Нормативные изменения для цифровой трансформации государственного управления: пример физической культуры и спорта
Сельский А.К.1
1 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Статья в журнале
Экономика и управление в спорте (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 5, Номер 2 (Апрель-июнь 2025)
Аннотация:
В эпоху цифровой трансформации большое внимание уделяется внедрению современных технологий в государственном секторе, включая развитие электронного правительства и построение цифрового государственного управления. Важной составляющей здесь является нормативное регулирование, которое способно как ускорить процесс цифровизации, так и воспрепятствовать ему. В статье правовой аспект цифровой трансформации рассматривается на примере российской сферы физической культуры и спорта. Результаты анализа показывают, что полнота цифровой трансформации отрасли требует не только разработки информационных систем, но и существенного обновления бизнес-процессов, включая корректировку регуляторной базы. В статье обобщены необходимые изменения в нормативно-правовых актах, которые помогут поддержать цифровое развитие отрасли. Подчеркивается также важность межведомственного подхода и сотрудничества различных государственных органов, субъектов РФ, спортивных федераций, образовательных учреждений, бизнеса. Работа в рамках специализированных рабочих групп и площадок позволит ускорить процесс утверждения нормативных изменений и минимизировать законодательные риски
Ключевые слова: нормативно-правовая база, нормативное регулирование цифровой среды, физическая культура и спорт, цифровая зрелость, цифровая трансформация, цифровое государственное управление, экономика данных
JEL-классификация: Z20, Z21, Q13, Q17, Q18
Введение / обзор литературы
В эпоху цифровой трансформации всех секторов экономики значительное внимание как лиц, принимающих решения, так и исследователей уделяется внедрению современных технологий в госсекторе. В соответствии с подходом ООН [23] электронное правительство и во многом синонимичное ему цифровое государственное управление могут быть определены как область применения информационно-коммуникационных технологий, позволяющая создавать более открытые формы взаимодействия между органами государственной власти, гражданами и бизнесом. Иными словами, использование современных технологий, Интернетаионлайн-ресурсов позволяет повыситьэффективность и клиентоцентричностьгосуслуг, а также модернизировать бизнес-процессы в данной сфере.
На современном этапе цифровым становится уже весь контур государственного управления. Это подтверждается профильным отчетом ОЭСР (2024), в соответствии с которым могут выделяются 5 основных тенденций в формировании электронного правительства [26]:
1) развитие государственных услуг, ориентированных на будущее и создаваемых совместно с пользователями;
2) создание цифрового базиса для обеспечения эффективных государственных услуг;
3) персонализация и обеспечение проактивности государственных услуг в целях повышения их доступности и инклюзивности;
4) развитие государственных услуг, основанных на данных, в целях повышения эффективности принимаемых решений (включая открытые данные);
5) реализация государственных услуг как возможности участия общественности.
Зарубежные и российские авторы рассматривают вопросы развития цифрового государственного управления в широком ряду аспектов, таких как: проблематика цифрового неравенства и подходы к его преодолению [25]; стимулирование технологического предпринимательства [24]; развитие клиентоцентричности («гражданин-центричности») за счет внедрения цифровых технологий [29]; анализ эффективности внедрения электронного правительства и цифровых государственных услуг [1]; этические противоречия, связанные с развитием искусственного интеллекта [17], и другие.
В нашей стране цифровая трансформация является одним из долгосрочных и ключевых приоритетов, что отражено в обеих редакциях Национальных целей развития Российской Федерации (2020 [7]и 2024 [8]). Одним из критериев оценки цифровой трансформации на государственном уровне определена «цифровая зрелость» ключевых отраслей экономики и социальной сферы. Под таковой большинство авторов понимают текущий статус цифровой трансформации и уровень готовности той или иной системы к задачам цифровизации. Например, поДедяевой(2021) это показатель «способности создавать продукцию с помощью цифровых технологий», а также «степени готовности государства и организаций к внедрению цифровых решений в их процессы» [3]. Этот же автор в качестве одного из ключевых критериев «цифровой зрелости»выделяет степень готовности нормативно-правовой базы.
