Разработка и адаптация маркетплейса для регионального агропромышленного комплекса
Савзиханова С.Э.1, Раджабов К.Я.1, Савина Е.В.1
1 Дагестанский государственный университет народного хозяйства, Россия, Махачкала
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 17, Номер 1 (Январь 2023)
Цитировать:
Савзиханова С.Э., Раджабов К.Я., Савина Е.В. Разработка и адаптация маркетплейса для регионального агропромышленного комплекса // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 1. – С. 205-216. – doi: 10.18334/ce.17.1.116692.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50353502
Аннотация:
В статье обосновывается необходимость разработки и адаптации цифровой торговой площадки в работу регионального агропромышленного комплекса (АПК), что позволит фермерским хозяйствам и предприятиям АПК автоматизировать работу и получить в удобном цифровом формате необходимые для этого сервисы
Ключевые слова: маркетплейсы, агропромышленный комплекс, регион, субсидирование, цифровые технологии, повышение эффективности
JEL-классификация: M31, Q13, Q18
Введение
Проблематика эффективного развития сельскохозяйственных регионов РФ обусловлена целым спектром нерешенных задач экономического и социального значения. Во многих регионах страны, и в частности в Республике Дагестан, уровень и качество жизни сельского населения существенно ниже, чем в других регионах РФ. Имеющая место ситуация обусловлена большим процентом населения, занятого в сельском хозяйстве, дефицитом земельных угодий, которые используются малыми формами хозяйствования (далее – МФХ), низкими доходами от реализации и переработки сельскохозяйственного сырья в силу невысокой производительности труда в системе АПК региона.
До настоящего времени все те вливания, которые делает государство в развитие сельскохозяйственного сектора (таблица 1), направлены в основном на развитие крупных агропромышленных комплексов. Между тем, во всем мире около 80% продуктов питания производят фермеры. В России этот показатель существенно ниже. Одна из проблем – сложности с реализацией продукции по выгодной для сельскохозяйственных товаропроизводителей цене [7].
В настоящее время информационно-аналитическими узлами в интернет-пространстве, которые объединяют экономики и способствуют развитию регионов и стран, являются маркетплейсы или цифровые торговые платформы [4]. Сельскохозяйственные товаропроизводители регионов РФ не только производят и продают различную продукцию, но и сами имеют различные потребности в средствах производства и сервисах. Тем самым они создают основу региональных экономик, и все эти экономики в масштабе России нужно интегрировать.
Это определяет потребность в создании B2B цифровой торговой платформы, с помощью которой будут взаимодействовать производители и потребители сельскохозяйственной продукции (кафе, рестораны, магазины, объекты социального питания), поставщики различных сервисов, необходимых фермерам (услуги по транспортировке, переработке, хранению продукции, финансовой поддержке и т.д.), а также госструктуры. В России роль государства очень значительна, и без серьезной поддержки с его стороны подобные системы не могут динамично развиваться.
В системе АПК пришли к выводу, что цепочку цифровых сервисов нужно развивать, в том числе и с удобными механизмами реализации продукции, в рамках цифровой трансформации отрасли в целом. Госдума в первом чтении приняла законопроект о цифровой системе поддержки в сфере АПК. Как следствие, в перспективе в рамках данной системы должен быть сформирован механизм, направленный на предоставление мер господдержки АПК в электронном виде, обеспечивающий следующий функционал:
ü информирование юридических и физических лиц о возможных мерах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства;
ü формирование и рассмотрение заявок на предоставление мер государственной поддержки в электронной форме;
ü сбор отчетности, представляемой в рамках реализации мер господдержки;
ü формирование и ведение перечня мер государственной поддержки.
Субсидирование в РФ направлено на повышение эффективности всех сфер деятельности АПК (фактические объемы на 2021 год приведены в таблице№1).
Таблица 1. Доведение до получателей средств государственной поддержки РФ [9]
Наименование федерального округа
(далее – ФО), субъекта
Российской Федерации
|
Фактически за 2021 год
|
Перечислено сельскохозяйственным товаропроизводителям
| ||||||
Всего
млн. руб.
|
в т.ч. за счет средств
|
Всего
млн. руб.
|
в т.ч. за счет средств
| |||||
федерального бюджета
|
бюджета субъекта РФ
|
федерального бюджета
|
бюджета субъекта РФ
| |||||
РОССИЙСКАЯ
ФЕДЕРАЦИЯ
|
159 491.27
|
151 456.59
|
19 793.66
|
169 642.65
|
149 932.38
|
19 710.27
| ||
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ
Ф.О.
