Роль некоммерческих организаций в реализации социальной политики на региональном уровне: опыт Приморского края
Пермитин Н.Н.1, Ослопова М.В.1
1 Владивостокский государственный университет
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 4 (Апрель 2025)
Аннотация:
Статья посвящена анализу роли некоммерческих организаций, ориентированных на решение социальных проблем, в реализации государственной социальной политики в Приморском крае. Автор исследует, как взаимодействие этих организаций с органами государственной власти способствует решению социально значимых задач, таких как поддержка социально незащищенных категорий граждан и снижение социальной напряженности. Научная новизна работы заключается в выявлении специфики взаимодействия некоммерческих организаций с органами власти на региональном уровне, а также в анализе влияния их деятельности на повышение качества жизни населения через адресную поддержку и социальное обеспечение. Статья также рассматривает проблемы, с которыми сталкиваются некоммерческие организации, такие как финансовые трудности, ограничения в нормативно-правовой базе и административные барьеры. Работа будет полезна исследователям, специалистам в области социальной политики, а также практикам, работающим в некоммерческом секторе, и органам власти, заинтересованным в улучшении социального обслуживания населения
Ключевые слова: социальная политика, региональный уровень, некоммерческие организации, органы государственной власти
JEL-классификация: А130, J24, R13, R58
Введение. При реализации государственных функций, все большее внимание уделяется социальной политике, которая предполагает целенаправленную деятельность по обеспечению мер поддержки социально незащищенным категориям населения. Часть полномочий при решении задач социального обеспечения населения государство делегирует некоммерческим организациям.
Реализация социальной политики государства в современных условиях представляется одной из ключевых областей регулирования. По данным Росстата, по итогам 2024 г. 9,6% россиян имели доходы ниже уровня прожиточного минимума, это 14,7 млн человек [11]. Соответственно, данная категория нуждается в мерах дополнительной социальной поддержки и обеспечения, поскольку снижение уровня жизни населения становится причиной роста социальной напряженности, увеличения темпов преступности, ранней смертности и т.д. Поэтому задача государства в рамках реализации социальной политики заключается в выравнивании социального неравенства, обеспечения равного доступа к услугам для населения. Кроме мер предоставления финансовой поддержки в виде дополнительных выплат социально незащищенным категориям населения, государство предоставляет социальные услуги. Именно сфера социального обслуживания населения представляет то направление, которое государство готово делегировать организациям некоммерческого сектора.
Решение задач, связанных с реализацией гуманитарной функции государства, определяется активным взаимодействием с общественными организациями, благодаря которым органы государственной власти могут более адресно и качественно осуществлять социальную политику. Роль некоммерческих организаций в реализации социальной политики государства обусловлена несколькими причинами: необходимость выявлять и привлекать внимание к социальным проблемам, повышать качество жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью. Именно благодаря деятельности некоммерческих организаций в России формируется культура благотворительности и волонтерское движение.
Целью работы является исследование роли некоммерческих организаций в реализации социальной политики государства на региональном уровне, с акцентом на опыт Приморского края. В рамках работы будет проанализировано влияние этих организаций на социальное обеспечение и поддержку уязвимых групп населения в этом регионе.
Научной новизной работы является исследование регионального аспекта взаимодействия некоммерческих организаций и государства в рамках реализации социальной политики. Работа также рассматривает эффективность этого взаимодействия и роль некоммерческих организаций в решении социально значимых проблем на региональном уровне, что является важным вкладом в изучение территориальных особенностей социальной политики в России.
