Пути и методы совершенствования ресурсного обеспечения национальной экономики для реализации технологического суверенитета
Чурсин А.А.1, Ермаков В.А.1, Назюта С.В.1
1 Российский Университет Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы
Скачать PDF | Загрузок: 15
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 18, Номер 4 (Апрель 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=65658518
Аннотация:
В данной статье рассмотрены перспективы мирового технологического доминирования. Основой для победы в конкурентной борьбе является развитая промышленность и высокотехнологичные отрасли. Базой для успешного индустриального развития являются ресурсы и наличие передовых технологий для выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью. Показаны взаимосвязи экономических интересов и политических решений. Идет открытая борьба за ресурсы и технологическое первенство на современном этапе. Для РФ появилась необходимость развития и восстановления экономического и промышленного потенциала. Рассмотрены основные направления развития и модернизации ресурсного потенциала национальной экономики.
Ключевые слова: экономические ресурсы, производительность труда, интеллектуальный капитал, экономические санкции, инвестиционные ресурсы, финансовые ресурсы
JEL-классификация: J24, E24, F51
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития РФ столкнулась с беспрецедентным давлением коллективного Запада. Совершен переход от глобальной повестки к протекционизму на базе запретительных тарифов и санкций, которые в своей основе не имеют экономического обоснования и носят политический характер. В декабре 2023г. принимается уже 12-й пакет санкций против РФ, направленный в том числе против возможностей поставки комплектующих и запчастей, станков и оборудования фирмами стран, которые занимают нейтральную позицию или являются нашими союзниками. Наша страна в этих сложных условиях работает и борется с внешними санкциями в целом успешно, выйдя на лидирующие позиции в мире по их количеству (более 18000) и в целом с положительным результатом для себя.
Актуальность
В противодействие санкциям и в обеспечение национальной технологической безопасности Правительством РФ сформирована концепция технологического развития на период до 2030г. (Распоряжение Правительства от 20 мая 2023 года №1315-р). Согласно Концепции технологического развития РФ к концу третьего десятилетия XXI века Россия должна обладать собственной научной, кадровой и технологической базой критических и сквозных технологий. Предполагается, что в стране будут созданы условия для высокоинтенсивной инновационной активности корпораций и предпринимателей, которые будут работать в комфортной регуляторной среде. Кроме того, к 2030 году национальная экономика должна обеспечивать производство высокотехнологичной продукции – чипов и другой микроэлектроники, высокоточных станков и робототехники, авиакосмической техники, беспилотников, лекарств и медицинского оборудования, телекоммуникационной техники и программного обеспечения.
Данное исследование направлено на разработку подходов к выработке программы реализации государственной концепции технологического развития на базе эффективного использования экономических ресурсов. Вопросами оценки ресурсного обеспечения экономики и технологического развития занимались многие ученые, среди которых следует отметить: К.Р. Макконнелла и С.Л. Брю [3], Г.Б. Клейнера [4], С.Ю. Глазьева [5], А.А. Чурсина и А.Е. Богинского [6], Ж.С. Чупину и И.А. Квасова [7] и др. Однако, в изменившихся условиях требуется жесткая мобилизация ресурсного потенциала страны. С учетом масштабности возникающих проблем и постановку перед отечественной экономической наукой задачи по преодолению негативных последствий санкционного воздействия необходимо и крайне актуально разработать подходы по формированию и рачительному использованию ресурсной базы обеспечения технологического суверенитета.
Цель исследования
Целью исследования является оценка роли ключевых ресурсов в эффективности создания и производства технологически независимой новой продукции в контексте достижения национального технологического суверенитета.
Научная новизна
Научная новизна заключается в разработке методических подходов комплексного анализа влияния ресурсов на выполнение задач технологического развития в обеспечение национальной технологической безопасности. Предложены новые подходы и решения по совершенствованию управления материальными и интеллектуальными ресурсами при ограниченности в целом ресурсов, когда резко возрастает роль в целеполагании бизнеса и государственного инвестирования.
Гипотеза исследования
Гипотеза исследования состоит в возможности применения в качестве теоретической базы закона опережающего развития для выработки подходов к формированию программы обеспечения технологического суверенитета.
Представленные методические подходы к анализу влияния ресурсного потенциала на технологическое развитие базируется на известных и апробированных в мировой и отечественной практике методологических основах экономического анализа высокотехнологичных секторов экономики, представленных в работах вышеуказанных авторов
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Нет в современной экономике безусловного инструмента выхода отраслей на технологическую независимость. Необходимо не простое копирование аналогов, а выход на производство продукции с более высокими техническими параметрами чем аналогичная продукция. Для реализации на практике задач концепции необходимо иметь научно-технический и кадровый потенциал, необходимого уровня компетенции, средства производства. То есть мощное ресурсное обеспечение. Для того, чтобы понять, что не хватает с точки зрения ресурсов, проанализируем торговую структуру импорта РФ по основным товарным группам по итогам 2021 (до начала СВО). Общий объем импорта по данным ФТС за 2021 год составил 296 086 млн долл. США.
