Развитие рынка электромобилей: сопоставительный анализ экономико-правового регулирования в России и Китае

Городнова Н.В.1, Ортюкова А.С.1
1 Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 6 (Июнь 2024)

Цитировать:
Городнова Н.В., Ортюкова А.С. Развитие рынка электромобилей: сопоставительный анализ экономико-правового регулирования в России и Китае // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 6. – С. 3083-3100. – doi: 10.18334/epp.14.6.121047.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=68015179

Аннотация:
Научная проблема энергетического перехода и построения «зелёной» экономики остаётся одной из наиболее актуальных как за рубежом, так и в России. Одним из магистральных направлений достижения углеродной нейтральности и экологически чистой транспортной системы является развитие рынка производства автомобилей на новых источниках энергии. В этой связи основной целью работы является проведение более глубокого исследования и сопоставительного анализа правового и экономического регулирования процессов стимулирования продаж электромобилей в России и Китае. В статье рассматривается актуальность развития и внедрения электромобилей. Представлены активная транспортная стратегия и прогноз, закрепляющие приоритет расширения сегмента электромобилей и технологий, которые используются при производстве различных моделей в России и Китае. Характеризуются правовые и экономические основы регулирования применения электромобилей в России и КНР, а также осуществляется сравнительная характеристика производства и развития транспортного рынка. Результаты работы могут быть полезными экспертам и специалистам в сфере «зелёных» энергетики и транспорта, государственным органам власти, а также научным работникам, изучающим научные проблемы развития экологически чистых и интеллектуальных электромобилей.

Ключевые слова: углеродная нейтральность, «зелёная» экономика, экология, транспортная система, электромобиль, гибридный автомобиль, автомобиль на водородном топливе

JEL-классификация: L91, R41, O31, O32, O33



Введение. Актуальность темы исследования. Рынок электромобилей Российской Федерации с каждым годом развивается ускоренными темпами, которые предполагают улучшение транспортной системы в стране. В принятой в России в 2021 году Транспортной стратегии [1] делается прогноз по динамике роста количества электромобилей в мире в целом. С учётом темпов обновления автомобильного парка ожидается, что доля электромобилей в мире к 2035 году составит: 20 % – для легковых автомобилей; 15 % – для малотоннажных грузовых автомобилей; 25 % – для автобусов; 5 % – для тяжёлых грузовых автомобилей [2].

В целях повышения числа электромобилей в России предполагается увеличение количества станций зарядки. При этом основным препятствующим фактором развития новой инфраструктуры для электромобилей является высокая стоимость капитальных затрат на создание заправочных станций и систем хранения электроэнергии. Согласно Стратегии развития автомобильной промышленности РФ на период до 2025 года [3], в России могут быть реализованы монетарные и немонетарные стимулы развития зарядной инфраструктуры.

В соответствии с прогнозами российских аналитиков по социально-экономическому развитию страны ожидается снижение выбросов парниковых газов от транспортного сектора на 1,2 % по сравнению с общим объёмом выбросов в 2017 году, в перспективе до 2050 года – на 4,2 % к показателю 2030 года под влиянием таких основных факторов, как применение новых энергоэффективных транспортных средств, широкое внедрение гибридных систем аккумулирования энергии на транспорте; электрификация и газификация транспорта общего пользования, стимулирование перехода на использование моделей с низким уровнем выбросов CO2 и загрязняющих веществ; перевод автомобильного транспорта на гибридные аналоги, развитие зарядной инфраструктуры для электромобилей (в том числе электробусов) [8].

Развитие технологий гибридных автомобилей и электромобилей предусмотрены в Энергетической стратегии на период до 2035 года, а также в Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в России [4].

В связи с развитием российского нормативно-правового поля, включением новых технологий в процесс развития транспортной системы, энергетическим переходом на новые «зелёные» технологии, являющиеся одним из приоритетов российского государства, тема данного исследования приобретает ещё большую актуальность.

Проблема исследования. Вопрос энергетического перехода человеческой цивилизации и построения «зелёной» экономики в глобальном масштабе с достижением углеродной нейтральности и нулевых выбросов парниковых газов в процессе промышленного производства остаётся одним из наиболее животрепещущих как в западных странах, так и в Российской Федерации. Данная современная проблема признаётся экономическим и научным сообществом, как одна из наиболее сложных для решения. Магистральным направлением достижения углеродной нейтральности является развитие экологически чистой транспортной системы, а также развитие сферы строения и применения автомобилей на новых источниках энергии (NEV), к которым относятся электромобили, гибридные автомобили и автомобили на водородном топливе.

В этой связи основной научной проблемой является проведение более глубокого исследования и сопоставительного анализа правового и экономического регулирования процессов стимулирования продаж электромобилей в России и Китае.

Цель работы – провести сравнительный анализ экономико-правовых аспектов производства и применения электромобилей в России и КНР.

Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:

1) изучен понятийно-категориальный аппарат, связанный с развитием сферы автомобилестроения с применением новых источников энергии;

2) исследованы меры государственной экономической поддержки производства и применения электромобилей в России и Китае;

3) изучены направления правового регулирования сферы производства электромобилей в России и в Китае;

4) получены практические выводы и разработаны отдельные рекомендации по стимулированию объёмов продаж электромобилей в КНР и РФ.

Научная новизна: изучены экономические и правовые аспекты и понятно-категориальный аппарат в сфере производства и применения электромобилей, выявлены позитивные и негативные последствия использования электромобилей, уточнены понятия «электромобиль», «гибридный автомобиль, обоснованы условия и перспективы развития инфраструктуры зарядных станций в России и КНР, систематизированы технические особенности, а также меры правового и экономического регулирования развития сферы электромобилей.

Исследовательская гипотеза: необходима разработка дополнительных мер стимулирующего характера для производителей и потребителей электромобилей в России в целях обеспечения зарождающегося рынка необходимой сервисной и электрозарядной инфраструктурой.

Основная часть. Расширение производства электромобилей является одним из основных аспектов построения «зелёной» экономики и важным этапом в сфере развития транспортной системы, поскольку он требует внимательного изучения не только внутренних, но и внешних производственно-экономических факторов [3]. Проведение сопоставительного анализа процесса внедрения электромобилей в РФ и КНР объясняется тем, что Китай является одним из лидеров мирового рынка по производству и внедрению электромобилей в общественную жизнь [9]. На текущий момент, Россия находится на начальном этапе использования новых технологий в автомобильной сфере и внедрения в повседневную жизнь электрокаров, в то время как КНР совершенствует не только производственно-экономические аспекты использования электромобилей, но осуществляет государственное регулирование и правовых вопросов применения указанных инноваций [2].

Под электрокаром (электромобилем) следует понимать легковое транспортное средство, у которого в целях приведения в движение ведущих колёс применяется электродвигатель, работающий от аккумулятора, и полностью отсутствует двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Иными словами, электромобиль – это автомобиль, в котором для привода ходовых колёс применяется один (или несколько) электродвигателей, получающих электропитание от источника тока, установленного на этом же автомобиле [10]. В качестве источника тока (питания) в электромобиле могут быть применены аккумуляторы, топливные элементы, суперконденсаторы (не требующие подзарядки в течение длительного времени), а также двигатель внутреннего сгорания (бензиновый или дизельный), применяемый в качестве привода для электродвигателя. В последнем случае используется гибридная схема питания электромобилей. Такие электроавтомобили могут передвигаться на более низких скоростях за счёт электричества. В случаях, если необходимо задействовать всю мощность транспортного средства, осуществляется переключение на ДВС.

Второй вид электромобилей-гибридов – это гибриды с подключаемым модулем. Такие автомобили приводятся в движение с помощью двигателя внутреннего сгорания, который поддерживается подключаемым электродвигателем. При разрядке аккумулятора водитель может переключиться на ДВС. В электромобилях, в основном, применяется литий-ионная аккумуляторная батарея, состоящая из ряда последовательно соединённых модулей. На выходе из указанной батареи снимается напряжение постоянного тока, равное 300 вольт. Ёмкость батареи должна соответствовать мощности применяемого электродвигателя, который служит для создания необходимого для движения крутящего момента.

К основным достоинствам владения и использования электромобиля следует отнести:

- низкую стоимость владения (на 1 км пробега) [9];

- отсутствие транспортного налога [4];

- осуществление парковки на специально оборудованных зарядными терминалами местах;

- возможность проезда безвозмездного проезда по платным магистралям и специально выделенной полосе для общественного транспорта и пр. [5; 6].

К основным негативным последствиям развития сферы электрокаров относятся высокая цена продажи, неразвитость инфраструктуры, нехватка зарядных устройств, быстрая разрядки аккумулятора в связи с низкими температурами, а также риски загрязнения окружающей среды при утилизации литий-ионных батарей, отслуживших свой срок [1].

При этом внедрение инноваций и информационных технологий сопровождается высоким уровнем капиталовложений и ресурсных затрат [2]. Электромобили являются одними из наиболее дорогостоящих транспортных средств. В частности, цены на новые электромобили, по данным аналитиков, достигает 6 млн. руб., на подержанные электромобили – около 3,1-3,2 млн. руб. [5]

Однако следует отметить, что спрос на электрокары в России динамично растёт. По данным Минэкономразвития РФ, количество зарегистрированных в России электромобилей к концу июня 2023 года составило свыше 30,2 тыс. единиц, увеличившись более, чем на 23 % с начала года [6]. При этом в 2023 году в РФ было реализовано 14 тыс. автомобилей на электрическом ходу, что в 4,7 раз больше, чем годом ранее [7]. В 2022 году прирост продаж электромобилей составил 33 % и достиг свыше 3 тыс. единиц, в 2021 году спрос увеличился в 3,2 раза и достиг 2,25 тыс. единиц [8]. По данным «Автостата», в топ-5 наиболее популярных брендов электрокаров в России в настоящее время входят китайские марки Zeekr и Voyah, российская Evolute, немецкий Volkswagen и американская Tesla [9].

