Азиатско-Тихоокеанский регион: вопросы экономической интеграции в начале ХХI века
Костюченко И.Г.1
1 Псковский Государственный Университет
Скачать PDF | Загрузок: 52 | Цитирований: 11
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 2 (Апрель-Июнь 2017)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=30042930
Цитирований: 11 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Представлена подробная специфика экономической интеграции в регионах Океании и Юго-Восточной Азии, которые являются одними из наиболее динамично развивающихся частей Азиатско-Тихоокеанского региона в 2000-2010х гг. Китайские капиталы являются одной из консолидирующих сил капиталов в данных странах. В статье дан механизм взаимодействия капиталов в двух приграничных регионах Тихого океана. Дана характеристика перспективных направлений дальнейшего развития актуальных инвесторам ниш. Показаны слабо перспективные направления деятельности инвесторов и ошибки деловых кругов государств Юго-Восточной Азии и Океании в 2000-2017 гг. Отражена специфика интеграции капиталов ТНК и ТНБ во время глобального экономического кризиса 2008 года 2008-2017гг. Приведен комплексный анализ причин наличия серых непривлекательных для инвестирования зон данных регионов в первом двадцатилетии двадцать первого века.
Ключевые слова: экономика Юго-Восточной Азии и Океании в 2000-2020х гг., экономическая интеграция Азиатского Тихоокеанского региона и глобальный экономический кризис 2008 года, Новая Зеландия и экономическая интеграция в Океании, государства Океании и экономические кризисы, серые экономические зоны регионов Юго-Восточной Азии и Океании, интеграция капиталов государств Океании в 2019-2025гг
Введение
В условиях глобального экономического кризиса 2008 года сложившаяся архитектура международных отношений обозначила районы перспективного инвестирования капиталов широкого круга корпораций, банков и отдельных держав [1–3] (Maletin N.P., 2007; Dinkevich A.I., 2009). Особую роль в этом процессе занимают части Азиатско-Тихоокеанского региона: Юго-Восточная Азия (ЮВА), Австралия и Океания, Транстихоокеанское партнерство [2], США и Канада, тихоокеанская часть СЭЗ НАФТА и другие [3, 24, 25] (Dinkevich A.I., 2009; Daljit Singh, 2009; Daljit Singh, 2014).
Качественный рост инвестиций объясняется тем, что нормативная правовая база ряда стран Юго-Восточной Азии [6] (Li Kuan Yu., 2006) создает глобальному бизнесу все условия для развития и роста и процветания [1, 4, 9, 20] (Maletin N.P., 2007; Zakharev Ya.O., 2013; Zakharev Ya.O., 2013). В странах АСЕАН [4], как благодаря «транскитайским» корпорациям хуацяо и компаниям КНР в регионе ЮВА [5, 6, 9] (Zakharev Ya.O., 2015; Li Kuan Yu., 2006; Zakharev Ya.O., 2013), так и глобальным ТНК и ТНБ, рассматривающим регион блока АСЕАН [24, 25] (Daljit Singh, 2009; Daljit Singh, 2014), как особо перспективную нишу для ведения стабильной экономической деятельности [1, 4] (Maletin N.P., 2007), где существует специфика конъюнктуры экономического влияния. За время глобального кризиса 2008 года ни один ключевой инвестор не сократил объем инвестиций [9] (Zakharev Ya.O., 2013), проходящий через регион [6] (Li Kuan Yu., 2006).
Особые адаптированные льготы крайне актуальны в условиях сокращение стандартных источников прибыли с учетом меняющейся ситуации в глобальном рынке. Например, активы («голубые фишки» и их статус особого надежного ресурса) и волны локальных и глобального экономических кризисов [3] (Dinkevich A.I., 2009) существенно влияют на такое положение дел. Бизнесмены-хуацяо после кризиса локального кризиса в регионе 1997 года изменили подход индивидуального, группового и комплексного менеджмента в своих компаниях так, что на смену родственникам в руководящие секторами звенья пришли опытные менеджеры-китайцы и европейцы [5, 7, 9] (Zakharev Ya.O., 2015; Zakharev Ya.O., 2015; Zakharev Ya.O., 2013). Эта мера сразу решила вопрос убывания доходов в течение двух лет и создала устойчивые новые механизмы управления «транскитайских» ТНК [5, 7, 9] (Zakharev Ya.O., 2015; Zakharev Ya.O., 2015; Zakharev Ya.O., 2013), проверенных уже волнами глобального экономического кризиса 2008 [11–13, 18, 20] (Zakharev Ya.O., Kolmakova A.V., 2015; Zakharev Ya.O., 2015; Zakharev Ya.O., Khan Kh., 2016; Zakharev Ya.O., 2013).