Социальная политика государства. В научной литературе представлено значительное количество определений сущности социальной политики, которая трактуется как категория, относящаяся к гуманитарной сфере деятельности органов власти. В источниках приводится несколько групп (классификаций) подходов к данному понятию. Ряд авторов рассматривают социальную политику государства с позиции реализации гуманитарных функций государства. Так, например, Е.М. Рузаева определяет исследуемое понятие, как «деятельность государства, направленную на улучшение условий жизни и развитие личности человека» [5, c. 215]. Автор работы также указывает на комплексный характер проводимых мероприятий, которые включают множество направлений для деятельности. Данное определение имеет достаточно ограниченный характер и не позволяет в полном объеме охарактеризовать содержание социальной политики государства, как целенаправленной деятельности. Близкое по формулировке определение дает Ш. Торяева: «это политика государства, направленная на повышение уровня обеспеченности социальными услугами населения, а также на снижение затрат на их предоставление» [14, c. 419]. Это также достаточно узкое определение термина, рассматривающего исключительно прикладной аспект внутренней политики государства. По определению С.Г. Мнацаканян и М.В.Деменко, социальная политика представляет собой «систему мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с благосостоянием и качеством жизни общества, которые проводятся органами государственной и местной власти» [18, c. 11]. Следует согласиться с данным определением, поскольку оно связано с использованием системного подхода. Именно в его рамках возможно проведение полноценной работы с комплексом социальных проблем различных категорий населения.
Вторая группа исследователей рассматривает социальную политику исключительно с точки зрения потребителей государственных услуг. В определении, представленном в работе А.Г.Кобзевой и А.С. Парахиной [5] под данным понятием понимается двойственная категория, которая одновременно включает два аспекта: способ оказания влияния на отношения между определенными социальными группами, а также на реализацию конкретных мероприятий по сокращению социальной напряженности. Данный подход представляется достаточно объективным, отражающим дуальность природы социальной политики. Приоритет медицинского направления социальной политики определен в работе А.И. Сутягиной [13]. Данный подход достаточно ограничен, поскольку медицинское направление, хотя и является элементом социальной политики государства, но не покрывает всей потребности населения в получении необходимых услуг. При этом автор указывает на роль ценностного аспекта при реализации целей и задач социальной функции государства, с чем следует согласиться.
О важности взаимодействия государства и социальных институтов при решении задач социальной политики указывает в работе А.В. Ткаченко. Автор под социальной политикой понимает «достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности» [15, c. 176]. Данное определение видится достаточно объективным и позволяет полноценно описать содержание данного термина, определенного в законодательстве РФ.
Обобщая вышеприведенные определения, можно сделать вывод, что авторы опираются либо на функциональное назначение социальной политики, либо фиксируются на конкретных направлениях деятельности государства в отношении конкретных получателей. В рамках данной работы под государственной социальной политикой понимается совокупность мер, реализуемых органами государственной власти в обеспечении социальной справедливости, поддержки незащищенных слоев населения и нивелированию негативных последствий бедности, предоставление мер социального обеспечения отдельным категориям граждан, что следует из определения, приведенного в ст. 7 Конституции РФ, где социальная политика рассматривается как деятельность государства, направленная на «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». На региональном уровне реализация социальной политики проводится уполномоченными органами государственной власти при взаимодействии с общественными объединениями и некоммерческими организациями, на что указывается в научной литературе.
Роль некоммерческих организаций в реализации социальной политики государства. Деятельность некоммерческих организаций, или «НКО» в Российской Федерации четко регламентирована, правовой статус четко определен [17]. Они включают широкий перечень организаций, которые осуществляют деятельность, не направленную на получение коммерческой выгоды, не распределяют полученную прибыль между участниками. Это культурные, научные, образовательные, медицинские и иные проекты. Отдельно необходимо выделить категорию социально ориентированных некоммерческих организаций, или «СО НКО», которые обладают определенными привилегиями и дополнительными преференциями со стороны государства. В частности, в соответствие с законом № 7-ФЗ, им оказывается финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, предоставляются льготы по уплате налогов, а юридическим лицам, то есть бизнесу, который сотрудничает с СО НКО, также предоставляют льготы по уплате налогов, что делает такое сотрудничество для него выгодным.
Они не могут осуществлять коммерческую деятельность и получать прибыль от своей работы. Круг полномочий социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) включает несколько направлений деятельности, реализуемых для влияния на социальные процессы, снижение негативных последствий экономических и общественных изменений и т.д. СО НКО играют важную роль в социальной политике государства, дополняя систему государственной социальной защиты и обеспечения, и помогая власти выявить и решить реальные социальные проблемы. Факторы, определяющие значимость СО НКО и представленные направления их деятельности перечислены на рис. 1.