Код ТН ВЭД ЕАЭС
|
Товарные группы
|
млрд долларов США
|
% от импорта
|
84-90
|
Машины и оборудование, транспортные
средства
|
144,3
|
48,7
|
28-40
|
Продукция химической промышленности
|
53,7
|
18,1
|
01-24
|
Продовольственные товары и
сельскохозяйственное сырье
|
34.1
|
11,5
|
72-83
|
Металлы и изделия из них
|
20,3
|
6,8
|
50-67
|
Текстиль и обувь
|
16,9
|
5,1
|
25-27
|
Минеральные продукты
|
5,5
|
1,8
|
44-49
|
Древесина и целлюлозно-бумажные
изделия
|
4.1
|
1,3
|
Таблица1.Товарные группы, составившие наибольшую стоимость импортных закупок Россией в 2021 году. Источник: Составлено авторами по данным ФТС РФ.
По словам авторов смысл этой таблицы заключается в том, чтобы показать данные до СВО, а затем по тексту внизу показано отличие в 2023 году после СВО. Поэтому авторы таблицу переделали, поэтому указаны данные за 2021 год.
Практически 50% импорта составляют машины и оборудование, что является нашей «болевой точкой» и ориентиром в восстановлении целых отраслей и модернизации промышленности. Притом по данной позиции объем поставок от стран СНГ составляет всего 6,5 млрд. долларов США. Значительна доля продуктов химической промышленности, что также заставляет нас ориентироваться на ускоренное развитие этой отрасли. Только пластмасс мы импортировали на 12,6 млрд. долларов по итогам 2021г.
Очень показательны данные по импорту за 3 квартала 2023г. после возобновления предоставления таможенной статистки и начала СВО. За три квартала 2023г импорт составил $213,3 млрд. Самая крупная группа импортируемых из-за рубежа товаров — машины и оборудование, то есть предмет самых жестких санкций ЕС, США, Японии и Канады с начала военной операции РФ на Украине. Объем их импорта вырос на 32,8% и составил за три квартала рекордные $107,9 млрд. За ней идет химическая продукция. Ее ввоз в РФ увеличивался на 2,5% год к году и составил $42 млрд. Импорт металлов и металлических изделий ($14,5 млрд) вырос за тот же период на 1,3%. Ввоз в РФ текстиля и товаров этой же группы (одежда, обувь, всего — $14,8 млрд) увеличился в деньгах на 26,5%. [5]
Также сравним данные по нашему экспорту высокотехнологичной продукции. Доля в экспорте продукции наукоемких отраслей в 2022г. составляет всего 7 %. Доля различных видов сырья 73%. Более подробно по позициям в экспорте продукции наукоемких отраслей: Производство прочих транспортных средств (в основном оборонка) с весом в 2.1%, деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования - 1%, разработка программного обеспечения -1%, консалтинг и управление -0.7%, деятельность рекламных агентств – 0.6%, производство компьютеров, электронных и оптических изделий – 0.3%, деятельность в области ИТ – 0.3%, деятельность в сфере телекоммуникаций – 0.3%, производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки – 0.2%, производство электрического оборудования – 0.2%, производство авто – 0.2%, научные исследования и разработки – 0.1%.
По итогам представленных материалов по структуре внешней торговли мы можем сделать вывод, что по импорту практически наполовину мы закупаем машин и оборудования в сумме более 108 млрд за 3 квартала 2023 г. То есть это примерно тот объем импортозамещения, который нам необходим в среднесрочной перспективе. Безусловно импорту из дружественных стран ничто не угрожает, здесь важен вопрос цены и качества и вопрос что эффективнее производить или покупать. В экспорте продолжают преобладать в основном энергетические ресурсы нефть и газ, незначительная доля наукоемкого оборудования и услуг в 7% дает четкие цели по трансформации национальной экономики с сырьевой модели на инновационные рельсы высокотехнологичного развития. Для импортозамещения и компенсации санкционного давления мы должны иметь соответствующие ресурсы. Необходимо в среднесрочной перспективе решить 2 основные проблемы:
-отсутствие необходимых человеческих ресурсов;
-отсутствие необходимых средств производства.
Для теоретического обоснования мы можем использовать закон опережающего развития организации. В современных условиях согласно закону опережающего развития необходимо создать человеческий капитал и необходимые компетенции. Закон опережающего развития организации утверждает, что создаваемая и производимая продукция должна обладать потребительской полезностью (ценностью), увеличивающей потребности общества, приводящие к возникновению новых рынков и создающие стабильное экономическое развитие производителя [10]. Согласно теории опережающего развития реализация процессов создания новой продукции должна приводить к достижению предприятием состояния опережающего развития, т. е. к формированию предприятием нового рынка высокотехнологичной продукции или обеспечению значительной доли существующего рынка за счет имеющегося инновационного потенциала и набора необходимых ключевых компетенций.
