Competitive model of an educational cluster in physical education and sports integrating Edunet and Sportnet
Vishnyakova O.N.1
1 Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
Journal paper
Economics and management in sports (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 5, Number 2 (April-June 2025)
Abstract:
A study of the trends in the formation of a proactive competitive model of education has been conducted; the directions of its improvement have been identified; and a conceptual model of an educational cluster in physical education and sports integrating Edunet and Sportnet has been developed. The relevance of the research is determined by the growing global competition, which places new demands on personnel training and scientific and technical support, taking into account cross-industry interactions and orientation to the needs of stakeholders. The purpose of the study is to study strategic priorities in the development of the educational segment of the national economy for the long term (such as the state program of the Russian Federation "Development of Education until 2030", national projects "Education", "Science and Universities", and "Priority 2035") and to propose a concept of a competitive model of the university as an educational cluster in the field of financial and social sciences, taking into account new trends and technology. The research process is based on a comprehensive database search in Еlibrary.ru, Link.springer.com, and Scholar.google.com. The following methods were used: a screening process, expert analysis, and thematic synthesis of the results. Conceptual modeling is implemented on the basis of a systematic approach and structural and functional design.
Keywords: physical education and sports, educational cluster, SportNet, Edunet, university model
JEL-classification: I25, L83, O15P46, Z20
Введение. Стратегия развития сферы физической культуры и спорта (далее – ФКиС) в Российской Федерации на период до 2030 года в качестве приоритетных задач в условиях цифровой экономики отмечает развитие и реализацию научного и кадрового потенциала отрасли на основе прогнозирования изменения потребностей. Передача новых технологий, распространение знаний и реализация компетенций определяют ключевую роль вузов в обеспечении устойчивого развития. Поэтому необходимо совершенствование модели государственного управления сферой физической культуры и спорта на основе межуровневого кластерного подхода к организации образовательной деятельности.
Современное образовательное пространство представляет собой комплекс структур, реализующих свою деятельность в различных форматах по утвержденным стандартам. В то же время наблюдается активное развитие сетевых образовательных кластеров, структура которых зависит от стратегических целей и бизнес-процессов, формирующих результат. Иванов С. А. рассматривает кластерный подход в образовании как организационную и методологическую основу развития системы образования в России [4]. Г.Н. Крайнов определяет образовательный кластер как профессиональные образовательные, научно-исследовательские организации, созданные с участием заинтересованных сторон для получения конкурентных продуктов и ценностей [9]. В свою очередь Кетова Н.П. обращает внимание на переход от традиционных форм и моделей к системе, основанной на технологиях, стимулирующих кластерные процессы и обеспечивающих достижение национальных интересов в развитии кадрового потенциала [6].
Роль центров развития в становлении модели регионального образовательного кластера в контексте идей модернизации российского образования рассматривает А.Б. Исаева [5]. В таком аспекте особое внимание следует обратить на содержание национальных проектов как стратегических ориентиров. Они определяют условия формирования социального заказа на личность, способную стать соучастником в реализации национальной стратегии развития. Для этого образовательная среда должна интегрировать социокультурное содержание образования, самоорганизуемую систему взаимодействия ее субъектов, современные технологии и бизнес-процессы в экосистеме образования. Именно условия кластера позволяют разрабатывать и внедрять новые востребованные конкурентные продукты общественно значимых ценностей в цепочке «наука – методология и технологии – бизнес-результат».
Коломыцева А. О. представляет в своих исследованиях инновационные образовательные кластеры как новую форму интеграции межорганизационного сетевого взаимодействия в образовательной среде [7]. Это формат современных интегрированных форм реализации образовательных услуг в системе международного и регионального сотрудничества университетов. Усложнение структур, коммуникаций и взаимодействия отражаются на всех элементах архитектуры образовательного кластера. Многовариантность и сложность горизонтальных связей, значительное влияние вертикальных регулирующих воздействий требуют разработки перспективной модели образовательного кластера, имеющего маркетинговую стратегию и базирующегося на клиентоцентричности в формировании стратегии устойчивого развития.