Развитие электротранспорта и зарядной инфраструктуры происходит в рамках стратегической инициативы «Электроавтомобиль и водородный автомобиль» при взаимодействии Минэкономразвития, Минпромторга и Минэнерго [10]. Данная инициатива состоит из следующих этапов:

- на первом этапе, в 2022 году, осуществлён запуск рынка, создание инфраструктуры – зарядных станций и проработка регуляторики, было построено 439 зарядных станций в 12 пилотных регионах;

- на втором этапе предполагается наращивание спроса и загрузка производственных мощностей;

- на третьем – локализация, в частности, в ноябре-декабре 2022 года недельный рост продаж электромобилей превысил 180 единиц.

Ключевыми целями стратегической инициативы «Электромобиль и водородный автомобиль» в России к 2030 году являются достижение доли, как минимум, 10 % электроавтомобилей в общем объёме производства транспортных средств; ввод в строй более 1 тыс. водородных заправок и более 72 тыс. зарядных станций для электроавтомобилей [11].

Рассмотрим экономические аспекты прогресса электротранспорта в России через меры государственной поддержки и стимулирования спроса потребителей. Одной из мер поддержки развития электротранспорта и создания инфраструктуры в рамках перечня, является субсидирование быстрых зарядных станций.

Минэнерго, Минэкономразвития и региональными органами власти разработаны Методические рекомендации по реализации данного направления [12]. Рекомендации предназначены для применения на территориях субъектов России, определённых в качестве пилотных для создания зарядной инфраструктуры для электротранспортных средств до 2024 года включительно, перечень которых утверждён правительством [13]. В распоряжение указывается, что при размещении «быстрых» зарядных станций для электромобилей на территории субъекта России необходимо руководствоваться следующим условиями:

1) при выборе локаций для размещения «быстрых» зарядных станций для электромобилей следует исходить из минимального количества локации на 1 плановый объект зарядной инфраструктуры (3-4 локации);

2) при определении стоимости и объёмов технологического присоединения необходимо осуществить предварительную проработку вопроса с сетевыми организациями до заключения договора аренды земельного участка на размещение электрозарядной инфраструктуры;

3) на федеральных трассах «быстрые» зарядные станции для электромобилей рекомендуется размещать с интервалом 80-120 км.

Государственная субсидия на создание одной электрозарядной станции составляет около 2,7 млн. руб., в том числе 1,8 млн. руб. – стоимость оборудования, 900 тыс. руб. – стоимость присоединения к электросети [14].

Зарядные станции для электроавтомобилей являются неотъемлемой частью электротранспорта, поэтому важно, чтобы данные устройства были удобны в использовании и находились в свободном доступе для пользователей электромобилей. Примерами отечественных производителей зарядных устройств являются: компания «Передовая энергетика» (Ярославская область), которая разработала зарядную станцию для электромобилей на базе гибридной газопоршневой установки. Станция может одновременно заряжать до пяти автомобилей без использования электроэнергии городской сети; компания «Яблочков» (Санкт-Петербург), разрабатывающая и производящая российские зарядные станции, способные зарядить электромобиль в течение 15 минут. Кроме того, губернатором Свердловской области из областного бюджеты выделено свыше 110 млн. руб. на 2024 год на развитие зарядной инфраструктуры и строительства 40 зарядных станций [15].

Перечислим следующие меры государственной поддержки и развития электротранспорта в России:

· предоставление скидки в размере 25 % на покупку в кредит или лизинг российского электромобиля [16]:

· субсидирование агрегаторов такси и каршеринга в целях снижения стоимости поездок для пользователей, которые выбирают электромобили;

· предоставление возможности частным владельцам устанавливать медленные зарядные станции на парковках многоквартирных домов в целях использования ночью (во время избытка энергомощности);

· возможность пересмотра стоимости ОСАГО для электромобилей в такси и каршеринге;

· финансирование программ в целях увеличения спроса на электротранспорт.

Однако, несмотря на активное продвижение электромобилей в транспортной сфере России, продажи электрокаров на новых автомобилей сегодня составляют всего 1,3 % [17]. Можно сделать вывод, что в общем отечественном автопарке доля автомобилей с электрическим приводом остаётся минимальной. По данным ГИБДД России, к концу 2023 года всего было зарегистрировано и поставлено на учёт около 40 тыс. электромобилей, что составляет 0,07 % от всех зарегистрированных легковых автомобилей в стране [18].

