Социально ориентированные некоммерческие организации как поставщики социальных услуг: проблемы, векторы развития

Кравченко Е.В., Суховеева А.А.

Статья в журнале

Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность
Том 1, Номер 3 (Июль-сентябрь 2020)

Цитировать:
Кравченко Е.В., Суховеева А.А. Социально ориентированные некоммерческие организации как поставщики социальных услуг: проблемы, векторы развития // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2020. – Том 1. – № 3. – doi: 10.18334/social.1.3.111178.



Введение. Одной из важнейших функций, возложенных на государство, является обеспечение социального благополучия своих граждан, предоставление свободного доступа к социальным услугам. С развитием современного общества, внедрением инновационного для России подхода к организации рынка социальных услуг, совершенствованием законодательной базы в области социального обслуживания и социальной защиты населения, государство расширило границы социального обеспечения, путем привлечения некоммерческих организаций различного вида к оказанию и предоставлению социальных услуг гражданам. Опыт зарубежных стран доказывает эффективность негосударственных некоммерческих организаций в тех сферах где они успешно функционируют, что позволяет снизить государственные расходы, способствует развитию социальной сферы, внедрению социальных инноваций, формированию благоприятной инвестиционной привлекательности, сохранению и приумножению образовательного, интеллектуального и духовного потенциала общества.

Теоретическим и практическим аспектам развития социально – ориентированных некоммерческих организаций в последнее время уделяется достаточно большое внимание в научной литературе. Так, Федоровой М.Н. рассматривается роль СО НКО в различных моделях социальной политики, обосновывается целесообразность использования успешного опыта зарубежных стран в вопросах партнерства некоммерческих организаций и государства. [16, с. 77-91]. В работах Мерсияновой И.В., Боневолинского В.Б. раскрываются преимущества и недостатки НКО, как поставщиков социальных услуг в сравнении с государственными учреждениями или коммерческими организациями в России. [6; 7]. Сабирова З.Э., Долина О.Н. в своих трудах рассматривают меры государственной поддержки НКО, функционирующих в социальной сфере, отмечают положительную роль таких институтов поддержки СО НКО, как ресурсные центры и центры инноваций социальной сферы, определяют проблемы и направления совершенствования механизма государственной поддержки. [3; 12]

Несомненно, заслуживает внимания исследование Тополевой-Солдуновой Е.А., Орловой Е.Г. и др. [14], в котором дается оценка деятельности СО НКО, описываются основные барьеры, возникающие у НКО при вовлечении в оказание социальных услуг и сформированы предложения по их преодолению. Стоит отметить работы таких авторов как Романова В.В., Ханова Л.М. [10, с. 128-137], Рудник Б.Л., Куштанина Е.В. [11, с. 117-137] и др., акцентирующих внимание на наиболее успешных региональных практиках функционирования НКО, проблемах, препятствующих их эффективной деятельности.

Вместе с тем, вопросы комплексной оценки потенциала и анализа проблемных зон социально ориентированных НКО, как поставщиков социальных услуг на региональном и муниципальном уровнях требуют более глубоких исследований, что особенно актуально в современных условиях.

Социально ориентированные некоммерческие организации (СО НКО) в структуре «третьего сектора» занимают особое место, по сути, являясь его основным звеном, и в последнее время находятся под пристальным вниманием государства и общественности. С момента введения статуса СО НКО в 2010 году отмечается ежегодное увеличение их численности, что обусловлено востребованностью у населения и желанием граждан объединяться для решения социальных проблем. Именно СО НКО, оказывая социальные услуги соединяют профессионализм и неравнодушие к каждому человеку, предоставляя порой уникальные услуги, не включенные в перечень услуг государственных и муниципальных учреждений, такие как, социализация/адаптация семей, в которых есть люди с особыми потребностями; работа не только с отдельными категориями нуждающихся, но и с их семьями, ближайшим окружением; сопровождаемое проживание/тренировочные квартиры и т.д.

