Соответствие продукта страховой организации её стратегии развития как фактор снижения поведенческого риска

Нестерова А.В.1, Калайда С.А.2
1 Банк России
2 Санкт-Петербургский государственный университет

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 8, Номер 1 (Январь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Статья посвящена проблематике соответствия нового страхового продукта бизнес-плану страховщика, включая стратегию его развития и бюджет. Такое соответствие должно способствовать обеспечению платежеспособности страховщика при введении нового страхового продукта. Сохранение платежеспособности отдельных страховых компаний в целом служит задаче обеспечения экономической безопасности всей страховой отрасли России. Важность темы обусловлена ключевой ролью уровня финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика в достижении качества оказываемых им услуг. Достаточность запланированных ресурсов, детальный подход к оценке возможностей не только запустить новый продукт, но и обеспечить качественное урегулирование убытков при его дальнейшем обслуживании, являются значимыми характеристиками при оценке поведенческого риска страховой организации. В работе показано, что эти параметры необходимо учитывать при разработке стратегии развития и составлении бизнес-плана страховщика в целях снижения его поведенческого риска на этапе внедрения нового страхового продукта.

Ключевые слова: поведенческий риск, поведение страховых организаций, российский страховой рынок, бизнес-план страховой организации, стратегия развития страховщика, бизнес-модель страховой организации, страховой продукт

JEL-классификация: G20, G22, G29



Введение. Актуальность темы стратегического соответствия страхового продукта обусловлена важнейшей ролью финансовой устойчивости страховых организаций в обеспечении честного отношения к потребителям, заключающегося в качественном оказании услуг как при продаже страхового продукта, так и при его сопровождении, в том числе, при наступлении страхового случая. Достаточный уровень финансовой устойчивости позволяет реализовывать своевременное урегулирование убытков, качественный сервис при продаже страхового продукта и взаимодействии с клиентами, что приводит, в свою очередь, к развитию отдельного страховщика, страховой отрасли и национальной экономики в целом. В статье рассмотрены вопросы взаимосвязи ключевых параметров бизнес-плана страховщика и рисков, возможных при запуске нового для страховщика продукта.

В силу высокой социальной значимости страхования для общества и актуальности проблематики добросовестного отношения страховщиков к своим клиентам, представляется важным исследовать вопрос влияния финансовой устойчивости на поведенческий риск страховщика.

Важность соответствия продукта стратегии развития страховщика (принцип «strategic fit») была впервые рассмотрена в докладе Европейского ведомства по страхованию и частным пенсиям (EIOPA) «Основы оценки поведенческого риска через жизненный цикл продукта» [16]. В российской практике эта тема раскрыта в Методических рекомендациях Банка России по управлению финансовым продуктом от 27.12.2023 № 19-МР [2]. В них, в рамках принципа управления «Системный подход к организации управления финансовым продуктом», отдельно указано на рекомендацию финансовым организациям в целях минимизации своих рисков разрабатывать финансовые продукты в соответствии с утвержденной стратегией развития, бюджетом доходов и расходов, стратегией управления рисками и капиталом, а также с учетом отраслевой специфики и закрепленных в данных документах темпов роста и развития финансовой организации.

