Оценка объемов торговой деятельности ведущих маркетплейсов России

Каращук О.С.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 2 (Февраль 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=80480026

Аннотация:
В настоящее время объемы деятельности маркетплейсов России ежегодно возрастают. При этом показатели деятельности маркетплейсов, как правило, рассматриваются различными исследователями в качестве показателей торговли. Изучение трех наиболее крупных маркетплейсов России показало, что торговая деятельность формирует всего около одной четвертой их общего оборота. Поэтому с учетом состава осуществляемых технологических операций деятельность маркетплейсов не правомерно относить к торговой деятельности в качестве основной, что также подтверждается доминированием в их обороте поступлений от неторговых услуг. При изучении маркетплейсов их необходимо рассматривать в качестве инфраструктуры торговли, которая непосредственно не относится к торговой деятельности, но является частью ее экосистемы. Научная новизна проведенного исследования состоит в решении проблемы достоверной оценки объемов торговой деятельности маркетплейсов на основе расчета показателя их собственной торговой выручки. Статья представляет интерес для использования в дальнейших теоретических исследованиях и в практической деятельности предпринимателей при оценке показателей торговой деятельности маркетплейсов.

Ключевые слова: маркетплейс, электронная торговая площадка, электронная коммерция, электронная торговля, Интернет-торговля

JEL-классификация: L25, L81, M21

Источники:

1. Абросимова Е.А. К вопросу о договорной ответственности маркетплейсов // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2024. – № 2(30). – c. 231-240. – doi: 10.21603/2542-1840-2024-8-2-231-240.
2. Алимова И.О., Темирбулатова И.Р., Казакова А.А. Маркетплейс как тренд электронной коммерции // Финансовый бизнес. – 2023. – № 4(238). – c. 103-107.
3. Андронова Е.С., Рей А.И., Акжигитова Г.Р. Влияние цифровых многосторонних платформ на выживаемость фирм отрасли розничной торговли // Вопросы экономики. – 2021. – № 8. – c. 93-122. – doi: 10.32609/0042-8736-2021-8-93-122.
4. Бобрушева В.В., Антонова Е.Г. Рынок маркетплейсов: состояние и тенденции // Управление социально-экономическими системами. – 2023. – № 1. – c. 4-12.
5. Брагин Л.А., Никишин А.Ф., Панкина Т.В. Современные тенденции и перспективы развития рынка интернет-торговли // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2024. – № 2(143). – c. 157-166. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2024.02.02.017.
6. Буевич А.П. Маркетплейсы как ключевое звено современных каналов сбыта // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 6. – c. 2875-2884. – doi: 10.18334/epp.14.6.121249.
7. Варагич В.Д. Сравнительный анализ российских маркетплейсов на основе финансовых коэффициентов // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2024. – № 1(142). – c. 98-107. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2024.01.06.012.
8. Волкова М.А. Эффективная работа с маркетплейсом Wildberries: основные направления оптимизации издержек // Аллея науки. – 2023. – № 7(82). – c. 328-332.
9. Долгих Е.А., Першина Т.А., Башина О.Э. Статистический анализ работы маркетплейсов в Российской Федерации // Вестник Академии. – 2023. – № 1. – c. 20-29. – doi: 10.51409/v.a.2023.03.01.002.
10. Ильяшенко С.Б. Теоретические аспекты и особенности продвижения товаров на маркетплейсах // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2023. – № 10(139). – c. 31-38. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2023.10.03.005.
11. Кравченко Е.С. Инновационное развитие ритейла на основе имплементации тренд-технологий концепции «индустрия 4.0» // Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика: Сборник научных статей Международного научного форума. В 3-х томах. Москва, 2023. – c. 83-89.
12. Красильникова Е.А., Майорова Е.А., Чеглов В.П. Мировые тенденции развития и регулирования электронной торговли // Лизинг. – 2022. – № 2. – c. 4-16. – doi: 10.33920/VNE-03-2202-01.
13. Красильникова Е.А. Маркетплейсы как доминирующий онлайн-канал продаж в разрезе сравнительного анализа конкурентных преимуществ // Лизинг. – 2024. – № 4. – c. 19-23. – doi: 10.33920/VNE-3-2404-03.
14. Макринова Е.И., Матузенко Е.В., Глазунова О.А. Тенденции развития и показатели деятельности российских маркетплейсов как основных конкурентов на рынке онлайн-торговли // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2024. – № 1(104). – c. 202-213. – doi: 10.21295/2223-5639-2024-1-202-213.
15. Проскурин А.В. Анализ рынка маркетплейсов в России и перспективы его развития для финансовой стабилизации экономики // Экономическая среда. – 2023. – № 2(44). – c. 32-38. – doi: 10.36683/2306-1758/2023-2-44/32-38.
16. Румянцева А.Ю., Федоров В.А., Лазарева Н.А. Особенности оценки финансовой деятельности российских маркетплейсов // Фундаментальные исследования. – 2024. – № 8. – c. 55-62. – doi: 10.17513/fr.43660.
17. Третьякова И.Н., Лазарев А.С., Щербаченко Е.Р. Маркетплейс как цифровая платформа продвижения продукта // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2023. – № 6. – c. 125-136. – doi: 10.21869/2223-1552-2023-13-6-125-136.
18. Чеглов А.В., Чеглов В.П. Стратегии регулирования маркетплейсов на рынке Евросоюза // Вестник Государственного социально-гуманитарного университета. – 2023. – № 3(51). – c. 47-57.

Страница обновлена: 24.03.2025 в 14:03:59