Возможности цифровых технологий при реализации мер повышения качества жизни населения
Ишназарова З.М.1, Ишназаров Д.У.2
, Ситнова И.А.2
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации - Уфимский филиал
2 Уфимский университет науки и технологий - Сибайский институт (филиал)
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 3 (Март 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=80555600
Аннотация:
В статье проводится анализ влияние цифровизации на социально-экономическое развитие общества, а также возможности использования цифровых технологий на реализацию мер повышения качества жизни населения.
Для анализа использованы нормативно-правовые акты, регулирующие социально-экономические отношения в области цифровизации и качества жизни, различные трактовки термина «цифровизация», рейтинг уровня цифровизации стран, данные по использованию Big Data.
Сделан вывод о том, что возможности цифровых технологий активно используются в реализации мер повышения качества жизни населения в Российской Федерации. Использование и развитие технологий Big Data и цифровых технологий, создание большего количества рабочих мест, например специалистов по оцифровке и разметки данных, а также все большее применение новых технологий в различных сферах хозяйствования значительно улучшает качество жизни населения.
Ключевые слова: цифровизация, качество жизни населения, реализация, меры повышения
JEL-классификация: C80, L86, L80
ВВЕДЕНИЕ
Общество развивается, проходит разные этапы эволюции, однако в любой исторической точке времени главным фактором, формирующим базу для функционирования, является качество жизни, то есть условия и среда жизнедеятельности населения. Именно качество жизни, степень обеспеченности определенными благами позволяет населению характеризовать свою жизнь на определенном уровне, прирастить человеческий капитал, вместе с тем и трудовой капитал, обеспечивая увеличение производительности труда, функционирование отраслей экономики и социально-экономическое развитие территории в целом.
Несмотря на то, что в регионе предпринимаются множество мер по улучшению социально-экономических, правовых, медицинских и других факторов жизни, в системе регионального управления до настоящего времени не идентифицирован ее важнейший агрегированный элемент – качество жизни населения, которое до сих пор не рассматривается как комплексный и системный объект управления. Между тем, качество жизни – это важнейшая фундаментальная подсистема экономики региона, которой необходимо управлять на принципе единства, что позволило бы более эффективно реализовывать как оперативные, так и стратегические цели региональной политики.
Кроме этого, существуют макроэкономические факторы, непосредственно влияющие на качество жизни. Эти факторы не статичны, и требуют периодического пересмотра сложившихся организационно-экономических отношений между обществом и государственным управлением. Наиболее яркой тенденцией в настоящее время является так называемая «цифровизация», которая уже сейчас подразумевает выполнение значимой части бытовых и трудовых функций не только с использованием компьютеров, Интернета и программного обеспечения, но и порой удаленно, и даже в отсутствии самого человека.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В научных трудах ведутся исследования качества жизни, основываясь на классические индикаторы и методы, соответственно, и управление направлено на исторически сложившиеся условия жизни в регионе. В этих методах практически отсутствует доля удаленных, виртуальных, онлайн действий вплоть до создания и реализации онлайн товаров и услуг. Между тем, процесс цифровизации отечественной экономики и общества происходит без малого десять лет. В связи с этим возникает необходимость пересмотра подходов к оценке и управлению качеством жизни населения в современных условиях.
Касаемо методологических и методических вопросов исследования цифровизации и её влияние на социально-экономическое положение, Институтом статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ Высшей школе экономики была разработана методика, характеризующая скорость адаптации к цифровой трансформации, уровня использования широкополосного интернета, облачных сервисов, RFID-технологий, ERP-систем, включенность в электронную торговлю организаций предпринимательского сектора – индекс цифровизации бизнеса, который рассчитан по России и странам Европы, Республике Корея, Турции и Японии [12, 13]. По данному рейтингу, Российская Федерация относится к перспективным странам по уровню цифрового развития и темпа цифрового развития (рис.1). Рейтинг был составлен для 90 стран мира с использованием 160 показателей. Уровень цифровизации и темп цифрового развития на оси координат образует четыре квадранта, в каждом из которых расположены страны по характеристикам: лидеры, перспективные, замедляющиеся, проблемные.
