Гуманизация глобализации как система глобальных мер по улучшению уровня качества жизни населения в каждой стране

Кан Е.Н.1
1 Национальный исследовательский университет ИТМО, Россия, Санкт-Петербург

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 10 (Октябрь 2023)

Цитировать:
Кан Е.Н. Гуманизация глобализации как система глобальных мер по улучшению уровня качества жизни населения в каждой стране // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 10. – С. 3947-3960. – doi: 10.18334/ce.17.10.119332.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54773130

Аннотация:
Глобализация – это процесс, посредством которого идеи, знания, информация, товары и услуги распространяются по всему миру. Глобализация XXI века не только объединяет воедино национальные экономики, но и ставит мир перед новыми глобальными вызовами. Данная статья посвящается изучению такого феномена как гуманизации глобализации в качестве одного из методов решения глобальных вызовов нашего времени. В статье представлена периодизация самого явления глобализация, которая помогает рассмотреть данный феномен с разных сторон, и идентифицировать основные факторы, влияющие на ее развитие. В ходе анализа было подтверждено, что глобализация является причиной как положительных, так и отрицательных эффектов, влияющих на изменение уровня жизни населения и экологическую ситуацию нашей планеты. Было установлено, что все больше ученых задаются насущными вопросами, какие методы и подходы могут усовершенствовать глобализацию, и может ли гуманизация реализовать эту задачу. В результате было предложено авторское определение гуманизации глобализации на основе выявленных факторов. Значимость данного исследования заключается в попытке систематизировать теоретико-методологические аспекты для дальнейшего изучения данного феномена.

Ключевые слова: гуманизация глобализации, четвертая промышленная революция, экологический кризис, Homo Humanus

JEL-классификация: F01, F02, F62, F64, I31

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Глобализация стала популярным термином, используемым в самых разных контекстах. В широком смысле этот термин охватывает все виды транснациональных экономических и культурных трансфертов. Глобализация – это многомерная концепция, включающая широкий спектр политических, социологических, экологических и экономических тенденций, которые вызывают озабоченность мирового научного и политического внимания [1] (Bonds Christopher, O’Bryne Darren, 2014). Экономисты в целом понимают глобализацию как растущую интернационализацию производства, распределения и маркетинга товаров и услуг [2] (Palmer, 2021). Также глобализация рассматривается как интеграция международной экономики посредством торговли, прямых иностранных инвестиций, миграции людей и технологий [3] (Portanskiy, 2021).

Традиционно глобализация воспринимается как благотворный процесс, связывающий богатые и бедные страны посредством беспрепятственных потоков товаров, услуг и капитала, способствующих совместному процветанию. Стоит отметить, что в настоящее время глобализация имеет огромный потенциал для улучшения благосостояния людей.

От глобализации многие страны реально получают выгоды. Скажем, страны Юго-Восточной Азии, которые в конце ХХ – начале XXI века пережили бурный подъем и продолжают свое развитие. Это Таиланд, Южная Корея; самый выдающийся пример – Сингапур. Сейчас идет вторая волна: это Малайзия, Индонезия, Вьетнам. Это страны, которые влились в процесс глобализации, провели либерализацию своих рынков, снизили импортные таможенные пошлины и получили реальный плюс от глобализации [3] (Portanskiy, 2021). По прогнозам экспертов, к 2050 году страны ASEAN (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии – центр глобального производства и торговли, а с недавнего времени еще и небывалого роста потребительского спроса) выйдут на четвертое место по объемам экономики [4]. Есть и другие примеры, как путешествие культуры, искусства или обмен своими научно-исследовательскими наработками со всем миром, которые говорят о расширении национальных границ, наращивании мирового научного потенциала и духовном обогащении всего человечества посредством глобализации.

