Социально ориентированные некоммерческие организации как поставщики социальных услуг: проблемы, векторы развития
Кравченко Е.В.1, Суховеева А.А.1
1 Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Россия, Ростов-на-Дону
Скачать PDF | Загрузок: 19 | Цитирований: 9
Статья в журнале
Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность (РИНЦ)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 1, Номер 3 (Июль-сентябрь 2020)
Цитировать:
Кравченко Е.В., Суховеева А.А. Социально ориентированные некоммерческие организации как поставщики социальных услуг: проблемы, векторы развития // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2020. – Том 1. – № 3. – С. 121-134. – doi: 10.18334/social.1.3.111178.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46353876
Цитирований: 9 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
На современном этапе развития рынка социальных услуг наблюдается увеличение интереса и доверия государства к деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, как к перспективным поставщикам социальных услуг, способным повысить их качество и уровень удовлетворенности получателей. Такие организации относятся многими экспертами к сфере социального предпринимательства. В статье исследуется современное состояние развития социально ориентированных некоммерческих организаций, их преимущества как поставщиков социальных услуг, рассматриваются проблемы, влияющие на эффективность их функционирования и дальнейшее развитие, а также меры государственной поддержки, направленные на формирование устойчивости данного сектора.
Ключевые слова: рынок социальных услуг, поставщики социальных услуг, некоммерческие организации
JEL-классификация: L31
Введение. Одной из важнейших функций, возложенных на государство, является обеспечение социального благополучия своих граждан, предоставление свободного доступа к социальным услугам. С развитием современного общества, внедрением инновационного для России подхода к организации рынка социальных услуг, совершенствованием законодательной базы в области социального обслуживания и социальной защиты населения государство расширило границы социального обеспечения путем привлечения некоммерческих организаций различного вида к оказанию и предоставлению социальных услуг гражданам. Опыт зарубежных стран доказывает эффективность негосударственных некоммерческих организаций в тех сферах, где они успешно функционируют, что позволяет снизить государственные расходы, способствует развитию социальной сферы, внедрению социальных инноваций, формированию благоприятной инвестиционной привлекательности, сохранению и приумножению образовательного, интеллектуального и духовного потенциала общества.
Теоретическим и практическим аспектам развития социально ориентированных некоммерческих организаций в последнее время уделяется достаточно большое внимание в научной литературе. Так, Федоровой М.Н. рассматривается роль СО НКО в различных моделях социальной политики, обосновывается целесообразность использования успешного опыта зарубежных стран в вопросах партнерства некоммерческих организаций и государства [16, с. 77–91] (Fedorova, 2016, р. 77–91). В работах Мерсияновой И.В., Боневолинского В.Б. раскрываются преимущества и недостатки НКО как поставщиков социальных услуг в сравнении с государственными учреждениями или коммерческими организациями в России [6, 7] (Mersiyanova, Benevolenskiy, 2016; Mersiyanova, Benevolenskiy, 2017). Сабирова З.Э., Долина О.Н. в своих трудах рассматривают меры государственной поддержки НКО, функционирующих в социальной сфере, отмечают положительную роль таких институтов поддержки СО НКО, как ресурсные центры и центры инноваций социальной сферы, определяют проблемы и направления совершенствования механизма государственной поддержки [3, 12] (Dolina, 2019; Sabirova, 2019).
Несомненно, заслуживает внимания исследование Тополевой-Солдуновой Е.А., Орловой Е.Г. и др. [14] (Orlov, Spivak et al., 2019), в котором дается оценка деятельности СО НКО, описываются основные барьеры, возникающие у НКО при вовлечении в оказание социальных услуг, и сформированы предложения по их преодолению. Стоит отметить работы таких авторов, как Романова В.В., Ханова Л.М. [10, с. 128–137] (Romanova, Khanova, 2017, р. 128–137), Рудник Б.Л., Куштанина Е.В. [11, с. 117–137] (Rudnik, Kushtanina, 2018, р. 117–137) и др., акцентирующих внимание на наиболее успешных региональных практиках функционирования НКО, проблемах, препятствующих их эффективной деятельности.
