Создание единого реестра социально ориентированных некоммерческих организаций как шаг к формированию единой инфраструктуры оценки и регулирования третьего сектора экономики России

Чеканова И.Ю.1
1 Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, Владимир

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 11 (Ноябрь 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50051432

Аннотация:
Социально ориентированные некоммерческие организации играют всё большую роль в жизни общества. Непростые времена еще раз подчеркивают безусловную значимость некоммерческого сектора, поскольку именно представители некоммерческих организаций безвозмездно оказывают различную помощь пострадавшим, людям в тяжелой жизненной ситуации и другим категориям нуждающихся. Несмотря на большой вклад некоммерческого сектора в жизнь общества, в Российской Федерации до сих пор отсутствует единый реестр социально ориентированных некоммерческих организаций. Отсутствие такого реестра не позволяет дать адекватную оценку состояния данного сектора экономики, а отсутствие или неправильный анализ по одному сектору может негативно сказаться на общем анализе и формирование прогнозов социально-экономического развития страны. В качестве решения данных проблем автором предложено создание единого реестра социально ориентированных некоммерческих организаций. В статье представлен анализ доступных на сегодняшний день реестров с информацией о социально ориентированных некоммерческих организациях, обоснована необходимость создания единого реестра таких организаций, даны практические рекомендации по его формированию. Статья носит практический характер и будет полезна к учету в работе представителям органов федеральной власти и лицам, заинтересованным в развитии сферы некоммерческого сектора

Ключевые слова: некоммерческие организации, социально ориентированные некоммерческие организации, третий сектор, некоммерческий сектор, социально-экономическое развитие

JEL-классификация: L26, M21, L31



Введение

Последние несколько лет весь мир сталкивается с непредвиденными и необычными для повседневной жизни вещами: пандемия Covid-19, проведение специальной военной операции, наложение санкций со стороны Запада на Россию, которые в итоге негативно сказались также и на других странах. Часто можно услышать, что все эти события несомненно оказали влияние на образ жизни обычных граждан, условия ведения бизнеса, механизмы управления государством, но редко где можно увидеть упоминание о некоммерческом секторе экономики, который зачастую оказывается на передовой многих происходящих событий.

Некоммерческий сектор, или, как зачастую его называют "третий сектор экономики", включает в себя организации, доход от деятельности которых не образует прибыль - вся полученная от деятельности прибыль идет на реализацию уставных целей. Некоммерческий сектор в России довольно разнообразен. К российскому некоммерческому сектору можно отнести порядка 20 различных организационно-правовых форм (ОПФ). Примерами таких ОПФ организаций могут служить различные бюджетные и муниципальные учреждения, госкорпорации, благотворительные фонды, религиозные организации институты развития, ТСЖ, адвокатские палаты политические партии, и прочие [21]. Большинство НКО, которые составляют основу гражданского общества, занимаются решением социально значимых проблем, например, такими как помощь сиротам, малоимущим, бездомным, тяжелобольным, заключенным и пр., заботой о животных и экологии, оказанием социальных услуг, привлекают внимание к вопросам, которые затрагивают все общество. Организации, занимающиеся данными вопросами чаще всего являются социально ориентированными некоммерческими организациями (СО НКО). По своей сути СО НКО — это такие организации, которые осуществляют деятельность, направленную на развитие гражданского общества, решение социальных проблем, и т.д. Все виды деятельности таких организаций регламентированы статьей 31 Федерального закона № 7-ФЗ. Всего закреплено 18 видов деятельности по которым некоммерческую организацию можно отнести к социально ориентированной [3,24]. Примеры деятельности были приведены ранее. Обобщая, следует сказать, что СО НКО улучшают качество жизни для всех, не требуя ничего взамен. В этом их главное предназначение.

Яркий пример необходимости и бесспорной значимости СО НКО показала пандемия, охватившая весь мир. Можно сказать, что представители СО НКО, волонтеры вместе с медицинскими работниками были на передовой в этот непростой период. Основными направлениями, по которым Российские СО НКО вносили свой вклад в период борьбы с пандемией были: помощь нуждающимся, первоочередно -обеспечение менее защищенных категорий населения продуктами питания, товарами первой необходимости и средствами защиты, поддержка работников в области медицины, оказание психологической и юридической помощи, различного рода информационная поддержка, инфраструктурная поддержка от крупных НКО [9,25 с. 331-334].