По нашему мнению, основная проблема низкой динамики роста продаж электромобилей в России заключается в снижении энтузиазма основных производителей электромобилей. Указанный факт совпадает с замедлением мирового тренда и снижением популярности данного вида автотранспорта. К примеру, по данным Rho Motion, в 2022 году прирост продаж был вдвое выше, чем в 2021 году, и составлял 60 %, это на 31% выше, чем в 2022 году [19]. Активный рост продаж электромобилей в 2023 году наблюдался в США и Канаде (на 50 %), в Европе (на 27 %), в Китае (на 15 %) [20]. Однако, по данным BloombergNEF, в 2024 году прирост объёмов продаж электромобилей может сократиться примерно на 20 %, доля чисто электрических автомашин в мировых продажах новых автомобилей может упасть на 14 % по сравнению с 17 % в 2023 году [21].

Основной причиной падения динамики являются закрытие ряда проектов компаний hi-tech и автопроизводителей. К примеру, компания Apple вследствие изменения рыночной ситуации закрыла проект по разработке модели электромобиля, в который инвестировала последние десять лет. В этой связи, свыше 2 тысяч сотрудников были переведены на проекты по разработке и совершенствованию алгоритмов искусственного интеллекта [22]. Aston Martin скорректировала стратегию компании и отложила дебют первого серийного электромобиля, отказавшись от выпуска электрических кроссоверов и седана под суббрендом Lagonda [23]. Электрокар Aston Martin выйдет на рынок не ранее 2026 года, как ожидается, это будет гран-турер с увеличенным дорожным просветом. Руководство компании Mercedes-Benz пересмотрело стратегию полного перехода на выпуск электрокаров к 2030 году и заявило о возобновлении исследовательской деятельности в сфере двигателей внутреннего сгорания [24]. Такая ситуация на рынках производства не означает полное прекращение выпуска электромобилей. Hi-tech компании разрабатывают стратегии развития транспортного рынка, учитывающие приоритеты на данный момент времени, к примеру, внедрение беспилотных автомобилей, разработка и внедрение которых в ряде стран осуществляется параллельно программам внедрения электротранспорта.

Переходя к правовому регулированию сферы электромобилей в России, отметим, что Постановлением Правительства РФ в феврале 2017 года были закреплены в Правилах дорожного движения такие понятия как «электромобиль», «гибридный автомобиль» [25]. В частности, в изменениях от 31 декабря 2020 года и 6 октября 2022 года в п. 1 приводятся такие дефиниции:

«гибридный автомобиль» – это транспортное средство, имеющее не менее двух различных преобразователей энергии (двигателей) и двух различных (бортовых) систем аккумулирования энергии для целей приведения в движение транспортного средства;

«электромобиль» – это транспортное средство, приводимое в движение исключительно электрическим двигателем и заряжаемое с помощью внешнего источника электроэнергии [26].

В качестве стимулирующего фактора для муниципальных образований субъектов РФ в число целевых показателей региональных и муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности Правительством РФ в феврале 2021 года включены показатели, характеризующие использование в транспортном комплексе новых энергетических ресурсов [27].

Начало процесса внедрения электромобилей в российскую действительность началось в 2017 году, однако, активное введение в эксплуатацию данного вида автомобилей наблюдается в период конца 2021-начала 2022 годов. Помимо внесений изменений в нормативно-законодательную базу, для обладателей электромобилей государством предусматриваются введение ряда льгот. Так, с 1 марта 2023 года владельцы электромобилей не должны платить за проезд по платным дорогам. В ряде регионов России, например в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге, на электромобили не распространяется транспортный налог (данная льгота определяется региональными органами власти) [4]. С 1 января 2023 года государством осуществляется выплата компенсации в размере 25 % от стоимости электромобиля (но не более 625 тыс. руб.) при покупке электромобиля российского производства. При этом с 1 января 2022 года в России и других странах ЕАЭС отменена действовавшая с 2020 года нулевая таможенная пошлина [28].

В соответствии с Законом г. Москвы № 33 [29] с 01.01.2020 года физические лица, на имя которых зарегистрированы транспортные средства, оснащенные исключительно электрическими двигателями, освобождаются от уплаты транспортного налога на указанные автомобили. Отметим, что данные положения утрачивают силу с 01.01.2025 года. По действующей до 01.01.2025 года норме, при наличии у налогоплательщика права на получение указанных льгот по нескольким основаниям льгота может быть предоставлена по одному основанию по выбору самого налогоплательщика.

Минэкономразвития РФ в будущем рекомендует оставить налоговые льготы для владельцев электромобилей, а также предоставлять бесплатные парковки с установленными зарядками для автомобилей. Кроме того, создать специальные «экологически чистые зоны» для использования электромобилей. Данные положения рекомендуются к исполнению на региональном уровне [30].

Переходя к анализу транспортной системе Китая, отметим, что КНР является лидером в области электромобилей, продолжая совершенствовать и производить новые интеллектуальные автомобили. В 4 квартале 2023 года китайский концерн BYD обогнал компанию Tesla по продажам электромобилей и вышел на первое место в мире [31]. По итогам всего года BYD остаётся на втором месте (см. рисунок 1).

