Учет материалов в некоммерческой организации
Верников В.А.1
1 Институт социальных наук, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 16 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Экономика и социум: современные модели развития (РИНЦ)
опубликовать статью
Том 12, Номер 2 (Апрель-июнь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49715913
Цитирований: 1 по состоянию на 28.06.2023
Аннотация:
В настоящее время бухгалтерский учёт имеет огромное значение не только для больших коммерческого бизнеса но огромное значение для некоммерческих организаций, так как система отслеживания всех финансовых операций и доходов помогает организации оценивать и анализировать свою уставную деятельность, принимать взвешенные решения и видеть состояние работы в целом.
Для грамотного руководителя важно знать и понимать: что отличает бухгалтерский учёт от других видов учётов, для чего он нужен и какие функции в нём заложены.
Бухгалтерский учёт выполняет несколько важных и значимых функций. Вспомним некоторые из них: в первую очередь та непосредственно несущая за собой сохранение, а именно контролирующая, вторая и не мене важная это информационная обеспечивающая всю положенную историю от изготовления до и до конечного потребителя, аналитическая позволяющая в дальнейшем оперативно собирать и проводить требуемый анализ. Все эти функции особенны и важны по-своему.
Все функции связаны между собой в большей или меньшей степени. Они помогают организации увидеть плюсы и минусы каждой структуры, проанализировать полную картину уставной деятельности, спланировать некую тактику или стратегию для улучшения или совершенствования фирмы.
Важно иметь представления об отличительных чертах бухгалтерского учёта. Они логичны и просты: отражение всех хозяйственных операций, документально оформленных применение денежного измерения непрерывность бухучета во времени использование специфических методов (счета, двойная запись, баланс и др.)
И если понимать и соблюдать эти особенности, то можно обеспечить реальную стабильность уставной деятельности, за выполнением намеченного плана, так как они позволяют вовремя выявить и устранить неоправданные расходы средств некоммерческих организаций.
Материальные запасы, являясь одним из ключевых показателей, контролирует деятельность любого предприятия и определяет ритмичность его работы. Так, например, результатом уставной деятельности является степень выполнения плана с соблюдением лимитов, сохранности, расходов, расчетов, установленных организацией для корректной организации работы и правильного оформления хозяйственных операций.
На данный момент деятельность многих организаций некоммерческой деятельности напрямую связана с уставной деятельностью. Для многих именно эта деятельность является основной целью, по достижению которой организация получит желаемый результат. Исходя из ФСБУ 5/2019 «Запасы», можно назвать именно те активы организации, которые полностью прошли этап оплаты и соответствуют поставленными определенными документами требованиям. Уставная деятельность – это то, к чему стремится организация, основной деятельностью которой является именно некоммерческая деятельность.
Существует большое количество нормативно-правовых регуляторов, как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятой организации, которые устанавливают порядок учета материалов. Именно с помощью таких указов и положений некоммерческая организация разрабатывает свою учетную политику, применимую для определенной ситуации.
Ключевые слова: некоммерческие организации, состав материалов, учет, некоммерческие организации (далее – НКО), приход и расход, списание, уставная деятельность
JEL-классификация: L31
Введение
На сегодняшний день, в 2022 году некоммерческие организации являются не менее потребляемой материалоемкой отраслью экономики. Одну из основных частей занимали и будут занимать материальные затраты, поэтому важнейшим звеном и непосредственно главной составляющей в цепочке учета некоммерческих организаций в обязательном порядке заслуживают внимания новоиспеченные правила и обязанности ведения учета материалов в недавно изменившиеся Российские стандарты (ФСБУ) [1].
Учет материалов всегда является проблемной областью и требует особого внимания. Все это несет за собой ряд немаловажных проблем, влекущих: отсутствие налаженного механизма поставки от поставщика до потребителя материальных ресурсов и, конечно, дальнейшего их отпуска, а отсюда тянется другая проблема – это снижение программы планирования и проведения запланированных работ, а также не менее важной – отсутствие четкой прописанной дисциплины.
