Анализ состояния и перспектив развития экономики Новой Зеландии
Хайруллина О.И.1
1 Пермский государственный аграрно-технологический университет им. акад. Д.Н. Прянишникова
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 2 (Апрель-июнь 2025)
Аннотация:
В статье представлен анализ экономического состояния Новой Зеландии. Несмотря на относительно небольшие размеры территории и удалённость от глобальных рынков, страна демонстрирует высокий уровень экономической стабильности. Исследованы основные макроэкономические показатели и внешнеэкономическая деятельность страны. Установлены ключевые отрасли, участвующие в формировании ВВП. Инфляция, усиленная глобальными кризисами, остаётся вызовом, требующим сбалансированной денежно-кредитной политики. Идентифицированы риски, связанные с геополитической напряжённостью и замедлением роста мировой торговли. Даны рекомендации по устойчивому развитию страны.
Исследование представляет интерес для специалистов, изучающих экономические системы государств
Ключевые слова: Новая Зеландия, экономическое развитие, показатели, экспорт, инфляция
JEL-классификация: Q02, Q13, Q17
Введение. Новая Зеландия является одной успешных экономик, которая демонстрирует высокий уровень стабильности и развития, несмотря на относительно небольшие размеры территории и удалённость от международных рынков. Достаточно отметить, что страна входит в ТОП-5 стран по индексу экономической свободы (Heritage Foundation) и занимает первое место в мире по легкости ведения бизнеса (Doing Business, Всемирный банк) [8].
Среди конкурентных преимуществ отмечается низкий уровень бюрократии и коррупции, гибкость законодательства. Это позволяет успешно привлекать иностранные инвестиции для развития бизнеса.
Аграрный сектор остается важной составляющей экономики, что позволяет стране удерживать первое место по экспорту молока и быть крупнейшим поставщиком овечьей шерсти и киви [6]. Успешно развивается и органическое производство продуктов. Новая Зеландия является мировым лидером по переходу к «зелёной» трансформации. В частности, 85% электроэнергии вырабатывается из возобновляемых источников энергии (гидро, геотермальные источники, ветер). Более того, с 2018 г. существует запрет на новые нефтегазовые проекты. Страна входит в ТОП-10 стран по индексу человеческого развития (ООН), где отмечается минимальный уровень бедности (менее 10% населения) и гибкая иммиграционная политика для квалифицированных специалистов.
Многочисленные исследования отечественных и зарубежных авторов свидетельствуют о том, что развитие экономики Новой Зеландии имеет широкий интерес.
А.С. Степанов акцентирует внимание на торгово-экономическом взаимодействии страны со стратегическим партнёром - Китаем в контексте Соглашения о зоне свободной торговли. Новая Зеландия – первая развитая территория, которая одобрила вступление Китая в ВТО. Между тем, с 2017 г. в стране развернулась кампания по борьбе с влиянием Китая на внутреннюю политику страны [5].
Е.В. Дробот, М.Л. Рыбалко, В.В. Балашов, Т.Э. Джавадов Т.Э. отмечают, что Новая Зеландия является наиболее благоприятным партнером государств Южно-Тихоокеанского региона [1,2].
Я.О. Захарьев считает, что Стратегия Веллингтона в Южно-Тихоокеанском регионе обеспечила стране важные позиции предсказуемого и надежного партнера, который готов к оперативному диалогу с различными государствами [3].
О. Ю. Соколова в своем исследовании факторов конкурентоспособности приходит к заключению, что устойчивое развитие Новой Зеландии в долгосрочной перспективе может быть обеспечено за счет следующих ключевых направлений:
¾ инновационной модернизации ведущих отраслей экономики, основанной не только на импорте технологий, но и на развитии национальной научно-исследовательской базы;
¾ эффективной миграционной политики, способствующей притоку высококвалифицированных специалистов;
¾ расширения экспорта образовательных услуг и укрепления международного сотрудничества в сфере высшего образования;
¾ поддержания высоких экологических стандартов, включая минимизацию антропогенного воздействия на окружающую среду;
¾ углубления экономической интеграции в глобальные цепочки создания стоимости за счет наращивания экспортного потенциала [4].
Совокупность этих мер, по мнению исследователя, создает предпосылки для перехода Новой Зеландии на качественно новый этап социально-экономического развития.
