Перспективы экспорта Новой Зеландии в Российскую Федерацию в 2020-2030 гг.
Субботина Е.Н.1
1 Россотрудничество
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 1 (Январь 2020)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42446104
Аннотация:
В статье изложены перспективы динамики экспорта новозеландских товаров на рынок Российской Федерации в 2020-2030 гг. Дан прогноз и изменения импортируемых линеек услуг на территорию РФ в 2020-2030 гг. Отражена специфика и география экспорта товаров из Новой Зеландии в Россию в 2010-х гг. Обозначены векторы двусторонних экономических отношений в рамках геостратегического партнерства в 2020-2030 гг. Выявлены закономерности изменения и развития качества экспорта новозеландских товаров в РФ в 2020-2030 гг.
Ключевые слова: Российская Федерация и Новая Зеландия, экспорт Новой Зеландии в РФ, российско-новозеландские отношения, российско-новозеландское экономическое сотрудничество
JEL-классификация: F14, F15, N77
Введение
Изменения глобального баланса сил в ареалах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) создают новую конфигурацию международных экономических отношений, в которых второстепенные игроки начинают продвигать свое влияние в новых для себя нишах на рынках, далеких от исторических связей государств. Одним из таких примеров выступает перспектива расширения линеек экспорта товаров Новой Зеландии (НЗ) в Российскую Федерацию (РФ) в 2020–2030 гг. Основной причиной расширения торгово-экономических связей является доктрина Веллингтона о расширении ареала экспортных товаров по всему миру. Несмотря на санкции против РФ, определенная линейка продовольственных товаров находится на внутреннем рынке российских регионов, что способствовало началу новых диалогов по расширению сотрудничества и в других сферах торгово-экономических отношений двух стран.
Цель исследования: проследить перспективные направления экспорта новозеландских товаров в Российскую Федерацию в 2020–2030 гг.
Новизна исследования: впервые предложено рассмотреть перспективы экспорта не типичных для предыдущих периодов сотрудничества экспортных линеек товаров и услуг из Новой Зеландии в РФ в 2020–2030 гг.
Авторская гипотеза: возрастание новых линеек экспорта новозеландских товаров в РФ будет идти параллельно с традиционными в рамках указанного периода.
Основная часть
Глобальный экономический кризис 2008 года и его последствия, выраженные в форме его волн в 2009–2019 гг., являются важным стимулом для любого экспортирующего государства создавать новые формы предложений с целью стимула спроса. Одной из выигрышных тактик является выход на новые рынки сбыта, которые либо открываются, либо формируются в рамках развития международных экономических отношений в сфере конкретного узкого сегмента импортируемых товаров и услуг.
В рамках санкций против Российской Федерации 2014 года для Новой Зеландии прослеживается именно такая возможность расширить традиционные линейки экспорта и предложить новые, которые не входят в перечень санкций, а также наладить комплексное сотрудничество в сфере международных отношений в Южно-Тихоокеанском регионе с целью укрепления влияния и позиций Веллингтона [1-14] (Balashov, Dzhavadov, Ulyanina, 2019; Rybalko, 2019; Balashov, 2019; Zakharev, 2019; Zakharev, Kolmakova, 2015; Zakharev, 2017; Zakharev, 2018; Zakharev, Skripnichenko, Aleksandrin, 2016; Kostyuchenko, 2018; Ulyanina, 2017; Kostyuchenko, 2017).
Для этого ряд новозеландских организаций инициировал серии научно-деловых встреч с деловыми кругами и научными сотрудниками РФ в конце 2019 года, чтобы определить перспективные направления двусторонних экономических отношений так, чтобы обойти санкционные статьи после крымского референдума [4, 8, 9] (Zakharev, 2019; Zakharev, 2018; Zakharev, Skripnichenko, Aleksandrin, 2016).
Новая Зеландия экспортирует определенные ограниченные линейки продовольственных товаров, самым известным из которых является масло Анкор, которое по нормативам РФ не соответствует стандартам ГОСТ, но при этом является экологически чистым продуктом без добавок замещающего характера. Масло уцелело на рынке даже в условиях растущей конкуренции от российских производителей, однако товар не получил прогнозируемого расширения ниши ввиду вышеуказанных санкций против Российской Федерации [8, 9] (Zakharev, 2018; Zakharev, Skripnichenko, Aleksandrin, 2016).