В академической литературе и в научных исследованиях с точки зрения клиентоцентричности всесторонне раскрыта тема бизнес-модели и стратегии. Согласно подходу, предложенному Дж. Магретта в статье «Почему нужна бизнес-модель», эффективная бизнес-модель отвечает на вопросы: «Кто наш клиент?», «Что он ценит?», «Как заработать деньги в этом бизнесе?», «Какова экономическая логика, объясняющая процесс создания ценности для клиентов при соответствующих затратах?» [10]. По сути, бизнес-модели – это истории, которые объясняют, как работают предприятия. При этом бизнес-модель не является стратегией, хотя часто эти термины используются взаимозаменяемо. Бизнес-модели описывают систему взаимодействия друг с другом всех элементов бизнеса, но не учитывают одно критическое измерение функционирования бизнеса: конкуренцию. Это уже дело стратегии. Однако особенности планирования страховой деятельности и формирования страховых бизнес-моделей, помимо нормативных требований, в литературе представлены незначительно и не всегда соотносятся с учетом интересов клиентов [12]. Также в научных статьях рассматривается проблематика низкой потребительской ценности страховых продуктов. В частности, такое проявление отмечается при недобросовестном поведении банков при осуществлении банкострахования, и авторы приходят к выводу об изменении приоритетов в сторону клиентской ценности и необходимости построения взаимодействия с клиентом на долгосрочной основе [4; 15]. Так, в работе [7] ценообразование на страховые продукты и услуги рассматриваются на основе воспринимаемой их ценности страхователями. Существенными факторами влияния на продвижение продукта и его ценность становятся цифровизация [13; 14; 18], в частности, положительно отмечается роль экосистем [12]. Рассматриваются методы борьбы с недобросовестным поведением страховщиков и посредников, например, отмечается необходимость поведенческого надзора, в рамках которого регулятор может давать рынку рекомендации с целью использования лучших практик [5; 9; 11]. Изучаются различные аспекты управления страховым продуктом на этапах его жизненного цикла для повышения качества оказываемых услуг и клиентской ценности [6; 8; 12; 17]. Как показал анализ, в литературе присутствует интерес к проблематике поведенческого риска страховщиков, однако возможности управления им при разработке страховых продуктов с учетом влияния финансового состояния компании не исследуются.

Целью данного исследования является выявление параметров, обеспечивающих соответствие страхового продукта стратегии страховщика, для сохранения его финансовой устойчивости и снижения поведенческого риска.

Научная новизна заключается в установлении взаимосвязи поведенческого риска и финансовой устойчивости страховщика на этапе внедрения нового страхового продукта.

Финансовая устойчивость и поведенческий риск. Ключевым аспектом для обеспечения добросовестного отношения страховых организаций к потребителям является их финансовая устойчивость и платежеспособность, то есть способность отвечать по принятым обязательствам. Уровень поведенческого риска, под которым в данной статье понимается риск финансовых потерь страховщика или других неблагоприятных последствий, возникающих вследствие несправедливого (нечестного) отношения страховщиков и/или их представителей к клиентам или приводящих к вреду для потребителей, может быть рассмотрен как определяющая характеристика качества поведения страховщика на рынке.

Способность погашать принятые обязательства клиентов является фундаментальным элементом в выстраивании долгосрочных отношений страховщика и страхователя. Безусловно, наличие достаточного объема активов для покрытия принятых обязательств само по себе не является гарантией добросовестного отношения страховщика к своим клиентам, но без этого значимого фактора любые другие теряют свою актуальность. Именно поэтому страховые надзорные органы большинства стран утверждают требования к финансовой устойчивости и платежеспособности, контролируя их исполнение и лишая лицензии страховщиков, неудовлетворяющих им.

С целью планирования своей деятельности и развития бизнеса страховые организации разрабатывают бизнес-план, содержащий, в том числе, сведения о планируемых показателях деятельности, инвестиционной и маркетинговой политиках, стратегии развития страховщика и пр. Среднесрочное и долгосрочное планирование деятельности, отраженное в бизнес-плане, особенно важно при активном развитии страховщика и росте бизнеса, когда риски непрогнозируемых расходов и убытков возрастают. Именно поэтому Указание Банка России от 20.12.2018 № 5031-У «О требованиях к бизнес-плану соискателя лицензии на осуществление страхования, перестрахования» обязывает страховщиков при ходатайстве в Центральный банк Российской Федерации о получении лицензии на страхование (перестрахование) или на новый для них вид страхования (страховой продукт), представить бизнес-план с детальной проработкой указанных аспектов деятельности [1].

