европы останется на уровне 25% [19]. С 1991 года, когда в Индии был запущен процесс либерализации, затронувший все секторы экономики, Индия значительно увеличила показатели автомобильной промышленности и мощности этого сектора, с параллельным расширением ассортимента продукции. В 2015 году Департамент тяжелой промышленности Индии запустил схему «Быстрая адаптация и производство гибридных и электрических автомобилей в Индии» для содействия разработке и производству электрических и гибридных автомобилей с предполагаемой стоимостью 795 крор индийских рупий. Необходимыми условиями эффективности реализации данной схемы являются:
• Обеспечение гибкого перераспределения ресурсов между этими тремя вертикалями;
• Обеспечение фискальных и нефискальных мер стимулирования со стороны государства (существенное снижение или полная отмена дорожного налога, освобождение от сборов и налогов за парковку, регистрацию и т. д.).
Стимулирование спроса на покупку электромобилей должно осуществляться в основном за счет доступности продукта по цене и использования различных форм оплаты (аванс или кредит). Вторая важная вертикаль - разработка и строительство инфраструктуры для зарядки электромобилей. Например, для каждого автобуса должно быть предусмотрено одно медленное зарядное устройство и одно быстрое зарядное устройство на каждые 10 автобусов [21]. Министерство тяжелой промышленности Индии санкционировало строительство 2636 автомобильных зарядных станций в 62 городах и 24 штатах и союзных территориях. Присутствие Индии на мировом рынке электромобилей показывает следующее. Страна лидирует по объему продаж трехколесных электромобилей в основном за счет государственной поддержки и реализованных бизнес-моделей [14]. Динамика продаж трехколесных электромобилей растет с 2012 года. Немаловажным фактором является стоимость топлива для традиционных транспортных средств, при этом трехколесные электромобили на 70% дешевле бензиновых аналогов. На Китай и Индию приходится почти 99% мировых продаж трехколесных электромобилей.
В начале 2023 года индийский автогигант Tata Corporation получил заказ от Uber на 25 тыс. электромобилей. Индийская компания Ola, специализирующаяся вначале на сервисе такси, в 2023 году закрепилась в качестве лидера на рынке электроскутеров. В 2011 году в Индии была принята Промышленная политика, направленная в основном на увеличение доли промышленного сектора в структуре ВВП до 25% и создание 100 млн рабочих мест в течение следующего десятилетия. Политика также предусматривала более глубокую интеграцию сельского молодого населения в процесс повышения квалификации и получения необходимых компетенций. Не менее важным является признание правительством того факта, что промышленный сектор имеет мультипликативный эффект, в первую очередь в создании рабочих мест. Одним из приоритетов промышленной политики в стране является создание Национальных инвестиционно-производственных зон (НИПЗ), которые должны распространиться по всей стране, где промышленность может объединиться в кластеры и принять модель саморегулирования. НИПЗ рассматриваются как населенные пункты с промышленной и социальной инфраструктурой, землепользование в которых должно осуществляться по принципу зонирования. Также планируется использовать чистые и энергоэффективные технологии. Не менее 30% от общей площади земель, предлагаемых для НИПЗ, будет использовано для размещения производственных подразделений. Для реализации промышленной политики в стране запущено несколько государственных инициатив по укреплению обрабатывающей промышленности и стимулированию притока ПИИ в страну. По предварительным данным, объем ПИИ в Индию в 2021–2022 годах составил более 84 млрд. долл. США.