Очень ограниченными партиями в Россию экспортировались и другие продовольственные товары: ягнятина, рыба, готовые к употреблению консервированные продукты, вина, питьевая вода и др. Эти линейки были доступны на прилавках в нескольких регионах РФ: в Москве, в Санкт-Петербурге, во Владивостоке, Южно-Сахалинске, Магадане и Петропавловске-Камчатском. Суммарный товарооборот не превышает 100 млн долл. США.
К незначительным сегментам экспорта новозеландских товаров и услуг периода 2000–2019 гг. можно также отнести товары из шерсти, бытовую экологически качественную химию, услуги туризма, образования, софтов системы банковского обслуживания и безопасности, программы логистики и ВЭД [8] (Zakharev, 2018).
В российских источниках регулярно обозначаются как перспективные программы комплексной безопасности, логистики, экологического оперативного мониторинга, инкорпорированные в систему национального законодательства в сфере запрета ведения иностранными экономическими агентами деятельности, вредящей окружающей среде НЗ. Однако данный сегмент пока не был импортирован ввиду растущего сектора теневой экономики РФ, что означало бы прекращение противоправной теневой деятельности, приносящей огромные тайные выгоды представителям власти, вовлеченным в противоправную деятельность, которая губительно сказывается на национальной экономике России.
Обозримые перспективы экспорта новых линеек товаров и услуг из Новой Зеландии в Российскую Федерацию можно проследить по следующим направлениям [4–15] (Zakharev, Kolmakova, 2015; Zakharev, 2017; Zakharev, 2018; Zakharev, Skripnichenko, Aleksandrin, 2016; Kostyuchenko, 2018; Ulyanina, 2017; Zakharev, 2019Kostyuchenko, 2017; Drobot, Rybalko, 2020):
1. Программное обеспечение и оборудование в сфере защиты окружающей среды.
2. Софты для банковской системы, в т.ч. корреспондентские счета между новозеландскими и российскими банками в рамках ведения расчетов в национальных валютах.
3. Программное обеспечение в сферах безопасности. Т.н. ограниченные площадки для обмена данными внутри ареалов, в т.ч. технологии 5G -6G, не позволяющие передавать данные вне и оперативно обмениваться таковыми внутри защищенного ареала.
4. Увеличение программ научного и студенческого обмена по разнообразным отраслям и производствам.
5. Продовольственные линейки сегмента товаров с высокими стандартами экологического качества из Новой Зеландии.
6. Увеличение доли традиционных линеек в регионы РФ, в которых ранее товары не были представлены в т.ч. в рамках поддержки депрессивных регионов, пайков для малоимущих и других слабозащищенных слоев общества.
В свою очередь, Российская Федерация может предложить Новой Зеландии определенные услуги и товары:
1. Вернуться к вопросу принятия Новой Зеландии в Евразийский союз, т.к. до санкций страна хотела примкнуть к Таможенному союзу [8] (Zakharev, 2018).
2. Поставлять линейки вооружений ввиду растущего давления на Веллингтон из Вашингтона и Пекина по вопросу снятия запрета на слив радиоактивного топлива в воды НЗ.
3. Дать программное обеспечение и обеспечить новые виды тренировок правоохранительных органов Новой Зеландии в сфере профилактики международного терроризма, который в 2018 году дал о себе знать в стране и доказал, что национальная программа МАР [4, 8] (Zakharev, 2019; Zakharev, 2018) имеет недостатки в данном сегменте.
4. Провести совместные военные и гражданские учения флотов.
5. Организовать экспорт космических технологий в рамках обновления системы спутников и национальной программы, которая по настоящее время опирается на NASA.
6. Поставлять и расширить экспорт в Новую Зеландию товаров из РФ от древесины разных уровней обработки до редких металлов.
7. Комплекс реновации МАР, в т.ч. в рамках региональных конфликтов в Океании, где Новая Зеландия часто выступает третьей стороной урегулирования [4, 8, 13, 15] (Zakharev, 2019; Zakharev, 2018; Drobot, Rybalko, 2020).