Система учета материалов на стадиях приобретения, хранения и использования имеет важное значение для формирования достоверной и своевременной учетной информации, необходимой для принятия, обоснования и подготовки эффективных управленческих решений [3, 5, 9, 10] (Konovalenko, Vernikov, 2015; Denisov, 2021; Trubacheev, 2021; Usmanov, 2020).
Результаты
Некоммерческие организации (далее – НКО) учет материальных ценностей (запасов) ведут так же, как и коммерческие структуры [7, 8] (Kravchenko, Sukhoveeva, 2020; Smagulova, Pestunova, Spanova, 2020). Но есть немаловажные отличия и особенности, например в составе группы материалов, а также их документального принятия их к учету.
Одним из основных вопросов, которые встают перед бухгалтерами в рамках новых правил признания активов в НКО, является момент признания материалов, относящихся к активам НКО.
Основной аргумент признания и учета материалов в НКО установлен ФСБУ5/2019 «Запасы», где разъясняется, что введение установлено по общим правилам. Достаточно легко теперь понять, какие активы организация должна относить к запасам, так как они все перечислены в пункте 3 ФСБУ 5/2019. Так как НКО имеет свою специфику деятельности, то материалы можно разделить на следующие группы [6]:
· материалы, приобретенные в целях поставки выгодоприобретателям;· поставки материалов на основе безвозмездных поступлений;
· материалы и инвентарь для административных целей.
Осторожно требуется обратить внимание……. В данный момент остается неурегулированным вопрос, на каком счете следует учитывать материальные блага, а именно те, которые организация получила для их будущей передачи на безвозмездной основе лицам, имеющим статус юридических и (или) физических лиц.
На данные виды материальных ценностей действие ФСБУ 5/2019 «Запасы» не распространяется. Это следует из подпункта «в» пункта 4 ФСБУ 5/2019. По данному вопросу следует ожидать изменений в нормативном урегулировании либо официальных разъяснений Минфина.Таблица 1
Основные характеристики сравнения по схожести групп материалов в коммерческих и некоммерческих организациях
№
|
Основная группа материальных
ценностей в коммерческих организациях
|
Основная группа
материальных ценностей в НКО
|
1
|
Материалы, направляемые только
для производства продукции (по заключенным договорам на выполнение
работ или оказание услуг), а также те, которые определены для продажи
|
Полученные материальные ценности
на безвозмездной основе.
|
2
|
Материалы, которые
предназначены только для продажи
|
Приобретенные материалы
для дальнейшей их передачи благополучателям
|
3
|
Группа материалов,
направляемых на управленческие нужды
|
На основании новых требований дается разъяснение, какие документы подтвердят движение материалов в НКО, правильность их оформления……… Наличие поступивших и расходуемых материалов в некоммерческих организациях создается на основе тех же первичных документов, которые используются коммерческими предпринимательскими структурами. Это первичка по форме М-4 и накладная-требование по форме М-11. В дополнение к стандартным формам НКО также могут использовать свои собственные разработанные по нормативным правилам формы. Номенклатурная группа формируется и в дальнейшем зависит от специфики деятельности.
Например, при раздаче материалов (брошюры, постера, плаката, призов и дара) ранее утвержденной группе благополучателей следует в обязательном порядке к требованию-накладной сформировать акт о передаче.Документ прихода-расхода и накладная-требование также могут быть изменены. Следует добавить дополнительные столбцы для информации о фактическом использовании материала. Таким образом, можно контролировать остатки, а ненужные столбцы можно удалить, чтобы форма не стала громоздкой. В форме М-4, например, не будет являться нарушением удаления графы «Номер паспорта».
Встает важный вопрос, как правильно нам принять или не принимать поступающие материалы в организацию на элементе получения в дар……. Все поступившие материалы, полученные в дар, НКО, согласно правилам, тоже обязана принять к учету. Исключение – случаи будущей передачи материалов на безвозмездной основе лицам, имеющим статус юридических и (или) физических лиц.
В данном случае не существует различий и в НКО при принятии материалов к учету от коммерческих организации. Поэтому в учете все активы будут отражаться по фактической стоимости.Ресурсы в виде материалов, полученные как пожертвование, которое потом будет передано, следует использовать в собственной деятельности (кроме передачи благополучателям), рекомендовано провести проводками:
Дебет 10 Кредит 86 – получены материалы по договору пожертвования;
Дебет 20 (86) Кредит 76 Дебет 76 Кредит 10 – переданы материалы на уставную деятельность (кроме передачи благополучателям).