Сегодня СО НКО рассматриваются как перспективный и выгодный участник рынка предоставления социальных услуг, к сильным сторонам которого, следует отнести:

– экономическую эффективность: по сравнению с услугами государственных учреждений, услуги предоставляются с низкими издержками за счет привлечения волонтеров; СО НКО проще привлекать внебюджетные источники финансирования и проще выстраивать сотрудничество с бизнесом;

– клиентоориентированный подход: специалисты СО НКО оказывают услуги, в том числе не входящие в перечень предоставляемых социальных услуг, в отличии от государственных учреждений, в праздничные и выходные дни, в нерабочее время, а также в ходе деятельности выявляют проблемы, раннее не являющиеся объектами рассмотрения социальной политики;

– инновационный подход в решении социальных проблем: многие современные информационные технологии и формы социальной работы разработаны и внедрены некоммерческими организациями, а потом переданы государственным учреждениям.

Таким образом, СО НКО представляются одним из значимых партнеров в решении проблем в социальной сфере и занимают особый сектор на рынке социальных услуг, соответствующий их миссии: оперативно рефлексировать на возникающие потребности общества.

Сегодня в России отмечается активизация вовлечения СО НКО в сферу оказания социальных услуг. Значимость данного подхода значительно возрастает в современных социально-экономических условиях, что обусловлено возрастающей необходимостью повышения эффективности предоставления социальных услуг. СО НКО в современных условиях должны выступать равноправным, сильным и экономически состоятельным партнером государства в предоставлении социальных услуг, в решении широкого спектра актуальных задач – от обеспечения устойчивого воспроизводства населения до сопровождения социально незащищенных категорий граждан, нуждающихся в поддержке. [1]

В регионах России реализуется ряд мероприятий по поддержке СО НКО и развитию рынка социальных услуг. Их целью является формирование среды для устойчивой и профессиональной деятельности некоммерческих организаций, участвующих в решении задач социально-экономического развития регионов, в том числе:

– повышение доверия общества к деятельности некоммерческого сектора, увеличение потенциала СО НКО, в том числе, как поставщиков социальных услуг;

– эффективное использование потенциала СО НКО в решении социальных и экономических проблем;

– увеличение количества "зрелых" СО НКО;

– увеличение количества реально действующих СО НКО в муниципальных образованиях регионов;

– развитие инфраструктуры поддержки деятельности СО НКО, в том числе повышение устойчивости существующих ресурсных центров поддержки деятельности СО НКО, создание новых районных и межрайонных "точек роста" гражданской активности. [5, с. 138-153]

В настоящее время СО НКО предоставляется доступ к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг по 6 направлениям, на которые в 2018 году было выделено более 31,3 млрд руб., что на 30 % превысило показатель 2017 года, из них:

– на социальную защиту и социальное обслуживание 929 организациям выделено 11, 2 млрд руб., (33 % от общего объема средств переданных на оказание услуг);

– на оказание услуг в сфере образования 1 316 организациям выделены средства в объеме 8,1 млрд руб. (24 %);

– на направление «Физическая культура и спорт» передано 7,6 млрд руб. (22 %);

– на оказание социальных услуг в области культуры, охраны здоровья населения и молодежной политики направлено более 4, 2 млрд руб. (21 %).

Выделенные средства были направлены 4,4 тыс. организаций, количество которых по сравнению с 2017 годом увеличилось на 7 %.

В основном передача государственных и муниципальных услуг СО НКО осуществляется в отрасли «Социальная защита и социальное обслуживание». Следует отметить, по сравнению с 2017 годом объем средств, выделенных на данное направление, увеличился на 93 %. Лидирующие позиции по объему переданных бюджетных средств СО НКО в сфере социальной защиты и социального обслуживания в 2018 году занимают следующие субъекты: г. Москва, Самарская и Московская области и г. Санкт-Петербург, где объемы переданных средств составили 3,29 млрд руб., 2,31 млрд руб., 2,01 млрд руб., 0,59 млрд руб. соответственно.