Одной из важнейших инициатив является инициатива «Делай в Индии». Она направлена на стимулирование инвестиций, поощрение инноваций и создание инфраструктуры мирового уровня. С момента запуска программы индийская экономика достигла значительных результатов. Программа фокусируется на 27 секторах экономики, 15 из которых координируются Департаментом развития промышленности и внешней торговли, а 12 — Министерством промышленности и торговли. Из 15 отраслей в отдельную группу выделены 24 подсектора с наиболее значимыми конкурентными преимуществами и потенциалом в области импортозамещения и экспорта (мебель, кондиционеры, изделия из кожи и обуви, продукты питания, животноводство, сельскохозяйственная продукция, комплектующие для автомобилей, алюминий и т. д.) [12]. Автомобильная отрасль включена в перечень секторов, охватываемых данной инициативой. Индия является одним из мировых лидеров по производству тракторов и двухколесных транспортных средств. В стоимостных категориях Индия занимает второе место в мире по производству двухколесных транспортных средств, седьмое место по производству коммерческих автомобилей, шестое место по производству легковых автомобилей и первое место по производству тракторов. К 2026 году Индия планирует войти в тройку лидеров по производству автомобилей в мире. Доля автомобильной промышленности и производства комплектующих для автомобилей в настоящее время составляет около 7% в структуре ВВП; к 2026 году объем автомобильной промышленности должен вырасти с 820 млрд. долл. до 270 млрд. долл. при создании 65 млн. рабочих мест [20].
В Индии в настоящее время в секторе организованного и неорганизованного промышленного производства занято более 30 млн человек, что должно стать драйвером экономического роста с вовлечением еще большего числа экономически активного населения, большинство из которого имеет низкую квалификацию. В бюджете на 2022–2023 годы на программу по продвижению электроники и ИТ-оборудования выделено около 315 млн. долл., а на внедрение и производство гибридных и электромобилей выделено более 100 млн. долл. С помощью глобальной торговой площадки Amazon Индия планирует предоставить компаниям любого размера возможность экспортировать продукцию на сумму до 10 млрд. долл. к 2025 году. В сентябре 2021 года правительство одобрило программу на 3,5 млрд. долл. для автомобильной промышленности и беспилотных летательных аппаратов. Кроме того, 2,5 млрд. долл. было выделено на производство современных химических батарей. Объем финансирования производства полупроводников составляет около 9,7 млрд долл. Планируется, что индийский рынок оборудования и электроники к концу 2025 году увеличится до 21 млрд. долл., а к 2030 году — до 50 млрд. долл. В 2022–2023 годах индийская экономика стала одной из самых быстрорастущих, что подтверждается ростом ВВП страны на 7%. Эксперты отмечают, что наиболее активное восстановление индийской экономики наблюдалось во втором квартале 2022-2023 годов (после пандемии COVID-19), в первую очередь за счет нормализации поставок внутренних цепочек поставок [22].
Центральное правительство также инициировало одну из самых амбициозных инициатив «One District One Product (ODOP)», которая представляет собой международное разделение труда на региональном уровне. Программа рассматривается как важный шаг к трансформации на пути к реализации истинного потенциала районов страны, тем самым способствуя экономическому росту, экономическому развитию, созданию рабочих мест и развитию сельского предпринимательства. Инициатива оперативно объединена с инициативой «Районы как экспортный хаб («ОРОП»)». Цель состоит в том, чтобы радикально преобразовать районы в производственные и экспортные центры. Институциональными механизмами управления региональным развитием являются Комитеты по содействию экспорту на уровне штата, а также Окружные комитеты по содействию экспорту во всех 36 штатах и союзных территориях.
Одновременно «правительство ввело в действие дружественную инвесторам политику прямых иностранных инвестиций (ПИИ), в соответствии с которой большинство секторов, за исключением некоторых стратегически важных секторов, открыты для 100% ПИИ по автоматическому маршруту. Индия продолжает открывать свои секторы для глобальных инвесторов, повышая лимиты ПИИ, устраняя нормативные барьеры для привлечения дополнительных инвестиций, а также развивая инфраструктуру и улучшая деловую среду». С 2014 года правительство реализовало несколько радикальных и преобразующих реформ ПИИ практически во всех секторах экономики [12]. Преимуществом индийской промышленной политики и инициатив, которые разрабатываются и реализуются в стране, является инклюзивность как главный лейтмотив. Сочетание социальных и экономических проблем, большое количество молодых людей (часто без необходимой квалификации), широта неформального и неорганизованного сектора, относительно низкий ВВП на душу населения и амортизация основных фондов не являются препятствиями для открытия Индии и развития ее потенциала. Пожалуй, одним из ключевых направлений индийской экономической и промышленной политики является более глубокая интеграция бизнеса, населения и других участников рынка в международное разделение труда путем выявления конкурентоспособных, поддерживающих, импортозамещающих и экспортных отраслей и видов производства.