Р. Амир, Р. Отман исследуя отраслевую структуру данной страны, интенсивность НИОКР и производительность труда, пришли к выводу ,что конкуренция влияет на инвестиции на уровне фирм, а понимание уникальных характеристик НИОКР в отраслях имеет решающее значение для разработки нормативных актов для поддержки отраслей в небольших экономиках [7].
Новая Зеландия характеризуется высокой долей населения, работающего на микро-, малых и средних предприятиях. Это свидетельствует о некоторых трудностях роста компаний и ограничениях для перехода в более крупный масштаб бизнеса.
Более детально исследование данной проблемы представлено в работах Г. Дуппати, Ф. Скримджер, С Чанчарат, П. Киджкасиват (2021), М. Янг, Т Леппяахо, Т. (2023), исследовали экономику малого и среднего бизнеса Новой Зеландии и возможности их роста [9, 15].
Опыт данной страны, а также ключевые направления развития представляют собой особый интерес и актуальность.
Целью работы является комплексный анализ современного состояния и перспектив развития экономики Новой Зеландии, который включает оценку влияния глобальных кризисов на макроэкономическую стабильность, анализ структурных особенностей экономики, а также разработку рекомендаций по совершенствованию экономической политики.
Научная новизна работы заключается в проведении системной оценки влияния пандемии COVID-19 и геополитических кризисов на ключевые макроэкономические показатели страны, факторы устойчивости экономики Новой Зеландии, предложены рекомендации по структурной трансформации экономики с учетом отраслевых особенностей и внешнеторговых рисков.
Материалы и методы. Анализ научных работ по проблемам экономики Новой Зеландии и изучение нормативно-правовых актов (DIRA, Закон о зарубежных инвестициях) осуществлялся с помощью монографического метода. Для обработки данных Stats NZ и расчета динамики ключевых показателей (ВВП, инфляция, экспорт) использовался статистический анализ. Для сопоставления отраслевых вкладов в экономику и оценки эффективности государственной политики применен сравнительно-аналитический метод. Период исследования охватывает 2019-2023 годы.
Результаты. В 2023 г. по сравнению с 2019 г. численность населения увеличилась 5,9% и составила 5,2 млн человек. Валовой внутренний продукт за последние пять лет имеет положительную динамику (+23,3%). По итогам 2023 г. данный показатель составил 398,6 млрд новозеландских долларов (далее NZD). Между тем, в 2020 г. под влиянием пандемии COVID-19 наблюдалось снижение ВВП (-1,8 %). Однако уже в 2021 г., как свидетельствуют статистические данные, экономика Новой Зеландии, восстановилась (таблица 1).
Таблица 1
Основные макроэкономические показатели Новой Зеландии
Table 1
Key macroeconomic indicators of New Zealand
Показатель
|
2019 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
2022 г.
|
2023 г.
|
Абсолютное изменение 2023
г. к 2019 г.
|
Численность населения, млн чел.
|
4,9
|
5,0
|
5,1
|
5,2
|
5,2
|
0,3
|
ВВП, млрд NZD* в текущих ценах
|
323,4
|
317,5
|
349,2
|
382,1
|
398,6
|
75,2
|
ВВП на душу населения, тыс. NZD
|
65,7
|
63,2
|
68,1
|
74,2
|
76,5
|
10,8
|
Уровень инфляции, %
|
1,6
|
1,7
|
3,9
|
7,2
|
6
|
4,4
|
Уровень безработицы, %
|
4,1
|
4,6
|
3,7
|
3,3
|
3,6
|
-0,5
|
Уровень бедности, %
|
13,5
|
14,2
|
13,8
|
13,1
|
12,9
|
-0,6
|
Бюджетный
баланс, % от ВВП
|
0,1
|
-7,3
|
-5,8
|
-3,4
|
-2,1
|
-2,2
|
Госдолг,
% от ВВП
|
26,4
|
36,2
|
39,7
|
41,3
|
42,0
|
15,6
|
Средний
курс, NZD/USD
|
0,7
|
0,7
|
0,7
|
0,6
|
0,6
|
-0,1
|
Валовые
инвестиции, % от ВВП
|
24,3
|
22,1
|
25,7
|
26,4
|
25,8
|
1,5
|
Прямые
иностранные инвестиции, % от ВВП
|
2,1
|
1,8
|
2,3
|
2,6
|
2,4
|
0,3
|
Источник: составлено автором с использованием Stats NZ, Reserve Bank of New Zealand [13, 14]
За исследуемый период существенно вырос ВВП, приходящийся на душу населения (+16,4%). Экономика страны быстро восстановилась после рецессии, вызванной COVID-19, однако такой рост опережал возможности. Перегрев, усугубленный глобальным ростом цен на энергоносители и продукты питания в результате вторжения России в Украину, привел к росту инфляции. В частности, в 2023 г. по сравнению с 2019 г. данный показатель увеличился на 4,4 п.п. и составил 6%. Это что требует баланса между сдерживанием цен и поддержкой роста для дальнейшего успешного развития. В таких условиях Резервный банк Новой Зеландии (РБНЗ) в период с конца 2021 г. до середины 2023 года повысил процентную ставку до 5,5% [11]. Прогнозируется, что инфляция продолжит постепенно снижаться в связи с прекращением напряженности в цепочке поставок, снижением спроса, ростом безработицы и замедленным ростом номинальной заработной платы.
