Учет материалов в некоммерческой организации
Верников В.А.1![]()
1 Институт социальных наук, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 48 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Экономика и социум: современные модели развития (РИНЦ)
опубликовать статью
Том 12, Номер 2 (Апрель-июнь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49715913
Цитирований: 1 по состоянию на 28.06.2023
Аннотация:
В настоящее время бухгалтерский учёт имеет огромное значение не только для больших коммерческого бизнеса но огромное значение для некоммерческих организаций, так как система отслеживания всех финансовых операций и доходов помогает организации оценивать и анализировать свою уставную деятельность, принимать взвешенные решения и видеть состояние работы в целом.
Для грамотного руководителя важно знать и понимать: что отличает бухгалтерский учёт от других видов учётов, для чего он нужен и какие функции в нём заложены.
Бухгалтерский учёт выполняет несколько важных и значимых функций. Вспомним некоторые из них: в первую очередь та непосредственно несущая за собой сохранение, а именно контролирующая, вторая и не мене важная это информационная обеспечивающая всю положенную историю от изготовления до и до конечного потребителя, аналитическая позволяющая в дальнейшем оперативно собирать и проводить требуемый анализ. Все эти функции особенны и важны по-своему.
Все функции связаны между собой в большей или меньшей степени. Они помогают организации увидеть плюсы и минусы каждой структуры, проанализировать полную картину уставной деятельности, спланировать некую тактику или стратегию для улучшения или совершенствования фирмы.
Важно иметь представления об отличительных чертах бухгалтерского учёта. Они логичны и просты: отражение всех хозяйственных операций, документально оформленных применение денежного измерения непрерывность бухучета во времени использование специфических методов (счета, двойная запись, баланс и др.)
И если понимать и соблюдать эти особенности, то можно обеспечить реальную стабильность уставной деятельности, за выполнением намеченного плана, так как они позволяют вовремя выявить и устранить неоправданные расходы средств некоммерческих организаций.
Материальные запасы, являясь одним из ключевых показателей, контролирует деятельность любого предприятия и определяет ритмичность его работы. Так, например, результатом уставной деятельности является степень выполнения плана с соблюдением лимитов, сохранности, расходов, расчетов, установленных организацией для корректной организации работы и правильного оформления хозяйственных операций.
На данный момент деятельность многих организаций некоммерческой деятельности напрямую связана с уставной деятельностью. Для многих именно эта деятельность является основной целью, по достижению которой организация получит желаемый результат. Исходя из ФСБУ 5/2019 «Запасы», можно назвать именно те активы организации, которые полностью прошли этап оплаты и соответствуют поставленными определенными документами требованиям. Уставная деятельность – это то, к чему стремится организация, основной деятельностью которой является именно некоммерческая деятельность.
Существует большое количество нормативно-правовых регуляторов, как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятой организации, которые устанавливают порядок учета материалов. Именно с помощью таких указов и положений некоммерческая организация разрабатывает свою учетную политику, применимую для определенной ситуации.
Ключевые слова: некоммерческие организации, состав материалов, учет, некоммерческие организации (далее – НКО), приход и расход, списание, уставная деятельность
JEL-классификация: L31
Введение
На сегодняшний день, в 2022 году некоммерческие организации являются не менее потребляемой материалоемкой отраслью экономики. Одну из основных частей занимали и будут занимать материальные затраты, поэтому важнейшим звеном и непосредственно главной составляющей в цепочке учета некоммерческих организаций в обязательном порядке заслуживают внимания новоиспеченные правила и обязанности ведения учета материалов в недавно изменившиеся Российские стандарты (ФСБУ) [1].
Учет материалов всегда является проблемной областью и требует особого внимания. Все это несет за собой ряд немаловажных проблем, влекущих: отсутствие налаженного механизма поставки от поставщика до потребителя материальных ресурсов и, конечно, дальнейшего их отпуска, а отсюда тянется другая проблема – это снижение программы планирования и проведения запланированных работ, а также не менее важной – отсутствие четкой прописанной дисциплины.
Система учета материалов на стадиях приобретения, хранения и использования имеет важное значение для формирования достоверной и своевременной учетной информации, необходимой для принятия, обоснования и подготовки эффективных управленческих решений [3, 5, 9, 10] (Konovalenko, Vernikov, 2015; Denisov, 2021; Trubacheev, 2021; Usmanov, 2020).
Результаты
Некоммерческие организации (далее – НКО) учет материальных ценностей (запасов) ведут так же, как и коммерческие структуры [7, 8] (Kravchenko, Sukhoveeva, 2020; Smagulova, Pestunova, Spanova, 2020). Но есть немаловажные отличия и особенности, например в составе группы материалов, а также их документального принятия их к учету.
Одним из основных вопросов, которые встают перед бухгалтерами в рамках новых правил признания активов в НКО, является момент признания материалов, относящихся к активам НКО.
