Мировой рынок электромобилей: Индия как новый игрок в борьбе за первенство

Кирюхина С.Е.1
1 Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 6 (Июнь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Исследование посвящено роли и месту электро-автомобилестроения в экономике Индии. Актуальность исследования подтверждается проводимыми в стране программами и инициативами, направленными на превращение Индии в международный промышленный хаб. Одним из ведущих секторов в промышленности Индии является автомобилестроение, и, в частости, электро-автомобилестроение, которое призвано стать «инструментом» на пути повышения доли промышленности в ВВП страны, привлечь иностранные инвестиции, поспособствовать решению ряда проблем социального порядка. Индия занимает второе место после Китая по производству сырой стали, широко используемой в автомобилестроении. Китай также является мировым лидером по производству автомобилей, США занимает второе место, что усиливает конкуренцию между указанными странами и позволяет Индии стать площадкой не только для размещения новых производственных мощностей США и иных развитых экономик, но и площадкой для релокации уже функционирующих заводов. Данное исследование может быть полезно для исследователей в области конъюнктуры мировых товарных рынков, международного движения капитала, а также экономик развивающихся стран.

Ключевые слова: Индия, прямые иностранные инвестиции, производственная политика, производственный центр, электромобили

JEL-классификация: F6, N7, O1, Q3, Q48



Введение

Данное исследование анализирует стратегическую роль электро-автомобилестроения в преобразовании экономики Индии. В контексте национальных программ и инициатив по превращению страны в глобальный промышленный хаб, развитие электромобильной промышленности приобретает особое значение. Электро-автомобилестроения позиционируется как один из ключевых факторов увеличения доли промышленности в ВВП Индии, привлечения прямых иностранных инвестиций и решения важнейших социальных проблем, связанных с решением проблемы неформальной занятости, безработицы, повышения уровня ВВП на душу населения и расширения среднего класса в стране.

Отказ от традиционных двигателей внутреннего сгорания и переход к электромобилям – это не просто технологическая модернизация, а фундаментальный сдвиг в промышленной политике Индии, направленный на создание устойчивой и конкурентоспособной экономики. Использование собственных ресурсов (Индия занимает второе место в мире по производству стали, необходимой для электромобилей) и стремление к лидерству в новых технологических областях, таких как производство аккумуляторов и электродвигателей, позволит стране занять прочные позиции на мировом рынке. Учитывая растущую конкуренцию между мировыми лидерами автомобильной промышленности (Китай и США), Индия имеет возможность стать не только площадкой для размещения новых производственных мощностей, ориентированных на выпуск электромобилей, но и привлекательной территорией для релокации существующих заводов, стремящихся к снижению углеродного следа и использованию возобновляемых источников энергии.

Среди значительного количества исследователей, чьи работы посвящены исследованию эффективности и проблемам реализации инвестиционной и промышленной политики в стране, можно выделить: Брагину А.Е. [1, с. 25-32; 2, с. 145-168] (Bragina, 1958; Bragina, 1977), Галищеву Н.В. [4, 5, 6] (Galistcheva 2017, 2019, 2020), Коновалову Ю.А. [7] (Konovalova, 2024), Широкова Г.К. [9, с. 94-135; 10, с. 25-34] (Shirokov, 1980; Shirokov, 1984). Среди зарубежных авторов чьи исследования посвящены индийской экономике можно выделить: Гадгила Д. [3, с. 217-254] (Gadgil, 1963), Шарму Т.Р. [8, с. 214-333] (Sharma, 1958). Несмотря на достаточное количество работ в отечественной и зарубежной литературе, которые посвящены экономике Индии, обнаруживается определенный дефицит исследований, посвященных отдельным проблемам экономики Индии, а также особенностям ее интеграции в мировое хозяйство. Советские индологи, главным образом, посвящали свои работы особенностям социально-экономического развития страны, участию ее в системе международных экономических отношений, политическим аспектам и вопросам дипломатии, историческим и культурным аспектам. Однако, несмотря на кажущуюся широту изучаемых тем, с развалом СССР и «ориентацией» России на Запад, интерес к Индии начал сокращаться, поскольку подавляющие объемы экономического сотрудничества России приходились не на Индийскую Республику. С появлением на мировой арене БРИКС, интерес к экономикам азиатских стран возрос.