Действительно, регуляторный аспект критически важен для успешности цифровой трансформации государственного управления, однако зачастую недооценивается исследователями. Острота и актуальность данной тематики связана с широким влиянием регуляторных норм на процесс внедрения инноваций, технологий, различные институты и группы граждан, а впоследствии и на экономическое развитие страны в целом. От формируемой и обновляемой нормативно-правовой базы ожидается четкость, прозрачность и предсказуемость, а также полноценный учет специфики конкретных отраслей и технологических процессов. Важна и своевременность утверждения соответствующих регламентов. В иных случаях механизмы регулирования могут не только не способствовать, но и препятствовать развитию или распространению инновационных технологий.
Первично необходимый для поддержки цифровой трансформации пакет федеральных законов и других нормативно-правовых актовсформирован в РФ к 2010 году, в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия» [19]. Данная работа была продолжена в ходе реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, а также Национальной программы «Цифровая экономика» [6], включавшей, в числе прочих, федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды» (до 2024 года).
Вместе с тем, в периметре отдельных отраслей законодательная поддержка цифровых преобразований носит значительно менее системный характер. В рамках данной статьи ставится цель определить специфику и контур нормативных, в том числе законодательных изменений, необходимых для поддержки отраслевой цифровой трансформации на примере сферы физической культуры и спорта. К задачам относятся:
1. Выявление ключевых направлений цифровизации в отрасли, а также связанного с этим пласта нормативного регулирования.
2. Анализ имеющихся нормативно-правовых барьеров и лакун на пути цифровой трансформации физической культуры и спорта.
3. Выработка целевого перечня мер по совершенствованию законодательства.
В роли объекта исследования выступает область государственного управления физической культурой и спортом. Предметом служат практики проработки и введения регуляторных норм, охватывающие технологическое развитие данной отрасли и нацеленные на формирование «дружественной» к цифровому развитию нормативно-правовой базы.
Актуальность исследования продиктована интенсивно ведущейся в настоящее время работой по цифровой трансформации физической культуры и спорта (промышленная эксплуатация основной отраслевой государственной информационной системы – ФГИС «Спорт» – началась лишь в 2024 году [18]), ее во многом экспериментальным характером (указанная система является первой, разработанной на широко внедряемой в настоящее время платформе «ГосТех» [2]), а также имеющимся отставанием регуляторных изменений в данной сфере от технологических (проект нормативного акта, закрепляющего их в профильном для отрасли федеральном законе, разработан в 2022 году [14], но не утвержден по состоянию на начало 2025 г.), что порождает барьеры для использования вновь создаваемых цифровых продуктов.Отметим, что до 2020 годамероприятия, направленные на цифровую трансформацию сферы физической культуры и спорта, практически не имели отражения в нормативно-правовой плоскости.
Поздняя по сравнению со многими отраслями разработка федеральной ГИС привела к тому, что целым рядом субъектов РФ уже были внедрены информационные системы, автоматизирующие процессы физической культуры и спорта на региональном уровне. Появился и сегмент коммерческих организаций, специализирующихся на разработке и внедрении различных облачных и коробочных ИТ-продуктов для спортивных организаций и регионов, фактически, во многом заменив собой отсутствующие на федеральном уровне цифровые сервисы для отрасли. В результате, на сегодняшний день при планировании сопутствующих нормативно-правовых изменений требуется учет весьма комплексного ландшафта ИТ-систем и акторов, сложившегося в отрасли.