Но в то же время глобализация создает высокий уровень неравенства (например, деление стран на «центр» и «периферию»), препятствующий извлечению выгоды из ускорения темпов экономического роста. Так, ученые Фальк Р. (1997) [5] (Falk, 1997), Хан Г. (1996) [6] (Khan Haider, 1996) и Сен Г. (1997) [7] (Sen, 1997) утверждают, что глобализация принесет больше пользы сильным экономическим субъектам, чем слабым странам. Глобализация связывает экономики стран и превращает их в единой целое. Можно утверждать, что глобализация увеличивает важность сферы услуг и квалифицированной рабочей силы, но также снижает важность сырьевых товаров и неквалифицированной рабочей силы в ущерб «сырьевым» странам. Революции в биотехнологии, микроэлектронике и т.п. подорвали важность сырья. Следовательно, страны, которые когда-то считались богатыми, поскольку наделены природными ресурсами, больше не входят в список богатых стран.

Нужно также сказать, что технологический прогресс изменил не только структуру затрат, но и их значимость. Современная промышленность использует меньше природных ресурсов. В результате их важность выпала из уравнения конкуренции. В современной экономике технологии, знания и навыки являются единственным источником сравнительных преимуществ [8] (Matiur Rahman, 2015).

Сложности для стран с переходной экономикой, мучительные последствия для стран Африки и Латинской Америки подтверждают эту точку зрения. Финансовый крах Восточной Азии в 1997 году, финансовые и экономические кризисы последних 15 лет в мире внесли сомнения относительно преимуществ глобализации. В результате число скептиков растет во всем мире (Prasad et al., 2003, Bluedorn, 2013) [8] (Matiur Rahman, 2015). Кроме того, бедным странам настоятельно рекомендуется применять макроэкономическую осмотрительность, дерегуляцию, приватизацию и либерализацию для установления связей с глобальной экономикой (так называемый Вашингтонский консенсус – использование ряда мер, направленных на усиление рыночных сил и снижения роли государственного сектора). Однако этот рецепт стандартных программ макроэкономической реструктуризации и корректировки подходит не всем странам из-за структурной, социальной и политической асимметрии. Другими словами, все экономики структурно не идентичны. Таким образом, пророчество «Один размер подходит всем» – неосуществимо. А если осуществимо? Тогда что мы имеем в сухом остатке? По мнению некоторых ученых, глобализация представляет собой уничтожение национального государственного суверенитета в результате действий новых факторов глобальных фирм, религиозных организаций, транснациональных управленческих структур (сетей). Такая перспектива рисует мрачную картину: одна и та же культура распространяется по всему земному шару [9] (Kuliev, 2020).

Если априори глобализация – неизбежное явление, которое существует объективно и независимо от нашего желания, помимо этого, имеющее «два лица», возникает вопрос – где искать выход из этого диалектического противоречия? Как избавиться от негативных последствий глобализации?

Целью данного исследования является изучение феномена «глобализация» с разных сторон, что, в свою очередь, поможет установить факторы, влияющие на ее развитие, а также вскрыть «болевые точки» ее последствий.

Научная новизна исследования состоит не только в постановке самой проблемы определения влияния глобализации на мир и человека, но и в попытке автора предложить методы решения глобальных вызовов нашего времени, вызванных глобализацией.

Основная часть

Для выхода из этого диалектического противоречия существует несколько точек зрения. Часть ученых видят выход в создании антиглобалистического и альтерглобалистического движения, организаций управления глобализацией [10] (Antiglobalizm i globalnoe upravlenie, 2006). Другая часть – в демократизации общества. Еще одна часть ученых предлагают деглобализацию. Некоторые ученые видят выход в гуманизации глобализации [11, 12] (Borovikova, 2012), другими словами, «очеловечивании» глобализации или придании глобализации «человеческого лица». Мы также придерживаемся гуманистической парадигмы [13] (Kan, 2017) и считаем, что именно гуманизация [14] (Kan, 2015) может остановить разрушительную силу глобализации или хотя бы снизить ее пагубное влияние. Почему? Чтобы обосновать, исследуем, как проходило становление понятия «глобализация», периоды ее расцвета и полученные результаты. Это поможет найти опорные точки и укажет на движущие силы для управления данным явлением.