Целью данного исследования является выявление особенностей развития электро-автомобилестроения в Индии.

В настоящее время промышленный сектор Индии аккумулирует около 31% ВВП, а численность экономически активного населения, занятого во вторичном секторе экономики, достигает около 121 млн человек [16]. К 2026 году объем автомобильной промышленности может составить около 300 млрд. долл. США. Правительство Индии взяло на себя обязательство, что к 2030 году 30% новых автомобилей, продаваемых в Индии, будут электрическими и объем производства электромобилей может составить более 200 млрд долларов США (для этого могут потребоваться инвестиции в размере 180 млрд. долл. США) [15]. В 2023 году объем производства автомобилей в Индии уже составил около 25 млн. единиц. Объем продаж легковых автомобилей составил 4,1 млн. ​​единиц. Эксперты отмечают, что устойчивый рост продаж автомобилей способствует постепенному росту доли среднего класса. Более того, Индия планирует увеличить экспорт автомобилей в пять раз с 2016 по 2026 год. Несомненным преимуществом производства автомобилей в Индии является экономия на эксплуатационных расходах на 10–25% по сравнению со странами Европы и Латинской Америки. Автомобильная отрасль страны получила совокупный приток прямых иностранных инвестиций в акционерный капитал в размере около 36,26 млрд. долл. США в период с апреля 2000 года по март 2024 года. По словам представителей индийских автомобильных гигантов, переход на производство электромобилей обусловлен в основном стремлением повысить доступность этих транспортных средств для населения и сократить выбросы CO2 в стране, за 2023 год было продано 1,3 млн. электромобилей [11]. Ожидается, что производство электромобилей в стране будет способствовать появлению 5 млн рабочих мест к 2030 году [17].

«План автомобильной миссии» реализуется в стране с 2016 по 2026 год. Этот план представляет собой комплексный подход со стороны государства и национальных автопроизводителей, который должен обеспечить конкурентоспособность индийских автомобилей, автокомпонентов и тракторов, увеличить выпуск и продажи, способствовать экономическому росту и развитию. Реализация плана также направлена ​​на то, чтобы вывести эту отрасль на определенную траекторию и создать экосистему, которая включала бы регуляторные инструменты, политику, разработку, проектирование, технологии, тестирование, продажи, использование, ремонт, переработку, экспорт и импорт. К 2026 году доля автомобильной промышленности в структуре ВВП может достичь 12%, доля автомобильной промышленности в структуре промышленного сектора может составить около 40%, а доля акцизов составит 13%. Автомобильная промышленность считается ведущей отраслью в структуре промышленного производства страны, что связано с глубиной и широтой интеграции и взаимосвязанностью автомобильной промышленности с другими видами промышленности, включая добывающий сектор и сферу услуг [20].

В настоящем исследовании автором используются такие методы экономического анализа, как дедукция, индукция, сравнение и ретроспективный анализ. С 2014 года в стране разрабатываются и реализуются масштабные программы и государственные инициативы, направленные на развитие экономики Индии в широком смысле. Инвестиционная политика, реализуемая в стране с начала 1990-х годов, прошла долгий путь к либерализации и масштабному открытию секторов экономики для иностранных инвесторов. Иностранные инвестиции рассматриваются как необходимая помощь и драйвер не столько экономического роста, сколько создания необходимых капитальных и технологических условий для экономики Индии. Промышленные секторы широко включены в инвестиционную политику и в ряд государственных инициатив.