Бизнес-план является формализацией и прогнозом развития бизнес-модели страховой организации и, в том числе, отражает то, каким образом компания прогнозирует исполнение принятых обязательств перед клиентами: за счет каких инвестиций, видов страхования, каналов продаж, групп потребителей будут получены доходы, а также какими методами хеджирования принятых рисков будут снижены расходы.

Таким образом, при оценке поведенческого риска страховщика представляется крайне важным провести анализ соответствия страхового продукта возможностям страховщика, то есть его бизнес-плану, стратегии развития и бюджету. Кроме определения текущих способностей страховщика нести обязательства по новым продуктам, также необходимым является учет уже имеющихся у него обязательств и планирование финансовой устойчивости в будущем после запуска одного или нескольких новых продуктов и с учетом иных факторов, способных оказать влияние на финансовую устойчивость и платежеспособность страховщика. Страховой продукт (программа страхования) в соответствии с Базовым стандартом совершения страховыми организациями операций на финансовом рынке Банка России (утв. Банком России, протокол № КФНП-39 от 27 октября 2022 г.) определяется как типовые условия страхования, разработанные страховщиком на основании правил страхования по одному или нескольким видам страхования, и предназначенные для заключения типовых договоров страхования (с ограниченным количеством изменяемых условий договора) с определенной категорией страхователей (застрахованных лиц), объединенных по страховым интересам, видам рисков, степени рисков и иным тарификационным факторам [3].

Факторы влияния на внедрение страхового продукта. В целях обеспечения выполнения страховых обязательств по новому страховому продукту страховщику при разработке такого продукта следует учитывать его соответствие бизнес-плану, а именно:

– предусмотреть достаточность финансовых ресурсов для обслуживания продукта на выбранном рынке;

– обеспечить необходимый уровень компетентности сотрудников страховой организации для распространения и поддержания заявленных клиенту обещаний по продукту;

– и прочее.

Факторы, определяющие страховой продукт, представлены на следующей схеме (рис. 1):

Рисунок 1. Факторы, влияющие на создание страхового продукта

Источник: составлено авторами.

На параметры нового страхового продукта оказывают влияние факторы, определяющие потребности клиента, ресурсы страховщика и конкурентную среду страхового продукта. Они могут быть сгруппированы следующим образом:

1 группа факторов – факторы, отражающие потребности клиента, например, состав рисков, качество страхового продукта, актуальность, приемлемая стоимость, прозрачность условий;

2 группа факторов – факторы, отражающие необходимые ресурсы страховщика, например, финансовые возможности, кадровые ресурсы, IT-инфраструктура, географическое присутствие;

3 группа факторов – факторы, отражающие конкурентную среду, например, наличие компаний-конкурентов, аналогичных продуктов на рынке, аудитории, региональных особенностей.

В соответствии с российским законодательством бизнес-план соискателя лицензии на осуществление страхования, перестрахования должен содержать следующие сведения [1]:

– общую информацию о соискателе лицензии;

– информацию о целях, задачах и маркетинговой политике, содержащую, например: анализ регионального аспекта планируемой коммерческой деятельности; сведения о текущем положении соискателя лицензии на рынке страховых услуг и действия, которые предполагается предпринять для достижения планируемого положения; долгосрочное видение соискателем лицензии своих роли и места на рынке страховых услуг, специфические особенности его позиционирования в рыночной среде; стратегию развития соискателя лицензии; описание круга потенциальных страхователей;

– информацию о системе управления;

– информацию о внутренних документах;

– информацию о системе внутреннего контроля;

– информацию о планируемых показателях деятельности и обоснование их достижения с указанием на принятые при расчете допущения (отклонения);

– информацию о материально-техническом обеспечении деятельности, содержащую сведения о: здании (помещении); технических возможностях для осуществления планируемых операций и деятельности, включая обеспечение информационной безопасности соискателя лицензии.

