Социально ориентированные некоммерческие организации в период кризиса

Семина К.С.1,2
1 Благотворительный Фонд Константина Хабенского
2 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 4 (Апрель 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=52135032

Аннотация:
В статье рассмотрены особенности деятельности и источники финансирования социально ориентированных некоммерческих организаций. Автором приведены различия понятий некоммерческих организаций, социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительная организация и социальное предпринимательство с точки зрения правового статуса и сущности деятельности. На основе научных публикаций, открытых источников и документов на сайтах некоммерческих организаций рассмотрены изменения поступлений в благотворительных организациях, связанные с текущей экономической и геополитической ситуацией. Предложены пути стратегического переформатирования обеспечения организаций с целью сохранения их деятельности.

Ключевые слова: некоммерческие организации, социально ориентированные некоммерческие организации, благотворительные организации, доходы некоммерческих организаций

JEL-классификация: L26, L31, L33, M21



Введение

Социально ориентированные некоммерческие организации (далее – СО НКО) играют важную роль в развитии гражданского общества, способствуют улучшению уровня жизни некоторых социальных слоев, помогают людям справляться с трудными жизненными обстоятельствами, а также участвуют в структурных изменениях в стране, проявляя законотворческую инициативу, финансируя фундаментальные исследования и формируя новые паттерны поведения у населения [2]. В период локальных или глобальных кризисов такие организации берут на себя функции по нивелированию или минимизации последствий кризисных явлений для наиболее пострадавших групп населения [10]. Более того, деятельность, реализуемая системными социально ориентированными некоммерческими организациями, носит непрерывный характер, она предполагает регулярные расходы на уставную деятельность для реализации поставленных целей [17].

Одновременно с этим некоммерческие организации (далее – НКО), которые существуют за счет перераспределения средств бизнеса, государства и домохозяйств достаточно быстро ощущают на себе последствия экономического спада [8]. Особенно это касается благотворительных организаций, ориентированных на частные или коммерческие пожертвования. Таким институтам трудно мгновенно адаптировать и перестроить свою работу без ущерба для социально эффективности своей деятельности [4].

В 2022 году некоммерческие организации столкнулись с кризисом, вызванным изменением геополитической ситуации и антироссийскими санкциями в связи с началом «специальной военной операции», который повлек за собой снижение пожертвований как со стороны физических, так и со стороны юридических лиц [15]. К концу года эта ситуация в разной степени повлияла на деятельность различных социально ориентированных некоммерческих организаций, но она сформулировала неизбежную необходимость по-новому посмотреть на процессы и стратегию всех экономических субъектов социально ориентированного предпринимательства. Таким образом, социально ориентированные некоммерческие организации вынуждены искать новые источники финансирования, реструктурировать направления расходов.

Целью статьи является разработка предложений по реструктуризации деятельности СО НКО по привлечению доходов в условиях экономической нестабильности и кризиса на основе систематизации данных из научных публикаций, открытых источников и документов СО НКО.

Особенности СО НКО

Некоммерческие организации в России представлены широким спектром различных организационно-правовых форм [3]. Основная их особенность заключается в том, что в качестве основной они не ставят цель по получению прибыли, однако могут ее генерировать [2]. В зависимости от направления деятельности и выполняемых функций внутри этого сектора выделяются СО НКО, занимающиеся решением социальных проблем и развитием гражданского общества. Важно отметить, что понятие СО НКО не является тождественным понятию «социальное предпринимательство», под которым подразумевается именно предпринимательская, коммерческая деятельность, результатом которой является достижение общественно полезных целей, решение социальных проблем [9].

Структура доходов НКО может быть разной, включая государственное финансирование, доходы от предпринимательской деятельности и добровольные пожертвования доноров. СО НКО, основным источником ресурсов которой являются средства жертвователей, — это благотворительная организация. Благотворительность в России становится все более системной, а потому институты этого сектора часто выступают инициаторами глубинных трансформаций и драйверами изменений в нормативной базе, социальной психологии и экономических паттернах. Однако, по большей части, благотворительные организации не генерируют доход, а получают ресурсы в порядке перераспределения средств из различных источников, что формирует их зависимость от первичных доходов других экономических субъектов [7]. Кризисные ситуации в экономике и геополитике достаточно быстро отражаются на их ресурсной базе, так как их доноры испытывают сокращение доходов и перераспределяют свои финансы на более актуальные цели [4].

