Изучение финансового поведения молодежи: междисциплинарный подход
Круглова Е.Л.1, Мальшаков А.А.2, Курило М.А.1, Мелехина Д.С.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
2 Учебно-научная социологическая лаборатория кафедры социологии, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 4 (Апрель 2025)
Аннотация:
Актуальность изучения финансового поведения подтверждается как правительственными постановлениями, так и частотой обращения к этой теме представителей научного сообщества. В статье представлен количественный контент-анализ публикационной активности по теме финансовой культуры и качественный анализ отдельных теоретических и прикладных работ. Выбор молодежи в качестве эмпирического объекта изучения финансового поведения обусловлен рядом причин, среди которых можно выделить быструю реакцию данной социальной группы на любые внешние факторы, а также позиционирование молодежи как будущей основы экономически активного населения страны. В результате проведенного анализа авторами доказана междисциплинарность изучения финансового поведения молодежи, находящегося на стыке экономики, социологии и психологии. Выводы относительно междисциплинарного характера изучения финансового поведения актуальны не только для молодежи, но и могут быть экстраполированы на другие группы населения
Ключевые слова: финансовое поведение, экономическое поведение, поведенческие финансы, молодежь
JEL-классификация: D81, E71, M31, O31
Введение
Финансовое поведение — это совокупность финансовых привычек, решений и действий, которые принимают люди в отношении своих финансов. Оно многообразно и представляет собой сложную систему, включающую в себя взаимосвязь трех субпространств – экономического, финансового и социального [10]. Формирование устойчивых моделей финансового поведения и финансово грамотного поведения – одна из основных задач государственной Стратегии финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года [1]. Таким образом, актуальность темы изучения была закреплена официально на государственном уровне, что способствовало обращению к ней ученых из разных областей знаний.
При проведении контент-анализа публикаций на платформах Elibrary.ru и DisserCat.com за 2017-2023 гг., посвященных теме финансового поведения, было выявлено общее количество публикаций – 4541 [2]. Отмечается рост публикационной активности по данной тематике в последние годы (2022 и 2023 гг.). В Таблице 1 представлено более подробное распределение количества публикаций по заданному ключевому слову в разрезе по годам.
Таблица 1
Частота упоминаний ключевых слов в научных публикациях за период
с 2017 по 2023 год.
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
В целом
|
Финансовое
поведение
|
576
|
504
|
603
|
624
|
640
|
795
|
799
|
4541
|
Таким образом, очевиден растущий интерес российского научного сообщества к теме финансового поведения в целом. Мы же остановимся на более конкретном объекте изучения – это финансовое поведение молодежи [3]. Для выбора данного объекта есть несколько причин: во-первых, молодежь наиболее быстро и энергично реагирует на любые социальные изменения, а во-вторых, это та группа населения, которая в обозримом будущем составит экономическую основу страны.
Основная часть
Прежде чем перейти к финансовому поведению молодежи, необходимо остановиться на разнообразии подходов к самому понятию «финансовое поведение», поскольку выше мы обозначили лишь количественные характеристики, доказывающие внимание к данной теме. Исходя из качественного анализа источников, можно выделить следующие подходы:
· финансовое поведение как один из видов экономического поведения [10];
· финансовое поведение как деятельность и/или совокупность решений домохозяйств по аккумулированию и использованию денежных или ликвидных ресурсов (Д. Канеман, Дж. Потерба, Х. Шефрин и Р. Талер) [5];
· финансовое поведение как понятие, связанное с концепцией финансового менеджмента на индивидуальном уровне, то есть с планированием, управлением и контролем (Н. Т. Херавати) [7];
· финансовое поведение как деятельность субъекта на индивидуальном уровне, состоящая из планирования, управления и контроля финансовых средств (Г. Каceсмир) [7];
· финансовое поведение как поведение человека, которое формируется в процессе управления деньгами и включает в себя разные виды финансовой активности: кредитно-заемное, инвестиционное, страховое и сберегательное поведение [16];
· финансовое поведение как вид деятельности субъекта на рынке финансовых продуктов и услуг, который связан привлечением, распределением и вложением доступных денежных ресурсов [6];
· финансовое поведение как навык распознания закономерностей общего воздействия финансовых решений на различные аспекты и обстоятельства, такие как личная жизнь, семья, государство и общество, а также способность принимать верные решения, которые связаны с управлением денежными ресурсами, обеспечением финансовой безопасности и планированием бюджета [7].