Основная часть

Данные о мировом производстве автомобилей с 2019 по 2022 год показывают значительные колебания объемов. По итогам 2019 года мировой объем производства автомобилей составил 92,1 млн единиц. В 2020 году из-за пандемии COVID-19 он снизился до 77,6 млн единиц. К 2021 году произошло относительное восстановление до 80,2 млн единиц. Однако в 2022 году мировой объем производства автомобилей не восстановился и составил 85 млн единиц. И только в 2023 году появились признаки восстановления, объем производства стал приближаться к показателям 2019 года и составил около 90 млн единиц. Это связано с улучшением ситуации с цепочками поставок (особенно с полупроводниками), восстановлением спроса после пандемии и ростом производства электромобилей. Мировые продажи за тот же период сначала снизились с 91,2 млн до 81,6 млн, а в 2023 стали расти и по разным оценкам составили от 88 до 92 млн единиц. Из 85 млн произведенных автомобилей 16,2 млн были произведены в Европе (в 2019 году этот показатель составлял 21,5 млн автомобилей). Страны Северной Америки также сократили производство с 20,1 млн до 17,7 млн автомобилей. Среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона выделяются Китай, Индия и Япония. Объем производства Китая за рассматриваемый период увеличился с 25,7 млн до 27 млн. Индия увеличила производство с 4,5 млн до 5,4 млн. шт. [13]. В Японии наблюдалось падение производства автомобилей с 9,6 млн до 7,8 млн. шт. Что касается объемов производства, то африканские страны удерживаются в коридоре чуть более 1 млн. шт. [23]. Тенденции в сторону защиты окружающей среды коснулись и мирового авторынка, что в основном выразилось в появлении автомобилей, в которых в качестве топлива не используются традиционные энергоносители. Более того, все больше стран постепенно приходят к увеличению доли электромобилей в объеме национального производства.

В целом, мировой рынок автомобилей показал признаки восстановления в 2023 году, и продажи увеличились по сравнению с предыдущим годом. Рост продаж электромобилей остается ключевым трендом.

Объем продаж электромобилей в мире с 2012 по 2021 год вырос со 120 тыс. единиц до 6,6 млн единиц. По итогам 2021 года на электромобили пришлось около 10% мировых продаж, что в четыре раза больше объема продаж в 2019 году. Рост продаж электромобилей по итогам 2021 года в основном обусловлен ростом продаж в Китае (на Китай пришлось около 50% прироста). В 2021 году в Китае было продано 3,3 млн единиц. Как производимый и реализуемый товар электромобили охватывают не все страны и регионы мира. На Китай, Европу и США приходится две трети производства электромобилей. На их долю также пришлось 95% мировых продаж в 2021 году. В таких странах, как Бразилия, Индия и Индонезия, доля электромобилей не превышает 0,5%. 2023 год стал годом прорывного роста для рынка электромобилей. Мировой объем продаж электромобилей составили 14 млн единиц, что на 35% выше, чем в 2022 году [24]. Данные показатели подтверждают прогнозы экспертов Международного энергетического агентства, которые утверждали, что доля продаж электромобилей от общего объема может достичь 18% [18]. Рассматриваемые экспертами сценарии основаны на увеличении доли продаж электромобилей к 2030 году (до 35% от общего потенциального объема продаж автомобилей).

Китай сохранит лидирующие позиции по объему продаж электромобилей (40% от общего объема продаж электромобилей в мире к 2030 году). США потенциально увеличат свою долю до 20%, а доля Европы останется на уровне 25% [19]. С 1991 года, когда в Индии был запущен процесс либерализации, затронувший все секторы экономики, Индия значительно увеличила показатели автомобильной промышленности и мощности этого сектора, с параллельным расширением ассортимента продукции. В 2015 году Департамент тяжелой промышленности Индии запустил схему «Быстрая адаптация и производство гибридных и электрических автомобилей в Индии» для содействия разработке и производству электрических и гибридных автомобилей с предполагаемой стоимостью 795 крор индийских рупий. Необходимыми условиями эффективности реализации данной схемы являются:

• Обеспечение гибкого перераспределения ресурсов между этими тремя вертикалями;

• Обеспечение фискальных и нефискальных мер стимулирования со стороны государства (существенное снижение или полная отмена дорожного налога, освобождение от сборов и налогов за парковку, регистрацию и т. д.).