Рисунок 1. – Динамика объёмов продаж электромобилей по состоянию на первый квартал, год к году, период 2019-2023 годы

Источник: построено авторами по: Электромобили (мировой рынок). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Электромобили_(мировой_рынок) (дата обращения 04.05.2024)

Интерес к электрическим автомашинам в Китае связан, в основном, с экологической повесткой. При производстве электрокаров в КНР следует выделить такие объективные преимущества, как:

1) строительство новых автомобильных заводов, спроектированных под выпуск электрического транспорта (в Европе, Америке и Японии требовалось перестраивать имеющиеся мощности);

2) в связи с развитием радиоэлектронной промышленности осуществлялось масштабное развитие выпуска аккумуляторов и создания батарей для электромобилей [32].

Кроме того, развитию китайского электромобилестроения способствовала государственная политика, направленная на поддержку производства автомобилей на новых источниках энергии (NEV). Под это понятие попали чистые электромобили на аккумуляторах, подзаряжаемые гибриды, а также машины на водороде. На рисунке 2 представлены показатели объёмов продаж наиболее продаваемых электрокаров по итогам 2023 года.

Рисунок 2. – Объёмы продаж электромобилей по состоянию на 2023 год, в млн. единиц

Источник: построено авторами по: Электромобили (мировой рынок). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Электромобили_(мировой_рынок) (дата обращения 04.05.2024)

Как следует из рисунка 2, на лидирующих позициях находится компания Tesla.

В 2021 году Китай нарастил экспорт электромобилей на 260 % в годовом исчислении, что составило свыше 500 тыс. единиц. Китай стал крупнейшей страной-производителем электромобилей в мире, обогнав США и Германию, которые вошли в тройку лидеров [33].

К концу июня 2022 года в Китае было установлено 3,918 миллионов зарядных станций, что на 101,2 % больше, чем за аналогичный период 2021 года. По состоянию на июнь 2022 года, количество общественных зарядных станций достигло 1,528 млн. единиц, включая 665 тыс. станций постоянного тока, 863 тыс. станций переменного тока и 472 комплексные зарядные станции постоянного и переменного тока. В 2022 году продажи электромобилей и подзаряжаемых гибридов удвоились [34].

В 2022 году в КНР продано 5,67 млн. электромобилей и подключаемых гибридов. Подъём спроса обусловлен высокими ценами на нефть и предоставлением государственных субсидий. Было продано более 4 млн. полностью электрических автомобилей, что в 5 раз больше, чем было продано в США в 2021 году [35]. Динамика роста инфраструктуры зарядных станций в представлена на рисунке 3.

2023 год

КНР 68 % от общего мирового рынка
Страны ЕС
США

Остальные страны

2020 год

КНР 63 % от общего мирового рынка
ЕС
США

2015 год

КНР 27 %



Рисунок 3. – Доля электрических заправок в Китае от общего мирового рынка

Источник: построено авторами по: Электромобили. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Электромобили (дата обращения 30.04.2024); [11; 12].

По данным BloombergNEF, в период 2017-2023 годов в КНР было продано свыше 18 млн. электромобилей, что составляет около 50 % от общего количества продаж в мире, и в 4 раза выше, чем в означенный временной отрезок в США [36]. По прогнозам экспертов агентства Bloomberg, к 2026 году доля новых пассажирских электромобилей в Китае составит свыше 50 %, в США – около 25 % [37]. Помимо изобретения, активного производства, развития и совершенствования имеющихся инновационных технологий, связанных с электромобилями, Китай является лидером в экспорте автомобилей на электрической тяге в различные страны мира в рамках государственного регулирования и поддержки, выражающихся в особом режиме правовой регуляторики. Следует отметить, что КНР является основным поставщиком электромобилей и в Россию, при этом базовые запасные части электромобилей российского производства также произведены в Китае.

Благодаря государственным субсидиям китайского правительства, постоянно увеличиваются объёмы продаж электромобилей и подключаемых гибридных электромобилей (PHEV). Существенная часть продаж электромобилей осуществляется в таких крупных китайских мегаполисах с населением свыше 5 млн. человек, как Пекин и Шанхай [38]. Это связано с возможностью получения более широкого ряда различных льгот, например, использование лизинга аккумуляторов для электромобилей или участие в лотереях автомобильных номеров для традиционных автомобилей, которые серьёзно ограничивают количество лицензируемых автомобилей с двигателем внутреннего сгорания при коэффициенте выигрыша менее 1 % (в Пекине – 0,00039 %), что вынуждает граждан Китая отказываться от автомобилей с ДВС и приобретать электромобили.