Необходимо проработать вопросы финансирования и его индикативные объемы для решения этих задач. Создать государственную ресурсную финансовую базу как основу государственных инвестиций в высокотехнологичные производства. На эту роль вполне возможно переформатировать современный ФНБ. Правительство уже утвердило комплексную программу по расширению производства воздушных судов, двигателей, приборов и агрегатов и разрешило использовать для ее финансирования средства Фонда национального благосостояния.
Государству в условиях проведения СВО трудно выделить требуемые ресурсы. Необходимо помимо государственных источников использовать альтернативные методы привлечения ресурсов, стимулировать инвестиционный и инновационные процессы на уровне предприятий. Необходимо просчитать объем энергетических и материальных ресурсов, которые должны быть задействованы под влиянием различных факторов. То есть встает вопрос о прогнозировании, планировании, сопряженности и координации развития и освоения ресурсной базы в масштабах государства. В последние десятилетия происходил отток финансовых ресурсов из производственной сферы в финансовой сектор. Однако, конкурентные преимущества национальной экономики и технологический суверенитет куется именно в сфере производства и науки. Этот процесс надо затормозить и развернуть в обратном направлении.
По исследованию Института экономики РАН нам не хватает 4,8 млн рабочих рук для переподготовки и развития человеческого ресурса в капитал. Один из путей решения этой проблемы-рост производительности труда. По этому показателю наша страна отстает от Германии, США в 2–3 раза и выше. Особенно высок этот разрыв в области высокотехнологичных отраслей. США обеспечили себе преимущество за счет автоматизации производства, своевременного обновления станочного парка, развития «умного» производства, роботизации. Справедливо утверждение Макконнелла и Брю, что «производительность труда находится под воздействием таких факторов как технический прогресс, фондовоооруженность, качество рабочей силы и эффективность распределения, сочетания и управления различными ресурсами» [3]. Рост производительности труда должен стать базовым показателем экономической деятельности. Необходимо направить государственные инвестиционные ресурсы на модернизацию и закупку нового оборудования и средств производства с ежегодным ростом в 10–11%. Согласно докладу ИНП РАН «Посткризисное восстановление экономики и основные направления прогноза социально-экономического развития России на период до 2035 г» целью подобной модернизации должна стать технологическая модернизация 2/3 основных фондов в течении ближайших 15 лет, что позволит повысить производительность труда втрое, понизить энергоемкость производства вдвое и максимально приблизиться по эффективности производства к промышленно развитым странам. В России создана инфраструктура национального проекта «Производительность труда»: Федеральный центр компетенций и созданные в 60 регионах РЦК помогают компаниям внедрять бережливое производство, совершенствовать управление, логистику и сбыт продукции. На каждом предприятии создается производственный поток-образец, формируется команда из сотрудников для внедрения изменений и последующей самостоятельной работы. Реализуется проект по повышению квалификации топ-менеджмента «Лидеры производительности». А также программа переподготовки кадров от «Агентства развития навыков и профессий». Возрождается движение рационализаторства [11]. Да, возможно получение финансирование только участникам программы под 1 % годовых от Фонда развития промышленности и помощь в выходе на новые рынки от Российского экспортного центра. Не каждое предприятие выполнит условие по вхождению в программу по выручке в 400 млн. руб. за предшествующий год (без НДС) и получит займ на развитие. Фактически лишены возможности участия малые и средние предприятия, вузовские научно-производственные организации, венчурные предприятия – стартапы и тд. Необходимо максимально расширить число участников программы, которая показала свою эффективность и востребованность. По данным Минэкономразвития с 2019 по 2021 год более 2300 предприятий – участников нарастили добавленную стоимость на 383 млрд. рублей, показав 24% рост производительности труда (что на 5% выше показателя предприятий, не участвующих в нацпроекте). При этом показатели эффективности за время участия в проекте в среднем улучшились: выработка выросла на 46%, сократились запасы незавершенного производства на 36%, сократилось время производства продукта на 35%. Сейчас в национальном проекте участвует уже более 5000 предприятий. Крайне важно расширить функционал Российского экспортного центра, который начинает свое содействие производству в момент появления уже готового экспортного продукта. Важно на основе опыта крупнейших экспортных агентств организовать поиск перспективных проектов, предприятий, талантливых людей способных вывести тот или иной продукт или проект на международный уровень уже на стадии проекта или разработки продукта и на всем протяжении производства оказывать им поддержку. Основным путем повышения производительности труда остается модернизация и автоматизация производства, роботы и заводы-автоматы. Также важно обеспечить положительную корреляцию роста производительности труда и роста заработной платы для обеспечения внутреннего спроса в условиях санкционного ограничения рынков. Тезис о преимуществе национальной экономики в виде низкой заработной платы, которое способно привлечь иностранные инвестиции не выдерживает никакой критики. Надо полагаться на внутренние ресурсы прежде всего, особенно в данный момент, а низкая заработная плата остаётся основным тормозом экономического роста и расширения внутреннего спроса. Именно низкая стоимость труда приводит к скрытой безработице (неполной и неэффективной занятости), росту низкоквалифицированного труда. Исследование ИПН РАН показало, что прирост зарплаты на 1 % дает повышение производительности труда как минимум на 0,1% [2]. Повышение зарплаты приведет к найму более профессионального персонала, повысится техническая оснащенность рабочих мест, повысится уровень управления и соответственно производительность труда.