Маргулян Я.А. определяет содержание и направления развития регионального инновационно-образовательного кластера, способного обеспечить гармонизацию производства, науки, образования, соответствующих современным трендам [10]. В этой связи Горбунова Н.В. образовательный холдинг представляет в качестве альтернативы кластера [2]. На наш взгляд такой подход акцентирует внимание на модификации систем управления. В целом мы поддерживаем обобщающее мнение Двоеглазова В. В., что образовательные кластеры выступают фактором повышения конкурентоспособности и инновационного развития образовательных организаций [3].
Образовательные кластеры широко распространены в мировой экономике и постепенно распространяются и в России. Анализ мнений зарубежных ученых показал, что базовым в мировой практике было признано обучение на основе компетенций. Однако концепции и инновационные технологии в образовании 4.0 нуждаются в партнерстве между всеми стейкхолдерами для формирования человеческих ресурсов с востребованными навыками [13]. Л. Хан и его коллеги (2024) осуществили анализ модели управления информатизацией образования в условиях Интернета вещей и искусственного интеллекта [14]. Фактически, это отражает объективный процесс интеграции ИТ с образованием, диверсификации его инструментов и методов для повышения качества обучения и результативности НИР. Это позволяет персонализировать образование и оптимизировать распределение ресурсов.
В феврале 2025 г. в Государственной думе состоялся «правительственный час» по разработке Стратегии развития российского образования на период до 2036 г. с перспективой до 2040 г. Обсуждались проблемы обеспечения конкурентоспособности системы образования и переход на новую модель высшего образования. Ранее на ПМЭФ-2021 была представлена программа стратегического академического лидерства вузов России «Приоритет-2030». Данная программа предполагает формирование прогрессивных современных университетов - центров научно-технологического и социально-экономического развития страны на основе грантовой поддержки. В ее основе лежит общественный запрос на качество образования, необходимость коллабораций с бизнесом и обществом. При этом высшее образование призвано стать брендом России.
Основная часть. В этой связи в целях разработки концептуальной модели кластера ее проектирование необходимо увязать с формированием рынков Эдунет и Спортнет (EduNet, SportNet) [11]. Эдунет представляет собой рынок продуктов и сервисов для вовлечения человека в развитие и реализацию своего потенциала. Он непосредственно связан с технологиями и информационно-коммуникационными сервисами, IT-платформами обучения и развития, базируется на аналитике БигДата, применении искусственного интеллекта, различных форм партнёрств. Актуальным трендом в развитии этого рынка является персонализация услуг, разработка индивидуальных практик, построение траектории развития личности с учетом персональных особенностей, ценностей и целей.
Для бизнес-образования необходимы групповые практики, исходя из целей организаций в области управления кадровым потенциалом. Поэтому модель образования должна включать гибкие, адаптивные сервисы и технологии, помогающие на основе данных оценивать возможности обеспечения эффективности деятельности организации-заказчика и предлагать решения в обучении и развитии персонала под конкретный запрос. Это предполагает разработку экосистемных решений, создание цифровых лабораторий, кибер-физических тренажеров, обеспечивающих работу единых платформенных решений для развития человеческого потенциала на разных стадиях жизненного цикла. Именно здесь возникает зона взаимодействия с рынком Спортнет – «ценностных предложений для трансформации профицита человеческих ресурсов через физическую активность на основе платформенных и инфраструктурных решений» [11].
Продукты рынка Спортнет охватывают 100% населения, привлекают в качестве потребителей спортсменов и зрителей, характеризуются персонализацией активностей, услуг, сервисов, в том числе для людей с ограниченными возможностями. Данный рынок призван продуцировать спортивную многофункциональную инфраструктуру, новые виды спорта, мероприятия в цифровых вселенных, умные тренировки и персонализированные спортивные продукты, а так же спортсменов нового поколения и др.
Развитие Спортнета напрямую связано с качеством кадров, способных обеспечить его потребности. Без формирования образовательного кластера и программ взаимодействия с потребителями услуг станет невозможным реализация технологий моделирования физического развития, применение VR/ AR, нейротехнологий, разработка сервисов массового мониторинга здоровья, моделирование сценариев физического, эмоционального, психического здоровья и т.п. Так в дорожной карте Спортнет выделены центры, непосредственно связанные с Эдунет: R&D, Вузы, лаборатории, акселераторы и др. (рис.1).