|
47 804.80
|
44 639.77
|
4 727.33
|
49 016.75
|
44 307.00
|
4 709.75
| ||
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ
Ф.О.
|
7 510.88
|
7 129.74
|
1 994.62
|
9 110.54
|
7 117.80
|
1 992.74
| ||
ЮЖНЫЙ
Ф.О.
|
21 594.36
|
21 120.00
|
2 065.18
|
23 116.28
|
21 054.41
|
2 061.87
| ||
СЕВЕРО
- КАВКАЗСКИЙ Ф.О.
|
15 645.49
|
15 201.85
|
918.86
|
15 971.44
|
15 054.62
|
916.82
| ||
Республика
Дагестан
|
3 380.45
|
3 261.53
|
264.53
|
3 521.72
|
3 257.25
|
264.47
| ||
Республика
Ингушетия
|
529.09
|
517.76
|
19.43
|
533.40
|
514.16
|
19.24
| ||
Кабардино-Балкарская
Республика
|
2 467.80
|
2 411.96
|
117.44
|
2 519.90
|
2 402.55
|
117.35
| ||
Карачаево-Черкесская
Республика
|
1 220.87
|
1 209.76
|
40.75
|
1 246.76
|
1 206.19
|
40.56
| ||
Республика
Северная Осетия - Алания
|
1 499.59
|
1 488.93
|
57.65
|
1 539.84
|
1 482.47
|
57.37
| ||
Чеченская
Республика
|
1 640.87
|
1 497.21
|
50.87
|
1 548.08
|
1 497.21
|
50.87
| ||
Ставропольский
край
|
4 906.82
|
4 814.70
|
368.19
|
5 061.75
|
4 694.79
|
366.96
| ||
ПРИВОЛЖСКИЙ
Ф.О.
|
34 957.97
|
32 474.46
|
5 029.72
|
37 293.72
|
32 281.61
|
5 012.11
| ||
УРАЛЬСКИЙ
Ф.О.
|
5 174.39
|
4 985.34
|
2 730.14
|
7 436.06
|
4 728.50
|
2 707.57
| ||
СИБИРСКИЙ
Ф.О.
|
15 840.15
|
15 384.94
|
1 485.07
|
16 626.84
|
15 155.28
|
1 471.56
| ||
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ
Ф.О.
|
10 963.24
|
10 520.50
|
842.74
|
11 071.01
|
10 233.17
|
837.84
| ||
Необходимость разработки маркетплейса для регионального АПК обусловлены целым набором проблем, требующих разрешения:
ü МФХ напрямую не связаны с конечным потребителем, что приводит к увеличению цен на продукцию из-за посредников.
ü для МФХ нет системной аналитики, позволяющей прогнозировать спрос и определять приемлемые цены, позволяющие динамически развиваться.
ü имеющий место износ сельскохозяйственной техники (по оценкам – 80%).
Фактически в РФ имеются торговые площадки B2B, в рамках которых реализуется сельскохозяйственная продукция, но у них есть недостатки, критичные для МФХ, к числу которых можно отнести:
ü ориентацию торговых площадок на большие объемы закупок, средний чек на них часто превышает годовой объем производства МФХ;
ü МФХ не всегда соответствуют требованиям, которые предъявляются к крупным поставщикам с/х продукции;
ü в процессе закупок определяющим фактором выступает минимальная цена, а качество продукции при крупных объемах практически не учитывается;
ü сами МФХ на имеющихся площадках не могут приобрести необходимые средства производства и получить услуги, в том числе маркетинговые или аналитические.
Национальный проект «Развитие сельских территорий» в определенной степени решает часть проблем аграрного сектора, но для РД весьма актуальны возникшие в последние годы проблемы, связанные с миграционными потоками за пределы республики, что приводит к уменьшению численности занятых в сфере с/х производства, прекращению обработки многих земельных наделов, ранее интенсивно возделывавшихся.
Рис. 1. Соотношение экспорт и импорта с/х продукции в РФ [10]
Соотношение экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции за последние годы свидетельствует о выравнивании этих показателей (рис. 1), что свидетельствует о позитивной динамике развития данной отрасли, которая становится определяющей для развития нашей страны в условиях санкций.
На современном этапе развития России, инструменты цифровой экономики в ее регионах способствуют росту и повышению продуктивности системы АПК, и стратегия развития этой отрасли основана на широком использовании электронной торговли.