Роль социально ориентированных некоммерческих организаций в мире стабильно растет в последние два десятилетия, что измеряется растущим вкладом таких организаций в ВВП страны, увеличением количества работников, занятых в секторе, а также расширением их функций и задач. В странах с развитой экономикой доля некоммерческого сектора в экономике достигает в среднем 4,5%, в то время как лидерами по данному показателю являются Канада и Израиль, с долей 8,1% и 7,1% соответственно [14]. Доля некоммерческого сектора растет и в России, так, с 2018 года вклад НКО в экономику страны удвоился и достиг показателя 1,5% от ВВП в 2021 году, при этом доля СО НКО составила 0,6% [9].

Тенденция к распространению социально ориентированных институтов, формируемых зачастую на добровольной основе, отражает стремление к развитию и накоплению обществами разных стран социального капитала [5]. Данное понятие было введено в конце 20 века Пьером Бурдьё для обозначения социальных связей, которые могут выступать ресурсом получения выгод [6]. Такие связи основаны на взаимном доверии и стремлении к достижению совместных целей [12]. Система взаимоотношений, норм и правил, формирующих социальный капитал, представляет собой общественное благо, важной характеристикой которого является сила и прочность общественных контрактов [5]. Таким образом, рост числа некоммерческих организаций, где большую роль играет волонтерская рабочая сила, добровольные пожертвования, высока мотивация взаимопомощи, демонстрирует накапливание социального капитала.

Согласно законодательству Российской Федерации социально ориентированными некоммерческими организациями являются некоммерческие организации, созданные в форме общественных и религиозных организаций, общин, фондов, некоммерческих партнерств, частных учреждений, государственных, муниципальных учреждений, бюджетных учреждений, автономных некоммерческих организаций, ассоциаций (союзов) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в Российской Федерации [1]. По состоянию на 9.01.2023 в Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, предоставляемом Министерством экономического развития Российской Федерации, включено 46 790 организации [13]. В таблице 1 приведено количество наиболее распространенных организационно-правовых форм.

Таблица 1

Распределение СО НКО по организационно-правовым формам по состоянию на 15.01.2023 года [13]

Организационно-правовая форма
Количество организаций
Общественные организации
15 719
Автономные некоммерческие организации
10 870
Частные учреждения
6 521
Благотворительные фонды
5 914
Фонды
1 994
Религиозные организации
1 233

Источники финансирования СО НКО

Источники финансирования деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций можно условно разделить на две группы: внутренние и внешние. К внутренним относятся регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); выручка от реализации товаров, оказываемых работ и услуг; доходы, получаемые по ценным бумагам и вкладам; доходы от собственности НКО. Внешние источники – это добровольные имущественные взносы и пожертвования. Донорами таких взносов могут быть физические и юридические лица, государство (в форме гратов, субсидий и субвенций) [2]. Согласно результатам исследования Высшей школы экономики «Источники финансирования НКО в России: результаты эмпирического исследования» [7], 41% отпрошенных компаний использует для финансирования своей деятельности два-три различных источника, 24% только один источник, а 23% четыре и более источников. При этом 39% указывают в качестве основного источника пожертвования физических лиц, 27% - денежные поступления от российских коммерческих компаний, 21% - субсидии и гранты от органов местного самоуправления. Важно отметить, что превалирование в качестве источника дохода добровольных частных и коммерческих пожертвований характерна для благотворительных организаций. Благотворительная организация – некоммерческая организация, созданная для осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц, при этом сумма превышения доходов такой организации над ее расходами не подлежит распределению между ее учредителями (членами), а направляется на реализацию целей, ради которых эта благотворительная организация создана [1].