Основной аргумент признания и учета материалов в НКО установлен ФСБУ5/2019 «Запасы», где разъясняется, что введение установлено по общим правилам. Достаточно легко теперь понять, какие активы организация должна относить к запасам, так как они все перечислены в пункте 3 ФСБУ 5/2019. Так как НКО имеет свою специфику деятельности, то материалы можно разделить на следующие группы [6]:
· материалы, приобретенные в целях поставки выгодоприобретателям;· поставки материалов на основе безвозмездных поступлений;
· материалы и инвентарь для административных целей.
Осторожно требуется обратить внимание……. В данный момент остается неурегулированным вопрос, на каком счете следует учитывать материальные блага, а именно те, которые организация получила для их будущей передачи на безвозмездной основе лицам, имеющим статус юридических и (или) физических лиц.
На данные виды материальных ценностей действие ФСБУ 5/2019 «Запасы» не распространяется. Это следует из подпункта «в» пункта 4 ФСБУ 5/2019. По данному вопросу следует ожидать изменений в нормативном урегулировании либо официальных разъяснений Минфина.Таблица 1
Основные характеристики сравнения по схожести групп материалов в коммерческих и некоммерческих организациях
|
№
|
Основная группа материальных
ценностей в коммерческих организациях
|
Основная группа
материальных ценностей в НКО
|
|
1
|
Материалы, направляемые только
для производства продукции (по заключенным договорам на выполнение
работ или оказание услуг), а также те, которые определены для продажи
|
Полученные материальные ценности
на безвозмездной основе.
|
|
2
|
Материалы, которые
предназначены только для продажи
|
Приобретенные материалы
для дальнейшей их передачи благополучателям
|
|
3
|
Группа материалов,
направляемых на управленческие нужды
| |
На основании новых требований дается разъяснение, какие документы подтвердят движение материалов в НКО, правильность их оформления……… Наличие поступивших и расходуемых материалов в некоммерческих организациях создается на основе тех же первичных документов, которые используются коммерческими предпринимательскими структурами. Это первичка по форме М-4 и накладная-требование по форме М-11. В дополнение к стандартным формам НКО также могут использовать свои собственные разработанные по нормативным правилам формы. Номенклатурная группа формируется и в дальнейшем зависит от специфики деятельности.
Например, при раздаче материалов (брошюры, постера, плаката, призов и дара) ранее утвержденной группе благополучателей следует в обязательном порядке к требованию-накладной сформировать акт о передаче.Документ прихода-расхода и накладная-требование также могут быть изменены. Следует добавить дополнительные столбцы для информации о фактическом использовании материала. Таким образом, можно контролировать остатки, а ненужные столбцы можно удалить, чтобы форма не стала громоздкой. В форме М-4, например, не будет являться нарушением удаления графы «Номер паспорта».
Встает важный вопрос, как правильно нам принять или не принимать поступающие материалы в организацию на элементе получения в дар……. Все поступившие материалы, полученные в дар, НКО, согласно правилам, тоже обязана принять к учету. Исключение – случаи будущей передачи материалов на безвозмездной основе лицам, имеющим статус юридических и (или) физических лиц.
В данном случае не существует различий и в НКО при принятии материалов к учету от коммерческих организации. Поэтому в учете все активы будут отражаться по фактической стоимости.Ресурсы в виде материалов, полученные как пожертвование, которое потом будет передано, следует использовать в собственной деятельности (кроме передачи благополучателям), рекомендовано провести проводками:
Дебет 10 Кредит 86 – получены материалы по договору пожертвования;
Дебет 20 (86) Кредит 76 Дебет 76 Кредит 10 – переданы материалы на уставную деятельность (кроме передачи благополучателям).
Данный порядок устанавливается правилами инструкции к плану счетов.
Встает вопрос об списании использованных материалов [2]……….. Списание материалов в НКО зависит от того, в какой деятельности они были использованы: деятельность направленная на уставную, или та, которая принесла или планирует принести доход.
Материалы, использованные в уставной деятельности, списываются на расходы, на должном уровне за счет целевого финансирования. А также вариант списания зависит от того, использует ли НКО для отражения расходов по уставной деятельности счет 86 «Целевое финансирование» или собирает затраты по уставной деятельности на отдельном субсчете к счету 20 «Основное производство». Если используете счет 86 «Целевое финансирование», то рекомендуется провести проводками:Дебет 86 Кредит 10 – списаны материалы, которые использовали в уставной деятельности.
Если НКО применяет отдельный субсчет к счету 20 «Основное производство», следует провести проводку:
Дебет 20–2 Кредит 10 – списаны материалы, которые использовали в уставной деятельности.
Когда списываете материалы, которые использовали в приносящей доход деятельности, провести проводку:
Дебет 20–1 Кредит 10 – списаны материалы, которые использовали в приносящей доход деятельности.
Этот существующий порядок установлен Инструкцией к плану счетов.
