Инструменты формирования системы мотивации населения к повышению качества жизни

Устинова О.Е.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 3 (Март 2023)

Цитировать:
Устинова О.Е. Инструменты формирования системы мотивации населения к повышению качества жизни // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 3. – С. 929-940. – doi: 10.18334/epp.13.3.117237.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50792826

Аннотация:
Проблема мотивации населения к повышению качества жизни и достижению благополучия является одной из ключевых, решение которой способствует устойчивому развитию страны в целом. Учитывая, что разные социальные группы имеют собственное представление о способах и формах жизнедеятельности, а образ жизни находится в зависимости от имеющихся мотивов деятельности конкретного индивида важно обобщить накопившийся опыт и определить инструменты, формирующие систему мотивации населения. В работе в динамике проанализирован состав располагаемых ресурсов российскими домашними хозяйствами. На основе рассмотренных подходов к формированию побуждающих мотивов индивидов предложен комплекс инструментов формирования системы мотивации населения к повышению качества жизни и достижению благополучия. Результаты исследования могут быть полезны представителям органов государственной власти, общественных организаций и частного бизнеса

Ключевые слова: мотивация население, благополучие, качество жизни

Финансирование:
Информация о НИР: Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета

JEL-классификация: I31, I38, I39



Введение

Известно, человеческая жизнь является высшей ценностью общества. При этом совокупность свойств, качеств и состояний индивида характеризует не только человека, но и общество в целом, превращая их в общественное богатство. Созданные социальные институты позволяют сохранить и развить духовный, интеллектуальный, физический потенциал человечества. Так, система образования, наука и воспитание позволяют сохранить и развить интеллектуальный потенциал. Трудно переоценить роль искусства, литературы, религии в сохранении духовной составляющей. В свою очередь физический потенциал формируется за счет физического воспитания и спорта, здравоохранения и т.д. Одним из важнейших факторов, влияющим на здоровье, является образ жизни человека, интегрирующим представление об определенном виде или типе его жизнедеятельности. Он охватывает разные аспекты повседневной жизни, включая трудовую деятельность, быт, свободное времяпрепровождение, правила поведения, способы удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни и прочее. Таким образом, отдельные виды деятельности формируют образ жизни индивида, среди которых, профессиональная, трудовая, общественная, бытовая, социально-культурная и др. Важно отметить, что разные социальные группы имеют собственное представление об основных способах и формах жизнедеятельности и их вариантах. Учитывая, что образ жизни находится в зависимости от имеющихся мотивов деятельности конкретного индивида, его состояния здоровья и особенностей психики, социально-экономические условия, сложившиеся на определенной территории, также имеют огромное значение. Целью данной работы выступает выявление особенностей мотивации населения на основе проведенного анализа публикаций, касающихся данной проблемы, а также статистических российских и европейских потребительских индикаторов. В результате проведенного исследования предложен комплекс инструментов формирования системы мотивации населения к достижению благополучия и улучшения качества жизни.

Методологическую основу исследования составили концепции потребительского поведения, теории мотивации, разработанные подходы к достижению благополучия. В работе использованы сравнительный и статистические методы, позволившие сформулировать выводы и выявить ключевые особенности формирования мотивации населения к достижению благополучия.