Рисунок 1 - Фрагмент дорожной карты рынка SportNet (составлено по [8])
В связи с реализацией продуктов образовательной деятельности в рыночной среде необходимо учитывать факторы, влияющие на социально-экономическую эффективность высшего образования с точки зрения маркетинга взаимоотношений (John, S. P., & De Villiers, R., 2022) [15]. Можно применить понятие «поставщики высшего образования». Он должны придерживаться клиентоориентированных тактик и формировать лояльность клиентов. Мы предлагаем внести в концептуальная модель образовательного кластера маркетинг взаимоотношений в высшем образовании.
Ряд ученых выделяют доминирующую модель университетов, основанную на академических дисциплинах, объективности и линейной модели передачи знаний (Loorbach D.A., Wittmayer J., 2024) [16]. Однако динамика развития предполагает продуцирование новых типов знаний и компетенций, а также способов их формирования. Возникает область предпринимательского образования. (Anubhav U., Kumar Dwived K. at al., 2022) [12]. Вузы трансформируются в институциональную среду, что подразумевает общественное воздействие вузов и содействие их социальным изменениям. Так образовательные программы становятся частью функций исследовательских групп, ориентированы на междисциплинарные перспективы и формирование критического мышления для возможности осуществления вклада в создание общественной ценности. Можно наблюдать параллельные потоки: персонализацию предложений на рынке образовательных услуг и коллаборации в части научно-технологических новаций.
Интересно возникновение новой функции вузов - сотрудничества и лидерства в развитии крупномасштабной исследовательской инфраструктуры (Rådberg K., Löfsten K., 2024) [17]. Оно включает сегменты: исследования, образование, сотрудничество и внедрение, оценку воздействия, которые разнесены по исполнителям для усиления синергии. Поэтому ключевые субъекты образовательного кластера могут быть отнесены ко многопрофильным академическим средам, вовлечены напрямую или периферийно.
Рисунок 2 - Концептуальная модель образовательного кластера сферы ФКиС (составлено автором)
В результате проведенных исследований нами предложена модели образовательного кластера, представленная на рисунке 2 и выстроенная по принципу клиентоцентричности. В ней интегрированы интересы клиентов, спектр предоставляемых услуг, потенциальных продуктов и показателей оценки эффективности деятельности во взаимосвязи в национальными целями.
Предлагается модель университета как международного научно-образовательного кластера «Здоровья и экологии человека», в основе которого лежат ценности благосостояния и качества жизни общества. Клиентоцентричность функционирования модели проецируется в разрезе потока ценностей для всех типов клиентов: b 2 c 2 b 2 g 2 b 2 c и является крупномасштабной RnD инфраструктурой устойчивого развития национальной экономики.
Модель является одной из форм маркетинговой матрицы. В качестве потенциальных клиентов нами выделены: спортсмены по видам спорта, в т.ч. завершившие карьеру, лица старшего возраста, инвалиды и люди с ограниченными возможностями, аудитория массового спорта, волонтеры, работники сферы ФКиС, а также специалисты различных отраслей в части дополнительного образования, военные и технические виды спорта, общественные движения и фонды, технопарки, органы государственной власти и экспертные организации.
В зависимости от интересов целевой аудитории проектируется комплекс осуществляемых услуг: образование основное и дополнительное (в прогрессе развития личности), международные программы обучения, консалтинг, индивидуальные траектории в обучении и спортивной карьере, хакатоны и форсайты, целевые исследования. Можно данный спектр расширить в части биохакинга, маркетплейса физкультурно-спортивных услуг и объектов спорта, шеринга спортивных объектов, профессионального аудита и ассесмент-центра.
Данная инфраструктура способна предложить в качестве основы маркетинг-микса образовательного кластера: умные решения, программы здоровья HumanBody, виртуальную среда тренировки, спортивные достижения и мероприятия, базы данных, научно-методическое обеспечение и межотраслевые проекты, развитие кадров отрасли, спортивную социальную криптовалюту, услуги маркетплейса здоровья, стартапы и программы акселерации, спортивную инфраструктуру и фиджитал пространство, программы развития резервов человека, его навыков и способностей к социальным контактам. Результативность образовательно кластера можно интегрировать по ключевым показателям эффективности реализации целей национального социально-экономического развития, отраслевым целям и удовлетворённости населения,
Выводы. Представленная модель образовательного кластера, созданная на базе университета ФКиС, способна реализовать задачи, определенные национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года и Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года. Она является клиентоцентричной и инновационно ориентированной. Структура модели отражает приоритеты формирования цифровой инновационной среды, способствующей разработке продуктов для разного типа целевых аудиторий, сотрудничеству и обмену, а также развитию междисциплинарных научных исследований и образования в университетах.