Рисунок 1 – Роль СО НКО в реализации социальной политики государства
Источник: составлено автором на основании [6]
Опираясь на представленные на рисунке направления деятельности и факторы, которые оказывают влияние на роль СО НКО в социальной политике, можно сделать вывод о том, что именно благодаря деятельности некоммерческого сектора, государственная политика в социальной сфере становится более разнообразной. Организации, работая непосредственно с людьми, выступают звеном коммуникации, связывающим нуждающихся людей с органами государственной власти, социальными службами и т.д. Часто граждане, нуждающиеся в поддержке со стороны государства, не могут ее получить по состоянию здоровья, из-за невозможности оформить запрос самостоятельно или отсутствия информации. В частности, это касается лиц с ментальными расстройствами, проживающими без родственников, в отношении пожилых людей с деменцией, инвалидов и иных социально незащищенных категорий граждан. Благодаря деятельности СО НКО органы опеки и социальные службы получают информацию о нуждающихся в государственной поддержке. С помощью активной позиции некоммерческих организаций, формируются новые направления государственной социальной политики в отношении бездомных, маломобильных граждан, лиц с ментальными расстройствами, которые находились за пределами внимания законодателей. Повышение качества их жизни также является частью задач решаемых государством, но без посредничества НКО эти направления деятельности находились за пределами правового регулирования органов государственной власти.
При активном сотрудничестве СО НКО, органов государственной власти и некоммерческих структур повышается качество предоставляемых социальных услуг населению, поскольку именно НКО создают необходимую инфраструктуру и коммуникацию с конкретными потребителями, предоставляя адресную поддержку. Роль СО НКО в социальном развитии территории рассматривается в качестве приоритетной. Так, А.В. Красовский [6] указывает на наличие высокого потенциала высокоэффективного выполнения задач по работе с социально незащищенными слоями населения со стороны НКО при наличии взаимодействия с органами государственной власти. Следует согласиться с данной трактовкой, поскольку выступая в качестве элемента выстроенной государственной системы социальной защиты населения, СО НКО имеют возможность осуществлять меры адресной поддержки, делая помощь более персонализированной.
Благодаря деятельности СО НКО государство имеет возможность адресно распределять меры социальной поддержки по конкретным получателям, интересы которых представляют некоммерческие организации, предоставляющие в органы исполнительной власти необходимые документы и обоснования для получения грантов и мер финансовой поддержки от государства. Тем самым потоки ресурсов могут быть проконтролированы благодаря предоставляемой отчетности СО НКО по реализованным проектам, органы исполнительной власти регионов могут более эффективности и качественно повышать качество жизни населения субъекта Федерации. Обращаясь к опыту Приморья в реализации государственной социальной политики, работа с СО НКО осуществляется по различным направлениям: от организации благотворительных мероприятий и волонтерского движения, до организации работы с лицами, имеющими ментальные проблемы, предоставление услуг паллиативной помощи нуждающимся жителям Приморского края. Далее рассмотрим практику работы социально ориентированных некоммерческих организаций в регионе.
Взаимодействие социально ориентированных некоммерческих организаций и органов государственной власти в Приморском крае. Деятельность общественных организаций в Приморском крае активно поддерживается руководством региона, включая деятельность СО НКО. В регионе сформирована нормативно-правовая база [4, 9] для регулирования взаимодействия и предоставления необходимых полномочий некоммерческим организациям.
Основные направления деятельности некоммерческих организаций Приморья указаны на рисунке 2.
Рисунок 2 – Направления работы СО НКО по выделенным грантам Губернатора Приморского края (по итогам выигранных грантов 2024 г.)
Источник: составлено автором на основании [10]
Приморский край имеет положительный опыт во взаимодействии с некоммерческим сектором в сфере социальной деятельности, недостаточно освещается в медийных ресурсах, но широко представлен на порталах органов государственной власти Приморского края. Это делает опыт региона по реализации социальных проектов некоммерческими организациями интересным для изучения и анализа. Так, по итогам 2024 г. была выделена грантовая поддержка 70 проектов организаций, занимающихся военно-патриотическим воспитанием подростков, профилактикой социального сиротства, поддержкой семьи, материнства, отцовства и детства, развитием институтов гражданского общества, социальным обслуживанием и социальной поддержкой и защитой граждан. В таблице 1 представлены значимые проекты в каждом направлении, данные организации стали победителями конкурса СО НКО ГрантГубернатораПриморья в 2024 году.