Фактически для решения проблемы нехватки персонала и повышения производительности труда необходимо кардинально изменить философию производства и целеполагание. Цель производства – не прибыль, а добавленная экономическая стоимость и выполнение госзаказа или плана (если есть). Даже классики финансового менеджмента (Джеймс Ван Хорн, Юджин Бригхем и др.) считают, что не прибыль является целью деятельности корпорации, а повышение благосостояния акционеров. Прибыль – это инструмент, учетный показатель. Ориентир на прибыль противоречит необходимости инвестирования в производство и уводит деньги на финансовые рынки, которые только накормить и одеть, и защитить страну не смогут. Соответствующим образом изменить оценочные показатели деятельности. Уйти в долгосрочной оценке эффективности производства от бухгалтерских показателей прибыли к показателям финансовым (экономическая добавленная стоимость, где учитывается стоимость капитала и стоимость денег во времени). Экономическая прибыль равна разнице между валовой выручкой и явными и неявными затратами. Предоставить налоговые льготы в виде налогового вычета по инвестированному капиталу в расширение и обновление производства. Издержки на обучение рассматривать как инвестиционный ресурс для формирования человеческого капитала. Необходимо снижать звено посредников, не создающих новой стоимости, а зарабатывающих спекулятивную маржу. Здесь можно применить методы налогового воздействия. Необходимо выделить в отдельную категорию ООО и АО, которые реально заняты в производственном процессе и создают новую реальную экономическую стоимость. Вернуться к анализу влияния НДС на формирование цены в наукоемких производствах. Выпуск высокотехнологичной продукции связан с множеством подрядчиков, поставщиками запасных частей, что в итоге по цепочке приводит к значительному удорожанию конечной продукции, а часто делающей ее неконкурентоспособной по сравнению с импортными аналогами из Китая и других стран Юго-Восточной Азии. Обеспечить безусловный приоритет национального производителя при проведении конкурсных процедур.
В основе требуемой ускоренной технологической модернизации производства в условиях СВО необходимо обеспечить производство средств производства с минимальными затратами человеческого труда. В основе достижения необходимого технологического уровня производства должны лежать такие инструменты цифрой экономики как цифровые двойники, «умное производство», машинное обучение, робототехника, а также цифровая трансформация и интеграция, что позволит значительно снизить материальные и кадровые затраты. Эффективность системы управления проектированием и производством высокотехнологической продукции определяется не только системной интеграцией и оптимизацией процессов, но и наличием инструментальных средств моделирования. В частности - цифрового двойника продукции, встроенного в процессы автоматизированного проектирования, а также комплексной цифровой модели производственных и управленческих процессов. Данные элементы позволят осуществить оптимизацию, причем по выбранному, обусловленному рыночной ситуацией экономико-технологическому критерию, что позволит наращивать конкурентоспособность, определяющую доминирование на рынках сбыта. Оценка «применимости» и «инновационности» конкретной технологий осуществляется для рассматриваемой производственной системы с использованием цифрового двойника производства (см. рис.1).
Рис. 1. Цифровой двойник системы производства. Источник: [10]
На основе такого цифрового двойника может быть решен вопрос об эффективной организации, внедрении инновации и техническом перевооружении производства, обеспечивающие оптимизацию затрат при управлении жизненным цикла продукта. Оптимизация затрат на производство, предоставляет возможность увеличивать добавленную стоимость, что в совокупности с техническими и технологическими преимуществами, с одной стороны, позволит доминировать в области наукоемкой продукции, постоянно наращивая свою долю на рынке. С другой стороны, увеличивая зарубежный экспорт, наращивать долю высокотехнологичной продукции в структуре валового внутреннего продукта (ВВП), таким образом осуществить переход с микро на макроэкономический уровень технологической независимости. Создание новых средств производства-крайне материалоемкий, капиталоемкий и трудоемкий процесс. В результате необходимо выйти на конкурентноспособную продукцию, которая не повлияет в отрицательную сторону на процесс ценообразования конечной продукции.