Рисунок 1. Рейтинг уровня цифровизации стран
(Источник: Digital planer. Школа Флетчера при университете Тафтса, Mastercard. https://sites.tufts.edu/digitalplanet/)
Также, по мнению Глобального института McKinsey, в ближайшие 20 лет произойдет цифровая революция, вследствие которой до 50% рабочий процессов будут автоматизированы. Цифровизация меняет структуру экономики. Одни профессии исчезают, появляются другие. Уже сейчас десятки профессий устаревают – сортировщики, комплектовщики, диспетчеры и другие, на смену появляются новые – интернет-маркетологи, системные аналитики, менеджеры маркетплейсов. Компании применяют новые методы анализа данных при снижении времени и материальных затрат. Появляются новые знания, изменяются управленческие решения, повышается производительность труда. Кроме этого, существует цифровой разрыв, который отражает и усиливает существующее социальное, культурное и экономическое неравенство. Например, в двух из каждых трех стран Интернетом пользуется больше мужчин, чем женщин. Пандемия еще более открыла эти и другие проблемы, связанные с цифровыми технологиями [9]. Среди тех, кто не имеет доступа к цифровым технологиям, непропорционально много не только женщин, но и мигрантов, беженцев, пожилых людей, молодежи, детей, инвалидов, сельского населения и коренных народов. Это противоречие в современных хозяйственных процессах имеет место быть и на уровне отдельных стран и регионов, поэтому исследование характера влияния этого мирового процесса на качество жизни населения приобретает особую актуальность.
Появление термина «цифровизация» (отождествляют также с «цифровой экономикой» – digital economy) связывают с последним пятилетием прошлого века, когда в 1995 г. американский информатик Николас Негропонте из Массачусетского университета озвучил понятие «цифровая экономика» [6], для того, чтобы разъяснить преимущества интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий в экономике. В 2006г. Всемирный банк выпустил доклад «Цифровые дивиденды» (Digital Dividends) где описание термина «цифровизация» отсутствует, а под цифровыми технологиями понимается Интернет, мобильные телефоны, и все другие инструменты для сбора, хранения, анализа и обмена информацией в цифровом формате [3].
Так, исследования в изучении цифровизации, цифровой экономики продолжаются, однако, поскольку это сравнительно новое направление, пока эти исследования имеют больше описательный характер, без углубления в методологию измерения и оценки степени развития цифровой экономики. Не имеется ответов на ряд вопросов, например: 1) только ли телекоммуникации, Интернет, социальные сети составляют основу цифровизации, или же есть и другие составляющие развития цифровой экономики; 2) каков уровень цифровизации внутри страны, сильно ли варьируется развитие ИКТ в межрегиональном сравнении; 3) степень влияния цифровизации на отдельные области жизнедеятельности, на ее проникновение и влияние на хозяйствование в целом, в том числе пока не имеется комплексных исследований о влиянии цифровой экономики на качество жизни населения. Адаптация населения и его развитие, сохранение имеющегося уровня, также повышение благосостояния необходимо и усиливает актуальность при новых условиях. А высокий уровень качества жизни населения, по мнению авторов, всегда является конечным результатом всех социальных, экономических, производственных и других процессов народного хозяйства.
Однако, о том, что условия и качество жизни улучшаются однозначно утверждать невозможно, поскольку процесс цифровизации разнонаправленный: с одной стороны, действительно, товары и услуги становятся более доступными, преобразование процессов и услуг в цифровой формат позволяет улучшать многие важные процессы – получение государственных услуг, банковских продуктов, с другой стороны, увеличивается разница между условиями жизни населения мегаполиса и тех, кто живет в провинции, автоматизация производственных процессов требует сокращения работников или переобучения. Здесь необходимо именно исследование изменения качества жизни населения в условиях цифровизации, разработку методологии оценки и концепции перспективных направлений в первую очередь адаптации (дистанционное обучение, дистанционная работа и другие) и повышения качества жизни населения.