Анализ литературы в рамках подготовки статьи показал весьма малое количество публикаций, раскрывающих ее предмет. Приведем два примера имеющихся отечественных работ. Минбалеев и Титова (2021) рассматривают проблематику нормативно-правового регулирования одного из перспективных направлений цифровой трансформации физической культуры и спорта - цифрового паспорта (профиля) спортсмена [5]. Авторы, в частности, обращают внимание на необходимость отдельного регулирования по данному направлению и подсвечивают нормативные риски, связанные с защитой персональных данных, в том числе, генетической информации спортсменов. Иванов (2020) исследует аспекты законодательства касательно компьютерного спорта (киберспорта) как вида спорта, в наибольшей степени связанного с цифровыми технологиями [27]. Он отмечает наличие ряда нерешенных юридических вопросов, в частности: отсутствие антидопингового регулирования для киберспортсменов, в том числе, на международном уровне; двойственность правового статуса видеоигр в данном виде спорта (объект интеллектуальной собственности или оборудование для соревнований); недостаточность норм, регламентирующих трудовые отношения между киберспортсменами и привлекающими их спортивными организациями.
Среди зарубежных работ тема нормативного регулирования цифровой трансформации физической культуры и спорта также фигурирует редко, что можно связать с исторически сложившимся существенно меньшим государственным регулированием данного сектора, нежели в РФ. Agnes et al. (2024) рассматривают необходимые законодательные изменения в контексте внедрения тех или иных новых технологий, приводя в качестве примеров таковых системы безопасности, включая распознавание лиц, использование дронов на объектах спорта, носимые устройства для спортcменов и инструменты виртуальной реальности [22].Lewis (2024), формулируя актуальные для англосаксонского и европейского нормативного поля правовые стратегии обеспечения цифровой трансформации в спорте, ссылается исключительно на необходимость соблюдения действующего законодательства [28]. К таковому он, в частности, относит:
регуляторные нормы, связанные с защитой персональных данных, такие как GDPR (ЕС), CCPA (США) и другие;
необходимость регулярных аудитов кибербезопасности и контроля доступа к спортивным данным;
обязательное уведомление пользователей и регуляторов в случае утечек данных (в зависимости от юрисдикции);
регулирование ИИ и машинного обучения, в том числе, для обеспечения прозрачности алгоритмов, нивелирования рисков предвзятости и дискриминации, обеспечения качества данных;
работу с интеллектуальной собственностью и антимонопольным регулированием;
соблюдением норм трудового права в контексте цифровой трансформации.
Иными словами, если в зарубежной практике цифровизация спортивной сферы несет за собой необходимость учета более общих межотраслевых норм, а также проработки соответствующих компетенций профильных экспертов, то российский правовой контекст порождает необходимость коррекции имеющихся, а в отдельных случаях и разработки новых законодательных актов.
Таким образом, выбранная для исследования тематика имеет значимую научную новизну, поскольку позволяет впервые систематизировать подход к изучению взаимодействия технологических инноваций и нормативно-правового регулирования в сфере физической культуры и спорта, в том числе, с вовлечением бизнес-практик.
Методы и источники данных
Использованные при подготовке статьи методы включают, в первую очередь, анализ нормативно-правовой базы РФ, относящейся к цифровой трансформации и внедрению современных технологий, как в целом, так и в сфере физической культуры и спорта в частности. Ключевыми источниками данных для такого анализа послужили федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства РФ, с том числе, утверждающие документы концептуального и стратегического характера, приказы Минспорта России и других вовлеченных органов государственной власти, а также иные регламенты.
Для анализа нормативно-правовых барьеров цифровой трансформации отрасли использовался сравнительный анализ существующих и предлагаемых законодательных норм. Его результаты валидизированы серией из 4-х экспертных интервью с представителями спортивных организаций, юристами и IT-специалистами, входившими в состав межведомственной рабочей группы по цифровой трансформации физической культуры и спорта [1], действовавшей при Минспорте России в 2020-2021 гг. Рассмотрен также ряд практик и кейсов введения различных мер нормативного регулирования по отношению к технологиям, связанных с влиянием на коммерческий сектор и бизнес-сообщество.