Государственная стратегия КНР предполагает достижения пика выбросов CO2 к 2030 году, к 2060 году – достижение углеродной нейтральности. С 2009 года государство предоставляет субсидии в размере 15 % и освобождение от налога для производителей электромобилей. Это даёт возможность зафиксировать более высокий спрос на электромобили в относительно небольших населённых пунктах Китая, в которых жители осуществляют перемещения на небольшие расстояния, используя экологически чистый электротранспорт [39]. Кроме того, правительством Китая были закрыты производства автомобилей и осуществлён запрет на переход к технологиям электрокаров, не соответствующим обозначенным в стратегическом плане развития транспортной системы страны ключевым показателям [3]. В частности, доля эксплуатируемых электробусов к 2025 году должна увеличиться с 66,2 % до 72 % на фоне снижения на 5 % интенсивности выбросов углекислого газа [40].

С точки зрения правового регулирования рынка электромобилей Китая, в рамках программы субсидирования, рассчитанной на 4 года (до 2027 года) в 2023 году выделено более 72 млрд. долл. США на налоговые льготы при покупке электромобилей. Так электромобили, приобретённые в период 2024-2025 годов, будут освобождаться от налога на покупку в размере до 30 тыс. юаней (4 170 долл. США). Для электроавтомобилей, приобретённых в течение 2026-2027 годов налоговая льгота сократится на 50 % и составит не более 15 тыс. юаней [41]. Причём налоговые льготы распространяются на полностью аккумуляторные электромобили, подключаемые бензиново-электрические гибриды, а также автомобили на водородных топливных элементах [42].

На сегодняшний день в Китае действуют законы, устанавливающие минимальные лимиты продаж электрокаров в целях окончательного перехода на «зелёные» автомобили. В 2025 году доля электромобилей от общего числа продаж всех автомобильных компаний должна составлять не менее 8 % [43].

Выводы

Подводя итоги, подчеркнём, что российский рынок электромобилей находятся в стадии формирования и становления, поэтому закономерности и основные тенденции его функционирования еще не сложились, что затрудняет прогнозирование его развития и поиск путей эффективного управления. В этой связи актуальной проблемой на ближайшие годы остаётся поиск новых способов модернизации и адаптации электромобилей к российским условиям производства и эксплуатации.

Одним из основных достоинств применения электромобилей в России является их экологичность, при этом исключаются выбросы вредных веществ в окружающую среду [7]. Также преимуществами являются простота в использовании и содержании, надёжность и высокая степень защиты от различных поломок, снижение издержек на 1 км пробега, отсутствие шума при эксплуатации и пр. Основными минусами использования электромобилей являются высокая стоимость, недостаточная развитость инфраструктуры, нехватка зарядных устройств вне автомобильного салона, риски быстрой разрядки аккумулятора в связи со сложными климатическими условиями на большей части территории страны. Помимо труднодоступности зарядных устройств, недостатком остаётся продолжительная долгая зарядка (в течение нескольких часов) и пр.

В качестве основной рекомендации обозначим необходимость совершенствования российского транспортного законодательства с последующими изменениями и корректировкой нормативно-правовой базы. Представляется целесообразной необходимость разработки ряда дополнительных мер стимулирующего характера как для производителей электротранспорта, так и для его потребителей, обеспечив зарождающийся рынок необходимой сервисной и электрозарядной инфраструктурой, что подтверждает выдвинутую исследовательскую гипотезу.

[1]Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р, г. Москва. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosavtodor.gov.ru/docs/transportnaya-strategiya-rf-na-period-do-2030-goda-s-prognozom-na-period-do-2035-goda (дата обращения 02.05.2024)

[2]Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosavtodor.gov.ru/docs/transportnaya-strategiya-rf-na-period-do-2030-goda-s-prognozom-na-period-do-2035-goda (дата обращения 30.04.2024)

[3]Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 831-р. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71835572/ (дата обращения 01.05.2024)

[4]Распоряжение Правительства РФ от 23 августа 2021 г. № 2290-р. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402553686/ (дата обращения 01.05.2024)

[5]Стоит ли покупать электромобиль в России. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/6311044#:~:text=%D0%A1%201%20%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%202023%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0,%D1%80%D1%83%D0%B1.) (дата обращения 27.04.2024)

[6]В России количество электромобилей с января выросло более чем на 23 %. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/18160213 (дата обращения 01.05.2024)

[7]Российский рынок новых электромобилей в 2023 году вырос почти в 5 раз. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.autostat.ru/news/56565/#:~:text=По%20итогам%202023%20года%20в,в%20ходе%20онлайн-эфира%20«Автостат%20Оперативка (дата обращения 01.05.2024)

[8] Почему электромобили в России ждет долгая дорога к массовому потребителю. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/industries/news/6603d99a9a79471b66ddaf58 (01.05.2024)

[9]Почему электромобили в России ждет долгая дорога к массовому потребителю. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/industries/news/6603d99a9a79471b66ddaf58 (28.04.2024)

[10]Электроавтомобиль и водородный автомобиль (отв. Минэкономразвития РФ). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/activity/project-activities/projects/elektroavtomobil-i-vodorodnyy-avtomobil-otv-foiv-minekonomrazvitiya-rossii (дата обращения 01.05.2024)

[11]Спасибо подзарядке: как в России развивается производство электромобилей. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/13/10/2023/6527fb389a79473b3247ea04 (дата обращения 30.04.2024)