Несмотря на существенные успехи экономической интеграции ряда стран, вышеуказанных блоков регионов и внешних игроков, взаимодействующих с ними (КНР, Япония, Южная Корея, ОАЭ, Индия, РФ, США и др.) можно наблюдать наличие теневых слабо развитых и мало актуальных инвесторам экономических зон, бесперспективных районов в Океании и в Юго-Восточной Азии [1] (Maletin N.P., 2007). Причины появления таких территорий продиктованы не столько волнами глобального кризиса, сколько последствиями ряда проблем военных конфликтов в более ранние периоды времени [14] (Pale S.E., 2012), климатическими условиями и отсутствием перспективы динамичного развития [15–17, 20] (Belentsov A.S., Zakharev Ya.O., Ponomareva E., 2011; Nikolaev V.P., 1989; Stefanchuk L.G., 2015; Zakharev Ya.O., 2013). Появилось несколько способов справиться с задачей развития экономической экспансии.
Вместе с временными решениями пришла и необходимость экспорта капитала и влияния в соседний регион государств Океании [10, 13] (Totorova A.V., 2017; Zakharev Ya.O., 2015). Однако глобального китайского чуда транзита хуацяо Юго-Восточной Азии не произошло [13] (Zakharev Ya.O., 2015), удалось лишь частично решить с пользой данную стратегию, т.к. корпорации КНР успешно потеснили компании хуацяо [7, 13] (Zakharev Ya.O., 2015; Zakharev Ya.O., 2015) как из запланированных ниш [13, 18] (Zakharev Ya.O., 2015; Zakharev Ya.O., Khan Kh., 2016), так и из ниш, в которых они присутствовали до этого несколько десятилетий [13] (Zakharev Ya.O., 2015). Это вынудило бизнесменов из Юго-Восточной Азии к более активному диалогу партнерами из КНР [7, 9, 13] (Zakharev Ya.O., 2015; Zakharev Ya.O., 2013; Zakharev Ya.O., 2015), чтобы иметь некоторые ниши и районы присутствия [13] (Zakharev Ya.O., 2015).
Развитые государства Южно-Тихоокеанского региона в течение начала второй половины 2010-х гг. все чаще вели совместную работу вопросам взаимодействия с новым активным блоком Транстихоокеанского партнерства [22] (Zakharev Ya.O., Skripnichenko A.V., Aleksandrin O.I., 2016), который до 2016 года имел неформального лидера в виде США. Однако выход США из партнерства [2] никак не сказался на контактах и экономическом взаимодействии стран-участниц и государств региона Океании, как в формате конкретного двустороннего экономического сотрудничества (например, сотрудничества Фиджи и Филиппины), так и в режиме Транстихоокеанского партнерства, в виде групп формата ТТП+2, ТТП+3, ТТП+6 и др.
Предпосылки к экономическому росту ранее описанных стран, безусловно, существуют. К наиболее яркими примерами таких районов можно отнести следующие: богатый ресурсами остров Бугенвиль [15] (Belentsov A.S., Zakharev Ya.O., Ponomareva E., 2011), восточную гряду Федеральных Штатов Микронезии [14] (Pale S.E., 2012), северная акватория Островов Кука [22] (Zakharev Ya.O., Skripnichenko A.V., Aleksandrin O.I., 2016) Науру (ввиду лагеря беженцев, построенного Австралией, создающего напряженность на острове) [8, 14] (Skorobogatyh N.S., 2016; Pale S.E., 2012), западную часть острова Тасмания (Австралия), (несмотря на активные дотации со стороны Новой Зеландии, Австралии и КНР), Юго-Восточный район акватории Кирибати, Северо-Восточную часть острова Новая Гвинея (ПНГ) [15, 16] (Belentsov A.S., Zakharev Ya.O., Ponomareva E., 2011; Nikolaev V.P., 1989) и иные [14] (Pale S.E., 2012).