Стимулирование спроса на покупку электромобилей должно осуществляться в основном за счет доступности продукта по цене и использования различных форм оплаты (аванс или кредит). Вторая важная вертикаль - разработка и строительство инфраструктуры для зарядки электромобилей. Например, для каждого автобуса должно быть предусмотрено одно медленное зарядное устройство и одно быстрое зарядное устройство на каждые 10 автобусов [21]. Министерство тяжелой промышленности Индии санкционировало строительство 2636 автомобильных зарядных станций в 62 городах и 24 штатах и союзных территориях. Присутствие Индии на мировом рынке электромобилей показывает следующее. Страна лидирует по объему продаж трехколесных электромобилей в основном за счет государственной поддержки и реализованных бизнес-моделей [14]. Динамика продаж трехколесных электромобилей растет с 2012 года. Немаловажным фактором является стоимость топлива для традиционных транспортных средств, при этом трехколесные электромобили на 70% дешевле бензиновых аналогов. На Китай и Индию приходится почти 99% мировых продаж трехколесных электромобилей.

В начале 2023 года индийский автогигант Tata Corporation получил заказ от Uber на 25 тыс. электромобилей. Индийская компания Ola, специализирующаяся вначале на сервисе такси, в 2023 году закрепилась в качестве лидера на рынке электроскутеров. В 2011 году в Индии была принята Промышленная политика, направленная в основном на увеличение доли промышленного сектора в структуре ВВП до 25% и создание 100 млн рабочих мест в течение следующего десятилетия. Политика также предусматривала более глубокую интеграцию сельского молодого населения в процесс повышения квалификации и получения необходимых компетенций. Не менее важным является признание правительством того факта, что промышленный сектор имеет мультипликативный эффект, в первую очередь в создании рабочих мест. Одним из приоритетов промышленной политики в стране является создание Национальных инвестиционно-производственных зон (НИПЗ), которые должны распространиться по всей стране, где промышленность может объединиться в кластеры и принять модель саморегулирования. НИПЗ рассматриваются как населенные пункты с промышленной и социальной инфраструктурой, землепользование в которых должно осуществляться по принципу зонирования. Также планируется использовать чистые и энергоэффективные технологии. Не менее 30% от общей площади земель, предлагаемых для НИПЗ, будет использовано для размещения производственных подразделений. Для реализации промышленной политики в стране запущено несколько государственных инициатив по укреплению обрабатывающей промышленности и стимулированию притока ПИИ в страну. По предварительным данным, объем ПИИ в Индию в 2021–2022 годах составил более 84 млрд. долл. США.

Одной из важнейших инициатив является инициатива «Делай в Индии». Она направлена на стимулирование инвестиций, поощрение инноваций и создание инфраструктуры мирового уровня. С момента запуска программы индийская экономика достигла значительных результатов. Программа фокусируется на 27 секторах экономики, 15 из которых координируются Департаментом развития промышленности и внешней торговли, а 12 — Министерством промышленности и торговли. Из 15 отраслей в отдельную группу выделены 24 подсектора с наиболее значимыми конкурентными преимуществами и потенциалом в области импортозамещения и экспорта (мебель, кондиционеры, изделия из кожи и обуви, продукты питания, животноводство, сельскохозяйственная продукция, комплектующие для автомобилей, алюминий и т. д.) [12]. Автомобильная отрасль включена в перечень секторов, охватываемых данной инициативой. Индия является одним из мировых лидеров по производству тракторов и двухколесных транспортных средств. В стоимостных категориях Индия занимает второе место в мире по производству двухколесных транспортных средств, седьмое место по производству коммерческих автомобилей, шестое место по производству легковых автомобилей и первое место по производству тракторов. К 2026 году Индия планирует войти в тройку лидеров по производству автомобилей в мире. Доля автомобильной промышленности и производства комплектующих для автомобилей в настоящее время составляет около 7% в структуре ВВП; к 2026 году объем автомобильной промышленности должен вырасти с 820 млрд. долл. до 270 млрд. долл. при создании 65 млн. рабочих мест [20].