Несмотря на исключительно важную роль социально ориентированных некоммерческих организаций, до сих пор их деятельность недостаточно оценивается и контролируется государством. Данный факт подтверждается отсутствием единого реестра социально ориентированных некоммерческих организаций. В связи с отсутствием такого реестра ,к сожалению, сложно дать ответы на такие вопросы, как: сколько на сегодняшний день действует именно СО НКО, в каких населенных пунктах, сколько было ликвидировано, невозможно отследить динамику их деятельности, направленность деятельности таких организаций, активность участия в различных грантовых конкурсах, фандрайзинге, сумму помощи, полученную от государства или привлеченную от внешних источников. Отсутствие ответов на данные вопросы влечет за собой невозможность адекватной оценки состояния данного сектора экономики, а отсутствие или неправильный анализ по одному сектору может негативно сказаться на общем анализе и формирование прогнозов социально-экономического развития страны. Следовательно, проблема отсутствия единого реестра СО НКО действительно является актуальной на сегодняшний день.

Исследование базируется на нормативно- правовых актах Российской Федерации [1,2], в том числе в сфере НКО [3], информации с официальных сайтов Министерства юстиции [5], Министерства экономического развития [4], Росстата [6], Фонда президентских грантов [7], трудах российских ученых. О проблемах сектора НКО в своих работах упоминали Ю.И. Белова [8, с 14], коллектив авторов Финансового университета [10, с. 127-141], М.Б. Поляков [12, с. 19-23], Е.Л. Гришина [1, с. 172-177] и другие.

Результаты анализа источников показали, что проблема учета социально ориентированных некоммерческих организаций недостаточно разработана и практически не освещается. В связи с чем основной целью статьи является обоснование необходимости создания новой системы учета таких организаций — единого реестра социально ориентированных некоммерческих организаций. Научная новизна статьи включает практические рекомендации по формированию единого реестра СО НКО.

Результаты и их обсуждение

На данный момент существует несколько реестров некоммерческих организаций, которые ведутся как государственными органами, так и самими НКО, но все они не отражают полной ситуации деятельности НКО.

Наиболее полный реестр НКО ведет Министерство юстиции Российской Федерации. Формат реестра представлен на рисунке 1.

Изображение выглядит как текст

Автоматически созданное описание

Рисунок 1 «Реестр некоммерческих организаций Министерства юстиции Российской Федерации» [5] (дата обращения 30.09.2022)

Достоинствами данного реестра является то, что в нем учтены все НКО Российской Федерации и информация актуальна по состоянию на день, предшествующий поиску. Но, к сожалению, данный реестр имеет большое количество недостатков. С помощью данного реестра невозможно провести исследование или анализ, поскольку данные нельзя выгрузить в форме таблицы, невозможно сразу выбрать несколько организационно-правовых форм, нет возможности одним кликом отметить сразу все регионы, в реестре имеется только два статуса: зарегистрирована или исключена, нет статуса в процессе ликвидации. Все перечисленные замечания говорят о неудобстве данного реестра и необходимости больших трудозатрат при работе с ним.

Другой реестр, который также ведет орган государственной власти — это реестр именно СО НКО, который ведет Министерство экономического развития России. Данный реестр появился совсем недавно — 1 января 2022 года. Фрагмент данного реестра представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 «Составляющая реестра СО НКО Министерства экономического развития России» [4] (дата обращения 07.10.2022)

Говоря о функциональности, то он более удобен для пользователей, поскольку содержащуюся информацию можно увидеть как в виде карты, что визуально удобно, так и в форме таблицы, которую можно скачать и использовать для анализа. Данные так же как и в предыдущем реестре актуальны на день предшествующий поиску. В качестве доработки стоит предусмотреть возможность выбора даты на которую необходима выгрузка, поскольку с помощью данной функции появится возможность прослеживать динамику количества СО НКО. Невзирая на достаточно удобный пользовательский интерфейс и данный реестр не лишен недостатков. Главным таким недостатком является неполнота данных о СО НКО. Стоит сразу отметить, что изначальной задачей данного реестра являлся не учет всех имеющихся на территории России СО НКО, а соблюдение Налогового кодекса, по которому коммерческие организации, жертвующие НКО из реестра СО НКО, имеют право на различные налоговые преференции от государства. Это было сказано начальником отдела департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития России Татьяной Евлампиевой [2,23]. В данной задаче можно увидеть отчасти большую направленность на субъектов малого и среднего бизнеса, а не сами НКО. В реестре Минэкономразвития входят СО НКО-получатели субсидий бюджетов всех уровней, президентских грантов, поставщики и исполнители социальных услуг, такие организации также имеют право на дополнительные меры поддержки от государства. Исходя из чего реестр содержит информацию не о всех имеющихся на территории России СО НКО. С одной стороны такой реестр может показывать «реально действующие» СО НКО, которые активно занимаются своей деятельностью и участвуют в привлечение помощи, но с другой стороны теряется большой объем информации о таких же активных организациях, которые, например, участвовали в грантовых конкурсах, но не победили и не получили поддержку. То есть, фактически такая организация «живая», она пыталась получить поддержку, но не смогла, следовательно она не может быть включена в реестр СО НКО Минэкономразвития. Исходя только из открытых данных по второму конкурсу 2022 года Фонда президентских грантов можно примерно понять, какая доля организаций лишается права попасть в данный реестр. Так на 13 конкурс президентских грантов заявки на участие подали 9 640 некоммерческих организаций, а выиграли 1 889 или 19,6% [7]. Таким образом, в реестр СО НКО будет включена информация лишь о менее чем 19,6% НКО участвовавших в конкурсе, поскольку некоторые организации участвуют в президентских конкурсах уже не первый раз и информация о них уже имеется в реестре.