Вместе с тем вопросы комплексной оценки потенциала и анализа проблемных зон социально ориентированных НКО как поставщиков социальных услуг на региональном и муниципальном уровнях требуют более глубоких исследований, что особенно актуально в современных условиях.
Социально ориентированные некоммерческие организации (СО НКО) в структуре «третьего сектора» занимают особое место, по сути, являясь его основным звеном, и в последнее время находятся под пристальным вниманием государства и общественности. С момента введения статуса СО НКО в 2010 году отмечается ежегодное увеличение их численности, что обусловлено востребованностью у населения и желанием граждан объединяться для решения социальных проблем. Именно СО НКО, оказывая социальные услуги, соединяют профессионализм и неравнодушие к каждому человеку, предоставляя порой уникальные услуги, не включенные в перечень услуг государственных и муниципальных учреждений, такие как социализация/адаптация семей, в которых есть люди с особыми потребностями; работа не только с отдельными категориями нуждающихся, но и с их семьями, ближайшим окружением; сопровождаемое проживание / тренировочные квартиры и т.д.
Сегодня СО НКО рассматриваются как перспективный и выгодный участник рынка предоставления социальных услуг, к сильным сторонам которого следует отнести:
– экономическую эффективность: по сравнению с услугами государственных учреждений, услуги предоставляются с низкими издержками за счет привлечения волонтеров; СО НКО проще привлекать внебюджетные источники финансирования и проще выстраивать сотрудничество с бизнесом;
– клиентоориентированный подход: специалисты СО НКО оказывают услуги, в том числе не входящие в перечень предоставляемых социальных услуг, в отличие от государственных учреждений, в праздничные и выходные дни, в нерабочее время, а также в ходе деятельности выявляют проблемы, ранее не являющиеся объектами рассмотрения социальной политики;
– инновационный подход в решении социальных проблем: многие современные информационные технологии и формы социальной работы разработаны и внедрены некоммерческими организациями, а потом переданы государственным учреждениям.
Таким образом, СО НКО представляются одним из значимых партнеров в решении проблем в социальной сфере и занимают особый сектор на рынке социальных услуг, соответствующий их миссии: оперативно рефлексировать на возникающие потребности общества.
Сегодня в России отмечается активизация вовлечения СО НКО в сферу оказания социальных услуг. Значимость данного подхода значительно возрастает в современных социально-экономических условиях, что обусловлено возрастающей необходимостью повышения эффективности предоставления социальных услуг. СО НКО в современных условиях должны выступать равноправным, сильным и экономически состоятельным партнером государства в предоставлении социальных услуг, в решении широкого спектра актуальных задач – от обеспечения устойчивого воспроизводства населения до сопровождения социально незащищенных категорий граждан, нуждающихся в поддержке [1] (Benevolenskiy, Ivanov et al., 2019).
В регионах России реализуются ряд мероприятий по поддержке СО НКО и развитию рынка социальных услуг. Их целью является формирование среды для устойчивой и профессиональной деятельности некоммерческих организаций, участвующих в решении задач социально-экономического развития регионов, в том числе:
– повышение доверия общества к деятельности некоммерческого сектора, увеличение потенциала СО НКО, в том числе как поставщиков социальных услуг;
– эффективное использование потенциала СО НКО в решении социальных и экономических проблем;
– увеличение количества «зрелых» СО НКО;
– увеличение количества реально действующих СО НКО в муниципальных образованиях регионов;
– развитие инфраструктуры поддержки деятельности СО НКО, в том числе повышение устойчивости существующих ресурсных центров поддержки деятельности СО НКО, создание новых районных и межрайонных «точек роста» гражданской активности [5, с. 138–153] (Kravchenko, Popova, 2020, р. 138–153).