В Индии в настоящее время в секторе организованного и неорганизованного промышленного производства занято более 30 млн человек, что должно стать драйвером экономического роста с вовлечением еще большего числа экономически активного населения, большинство из которого имеет низкую квалификацию. В бюджете на 2022–2023 годы на программу по продвижению электроники и ИТ-оборудования выделено около 315 млн. долл., а на внедрение и производство гибридных и электромобилей выделено более 100 млн. долл. С помощью глобальной торговой площадки Amazon Индия планирует предоставить компаниям любого размера возможность экспортировать продукцию на сумму до 10 млрд. долл. к 2025 году. В сентябре 2021 года правительство одобрило программу на 3,5 млрд. долл. для автомобильной промышленности и беспилотных летательных аппаратов. Кроме того, 2,5 млрд. долл. было выделено на производство современных химических батарей. Объем финансирования производства полупроводников составляет около 9,7 млрд долл. Планируется, что индийский рынок оборудования и электроники к концу 2025 году увеличится до 21 млрд. долл., а к 2030 году — до 50 млрд. долл. В 2022–2023 годах индийская экономика стала одной из самых быстрорастущих, что подтверждается ростом ВВП страны на 7%. Эксперты отмечают, что наиболее активное восстановление индийской экономики наблюдалось во втором квартале 2022-2023 годов (после пандемии COVID-19), в первую очередь за счет нормализации поставок внутренних цепочек поставок [22].

Центральное правительство также инициировало одну из самых амбициозных инициатив «One District One Product (ODOP)», которая представляет собой международное разделение труда на региональном уровне. Программа рассматривается как важный шаг к трансформации на пути к реализации истинного потенциала районов страны, тем самым способствуя экономическому росту, экономическому развитию, созданию рабочих мест и развитию сельского предпринимательства. Инициатива оперативно объединена с инициативой «Районы как экспортный хаб («ОРОП»)». Цель состоит в том, чтобы радикально преобразовать районы в производственные и экспортные центры. Институциональными механизмами управления региональным развитием являются Комитеты по содействию экспорту на уровне штата, а также Окружные комитеты по содействию экспорту во всех 36 штатах и союзных территориях.

Одновременно «правительство ввело в действие дружественную инвесторам политику прямых иностранных инвестиций (ПИИ), в соответствии с которой большинство секторов, за исключением некоторых стратегически важных секторов, открыты для 100% ПИИ по автоматическому маршруту. Индия продолжает открывать свои секторы для глобальных инвесторов, повышая лимиты ПИИ, устраняя нормативные барьеры для привлечения дополнительных инвестиций, а также развивая инфраструктуру и улучшая деловую среду». С 2014 года правительство реализовало несколько радикальных и преобразующих реформ ПИИ практически во всех секторах экономики [12]. Преимуществом индийской промышленной политики и инициатив, которые разрабатываются и реализуются в стране, является инклюзивность как главный лейтмотив. Сочетание социальных и экономических проблем, большое количество молодых людей (часто без необходимой квалификации), широта неформального и неорганизованного сектора, относительно низкий ВВП на душу населения и амортизация основных фондов не являются препятствиями для открытия Индии и развития ее потенциала. Пожалуй, одним из ключевых направлений индийской экономической и промышленной политики является более глубокая интеграция бизнеса, населения и других участников рынка в международное разделение труда путем выявления конкурентоспособных, поддерживающих, импортозамещающих и экспортных отраслей и видов производства.