[12]Методические рекомендации по стимулированию использования электромобилей и гибридных автомобилей в субъектах Российской Федерации (утв. распоряжением Министерства транспорта РФ от 25 мая 2022 г. № АК-131-р). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404693105/ (дата обращения 02.05.2024)

[13]Распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2021 г. № 3835-р Об утверждении перечня территорий и дорог федерального значения, определенных в качестве пилотных для создания зарядной инфраструктуры для электротранспортных средств до 2024 г. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403223780/ (дата обращения 01.05.2024)

[14]Спасибо подзарядке: как в России развивается производство электромобилей. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/13/10/2023/6527fb389a79473b3247ea04 (дата обращения 30.04.2024)

[15]40 зарядных станций для электромобилей намерены построить на Среднем Урале. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://eburg.mk.ru/social/2024/04/21/40-zaryadnykh-stanciy-dlya-elektromobiley-namereny-postroit-na-srednem-urale.html (дата обращения 03.05.2024)

[16]Спасибо подзарядке: как в России развивается производство электромобилей. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/13/10/2023/6527fb389a79473b3247ea04 (дата обращения 30.04.2024)

[17]Сколько в России электромобилей. И как развивается инфраструктура для них. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://journal.tinkoff.ru/statistic-electrocars/ (дата обращения 02.05.2024)

[18]Какой путь предстоит пройти электромобилям до обретения популярности в России? – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vc.ru/money/1109649-kakoy-put-predstoit-proyti-elektromobilyam-do-obreteniya-populyarnosti-v-rossii#:~:text=Согласно%20данным%20ГИБДД%2C%20к%20концу,свидетельствуют%20о%20замедлении%20этого%20тренда (дата обращения 01.05.2024)

[19]Продажи электромобилей в 2023 году выросли на 31%. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.kommersant.ru/doc/6444757 (дата обращения 01.05.2024)

[20]Продажи электромобилей в 2023 году выросли на 31%. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.kommersant.ru/doc/6444757 (дата обращения 01.05.2024)

[21] Почему электромобили в России ждет долгая дорога к массовому потребителю. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/industries/news/6603d99a9a79471b66ddaf58 (28.04.2024)

[22]Компания Apple закрыла проект электромобиля, который разрабатывала 10 лет. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://auto.ru/mag/article/apple-zakryla-proekt-elektromobilya/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F (дата обращения 02.05.2024)

[23]Aston Martin отложит выпуск электрокара и откажется от Lagonda. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://auto.ru/mag/article/aston-martin-otlozhit-vypusk-elektrokara-i-otkazhetsya-ot-lagonda/ (дата обращения 01.05.2024)

[24] Почему электромобили в России ждет долгая дорога к массовому потребителю. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/industries/news/6603d99a9a79471b66ddaf58 (28.04.2024)

[25] Постановление Правительства РФ от 12.07.2017 № 832 (ред. от 06.10.2022) «О внесении изменений в постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090». –

[Электронный ресурс]. – КонсультантПлюс: информационно-правовой портал. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220068/ (дата обращения 30.04.2024)

[26]Постановление Правительства РФ от 12.07.2017 № 832 (ред. от 06.10.2022) «О внесении изменений в постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090». –

[Электронный ресурс]. – КонсультантПлюс: информационно-правовой портал. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220068/ (дата обращения 01.05.2024)

[27]Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2021 г. № 161 “Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации”. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400242861 (дата обращения 06.05.2024)

[28]Стоит ли покупать электромобиль в России. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/6311044#:~:text=%D0%A1%201%20%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%202023%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0,%D1%80%D1%83%D0%B1.) (дата обращения 27.04.2024)

[29]Закон от 09.07.2008 г. № 33 «О транспортном налоге». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/docs/4473461/ (дата обращения 01.05.2024)

[30]Минэкономразвития рекомендовало регионам вводить налоговые льготы для электромобилей. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.forbes.ru/biznes/455293-minekonomrazvitia-rekomendovalo-regionam-vvodit-nalogovye-l-goty-dla-elektromobilej/ (дата обращения 29.04.2024)

[31]Китай устанавливает правила дорожного движения для беспилотных автомобилей. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vestnik-glonass.ru/news/intro/kitay-ustanavlivaet-pravila-dorozhnogo-dvizheniya-dlya-bespilotnykh-avtomobiley/ (дата обращения 30.04.2024)

[32]7 главных китайских электромобилей: история и характеристики. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.autonews.ru/news/65bc97ad9a79472a697c0e7a/ (дата обращения 30.04.2024)

[33]Электромобили. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Электромобили#.D0.AD.D0.BB.D0.B5.D0.BA.D1.82.D1.80.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D0.B1.D0.B8.D0.BB.D0.B8_.D0.B2_.D0.A0.D0.BE.D1.81.D1.81.D0.B8.D0.B8 (дата обращения 30.04.2024)