По мнению различных авторов, глобализация происходит либо с момента первого перемещения людей из Африки в другие части света; или с III тысячелетия до нашей эры (когда, по мнению А.Г. Франка, возникла Мировая система [15] (Frank, 1990)); или с так называемой осевой эпохи по К. Ясперс [16] (1953 г.) в I тысячелетии до н. э.; или только из Великих географических открытий; или в XIX веке; или после 1945 года; или только с конца 1980-х годов. Все указанные даты имеют свое обоснование [17–21] (Jim Sheffield, Andrey Korotayev, Leonid Grinin, 2013; Gellner, 1988; Hopkins, ed., 2003; Friedman, 2005; Chumakov, 2021).

На наш взгляд. каждая периодизация представляет собой особый научный интерес, поскольку в каждой из вышеназванных ставится разный акцент: пространственно-временная принадлежность, формы политической организации, уровень технологий, масштаб, великие географические и технологические открытия и т.п.

В таблице 1 можно увидеть наиболее полную периодизацию в соответствии с корреляцией между периодами глобализации и их характеристиками.

Таблица 1

Корреляция между пространственными связями, формами политической организации и уровнем технологий

Типы пространственных связей
Период
Формы политической организации
Уровень технологий (производственные принципы и производственные революции)
Локальные связи
До (≈ 3500 до н.э.)
Предгосударственность (простая и средняя) полит. формы, начальные формы правления
Принцип производства охотников-собирателей, начальный этап производства сельскохозяйственной продукции
Региональные связи
(≈ 3500 до н.э. – 490 г. до н.э. )
Ранние государства и их аналоги; первые империи
Вторая фаза аграрных революций; сельское хозяйство достигает своей зрелости
Континентальные связи
С (≈ 490 до н.э.) – по 1492 г. н.э.
Расцвет империй и первые развитые государства
Заключительная фаза аграрного производства
Интерконтинентальные (океанические) связи
(≈ 1492г. – 1821г.)
Подъем развитых государств, первые развитые государства
Первый этап промышленного производства и промышленных революций
Глобальные связи
С начала XIX век – до 1960–1970 гг. XX века
Зрелые /хорошо развитые государства и начало наднациональных образований
Второй этап промышленных революций
Планетарная связь
С начала 1960–1970 гг. XX века – по настоящее время
Формирование наднациональных образований, смывание государственной независимости, поиск новых типов политических союзов и образований, формы планетарного правления
Начало и развитие научно-технической революции, чей второй этап прогнозируется на период 2030-х – 2040-х гг.
Источник: переведено автором по [17] (Jim Sheffield, Andrey Korotayev, Leonid Grinin, 2013).

При анализе планетарной связи таблицы 1 и происходящих трансформационных событий (встреча государств G20 без КНР и РФ, Восточный экономический форум 2023, всплеск технологий и т.п.) видно, что в настоящее время происходит то, что прогнозировали ученые, а именно: начало и развитие новой научно-технической революции, ломка старых устойчивых связей, логистических цепочек, формирование новых политических союзов и т.п.