Заключение

С приходом в 2014 г. к власти в Индии Нарендра Моди, Правительство страны под его руководством приступило к разработке и реализации кардинально новых подходов к экономическому росту и развитию страны, направленных, в том числе, на более глубокую и ускоренную интеграцию индийской экономики в мировое хозяйство. В частности, Правительство под руководством Н. Моди, который был избран на третий срок в качестве Премьер-министра, отказалось от пятилетних Планов, преобразовало Плановую Комиссию в Институт развития, запустило ряд широкомасштабных государственных программ и инициатив, направленных не только на привлечение иностранных инвестиций в экономику, но и на превращение страны в международный индустриальный хаб. Значительная либерализация Консолидированной инвестиционной политики Индии, последняя ротация которой произошла в 2020 г., предусматривает широкие возможности для иностранных инвесторов. Одной из наиболее амбициозных целей, стоящих сегодня перед руководством страны, является увеличение доли промышленного сектора в структуре ВВП Индии, со значительным привлечением в сектора рабочей силы. Здесь необходимо отметить тот факт, что ключевой проблемой индийского рынка труда является более чем значительная численность неорганизованного и неофициального сектора, то есть незарегистрированных предприятий микро и малого бизнеса, самозанятых и индивидуальных предпринимателей, которые не платят налоги, не обеспечиваются социальной защитой и не обеспечены гарантиями и пенсиями. Задача правительства, в том числе посредством расширения промышленного сектора, попытаться справиться и с этой проблемой, поскольку численность работников незарегистрированного и неформального сектора составляет порядка 400 млн. человек, при общей численности рабочей силы в стране на уровне 435 млн. человек.

Учитывая современные тенденции в области «зеленого перехода» и усилении внимания в сектора электромобилей, Индия проявила повышенный интерес, поскольку привлечение капиталов в электро-автомобилестроение может поспособствовать не только увеличению ВВП, стать одним из факторов ускоренного экономического роста, но и частично решить ряд проблем социальной сферы. Сегодня Индия наравне с Китаем в Азиатском регионе является одним из лидеров данной отрасли, что подтверждается не только объемами выпуска транспортных средств на батареях разной категории (моторикши, тук-туки, скутера и т.д.), но и государственными и иностранными капиталовложениями и программами развития.

Исследование показало, что электро-автомобилестроение является важной составляющей в комплексе программ и инициатив, реализуемых в стране, способных если не решить, то сократить давление на социально-экономическую обстановку, улучшив макроэкономические индикаторы. Более того, стратегия «Китай+1», разработанная странами развитого порядка еще в начале 2000-х гг., и направленная на снижение инвестиционной привлекательности Китая и вывод капиталов и предприятий с его территории, позволяет крупному бизнесу рассматривать Индию как относительно новую и более выгодную площадку для размещения производств, что не только повысит индийский ВВП, но и отразится на иных показателях вовлечения страны в систему международных экономических отношений.


Источники:

1. Брагина Е.А. Промышленное развитие Республики Индии. - М.: Издательство «Знание», 1958. – 38 c.
2. Брагина Е.А. Развивающиеся страны: государственная политика и промышленность. - М.: Институт мировой экономики и международных отношений АН СССР. Мысль, 1977. – 261 c.
3. Гадгил Д. Планирование и экономическая политика в Индии. - М.: Издательство иностранной литературы, 1963. – 407 c.
4. Галищева Н.В. Глобализация индийской экономики: тенденции и перспективы // Вестник МГИМО-Университета. – 2017. – № 2. – c. 71-89. – doi: 10.24833/2071-8160-2017-2-53-71-89.
5. Галищева Н.В. Промышленная политика как драйвер развития экономики Индии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. – 2019. – № 2. – c. 205-222. – doi: 10.22363/2313-2329-2019-27-2-205-222.
6. Галищева Н.В. Роль мелкого производства в достижении устойчивого развития в Индии // Вестник МГИМО-Университета. – 2020. – № 3. – c. 151-169. – doi: 10.24833/2071-8160-2020-3-72-151-169.
7. Коновалова Ю.А., Мизинцева М.Ф., Митюшкина А.А. Промышленная политика Индии: роль человеческого капитала // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. – 2024. – № 1. – c. 7-24. – doi: 10.22363/2313-2329-2024-32-1-7-24.
8. Шарма Т.Р. Размещение промышленности в Индии. - М/: Издательство иностранной литературы, 1958. – 416 c.
9. Широков Г.К. Экономика Индии: Общая характеристика. - М/: Наука, 1980. – 271 c.
10. Широков Г.К. Традиционные структуры и экономический рост в Индии. - М.: Наука, 1984. – 261 c.
11. Analysis if India’s CY 2024 EV sales. EV. [Электронный ресурс]. URL: https://evreporter.com/analysis-of-indias-cy-2024-ev-sales/#:~:text=In%202024%2C%20India's%20EV%20sales,overall%20automobile%20sales%20in%202024. (дата обращения: 07.04.2025)
12. Annual Report 2022-23. Ministry of Commerce and Industry. Dpiit. [Электронный ресурс]. URL: https://dpiit.gov.in/sites/default/files/DPIIT_AnnualReportE_03March2023.pdf (дата обращения: 07.04.2025).
13. Auto Industry Sales Performance of December 2024, October - December 2024, April-December 2024 and January - December 2024. Siam. [Электронный ресурс]. URL: https://www.siam.in/pressrelease-details.aspx?mpgid=48&pgidtrail=50&pid=576 (дата обращения: 07.04.2025).
14. Automobiles. IBEF India. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ibef.org/download/1682310128_Automobile-February-2023.pdf (дата обращения: 07.04.2025).
15. Automotive Mission Plan: 2016-26. Society of Indian Automobile Manufacturers. (SIAM). [Электронный ресурс]. URL: https://www.siam.in/uploads/filemanager/47AUTOMOTIVEMISSIONPLAN.pdf (дата обращения: 07.04.2025).
16. Economic Survey 2022-23. New Delhi, India. Ministry of Finance. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ibef.org/download/economic_survey_2022-23.pdf (дата обращения: 06.04.2025).
17. Electric Vehicle Industry Report. Ibef. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ibef.org/industry/electric-vehicle (дата обращения: 06.04.2025).
18. Global EV Outlook 2024. Iea. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iea.org/reports/global-ev-outlook-2024 (дата обращения: 08.04.2025).
19. Global electric vehicle sales up 25% in record 2024. Reuters. [Электронный ресурс]. URL: https://www.reuters.com/business/autos-transportation/global-electric-vehicle-sales-up-25-record-2024-2025-01-14/ (дата обращения: 08.04.2025).
20. Indian manufacturing industry analysis: Manufacturing industry report. IBEF India. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ibef.org/industry/manufactur-presentation (дата обращения: 07.04.2025).
21. Industries and public enterprises: Notification. Ministry of Heavy Industries. [Электронный ресурс]. URL: https://fame2.heavyindustries.gov.in/content/english/11_1_PolicyDocument.aspx (дата обращения: 09.04.2025).
22. Manufacturing. Ibef. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ibef.org/download/1737608418_Manufacturing-November-2024.pdf (дата обращения: 09.04.2025).
23. Statistics. International Organization of Motor Vehicle Manufacturers. Oica. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oica.net/ (дата обращения: 09.04.2025).
24. The global electric vehicle market overview in 2024. Virta. [Электронный ресурс]. URL: https://www.virta.global/global-electric-vehicle-market (дата обращения: 09.04.2025).

Страница обновлена: 22.04.2025 в 15:58:43