Заключение. Функционирование каждой отдельно взятой организации обеспечивается ее хозяйственной деятельностью, которая представляет собой заготовку, реализацию своей уставной деятельности и другие хозяйственные процессы, являющиеся объектами бухгалтерского учета. Причем, независимо от сферы деятельности организации, она занимается поочередным или одновременным ведением хозяйственных процессов, которые, в свою очередь, состоят из хозяйственных операций, представляющих собой определенный комплекс действий со стороны сотрудников организации, конечная цель которых видится в достижении поставленных ранее оперативных целей [4].
Таким образом, важным аспектом в бухгалтерском учете некоммерческих организаций является учет уставной деятельности. Для крупных и более мелких организаций важно правильно выстроить работу своей бухгалтерии в соответствии с выбранной методологией и регулирующими документами организации. Необходимо уметь правильно учитывать не только деятельность в рамках устава, но и расчеты с поставщиками услуг, расходы и конечный результат. Именно благодаря правильно выстроенному учету можно достичь поставленных перед организацией задач. Это поможет не только провести правильный учет уставной деятельности, но и оценить отклонение затрат, установить причины этих отклонений для дальнейшего принятия управленческих решений.
Источники:
2. Федеральная налоговая служба https://www.nalog.ru
3. Учет строительных материалов в строительных организациях Коноваленко И.Е., Верников В.А. // Экономика и предпринимательство. 2015. № 3-2 (56). С. 634-638.
4. Гарант: Законодательство РФ, аналитика https://www.garant.ru
5. Денисов Д.Ю. Современные информационные системы поддержки управленческих решений // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – Том 11. – № 4. – С. 1427-1438. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113992.
6. Консультант Плюс – Справочная правовая система https://www.consultant.ru
7. Кравченко Е.В., Суховеева А.А. Социально ориентированные некоммерческие организации как поставщики социальных услуг: проблемы, векторы развития // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2020. – Том 1. – № 3. – С. 121-134. – doi: 10.18334/social.1.3.111178.
8. Смагулова З.К., Пестунова Г.Б., Спанова Б.К. Региональный профиль развития некоммерческого сектора в Казахстане // Экономика Центральной Азии. – 2020. – Том 4. – № 1. – С. 15-34. – doi: 10.18334/asia.4.1.41243.
9. Трубачеев Е.В. Совершенствование управленческого процесса в условиях цифровизации экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – Том 11. – № 4. – С. 1415-1426. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113883.
10. Усманов М.Р. Обобщение управленческих практик непрерывных улучшений и повышения эффективности формируемых корпоративных систем на примере производственно-проектного комплекса Российской Федерации // Лидерство и менеджмент. – 2020. – Том 7. – № 1. – С. 33-48. – doi: 10.18334/lim.7.1.41564.
Страница обновлена: 09.08.2025 в 03:44:47
Download PDF | Downloads: 48 | Citations: 1
Accounting of materials in a non-profit organization
Vernikov V.A.Journal paper
Economics and society: contemporary models of development (РИНЦ)
опубликовать статью
Volume 12, Number 2 (April-June 2022)
Abstract:
Currently, accounting is of great importance not only for large commercial businesses, but also for non-profit organizations, since a system for tracking all financial transactions and income helps an organization evaluate and analyze its statutory activities, make informed decisions and see work in general.
It is important for a competent manager to know and understand what distinguishes accounting from other types of accounting, what it is for and what functions it contains.
Accounting performs several important and significant functions. Some of them are as follows: control, ensuring the safety of property, information, feedback function, and analytics. All of these features are special and important in their own way.
All functions are interconnected to a greater or lesser extent. They help the organization see the pros and cons of each structure, analyze the full picture of statutory activities, plan some tactics or strategy to improve the firm.
It is important to be aware of the distinctive features of accounting.
They are logical and simple: a reflection of all business transactions documented, the use of monetary measurement, the continuity of accounting over time, the use of specific methods such as accounts, double entry, balance, etc.
If you understand and observe these features, it is possible to ensure the real stability of the statutory activities and the implementation of the planned plan, as they allow you to identify and eliminate unjustified expenses of non-profit organizations in time.
Material stocks, being one of the key indicators, control the activities of any enterprise and determines the rhythm of its work.
So, for example, the result of statutory activity is the degree of fulfillment of the plan in compliance with the limits, safety, costs, calculations established by the organization for the correct organization of work and the correct registration of business transactions.
At the moment, the activities of many non-profit organizations are directly related to the statutory activities. For many, it is this activity that is the main goal. Achieving this goal, the organization will receive the desired result. Based on FSBU 5/2019 "Inventories", it is possible to name exactly those assets of the organization that have completely passed the payment stage and meet the requirements set by certain documents. Statutory activity is what an organization strives for, the main activity of which is precisely non-profit activity.
There are a large number of regulatory and legal regulators, both at the state level and at the level of an individual organization, which establish the procedure for accounting for materials. It is with the help of such decrees and regulations that the non-profit organization develops its accounting policies applicable to a particular situation.
Keywords: non-profit organizations, composition of materials, accounting, non-profit organizations, income and expense, write-off, statutory activity
JEL-classification: L31

Россия, Москва