В Стратегии развития информационного общества в России на 2017-2030 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203, дается следующее определение: «Цифровая экономика – это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг» [16].
Анализ тенденции и особенностей улучшения условий жизни населения в условиях цифровизации позволило сформулировать ряд выводов. Так, использование цифровых технологий в повседневной жизни и трудовой деятельности несет в себе как положительное, так и отрицательное воздействие. Среди положительного влияния можно выделить: 1) использование «умных приборов» в домашнем хозяйстве повышает удобство повседневной жизни и минимизировать рутинные действия; 2) существенное повышение эффективности по профилактике и лечению заболеваний посредством создания гаджетов, позволяющих проводить мониторинг состояния здоровья человека дистанционно, также использование специальных алгоритмов для быстрого выявления диагноза, снижения количества врачебных ошибок, ускорения разработки новых лекарственных препаратов; 3) доступная и экономичная образовательная среда практически для всех слоев и возрастов населения; 4) мониторинг жизни в населенных пунктах с помощью камер и датчиков, прогнозировать некоторые события, связанные с транспортным движением, экологической ситуацией, преступностью, анализ собранных данных искусственным интеллектом и выдача рекомендаций по улучшению разных сфер функционирования городов; 5) удобство транспортного и пассажирского передвижения, происходящее через наполнение цифровыми картами, на которых есть информация не только о дорогах, но также их загрузке, наличии пробок и аварий, качестве покрытия, увеличение количества беспилотных транспортных средств и так далее; 6) упрощение многих финансовых операций как для самих финансовых организаций, так и предприятий, отдельных граждан, развитие новых технологии – это, в первую очередь, так называемый «блокчейн» и безналичные расчеты, кроме этого – это мобильный банкинг, онлайн-шопинг, удаленная оплата и работа; 7) удобство подачи документов и получения государственных и иных услуг (через приложение Госуслуги, активная работа служб заказа и доставки) и так далее; 8) повышение продуктивности сельского хозяйства с помощью использования «умных теплиц» и обустройства «умных ферм», что позволяет не только оптимизировать количество рабочей силы и более аккуратно тратить водные, энергетические и иные ресурсы [14].
Однако, не исключены и негативные последствия нового явления, среди них наиболее часто встречающиеся: 1) социальный прессинг и уровень киберпреступности, главным образом это кибербуллинг по отношению к детям; 2) неравенство в доступности благ цифровизации в виду географического расположения, возрастных ограничений; 3) неравенства на рынке труда в виду изменении структуры экономики, автоматизации рабочих процессов, так по прогнозу ученых, ближайшие 20 лет произойдет цифровая революция, вследствие которой до 50% рабочих процессов будут автоматизированы, уже сейчас десятки профессий устаревают – сортировщики, комплектовщики, диспетчеры и другие, на смену появляются новые – интернет-маркетологи, копирайтеры, менеджеры маркетплейсов и так далее; 4) несоответствие имеющихся навыков и умений требованиями современности – нехватка навыков для использования услуг электронного правительства, нехватка цифровых навыков у учителей для ведения онлайн-занятий и другие, 5) влияние на физиологическое и психосоматическое состояние, когда формируется конфликт между естественными способностями организма человека и новым миром сверхскоростных искусственных систем, 6) рост общей тревожности - увеличивается процент людей, кто сообщает о постоянной обеспокоенности вопросами безопасности; 7) наличие реальных угроз безопасности, преимущественно в сфере денежно-финансовых отношений.