В настоящее время СО НКО предоставляется доступ к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг по 6 направлениям, на которые в 2018 году было выделено более 31,3 млрд руб., что на 30% превысило показатель 2017 года, из них:
– на социальную защиту и социальное обслуживание 929 организациям выделено 11,2 млрд руб., (33% от общего объема средств, переданных на оказание услуг);
– на оказание услуг в сфере образования 1 316 организациям выделены средства в объеме 8,1 млрд руб. (24%);
– на направление «Физическая культура и спорт» передано 7,6 млрд руб. (22%);
– на оказание социальных услуг в области культуры, охраны здоровья населения и молодежной политики направлено более 4,2 млрд руб. (21%).
Выделенные средства были направлены 4,4 тыс. организаций, количество которых по сравнению с 2017 годом увеличилось на 7%.
В основном передача государственных и муниципальных услуг СО НКО осуществляется в отрасли «Социальная защита и социальное обслуживание». Следует отметить, по сравнению с 2017 годом объем средств, выделенных на данное направление, увеличился на 93%. Лидирующие позиции по объему переданных бюджетных средств СО НКО в сфере социальной защиты и социального обслуживания в 2018 году занимают следующие субъекты: г. Москва, Самарская и Московская области и г. Санкт-Петербург, где объемы переданных средств составили 3,29 млрд руб., 2,31 млрд руб., 2,01 млрд руб., 0,59 млрд руб. соответственно.
Наибольшее число СО НКО, предоставляющих услуги населению в сфере социальной защиты и социального сопровождения, в 2018 году отмечалось в Республике Татарстан (96), г. Москве (83), Республике Башкортостан (60), г. Санкт-Петербурге (53), Брянской области (45). Обратим внимание, лидерами являются те регионы, в которых созданы и эффективно работают ресурсные центры, которые активно внедряют в практику работы современные цифровые технологии и служат сервисными коммуникационными площадками, что способствует успешному решению проблем установления обратной связи СО НКО с заинтересованными органами государственной власти, местного самоуправления, бизнесом и широким кругом стейкхолдеров.
В 2018 году в России более 22 миллионов человек стали получателями социальных услуг, оказанных СО НКО, что в 3,6 раза выше показателя 2017 года [14] (Orlov, Spivak et al., 2019).
Таблица 1
Динамика численности граждан, получивших услуги от СО НКО в 2017–2018 годах в отраслевом разрезе
Отрасль
|
2017
млн чел. |
2018
млн чел. |
Снижение/увеличение
| |
млн руб.
|
%
| |||
Социальная
политика
|
7,3
|
8,4
|
1,1
|
15,1
|
Образование
|
13,3
|
16,2
|
2,9
|
21,8
|
Культура
и кинематография
|
9,6
|
13,9
|
4,3
|
44,8
|
Здравоохранение
|
12,7
|
15,2
|
2,5
|
19,7
|
Физкультура
и массовый спорт
|
5,1
|
6,7
|
1,6
|
31,3
|
Представленные данные свидетельствуют об участии граждан в формировании гражданского общества посредством самоорганизации в различные НКО, которые вносят весомый вклад и помощь в те направления финансово-хозяйственной жизни страны, где государству можно сократить финансирование из‑за недостаточности бюджетных средств.
В настоящее время государственные программы субъектов Российской Федерации (подпрограммы государственных программ) по поддержке СО НКО реализуются в 74 регионах страны. Рост мер поддержки СО НКО отмечается и на муниципальном уровне. В 2018 году доля муниципалитетов и городских кругов, оказывающих поддержку СО НКО, увеличилась на 142%, темп роста составил 8,4%. В 24 субъектах РФ данные мероприятия реализовали 100% муниципальных районов и городских округов. В 20 субъектах из регионального бюджета на поддержку СО НКО были предоставлены субсидии местным бюджетам в объеме 3,33 млрд руб., что больше, чем в 2017 году, на 15%. Однако несмотря на положительную динамику, СО НКО, которые стремятся получить доступ к оказанию социальных услуг, сталкиваются с различными экономическими и административными ограничениями, такими как:
– отсутствие значительных первоначальных капитальных вложений, необходимых для непосредственного оказания услуг;
– ограниченная доступность к финансовым ресурсам для НКО;
– наличие преимуществ у государственных (муниципальных) учреждений, например, предоставление им субсидий на иные цели и цели осуществления капитальных вложений;
– лицензирование отдельных видов деятельности;
– предоставление льгот государственным (муниципальным) учреждениям;
– стандарты качества оказания услуг [17, с. 61–62] (Khabaev, 2019, р. 61–62).