Однако ввиду конфликтов в Океании [14] (Pale S.E., 2012) (о. Бугенвиль 1986–1997 гг.) [15] (Belentsov A.S., Zakharev Ya.O., Ponomareva E., 2011), ограничений локальными правовыми нормами (серия НПА и решений судов в Австралии региона о. Тасмания [8] (Skorobogatyh N.S., 2016)), климатических условий (ПНГ) [16] (Nikolaev V.P., 1989). Существуют также и другие динамично развивающеся сопредельные экономические зоны [22] (Zakharev Ya.O., Skripnichenko A.V., Aleksandrin O.I., 2016), в которые активно инвестируют международные компании [22] (Zakharev Ya.O., Skripnichenko A.V., Aleksandrin O.I., 2016), а также национальный капитал каждой из стран, создают такую конъюнктуру международных экономических отношений, при которых архитектура таких связей будет стабильна.
В течение первой половины третьего десятилетия ХХI века эта архитектура будет также стабильна ввиду комплекса выгод для участников процесса [10, 18–20] (Totorova A.V., 2017; Zakharev Ya.O., Khan Kh., 2016; Aleksandrin O.I., 2016; Zakharev Ya.O., 2013).
Заключение
Несмотря на вышеизложенные проблемы, новые сложности экономической интеграции регионов АТР существуют и требуют решения. Тихоокеанский район планеты остается наиболее привлекательным пространством для присутствия глобальных держав [22] (Zakharev Ya.O., Skripnichenko A.V., Aleksandrin O.I., 2016). «Большая игра», начавшаяся с 2008 года [3] (Dinkevich A.I., 2009), дает странам данного региона получить существенные выгоды, если они будут учитывать ее правила, действующие в настоящее время в постиндустриальном экономическом сообществе. Важную работу по анализу будущих решений в этом поле предприняли только несколько развитых страны Юго-Восточной Азии и Океании в 2000–2010-х гг. [6, 7, 20–23] (Li Kuan Yu., 2006; Zakharev Ya.O., 2015; Zakharev Ya.O., 2013; Aleksandrin O.I., 2017; Zakharev Ya.O., Skripnichenko A.V., Aleksandrin O.I., 2016; Kostyuchenko I.G., 2017). Проект важен для развивающихся государств в условиях дефицита денежного ресурса для качественного развития экономик самостоятельно [21] (Aleksandrin O.I., 2017.
Волны периода 2018–2025 гг. глобального кризиса, безусловно, существенно отразятся на ключевых инвесторах Океании, а перспективные зоны ощутят дефицит ранее приходивших капиталов, что создаст новые стимулы по привлечению инвесторов вне сопредельных регионов, в том числе из Евразийского союза, Европейского Союза, зоны НАФТА, стран Латинской Америки атлантического побережья и др. [3] (Dinkevich A.I., 2009).
В вопросе оффшорного теневого сектора экономики, в обозримом будущем, циркуляция капиталов различных ТНК и ТНБ будет продолжаться по традиционным маршрутам в регионах Океании и Восточной Азии: Гонконг–Сингапур–Фиджи, Тонга–Гонконг–Шанхай, Сингапур–Фиджи, Фиджи–Каймановы острова и другие идут с прежней интенсивностью, несмотря на формальный курс по борьбе с оффшорами в глобальном пространстве.
Источники:
Oceania-TPP-NAFTA ? CNN.com 24.01.2017
3. Динкевич А.И. Мировой финансово-экономический кризис (Опыт структурно-функционального анализа) // Деньги и кредит. – 2009. – № 10. – С. 22-30.
Philip Kotler. Think New ASEAN! Rethinking marketing towards ASEAN economic community. MC Graw Hill Education. New York. 2015. -Pp.20-115,150-224
5. Захарьев Я.О. Отличия общинной и диаспоральной организации национального меньшинства на примере хуацяо Юго-Восточной Азии в начале 21-го В // Управление мегаполисом. – 2015. – № 1. – С. 103-108.
Ли Куан Ю. Сингапурская история. , 2006. – 230-234 с.
7. Захарьев Я.О. Роль правового обычая для китайской общины Юго-Восточной Азии, как фактора и объекта международных отношений в 2000-2010 гг // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – № 2. – С. 170-172.
8. Скоробогатых Н.С. Взлет и падение Тони Эббота. Часть I. Внутриполитическая ситуация // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. – 2016. – С. 153-174.