Значительным вкладом в реализацию целей промышленного развития по приоритетным направлениям является создание технологических платформ. Для решения задач технологического развития уже сегодня проводятся многочисленные работы в области создания технологических платформ. Под технологической платформой понимается коммуникационная площадка для взаимодействия бизнеса, науки, потребителей и государства по вопросам модернизации и научно-технического развития по определенным технологическим направлениям. Создание и развитие технологической платформы на отраслевом уровне решает следующие задачи, связанные с организацией взаимодействия всех отраслевых участников в рамках единой научно-производственной системы:
- создание ценности для потребителя в виде радикально нового продукта на базе кроссплатформенного взаимодействия бизнес-структур отрасли;
- в результате применения радикальных компетенций создавать уникальную продукцию, способную формировать новые рынки или быть доминирующей на существующих [11].
Должен быть налажен трансфер технологий, компетенций в рамках отрасли для создания новейших видов продукции. Для реализации этих технологических платформ и инновационных решений, которые создаются и применяются в рамках этих платформ, необходим большой объем инвестиций. Объем этих инвестиций зависит от многоплановости решения задач технологической платформы, сложности разрабатываемой радикально новой продукции, технического и технологического уровня организации т. д. Результатами эффективного функционирования технологической платформы промышленного холдинга являются:
– повышение конкурентоспособности производимой продукции, предприятия, холдинга;
– развитие новых ключевых компетенций холдинга;
– лидирующие позиции на существующих рынках и создание совершенно новых рынков с радикально новой продукцией;
– появление новых высокотехнологичных продуктов, ориентированных на удовлетворение перспективных потребностей;
– создание многономенклатурной и разнонаправленной продуктовой линейки;
– достижение глобальной конкурентоспособности;
– обеспечение условий опережающего развития за счет создания радикальных компетенций и инноваций и их преобразования в радикально новый продукт [10]. Развитие и накопление компетенций приводят к интеллектуальному взрыву, в результате которого разрабатываются технологии, обеспечивающие создание принципиально новых продуктов. Таким образом, достигается технологическая сингулярность — чрезвычайно быстрый технологический прогресс, при котором человеческий труд полностью заменяется машинным трудом, а существующий машинный труд заменяется более производительными, автоматизированными и интеллектуализированными машинами. Это позволяет исключить в цепочке создания стоимости потребителя ряд капитальных затрат, связанных с подготовкой производства (понятие подготовки производства как такового исчезает, так как все операции выполняются интеллектуальными системами в автоматическом или автоматизированном режиме) [9].
Важным условием поступательного движения в целях обеспечения технологического суверенитета является динамичное вовлечение объектов интеллектуальной собственности, которые не востребованы, в том числе и в ВУЗах в процесс производства. В современной международной научной литературе интеллектуальный капитал определяется как совокупность нематериальных активов (ресурсов, способностей и компетенций), определяющих эффективность деятельности организации и создание стоимости. Согласно господствующему в современной науке мнению, структура интеллектуального капитала включает в себя человеческий, структурный и клиентский капитал. В тех случаях, когда стратегическое планирование и управление затратами в организациях ориентированы на экономические показатели и эффективность затрат, они фактически не учитывают факторы интеллектуального капитала (знаний) в какой-либо форме, что неприемлемо для стратегического планирования особенно в наукоемких организациях, основанного на понимании и определении своей перспективы на основе имеющихся знаний и нематериальных ресурсов [8]. В настоящее время самыми распространёнными формами взаимодействия промышленных компаний и университетов по использованию вузовских научных разработок являются следующие: заключение договоров компаний с университетами на проведение определенных видов работ (возможно, совместно с иными организациями), участие в малых инновационных предприятиях, приобретение промышленными предприятиями лицензий на использование результатов интеллектуальной деятельности, привлечение на контрактной основе отдельных работников вузов для решения проблем предприятий. Эта деятельность приносит вузам, обладающим высокими компетенциями и хорошим парком лабораторного и исследовательского оборудования существенный доход. В текущей политической ситуации, когда в стране взят мощный курс на импортозамещение потребность в научно-техническом заделе вузов – квалифицированном персонале и исследовательском оборудовании – значительно возросла. В этой ситуации вузам необходимо усилить работу по наращиванию и продвижению своих компетенций и коммерциализацию инноваций и передовых технологий. Некоторые промышленные предприятий предпочли бы иметь не только импортозамещающий продукт, но и уникальные технические решения, создающие конкурентные преимущества, что существенно повышает из заинтересованность в сотрудничестве с вузами. Необходимо возродить научно-производственные объединения и отраслевую науку с участием профильных вузов. Считаем целесообразным не признавать права на интеллектуальную собственности резидентов недружественных стран.
Коммерциализация университетских разработок – сложный процесс, затрагивающий интересы университетов, предприятий и ученых-изобретателей. Таким образом, на коммерциализацию университетских патентов влияет множество факторов: институциональные, связанные с изобретателями, связанные с технологиями, связанные с рынком и коммерциализацией, а также факторы, связанные с интеллектуальной собственностью. Система управления коммерциализацией университетских разработок предполагает проведение следующих мероприятий:
1. выбор проекта
2. оценка текущего состояния дел по конкретному проекту;
3. формирование наборов инструментов для экспертно-аналитической поддержки проекта;
4. формирование комплекса аналитических отчетов в поддержку проекта;
5. определение достижимого уровня зрелости разработки, до которого необходимо довести разработку для последующей реализации;
6. проведение мероприятий для достижения необходимого уровня зрелости;
7. решение вопросов, связанных с различными аспектами интеллектуальной собственности;
8. проведение переговоров с потенциальными приобретателями разработки и/или создание малого инновационного предприятия;
9. выход на рынки;
10. разработка предложений по улучшению разработки.