Исходя из перечисленных подходов, очевидно, что финансовое поведение в первую очередь рассматривается с экономической точки зрения. И первые исследования финансового поведения напрямую взаимосвязаны с экономикой и «Теорией жизненного цикла» Милтона Фридмана и Франко Модильяни, которые впервые выделили тонкости поведения людей в финансовых вопросах [17]. Ф. Модильяни ввел новый термин – «жизненный цикл» - и, согласно его концепции, люди в процессе работы откладывают деньги, на пенсии же они их тратят, а стабильный уровень потребления стараются поддерживать на протяжении всей жизни. Теория жизненного цикла является одной из базовых для многих последующих научных изысканий, в том числе в области финансового поведения.
Далее из исключительно экономического подхода к финансовому поведению было выделено направление «поведенческих финансов», с упором на иррациональную сторону данного процесса. Поведенческие финансы представляют собой область экономики, которая изучает воздействие социальных и психологических факторов на процесс восприятия и принятия финансовых решений. Данный подход является результатом социальных изменений и раскрывает влияние психологии на финансовый выбор, то есть расширяет монодисциплинарный экономический подход, добавляя в него социальный и психологический компонент.
Ключевой идеей поведенческих финансов является то, что люди зачастую действуют нерационально, учитывая все возможные варианты, риски и потери. Эта область изучает такие явления, как страх перед потерями, эффект выбора, склонность к сохранению текущего положения и многие другие факторы, которые влияют на принятие решений в финансовой сфере. Данные подтверждаются исследованиями в области поведенческих финансов психологов А. Тверски и Д. Канемана начала 1970-х гг [2] .
Ричард Тайлер, профессор Чикагского университета, также внес большой вклад в изучение поведенческих финансов, используя психологические подходы для анализа экономических решений. В своих работах он объяснил, как личные качества человека, такие как ограниченная рациональность, социальные установки, предпочтения и недостаток самоконтроля, влияют на его решения и на ситуацию на финансовых рынках [2]. Дж. Катона предложил оценивать влияние экономических условий на поведение людей, основываясь на их личном восприятии [13].
Очевидно, что исключительно экономического подхода недостаточно для описания и анализа финансового поведения и его составляющих. Поле изучения финансового поведения все больше сегментируется другими науками: социологией, психологией, историей и т. д. Финансовое поведение представляет собой сложный и многогранный феномен, который невозможно свести к простой экономической рациональности. Оно включает в себя не только логические решения, но и иррациональные, эмоциональные и социальные факторы. Различные подходы к дефиниции термина «финансовое поведение» делают акцент на том, что данное определение является многогранным.
В контексте междисциплинарного подхода изучение финансового поведения отдельных групп населения приобретает особое значение, поскольку позволяет объединить, в первую очередь, экономические и социальные предпосылки, причины, стимулы и последствия данного вида поведения.
Финансовое поведение молодежи, например, выступает центральной темой научных изысканий таких отечественных исследователей, как В. В. Радаев [14] и С. В. Крошилин [9], акцент делается на влиянии социокультурных и экономических трансформаций, обусловленных сменой поколений, на финансовое поведение молодежи. Е. И. Медведева и А. В. Ярашева [12], О. А. Александрова и Е. И. Борковская исследуют социально-экономические и сберегательные аспекты, а также эволюцию финансовых стратегий у молодых людей [3]. Исследование М. Ю. Малкиной и Д. Ю. Рогачева выявило, что для молодежи финансовый успех ассоциируется с достижением личных целей, самореализацией и стабильным доходом [11].
Зарубежные ученые также активно обращаются к теме финансового поведения молодежи. Социолог Д. Твенге, исследуя «поколение Z», отмечает усиление материалистических установок у современной молодежи, их стремление к ранней финансовой независимости и высокому уровню потребления [20]. П. Андреу и Д. Филип анализируют взаимосвязь между родителями и финансовой грамотностью их детей. Они обнаружили, что молодые люди часто полагаются на советы родителей, однако недостаточная финансовая компетентность последних может негативно сказаться на финансовой грамотности молодежи [18]. Б. Карлин, А. Олафссон и М. Пейджел в своем исследовании межпоколенческих различий в управлении личными финансами выявили, что взрослые люди с большей легкостью пользуются кредитными услугами, и чаще готовы взять кредит с более высокой ставкой. Молодые люди, напротив, активно используют цифровые технологии для получения информации о финансовых рынках, что способствует повышению их финансовой грамотности [19].
Говоря о междисциплинарном подходе к исследованию финансового поведения, нельзя остановиться исключительно на теоретических работах. В последние годы немалое количество прикладных исследований было проведено в рамках данной проблематики, освещая те или иные аспекты финансового поведения молодежи.