Однако при всем разнообразии различных периодизаций феномена «глобализация» нельзя не вспомнить еще одну. И хотя это несколько иной взгляд, уводящий нас далеко в историю, он связан с мнением некоторых ученых, что первыми глобализаторами были Иисус Христос, Будда, а несколько позже – пророк Мухаммед. Потому что их учению следовали тысячи, а потом миллионы верующих. В принципе, это тоже можно назвать началом процесса глобализации [3] (Portanskiy, 2021). По нашему мнению, с помощью такого подхода можно увидеть один важный аспект или, точнее, критерий периодизации. Таким критерием становится сам человек. И это не только человек Homo Economicus (человек «экономический»), но и человек Homo Humanus (человек «человеколюбивый»). Заметим, что А. Смит, который предложил идею человека эгоистического/рационального, сначала описывал человека как социального/эмоционального, обладающего чувством «симпатии» и наделенного «добродетелями»: «Наша симпатия, или сочувствие, к чужому горю или к чужой радости предполагает ответное чувство. Удовольствие, доставляемое «взаимной симпатией», свидетельствует о том, что люди нуждаются друг в друге, что они не могут быть безучастны друг к другу» [22] (Smit, 1997). В настоящее время те описания, которыми ученый наделяет «симпатию» (например, слово «симпатия» служит А. Смиту «для обозначения способности разделять какие бы то ни было чувствования других людей»), в аспекте нашей темы имеют большое сходство с таким понятием, как эмпатия. Поэтому в дальнейшем будем подразумевать под симпатией – эмпатию. Продолжая тему о «человеке социальном», А. Смит в своем известном труде «Теория нравственных чувств» указывает еще на одну важную добродетель – «справедливость»: «Человек, соблюдающий правила благоразумия, строгой справедливости и человеколюбия [т.е. любви], может считаться вполне добродетельным» [22] (Smit, 1997). Однако если все другие добродетели могут существовать «по нашей воле», то – «Другое дело справедливость. Соблюдение ее «не предоставлено на наш произвол», а может быть востребовано «насильственно» [22] (Smit, 1997). Это обусловлено тем, что справедливость составляет «главную основу общественного устройства». Если она поколеблена, то «громадное здание, представляемое человеческим обществом... немедленно рушится и обращается в прах». Пожалуй, в этом заложен основной принцип успешного развития нашей планеты – человеколюбие плюс справедливость. Человечность проявляется через ответственное отношение к миру (а мир – это и человек, и природа, и Вселенная) по принципу категорического императива И. Канта, а справедливость проявляется через справедливое распределение.

Возвращаясь к данному типу периодизации, хотелось бы обратить внимание еще на одну важную мысль – эти известные всему миру «глобализаторы», Иисус Христос, Будда, пророк Мухаммед, смогли глобализовать мир с помощью наставнического учения, передаваемого из уст Учителя в уста ученика. Сегодня мы можем воспользоваться данным инструментом – обучением – для управления глобализацией, только получить результат можно гораздо быстрее с помощью науки и техники.

Благодаря этому концептуальному подходу (о человеке «человеколюбивом» и «экономическом», а также о роли обучения) мы можем глубже понять и осознать, насколько феномен «глобализация» связан с гуманизацией, и, насколько успешность гуманизации зависит от таких движущих сил, как эмпатия, обучение, справедливость.

Полагаем, что осмысление возможности гуманизации глобализации в настоящее время безотносительно среды, в которой эти процессы происходят, было бы неполным. Поэтому в качестве описания среды предлагаем ввести еще один аргумент – концепцию «Индустрия 4.0». Данная концепция, называемая четвертой промышленной революцией, характеризуется внедрением «киберфизических систем» в заводские процессы и основывается на следующими принципах: 1) функциональной совместимостью человека и машины; 2) прозрачностью информации; 3) технической помощью машин человеку; 4) способностью машин самостоятельно и автономно принимать решения [23] (Tarasov, 2018).

Ввиду того, что Индустрия 4.0 представляет собой конвергенцию цифровых, физических и биологических трансформаций, то с течением времени такая суммарная трансформация еще более осложняется экологическими кризисами и геополитическими сдвигами и в то же время отчасти становится их причиной. Машино-человеческая, трансформационно-конвергентная, независимо-зависимая, быстроразвивающаяся – такой нам представляется нынешняя среда гуманизации глобализации. Таким образом, глобализация в условиях четвертой промышленной революции, с одной стороны, быстро эволюционирует, а с другой, бросает вызовы существующему миропорядку, человечеству и планете. А это требует новых способов управления и сотрудничества [24] (Postel-Vinay, 2020), новой глобализации.