При этом основные положения коммерциализации опираются на разработанные методы и инструменты управления технологиями, в том числе методы отбора инструментов экспертно-аналитической поддержки в обеспечение повышения конкурентоспособности создаваемой продукции, оценки стоимости созданных ОИС, механизмы и подходы к созданию системы управления коммерциализацией результатов интеллектуальной деятельности вуза. Качественное выполнение коммерческих заказов позволит вузам не только получать дополнительный доход, но и повышать и приобретать новые компетенции, что в свою очередь повысит привлекательность вузов как исполнителя НИОКР.
Рисунок 2 – Схема механизма управления коммерциализацией результатов интеллектуальной деятельности вуза Источник: составлено авторами.
Своевременное выявление и реализация перспективных направлений НИОКР, создание автоматизированных средств производства невозможны без создания человеческого капитала и необходимых компетенций. Трансформация в сторону цифрового мира идет полным ходом и в области человеческих ресурсов, хотя необходимо также учитывать, что эти изменения происходят неравномерно. Есть много компаний, которые, даже зная о последствиях технологической революции, не в состоянии отреагировать, потому что они не могут или не готовы к этому и в этом смысле именно HR-специалисты должны способствовать этой трансформации, поскольку компании будут инновационными только в том случае, если они смогут трансформироваться именно с помощью вовлечения качественных человеческих ресурсов и в интересах общества в целом. Технологический прогресс идет головокружительными темпами и имеет всеобщий охват, который способствует применению адаптивных технологий. Новые технологии меняют процессы, упрощают различные виды операций и порождают трансформацию компетенций в человеческий капитал. Несмотря на то, что технология является элементом, который не связан напрямую с системой управления человеческими ресурсами, это оказывает глубокое влияние на управление ими, особенно по следующим причинам:
– Устраняются недостатки в процессах и технологиях.
– Дублирующиеся задания предупреждаются и отбрасываются.
– Все, что не приносит ценности, устраняется.
— Услуги передаются на аутсорсинг, если это выгоднее. [7]
Выпуск высокотехнологичной продукции требует вовлечения миллионов человеческих ресурсов. В борьбе за компетенции надо начинать с возврата в школы обучения труду и наличия учебных классов с несложными станками и оборудованием. Стоит прививать навыки научной деятельности уже на школьной скамье. Уже сейчас многие ВУЗы активно работают со школами, проводят мастер-классы, круглые столы, помогают в профессиональной ориентации учащихся. Стоит проблема восстановления профессионально-технических училищ и техникумов в том числе и возврат отечественных наименований колледжам, которые еще сохранились. Необходимо изменить акцент в ВУЗе на обучение инженерным и прикладным специальностям. Прекратить выпуск «специалистов», которые не будут работать по специальности и будут невостребованы. Для обучения и производства требуется оборудование, средства производства, которые находятся в дефиците. Сменить акценты в заработной плате с футболистов и артистов на инженеров и научных работников, преподавателей и учителей. Расходы на образование вывести на уровень промышленно развитых стран в размере не ниже 6% от ВВП. Бороться с имущественным расслоением общества, когда зарплата топ-менеджера выражается в семизначных цифрах, а низовой уровень в сотни раз, на порядки ниже имеет уровень зарплаты. Ввести дифференцированную шкалу налогообложения доходов физических лиц. Социальная справедливость в том числе в распределении бюджетных доходов является необходимым условием развития экономики. Важна информационная составляющая современных компетенций и технологий. В СССР в каждой отрасли на базе отраслевого министерства имелся институт или центральное бюро научно-технической информации, где аккумулировались все новшества и огромное количество иностранной переводной литературы технического характера. В современных условиях эту роль могут играть и ВУЗы на базе малых инвестиционных предприятий и соглашений с предприятиями. Цифровая трансформация как инструмент технологического развития может оказать реальное влияние только при условии вовлечения и поддержки со стороны высококвалифицированного персонала и руководства. Если руководство и менеджеры знают проекты, видят возможность генерации новой экономической стоимости, они будут первыми, кто будет поощрять людей в своей команде экспериментировать и придумывать идеи. В развитие компетенции и формирование человеческого капитала важна роль современной кадровой службы, которая должна обеспечить, чтобы люди, которые являются частью организации, обладали навыками, мотивацией и проблемами, соответствующими деловой и цифровой культуре, способствуя инновациям, трансформации и постоянному технологическому обновлению.