Таблица 1
Значимые проекты-победители конкурса СО НКО ГрантГубернатораПриморья 2024
Проект
|
Грантовое направление
|
Описание
|
Центр прикладного
патриотического воспитания "Родина"
|
Патриотическое воспитание,
краеведение
|
Проект НКО в Приморском крае направлен на создание
Центра прикладного патриотического воспитания «Родина» для детей и молодежи.
Он включает три программы: начальную военную подготовку, первую доврачебную
медицинскую помощь и основы патриотизма. Участники СВО и ветераны боевых
действий будут наставниками для подрастающего поколения. Цель проекта —
воспитание чувства патриотизма и социальной ответственности
у молодежи, а также реабилитация ветеранов через вовлечение в общественно
значимую деятельность. Проект охватывает Большой Камень и Шкотовский
муниципальный округ.
|
Там, где нас ждут - помощь на дому особенным детям |
Профилактика социального сиротства,
поддержка семьи, материнства, отцовства и детства
|
Реабилитационный центр "Просто я
особенный" с 2017 года оказывает помощь детям с инвалидностью, проводя
реабилитационные курсы и выездную помощь на дому. За время работы центра
свыше 400 детей прошли реабилитацию. Центр предоставляет комплексную помощь,
включая ЛФК, массаж, психологическую поддержку, логопедию и социальную
помощь, а также творческие и театральные занятия. Для детей, не имеющих
возможности посещать центр, разработан проект выездных бригад, которые
предоставляют медицинскую, психологическую и социальную помощь на дому.
Проект охватывает более 40 семей, улучшая качество жизни детей и их
родителей, поддерживая семейное воспитание и обучение родителей
реабилитационным методикам. Цель проекта — повышение доступности и качества
помощи семьям, воспитывающим маломобильных детей с инвалидностью.
|
Шаг навстречу
|
Социальное обслуживание, социальная
поддержка и защита граждан
|
Комплексная программа психологической поддержки
для подростков, чьи отцы погибли или находятся в зоне СВО. Цель проекта –
помочь подросткам справиться с утратой или разлукой с отцом, развить навыки
совладания со стрессом, повысить самооценку и создать позитивные воспоминания
через психологические тренинги, творческие мастер-классы и спортивные игры.
География проекта: Владивосток, Артемовск, Уссурийск, Большой камень и другие
районы Приморья.
|
Планета творчества и спорта
|
Повышение качества жизни людей пожилого
возраста
|
Проект "Планета творчества и спорта"
направлен на организацию досуга и свободного времени для пожилых людей города
Владивостока. Его цель — улучшить эмоциональное, психологическое и физическое
здоровье старшего поколения через участие в вокальных, танцевальных,
спортивных занятиях, творческих мастер-классах и культурных мероприятиях. Он
способствует социализации пожилых людей, позволяет им реализовывать свои
творческие и спортивные способности, укреплять здоровье и преодолевать
одиночество. Реализация проекта направлена на повышение социальной значимости
пожилых граждан и адаптацию их в современном социуме. Проект реализуется в
городе Владивостоке для людей старше 60 лет.
|
Конкурсы
для журналистов "Золотое перо Приморья - 2024" и "Золотое перо
Приморья - Открытие-2024"
|
Развитие институтов гражданского
общества
|
Конкурс «Золотое перо Приморья», поддерживаемый
грантом Губернатора Приморского края, проводится два года подряд, начиная с
2022 года. Конкурс стал значимым событием для медиасообщества, направленным
на повышение престижа профессии журналиста и привлечение молодежи в
медиаотрасль. В 2024-2025 годах проект расширяет свои рамки, увеличивая
количество номинаций и привлекая экспертов федерального уровня, а также
организуя образовательную площадку для начинающих журналистов. Одной из целей
конкурса является повышение репутации журналистской профессии и борьба с
фейками, а также развитие молодежной журналистики в Приморье.