Следующим источником информации о СО НКО является отчет Росстата. Территориальные органы Росстата в субъекте Российской Федерации собирают основную информацию о деятельности СО НКО по форме 1-СОНКО. На сайте ведомства можно найти данную форму, она достаточно содержательная и включает много информации об НКО. На основе региональных данных центральный аппарат Росстата составляет сводный отчет, с такими показателями деятельности НКО, как общее количество организаций, количество поступивших средств, средняя численность работников всех организаций, средняя численность добровольцев всех организаций, распределение по видам деятельности, источники формирования денежных средств и иного имущества СО НКО, статьи использования денежных средств и иного имущества, формы работы и ее результаты, распределение СО НКО по наличию помещения [6].

Данная статистика содержит большой объем полезной информации для анализа, удобно выгружается, но главным недостатком является достаточно большой временной лаг. Так, по состоянию на 07.10.2022 доступен отчет лишь за 2020. Большой временной разрыв не дает возможности адекватной оценки, тем более в настоящих реалиях. Также внимания заслуживает тот факт, что в ежемесячном докладе "Социально-экономическое положение России" отсутствует раздел, посвященный некоммерческому сектору, который имеет прямое отношение к социальной сфере, таким образом без оценки динамики остается целый сектор экономики, что является большим упущением. В целях устранения данного пробела стоит предусмотреть возможность включения в данный ежемесячный доклад информации об основных показателях деятельности некоммерческого сектора.

Сами НКО тоже осознают проблему отсутствия реестра всех СО НКО в России, поэтому есть пример разработки такого реестра АНО "Атлас НКО". Интерфейс данного реестра представлен на рисунке 3.

Рисунок 3 «Реестр некоммерческих организаций АНО "Атлас НКО"» [22] (дата обращения 30.09.2022)

С точки зрения использования данный реестр достаточно удобный, имеет различные фильтры, но нет возможности выгрузки полученных данных, также отсутствует дата, на которую актуальна представленная информация. И, главное — это вопрос достоверности представленной информации- откуда она получена, когда, на сколько полна и актуальна.

Выводы

Проанализировав состояние доступных в настоящий момент реестров НКО можно прийти к следующим выводам:

1) Реестр Минюста содержит информацию обо всех НКО, но он не удобен для работы.

2) Реестр СО НКО Минэкономразвития содержит информацию только о тех НКО, которым была предоставлена поддержка от государства, а не обо всех СО НКО.

3) Отчеты Росстата содержат много полезной информации для анализа, но публикуются с большим временным лагом, что делает представленную информацию неактуальной, особенно в текущих реалиях.

4) Атлас НКО, разработанный некоммерческой организацией достаточно удобен в использовании, но не является официальным источником, поэтому нельзя говорить о полной достоверности представленных данных.

На основе полученных результатов предлагаются следующие действия:

1) Одному из государственных ведомств необходимо взять контроль (кураторство) над сектором НКО или же сформировать такой орган или подведомственною государству организацию.

2) Необходимо начать с учета и анализа действующих некоммерческих организаций, в связи с чем необходима разработка полного, актуального, достоверного и удобного в использовании реестра. Чтобы данные были достоверны такой реестр должен вести орган власти или подведомственная ему организация.

3) Реестр СО НКО Минэкономразвития целесообразней переименовать в реестр НКО- получателей поддержки по аналогии с единым реестром субъектов малого и среднего предпринимательства- получателей поддержки. В таком случае название реестра будет отражать его содержание. А будущий реестр, который будет содержать всю информацию о социально-ориентированных некоммерческих организациях должен называться СО НКО.

Таким образом, отсутствие полных, точных и актуальных данных по целому сектору экономики является большим пробелом, который необходимо как можно быстрее восполнить. Создание реестра СО НКО должно стать первым шагом к комплексной оценке, регулированию и прогнозированию поддержки положения данного сектора.