Цифровое торговое пространство помогает выстраивать взаимодействие с различными участниками локальных экономик, такими как органы власти, финансовые организации, инвесторы, производители, поставщики, регулирующие и контролирующие органы. Таким образом, роль торговых пространств расширяется, и они выходят за пределы торговли, становясь централизованным источником информации не только для фермеров и потребителей, но и для государственных и обслуживающих организаций [1].
На региональном уровне экосистема цифрового торгового пространства (тактический уровень) может выглядеть следующим образом (рис. 2).
Рис.2. Элементы регионального цифрового торгового пространства [11]
Опыт использования маркетплейсов в виде цифровых платформ в АПК различных стран мира (КНР, Индии, Бразилии и др.) показал свою эффективность [8].
Специалисты в сфере цифровой торговли считают наиболее существенными параметрами при выборе ЦП функциональность и удобство использования. При этом важно обеспечить стратегическое взаимодействие между ЦП и государством.
Действующая в РФ система государственного информационного обеспечения, целью которой является формирование государственных информационных ресурсов в сфере сельского хозяйства, не показала требуемой эффективности. В то же время разработка единой БД в рамках ЦП позволит реальным сельхозпроизводителям получать достоверную информацию о действующих мерах государственной поддержки и ускорит процесс подачи заявок на такие меры поддержки в электронном виде.
Специализированная цифровая торговая платформа для с/х производителей направлена на устранение таких недостатков, как:
ü - отсутствие прямого доступа к потребителю;
ü - наличие множества промежуточных звеньев;
ü - отсутствие системы прогнозирования спроса на с/х продукцию.
Имеющиеся B2B торговые площадки, где продается с/х продукция, неудобны (направлены на крупные с/х предприятия, не учитывается качество, большие объемы поставок, минимальные цены – игра на снижение, отсутствуют эффективные аналитические инструменты).
Маркетплейс для АПК региона формирует интегрированную среду, которая объединяет производителей с/х продукции (МФХ, КФХ, с/х предприятия, агропромышленные холдинги, перерабатывающие предприятия), поставщиков различных сервисов (услуг по транспортировке, переработке, хранению, финансовой поддержке, инвестированию), госструктуры (Министерство с/х и продовольствия РД, районные управления с/х, департаменты потребительского рынка, районные администрации) и потребителей с/х продукции (население, кафе, рестораны, магазины, объекты социального питания и др.).
С помощью цифровой платформы можно получить статистические и агрегированные данные (производство, переработка) для анализа о спектрах и объемах торговых операций по видам с/х продукции в конкретном регионе, объемам заказов на транспортировку и т.д. Эта информация отражает реальную ситуацию в сельскохозяйственном секторе и очень важна для прогнозирования и выработки государственных программ поддержки как отдельных сельхозпроизводителей, так и отрасли в целом.
На тактическом уровне (отдельные операции по продаже товаров и сервисов), с точки зрения взаимодействия продавцов и покупателей, важны услуги в области перевозок (особенно для РД). Для МФХ важно знать, кто купит продукцию, которую он планирует произвести. А для этого ему необходим доступ к прогнозу спроса и цен на продукцию. И такой сервис должен быть на ЦП. Важна возможность работать под будущие заказы или поставлять свою продукцию по подписке. Необходима детальная проработка интерфейса платформы, чтобы он был интуитивно понятен, доступен через персональные мобильные устройства, обеспечивал высокий уровень самообслуживания, такой как в привычных интернет-магазинах. По оценкам экспертов эти технологии находятся сейчас на этапе активного развития и подобную функциональность можно реализовать на базе смартфонов.
При создании B2B экосистемы возникает потребность обеспечения совместимости различных информационных систем, в связи с чем ЦП должна предоставить интерфейсы (API) для их подключения.
Все эти технологические аспекты заложены в концепцию «Цифровой торговой платформы сельских территорий». В процессе проектирования цифровой платформы планируется формирование интуитивно понятного интерфейса, доступность его для мобильных устройств, обеспечение высокого уровня самообслуживания, такого как в привычных интернет-магазинах.
Запланирован сервис поиска и заказа продуктов, выбора вариантов оплаты, отслеживания доставки, что отражает объективные потребности, актуальные при создании B2B экосистемы цифровой коммерции с учетом ее развития в последних мировых трендах.
Российская компания «Interprocom» предлагает подход, основанный на создании цифрового торгового пространства (при разумных инвестициях) для одной из наиболее продвинутых в цифровом плане региональных экономик с тестированием, доработкой и последующим тиражированием опыта на другие регионы и объединением в глобальную цифровую торговую сеть. Нам представляется рациональным распространение результатов этой разработки в первую очередь именно на дотационные регионы, ориентированные в основном на развитие своих региональных АПК.