Все вышеуказанные цели и ключевые направления деятельности по выполнению концепции технологического развития невозможны без мобилизации финансовых ресурсов. В отношении привлечения финансовых ресурсов создать пул или биржу инновационных и инвестиционных проектов, направленных на производство средств производства на основе привлечения не только государственного, но и частного капитала. Разработать новые инструменты биржевые и внебиржевые привлечения средств частного инвестора на долгосрочной и взаимовыгодной основе с гарантированным возвратом основной суммы. Предложенные правительством инструменты долгосрочных частных инвестиций в НПФ на срок 15 лет и более не вызовут доверия населения даже на условиях софинансирования. Эмитентом облигаций или других финансовых инструментов должно быть государство с полной ответственностью за судьбу накоплений. Необходимо поставить заслон на экспорт капитала в офшорные юрисдикции и недружественные страны и стимулировать использование иностранных инвестиций не только в интересах иностранных компаний, но и нашей страны и территорий расположения бизнеса. Стимулировать банковский сектор на реальные инвестиции в реальные активы. Можно регуляторно ограничить нормативы открытия валютных позиций и финансовых инвестиций на рынке ценных бумаг в проценте от капитала. Или, как в Японии установить пропорцию в распределении инвестиционных ресурсов. При вложении 5 рублей в инвестиции в реальный сектор, 1 рубль можно вложить в финансовые активы. Российский банковский сектор в 2023 году получил прибыль в размере 3,3 трлн рублей против 203 млрд рублей по итогам 2022 года, говорится в обзоре ЦБ о динамике развития банков [10]. Эти ресурсы также должны получить инвестиционную направленность за счет предложенных выше нормативных требований ЦБ РФ. Не секрет, что значительную долю финансовых ресурсов страна получает от сырьевого сектора при поставках на экспорт. Своевременно поставлена задача выйти на объемы высокотехнологичного экспорта в примерно равных объемах. Мобилизация финансовых и интеллектуальных ресурсов, цифровизация и цифровая трансформация должна стать материальной основой импортозамещения, технического и технологического перевооружения базовых отраслей промышленности. Необходима также мобилизация энергетических и материальных ресурсов. Важно тарифными и нетарифными методами ограничить экспорт сырья и максимально стимулировать экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью при насыщении внутреннего спроса. Экспорт ресурсов с низкой переработкой ограничивает внутреннее потребление и экономически нецелесообразно. Стимулировать переработку и строительство необходимых для этого заводов и технологических линий. Развитие перерабатывающих производств на базе инновационных технологий даст необходимые ресурсы для импортозамещения. Надо подчеркнуть, что и высокоразвитые страны экспортируют сырье и не в этом наша основная проблема. Проблемы роста и развития не в сырьевой экономике как таковой, а в ограничении импорта и зависимости от него. Модель экономики, когда за сырье мы получали валюту, а на нее закупали импортные товары и в основном промышленное оборудование привела к ликвидации целых отраслей промышленности (машиностроение, станкостроение, авиационная промышленность (кроме военной авиации) и других). И смысл импортозамещения не в том, чтобы всячески ограничить импорт и полностью перейти на самообеспечение, а том, чтобы государственное регулирование внешнеэкономической деятельности и денежно-кредитная политика страны содействовала развитию и росту промышленного производства и критически важных отечественных технологий. Отрасли разрушались в том числе и потому, что производить в условиях дешевого импорта стало невыгодно, в том числе за счёт поддержания высокого курса рубля в 90-е годы. Насыщение национального рынка должно стать первостепенной задачей каждого предприятия. Выход на внешний рынок возможен только после реализации этой задачи. Возможно вернуться к опыту работы профессиональных внешнеторговых объединений в разрезе отраслевом или продуктовым. Ввести частичное регулирование ВЭД от Минэкономразвития с выдачей квот на экспорт в зависимости от ценовой ситуации на внутреннем рынке. Это даст возможность отойти от таких спорных мер регулирования как обратный акциз и др. Необходимо экономически стимулировать снижение затрат в целом и неэффективных или непрофильных затрат в промышленности. Одним из конкурентных преимуществ нашей страны является большое количество экономических ресурсов. У нас много земли и основных фондов в том числе незагруженных, появившиеся после начала СВО право на независимую эмиссию национальной валюты, утраченное после вхождения в МВФ, талантливые люди. Отрицательные моменты вхождения в ВТО благодаря санкциям нивелированы «здоровым» протекционизмом и параллельным импортом. Технологический задел еще времен СССР продолжает наш «защищать» и дает надежду на технологический рывок. Рачительное и эффективное использование ресурсов приведет к положительным результатам. В настоящий можно сказать переломный момент нам нужна не только концепция обеспечения технологической безопасности и суверенитета со стороны государства, но и программа решения текущих и перспективных задач. Программа должна стимулировать опережающие развитие организаций с выпуском радикально новой продукции.