|
Бездомные животные в мире людей: безопасность,
просвещение, современная культура взаимодействия
|
Охрана окружающей среды и защита
животных
|
Проект направлен на снижение численности
бездомных животных через массовую стерилизацию, вакцинацию и гуманное
отношение. С 2020 года в рамках проектов стерилизовано более 3500 животных,
из которых 2145 — в рамках текущих инициатив. Включает социальную рекламу,
помощь малообеспеченным гражданам, волонтерам и активистам в стерилизации
животных. В рамках проекта проводится стерилизация 960 собак и кошек в 8
месяцев на территории Владивостока и ближайших округов. Цель — формирование
культуры ответственного отношения к животным и снижение их численности.
|
Истоки
дружбы вековой
|
Укрепление межнациональных,
межэтнических и межконфессиональных отношений, профилактика экстремизма и
ксенофобии
|
Проект направлен на гармонизацию
межнациональных отношений, поддержку этнокультурного многообразия Приморского
края и сохранение самобытности коренных народов, проживающих в селе Красный
Яр. Основные задачи: формирование гражданского самосознания и патриотизма,
организация площадок для межкультурного диалога, повышение интереса к
изучению истории, культуры и языков коренных народов. В рамках проекта
проводятся фестивали, этно-экологические походы, встречи старейшин с
молодежью, патриотические мероприятия, а также работа этнотеатра для детей.
Проект охватывает жителей Приморского края, в том числе школьников,
студентов, пенсионеров и другие целевые группы.
|
В рамках полученных грантов от Губернатора Приморского края за 2023 год, была предоставлена поддержка 76 проектам, благодаря которым более 3000 жителей региона (0,2% всего населения) получают социальную поддержку [12]. В каждом из муниципальных округов Приморского края есть свои СО НКО, что является одним из самых высоких показателей в России. Например, в Новгородской области доля их составляет только 22% от всех муниципалитетов [16].
Рассмотрим наиболее успешные проекты, реализованные СО НКО Приморского края. Один из таких проектов – «Шаг из темноты», который реализуется региональной общественной организацией «Танцевально-спортивный клуб «Танго». Данный проект объединяет людей с ограниченными возможностями здоровья по зрению, которые стали активными участниками спектакля. Он реализуется с 2015 г., регулярно получает гранты от Губернатора Приморского края и позволяет реализовать творческий потенциал молодым людям с отсутствием зрения. [18].
Проект "Шаг за шагом по краю", организованный туристическим клубом «КАЯК НАХОДКА», направлен на воспитание детей и подростков, включая сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через участие в туристско-краеведческих и эколого-просветительских мероприятиях. Проект включает походы, сплавы, путешествия и экологические акции. Участники учатся бережно относиться к природе, развивают физическую активность и получают навыки выживания. Важной частью является создание материалов (текстов и рисунков) о путешествиях, которые будут размещены на сайте и в социальных сетях. Цель — развитие активного образа жизни и любви к родной земле. [18, 20].
Проект «Каникулы с пользой», организованный благотворительным фондом добровольной помощи детям «ВЛАДМАМА», представляет собой серию профориентационных смен для подростков (14-18 лет), проживающих в Центрах содействия семейному устройству для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Приморском крае. Основная цель проекта — помочь подросткам разобраться в выборе профессии, развить уверенность в своих силах и подготовить их к самостоятельной жизни. Образовательная программа построена по методике soft skills и включает в себя четыре блока: лекции, семинары, практические задания, профессиональные пробы и взаимодействие с волонтерами и выпускниками программы. Проект охватывает 8 учреждений Приморского края, и в каждой смене принимают участие по 3 подростка и один сопровождающий от каждого учреждения. Мероприятия проводятся во Владивостоке или Уссурийске, и в рамках проекта также проводится индивидуальное сопровождение подростков и консультационная поддержка педагогов. [8, 20].
Работа с пожилыми гражданами проводится АНКО «Центр социального обслуживания «Патронаж»». Данной НКО реализуется проект «Вместе против деменции», который направлен на создание системы помощи, поддержки семей города Владивостока, в которых есть пожилой человек, страдающий деменцией. Цель проекта: Создание условий для системной поддержки и оказания комплексной помощи семьям, ухаживающих за родственниками, которые страдают деменцией. По результатам реализованного проекта в 2024 г. обеспечено создание условий для оказания социальной, медицинской и психологической помощи 56 больным и членам их семей [2].