В 2022 году Сбербанк провел масштабное исследование, целью которого было изучение сберегательных привычек студенческой молодежи в России. Результаты исследования показали, что значительная часть студентов, а именно 73%, активно откладывают денежные средства. Основной целью сбережений для большинства студентов (40%) является создание финансовой подушки безопасности на случай непредвиденных обстоятельств. Кроме того, 23% студентов копят деньги на путешествия, а по 20% – на приобретение жилья, автомобиля и оплату обучения. Было отмечено, что предпочтительным способом хранения сбережений для 67% студентов являются банковские вклады. Однако наблюдается тенденция к увеличению популярности инвестиционных инструментов, таких как ценные бумаги, недвижимость и драгоценные металлы. Интересно, что студенты из столичных городов проявляют наибольшую активность в сбережениях: в Москве 100% опрошенных студентов откладывают деньги, в Казани – 94%, в Самаре – 93%, в Пензе – 91%. В то же время, наименьший процент сберегающих студентов наблюдается в Тольятти (38%), Перми (43%) и Барнауле (45%) [15].
Исследование О. М. Дудиной и П. В. Разова 2021 года также было посвящено изучению сберегательного поведения молодежи. Согласно их точке зрения, наличие сбережений свидетельствует о рациональном подходе к финансовой культуре. Исследование показало, что почти половина опрошенных (47,3%) имеют валютные сбережения, что можно рассматривать как рациональное поведение в условиях экономической нестабильности. Однако лишь 23,3% откладывают деньги на приобретение дорогостоящих товаров. Кроме того, 48,7% респондентов выразили желание сберегать, но не имеют такой возможности из-за низкого уровня доходов. При этом 28% опрошенных заявили, что принципиально не откладывают деньги и не планируют этого делать [8].
Исследование М. А. Проскуры и Н. В. Аликперовой, посвященное изучению страхового поведения студентов московских вузов, показало, что 34% опрошенных студентов имеют опыт оформления добровольного страхового полиса. 16% респондентов планируют приобрести страховой полис в ближайшее время, однако 50% не имеют страховки и не планируют ее оформлять. Основными причинами отказа от страхования являются: отсутствие уверенности в практической пользе страховки (51%) и недостаточное понимание тонкостей страхования (37%). В то же время, студенты, планирующие приобрести страховой полис, отмечают следующие преимущества: возможность экономии средств при наступлении страхового случая (52%), стремление к защите своего финансового положения (39%) и желание обезопасить объект страхования (28%) [4].
Заключение
Исследования демонстрируют, что молодежь в России проявляет неоднозначное финансовое поведение: с одной стороны, большинство стремится к сбережениям, особенно на непредвиденные расходы, используя преимущественно банковские вклады и проявляя растущий интерес к инвестициям, с другой — страховая культура остается низкой, а в кредитных вопросах предпочтение отдается займам у близких, что подчеркивает необходимость формирования финансово грамотного поведения среди студентов для формирования более ответственного и осознанного подхода к управлению личными финансами.
Данный вывод, помимо своего прямого значения, дополнительно указывает, что финансовое поведение представляет собой сложное и многогранное понятие. На него могут влиять как объективные, так и субъективные факторы, его характер может дифференцироваться по уровню рациональности, в связи с чем при изучении финансового поведения важно принимать во внимание в равной мере экономические, социальные и психологические аспекты, поскольку все они оказывают определенное влияние на формирование и проявления финансового поведения.
Таким образом,
междисциплинарная необходимость изучения финансового поведения любой социальной
группы может быть схематично представлена на Рисунке 1.
Рисунок 1 – Изучение финансового поведения в междисциплинарном дискурсе
Источник: составлено коллективом авторов.
Основные выводы по работе можно обозначить следующим образом:
1) рост популярности темы изучения финансового поведения наблюдается в последние годы как в России, так и по всему миру;
2) изучение финансового поведения молодежи наиболее часто происходит на стыке таких наук как экономика, социология и психология;
3) междисциплинарный подход дает возможность полного и всестороннего анализа финансового поведения, что было продемонстрировано на примерах как теоретических, так и прикладных работ.
[1] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.10.2023 № 2958-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года» // https://minfin.gov.ru/ru/document?id_4=304737-rasporyazhenie_pravitelstva_rossiiskoi_federatsii_ot_24.10.2023__2958-r_ob_utverzhdenii_strategii_povysheniya_finansovoi_gramotnosti_i_formirovaniya_finansovoi_kultury_do_2030_goda&ysclid=m8e9ulnc4t690724524 (дата обращения 15.02.2025).