Современный мир можно назвать миром «цифровых технологий» и «цифровых данных». По оценкам специалистов, уже к 2030г. спрос на цифровые технологии вырастет в 12 раз, что составит 15 трлн рублей [8]. [1] Цифровые технологии основаны на непрерывной передаче, переработки и хранении данных, порождаемых физическим процессом. Основную долю цифровых технологий занимает искусственный интеллект. Высокий интерес к искусственному интеллекту уделяется и в научных работах. Большая доля научных исследований, посвященных этому разделу цифровых технологий, по мнению ученых Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, доказали свою экономическую эффективность. К примеру, для тренировки роботов используют алгоритм машинного обучения, обнаружение и распознавание лиц проводит компьютерное зрение, а в активно используемых в настоящее время чат-ботах с клиентами заложена модель обработки текстов на естественном языке [6].
Так, среди 15 лидирующих направлений в цифровых технологиях на российском рынке первое место занимает беспилотные автомобили с индексом значимости 1,0 (из 1,0 возможных), второе – глубокое обучение (0,83), третье – криптовалюты (0,66), четвертое – компьютерное зрение (0,61) и пятое – квантовые вычисления (0,52) [6].
Сильную связь с цифровыми технологиями имеет так называемые «большие данные». Каждое второе действие в жизни людей связано с информацией и ее поиском. Так, Big Data, или массивы данных, стали неотделимой частью общества. По прогнозам специалистов, в ближайшие несколько лет объем накопленных данных в мире увеличится в десятки раз [7]. Самыми типичными данными являются различные медиа файлы загруженные или выгруженные, хранящиеся в облачных хранилищах, профили в социальных сетях, информация с привязанных устройств, запросы пользователей, различные транзакции – все это становятся частью больших данных. К Big Data также относятся данные, полученные с помощью различных сервисов, датчиком и умных устройств, таких как, «умная колонка», «умный холодильник» и так далее. Таким образом, Big Data или «большие данные» представляют собой «структурированные или неструктурированные массивы данных большого объема. Их обрабатывают при помощи специальных автоматизированных инструментов, чтобы использовать для статистики, анализа, прогнозов и принятия решений» [18]. Большие данные имеют несколько свойств: огромный массив данных в сутки (от 150 ГБ), регулярность обновления данных, разнообразность типов данных, достоверность данных и результатов его анализа, разнообразность данных, а также их ценность и значимость.
Однажды попавшие в базу больших данных, они остаются там на года и могут служить необходимой информацией для бизнеса и государственной власти, а также другим заинтересованным лицам [2]. Технологии Big Data используются в самых разных областях: финансы, досуг и развлечение, торговля и маркетинг, сельское хозяйство, здравоохранение, промышленность, безопасность и другие. Так, большие данные охватывают практически все сферы жизни общества, а следовательно, напрямую влияют на ее качество. Обработка массива данных по данной технологии дает огромный скачок в развитии общества и экономики.
Мировая экономика только начинает внедрять и использовать большие данные, однако, если в 2015 г. рынок больших данных во всем мире был равен 122 млрд. долл., то к 2022 г. – уже 274,3 млрд. долл [1]. Из них 41% приходится на IT-сервисы, 35,5% – программное обеспечение, 12,5% – аппаратные решения и 11,0% – бизнес-сервисы.
География рынка Big Data выглядит таким образом, что Соединенные Штаты Америки представляет собой самый крупный рынок, следом Япония, Великобритания, Китайская народная республика и Германия. Однако, и страны Европы, Ближнего Востока и Африки вносят больший вклад в развитие рынка программного обеспечения и услуг в сфере больших данных [11, 12]. [3]
Основу развития рынка больших данных в мировом масштабе составляют несколько отраслей: банковская сфера (14 %), дискретное (11,3%) и непрерывное (8%) производство, специализированные услуги (8,2%) и федеральное правительство (6,8%) [1].
Доля России в развитии технологии Big Data отмечается как незначительная, однако в последние годы эту сферу инвестируют все больше. В 2018г. создана так называемая Ассоциация больших данных, куда вошли 9 крупнейших отечественных компаний, уже в 2019г. в ней был присоединен аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. Объем рынка больших данных в нашей стране составляет до 30 млрд долл., аналитики прогнозируют его рост к 2024 г. до 300 млрд долл., то есть в 10 раз.