Происходит переосмысление академической формы организации, активизация роли предпринимательского университета, способного стать крупной исследовательской инфраструктурой для создания дополнительной ценности для экономики и общества. Этот процесс требует государственной поддержки на переходном этапе, расширения сотрудничества между субъектами сферы ФКиС и других отраслей на основе маркетинговой аналитики и клиентоориентированной стратегии, в том числе для привлечения международных участников.
Формирование образовательного кластера в динамике развития Спортнет и Эдунет невозможно без проектирования адекватной решаемым задачам и информационным технологиям бизнес-экосистемы [1], включающей как технологические решения, так и систему взаимоотношений акторов, сотрудничающих друг с другом и отвечающих требования заинтересованных сторон.
References:
. [].
Anubhav U., Kumar Dwivedi A., Aashish K. (2024). Entrepreneurship education in higher education (2002–2022): A technology-empowered systematic literature review The International Journal of Management Education. 22 (3). 100993. doi: 10.1016/j.ijme.2024.100993.
De Souza A.S.C., & Debs L. (2024). Concepts, innovative technologies, learning approaches and trend topics in education 4.0: A scoping literature review Social Sciences & Humanities Open. (9). 100902. doi: 10.1016/j.ssaho.2024.100902.
Dvoeglazov V.V., Bochkareva M.P. (2023). Educational clusters as a factor of increasing competitiveness and innovative development of educational organizations. Trudy Povolzhskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. Seriya: Sotsialno-ekonomicheskaya. (11). 5-11.
Gorbunova N.V. (2022). Educational holding as an innovative educational cluster: structure, content of activities and development. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. (76-2). 52-55.
Han L., Long X. & Wang K. (2024). The analysis of educational informatization management learning model under the internet of things and artificial intelligence Scientific Reports. (14). 17811. doi: 10.1038/s41598-024-68963-x.
Isaeva A.B. (2021). The role of educational «Development centres» in the establishment of multi-vector model of regional education cluster. Pedagogika i psikhologiya. (4). 47-51.
Ivanov S. A. (2023). Cluster approach in education as an organizational and methodological basis for the development of the education system of the Russian Federation. Kant. (4). 307-314. doi: 10.24923/2222-243X.2023-49.56.
John S. P., & De Villiers R. (2022). Factors affecting the success of marketing in higher education: a relationship marketing perspective Journal of Marketing for Higher Education. 34 (2). 875-894. doi: 10.1080/08841241.2022.2116741.
Ketova N.P., Vey S. (2021). Educational clusters in Russia and China: formation, management, development strategies. Creative economy. 15 (2). 393-410. doi: 10.18334/ce.15.2.111647.
Kolomytseva A.O. (2019). Innovative educational clusters as a new form of integration of network interaction in the educational environment. Novoe v ekonomicheskoy kibernetike. (2-3). 122-130.
Kraynov G.N., Panov A.I. (2023). International and russian experience of clustering higher education. MRSU Magazine. Series: pedagogy. (1). 6-14. doi: 10.18384/2310-7219-2023-1-6-14.
Loorbach D.A., Wittmayer J. (2024). Transforming universities Sustain Sci. (19). 19-33. doi: 10.1007/s11625-023-01335-y.
Margulyan Ya.A. (2018). Regional innovation and educational cluster: content and directions of development. Scientific thought. 3 (1). 13-16.
Vishnyakova O.N. (2023). Approaches to the formation and features of the industry ecosystem of physical culture and sport. Vestnik Instituta druzhby narodov Kavkaza (Teoriya ekonomiki i upravleniya narodnym khozyaystvom). (1). 48-53.
Страница обновлена: 18.04.2025 в 11:19:31