Заключение
С приходом в 2014 г. к власти в Индии Нарендра Моди, Правительство страны под его руководством приступило к разработке и реализации кардинально новых подходов к экономическому росту и развитию страны, направленных, в том числе, на более глубокую и ускоренную интеграцию индийской экономики в мировое хозяйство. В частности, Правительство под руководством Н. Моди, который был избран на третий срок в качестве Премьер-министра, отказалось от пятилетних Планов, преобразовало Плановую Комиссию в Институт развития, запустило ряд широкомасштабных государственных программ и инициатив, направленных не только на привлечение иностранных инвестиций в экономику, но и на превращение страны в международный индустриальный хаб. Значительная либерализация Консолидированной инвестиционной политики Индии, последняя ротация которой произошла в 2020 г., предусматривает широкие возможности для иностранных инвесторов. Одной из наиболее амбициозных целей, стоящих сегодня перед руководством страны, является увеличение доли промышленного сектора в структуре ВВП Индии, со значительным привлечением в сектора рабочей силы. Здесь необходимо отметить тот факт, что ключевой проблемой индийского рынка труда является более чем значительная численность неорганизованного и неофициального сектора, то есть незарегистрированных предприятий микро и малого бизнеса, самозанятых и индивидуальных предпринимателей, которые не платят налоги, не обеспечиваются социальной защитой и не обеспечены гарантиями и пенсиями. Задача правительства, в том числе посредством расширения промышленного сектора, попытаться справиться и с этой проблемой, поскольку численность работников незарегистрированного и неформального сектора составляет порядка 400 млн. человек, при общей численности рабочей силы в стране на уровне 435 млн. человек.
Учитывая современные тенденции в области «зеленого перехода» и усилении внимания в сектора электромобилей, Индия проявила повышенный интерес, поскольку привлечение капиталов в электро-автомобилестроение может поспособствовать не только увеличению ВВП, стать одним из факторов ускоренного экономического роста, но и частично решить ряд проблем социальной сферы. Сегодня Индия наравне с Китаем в Азиатском регионе является одним из лидеров данной отрасли, что подтверждается не только объемами выпуска транспортных средств на батареях разной категории (моторикши, тук-туки, скутера и т.д.), но и государственными и иностранными капиталовложениями и программами развития.
Исследование показало, что электро-автомобилестроение является важной составляющей в комплексе программ и инициатив, реализуемых в стране, способных если не решить, то сократить давление на социально-экономическую обстановку, улучшив макроэкономические индикаторы. Более того, стратегия «Китай+1», разработанная странами развитого порядка еще в начале 2000-х гг., и направленная на снижение инвестиционной привлекательности Китая и вывод капиталов и предприятий с его территории, позволяет крупному бизнесу рассматривать Индию как относительно новую и более выгодную площадку для размещения производств, что не только повысит индийский ВВП, но и отразится на иных показателях вовлечения страны в систему международных экономических отношений.
Источники:
2. Брагина Е.А. Развивающиеся страны: государственная политика и промышленность. - М.: Институт мировой экономики и международных отношений АН СССР. Мысль, 1977. – 261 c.
3. Гадгил Д. Планирование и экономическая политика в Индии. - М.: Издательство иностранной литературы, 1963. – 407 c.
4. Галищева Н.В. Глобализация индийской экономики: тенденции и перспективы // Вестник МГИМО-Университета. – 2017. – № 2. – c. 71-89. – doi: 10.24833/2071-8160-2017-2-53-71-89.