Обзор литературы

В последние годы возрос интерес к исследованиям, касающимся хорошей жизни и эвдемонии — термина, часто используемого для обозначения того, чего люди больше всего хотят в жизни. Согласно роджерианскому определению, хорошая жизнь — это борьба за согласованность между тем, где человек находится, и тем, где он мог бы быть; « процесс становления» , который происходит благодаря большему чувству автономии и волеизъявления [17, с. 195]. В размышлениях о хорошей жизни Д. МакАдамса отмечено, что [15, с. 213] «моральные ценности формулируют представления о том, какой может быть хорошая жизнь… Эти воображаемые конечные состояния могут быть проецированы в будущее, как и цели». Известны три концепции, основанные на макротеории самоопределения, включающие базовую теорию психологических потребностей, теорию органической интеграции и иерархическую модель внутренней и внешней мотивации. Концепция органической интеграции различает формы мотивации и описывает их свойства, детерминанты и последствия. Она предполагает, что существуют различные типы мотивации: внутренняя, внешняя мотивация и амотивация. Считается, что эти типы представляют разные причины действий и могут быть упорядочены в градации вдоль континуума самоопределения. При этом внутренняя мотивация считается прообразом самодетерминированной мотивации. Внешняя при этом подразделяется на несколько форм регуляции, которые также можно расположить в разных градациях самоопределения. Наконец, амотивация представляет собой отсутствие обоих типов мотивации и, следовательно, отражает наименее самоопределяемую позицию. Теория основных психологических потребностей фокусируется на том, как они связаны с психологическим здоровьем и благополучием. И.Д. Деси и Р.М. Райан [7, с. 23–288] утверждают, что у людей по крайней мере три их типа функционально необходимы для постоянного личностного роста, целостности и благополучия. Этими потребностями являются автономия, компетентность и связанность. Считается, что они универсальны для людей и культур и применимы ко всем аспектам жизни человека. Ожидается, что факторы, способствующие автономии, компетентности и родственности, улучшают благополучие, тогда как факторы, препятствующие удовлетворению этих потребностей, должны его подрывать. Потребность в компетентности удовлетворяется опытом, который позволяет эффективно добиваться желаемых эффектов и результатов. Опираясь на мини-теории, изложенные И.Д. Деси и Р.М. Райаном [7, с. 237–288], Р. Вальеран [22, с. 271–360] разработал иерархическую модель внутренней и внешней мотивации, в которой он заявил, что социальные факторы влияют на мотивацию посредством восприятия компетентности, автономии и связанности. Он предположил, что различные типы мотивации, а именно внутренняя мотивация, внешняя мотивация и амотивация, существуют на трех уровнях общности. Первый уровень и относится к мотивации, испытываемой человеком по отношению к данной деятельности в определенный момент времени (ситуативной мотивации). Второй уровень имеет дело с более общей мотивацией в отношении широких жизненных контекстов, таких как межличностные отношения, образование, работа, религия и др. Этот контекстуальный уровень относится к самореферентной системе, используемой индивидами для описания своих мотивов в той или иной сфере деятельности. Мотивация последнего уровня общности относится к глобальной мотивационной направленности на уровне личности. Таким образом, глобальная мотивация оказывает большее влияние на контекстуальную мотивацию, чем на ситуационную, а контекстуальная мотивация проявляет большее влияние на ситуационную мотивацию, чем на глобальную.

Благополучие включает в себя здоровое психологическое функционирование и взгляды на свою жизнь как на нечто осмысленное, полное потенциала и хорошо связанное с миром [18, с. 719–727]. Благополучие, измеряемое несколькими показателями (например, удовлетворенностью состоянием и жизненного пути, ощущением того, что жизнь наполнена истинной целью [9, с. 276–302], указывает на повышенное приспособление и функционирование, а не просто отсутствие дистресса [19, с. 85–95].

Существуют разные способы, которыми люди стремятся к хорошей жизни. В настоящее время известны четыре основных подхода к достижению благополучия: эвдемоническая мотивация, включающая стремление к таким целям, как смысл, подлинность, совершенство и рост, гедонистическая мотивация удовольствия, то есть влечение к наслаждению и веселью, гедонистическая мотивация комфорта, например, стремление к расслаблению, легкости и безболезненности и внешняя мотивация, охватывающая поиск денег, власти, статуса, популярности и имиджа [10, с. 411–437; 13, с.280–287].

Мотивация роста направлена на прогресс, исследование, поиск вызовов, обучение и растущую реализацию своего потенциала. Напротив, мотивация безопасности устремлена на сохранение, защиту, оборону, поиск немедленных удобств, поддержание и следование традиционным или установленным образцам. Они необходимы для выбора направления развития, однако мотивы роста, как правило, зависят от удовлетворения потребностей в безопасности. Мотивация безопасности формирует убеждение в собственной ценности и уважении, в чувстве принадлежности к другим людям и группам. По мере удовлетворения физиологических потребностей мотивы роста выходят на первый план, в отношении самореализации и человеческого процветания. Эвдемонический рост связан с гуманистическим развитием личности и ориентирован на развитие таких качеств, как мудрость, добродетель, любовь и неэгоистическая значимость [20, с.761–772].

Изучение мотивации к достижению благополучия в течение всей жизни важно по нескольким причинам. Большинство исследований на сегодняшний день сосредоточены на мотивации людей к благополучию, при этом мало внимания уделяется тому, как сами мотивы меняются со временем. Кроме того, мотивы благополучия представляют собой целые системы ценностей, приоритетов и способов обработки информации [18, с. 92–108]. Понимание того, как эти приоритеты меняются с возрастом, может помочь в прогнозировании и объяснении возрастных изменений в различных аспектах качества жизни, а также других возможных результатов, таких как межличностные отношения, гражданское и потребительское поведение. Более того, необходима трансформация формального или официального общественно-политического дискурса в отношении повышения качества жизни населения и динамически устойчивого социально-экономического развития [1, с. 142].

В литературе по психологии исследователи определяют гедонию и/или эвдемонию четырьмя различными способами: как ориентации (мотивы, приоритеты, ценности, цели), как поведение (конкретные действия), как переживания (аффекты, чувства, оценки) и как функционирование (сильные стороны, способности, достижения, здоровые привычки [12, с. 1425–1456]. В дополнение к эвдемоническим мотивам, гедонистическому удовольствию и комфорту другим возможным набором приоритетов является внешняя мотивация — стремление к богатству, статусу, власти, популярности и имиджу [13, 280–287].