Для выполнения взятых на себя обязательств по страховым продуктам, а, следовательно, для обеспечения соответствия внедряемого страхового продукта всей стратегии развития страховой организации, представляется целесообразным для страховщика при разработке и перед запуском нового страхового продукта проанализировать свой бизнес-план по следующим направлениям и выявить по ним риски (табл. 1):

Таблица 1. Направления анализа соответствия нового страхового продукта

бизнес-плану страховщика

№ п/п
Направление анализа
Содержание анализа и возможные риски
1.
Достаточность ресурсов
1.1.
Активы
Содержание: достаточность активов для покрытия принятых обязательств (исполнение установленных требований к финансовой устойчивости и платежеспособности, Положение Банка России от 16.11.2021 № 781-П «О требованиях к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков»).
Риски: комплаенс (надзорные, лицензионные), финансовые (невозможность выполнить принятые обязательства), репутационные
1.2.
Кадры
Содержание: достаточность и квалификация персонала, необходимость дополнительного персонала, потребности в обучении персонала и/или посредников.
Риски: затрудненность дистрибуции продукта, искажение его содержания и характеристик, мисселинг, риски потери бренд-лояльности
1.3.
IT
Содержание: готовность технологической инфраструктуры и бизнес-процессов
Риски: невозможность предоставления клиентского сервиса на уровне ожиданий страхователей / застрахованных лиц, сложности в управлении портфелем и урегулировании обращений, низкое качество данных и, как следствие, ошибки в отчетности
1.4.
География
Содержание: достаточность географического присутствия
Риски: затрудненность или невозможность дистрибуции запускаемого продукта, отсутствие доступа у наиболее заинтересованной части целевой аудитории, сложности в предоставлении сервиса и урегулирования убытков
2.
Рынок сбыта
2.1.
Страхователи
Содержание: анализ динамики создания стоимости, факторов спроса, потребностей и ожиданий клиентов, характеристики целевых групп потребителей: юридические (b2b) или физические лица (b2c, b2b2c), оценка рынка - какие группы физических и юридических лиц являются таргетными для страховщика, соответствие потенциала рынка стратегии.
Риски: некорректная оценка востребованности и жизнеспособности запускаемого страхового продукта, планируемого финансового результата и структуры портфеля страховщиком.
3.
Конкурентная среда
3.1.
Бизнес-среда
Содержание: экономические, законодательные, отраслевые факторы и конкурентная среда (SWOT-анализ поставщиков и услуг) и др.
Риски: несоответствие условий рынка запускаемому страховому продукту, отсутствие конкурентных преимуществ, несвоевременное выявление существующих барьеров и ограничений запуска.
3.2.
Потребительский спрос
Содержание: какие потребности потребителей удовлетворяются продуктом (маркетинговые исследования, статистика или иные инструменты их выявления, которые были использованы при разработке продуктового предложения).
Риски: ошибки позиционирования и ценообразования, неэффективные маркетинговые и PR кампании, не конверсионная реклама и проч.
Источник: составлено авторами.

Выявленная недостаточность и/или несоответствие по приведённым выше направлениям оценки может привести к разного рода рискам, способным оказать негативное влияние на клиентскую ценность нового страхового продукта. Рассмотрим их подробнее.

Риски несоответствия продукта бизнес-плану страховщика. Для оценки готовности страховщика к запуску нового страхового продукта необходимо понять, насколько он соответствует текущим параметрам его бизнес-модели или серьезно ее изменяет, что может потребовать новых ресурсов от страховщика для сохранения финансовой устойчивости. С этой целью необходимо определить ключевые характеристики бизнес-модели страховой организации, среди которых можно выделить следующие: продуктовая линейка (универсальная, специализированная на каком-то виде страхования), целевые группы потребителей (розничная, корпоративная), география присутствия (федеральная, региональная) и каналы распространения страховых продуктов (страховые посредники, прямые продажи, продажи через интернет). Бизнес-план отражает информацию о прогнозной бизнес-модели страховщика, включая в себя описание и аналитические показатели ее параметров. Несоответствие продукта бизнес-плану может привести к сбоям в предоставлении страховых услуг, невозможности своевременного и полного урегулирования убытков, сложности в обслуживании договоров страхования.