Итак, деятельность НКО позволяет выявить пробелы в предоставлении мер поддержки социально незащищенным категориям населения, нуждающимся в дополнительной помощи. Социально ориентированные организации работают в тех направлениях, где мер государственной поддержки оказывается недостаточно. Взаимодействуя с органами государственной власти, СО НКО создают проекты, софинансируемые за счет федерального и регионального бюджета, с последующим распределением выделенных средств для социальной помощи конкретной категории социально незащищенных групп населения (пожилые, лица с ментальными расстройствами, маломобильные граждане и т.д.).
Благодаря финансированию из государственного бюджета оказывается возможной деятельность многих НКО в Приморском крае. В таблице 2 перечислены объемы, выделяемые на социальные проекты в рамках грантовой поддержки Губернатора Приморья некоммерческим организациям.
Таблица 2
Показатели финансирования деятельности СО НКО Приморского края в 2021 – 2023 гг.
Год
|
Количество СО НКО
|
Количество полученных
грантов
|
Общий объем
финансирования (млн руб.)
|
Основные направления
проектов
|
2021
|
90
|
90
|
65,6 (региональный) + 37,4
(федеральный) = 103 млн руб.
|
Патриотическое воспитание, поддержка семьи и детей
|
2022
|
102
|
73
|
65,6 (региональный) + 65,6
(федеральный) = 126,15 млн руб.
|
Профилактика социального сиротства, поддержка семьи, материнства
и детства
|
2023
|
144
|
76
|
65,6 (региональный) + 37,4
(федеральный) = 103 млн руб.
|
Профилактика социального сиротства, поддержка семьи, материнства
и детства
|
2024
|
154
|
70
|
65,6 (региональный) + 32,7
(федеральный) = 98,29 млн руб.
|
Профилактика социального сиротства, поддержка семьи, материнства
и детства, поддержка ветеранов СВО и членов их семей, профилактика
безнадзорности и беспризорности, работа с пожилыми гражданами
|
Обобщая вышесказанное можно сделать вывод о том, что осуществление деятельности СО НКО Приморского края ежегодно растут, в то же время увеличивается количество направлений, в которых реализуется социальная политика государства. С 2023 г. активизируется работа по профилактике безнадзорности и беспризорности, работе с пожилыми гражданами, ветеранами СВО.
Проблемы и перспективы участия НКО в социальной политике Приморского края. СО НКО, как было определено в результате анализа их деятельности, играют важную роль в реализации социальной политики в Приморском крае, решая социальные проблемы и развивая гражданское общество. Сформулируем основные проблемы, с которыми сталкиваются СО НКО Приморского края в своей работе в виде таблицы (таблица 2).
Таблица 3
Ключевые проблемы в деятельности СО НКО Приморского края
Проблема
|
Описание
|
Финансовые проблемы
|
Одной из основных проблем, с которыми
сталкиваются СО НКО, является недостаток финансирования. Многие организации
зависят от грантов и пожертвований, что делает их финансовое положение
нестабильным. Компенсации за оказанную работу часто не покрывают даже
минимальные расходы организации.
|
Ограничения в федеральной
нормативно-правовой базе
|
Введение законов,
регулирующих получение иностранного финансирования, создает дополнительные
барьеры для НКО, особенно если они занимаются правозащитной или социальной
деятельностью. Часть СО НКО в связи с ограничениями на иностранное
финансирование не могут в полном объеме осуществлять свою деятельность.
Грантовая поддержка со стороны государства предоставляется только нескольким
десяткам проектов.
|
Административные барьеры
|
Существуют административные барьеры в
виде сложных бюрократических процедур получения согласования для реализации
проектов, сложность оформления заявок на гранты, особенно для новых СО НКО,
которые затрудняют участие НКО в оказании социальных услуг на конкурентной
основе. Малым СО НКО, оказывающим небольшой набор услуг, сложно войти в
число поставщиков социальных услуг из-за ориентации органов власти на
поставщиков, оказывающих комплексные услуги.
|
Неравные конкурентные
условия
|
СО НКО находятся в неравных конкурентных
условиях по сравнению с организациями малого и среднего бизнеса при выходе на
рынок социальных услуг. У НКО нет возможности получения заемного
финансирования, льготного кредитования и доступа к инфраструктуре поддержки.
|
Отсутствие взаимодействия
с СМИ
|
Недостаточное взаимодействие со СМИ
затрудняет привлечение внимания к социальным проблемам.
|
Исходя из представленных данных, можно сформулировать выводы о том, что НКО Приморского края, несмотря на наличие программ грантовой поддержки Правительства Приморского края имеет значительное количество проблем, препятствующих полноценной работе некоммерческого сектора при реализации задач социальной государственной политики. Проблемы имеют системный характер.