В России 68% технологии Big Data занимает анализ базы данных, еще 51% – чат-боты и 50% (рис. 2).
Большие данные используются в мониторинге и управлении качеством жизни людей, например:
1. В сфере маркетинга и потребления товаров и услуг когда по уже сохраненным запросам пользователей, алгоритмы социальных сетей показывают аналогичную информацию и объявления, соответствующие интересам.
2. В обеспечении безопасности, когда с помощью данных, собранных с видеокамер позволяет определить криминальную активность места и времени, что позволяет корректировать организацию безопасности в общественных местах.
Рисунок 2. Технологии Big Data, используемые в российских компаниях
(Источник: Big Data: перспективы развития, тренды и объемы рынка больших данных [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://delprof.ru/press-center/open-analytics/big-data-perspektivy-razvitiya-trendy-i-obemy-rynka-bolshikh-dannykh/)
В здравоохранении, когда используются медицинские сведения о человеке на протяжении всей его жизни. Большие данные позволяют не только прогнозировать развитие болезни у отдельного человека, но и возможные всплески заболеваний по территориям [7].
3. В организации досуга и развлечения граждан, когда различные Интернет-сервисы подбирают медиа материал в соответствии с запросами пользователей.
4. В обеспечении комфортного проживания и безопасности в жилье, когда с помощью Интернета вещей собираются, анализируются данные и на основе них регулируется, например, температура в помещении или подается сигнал при угрозе опасности.
5. В организации дорожного движения и его безопасности, когда светофоры, которые объединены в единую информационную систему, анализируют загруженность дорожного участка в зависимости от времени и регулирует подающий цветовой сигнал.
6. В передвижении и ориентации жителей в географическом пространстве, когда с помощью различных карт городов и регионов можно упростить навигацию и поиск места назначения.
7. В управлении персоналом, когда собираются данные о рабочем времени, привычках работников и, в последующем, принимаются определенные регулирующие меры, например, в больших компаниях собираются данные о расходах работниках, чтобы корректировать заработную плату.
8. В обеспечении экологии окружающей среды, когда территория снабжается датчиками, которые определяют уровень температуры, загрязняющих веществ или влажность и другие виды использования больших данных.
9. Изучение предпочтений жителей и субъективного отношения с помощью Big Data, так называемого «цифровой социологией», когда для анализа используют цифровой след и онлайн-активность пользователей в социальных сетях (в России, как правило, социальные сети «Вконтакте», «Одноклассники»).
В Российской Федерации во внедрении технологий больших данных в целом, в том числе и в мониторинге и управлении качеством жизни происходит в несколько этапов (табл. 1). В каждом этапе внедрения цифровых технологий и технологий больших данных в отечественную экономику, все процессы сопровождаются высокой рискованностью, низким уровнем доверия со стороны пользователей, некоторой осторожностью разработчиков и постепенными, размеренными действия по регулированию этого специфического рынка со стороны государственной власти.
Таблица 1
Этапы внедрения технологий Big Data в мониторинге и реализации мер повышения качества жизни населения в России
Год
|
Содержание
|
2013
|
1.
Запускаются
проекты с использованием беспилотных средств бизнес-компаниями для анализа
поведения клиентов, в частности, это запуск трех дронов телекоммуникационной
компанией «Крок», позволяющих отслеживать социальные связи абонентов с целью
уменьшения оттока клиентов.
2. Проведение компанией Dell Technologies опроса 678 IT-руководителей компаний, который позволил выявить основные тенденции и проблемы в использовании технологии больших данных, что позволило определить приоритеты в управлении бизнес-процессами. |
2014
|
1.
Аналитический центр TAdviser проводит опрос
заказчиков IT-
продуктов с целью определить существующий спрос и потенциал рынка.
2. Отмечается повышение уровня зрелости рынка больших данных. 3. Компания «Яндекс» разработала модель прогноза клиентов и начинает сформировывать предложения по их удержанию. |
2016
|
1.
Основными
потребителями технологии Big Data являются финансовый сектор,
телекоммуникации и торговля.