Материализм относится к важности, которую человек придает мирским благам [6, 139–168]. Литература о материализме и поведенческих результатах противоречива. С одной стороны, исследования в социальных науках (экономическая психология, маркетинг и исследования качества жизни) предполагали, что материализм приводит к негативным поведенческим последствиям, таким как неудовлетворенности жизнью в целом, неудовлетворенности социальной жизнью, депрессии, тревоге, навязчивым покупкам и т.д. [16, 209–219]. Другие исследования, наоборот, предполагают, что материализм приводит к положительным поведенческим результатам. Например, некоторые авторы [11, 411–437] показали, что материалистичные люди, которые покупают предметы роскоши, сообщают о более высоком субъективном благополучии по сравнению с теми, кто этого не делает. Материализм успеха усиливает экономическую мотивацию, которая, в свою очередь, повышает ожидаемую будущую удовлетворенность уровнем жизни.

Учитывая изложенные подходы к пониманию качества жизни и достижению благополучия, исходя из обозначенных уровней иерархии мотивационных процессов, целесообразно рассмотреть и систематизировать инструменты формирования системы мотивации населения к повышению качества жизни.

Результаты

Проведенный анализ состава располагаемых ресурсов российских домашних хозяйств демонстрирует положительную динамику в части суммы сделанных сбережений населением в течение последних пяти лет с 11,8% до 14,7%. С одной стороны, рост сбережений означает снижение потребления, что подтверждается статистическими данными (с 85,1% до 82,5) и в дальнейшем способен затормозить рост экономики. С другой стороны, это может быть обусловлено желанием населения обеспечить экономическую безопасность в кризисных условиях. Мотивы сбережений отражают потребности индивида, что согласуется с классификацией потребностей по Маслоу [14, с. 383] в части удовлетворения физиологических потребностей, потребностей в безопасности, подержании семьи и др.

Рисунок 1 – Состав располагаемых ресурсов домашних хозяйств, (%)

Источник: составлено автором на основе [4]

Анализ потребительских расходов Европейского Союза показал незначительный рост, при том, что личные сбережения граждан сократились на 1,6% (табл. 1).

Таблица 1 – Динамика потребительских индикаторов

Показатели
Сентябрь 2021
Сентябрь 2022
Темп прироста
Личные сбережения (%)
12,55
12,35
-1,6
Потребительские расходы (млрд.евро)
1789
1802
0,7
Источник: составлено автором на основе [21]

Следует учесть, что геополитические изменения и кризисные явления на этом фоне, наблюдаемые в течение последних месяцев, безусловно окажут влияние на поведение граждан и их потребительские решения как в России, так и за рубежом. Вместе с тем наличие в экономике неопределенности и риска приводит к возникновению центростремительных сил экономических субъектов, формированию интегрированных структур [2, с. 728]. От этого будет зависеть не только устойчивое развитие городского хозяйства, конкретного региона, но и на развитие экономики страны в целом. Экономический рост также неразрывно связан с наличием так называемого креативного класса, более устойчивого к социально-экономическим изменениям. Среди основных его признаков также отмечены владение собственностью и капиталом, но при этом отличительными особенностями выступают стремление к развитию и профессиональной самореализации, активной жизненной позиции и созидательной деятельности [3, с. 1881].

Учитывая изложенное необходимо выделить элементы в системе мотивации, побуждающие население к повышению качества жизни населения и достижению благополучия, среди которых отмеченные ранее эвдемоническая и внешняя мотивация, гедонистическая мотивация удовольствия и комфорта. При этом система мотивации населения включает в себя механизм постоянно повторяющегося процесса повышения качества жизни через использование имеющихся и возникающих на жизненном пути людей стимулов. Важно почеркнуть необходимость формирования комплекса инструментов системы мотивации населения к повышению качества жизни на основе положительных и отрицательных стимулов, включающих материальные и нематериальные мотивы (рис. 2).










Рисунок 2 – Комплекс инструментов формирования системы мотивации населения к повышению качества жизни

Источник: составлено автором

В составе материальных могут быть использованы такие инструменты как: социальные выплаты населению, бонусы за достигнутые результаты, повышение уровня дохода граждан, создание инфраструктуры и т.п. К нематериальным целесообразно отнести создание благоприятной атмосферы в обществе, социальных группах, обучение, повышение квалификации, поощрение достижений, благодарность, наставничество, вовлечение в решение социально-значимых проблем и т.д. При этом положительная мотивация поддерживает и поощряет правильное (должное) поведение людей, а отрицательная, напротив, ориентирована на пресечение проявления неблагоприятных последствий из-за пагубных привычек, нездорового поведения населения.

