Оценка объемов торговой деятельности ведущих маркетплейсов России

Каращук О.С.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 2 (Февраль 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=80480026

Аннотация:
В настоящее время объемы деятельности маркетплейсов России ежегодно возрастают. При этом показатели деятельности маркетплейсов, как правило, рассматриваются различными исследователями в качестве показателей торговли. Изучение трех наиболее крупных маркетплейсов России показало, что торговая деятельность формирует всего около одной четвертой их общего оборота. Поэтому с учетом состава осуществляемых технологических операций деятельность маркетплейсов не правомерно относить к торговой деятельности в качестве основной, что также подтверждается доминированием в их обороте поступлений от неторговых услуг. При изучении маркетплейсов их необходимо рассматривать в качестве инфраструктуры торговли, которая непосредственно не относится к торговой деятельности, но является частью ее экосистемы. Научная новизна проведенного исследования состоит в решении проблемы достоверной оценки объемов торговой деятельности маркетплейсов на основе расчета показателя их собственной торговой выручки. Статья представляет интерес для использования в дальнейших теоретических исследованиях и в практической деятельности предпринимателей при оценке показателей торговой деятельности маркетплейсов.

Ключевые слова: маркетплейс, электронная торговая площадка, электронная коммерция, электронная торговля, Интернет-торговля

JEL-классификация: L25, L81, M21

Источники:

1. Абросимова Е.А. К вопросу о договорной ответственности маркетплейсов // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2024. – № 2(30). – c. 231-240. – doi: 10.21603/2542-1840-2024-8-2-231-240.
2. Алимова И.О., Темирбулатова И.Р., Казакова А.А. Маркетплейс как тренд электронной коммерции // Финансовый бизнес. – 2023. – № 4(238). – c. 103-107.
3. Андронова Е.С., Рей А.И., Акжигитова Г.Р. Влияние цифровых многосторонних платформ на выживаемость фирм отрасли розничной торговли // Вопросы экономики. – 2021. – № 8. – c. 93-122. – doi: 10.32609/0042-8736-2021-8-93-122.
4. Бобрушева В.В., Антонова Е.Г. Рынок маркетплейсов: состояние и тенденции // Управление социально-экономическими системами. – 2023. – № 1. – c. 4-12.
5. Брагин Л.А., Никишин А.Ф., Панкина Т.В. Современные тенденции и перспективы развития рынка интернет-торговли // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2024. – № 2(143). – c. 157-166. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2024.02.02.017.
6. Буевич А.П. Маркетплейсы как ключевое звено современных каналов сбыта // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 6. – c. 2875-2884. – doi: 10.18334/epp.14.6.121249.
7. Варагич В.Д. Сравнительный анализ российских маркетплейсов на основе финансовых коэффициентов // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2024. – № 1(142). – c. 98-107. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2024.01.06.012.
8. Волкова М.А. Эффективная работа с маркетплейсом Wildberries: основные направления оптимизации издержек // Аллея науки. – 2023. – № 7(82). – c. 328-332.
9. Долгих Е.А., Першина Т.А., Башина О.Э. Статистический анализ работы маркетплейсов в Российской Федерации // Вестник Академии. – 2023. – № 1. – c. 20-29. – doi: 10.51409/v.a.2023.03.01.002.
10. Ильяшенко С.Б. Теоретические аспекты и особенности продвижения товаров на маркетплейсах // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2023. – № 10(139). – c. 31-38. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2023.10.03.005.
11. Кравченко Е.С. Инновационное развитие ритейла на основе имплементации тренд-технологий концепции «индустрия 4.0» // Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика: Сборник научных статей Международного научного форума. В 3-х томах. Москва, 2023. – c. 83-89.
12. Красильникова Е.А., Майорова Е.А., Чеглов В.П. Мировые тенденции развития и регулирования электронной торговли // Лизинг. – 2022. – № 2. – c. 4-16. – doi: 10.33920/VNE-03-2202-01.
13. Красильникова Е.А. Маркетплейсы как доминирующий онлайн-канал продаж в разрезе сравнительного анализа конкурентных преимуществ // Лизинг. – 2024. – № 4. – c. 19-23. – doi: 10.33920/VNE-3-2404-03.
14. Макринова Е.И., Матузенко Е.В., Глазунова О.А. Тенденции развития и показатели деятельности российских маркетплейсов как основных конкурентов на рынке онлайн-торговли // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2024. – № 1(104). – c. 202-213. – doi: 10.21295/2223-5639-2024-1-202-213.
15. Проскурин А.В. Анализ рынка маркетплейсов в России и перспективы его развития для финансовой стабилизации экономики // Экономическая среда. – 2023. – № 2(44). – c. 32-38. – doi: 10.36683/2306-1758/2023-2-44/32-38.
16. Румянцева А.Ю., Федоров В.А., Лазарева Н.А. Особенности оценки финансовой деятельности российских маркетплейсов // Фундаментальные исследования. – 2024. – № 8. – c. 55-62. – doi: 10.17513/fr.43660.
17. Третьякова И.Н., Лазарев А.С., Щербаченко Е.Р. Маркетплейс как цифровая платформа продвижения продукта // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2023. – № 6. – c. 125-136. – doi: 10.21869/2223-1552-2023-13-6-125-136.
18. Чеглов А.В., Чеглов В.П. Стратегии регулирования маркетплейсов на рынке Евросоюза // Вестник Государственного социально-гуманитарного университета. – 2023. – № 3(51). – c. 47-57.

Страница обновлена: 28.08.2025 в 16:36:14

 

 

Evaluation of the volumes of trading activity of leading marketplaces in Russia

Karashchuk O.S.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 2 (February 2025)

Citation:

Abstract:
Currently, the volume of activity of Russian marketplaces is growing every year. At the same time, the performance indicators of marketplaces are usually considered by various researchers as trade indicators. A study of the three largest marketplaces in Russia showed that trading activity accounts for only about a quarter of their total turnover. Therefore, taking into account the composition of technological operations carried out, it is not legitimate to classify the activities of marketplaces as the main trading activity, which is also confirmed by the dominance of income from non-trading services in their turnover. When studying marketplaces, they should be considered as a trading infrastructure that is not directly related to trading activities, but is a part of their ecosystem. The scientific value of the conducted research is to solve the problem of reliable estimation of the volume of trading activities of marketplaces based on the calculation of their own trading revenues. The article is of interest for further theoretical researches and for practical activities of businessmen in assessing the indicators of trading activity of marketplaces.

Keywords: marketplace, electronic trading platform, e-commerce, electronic trading, Internet trade

JEL-classification: L25, L81, M21