Также следует отметить препятствия к участию СО НКО в оказании услуг, которые характерны для всех отраслей социальной сферы, в том числе:
– отсутствие необходимого методического сопровождения региональных органов исполнительной власти в организации работы с СО НКО со стороны профильных федеральных органов исполнительной власти;
– недостаточная информированность органов исполнительной власти регионов о механизмах привлечения СО НКО к оказанию услуг за счет бюджетных средств, а также их недоверие к СО НКО и, как следствие, незаинтересованность во взаимодействии;
– отсутствие четкого разграничения понятий «услуга» и «работа», что зачастую приводит к неточностям в показателях, а следовательно, и к некорректным оценкам динамики процесса доступа НКО к оказанию услуг в социальной сфере;
– сложности с финансированием оказанных СО НКО услуг, обусловленные тем, что оценка необходимого объема средств региональных и муниципальных бюджетов на оказание услуг в социальной сфере ведется на основании данных предыдущего года с учетом существующего спроса на них;
– невысокая активность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вовлечению СО НКО в реализацию национальных проектов, отсутствие системной работы с СО НКО, направленной на более полное использование их потенциала;
– экономически необоснованные нормативы подушевого финансирования услуг и недостаточные размеры компенсаций негосударственным поставщикам, установленные в субъектах РФ;
– большой объем предоставляемой СО НКО отчетности за оказанные услуги, усложненный отсутствием доступа к информационным системам, упрощающим подачу такой отчетности;
– недостаток у СО НКО квалифицированных сотрудников для оказания услуг в социальной сфере и работы с бюджетными средствами.
Президентом Российской Федерации В.В. Путиным подписан закон об упрощенном порядке включения некоммерческих организаций в реестр исполнителей общественно полезных услуг, данная мера позволит упростить и ускорить процедуру включения добросовестных СО НКО в реестр [15]. Если СО НКО надлежащим образом реализовала проект по одному или нескольким приоритетным направлениям в сфере оказания общественно полезных услуг с использованием финансирования Фонда президентских грантов, то эта организация сможет получить статус исполнителя общественно полезных услуг без всяких дополнительных заключений о надлежащем качестве оказываемых услуг от профильных органов исполнительной власти субъекта РФ, что позволит расширить возможности вхождения СО НКО на рынок социальных услуг, упрощая существующие барьеры и даст возможность на приоритетное получение государственной поддержки.
Сегодня реализация полномочий СО НКО в регионах существенно различается по качественным и количественным показателям, что приводит к высокой степени дифференциации в обеспечении СО НКО доступа к бюджетным средствам между субъектами страны. Большинство социально ориентированных некоммерческих организаций ожидают поддержку со стороны государства, причем такая позиция существовала на всех этапах развития НКО в нашей стране. Однако результаты опросов руководителей НКО 2012–2019 гг. в рамках мониторинга состояния гражданского общества НИУ ВШЭ показывают, что треть (31–34%) руководителей НКО считают, что существует большой разрыв между провозглашаемой и фактической политикой государства в отношении гражданских инициатив, общественных, некоммерческих организаций [13].
Многие российские негосударственные некоммерческие организации испытывают проблемы на всех этапах своего функционирования. По данным всероссийского обследования НКО (n = 1000, 2019 г.), проводимого в рамках мониторинга состояния гражданского общества НИУ ВШЭ, 19% руководителей обследованных НКО полагают, что в возглавляемых ими организаций нет проблем, 76% респондентов отметили хотя бы одну проблему из предложенного списка [8].