Наибольшее число СО НКО, предоставляющих услуги населению в сфере социальной защиты и социального сопровождения в 2018 году отмечалось в Республика Татарстан (96), г. Москва (83), Республика Башкортостан (60), г. Санкт-Петербурге (53), Брянская область (45). Обратим внимание, лидерами являются те регионы, в которых созданы и эффективно работают ресурсные центры, которые активно внедряют в практику работы современные цифровые технологии и служат сервисными коммуникационными площадками, что способствует успешному решению проблем установления обратной связи СО НКО с заинтересованными органами государственной власти, местного самоуправления, бизнесом и широким кругом стейкхолдеров.

В 2018 году в России более 22 миллионов человек стали получателями социальных услуг, оказанных СО НКО, что в 3,6 раза выше показателя 2017 года. [14]

Таблица 1.

Динамика численности граждан, получивших услуги от СО НКО в 2017-2018 годах в отраслевом разрезе

Отрасль
2017
млн. чел.
2018
млн. чел.
Снижение/увеличение
млн руб.
%
Социальная политика
7,3
8,4
1,1
15,1
Образование
13,3
16,2
2,9
21,8
Культура и кинематография
9,6
13,9
4,3
44,8
Здравоохранение
12,7
15,2
2,5
19,7
Физкультура и массовый спорт
5,1
6,7
1,6
31,3
Источник: составлено автором

Представленные данные свидетельствуют об участии граждан в формировании гражданского общества посредством самоорганизации в различные НКО, которые вносят весомый вклад и помощь в те направления финансово-хозяйственной жизни страны, где государству можно сократить финансирование из‑за недостаточности бюджетных средств.

В настоящее время государственные программы субъектов Российской Федерации (подпрограммы государственных программ) по поддержке СО НКО реализуются в 74 регионах страны. Рост мер поддержки СО НКО отмечается и на муниципальном уровне. В 2018 году доля муниципалитетов и городских кругов, оказывающим поддержку СО НКО увеличилась на 142 %, темп роста составил 8,4 %. В 24 субъектах РФ данные мероприятия реализовали 100 % муниципальных районов и городских округов. В 20 субъектах из регионального бюджета на поддержку СО НКО были предоставлены субсидии местным бюджетам в объеме 3,33 млрд руб., что больше, чем в 2017 году, на 15 %. Однако, несмотря на положительную динамику, СО НКО, которые стремятся получить доступ к оказанию социальных услуг, сталкиваются с различными экономическими и административными ограничениями, такими как:

– отсутствие значительных первоначальных капитальных вложений, необходимых для непосредственного оказания услуг;

– ограниченная доступность к финансовым ресурсам для НКО;

– наличие преимуществ у государственных (муниципальных) учреждений, например, предоставление им субсидий на иные цели и цели осуществления капитальных вложений;

– лицензирование отдельных видов деятельности;

– предоставление льгот государственным (муниципальным) учреждениям;

– стандарты качества оказания услуг. [17, с. 61-62]

Также следует отметить препятствия к участию СО НКО в оказании услуг, которые характерны для всех отраслей социальной сферы, в том числе:

– отсутствие необходимого методического сопровождения региональных органов исполнительной власти в организации работы с СО НКО со стороны профильных федеральных органов исполнительной власти;

– недостаточная информированность органов исполнительной власти регионов о механизмах привлечения СО НКО к оказанию услуг за счет бюджетных средств, а также их недоверие к СО НКО и как следствие незаинтересованность во взаимодействии;

– отсутствие четкого разграничения понятий «услуга» и «работа», что зачастую приводит к неточностям в показателях, а следовательно, и к некорректным оценкам динамики процесса доступа НКО к оказанию услуг в социальной сфере;

– сложности с финансированием оказанных СО НКО услуг, обусловленные тем, что оценка необходимого объема средств региональных и муниципальных бюджетов на оказание услуг в социальной сфере ведется на основании данных предыдущего года с учетом существующего спроса на них;