Уровень безработицы остается низким, что свидетельствует о гибкости рынка труда. Новая Зеландия успешно поддерживает социальную стабильность, но проблема неравенства по-прежнему сохраняется.
Дефицит бюджета достиг пика в 2020 г. - 7,3% ВВП. Это связано с тем, что государственные расходы были выше запланированных. Правительству необходимо придерживаться такой налоговой политики, которая будет стимулировать рост государственных доходов и постепенно сокращать бюджетный дефицит, что в перспективе позволит достичь бюджетного баланса. При этом денежно-кредитная политика должна оставаться ограничивающей, пока сохраняется инфляционное давление. Часть принятых мер в 2023 г. способствовала сокращению данного показателя до -2,1% [11, 12].
Госдолг вырос на 15,6 п.п и достиг 42%, но по международным критериям, остается умеренным. Стабильность валовых инвестиций поддерживает экономический рост.
Прямые иностранные инвестиции исторически были низкими в Новой Зеландии из-за строгого контроля за иностранным владением основными активами, природными ресурсами и заповедниками. Закон о зарубежных инвестициях (2005 г.) устанавливает режим согласия для инвестиций выше порогового значения и на определенные типы земель. Во время пандемии была введена дополнительная временная проверка стратегически важных предприятий. Денежный порог в 100 миллионов новозеландских долларов увеличен для инвесторов из некоторых стран, а транзакции с участием иностранных государственных инвесторов подлежат более тщательной проверке [11].
В ВВП по секторам экономики за последние пять лет существенных структурных сдвигов не наблюдается. По-прежнему преобладают услуги, доля которых в 2023 г. по сравнению с 2019 г. увеличилась на 1,3 п.п. и составила 67,5%. Такое доминирование характерно для постиндустриальных экономик и связано с развитием IT-технологий, туризмом и оказанием финансовых услуг.
Несмотря на небольшую долю сельского хозяйства в ВВП – + 5,7%, данный сектор играет важную роль в структуре экспорта. Промышленность вносит стабильный вклад в ВВП – 18,5%, однако зависимость от импорта комплектующих изделий является ограничивающим фактором дальнейшего роста (рисунок 1).
Рисунок 1. Структура ВВП Новой Зеландии по отраслям
Источник: составлено автором с использованием [10, 12]
Figure 1. New Zealand GDP structure by industry
Экономика Новой Зеландии сохраняет зависимость от сырьевого экспорта, но постепенно диверсифицируется в сторону высокотехнологичных услуг.
Наибольший вклад в прирост номинального ВВП нарастающим итогом за 2010-2023 гг. внесли туризм и услуги - +67,7%, пищевая промышленность - +57%, сельское хозяйство – + 37,4% и финансы и страхование – + 37,1% (рисунок 2).
Рисунок 2. Отраслевой вклад в прирост ВВП Новой Зеландии
Источник: составлено автором с использованием [13, 14]
Figure 2. Industry contribution to New Zealand GDP growth
Динамика экспорта свидетельствует о том, что страна активно осуществляет внешнеторговую деятельность. В частности, в 2023 г. по сравнению с 2019 г. данный показатель увеличился на 20,9% и составил 68,3 млрд NZD.
Анализ структуры экспорта свидетельствует о том, что сельское хозяйство занимает наибольший удельный вес – 45,7% или 31,2 млрд NZD. В основном это поставки молочной продукции, доля которой в 2023 г. составила – 26,5% (18,1 млрд NZD) (таблица 2). Наибольший рост объемов поставок приходится на страны Азии, и, в частности, Китай.