Таблица 2
Основные проблемы функционирования некоммерческих организаций
Проблема
|
%
|
Нехватка денег, материальных средств
|
43
|
Отсутствие поддержки, интереса
со стороны возможных спонсоров, бизнес-структур
|
23
|
Отсутствие интереса со стороны
властей:
– местных – региональных |
20 16 |
Проблема с помещениями
|
15
|
Нехватка рекламы деятельности организации
|
11
|
Недостаток транспортных средств
|
10
|
Несовершенство российского законодательства
|
10
|
Как видно из представленных данных, основной проблемой является недостаток финансирования. Сегодня бюджетные средства в форме грантов и субсидий, выделяемые на реализацию социальных проектов, носят краткосрочный характер, не нацелены на поддержку инфраструктуры и инновационной деятельности и не способствуют созданию условий для финансово-экономической устойчивости организации. Представляется целесообразным отдельно выделить направление государственной финансовой поддержки на развитие материально-технической и инновационной составляющей деятельности СО НКО, что даст им возможность выполнять долгосрочные социальные проекты, повысит их устойчивость и самостоятельность.
Следует отметить, что для многих СО НКО помимо бюджетных средств источниками доходов являются средства от предпринимательской деятельности, поступления от различных внебюджетных источников, в том числе от частных пожертвований, средства от оказания социальных услуг. Так, из числа участников мониторинга, проводимого Общенациональным союзом некоммерческих организаций, 95,18% указали на то, что учредительными документами организации предусмотрено ведение деятельности, приносящей доход, однако лишь 23% из них ведут эту деятельность [4].
Таким образом, можно сделать вывод, что организации заинтересованы в развитии собственной деятельности, приносящей доход. Вместе с тем, как уже отмечалось выше, существует ряд препятствий для ведения данной деятельности, а именно: слабая материально-техническая база либо полное ее отсутствие; неравная конкуренция на рынке социальных услуг с государственными организациями и представителями малого и среднего бизнеса, имеющими больше льгот и преимуществ по сравнению с СО НКО; значительное количество отчетных документов. К проблемам также необходимо отнести и отсутствие методики определения тарифов на новые, в том числе инновационные услуги НКО в социальной сфере, не возмещается оказание срочных социальных услуг, отсутствуют стандарты по многим социальным услугам. Зачастую СО НКО не могут покрыть даже минимальные расходы за оказанные услуги, в отличие от государственных социальных организаций, в которых государство финансирует многие расходы (аренда и содержание помещений, административные издержки и т.д.).
Во время пандемии федеральными органами власти были приняты ряд мер, направленных на поддержку третьего сектора в нашей стране. 26 марта 2020 г. состоялась встреча президента РФ В.В. Путина с представителями предпринимательского сообщества, участники которой поддержали НКО, предложив рассмотреть вопрос о снижении страховых взносов для некоммерческих организаций, что говорит, во-первых, о солидарности российского коммерческого и некоммерческих секторов, во-вторых – социальной ориентированности российский предпринимателей. По итогам встречи президент утвердил перечень поручений, в которых содержится требование о реализации дополнительных мер поддержки СО НКО, участвующих в мероприятиях по поддержке граждан в связи с распространением новой коронавирусной инфекции [2].
Также в поручении от 11 мая 2020 года Президента РФ Владимира Путина Правительству Российской Федерации сделан акцент на поддержке СО НКО. Меры поддержки затронут вопросы кредитования, налогообложения, сдачи финансовой отчетности и проведения аудиторских проверок СО НКО. Принятые меры помогут стимулировать бизнес активнее вовлекаться в некоммерческие практики, что приведет к появлению новых игроков на поле корпоративной благотворительности [9].
Президентом 08.06.2020 года подписан Федеральный закон от 08.06.2020 № 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», предоставляющий налоговую поддержку некоторых категорий НКО, а также социально ответственного бизнеса, оказывающего поддержку НКО. Принятие закона обеспечит снижение налоговых издержек для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые безвозмездно помогают организациям, ИП и социально ориентированным НКО в борьбе с распространением пандемии COVID-19. Развитие государственной политики по отношению к НКО в современных условиях обусловило ускорение трансформации данного сектора. Важно, чтобы организации гражданского общества смогли адекватно ответить на принципах прозрачности и подотчетности на новые меры государственной политики, создающие благоприятные условия для их деятельности.