Перспективы СО НКО Приморского края перечислены на рис. 3.
Рисунок 3 – Направления по развитию деятельности СО НКО Приморского края
Источник: составлено автором на основании данных [8, 10, 19]
Система финансирования СО НКО через программу грантов Губернатора Приморского края позволяет оценить приоритетные направления социальной политики, которые должны быть реализованы в регионе. Так, в 2023 году наибольшее количество заявок поступило на направления «Патриотическое воспитание, краеведение» и «Профилактика социального сиротства, поддержка семьи, материнства, отцовства и детства». В 2024 году наибольшее количество победителей (25) получили государственную финансовую поддержку на реализацию проектов по приоритетному конкурсному направлению – профилактике социально опасных форм поведения подростков в части незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ [8].
Оценивая роль СО НКО в социальной политике региона, опираясь на данные проведенного исследования А.К. Ерохина [3], можно сделать вывод о повышении внимания населения к проблемам, вовлеченности граждан в решение проблем окружающих, нуждающихся в специальной поддержке. Это является базисом гражданского общества, способствует реализации государством своей гуманитарной функции. Кроме того, благодаря деятельности СО НКО в Приморском крае было открыто 5 паллиативных отделений при городских больницах. Было создано несколько проектов поддержки подростков, направленных на профилактику беспризорности и безнадзорности, реализуемых именно СО НКО. Положительным результатом стало сокращение подростковой преступности в 2024 г. почти вдвое [20]. Соответственно, можно рассматривать деятельность некоммерческого сектора региона в рамках реализации государственной социальной политики как позитивную.
Заключение. Реализация социальной политики в Приморском крае показывает высокий уровень взаимодействия органов исполнительной власти с социальными и некоммерческими организациями, что является важным фактором эффективного решения социальных проблем в регионе. Программы поддержки, в том числе гранты Губернатора, обеспечивают необходимое финансирование для реализации множества проектов, направленных на помощь социально уязвимым категориям граждан, включая маломобильных граждан, людей с ограниченными возможностями здоровья, а также поддержку трудных подростков и людей с онкологическими заболеваниями.
Однако, несмотря на значительный вклад СО НКО в социальное обеспечение, существуют проблемы, требующие внимания. Одной из них является ограниченность взаимодействия между различными социальными организациями, что может приводить к недостаточному охвату нуждающихся слоев населения. В частности, в некоторых случаях проекты не могут полноценно охватывать все нужды маломобильных и инвалидов, а также не всегда удовлетворяют потребности других групп, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Для повышения эффективности реализации социальной политики в регионе требуется улучшение координации между социальными и государственными учреждениями, а также улучшение механизма распределения грантов и финансирования. Это позволит максимально использовать доступные ресурсы, а также избежать случаев дублирования усилий и нецелевого использования средств.
Рекомендации включают развитие инфраструктуры для повышения доступности социальных услуг, расширение программы грантов, а также создание специализированных площадок для взаимодействия государственных структур и НКО. Важно, чтобы поддержка была направлена на долгосрочные и устойчивые инициативы, обеспечивающие социальную инклюзии и равные возможности для всех граждан.
Кроме того, дальнейшие исследования должны быть направлены на оценку воздействия социальных проектов на улучшение качества жизни населения и доступность услуг в удаленных и сельских районах региона. Необходимо более тщательно изучить опыт других субъектов Российской Федерации, где взаимодействие органов власти и НКО также имеет положительные результаты, с целью заимствования лучших практик.