Важно подчеркнуть, что проанализированная нормативная база относится, в первую очередь, к федеральным регламентам.На уровне законодательства субъектов РФ актуальность вопроса нормативных барьеров цифровой трансформации сочтена опрошенными экспертами значительно более низкой; в свою очередь, нормотворческий процесс, направленный на устранение таких барьеров, характеризуется более высокой скоростью и меньшим количеством согласований, чем на федеральном уровне.
Результаты
Цифровая трансформация сферы физической культуры и спорта требует не только разработки информационных систем, но и существенного изменения бизнес-процессов, включая внесение изменений в действующуюнормативно-правовую базу.
Основным регламентом в данном случае являетсяФедеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [21] и подзаконные нормативные правовые акты. Среди последних следует выделить Единуювсероссийскуюспортивнуюклассификацию(ЕВСК), утверждаемую приказом Минспорта России [10] иопределяющую порядокприсвоения и подтверждения спортивных званий и разрядов, а также соответствующие нормы в официально признанных видах спорта.
Снятие нормативных барьеров цифровой трансформации, по мнению опрошенных экспертов, охватывает нормы целого ряда статей 329-ФЗ. Изменения должны обеспечить, в том числе, следующие возможности:
· формирование и ведение электронных реестров спортивных достижений, спортивных разрядов и званий, квалификационных категорий спортивных судей, тренеров, специалистов в области физической культуры и спорта;
· закрепление понятия «цифровой паспорт» спортсмена (судьи, тренера) для обеспечения возможности аккумулирования и обработки данных о спортивных достижениях лиц, занятых в отрасли;
· определение полномочий и обязанностей сторон, вовлеченных в создание, развитие и эксплуатацию перечисленных сервисов;
· обоснование выделения ассигнований федерального бюджета на реализацию инициатив по цифровой трансформации отрасли;
· проведение физкультурных и спортивных мероприятий в дистанционном и онлайн формате, а также в виртуальной среде.
Предлагаемые на экспертном уровне изменения в ЕВСК связаны преимущественно с возможностями использования электронных форм документов и уведомлений, а также электронной подписи при направлении пакетов документов на согласование. Важен и еще один аспект: алгоритмизация критериев присвоения спортивных разрядов и званий по видам спорта в рамках ЕВСК, позволяющая принимать решения о присвоении спортивных разрядов и званий машинным способом. Следовательно, в дальнейшем целесообразно отдельное рассмотрение приложений по видам спорта к ЕСВК на предмет возможных изменений.
Часть рассмотренных выше предложений, сформулированных в рамках экспертного диалога, была включена в проект изменений 329-ФЗ, выработанный в 2022 году, однако вплоть до 2025 года указанный законопроект не был принят.В результате, на сегодняшний день, отсутствует, например, нормативно закрепленная возможность работы по присвоению спортивных разрядов и званий в отраслевой федеральной государственной информационной системе - Единой цифровой платформе «Физическая культура и спорт» (ФГИС «Спорт»).
Среди успешно реализованных нормативных изменений можно отметить легитимизацию возможности регистрации граждан на физкультурные и спортивные соревнования посредством Единого портала государственных услуг.В 2024 году распоряжением Правительства России утверждено «Стратегическое направление в области цифровой трансформации физической культуры и спорта» [16], что позволило сняло барьер для разработки соответствующих региональных стратегий и позволило снизить сопротивление процессам цифровой трансформации «на местах».
В Таблице 1 обобщен перечень необходимых для обеспечения цифровой трансформации физической культуры и спорта РФ нормативных изменений. Важно подчеркнуть, что таковые не ограничиваются зоной ответственности Минспорта России, нося межведомственный характер.К примеру, создание цифрового паспорта спортсмена подразумевает включение в него медицинских данных (зона ответственности ФМБА России), углубленное медицинское обследование спортсменов и выдача им медицинских справок производится в соответствии с нормами Минздрава России [11], цифровизация детско-юношеского спорта требует взаимодействия и обмена данными с Минпросвещения Россиии Минобрнауки России, а сбор статистики и хранение данных входит в компетенцию Росстата [13]и Росархива.