Обычно изменения в пожертвованиях в благотворительных организациях обусловлены тремя факторами: это работа самой организации (запуск новых фандрайзинговых акций, проведение специальных мероприятий, коммуникационная активность, имидж организации), сезонность (например, люди более охотно жертвуют в период новогодних праздников) и внешняя общественно-политическая повестка. Важно, что внешние события могут по-разному касаться НКО, работающих в одном и том же направлении – многое зависит от основного способа фандрайзинга и масштаба самой организации. Так, некоммерческий сектор, еще не до конца оправившийся от последствий пандемии, столкнулся с новым кризисом в 2022, вызванным изменением геополитической ситуации и антироссийскими санкциями в связи с началом «специальной военной операции». Экономический спад, санкции, изменения в законодательстве привели не только к оттоку пожертвований, но также к невозможности использования ряда зарубежных сервисов (сервисы онлайн-платежей, сервисы рассылок, таск-треккеры), блокировке социальных сетей, являющихся важным информационным ресурсом, выгоранием и низкому эмоциональному фону среди сотрудников. При этом нагрузка на такие организации даже возросла, так как появились новые группы потенциальных благополучателей, а вместе с этим наблюдается рост стоимости медикаментов, расходных материалов, оборудования и логистики. Согласно исследованиям, в 2022 году 39% НКО начали оказывать поддержку тем, кто так или иначе оказался в зоне влияния специальной военной операции (беженцы, семьи военнослужащих и мобилизованных, жители ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской области и др.) [16].

Рассмотрим подробнее, как изменились поступления благотворительных организаций после февраля 2022 года. Значительное снижение поступлений в благотворительные фонды было связано с отключением платежных сервисов, таких как Apple Pay, Google Pay и PayPal. Например, для благотворительного фонда «Подари жизнь» эти потери составили 1 400 000 руб. в месяц [15]. Ряд фондов отмечали тенденцию к массовой отмене ежемесячных подписок (только за март 900 подписок у фонда «Вера», 1500 подписок у «Подари жизнь») [15]. Увеличение числа отказов, которое могло произойти из-за отсутствия денег на картах, подтверждают и данные CloudPayments. В 2021 году средняя доля отказов за месяц составляла 18%. В феврале 2022 — 42%, в марте – 25%. В среднем за период февраль – сентябрь 2022 доля отклоненных транзакций в месяц — 31%, что практически в два раза больше, чем год назад [4]. Важно сказать, что именно подписки физических лиц на рекуррентные платежи благотворительные организации считают наиболее надежным и стабильным источникам, так как он позволяет планировать деятельность организации. В последние годы на формирование таких систематических и не импульсивных жертвователей были направлены усилия фандрайзеров и маркетологов в крупных благотворительных фондах. По сравнению с аналогичными периодами прошлого года в феврале-марте совокупный объем пожертвований снизился на 12% в фонде «Нужна помощь», на 12% в организации помощи бездомным «Ночлежка», на 30% в фонде помощи бездомным животным «Рэй» [15].

По данным исследовательского проекта «Пульс НКО», реализуемого совместно Высшей школой экономики и Благотворительным фондом «Нужна помощь», 38% из 227 опрошенных НКО отметили сокращение объемов финансирования в 2022 году, при этом наибольшие изменения коснулись пожертвований частных лиц и поступлений от коммерческих компаний [16]. Причем если считать долю от тех, кто имеет данный источник финансирования, то масштаб сокращения проявляется еще более заметно. Практически каждая вторая НКО, у которой есть частные пожертвования и поступления от бизнеса, столкнулась в 2022 году с сокращением их объема. Важно отметить и то, что 31% опрошенных организаций сказали об увеличении объемов финансирования в этот период, при этом авторы исследования считают, что заявлять о компенсации спада доходов у одних НКО ростом у других некорректно [16]. В качестве основного источника роста поступлений организации указывают увеличение государственных грантов и субсидий. По данным CloudPayments, в среднем сумма поступлений от рекуррентов у НКО в марте снизилась на 9%, при этом общая сумма поступлений (лучше отражает динамику крупных НКО) — в среднем на 14%, а по некоторым направлениям (медицина и вопросы здравоохранения) — до 18% [4].