Таблица 2
Структура экспорта по отраслям Новой Зеландии (%)
Table 2
Export structure by industry of New Zealand (%)
Отрасль экспорта
|
2019 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
2022 г.
|
2023 г.
|
Абсолютное изменение 2023
г. к 2019 г.
|
Сельское хозяйство, в том числе:
|
45,0
|
46,8
|
46,2
|
46,0
|
45,7
|
0,7
|
– молочная продукция
|
25,1
|
26,5
|
26,1
|
26,4
|
26,5
|
1,4
|
– мясо (говядина, баранина)
|
11,2
|
11,6
|
11,6
|
11,5
|
11,4
|
0,3
|
Промышленность, в том числе:
|
33,1
|
32,1
|
31,8
|
32,0
|
32,2
|
-0,9
|
– лесоматериалы и целлюлоза
|
9,0
|
8,4
|
8,6
|
8,9
|
9,1
|
0,1
|
– машины и оборудование
|
7,4
|
7,2
|
7,3
|
7,2
|
7,3
|
-0,1
|
Рыболовство и морепродукты
|
3,7
|
3,6
|
3,8
|
3,8
|
3,8
|
0,1
|
Прочие товары и услуги
|
18,2
|
17,6
|
18,3
|
18,3
|
18,3
|
0,1
|
Итого
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
х
|
Следует отметить, что молочная промышленность является основной отраслью в Новой Зеландии, в которой занято около 50 тыс. работников. Для повышения производительности отрасли в 2001 году был создан Fonterra путем слияния двух крупнейших молочных кооперативов Новой Зеландии экспортная монополия была устранена. Fonterra, кооперативно принадлежащая примерно 8 300 фермерам-акционерам, остается крупнейшим переработчиком молочных продуктов в Новой Зеландии. Компания перерабатывает около 79% сырого молока данной страны [11]. Учитывая долю рынка Fonterra, не существует работающего рыночного процесса спроса и предложения для получения конкурентоспособной цены, которая была бы выплачена фермерам. Для усиления стимулов эффективности производства Fonterra должна рассчитать базовую цену на молоко, то есть справочную цену, которую теоретически эффективный переработчик мог бы заплатить фермерам за поставленное сырье. Базовая цена на молоко контролируется Комиссией по торговле для обеспечения соответствия цели Закона о реструктуризации молочной промышленности (2001 г.).
Такая кооперативная форма организации создает риск, ограничивающий доступ к внешним рынкам капитала для финансирования инноваций.
Между тем Fonterra также отказалась от международной экспансии и приобретения доступа к молоку в других странах, чтобы сосредоточиться на переработке новозеландского молока с упором на экспортные продажи ингредиентов между предприятиями. Компания доказала свою успешность в получении прибыли в части цепочки создания стоимости молочной продукции.
В рамках DIRA Министерство первичной промышленности проведет в 2025 году обязательный обзор рынка молочной продукции, чтобы определить, следует вносить коррективы в существующее регулирование отрасли.
Благодаря высоким ценам на молоко и мясо в 2022–2023 гг. были получены рекордные значения экспорта.
Рост промышленного экспорта в основном связан увеличением поставок лесоматериалов и оборудования на 21,6%, однако удельный вес в общей структуре экспорта несколько снизился.
Существование географических барьеров для роста торговли в Новой Зеландии высоки, однако политические установки и правила остаются весьма благоприятными для торговли. В международном сравнении уровень тарифов остается низким, а другие торговые издержки остаются приемлемыми по сравнению со странами Европейского союза.
Заключение. Таким образом, экономика Новой Зеландии быстро восстановилась после рецессии.
Международная торговая среда для Новой Зеландии несколько ухудшилась из-за срыва многосторонних торговых переговоров, усиления ограничений на торговлю и наблюдаемых тенденций замедления роста мировой торговли. Длительное замедление роста в Китае, как крупнейшего экспортного рынка Новой Зеландии, представляет собой важный риск для внешних поставок. Растущая геополитическая напряженность и распространение конфликтов в Европе и на Ближнем Востоке представляют высокий риск негативных потрясений, которые могут привести к повышению инфляции в Новой Зеландии (рисунок 3).