В качестве примеров несоответствия продуктов бизнес-плану страховщика можно привести быстрое расширение продуктовой линейки или масштабную экспансию на новые географические регионы и рынки. Риск реализуется при недополучении доходов страховщиком либо возникновении финансовых трудностей в результате неадекватного финансового планирования или непредвиденных крупных расходов. Финансовые трудности могут привести к дальнейшему ухудшению качества продукта. Например, клиенты могут столкнуться с мисселингом [1], если сотрудники отдела продаж некомпетентны в новой продуктовой линейке из-за отсутствия финансирования необходимого обучения.

В связи с изложенным, можно сделать вывод, что несоответствие продукта бизнес-плану страховщика приводит к нарушению прав потребителей и, как следствие, к повышению поведенческого риска.

Примеры наиболее вероятных сценариев реализации поведенческого риска при несоответствии продукта стратегии развития страховщика приведены в таблице (табл. 2).

Таблица 2. Примеры возникновения рисковых ситуаций при несоответствии

продукта бизнес-плану страховщика

№ п/п
Главные характеристики бизнес-модели страховщика
Направления оценки стратегического соответствия нового продукта
Примеры возникновения рисковых ситуаций
1
Разнообразие продуктовой линейки (универсальная, специализированная на каком-то виде страхования)
Достаточность финансовых ресурсов, компетентных кадров, внутренней регламентации для новых видов страхования и клиентов
Специализирующийся на личных видах страхования страховщик выходит на рынок автострахования
2
Целевые группы потребителей (розничная, корпоративная)
Страховщик, специализирующийся на страховании юридических лиц, выходит на рынок ОСАГО
3
География присутствия (федеральная, региональная)
Достаточность присутствия страховщика в регионе распространения продукта для своевременного и качественного урегулирования убытков
Региональный страховщик выходит на новые для себя субъекты РФ
4
Каналы распространения (страховые посредники, прямые продажи, продажи через интернет)
Достаточность уровня образования и знания продукта продавцами
Страховщик запускает новые каналы распространения продуктов или новые для канала распространения продукты
Источник: составлено авторами.

Несоответствие внедряемого в практику страхового продукта утвержденному бизнес-плану страховщика может наблюдаться при анализе таких характеристик бизнес-модели, как продуктовая линейка, целевые группы страхователей, география распространения, каналы продаж. Так, например, страховщик, изначально осуществляющий личное страхование и предполагающий выход на рынок с новым продуктом – ОСАГО, должен предусмотреть в своей стратегии и бизнес-плане достаточность финансовых ресурсов, наличие кадровых ресурсов с необходимой компетенцией, наличие внутренних документов и др. для реализации нового вида страхования. При их отсутствии страховщик может столкнуться с невозможностью выполнения страховых обязательств, что отразится на финансовой устойчивости страховщика и приведет к росту поведенческого риска.

Выводы

В статье был рассмотрен ключевой аспект обеспечения добросовестного отношения страховщиков к потребителям – достаточный уровень финансовой устойчивости и платежеспособности, позволяющий обеспечить своевременное и качественное выполнение страховщиком принятых на себя обязательств. В связи с изложенным, страховщикам предлагается комплексно тестировать новые страховые продукты на соответствие стратегии развития страховщика, бизнес-плану и бюджету доходов и расходов с целью снижения возможных рисков нехватки ресурсов и необеспечения честного отношения к потребителю.

Настоящая статья отражает личную позицию авторов. Содержание и результаты данного исследования не следует рассматривать, в том числе цитировать в каких-либо изданиях, как официальную позицию Банка России или указание на официальную политику или решения регулятора. Любые ошибки в данном материале являются исключительно авторскими.

[1] Мисселинг (от англ. misselling — «неправильная продажа») — недобросовестная практика продаж, при которой информация о товаре (услуге) преднамеренно искажается, вследствие чего покупатель вводится в заблуждение относительно необходимости его приобретения.