Заключение

Вопросы мотивации населения к достижению благополучия и повышению качества жизни является стратегической задачей развития общества и обеспечения устойчивого социального и экономического развития. Практическая реализация предложенных инструментов затрагивает как направления эффективной социальной защиты населения, включая социальные пособия, пенсии, адресная поддержка и проч., так и создание условия для развития предпринимательской деятельности за счет обеспечения доступа к источникам долгосрочных инвестиций, обеспечения высококвалифицированными трудовыми ресурсами, поддержки экспорта продукции и др. Важно также подчеркнуть необходимость просветительской составляющей в реализации системы мотивации населения к повышению качества жизни и достижению благополучия посредством образовательных программ, средств массовой информации, в том числе социальных медиа. Учитывая сложившиеся условия геополитического и геоэкономического кризисов направления дальнейших исследований, могут быть связаны с поиском новых инструментов, позволяющих совершенствовать систему мотивации населения к повышению качества жизни.


Источники:

1. Дудин М.Н. Общественно-политический дискурс, качество жизни и протестная активность населения // Экономические отношения. – 2022. – № 1. – c. 121-148. – doi: 10.18334/eo.12.1.114129.
2. Городнова Н.В., Самарская Н.А. Повышение качества жизни граждан России в процессе реализации инновационных проектов // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 3. – c. 721-734. – doi: 10.18334/vinec.9.3.40917.
3. Нехода Е.В., Рощина И.В. Повышение устойчивости качества жизни: роль и вклад университетов // Креативная экономика. – 2019. – № 10. – c. 1873-1892. – doi: 10.18334/ce.13.10.41217.
4. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13397 (дата обращения: 30.01.2023).
5. Bauer J. J., McAdams D. P. Eudaimonic growth: Narrative growth goals predict increases in ego development and subjective well-being three years later // Developmental Psychology. – 2010. – № 46. – p. 761–772.
6. Belk R. W. Possessions and the extended self // Journal of Consumer Research. – 1988. – № 15(2). – p. 139–168.
7. Deci, E. L., & Ryan, R. M. (1991). A motivational approach to self: Integration in personality. In R. Dienstbier (Ed.), Nebraska symposium on motivation: Vol. 38. Perspectives on motivation (pp. 237–288). Lincoln, NE: University of Nebraska Press
8. Deci E. L., Ryan R. M. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. - New York, NY: Plenum, 1985.
9. Diener E., Suh E. M., Lucas R. E., Smith H. Subjective well-being: Three decades of progress // Psychological Bulletin. – 1999. – № 125. – p. 276–302.
10. Hudders L., Pandelaere M. The silver lining of materialism: The effects of luxury consumption on subjective well-being // Journal of Happiness Studies. – 2012. – № 13(3). – p. 411–437.
11. Hudders L., Pandelaere M. The silver lining of materialism: The effects of luxury consumption on subjective well-being // Journal of Happiness Studies. – 2012. – № 13(3). – p. 411–437.
12. Huta V., Waterman A. S. Eudaimonia and its distinction from hedonia: Developing a classification and terminology for understanding conceptual and operational definitions // Journal of Happiness Studies. – 2014. – № 15(6). – p. 1425–1456.
13. Kasser T., Ryan R. M. Further examining the American Dream: Differential correlates of intrinsic and extrinsic goals // Personality and Social Psychology Bulletin. – 1996. – № 22(3). – p. 280–287.
14. Maslow A. Theory of Human Motivation // Psychological Review. – 1943. – № 50. – p. 370-396.
15. McAdams, D. P. (2018). Art and science of personality development. The Guilford Press
16. Richins M. L. The material values scale: Measurement properties and development of a short form // Journal of Consumer Research. – 2004. – № 31(1). – p. 209–219.
17. Rogers, C. R. (1961). On becoming a person: A therapists view of psychotherapy. Houghton Mifflin
18. Ryff C. D., Keyes C. L. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. – 1995. – № 69. – p. 719–727.
19. Ryff C. D., Dienberg Love G., Urry H. L., Muller D., Rosenkranz M. A., Friedman E. M. Psychological well-being and ill-being: Do they have distinct or mirrored biological correlates? // Psychotherapy and Psychosomatics. – 2006. – № 75. – p. 85–95.
20. Steger M., & Shin, J. Y. (2012). Happiness and meaning in a technological age: A psychological approach. In P. Brey, A. Briggle, & E. Spence (Eds.), The good life in a technological age (pp. 92–108). Routledge
21. Trading Economics. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.tradingeconomics.com/european-union/indicators (дата обращения: 30.01.2023).
22. Vallerand, R. J. (1997). Toward a hierarchical model of intrinsic and extrinsic motivation. In M. P. Zanna (Ed.), Advances in experimental social psychology (Vol. 29, pp. 271–360). San Diego, CA: Academic Press

Страница обновлена: 12.03.2024 в 12:34:58