Источники:

1. Конституция Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.constitution.ru/ (дата обращения: 29.09.2022).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 29.09.2022).
3. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/ (дата обращения: 25.09.2022).
4. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://data.economy.gov.ru/analytics/sonko (дата обращения: 07.10.2022).
5. Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://unro.minjust.ru/ (дата обращения: 30.09.2022).
6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/1-sonko.html (дата обращения: 07.10.2022).
7. Официальный сайт Фонда президентских грантов. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/public/news/opredeleny-pobediteli-trinadtsatogo-konkursa-fonda-prezidentskikh-grantov (дата обращения: 26.09.2022).
8. Белова Ю.И. Основы управление результативностью некоммерческих организаций. / монография. - Москва :Русайнс, 2021. – 138 c.
9. Доклад Центра оценки общественных инициатив Института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ, 2020 «Вклад НКО в борьбу с пандемией: российский контекст». [Электронный ресурс]. URL: https://politinst.hse.ru/data/2020/05/18/1549499510/%D0%9D%D0%9A%D0%9E%20%D0%B8%20%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0% (дата обращения: 26.09.2022).
10. Барков А.В., Ручкина Г.Ф., Демченко М.В. Государственное регулирование деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. - Москва : ИНФРА-М, 2022. – 181 c.
11. Гришина Е. Л. Управление государственным реестром некоммерческих организаций на основе использования возможностей цифровых технологий инновационной экономики // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2021. – № 1(127). – c. 172-177.
12. Поляков М. Б. Особенности и проблемы мер государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в России // Финансовые рынки и банки. – 2021. – № 3. – c. 19-23.
13. Зыкова Н. Н., Полухина А.Н. Оценка современного состояния деятельности со НКО и разработка модели сетевого управления (на примере Республики Марий эл) // Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия: Экономика и управление. – 2021. – № 4(52). – c. 63-77. – doi: 10.25686/2306-2800.2021.4.63.
14. Немцев А. В. Особенности развития некоммерческого сектора в России // Образование и право. – 2021. – № 4. – c. 226-231. – doi: 10.24412/2076-1503-2021-4-226-231.
15. Пилипенко А. Д. Роль СО НКО в формировании основ новой гражданственности в России // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. – 2022. – № 3. – c. 95-101. – doi: 10.26794/2226-7867-2022-12-3-95-101.
16. Косыгина К. Е. Оценка тенденций и проблем функционирования некоммерческого сектора в рыночной экономике: региональный контекст // Вопросы территориального развития. – 2021. – № 5. – doi: 10.15838/tdi.2021.5.60.3.
17. Немгирова С. Н. Анализ современного состояния некоммерческого сектора: региональный эмпирический срез // Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. – 2021. – № 1(42). – c. 51-60. – doi: 10.24412/2071-7830-2021-142-51-60.
18. Чащина А. А., Дерид Р.С. Стратегии развития социально ориентированных НКО в сфере социальной политики государства // Вестник Восточно-Сибирской Открытой Академии. – 2021. – № 41(41).
19. Reiff N. How Blockchain Can Protect the Global Economy. [Электронный ресурс]. URL: https://www.investopedia.com/tech/how-blockchain-can-protect-global-economy (дата обращения: 08.10.2022).
20. Информационный ресурсный центр НКО. [Электронный ресурс]. URL: https://vestnik-nko.ru/connections/ (дата обращения: 30.09.2022).
21. Сайт – справочник общероссийских классификаторов. [Электронный ресурс]. URL: https://classifikators.ru/okopf/70000 (дата обращения: 02.10.2022).
22. Сайт Автономной некоммерческой организации Центра инноваций социальной сферы Атлас некоммерческих организаций. [Электронный ресурс]. URL: https://atlas-nko.ru/search (дата обращения: 30.09.2022).
23. Сайт Агентства социальной информации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.asi.org.ru/news/2022/02/09/mineko-chas/ (дата обращения: 02.10.2022).
24. Теплица социальных технологий – общественный образовательный проект, направленный на развитие сотрудничества между некоммерческим сектором и IT-специалистами. [Электронный ресурс]. URL: https://te-st.ru/2018/04/20/what-means-nonprofit-organisation/ (дата обращения: 02.10.2022).
25. Чеканова И. Ю., Ряховская А.Н. Фудшеринг как инструмент антикризисного управления и достижения целей устойчивого развития // Стратегии бизнеса. – 2021. – № 11. – c. 331-334. – doi: 10.17747/2311-7184-2021-11-331-334.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:42:29