Заключение. Таким образом, в настоящее время в России отмечается активный процесс развития социально ориентированных некоммерческих организаций как перспективных поставщиков социальных услуг, сопровождающийся установлением более четкой правовой основы, расширением мер государственной поддержки. В субъектах Российской Федерации идет формирование реестров поставщиков социальных услуг, реализация программы пошагового доступа СО НКО к бюджетному финансированию для оказания услуг в социальной сфере. Несмотря на существующие проблемы (недостаточное финансирование, отсутствие помещений и оборудования, неравная конкуренция на рынке социальных услуг и др.), СО НКО признаются равнозначными поставщиками социальных услуг наравне с государственными и коммерческими организациями. Привлечение СО НКО к оказанию социальных услуг в бюджетной сфере – перспективное направление увеличения доли третьего сектора в отечественной экономике, повышения качества социального обслуживания и эффективности функционирования социальной сферы в целом.
Источники:
2. Встреча с представителями предпринимательского сообщества. Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63069 (дата обращения: 10.08.2020).
3. Долина О.Н. Механизм государственной поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций в России и его совершенствование // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2019. – № 1. – c. 144-150.
4. Итоговый пресс-релиз 10 юбилейного съезда некоммерческих организаций России. Общенациональный союз некоммерческих организаций. [Электронный ресурс]. URL: https://rosnko.ru/2020/02/20/finalx (дата обращения: 06.08.2020).
5. Кравченко Е.В., Попова Г.В. Проблемы и направления привлечения социально ориентированных некоммерческих организаций к оказанию услуг в социальной сфере: региональный разрез. / Коллективная монография. Социальное предпринимательство и некоммерческие организации: современное состояние, проблемы и перспективы развития в меняющемся мире. - М.: Креативная экономика, 2020. – 138-153 (488) c.
6. Мерсиянова И.В., Беневоленский В.Б. Преимущества НКО как поставщиков социальных услуг: апробация в российских условиях // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2016. – № 4. – c. 7-26.
7. Мерсиянова И.В., Беневоленский В.Б. НКО как поставщики социальных услуг: верификация слабых сторон // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2017. – № 2. – c. 83-104.
8. Некоммерческий сектор в условиях коронакризиса: с какими проблемами пришлось столкнуться?. Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/corona (дата обращения: 05.08.2020).
9. Перечень поручений по итогам совещания о санитарно-эпидемиологической обстановке. Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63358 (дата обращения: 10.08.2020).
10. Романова В.В., Ханова Л.М. Отдельные аспекты развития механизма государственного субсидирования НКО в разрезе субъектов Российской Федерации // Финансы. – 2017. – № 6(102). – c. 128-137.
11. Рудник Б.Л., Куштанина Е.В. Привлечение НКО к оказанию социальных услуг: прозрачность применяемых процедур // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2018. – № 3. – c. 117-137.
12. Сабирова З.Э. Поддержка деятельности социально-ориентированных некоммерческих организаций в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. – 2019. – № 4(30). – c. 92-99. – doi: 10.17122/2541-8904-2019-4-30-92-99 .
13. Трансформация мер государственной поддержки НКО в период пандемии. Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/corona (дата обращения: 05.08.2020).
14. Орлов Е.Г., Спивак А.М. и др. Участие НКО в оказании услуг в социальной сфере (Специальный доклад Общественной палаты Российской Федерации). / Общественная палата Российской Федерации. - Москва: «Современные информационные системы», 2019. – 96 c.
15. Федеральный закон от 18 апреля 2020 года № 60-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 31.4 Федерального закона «О некоммерческих организациях»» вступит в силу с 15 сентября 2020 года. Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/news/63013 (дата обращения: 08.07.2020).
16. Федорова М.Н. Социально-ориентированные некоммерческие организации как субъекты социально-экономической системы: роль в социальной политике // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2016. – № 5. – c. 77-91.
17. Хабаев С.Г. Оценка способности оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере некоммерческими организациями // Финансы. – 2019. – № 10. – c. 60-64.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:13:51