Процесс глобализации тесно переплетается с экономикой и экономическим ростом. Помимо понимания сущности процессов и явлений глобализации отметим еще один аспект: отводя человеку центральное место, а землю наделяя ролью фактора производства, человечество иногда забывает, что земля – это, прежде всего, продукт природы, т.е. не собственность человека. Более того, это еще и основа сохранения всего живого на планете. По наблюдениям ученых, экологический кризис ставит под сомнение абсолютные привилегии человека (если, по мнению западных ученых Дж. Хаманн, С. Кьеркегор, Т. Адорно, М. Хоркмайер и М. Хайдеггер, традиционный гуманизм ставил во главу угла идею антропоцентризма, то по мнению восточных мыслителей – М. Ганди, Э. Сезер и Ф. Фэнон, – идею природоцентризма [25]. Например, по данным издания Insider, климатический кризис может стать противоречивой темой, но вот цифра, над которой стоит задуматься: 2 615 000 000 000 долларов. Это цифра ущерба США, который был рассчитан экспертами за период 1980–2023 гг. Ущерб от экстремальных погодных условий увеличивается, и мы все расплачиваемся за это. Нужно сказать, что это ущерб, включающий список самых разрушительных тропических циклонов, засух и сильных штормов только в одной стране (США), не включающий психических и физические травм людей, перенесших эти климатические бедствия, сбоев в цепочках поставок, и других косвенных расходов [26].

В результате данного исследования мы приходим к выводу, что гуманизацию глобализации можно представить как систему глобальных мер по 1) улучшению качества жизни населения в каждой отдельной стране; 2) сохранению безопасности жизни будущим поколениям планеты; 3) сохранению качества природы; 4) сохранению национального в многонациональном.

Заключение

Проведенное исследование, с одной стороны, показало глубинные корни исследуемого вопроса, связывающие две самостоятельные концепции (глобализацию и гуманизацию) в одну общую, а с другой – приоткрыло дверь к осознанию кардинального различия взглядов восточных и западных ученых на вопрос антропоцентризма.

В рамках изученных трудов можно сделать вывод о том, что глобализация является результатом развития мировой экономики и научно-технического прогресса; несет как положительные, так и отрицательные эффекты; быстро эволюционирует.

Анализ среды показал, что в период четвертой промышленной революции не столько ускоряется сам процесс глобализации, сколько усиливаются его пагубные последствия. Среди таких последствий на первое место выходят масштабные экологические, климатические и геополитические кризисы, а также сопутствующий им вред, приносимый людям, который, как правило, не облекается в цифры и не входит в экономические отчеты, но имеет четкие контуры негативного психо-эмоционального состояния населения.

Выбранный нами концептуальный подход о человеке «человеколюбивом» и «экономическом» помог понять и осознать, насколько феномен «глобализация» связан с гуманизацией и насколько успешность гуманизации зависит от таких движущих сил, как эмпатия, обучение, справедливость. Несмотря на то, что традиционно гуманизация связана с западной идеей антропоцентризма, а восточная научная мысль больше склоняется к природоцентрированию, мы считаем, что объединение вышеназванных может стать выгодным симбиозом как для человека, так и для планеты, а значит, изменить вектор с негативных последствий глобализации на позитивные.

Ввиду того, что глобализация бросает вызовы существующему миропорядку, человечеству и планете, требуются новые способы управления и сотрудничества. В результате нами было предложено использовать гуманизацию глобализации в качестве системы глобальных мер и было дано определение для этого термина.

Значимость данного исследования заключается в систематизации теоретико-методологических аспектов, а также в формировании базы для дальнейшего изучения данного феномена.


Источники:

1. Bonds Christopher, O’Bryne Darren J. Challenges and conceptions of globalization. An investigation into models of global change and their relationship with business practice // Cross Cultural Management. – 2014. – № 21. – p. 23-38.
2. Tom G. Palmer Globalization and Governance // The State, Civil Society and Public Administration in Portugal: towards a new paradigm of public service, of the role of the State and of public policies: University of Aveiro, Portugal, April 20-21. 2021.
3. Портанский А.П. Глобализация — естественный неотвратимый процесс // Знание – сила. – 2021. – № 3.
4. Юго-Восточная Азия: семь фактов, которые необходимо знать. [Электронный ресурс]. URL: https://forbes.kz//finances/markets/yugo-vostochnaya_aziya_sem_faktov_kotoryie_neobhodimo_znat/?#:~:text (дата обращения: 09.09.2023).
5. Falk R. Resisting globalization-from-above through globalization-from-below // New Political Economy. – 1997. – № 2. – p. 17-24.
6. Khan Haider A. Beyond distributive justice in the McWorld // Global Justice. – 1996. – p. 30-40.
7. Sen G. Globalization, justice and equity: A gender perspective // Development. – 1997. – № 40. – p. 21-26.
8. Matiur Rahman Globalization: Some Controversies and Its Humanization // Journal of World Economic Research. – 2015. – № 4(5):20. – doi: 10.11648/j.jwer.s.2015040501.13.
9. Кулиев Ф.М. Глобализация, гуманизация и культурные идентичности – главные тенденции культурно-исторического развития человечества // Вестник экспертного совета. – 2020. – № 2–3 (21–22). – c. 99-104.
10. Антиглобализм и глобальное управление Доклады, дискуссии, справочные материалы. - М.: МГИМО (У) МИД России, 2006. – 440 c.
11. Проблемы гуманизации медицины в эпоху глобализации. / Диалог культур и вызовы современной эпохи: Материалы Бакинского форума, посвященного памяти Гейдара Алиева / под общ. ред. Н.М.Мамедова, А.Н.Чумакова; отв, ред. А.А.Гезалов, И.Р.Мамед-заде. - М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2019. – 499-504 c.
12. Боровикова Л.В. Гуманизация непрерывного образования в эпоху глобализма // Международный научно-исследовательский журнал. – 2012. – № 5-3(5). – c. 119-121.
13. Кан Е. Н. Факторы гуманизации экономики в Евразийском пространстве. / Государство и рынок: механизмы и институты евразийской интеграции в условиях усиления глобальной гиперконкуренции : коллективная монография. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2017. – 555-561 c.
14. Кан Е. Н. Необходимость гуманизации экономического роста в современной экономике // Россия и Санкт-Петербург: экономика и образование в XXI веке: Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР за 2014 год. Факультет экономики и финансов. Отделение национальной экономики, Санкт-Петербург, 01 апреля – 31 2015 года / Научные редакторы: Л. А. Миэринь, А. И. Попов. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Санкт-Петербург, 2015. – c. 189-192.
15. Frank A. G. A Theoretical Introduction to 5,000 Years of World System History // Review. – 1990. – № 13/2. – p. 155–248.
16. Дидык М.А. К. Ясперс: «Осевое время» Всемирной истории как конструкция и гипотеза // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. – 2015. – № 4. – c. 5-9.
17. Jim Sheffield, Andrey Korotayev, Leonid Grinin Globalization: Yesterday, Today, and Tomorrow. - USA, 2013.
18. Gellner E. Plough, Sword and Book. The Structure of Human History. - Chicago, IL: The University of Chicago Press, 1988.
19. Hopkins A.G., ed. Globalization in World History. - New York City, NY: Norton, 2003.
20. Friedman T. L. It’s a Flat World, After All // New York Times Magazine. – 2005. – № 3-4.
21. Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. / монография. 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Проспект, 2021. – 456 c.
22. Смит А. Теория нравственных чувств. - М.: Республика, 1997.
23. Тарасов И.В. Индустрия 4.0: понятие, концепции, тенденции развития // Стратегии бизнеса. – 2018. – № 6(50). – c. 57-63. – doi:.
24. Постел-Винай К. Глобализация 4.0 и новые модели международного сотрудничества // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. – 2020. – № 15(2). – c. 82–92. – doi: 10.17323/1996-7845-2020-02-04.
25. Humanism: a new idea. 2011. [Электронный ресурс]. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000213089/PDF/213061eng.pdf.multi.nameddest=213089 (дата обращения: 22.09.2023).
26. The true cost of extreme weather. [Электронный ресурс]. URL: https://www.businessinsider.com/what-climate-change-crisis-extreme-weather-is-costing-you-2023-9?utm_medium=newsletter&utm_source=Sailthru&utm_campaign=Insider_Today (дата обращения: 22.09.2023).

Страница обновлена: 11.04.2024 в 18:30:51