Технологический
суверенитет |
Рис. 3. Программа достижения национального технологического суверенитета
Источник: собственная разработка
Программа достижения технологического суверенитета на базе мобилизации экономических ресурсов и закона опережающего развития организации может включать несколько этапов. На первом этапе осуществляется собственно создание РНП (радикально новой продукции). На втором этапе формируются процессы опережающего развития организации, что, в свою очередь, позволяет создать необходимые условия для опережающего развития отрасли в целом и – на макроуровне – укрепления национального технологического суверенитета. На третьем этапе предполагается создание технологических платформ, функционирование которых будет способствовать созданию новой ценности для потребителя в виде РНП на базе кроссплатформенного взаимодействия в отрасли. На четвертом этапе формируется устойчивый механизм опережающего развития на основе мер и мероприятий связанных с кардинальной модернизацией средств производства и эффективной системой управления на основе современных методов и моделей для обеспечения технологического превосходства отраслей национальной экономики. На пятом этапе создаются условия для выхода отечественной промышленности на мировые технологические рынки с РНП. Заключительным этапом является создание национального технологического превосходства, заключающегося в развития промышленного комплекса страны, основанном на эффективном управлении фундаментальными и прикладными исследованиями, «переходящими» в создание продукции, обладающей высокой конкурентоспособностью и способной создавать новые рынки за счет уникальных потребительских свойств и высокой потребительской ценности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках данной статьи предложен авторский подход к проблеме достижения национального технологического суверенитета на базе следующих разработанных положений:
- Выделены основные группы товаров критического промышленного импорта, которые требуют срочного импортозамещения.
- Определена методическая основа программы технологического развития на базе закона опережающего развития.
- Сформулированы концептуальные основы значимости отдельных видов ресурсов для перехода к процессам опережающего развития реального сектора экономики РФ с выходом на технологический суверенитет.
- Предложена концепция изменения философии и целеполагания производства.
- Сформулирована схема механизма управления коммерциализацией результатов интеллектуальной деятельности вуза.
- Подчеркнута роль компетенций в формировании человеческого капитала.
На основе вышеуказанных положений предложены подходы к формированию программы технологического развития на базе рачительного использования ресурсного потенциала и модернизации производства.
Поставленные в настоящем исследовании научные задачи носят комплексный характер. Представляет серьезный практический интерес дальнейшая работа по количественной и качественной оценке ресурсов необходимых для реализации планов экономического роста совместно с развитием технологий в обеспечение технологического суверенитета страны.
Источники:
2. Доклад ИПН РАН «Посткризисное восстановление экономики и основные направления прогноза социально-экономического развития России на период до 2035 г»
3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: в 2 т. / Пер. с англ. 13-го изд.: — Т.1. - М.: Инфра-М, 2001. – 974 c.
4. Клейнер Г.Б. Интеллектуальная экономика цифрового века. Цифровой век: шаги эволюции // Экономика и математические методы. – 2020. – № 1. – c. 18-33. – doi: 10.31857/S042473880008562-7.
5. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. - Москва: Экономика, 2010. – 254 c.
6. Chursin A., Chupina Z., Ostrovskaya A., Boginsky A. The Creation of Fundamentally New Products as a Factor of Organizations’ Sustainable Economic Development // Sustainability. – 2023. – № 12. – p. 9747. – doi: 10.3390/su15129747.
7. Chupina Z., Chursin A., Boginsky A., Kvasov I. Sustainable Economic Development of Enterprises: A Methodology Based on the Toolkit // Sustainability. – 2023. – № 17. – p. 12682. – doi: 10.3390/su151712682.
8. Чурсин А.А., Абуева М.М. Управление инновациями. / Учебник. - М.: Инфра-М, 2023. – 331 c.
9. Чурсин А.А., Квасов И.А., Богинский А.И., Назюта С.В. Основы методологии управления процессами, обеспечивающими технологическую независимость организации // Креативная экономика. – 2024. – № 1. – c. 167-188. – doi: 10.18334/ce.18.1.120272.
10. Окатьев Н.А., Чурсин А.А., Таржманова Р.Ш. Совершенствование инструментов по разработке радикально новых компетенций // Горизонты экономики. – 2023. – № 6(79). – c. 84-90.
11. Tyulin A., Chursin A. The New Economy of the Product Life Cycle. / В книге: The New Economy of the Product Life Cycle: Innovation and Design in the Digital Era. - Switzerland: Springer International Publishing, 2020. – 400 p.
12. Tarzhmanova R.S., Nasonenko A.M., Alberto G.H. Digital Design at Industrial Enterprises of Russia: State of the Scientific and Methodological Base // ISCI: The International Scientific and Practical Forum “Industry. Science. Competence. Integration”: Сер. «Lecture Notes in Networks and Systems. Volume 115» Том 115 Volume 1. Moscow, 2020. – p. 3-8.– doi: 10.1007/978-3-030-40749-0_1.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:05:12