Таблица 1. Нормативно-правовые акты, в которые необходимо внесение изменений в рамках цифровой трансформации физической культуры и спорта
НПА
|
Ответственный
|
Требуемые изменения
| |
329-ФЗ
«О физической культуре и спорте»
|
Минспорт
России
|
Указание
полномочий Минспорта России по цифровой трансформации отрасли и др.
| |
Положение
о ЕВСК, утвержденное приказом Минспорта России от 20 февраля 2017 г. № 108
|
Минспорт
России
|
Обеспечение
возможности предоставления документов для присвоения спортивных разрядов и
званий в электронном виде
| |
Приложения
по видам спорта к положению о ЕВСК
|
Минспорт
России
|
Изменение
критериев присвоения разрядов и званий, для возможности их машинной
интерпретации
| |
Всероссийский
реестр объектов спорта
|
Минспорт
России
|
Регулирование
порядка сбора отчетности посредством цифровых технологий
| |
НПА,
регулирующие формирование Единого календарного плана (ЕКП) спортивных
соревнований: (приказ Минспорта и др.)
|
Минспорт
России
|
Регулирование
порядка формирования с учетом возможностей цифровых технологий
| |
Приказы
Министра спорта, аналогичные НПА на уровне субъектов РФ
|
Минспорт
России
|
Регламенты
присвоения спортивных разрядов и званий с учетом цифровых технологий
| |
Регламенты
проведения соревнований по видам спорта
|
Минспорт
России
|
В
части использования цифровых технологий, порядка регистрации спортсменов,
оформления результатов (протоколов в машиночитаемом виде)
| |
НПА,
регламентирующие деятельность вузов Минспорта
|
Минспорт
России
|
В
части создания единого реестра профессорско-преподавательского
состава (ППС),
включающего данные о спортивных званиях
| |
НПА,
регулирующие компьютерный спорт и другие инновационные виды спорта
|
Минспорт
России
|
В
части создания методических рекомендаций для регионов, включающих, в т. ч.,
критерии сбора статистических данных
| |
Приказ
№1144Н Минздрава России от 23октября 2020 г.
|
Минздрав
России
|
Возможность
ведения реестра допусков на соревнования, цифрового оформления справок
| |
НПА,
регулирующие сбор статистических форм отрасли (приказы Росстата)
|
Росстат
|
В
части регулирования порядка сбора и обработки данных с учетом цифровых
технологий
| |
Законодательство
об архивном деле и хранении документов
|
Росархив
|
Изменение
порядка хранения документов (сейчас отчетность по спортивным званиям должна
храниться в бумажном виде 75 лет)
| |
Региональное
законодательство
|
Региональные
органы власти
|
Регулирование
государственного / муниципального задания на спортивную подготовку с учетом
цифровых технологий
|
Несмотря на сложившееся доминирование госсектора, в российской сфере физической культуры и спорта активно развиваются и негосударственные коммерческие и некоммерческие организации, включая технологические проекты (так называемый рынок спорттех [15]). Интерес государства к развитию спортивного предпринимательства, в том числе технологического, признается как Стратегией развития физической культуры и спорта до 2030 года, так и научными авторами [4].
Вместе с тем, имеющиеся практики государственной поддержки предпринимательства в спорте носят спорадический характер. К таковым можно отнести включение данной сферы в перечень наиболее пострадавших от пандемии COVID-19в 2020 году с возможностью отсрочки налогов и социальных платежей [9]. Другим примером являются принятые в 2021 году поправки в Налоговый кодекс РФ, закрепившие возможность оформления гражданами социального вычета по расходам на физкультурно-оздоровительные услуги [20].