– невысокая активность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вовлечению СО НКО в реализацию национальных проектов, отсутствие системной работы с СО НКО, направленной на более полное использование их потенциала;

– экономически необоснованные нормативы подушевого финансирования услуг и недостаточные размеры компенсаций негосударственным поставщикам, установленные в субъектах РФ;

– большой объем предоставляемой СО НКО отчетности за оказанные услуги, усложненный отсутствием доступа к информационным системам, упрощающим подачу такой отчетности;

– недостаток у СО НКО квалифицированных сотрудников для оказания услуг в социальной сфере и работы с бюджетными средствами.

Президентом Российской Федерации В.В. Путиным подписан закон об упрощенном порядке включения некоммерческих организаций в реестр исполнителей общественно полезных услуг, данная мера позволит упростить и ускорить процедуру включения добросовестных СО НКО в реестр. [15] Если СО НКО надлежащим образом реализовала проект по одному или нескольким приоритетным направлениям в сфере оказания общественно полезных услуг с использованием финансирования Фонда президентских грантов, то эта организация сможет получить статус исполнителя общественно полезных услуг без всяких дополнительных заключений о надлежащем качестве оказываемых услуг от профильных органов исполнительной власти субъекта РФ, что позволит расширить возможности вхождения СО НКО на рынок социальных услуг, упрощая существующие барьеры и даст возможность на приоритетное получение государственной поддержки.

Сегодня реализация полномочий СО НКО в регионах существенно различается по качественным и количественным показателям, что приводит к высокой степени дифференциации в обеспечении СО НКО доступа к бюджетным средствам между субъектами страны. Большинство социально ориентированных некоммерческих организаций ожидают поддержку со стороны государства, причем такая позиция существовала на всех этапах развития НКО в нашей стране. Однако результаты опросов руководителей НКО 2012-2019 гг. в рамках мониторинга состояния гражданского общества НИУ ВШЭ показывают, что треть (31-34 %) руководителей НКО считают, что существует большой разрыв между провозглашаемой и фактической политикой государства в отношении гражданских инициатив, общественных, некоммерческих организаций. [13]

Многие российские негосударственные некоммерческие организации испытывают проблемы на всех этапах своего функционирования. По данным всероссийского обследования НКО (n = 1000, 2019 г.), проводимого в рамках мониторинга состояния гражданского общества НИУ ВШЭ, 19 % руководителей обследованных НКО полагают, что в возглавляемых ими организаций нет проблем, 76 % респондентов отметили хотя бы одну проблему из предложенного списка. [8]

Таблица 2.

Основные проблемы функционирования некоммерческих организаций

Проблема
%
нехватка денег, материальных средств
43
отсутствие поддержки, интереса со стороны возможных спонсоров, бизнес-структур
23
отсутствие интереса со стороны властей:
– местных
– региональных

20
16
проблема с помещениями
15
нехватка рекламы деятельности организации
11
недостаток транспортных средств
10
несовершенство российского законодательства
10
Источник: составлено автором на основе Аналитического бюллетеня НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире. 12.06.2020. № 5. URL: https://www.hse.ru/corona/

Как видно из представленных данных, основной проблемой является недостаток финансирования. Сегодня, бюджетные средства в форме грантов и субсидий, выделяемые на реализацию социальных проектов носят краткосрочный характер, не нацелены на поддержку инфраструктуры и инновационной деятельности и не способствуют созданию условий для финансово- экономической устойчивости организации. Представляется целесообразным отдельно выделить направление государственной финансовой поддержки на развитие материально – технической и инновационной составляющей деятельности СО НКО, что даст им возможность выполнять долгосрочные социальные проекты, повысит их устойчивость и самостоятельность.