Заключение
Изменения баланса сил в мире создают новые формы политической, экономической и стратегической конъюнктуры, которые побуждают Новую Зеландию развивать отношения с Российской Федерацией для обретения особых форм опоры. Это крайне важно для любого самостоятельного игрока в Южно-Тихоокеанском регионе, на которого оказывается комплексное давление ведущими экономиками мира (США и Соединенное Королевство) [4, 8, 9] (Zakharev, 2019; Zakharev, 2018; Zakharev, Skripnichenko, Aleksandrin, 2016) и новыми центрами силы (КНР и Австралия) [4, 6, 8, 9] (Zakharev, 2019; Zakharev, 2017; Zakharev, 2018; Zakharev, Skripnichenko, Aleksandrin, 2016). Обозримые перспективы роста экспорта традиционных и инновационных линеек новозеландских товаров на российский рынок будут развиваться параллельно и иметь различные паритеты объемов в субъектах РФ в рамках вышеуказанных обозримых сценариев партнерства двух стран, которое может укрепить влияние Новой Зеландии в Южно-Тихоокеанском регионе дополнительными опорами и поддержкой внешнего игрока [1-15] (Balashov, Dzhavadov, Ulyanina, 2019; Rybalko, 2019; Balashov, 2019; Zakharev, 2019; Zakharev, Kolmakova, 2015; Zakharev, 2017; Zakharev, 2018; Zakharev, Skripnichenko, Aleksandrin, 2016; Kostyuchenko, 2018; Ulyanina, 2017; Kostyuchenko, 2017; Drobot, Rybalko, 2020).
Источники:
2. Рыбалко М.Л. Новая Зеландия и либерализация торговли. // Южно-Тихоокеанский регион: история, политика, экономика, культура. Т 1. М. ОнтоПринт. 2019.-С. 121-125.
3. Балашов В.В. Ключевые игроки Южно-Тихоокеанского региона в 2010-2020-х гг.// Евразийское Научное Объединение. 2019. № 7-2 (53). -С. 138-140.
4. Захарьев Я.О. Мягкая сила Новой Зеландии в 2010-2020х гг. // Южно-Тихоокеанский регион: история, политика, экономика, культура. Т 1. М. ОнтоПринт. 2019.-С. 148-156.
5. Захарьев Я.О., Колмакова А.В. Значимость влияния китайского фактора на развитие туристической отрасли в Новой Зеландии. // Теория и практика физической культуры. М. 2015. № 1.- С. 61-62.
6. Захарьев Я.О. Австралия и Канада: тактики ведущего и ведомого в условиях глобального экономического кризиса. // Экономические отношения. 2017. № 2.- С. 169.
7. Захарьев Я.О. Папуа-Новая Гвинея: проблемы экономической интеграции в начале ХХ1 века. // Экономические отношения. 2017. № 3. С. 279.
8. Захарьев Я.О. Новая Зеландия в 2010-2020 гг.: геостратегические вызовы и инновационные решения. //Вестник развития науки и образования. 2018. № 6.- С. 4-12.
9. Захарьев Я.О., Скрипниченко А.В., Александрин О.И. Геополитическая геостратегия АТР: Новая Зеландия в 2010-2020-х гг.// Казачество. 2016. № 22 (9).- С. 27-35.
10. Костюченко И.Г. Некоторые вопросы экономического развития Азиатско-Тихоокеанского региона. // Экономические отношения. 2018. Т. 8. № 1. - С. 81-94.
11. Ульянина А.Е. Стратегии Новой Зеландии в Южно-Тихоокеанском регионе в начале ХХ1 в.: опыт для региональных экономик субъектов Российской Федерации в условиях глобального кризиса. // Научное обозрение: теория и практика. 2017. № 8.- С. 6-12.
12. Ульянина А.Е. Опыт Новой Зеландии в начале ХХ1 века для региональных экокономик субъектов Дальнего Востока Российской Федерации. // Экономические отношения. 2017. Т. 7. № 4. - С. 409-420.
13. Захарьев Я.О. Бугенвиль: тлеющий региональный конфликт и объект геостратегических экономических интересов участников «Большой игры» // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 3. – С. 1549-1562. – doi: 10.18334/eo.9.3.40873
14. Костюченко И.Г. Азиатско-Тихоокеанский регион: вопросы экономической интеграции в начале ХХI века // Экономические отношения. – 2017. – Том 7. – № 2. – С. 183-190. – doi: 10.18334/eo.7.2.37990
15. Дробот Е.В., Рыбалко М.Л. Место Новой Зеландии в складывающейся архитектуре международных отношений в Южно-Тихоокеанском регионе к концу 2010-х гг. // Экономические отношения. – 2020. – Том 10. – № 1.
Страница обновлена: 25.10.2024 в 19:34:04