2. Проникновение технологий больших данных в другие сферы деятельности, например в производство и промышленность. Все больше компаний из различных секторов экономики проявляют желание использовать данную технологию в виду увеличения эффективности управленческих и производственных процессов. 3. Возникает проблема нехватки квалифицированных специалистов рынка Big Data. 4. Повышается рискованность отечественных проектов Big Data в виду некачественных данных, отсутствия практики накопления данных и внедрения, что снижает возможность взаимодействия заказчиков и исполнителей. 5. Роскомнадзор предлагает создание государственного оператора больших данных по причине необходимости защиты персональных данных, в частности защиты геолокации, биометрии и пользовательских поведений в Интернете. |
2017
|
1.
Активное
использование технологий больших данных в розничной торговле с целью
репрезентативного анализа поведения потребителей.
2. Развитие электронной коммерции, видеоаналитики и компьютерного зрения и автоматизации систем безопасности населения. |
2018
|
1.
Распространение
технологии больших данных в стране во многие сферы жизни и экономики.
2. Планируется внедрение технологии Big Data в государственный сектор и здравоохранение. 3. Отмечается сложность использования данной технологии в отраслях, где товара имеет долгосрочный жизненный цикл, например в сельском хозяйстве и строительстве. Предлагается цифровизация и автоматизация процессов для возможности внедрения Big Data в эти отрасли. 4. Выявляется сдерживающий фактор развития технологий больших данных – отсутствие доверительного отношения заказчиков к новым технологиям, конфиденциальности данных и желание получения экономического эффекта в скором будущем. 5. Продолжающийся дефицит квалифицированных специалистов приводит к «вымиранию» перспективных проектов еще на этапе внедрения. 6. Определяются крупнейшие пользователи Big Data – финансовый сектор, розничная торговля и телекоммуникации. Однако здесь обнаруживается проблема выбора решений, в виду малой практики использования технологий. |
2019
|
Ассоциацией
больших данных и Институтом развития интернета разработан кодекс
саморегулирования, позволяющий избежать законодательных ограничений, дать
возможность пользователям свободно использовать общедоступные данные.
|
2020
|
1.
Компании начинают разработку стратегий работы с
большими данными, встраивая ее в бизнес-процессы и технологическую
инфраструктуру, а также начинают экспериментировать различные бизнес-решения и
модели, в том числе повышающие эффективность персонала.
2. Наблюдается увеличение спроса на технологии Big Data. 3. Системообразующие государственные корпорации ведут крупные проекты в области Big Data. |
2021
|
1.
Утверждают первый национальный стандарт в области
больших данных – ГОСТ
«Информационные технологии. Большие данные. Обзор и словарь», идентичный международному
стандарту Information technology – Big data – Overview and vocabulary. Документ
призван обеспечить взаимопонимание между органами власти, наукой и бизнесом.
2. Разрабатывается национальный стандарт «Информационные технологии. Эталонная архитектура больших данных. Часть 1: Структура и процесс применения», призванный отображать возможные варианты использования больших данных. 3. Минцифры разрабатывает концепцию создания государственного оператора больших данных, функцией которого является предоставление доступа разработчиков к данным на коммерческой основе, также создание инфраструктуры доступа к государственным данным с учетом степени их открытости. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кроме указанных мер в рамках стратегии развития больших данных в стране в 2019 г. Ассоциацией больших данных России была разработана стратегия развития этой сферы, согласно которой имеется пять сценариев с разным конечным результатом, однако все они затрагивают 18 секторов экономики, в том числе здравоохранение, финансовый сектор, сельское хозяйство, потребительские товары и прочее. Департаментом развития цифровой экономики Министерства экономического развития РФ также в 2022 г. определены три решаемых вопроса этой сферы: определение данных как стратегический ресурс экономики, наработка практического опыта работы с данными, а также инструменты и сервисы аналитики данных [4]. [4]
Использование и развитие технологий Big Data, по прогнозам аналитиков, даст экономический эффект в 0,3% роста валового внутреннего продукта к 2024 г. или 1,3 трлн рублей, создание большего количества рабочих мест, например специалистов по оцифровке и разметки данных, а также все большее применение новых технологий в здравоохранении, умных городах значительно улучшить качество жизни населения [5]. Так, возможности цифровых технологий активно используются в реализации мер повышения качества жизни населения в Российской Федерации.