[2] Контент-анализ проводился на платформах Elibrary.ru и DisserCat.com с сортировкой по ключевому слову «финансовое поведение» среди научных работ (включая диссертации), опубликованных в период с 2017 по 2023 гг.
[3] Согласно Федеральному закону от 30.12.2020 №489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации», молодежь — это социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно, имеющих гражданство Российской Федерации.
Источники:
2. Авакян-Форер А. Г. Проблема поведения экономического субъекта в теориях Д. Канемана, А. Тверски, Р. Талера: социально-философский анализ // Философия и культура. – 2019. – № 11. – c. 46-53. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-povedeniya-ekonomicheskogo-subekta-v-teoriyah-d-kanemana-a-tverski-r-talera-sotsialno-filosofskiy-analiz.
3. Александрова О. А., Борковская Е. И. Купить нельзя арендовать: куда поставит запятую столичная молодежь? // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. – 2019. – № 5. – c. 97–105. – url: https://humanities.fa.ru/jour/article/view/378.
4. Аликперова Н. В., Проскура М. А. Формирование моделей страхового поведения столичной молодежи // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. – 2019. – № 6. – c. 82–89.
5. Глушко В И. Сущность теории поведенческих финансов // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. – № 5-1. – p. 144-146. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-teorii-povedencheskih-finansov.
6. Гондик Н.Ю. Финансовое поведение населения: теоретические аспекты // Master\\\'s Journal. – 2014. – № 1. – c. 330-333. – url: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21852424.
7. Данилова Е. П., Муйдинов М.А. Финансовое поведение и поведенческие финансы: различия и сходства // Вестник Тюменского государственного университета. – 2019. – № 3. – c. 82-97. – url: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ndovjd.
8. Дудина О. М., Разов П.В. Монетарная культура молодых москвичей в условиях экономического кризиса // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. – 2021. – № 3. – c. 25-36.
9. Крошилин С. В. // Народонаселение. – 2021. – № 2. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-finansovogo-povedeniya-studencheskoy-molodezhi.
10. Макар С.В., Ярашева А.В., Марков Д.И. Финансовое поведение как результат взаимодействия людей в социально-экономическом пространстве // Финансы: теория и практика. – 2022. – № 3. – c. 157-168. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovoe-povedenie-kak-rezultat-vzaimodeystviya-lyudey-v-sotsialno-ekonomicheskom-prostranstve.
11. Мамкина М.Ю., Рогачев Д. Ю. Влияние личностных характеристик на финансовое поведение молодежи // Journal of Institutional Studies. – 2019. – № 3. – p. 135-152. – doi: 10.17835/2076-6297.2019.11.3.135-152.
12. Медведева Е. И., Ярашева А. В., Тореев В. Б., Крошилин С. В. Финансовые стратегии жителей российских городов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2016. – № 3. – c. 4-14.
13. Мужичкова Ю. Е. Психология обыденных представлений о долгах и кредитах // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. – 2015. – № 4. – c. 37-44. – doi: 10.12737/17057.
14. Радаев В. В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ // Социологические исследования. – 2018. – № 3. – c. 15-33. – url: https://www.libnauka.ru/item.php?doi=10.7868/S0132162518030029.
15. Российские студенты чаще откладывают деньги на случай форс-мажора и отдых. Сбер страхование. [Электронный ресурс]. URL: https://sberbank-insurance.ru/news/25_01_22 (дата обращения: 25.03.2025).
16. Сушко Е. Ю. Финансовое поведение населения и его детерминанты // Финансы и кредит. – 2017. – № 12. – c. 670-682. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovoe-povedenie-naseleniya-i-ego-determinanty.
17. Худокормов А. Г. Основные тенденции в новейшей экономической теории Запада (на материале лекций нобелевских лауреатов по экономике) // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. – 2007. – № 4. – c. 52-86. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-tendentsii-v-noveyshey-ekonomicheskoy-teorii-zapada-na-materiale-lektsiy-nobelevskih-laureatov-po-ekonomike.
18. Andreou P. C., Philip D. // Cyprus Economic Policy Review. – 2018. – № 2. – p. 3-23. – url: https://ssrn.com/abstract=3250850.
19. Bruce C., Olafsson A., Pagel M. Generational Differences in Managing Personal Finances // AEA Papers and Proceedings. – 2019. – № 109. – p. 54-59. – doi: 10.1257/pandp.20191011.
20. Twenge J. How is Gen Z different from the Millennials?. [Электронный ресурс]. URL: https://www.jeantwenge.com/faq-items/gen-z-different-millennials/ (дата обращения: 25.03.2025).
Страница обновлена: 15.04.2025 в 09:50:44