Таким образом, Приморский край продолжает оставаться лидером в области реализации социальной политики с участием некоммерческих организаций, но для достижения еще большей эффективности необходимо внести изменения в систему взаимодействия и управления проектами. Рекомендации по улучшению координации и созданию новых форм поддержки могут стать основой для совершенствования социальной работы в других регионах России.
Источники:
2. АНО «Центр социального обслуживания Патронаж: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://patronagevl.ru/ (дата обращения: 15.02.2025).
3. Ерохин А.К., Красножон Г.А. Роль общественных организаций в социальном управлении регионом (на примере Приморского края) // Общество: политика, экономика, право. – 2018. – № 6. – c. 56-62.
4. Закон Приморского края от 5 апреля 2013 г. N 183-КЗ «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Приморском крае» (в ред. от 2.04.2024 № 544-КЗ). СПС Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/30167307/?ysclid=m6iyvi4nbe580838898 (дата обращения: 30.01.2025).
5. Кобзева А.Г., ПарахинаА.С. Социальная политика государства // Современные проблемы горно-металлургического комплекса. Наука и производство: Материалы девятнадцатой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Старый Оскол, 2023. – c. 182-187.
6. Красовский А.В. Роль некоммерческих организаций в реализации социальной политики государства // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2024. – № 5. – c. 36-39.
7. Мнацаканян С.Г., Деменко М.В. Социальная политика государства // Современное образовательное пространство: актуальные вопросы, достижения и инновации: материалы всероссийской научно-практической конференции (13 декабря 2023 года), Волгоградский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова. – Курск: Изд-во ЗАО «Университетская книга». Курск, 2024. – c. 11-14.
8. Меры поддержки СО НКО. Гранты губернатора Приморского края: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://грантгубернатора25.рф/ (дата обращения: 30.01.2025).
9. Постановление Администрации Приморского края от 17.12.2013 № 475-па «Об утверждении Порядка формирования, ведения, обязательного опубликования перечня имущества Приморского края, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе социально ориентированным некоммерческим организациям, а также Порядка и условий предоставления во владение и (или) в пользование имущества Приморского края, включенного в перечень». [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/460230051 (дата обращения: 30.01.2025).
10. Приморские НКО получат более 30 миллионов рублей в конкурсе президентских грантов. [Электронный ресурс]. URL: https://www.primnic.ru/analitika/obshchestvo/primorskie-nko-poluchat-bolee-30-millionov-rubley-v-konkurse-prezidentskikh-grantov/ (дата обращения: 15.02.2025).
11. Росстат представляет данные о численности населения с доходами ниже границы бедности. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru›folder/313/document/238606 (дата обращения: 28.01.2025).
12. Рузаева Е.М. Социальная политика современного государства как объект исследования науки права социального обеспечения // Вопросы российского и международного права. – 2023. – № 3-1. – c. 211-217.
13. Сутягина А.И. Современные проблемы развития социальной политики государства в области здравоохранения // Вестник науки. – 2024. – № 3. – c. 352-358.
14. Торяева Ш. Роль социальной политики в совершенствовании социальной инфраструктуры современного села // Вестник науки. – 2023. – № 10. – c. 418-421.
15. Ткаченко А.В. Социальная политика и общественные институты: вопросы соотношения и взаимодействия // Теоретические основы правовой политики в современной России. Участие общественности: материалы II Национальной (всероссийской) научно-практической конференции (27 октября 2023 года, г. Красноярск) [Электронный ресурс]: / Краснояр. гос. аграр. ун-т. Красноярск, 2024. – c. 175-177.
16. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 15.02.2025).
17. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ \О некоммерческих организациях\» (в ред. 13 декабря 2024 г. N 475-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 145
18. 10 лучших социальных проектов Приморья!. [Электронный ресурс]. URL: https://primnic.ru/gallery/obshchestvo/10-luchshikh-sotsialnykh-proektov-primorya/ (дата обращения: 15.02.2025).
19. Общественная палата Приморского края: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://opprim.ru/nko (дата обращения: 15.02.2025).
20. 76 социально ориентированных некоммерческих организаций получили гранты Губернатора Приморья. [Электронный ресурс]. URL: https://www.chuguevsky.ru/novosti/19671/ (дата обращения: 15.02.2025).
Страница обновлена: 31.03.2025 в 21:21:16