Следует отметить, что для многих СО НКО, помимо бюджетных средств, источниками доходов являются средства от предпринимательской деятельности, поступления от различных внебюджетных источников, в т.ч. от частных пожертвований, средства от оказания социальных услуг. Так, из числа участников мониторинга, проводимого Общенациональным союзом некоммерческих организаций, 95,18 % указали на то, что учредительными документами организации предусмотрено ведение деятельности, приносящей доход, однако лишь 23 % из них ведут эту деятельность. [4]

Таким образом, можно сделать вывод, что организации заинтересованы в развитии собственной деятельности, приносящей доход. Вместе с тем, как уже отмечалось выше, существует ряд препятствий для ведения данной деятельности, а именно: слабая материально-техническая база либо полное ее отсутствие; неравная конкуренция на рынке социальных услуг с государственными организациями и представителями малого и среднего бизнеса, имеющими больше льгот и преимуществ по сравнению с СО НКО; значительное количество отчетных документов. К проблемам также необходимо отнести и отсутствие методики определения тарифов на новые, в т. ч. инновационные услуги НКО в социальной сфере, не возмещается оказание срочных социальных услуг, отсутствуют стандарты по многим социальным услугам. Зачастую СО НКО не могут покрыть даже минимальные расходы за оказанные услуги, в отличии от государственных социальных организаций, в которых государство финансируют многие расходы (аренда и содержание помещений, административные издержки и т.д.)

Во время пандемии федеральными органами власти был принят ряд мер, направленных на поддержку третьего сектора в нашей стране. 26 марта 2020 г. состоялась встреча президента РФ В. В. Путина с представителями предпринимательского сообщества, участники которой поддержали НКО, предложив рассмотреть вопрос о снижении страховых взносов для некоммерческих организаций, что говорит о во-первых, солидарности российского коммерческого и некоммерческих секторов, во-вторых – социальной ориентированности российский предпринимателей. По итогам встречи президент утвердил перечень поручений, в которых содержится требование о реализации дополнительных мер поддержки СО НКО, участвующих в мероприятиях по поддержке граждан в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. [2]

Также, в поручении от 11 мая 2020 года президента РФ Владимира Путина Правительству Российской Федерации сделан акцент на поддержке СО НКО. Меры поддержки затронут вопросы кредитования, налогообложения, сдачи финансовой отчётности и проведения аудиторских проверок СО НКО. Принятые меры помогут стимулировать бизнес активнее вовлекаться в некоммерческие практики, что приведет к появлению новых игроков на поле корпоративной благотворительности. [9]

Президентом 08.06.2020 года подписан Федеральный закон от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", предоставляющий налоговую поддержку некоторых категорий НКО, а также социально ответственного бизнеса, оказывающего поддержку НКО. Принятие закона обеспечит снижение налоговых издержек для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые безвозмездно помогают организациям, ИП и социально ориентированным НКО в борьбе с распространением пандемии COVID -19. Развитие государственной политики по отношению к НКО в современных условиях обусловило ускорение трансформации данного сектора. Важно, чтобы организации гражданского общества смогли адекватно ответить на принципах прозрачности и подотчетности на новые меры государственной политики, создающие благоприятные условия для их деятельности.

Заключение. Таким образом, в настоящее время в России отмечается активный процесс развития социально ориентированных некоммерческих организаций, как перспективных поставщиков социальных услуг, сопровождающийся установлением более четкой правовой основы, расширением мер государственной поддержки. В субъектах Российской Федерации идет формирование реестров поставщиков социальных услуг, реализация программы пошагового доступа СО НКО к бюджетному финансированию для оказания услуг в социальной сфере. Несмотря на существующие проблемы (недостаточное финансирование, отсутствие помещений и оборудования, неравная конкуренция на рынке социальных услуг и др.) СО НКО признаются равнозначными поставщиками социальных услуг наравне с государственными и коммерческими организациями. Привлечение СО НКО к оказанию социальных услуг в бюджетной сфере – перспективное направление увеличения доли третьего сектора в отечественной экономике, повышения качества социального обслуживания и эффективности функционирования социальной сферы в целом.


Страница обновлена: 16.11.2020 в 14:58:10