Рисунок 3. Макроэкономические риски для экономического прогноза развития Новой Зеландии
Figure 3. Risks to New Zealand's economic forecast
Источник: составлено автором
Новая Зеландия, несмотря на устойчивую макроэкономическую стабильность столкнулась со следующими структурными экономическими проблемами:
- рост инфляции несмотря на ужесточение денежно-кредитной политики;
- дефицит предложения на рынке недвижимости и земли;
- высокий уровень зависимости от экспортных доходов за реализованную сельскохозяйственную продукцию;
- относительно низкая производительность труда по сравнению с другими развитыми странами;
- миграционный дисбаланс, создающий зависимость от временной рабочей силы при нехватке постоянных мигрантов.
Поэтому требуется рационально построенная экономическая политика, учитывающая современные реалии неопределённости и мировой экономико-политической ситуации. В частности, для решения существующих проблем рекомендуем следующие направления:
¾ ужесточение фискальной политики, ориентирование на сокращение дефицита бюджета в целях достижения сбалансированности;
¾ реформирование условий функционирования жилищного рынка
¾ диверсификация экономики путем поддержки высокотехнологичных отраслей (IT, "зелёная" энергетика);
¾ стимулирование экспорта услуг (образование, туризм, финансовые технологии);
¾ увеличение финансирования НИОКР и создание условий для ускоренного развития высокотехнологичных производств.
Реализация предложенных мер позволит снизить макроэкономические риски и обеспечить долгосрочное устойчивое развитие страны.
Источники:
2. Дробот Е.В., Рыбалко М.Л. Новой Зеландии в складывающейся архитектуре международных отношений в Южно-Тихоокеанском регионе к концу 2010-х гг // Экономические отношения. – 2020. – № 1. – c. 27-34. – doi: 10.18334/eo.10.1.41340.
3. Захарьев Я.О. Мягкая сила Новой Зеландии в 2010–2020-х гг. / Южно-Тихоокеанский регион: история, политика, экономика, культура. №1. - М.: ОнтоПринт, 2019. – 148-156 c.
4. Соколова О.Ю. Факторы конкурентоспособности экономики Новой Зеландии // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2020. – № 4-5. – c. 17-22.
5. Степанов А.С. Океания, Австралия и Новая Зеландия в контексте американо-китайского соперничества // США и Канада: экономика, политика, культура. – 2020. – № 12. – c. 62-71.
6. Хайруллина О.И. Оценка факторов, влияющих на сельскохозяйственный экспорт // Продовольственная политика и безопасность. – 2023. – № 4. – c. 613-628. – doi: 10.18334/ppib.10.4.118224.
7. Ameer R., Othman R. Industry structure, R&D intensity, and performance in New Zealand: New insight on the Porter hypothesis // Journal of Economic Studies. – 2020. – № 1. – p. 91-110. – doi: 10.1108/JES-05-2018-0185.
8. Doing Business. DataBank. [Электронный ресурс]. URL: https://databank.worldbank.org/source/doing-business (дата обращения: 03.04.2025).
9. Duppati G., Scrimgeour F., Chancharat S., Kijkasiwat P. Ethnic diverse and financing choices affecting of business survival: a case study of New Zealand small- and medium-sized enterprises // Journal of Economics, Finance and Administrative Science. – 2021. – № 51. – p. 160-174. – doi: 10.1108/JEFAS-11-2019-0270.
10. Oecd (2023). OECD Economic Outlook, Volume 2023 Issue 2, OECD Publishing, Paris. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/ (дата обращения: 03.04.2025).
11. Oecd (2024). OECD Economic Surveys: New Zealand 2024, OECD Publishing, Paris. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/ (дата обращения: 03.04.2025).
12. OECD Data Explorer. [Электронный ресурс]. URL: https://data-explorer.oecd.org/ (дата обращения: 03.04.2025).
13. Reserve Bank of New Zealand. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbnz.govt.nz/ (дата обращения: 03.04.2025).
14. Stats Tatauranga Aotearoa. [Электронный ресурс]. URL: https://www.stats.govt.nz/ (дата обращения: 03.04.2025).
15. Yang M., Leppäaho T. Network bricolage of international entrepreneurs for new market entry: a cross-national study of small biotech firm // International Marketing Review. – 2023. – № 7. – p. 22-44. – doi: 10.1108/IMR-05-2022-0133.
Страница обновлена: 16.04.2025 в 20:02:35