[1] Вишневский, К.О. Топ-15 цифровых технологий по итогу 2020 года / К.О. Вишневский, С.Г. Приворотная, Ю.В. Туровец [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://issek.hse.ru/news/474593170.html
[2] В больших данных сила: как Big Data может улучшить жизнь населения [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://iotconf.ru/ru/article/v-bolshih-dannih-sila-kak-big-data-moget-uluchshit-gizn-naseleniya-95465
[3] Измалкова, С.А. Использование глобальных технологий «Big data» в управлении экономическими системами / С.А. Измалкова, Т.А. Головина // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. – 2015. – № 4. – С. 151.
[4] Анатолий Дюбанов: «Нам важно поддержать наши отечественные компании и сохранить динамику развития рынка решений, который сейчас присутствует в стране» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/
Источники:
2. Школа Флетчера при университете Тафтса, Mastercard. Digital planer. [Электронный ресурс]. URL: https://sites.tufts.edu/digitalplanet/.
3. World Development Report 2016: Digital Dividends. Worlddbank.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.worldbank.org/en/publication/wdr2016.
4. Анатолий Дюбанов: «Нам важно поддержать наши отечественные компании и сохранить динамику развития рынка решений, который сейчас присутствует в стране». Economy.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/.
5. Большие данные (Big Data) в России. Tadviser.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/.
6. Бухтиярова Т.И. Цифровая экономика: особенности и тенденции развития // Бизнес и общество. – 2019. – № 1(21). – c. 22.
7. В больших данных сила: как Big Data может улучшить жизнь населения. Iotconf.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://iotconf.ru/ru/article/v-bolshih-dannih-sila-kak-big-data-moget-uluchshit-gizn-naseleniya-95465.
8. Век цифровых технологий: связь, уважение и защита. News.un.org. [Электронный ресурс]. URL: https://news.un.org/ru/story/2020/09/1386462.
9. Вичугова А. Цифровизация. Bigdataschool.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bigdataschool.ru/wiki/.
10. Вишневский К.О., Туровец Ю.В., Приворотная С.Г. Топ-15 цифровых технологий по итогу 2020 года. Issek.hse.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/news/474593170.html.
11. Измалкова С.А., Головина Т.А. Использование глобальных технологий «Big data» в управлении экономическими системами // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. – 2015. – № 4. – c. 151-158.
12. Индекс цифровизации бизнеса. Исиэз ниу вшэ. [Электронный ресурс]. URL: http://issek.hse.ru.
13. Ишназарова З.М. Цифровизация общества: обзор теоретических подходов // Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования: Материалы Международной научно-практической конференции. Том 1. Курск, 2021. – c. 153-156.
14. Ишназарова З.М. Цифровые технологии в занятости населения в период пандемии // Проблемы теории и практики управления. – 2021. – № 7. – c. 102-111. – doi: 10.46486/0234-4505-2021-7-102-111.
15. Круглов Д.В.. Ляшенко В.Е. Цифровая платформа как инструмент оптимизации бизнес-процессов вуза и внешних партнеров // Лидерство и менеджмент. – 2025. – № 2. – doi: 10.18334/lim.12.2.122536.
16. Стратегия развития информационного общества в России на 2017-2030 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/.
17. Цифровые технологии и кибербезопасность в контексте распространения COVID-19. Департамент международного и регионального сотрудничества СП РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-digital.pdf.
18. Что такое Big Data и почему их называют «новой нефтью». Trends.rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/5d6c020b9a7947a740fea65c.
Страница обновлена: 06.04.2025 в 21:51:46