Данный порядок устанавливается правилами инструкции к плану счетов.
Встает вопрос об списании использованных материалов [2]……….. Списание материалов в НКО зависит от того, в какой деятельности они были использованы: деятельность направленная на уставную, или та, которая принесла или планирует принести доход.
Материалы, использованные в уставной деятельности, списываются на расходы, на должном уровне за счет целевого финансирования. А также вариант списания зависит от того, использует ли НКО для отражения расходов по уставной деятельности счет 86 «Целевое финансирование» или собирает затраты по уставной деятельности на отдельном субсчете к счету 20 «Основное производство». Если используете счет 86 «Целевое финансирование», то рекомендуется провести проводками:Дебет 86 Кредит 10 – списаны материалы, которые использовали в уставной деятельности.
Если НКО применяет отдельный субсчет к счету 20 «Основное производство», следует провести проводку:
Дебет 20–2 Кредит 10 – списаны материалы, которые использовали в уставной деятельности.
Когда списываете материалы, которые использовали в приносящей доход деятельности, провести проводку:
Дебет 20–1 Кредит 10 – списаны материалы, которые использовали в приносящей доход деятельности.
Этот существующий порядок установлен Инструкцией к плану счетов.
Заключение. Функционирование каждой отдельно взятой организации обеспечивается ее хозяйственной деятельностью, которая представляет собой заготовку, реализацию своей уставной деятельности и другие хозяйственные процессы, являющиеся объектами бухгалтерского учета. Причем, независимо от сферы деятельности организации, она занимается поочередным или одновременным ведением хозяйственных процессов, которые, в свою очередь, состоят из хозяйственных операций, представляющих собой определенный комплекс действий со стороны сотрудников организации, конечная цель которых видится в достижении поставленных ранее оперативных целей [4].
Таким образом, важным аспектом в бухгалтерском учете некоммерческих организаций является учет уставной деятельности. Для крупных и более мелких организаций важно правильно выстроить работу своей бухгалтерии в соответствии с выбранной методологией и регулирующими документами организации. Необходимо уметь правильно учитывать не только деятельность в рамках устава, но и расчеты с поставщиками услуг, расходы и конечный результат. Именно благодаря правильно выстроенному учету можно достичь поставленных перед организацией задач. Это поможет не только провести правильный учет уставной деятельности, но и оценить отклонение затрат, установить причины этих отклонений для дальнейшего принятия управленческих решений.
Источники:
2. Федеральная налоговая служба https://www.nalog.ru
3. Учет строительных материалов в строительных организациях Коноваленко И.Е., Верников В.А. // Экономика и предпринимательство. 2015. № 3-2 (56). С. 634-638.
4. Гарант: Законодательство РФ, аналитика https://www.garant.ru
5. Денисов Д.Ю. Современные информационные системы поддержки управленческих решений // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – Том 11. – № 4. – С. 1427-1438. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113992.
6. Консультант Плюс – Справочная правовая система https://www.consultant.ru
7. Кравченко Е.В., Суховеева А.А. Социально ориентированные некоммерческие организации как поставщики социальных услуг: проблемы, векторы развития // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2020. – Том 1. – № 3. – С. 121-134. – doi: 10.18334/social.1.3.111178.
8. Смагулова З.К., Пестунова Г.Б., Спанова Б.К. Региональный профиль развития некоммерческого сектора в Казахстане // Экономика Центральной Азии. – 2020. – Том 4. – № 1. – С. 15-34. – doi: 10.18334/asia.4.1.41243.
9. Трубачеев Е.В. Совершенствование управленческого процесса в условиях цифровизации экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – Том 11. – № 4. – С. 1415-1426. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113883.
10. Усманов М.Р. Обобщение управленческих практик непрерывных улучшений и повышения эффективности формируемых корпоративных систем на примере производственно-проектного комплекса Российской Федерации // Лидерство и менеджмент. – 2020. – Том 7. – № 1. – С. 33-48. – doi: 10.18334/lim.7.1.41564.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:49:58