5. Галищева Н.В. Промышленная политика как драйвер развития экономики Индии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. – 2019. – № 2. – c. 205-222. – doi: 10.22363/2313-2329-2019-27-2-205-222.
6. Галищева Н.В. Роль мелкого производства в достижении устойчивого развития в Индии // Вестник МГИМО-Университета. – 2020. – № 3. – c. 151-169. – doi: 10.24833/2071-8160-2020-3-72-151-169.
7. Коновалова Ю.А., Мизинцева М.Ф., Митюшкина А.А. Промышленная политика Индии: роль человеческого капитала // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. – 2024. – № 1. – c. 7-24. – doi: 10.22363/2313-2329-2024-32-1-7-24.
8. Шарма Т.Р. Размещение промышленности в Индии. - М/: Издательство иностранной литературы, 1958. – 416 c.
9. Широков Г.К. Экономика Индии: Общая характеристика. - М/: Наука, 1980. – 271 c.
10. Широков Г.К. Традиционные структуры и экономический рост в Индии. - М.: Наука, 1984. – 261 c.
11. Analysis if India’s CY 2024 EV sales. EV. [Электронный ресурс]. URL: https://evreporter.com/analysis-of-indias-cy-2024-ev-sales/#:~:text=In%202024%2C%20India's%20EV%20sales,overall%20automobile%20sales%20in%202024. (дата обращения: 07.04.2025)
12. Annual Report 2022-23. Ministry of Commerce and Industry. Dpiit. [Электронный ресурс]. URL: https://dpiit.gov.in/sites/default/files/DPIIT_AnnualReportE_03March2023.pdf (дата обращения: 07.04.2025).
13. Auto Industry Sales Performance of December 2024, October - December 2024, April-December 2024 and January - December 2024. Siam. [Электронный ресурс]. URL: https://www.siam.in/pressrelease-details.aspx?mpgid=48&pgidtrail=50&pid=576 (дата обращения: 07.04.2025).
14. Automobiles. IBEF India. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ibef.org/download/1682310128_Automobile-February-2023.pdf (дата обращения: 07.04.2025).
15. Automotive Mission Plan: 2016-26. Society of Indian Automobile Manufacturers. (SIAM). [Электронный ресурс]. URL: https://www.siam.in/uploads/filemanager/47AUTOMOTIVEMISSIONPLAN.pdf (дата обращения: 07.04.2025).
16. Economic Survey 2022-23. New Delhi, India. Ministry of Finance. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ibef.org/download/economic_survey_2022-23.pdf (дата обращения: 06.04.2025).
17. Electric Vehicle Industry Report. Ibef. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ibef.org/industry/electric-vehicle (дата обращения: 06.04.2025).
18. Global EV Outlook 2024. Iea. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iea.org/reports/global-ev-outlook-2024 (дата обращения: 08.04.2025).
19. Global electric vehicle sales up 25% in record 2024. Reuters. [Электронный ресурс]. URL: https://www.reuters.com/business/autos-transportation/global-electric-vehicle-sales-up-25-record-2024-2025-01-14/ (дата обращения: 08.04.2025).
20. Indian manufacturing industry analysis: Manufacturing industry report. IBEF India. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ibef.org/industry/manufactur-presentation (дата обращения: 07.04.2025).
21. Industries and public enterprises: Notification. Ministry of Heavy Industries. [Электронный ресурс]. URL: https://fame2.heavyindustries.gov.in/content/english/11_1_PolicyDocument.aspx (дата обращения: 09.04.2025).
22. Manufacturing. Ibef. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ibef.org/download/1737608418_Manufacturing-November-2024.pdf (дата обращения: 09.04.2025).
23. Statistics. International Organization of Motor Vehicle Manufacturers. Oica. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oica.net/ (дата обращения: 09.04.2025).
24. The global electric vehicle market overview in 2024. Virta. [Электронный ресурс]. URL: https://www.virta.global/global-electric-vehicle-market (дата обращения: 09.04.2025).
Страница обновлена: 22.04.2025 в 15:58:43