Источники:

1. Указание Банка России от 20.12.2018 № 5031-У «О требованиях к бизнес-плану соискателя лицензии на осуществление страхования, перестрахования»
2. Методические рекомендации Банка России по управлению финансовым продуктом от 27.12.2023 № 19-МР
3. Базовый стандарт совершения страховыми организациями операций на финансовом рынке Банка России (утв. Банком России, протокол № КФНП-39 от 27 октября 2022 г.)
4. Вахрушев Д.С., Соколова Д.В. Недобросовестные практики реализации банками страховых продуктов и способы противодействия им // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2022. – № 4(60). – c. 200-209. – doi: 10.26456/2219-1453/2022.4.200-209.
5. Вершинина О.В., Султаниев И.С. Внедрение принципа product governance (управление жизненным циклом продукта) с целью снижения рисков потребителя страховых услуг // Актуальные тренды в экономике и финансах: Материалы всероссийской научно-практической конференция. Омск, 2022. – c. 332-335.
6. Калайда С.А., Нестерова А.В. Российский и международный подходы к оценке поведения страховых организаций на рынке // Страховое дело. – 2024. – № 1(370). – c. 3-9.
7. Козлова Н.П., Ларюшкина О.С. Ценообразование на страховой продукт на основе воспринимаемой клиентом ценности // Самоуправление. – 2021. – № 2(124). – c. 302-305.
8. Кудряков Н.А. Цифровизация страховой компании и страхового продукта, факторы и риски // Страховое дело. – 2023. – № 4(361). – c. 38-45.
9. Ларина О.И. Создание экосистем как способ продвижения страховых продуктов // Формирование страховой культуры: финансовое просвещение и ответственный бизнес: Сборник трудов XXV Международной научно-практической конференции. Москва, 2024. – c. 142-146.
10. Магретта Дж. Почему нужна бизнес-модель. Harvard Business Review. [Электронный ресурс]. URL: https://e-univers.ru/upload/iblock/bc1/se4kh6xxfyp13h4yb18788mqb6tjezdj.pdf.
11. Мамута М. КИД для страховых продуктов // Современные страховые технологии. – 2020. – № 2. – c. 16-19.
12. Мирсаидов А.Б., Шамсуллозода Ш. Основные направления совершенствования механизмов планирования в страховых организациях // Вестник университета (Российско-Таджикский (Славянский) университет). – 2022. – № 2. – c. 22-34.
13. Порядина И.В. Конкурентоспособность страхового продукта в современных экономических условиях // Экономическая серия Вестника ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. – 2022. – № 1. – c. 156-167. – doi: 10.32523/2789-4320-2022-1-156-167.
14. Филина М.А. Инновационные страховые продукты как возможное направление развития региональных страховых рынков // Финансовый бизнес. – 2020. – № 6(209). – c. 88-90.
15. Яшин С.Н. Анализ страховых продуктов с позиции экономической безопасности страховой организации // На страже экономики. – 2020. – № 1(12). – c. 79-85. – doi: 10.36511/2588-0071-2020-1-79-85.
16. EIOPA’s approach to the supervision of product oversight and governance. European Insurance and Occupational Pensions Authority. [Электронный ресурс]. URL: https://www.eiopa.europa.eu/publications/eiopas-approach-supervision-product-oversight-and-governance_en (дата обращения: 20.11.2024).
17. Framework for assessing conduct risk through the product lifecycle. European Insurance and Occupational Pensions Authority. [Электронный ресурс]. URL: https://www.eiopa.europa.eu/publications/eiopas-approach-supervision-product-oversight-and-governance_en (дата обращения: 20.11.2024).
18. IAIS Insurance Core Principles and Common Framework for the Supervision of Internationally Active Insurance Groups. International Association of Insurance supervisors. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iaisweb.org/uploads/2022/01/191115-IAIS-ICPs-and-ComFrame-adopted-in-November-2019.pdf (дата обращения: 20.11.2024).

Страница обновлена: 02.02.2025 в 22:13:58