Захарьев Я.О. Влияние китайской общины в Юго-Восточной Азии в начале ХХI века. - Москва : Мэйлер, 2013. – 80-144 с.
10. Тоторова А.В. Куда пойти китайскому капиталу в Юго-Восточной Азии в условиях экономического кризиса // Научное обозрение. – 2017. – № 1. – С. 120-123.
11. Захарьев Я.О., Колмакова А.В. Значимость влияния китайского фактора на развитие туристической отрасли в Новой Зеландии // Теория и практика физической культуры. – 2015. – № 1. – С. 61-62.
Социалистическая правовая система с китайской спецификой. Канцелярия Госсовета КНР. Scio. [Электронный ресурс]. URL: http://www.scio.gov.cn ( дата обращения: 27.10.2011 ).
13. Захарьев Я.О. Несостоявшееся чудо транзитного региона для бизнеса китайской общины Индонезии и Филиппин в 2000-2014гг./ // Научное обозрение. – 2015. – № 19. – С. 213-215.
Пале С.Е. Этнополитические конфликты в Океании. - М.: Институт востоковедения РАН, 2012. – 18-135 с.
15. Беленцов А.С., Захарьев Я.О., Пономарева Е. Тенденции к сепаратизму в Папуа-Новой Гвинее // Конфликты и конфликтные зоны в Азии и Северной Африке в начале ХХ1 века. – 2011. – С. 393-413.
Николаев В.П. Папуа-Новая Гвинея. , 1989. – 10-45 с.
Стефанчук Л.Г. История Новой Зеландии ХХ век. - М. : ИВ РАН, 2015. – 80-120 с.
18. Захарьев Я.О., Хань Х. Организация рекреативно-оздоровительной деятельности для работников металлургической промышленности КНР в начале ХХI в // Мир образования - образование в мире. – 2016. – № 1(61). – С. 79-82.
19. Александрин О.И. Неучтенный игрок Юго-Восточной Азии для интересов России // Научное обозрение. – 2016. – № 17. – С. 162-165.
20. Захарьев Я.О. Влияние китайской общины в Юго-Восточной Азии на индустрию фитнеса в начале ХХI века // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2013. – № 5. – С. 76-79.
21. Александрин О.И. Юго-Восточная Азия, Южно-Тихоокеанский регион и Россия в 2000-2010-х гг // Научное обозрение. – 2017. – № 2. – С. 131-135.
22. Захарьев Я.О., Скрипниченко А.В., Александрин О.И. Новые вызовы для Новой Зеландии в 2010-2020х гг // Альманах Казачество. – 2016. – № 22. – С. 27-35.
23. Костюченко И.Г. Меконг-регион интересов великих держав // Научное обозрение. – 2017. – № 2. – С. 127-129.
24. Daljit Singh Southeast Asian Affairs. ISEAS // Singapore. – 2009. – С. 3-7.
25. Daljit Singh Southeast Asian Affairs. ISEAS // Singapore. – 2014. – С. 3-5.
Страница обновлена: 01.08.2025 в 16:39:18
Download PDF | Downloads: 52 | Citations: 11
Asia-Pacific region: issues of economic integration in the early 21st century
Kostyuchenko I.G.Journal paper
Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 7, Number 2 (April-June 2017)
Abstract:
The paper presents the detailed specifics of economic integration in the regions of Oceania and South-East Asia, which are among the most dynamically developing parts of the Asia-Pacific region in 2000-2010. Chinese ficances are one of the consolidating forces of funds in these countries. The article gives the mechanism of interactions between finances in two border regions of the Pacific Ocean. We give characteristics of perspective trends in the development of topical niches for investors. We show low promising directions of investors' activity and mistakes of business community of the countries of South-East Asia and Oceania in 2000-2017. The paper reveals the specificity of integration of finances of TNCs and TNBs during the global economic crisis of 2008 2008-2017. We give the complex analysis of the reasons for the presence of shadow areas that are unattractive for investment in these regions in the first twenty years of the twenty-first century.
Keywords: economy of South-East Asia and Oceania in 2000-2020, economic integration of the Asian Pacific region and the global economic crisis of 2008, New Zealand and economic integration in Oceania, states of Oceania and economic crises, the shadow economic zones of the regions of Southeast Asia and Oceania, integration of the stocks of Oceania countries in 2019-2025