Заключение
Традиционные цепочки создания добавленной стоимости в сельском хозяйстве включают множество посредников между фермерами и потребителями. Как правило, фермеры продают свою продукцию посредникам у ворот фермы. Затем продукция проходит через множество посредников, прежде чем попасть к конечному потребителю. В результате фермеры получают лишь небольшую часть цены, уплачиваемой конечным потребителем, поскольку каждый посредник в цепочке создания стоимости получает маржу.
Цифровое торговое пространства предоставляет возможность оптимизировать цепочку создания добавленной стоимости в сельском хозяйстве и снизить неэффективность распределения сельскохозяйственной продукции. Это новый способ для фермеров продавать свою продукцию широкому кругу покупателей, включая сельскохозяйственные предприятия, розничных торговцев, рестораны и потребителей. Маркетплейс также расширяет доступ фермеров к новым рынкам и повышает прозрачность цепочки создания стоимости, позволяет им обходить нескольких посредников, что приводит к более высокому доходу, сокращению потерь и потенциальной доставке потребителям более свежей продукции. открывает значительные возможности для сельскохозяйственного сектора и, как следствие, для общества в целом и местной экономики на развивающихся рынках. У него есть потенциал для получения значительных социальных и экономических выгод, от улучшения условий жизни фермеров и повышения производительности до сокращения потерь и стимулирования цифровой и финансовой интеграции в сельских районах.
Цифровые решения могут помочь фермерам и предприятиям АПК получить доступ к лучшим ресурсам, внедрить наиболее эффективные методы выращивания, улучшить качество своей продукции и наладить контакты с нужными покупателями, чтобы максимизировать свои доходы, будут способствовать совершенствованию процессов внедрения цифровых технологий в производственные процессы в сельском хозяйстве.
Таким образом, устойчивое развитие регионального агропромышленного комплекса зависит от целенаправленного и комплексного взаимодействия всех его составляющих (экономической, социальной и экологической) на основе формирования действенного механизма, ориентированного на сбалансированность ценностных ориентиров всех стейкхолдеров и инновации; повышение социальной и экономической эффективности; динамичное наращивание темпов развития на основе расширенного воспроизводства, целью которого является обеспечение населения качественными продуктами питания, продовольственной безопасности государства без нанесения вреда окружающей среде.
Источники:
2. Анищенко А.Н. Цифровая экономика XXI века и АПК: взгляд с позиций развитых и развивающихся стран // Проблемы рыночной экономики. – 2019. – № 4. – c. 28-38.
3. Ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство». - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2019. – 48 c.
4. Орлова Н.В., Серова Е.В.,Николаев Д.В. Инновационное развитие агропромышленного комплекса в России. / докл. к XXI Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2020 г. / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2020. – 128 c.
5. Прогноз научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года. / Минсельхоз России; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2017. – 140 c.
6. Первый российский агробиотехнопарк как способ избавить АПК от импортозависимости. [Электронный ресурс]. URL: https://www.agroxxi.ru/stati/pervyi-rossiiskii-agrobiotehnopark-kak-sposob-izbavit-apk-ot-importozavisimosti.html (дата обращения: 08.11.2022).
7. Фермерам нужен свой маркетплейс. [Электронный ресурс]. URL: https:// cnews.ru/special_project/2018/interprocom/ (дата обращения: 20.10.2022).
8. Sheina, E. G. Digitization of the agro-industrial complex of Russia as a factor of increasing the investment attractiveness of innovative start-ups / E. G. Sheina, M. Yu. Zavyalova // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Krasnoyarsk, 20–22.06.2019 / Krasnoyarsk Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering Associations. – Krasnoyarsk: Institute of Physics and IOP Publishing Limited, 2019. – P. 22-57. – DOI 10.1088/1755-1315/315/2/022057. – EDN XSLWBE
9. Https://mcx.gov.ru/upload/iblock/b71/fpv8atuoyal61k43ejz91nxmum3r4egh.xlsx (дата обращения 28.09.2022) URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/b71/fpv8atuoyal61k43ejz91nxmum3r4egh.xlsx (дата обращения: 28.09.2022).
10. Https://journal.open-broker.ru/research/eksport-rosselhozprodukcii-vpervye-prevysil-import/?ysclid=la7w6opk2y727935993(дата обращения 28.09.2022)
11. Https://interprocom.ru/news/articles/fermeram-nuzhen-svoy-marketpleys-/(дата обращения 28.09.2022)
Страница обновлена: 14.07.2024 в 16:13:20