На данный момент еще невозможность сделать вывод о совокупном падении доходов благотворительных организаций по итогам 2022 года и его прямых последствиях, так как годовые отчеты еще не опубликованы. Более того, крупные благотворительные организации фактически осуществляют свою деятельность за счет средств, собранных в предыдущие годы, а текущие средства формируют будущие бюджеты, поэтому кризисная ситуация еще не сильно сказалась на их текущей деятельности, она отразится в планировании и стратегии на последующие годы. Тем не менее, приведенные данные позволяют сделать выводы об отрицательных тенденциях в данной сфере. Одновременно организации сталкиваются с тремя важными факторами:

- снижение пожертвований от частных лиц и компаний, выражающееся в основном в отказе от рекуррентных платежей и от реализации совместных благотворительных программ. Это не только говорит о снижении бюджетов, но и создает ситуацию, в которой компании не могут планировать свою деятельность, а значит, браться за реализацию долгосрочных фундаментальных и инфраструктурных проектов;

- рост затрат, вызванный повышением стоимости медикаментов, оборудования, расходных материалов, стоимости логистики. То есть даже если благотворительные организации смогут найти новые источники доходов и сохранить объем поступлений на прежнем уровне, реальные их доходы снизятся;

- расширение направлений деятельности и появление новых категорий благополучателей, что приводит к дополнительным расходам НКО. Более того, доноры более охотно жертвуют на помощь группам нуждающихся, чья проблема наиболее актуальна и активно распространяется в информационной повестке, то есть перераспределяют свои средства, которые потенциально могли быть направлены в фонды, стабильно занимающиеся помощью другим группам подопечных.

Управление СО НКО в условиях кризиса

Таким образом, в предстоящем году СО НКО предстоит серьезно переформатировать свою деятельность по ряду направлений, чтобы сохранить социальную эффективность своей деятельности. В первую очередь, руководящие органы таких компаний должны сосредоточиться на улучшении качества планирования и оптимизации использования бюджета, а именно:

- перераспределить средства, забюджетированные на реализацию фундаментальных, просветительских, информационных проектов, на расходы, связанные с адресной помощью;

- отказаться от долгосрочных инфраструктурных проектов в связи с невозможность точно спланировать конечную стоимость таких проектов;

- рассмотреть возможность более широкого использования волонтёрских ресурсов взамен найма сотрудников и реализации коммерческих контрактов.

Также необходимо рассмотреть потенциал диверсификации источников финансирования. Например, более внимательно отнестись к возможности получать гранты и субсидии от государства, так как в 2022 году это было единственным направлением роста доходов НКО. СО НКО, которые прежде не участвовали в конкурсах на предоставления грантов на осуществление основной деятельности, следует принимать участие в таких отборах, так как при сохранении тенденции к снижению пожертвований от физических и юридических лиц, такие поступления позволят реализовать запланированные проекты, хотя бы частично. Отдельный потенциал представляют собой доходы от предпринимательской деятельности, которые на данный не активно используются благотворительными организациями, хотя и предусмотрены законодательно. На данный момент наиболее распространенными способами такой деятельности является продажа сувенирной продукции и проведение благотворительных аукционов, что может быть расширено в сторону предоставления платных услуг, связанных с уставной деятельностью. Также благотворительным организациям предстоит переориентировать свои партнерские программы с коммерческими предприятиями в сторону более активного сотрудничества с социально ответственными представителями российского бизнеса.

Отдельно важно отметить, что благотворительным организациям предстоит развивать и совершенствовать фандрайзинг. Здесь должна проводиться работа по двум направлениям. Во-первых, сохранение существующих доноров, формирование их лояльность через создание комфортных условий для реализации пожертвований. Здесь подразумевается налаживание российских платежных сервисов для реализации рекурентных платежей, создание удобных инструментов и форм отчетности для крупных жертвователей. Во-вторых, активное привлечение новых доноров путем реализации PR-мероприятий и формирования грамотной коммуникационной стратегии.