[34]Электромобили. Tadviser – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Электромобили (дата обращения 30.04.2024)

[35]Электромобили. Tadviser – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Электромобили (дата обращения 30.04.2024)

[36]Электромобилизация ведет Китай к концу эпохи нефти. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vesti.az/index.php/politika/elektromobilizaciya-vedet-kitai-k-koncu-epoxi-nefti-506229 (дата обращения 02.05.2024)

[37]Электромобилизация ведет Китай к концу эпохи нефти. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vesti.az/index.php/politika/elektromobilizaciya-vedet-kitai-k-koncu-epoxi-nefti-506229 (дата обращения 02.05.2024)

[38]Электромобили чаще покупают в мегаполисах, но будущее – за покупателями из маленьких городов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://chinaved.com/elektromobili-chashche-pokupayut-v-megapolisah-no-budushchee-za-pokupatelyami-iz-malenkih-gorodov (дата обращения 02.05.2024)

[39]Электромобили. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Электромобили#.D0.AD.D0.BB.D0.B5.D0.BA.D1.82.D1.80.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D0.B1.D0.B8.D0.BB.D0.B8_.D0.B2_.D0.A0.D0.BE.D1.81.D1.81.D0.B8.D0.B8 (дата обращения 30.04.2024)

[40]В Китае опубликован план развития транспортной системы к 2025 году. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://index1520.com/news/v-kitae-opublikovan-plan-razvitiya-transportnoy-sistemy-k-2025-godu/ (дата обращения 02.05.2024)

[41]Китай выдели более 72 млрд долларов на налоговые льгты при покупке электромобилей. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ixbt.com/news/2023/06/24/kitaj-vydelil-bolee-72-mlrd-dollarov-na-nalogovye-lgoty-pri-pokupke-jelektromobilej.html (дата обращения 02.05.2024)

[42]Китай даст налоговые льготы на $72 млрд для электрокаров. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/kitai-dast-nalogovye-l-goty-na-72-mlrd-dlia-elektrokarov (дата обращения 30.04.2024)

[43]Китай перейдёт на электромобили к 2030 году. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://estiw.ru/news/auto/2017/kitay-pereydet-na-elektromobili-k-2030-godu (дата обращения 29.04.2024)


Источники:

1. Городнова Н.В., Соколов С.А. Анализ опыта минимизации экологических рисков в процессе построения «зелёной» экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 6. – c. 1963-1982. – doi: 10.18334/epp.13.6.117812.
2. Збарский А.М., Горбунов Д.В., Иващева К.А. Модель инновационной транспортной экосистемы // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 7. – c. 2385-2398. – doi: 10.18334/epp.13.7.118347.
3. Кобозева Н.Г. Развитие транспортных систем в условиях внедрения цифровой государственной информационной системы «Электронные перевозочные документы» // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 12. – c. 6009-6018. – doi: 10.18334/epp.13.12.120494.
4. Ма Дзюнь Налоговое стимулирование производства и использования электрических автомобилей в Китае. / Дисс. …канд. экон. наук. - Екатеринбург, 2023. – 190 c.
5. Сагинов Ю.Л., Пищикова О.В. Электромобильность: старые барьеры и новые драйверы // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 3. – c. 827-842. – doi: 10.18334/epp.14.3.120605.
6. Устинова К.А. Драйверы и барьеры создания социальных инноваций // Креативная экономика. – 2020. – № 5. – c. 709-724. – doi: 10.18334/ce.14.5.100945.
7. Хитрых Д. П. Электромобили: мировые тренды, проблемы и перспективы // Энергетическая политика. – 2021. – № 1. – c. 22-33. – doi: 10.46920/2409-5516_2021_1155_22.
8. Шкурина Л.В., Сеславина Е.А., Евдокимова Е.Н. Риски и угрозы транспортной безопасности: их оценка в системе обеспечения социально-экономической безопасности России // Экономическая безопасность. – 2020. – № 2. – c. 145-154. – doi: 10.18334/ecsec.3.2.110267.
9. Backhaus R. The maturity of the electric car market – a global comparison // ATZelectronics worldwide. – 2023. – № 18(1-2). – p. 34-39. – doi: 10.1007/s38311-022-1449-8.
10. German Galkin S., Tarnapowicz D., Staude M., Zaleski T., Jaśkiewicz M. Improvement of energy efficiency in the drive system of an electric car with PMSM // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. – 2022. – № 1247(1). – p. 012043. – doi: 10.1088/1757-899x/1247/1/012043.
11. Hingzhi Hu. Modeling and analysis of power performance of electric drive system of micro electric car // Electrotehnica, Electronica, Automatica. – 2022. – № 70(1). – p. 13-22. – doi: 10.46904/eea.22.70.1.1108002.
12. Tollefson J. Us aims for electric-car revolution – will it work? // Nature. – № 616(7957). – p. 424. – doi: 10.1038/d41586-023-01255-y.

Страница обновлена: 18.07.2024 в 10:53:50