Итак, для частных проектов цифровой трансформации отечественного спорта прямых государственных стимулов на сегодняшний день не предусмотрено, что, несомненно, является существенным организационным и регуляторным пробелом. Неучет интересов бизнеса при формировании нормативно-правовой базы цифровой трансформации нести за собой различные негативные эффекты. В этой связи целесообразна практика обсуждения разрабатываемых норм на площадках специализированных межведомственных и государственно-частных рабочих групп.Подобный формат уже зарекомендовал в рамках реализации нацпрограммы «Цифровая экономика Российской Федерации».Отметим, что в 2020-2022 гг. при межведомственной рабочей группе по цифровой трансформации сферы физической культуры и спорта [12] действовала экспертная группа по направлению «Нормативное регулирование цифровой трансформации сферы физической культуры и спорта, в том числе киберспорта». В рамках ее работы с учетом мнений широкого круга заинтересованных сторон проведена инвентаризация целесообразности изменений норм, необходимых для поддержки внедряемых технологий, сохраняющая свою актуальность и на сегодняшний день.
Нормативное обеспечение цифровой трансформации государственного управления в той или иной отрасли подразумевает не только разработку новых законодательных актов, «дружественных» к цифровому развитию, но и необходимость следования уже сложившемуся правовому полю. Отраслевая специфика физической культуры и спорта связана, в том числе, с фактическим приоритетом международных норм (например, правил вида спорта) над отечественными. В ходе внедрения технологий в отрасли необходим учет таких регламентов, как:
· международные нормативно-правовые акты, регламентирующие проведение спортивных соревнований и отчетность по ним;
· международные и российские антидопинговые нормы;
· положения Федерального закона от 04 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
· Всероссийский реестр видов спорта, правила по видам спорта, уставы общероссийских и международных спортивных федераций;
· нормы спортивной медицины.
Важным аспектом является и обеспечение информационной безопасности в соответствии с действующим законодательством, включая Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ«О персональных данных» и подзаконные акты, такие как требования к информационным системам, утверждаемые приказами Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России). Актуальность этих норм по отношению к обсуждаемой сфере вдвойне велика с учетом высокой доли несовершеннолетних лиц среди спортсменов, а также в связи с необходимостью оборота данных, имеющих статус медицинской тайны, по итогам углубленных медицинских обследований (УМО) и для получения допуска к спортивным соревнованиям.
Обсуждение результатов
Поддержка цифровой трансформации физической культуры и спорта видится невозможной без своевременного обновления правовой базы, включая как принятие новых нормативных актов, так и редакцию действующих регламентов. С учетом недостаточной на сегодняшний день динамики этого процесса важно обеспечить ускорение нормотворческой деятельности, направленной на регулирование цифровых технологий в спортивной сфере.
Вместе с тем, широкий перечень разноплановых регламентов и поправок к ним, рассмотренных выше и необходимых в рамках цифровой трансформации физической культуры и спорта, требует комплексного и межведомственного подхода к регулированию.
С позиций комплексности работа должна включать следующие направления:
распределение и формализация полномочий вовлеченных в процесс цифровой трансформации физической культуры и спорта органов государственной власти
закрепление в правовом поле норм, связанных с использованием внедряемых информационных систем;
обеспечение защиты персональных данных, включая данные несовершеннолетних спортсменов, в том числе относящиеся к медицинской тайне;
стандартизацию требований к технологиям и системам, используемым в физкультурно-спортивной сфере;
стимулирование внедрения отечественных технологических продуктов в российской сфере физической культуры и спорта;
поддержку новых видов спорта, частично или полностью реализуемых в цифровой среде (таких как компьютерный спорт, фиджитал спорт, спортивное программирование и другие);
поддержку технологического предпринимательства в физкультурно-спортивной сфере.