Заключение

Итак, благотворительные организации, которые являются одной из форм СО НКО, осуществляют ряд важных социальных функций, оказывают влияние на качество жизни населения, реализуют фундаментальные проекты. Деятельность таких компаний в значительной степени зависит от изменения внешней среды, так как кризисные ситуации одновременно приводят к сокращению их доходов и расширению направлений расходов. Эффекты кризиса, возникшего в 2022 году, будут сказываться на деятельности НКО в будущем, однако уже сейчас очевидны негативные тенденции с точки зрения развития и стабильности сектора. Дорожная карта по нивелированию возникающих рисков требует детальной проработки и включения различных участников экономических отношений, как самих благотворительных организаций, так и их доноров: домохозяйств, компаний, государства.

Кризис, возникший в результате ухудшения геополитической обстановки, показал важность гибкости и адаптивности. Именно НКО, обладающие такими свойствами, смогли быстро сориентироваться и переформатировать свои процессы, чтобы минимизировать потери. При формировании стратегии на ближайшее время руководители таких организаций должны реструктурировать доходы, ответственно подойти их планированию; источники доходов требуют диверсификации; работа с донорами должна носить системный характер, формировать лояльных жертвователей.


Источники:

1. Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»
2. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)
3. Акаев Д.В. Состояние и проблемы развития социально ориентированных некоммерческих организаций Саратовской области // Среднерусский вестник общественных наук. – 2019. – № 5. – c. 210-221. – doi: 10.22394/2071-2367-2019-14-5-210-221.
4. Бабихина К. Как благотворительный сектор восстанавливается после начала «спецоперации»: мониторинг пожертвований россиян. Информационный портал «Если быть точным». [Электронный ресурс]. URL: https://tochno.st/materials/kak-blagotvoritelnyy-sektor-vosstanavlivaetsya-posle-nachala-spetsoperatsii-monitoring-pozhertvovaniy-rossiyan (дата обращения: 28.12.2022).
5. Блок М., Головин Н.А. Социальный капитал: к обобщению понятия // Вестник санкт-петербургского университета. серия 12. психология. социология. педагогика. – 2015. – № 4. – c. 99-111.
6. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. – 2005. – № 3. – c. 60-74.
7. Источники финансирования НКО в России: результаты эмпирического исследования. Вшэ. [Электронный ресурс]. URL: https://grans.hse.ru/data/2017/09/09/1172323590/%D0%9C%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%8F%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0.pdf (дата обращения: 02.01.2023).
8. Кулькова В.Ю. Некоммерческий сектор и государственная поддержка некоммерческих организаций сферы услуг в РФ в условиях кризиса 2020 года // Государственное управление. Электронный вестник. – 2020. – № 80. – c. 5-21. – doi: 10.24411/2070-1381-2020-10061.
9. Левашенко А. Доклад «Вклад некоммерческих организаций, добровольчества и благотворительности в экономику Российской Федерации» на конференции Минэкономразвития России «Межсекторное взаимодействие в социальной сфере». Asi.org.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.asi.org.ru/news/2022/12/07/vklad-nko-v-ekonomiku-rossii-za-2021-god-sostavil-poryadka-15/ (дата обращения: 09.01.2023).
10. Милованова М.Ю. Социально ориентированные некоммерческие организации как агент социальных изменений и нового социального дизайна современной России // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. – 2020. – № 1(20). – c. 74-84. – doi: 10.28995/2073-6401-2020-1-74-84.
11. Молчанов И.Н., Молчанова Н.П. Влияние цифровизации на управление финансами социально ориентированных некоммерческих организаций // Вопросы управления. – 2020. – № 6(67). – c. 40-58. – doi: 10.22394/2304-3369-2020-6-40-58.
12. Патнэм Р. Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии. / Пер. с англ. - М.: Ad Marginem, 1996. – 287 c.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:58:00