С позиций межведомственного подхода, для обеспечения корректного формирования нормативно-правовой базы необходимо плотное сотрудничество различных федеральных органов исполнительной власти, а также вовлечение представителей образовательной сферы, субъектов Российской Федерации, общероссийских спортивных федераций по видам спорта, коммерческих и некоммерческих организаций.
Критически важнойв этой ситуации представляется координирующаяроль площадок, способных организовать эффективное взаимодействие указанных сторон. В настоящее время к таковым может быть отнесенКомитетпо физической культуре, спорту, туризму и делам молодежиГосударственной Думы РФ. Однако может быть сформировано и альтернативноесообщество с участием представителей спорта, ИТ-индустрии и юристов, располагающее необходимыми для качественной и всесторонней проработки норм компетенциями. Важно, чтобы оно было наделено соответствующими полномочиями (например, в формате рабочей группы, получившей поддержку федеральных регуляторов и органов законодательной власти).
Реализация перечисленных предложений в перспективе позволит ускорить процесс цифровой трансформации физической культуры и спорта, а также оптимизировать межведомственное взаимодействие в части ее нормативно-правового обеспечения.
Заключение
Цифровая трансформация является неотъемлемой частью современного этапа развития сферы физической культуры и спорта. В ходе исследования были выявлены ключевые направления цифровизации в данной отрасли, а также определены основные нормативно-правовые барьеры, препятствующие эффективному внедрению цифровых технологий. Важным аспектом является необходимость своевременного обновления нормативной базы, что позволит устранить существующие пробелы и создать благоприятные условия для дальнейшего развития цифровых сервисов и технологий в отрасли.
Результаты исследования показали, что для успешной цифровой трансформации физической культуры и спорта требуется комплексный подход, включающий внесение изменений в действующее правовое поле и разработку новых отраслевых регламентов. Особое внимание при этом должно быть уделено вопросам защиты персональных данных, стандартизации технологических процессов, а также поддержке новых видов спорта, связанных с цифровой средой. Кроме того, важным элементом является стимулирование технологического предпринимательства и вовлечение бизнес-сообщества в нормотворческий процесс.
Межведомственное взаимодействие и координация усилий различных государственных органов, а также привлечение экспертов из сферы ИТ, юриспруденции и спорта являются ключевыми факторами успеха. Создание специализированных рабочих групп и площадок для обсуждения нормативных изменений позволит ускорить процесс внедрения инноваций и минимизировать регуляторные риски.
Существенная нехватка исследований, взаимосвязывающих цифровые и регуляторные изменения в спортивной сфере, свидетельствует о целесообразности дальнейшей работы по данному направлению. Это поможет в создании более целенаправленных и гибких форм регулирования в области физической культуры и спорта, а также ее цифровой трансформации как не только технического, но и социального процесса, требующего учета интересов множества вовлеченных сторон.
[1]Приказ Министерстваспорта Российской Федерацииот 10 июля 2020 года № 511 «О межведомственной рабочей группе по цифровой трансформации сферы физической культуры и спорта».
Источники:
2. «ГосТех»: Единая цифровая платформа Российской Федерации, официальный сайт. - 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://platform.gov.ru (дата обращения: 03.02.2025).
3. Дедяева Л. М., Яруничев А. И. Цифровая зрелость организаций - ключевой фактор цифровой трансформации экономики // Менеджер. – 2021. – № 4. – c. 86-95. – doi: 10.5281/zenodo.5749716.
4. Леднев В. А., Солнцев И. В. Предпринимательство в индустрии спорта: направления, инновации и формы поддержки // Стратегические решения и риск-менеджмент. – 2021. – № 3. – c. 252-261. – doi: 10.17747/2618-947X-2021-3-252-261.
5. Минбалеев А. В., Титова Е. В. Цифровой профиль спортсмена: проблемы правового регулирования и защиты // Человек. Спорт. Медицина. – 2021. – c. 154-160. – doi: 10.14529/hsm21s222.
6. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7
7. Национальные цели развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474
8. Национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309
9. Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 №434
10. Положение о Единой всероссийской спортивной классификации, утвержденное приказом Минспорта России от 20 февраля 2017 г. № 108
11. Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (утвержден приказом Министерства здравоохранения РФ от 23 октября 2020 г. № 1144Н)
12. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 10 июля 2020 года № 511 «О межведомственной рабочей группе по цифровой трансформации сферы физической культуры и спорта»
13. Приказ Росстата от 22 ноября 2017 г. № 773 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством спорта Российской Федерации федерального статистического наблюдения за организациями, осуществляющими спортивную подготовку».
14. Проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (Приложение № 2 к письму от 20 мая 2022 г. № 11/3907). [Электронный ресурс]. URL: https://kubansport.krasnodar.ru/upload/iblock/a11/8fyba4hnoy83ofcpmk6js001tfqxugfq/fz_329-izmeneniya.pdf (дата обращения: 11.02.2025).
15. Сельский А. К. Цифровая трансформация и инновационные технологии в спортивной индустрии: анализ глобальных тенденций и российских практик рынка спорттех // Российский журнал информационных технологий в спорте. – 2024. – № 2. – c. 34-45. – doi: 10.62105/2949-6349-2024-1-2-34-45.
16. Стратегическое направление в области цифровой трансформации физической культуры и спорта, утвержденное распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.02.2024 № 264-р
17. Добрякова М. С., Фрумин И. Д. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности. / ; при участии К.А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И.М. Реморенко, Я. Хаутамяки ;Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. – 472 c.
18. ComNews, 12.01.2024. ФГИС «Спорт» запущена в промышленную эксплуатацию. [Электронный ресурс]. URL: https://sport.rambler.ru/sportrelated/52085210-fgis-sport-zapuschena-v-promyshlennuyu-ekspluatatsiyu (дата обращения: 04.02.2025).
19. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 г. №65
20. Федеральный закон от 05.04.2021 г. № 88-ФЗ «О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком за оказанные ему физкультурно-оздоровительные услуги»
21. Федеральный закон от 04 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
22. Ágnes, T., Szabolcs, M., Zoltán, B., Lóránt, D. Nes, D., József, T., Matrai, G. (2024). Innovation, infocommunication and digital transformation in sport policing and certain aspects of sports. 2617
23. Benchmarking E-government: A Global Perspective. [Электронный ресурс]. URL: https://publicadministration.un.org/ru/Research/UN-e-Government-Surveys (дата обращения: 10.01.2025).
24. Chen C.L. Role of Government to Enhance Digital Transformation in Small Service Business // Sustainability. – 2021. – № 13. – p. 1028.
25. Fernández L., Fernández Y., Hidalgo C., Aliaga J., Fuster-Guillen D. E-Government and its Development in the Region: Challenges // International Journal of Professional Business Review. – 2023. – № 8. – p. e0939.
26. Global Trends in Government Innovation 2024: Fostering Human-Centered Public Services. OECD Public Governance Reviews, 19.12.2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/en/publications/global-trends-in-government-innovation-2024_c1bc19c3-en/full-report.html (дата обращения: 23.01.2025).
27. Ivanov V. D. Cybersport: problems of legal regulation // Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation. – 2020. – № 3. – p. 59-63. – doi: 10.24411/2500-0365-2020-15309.
28. Lewis M. Enabling digital transformation in sport - the legal pitfalls around data, security and regulation. Brabners, Sport, Technology, Media & Telecoms, 07.10.2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.brabners.com/insights/sport/enabling-digital-transformation-in-sport-the-legal-pitfalls-around-data-security-and-regulation#legal-strategies (дата обращения: 28.05.2025).
29. Sundberg L., Holmström J. Citizen-centricity in digital government research: A literature review and integrative framework // Information Polity. – 2024. – № 29. – p. 1-18.
Страница обновлена: 30.06.2025 в 11:38:51