Формирование системы экономической безопасности высокотехнологичных производств в инновационной экономике

Прокопец Н.Н.1, Дронов Р.В.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Статья в журнале

Экономическая безопасность
Том 4, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2021)

Цитировать:
Прокопец Н.Н., Дронов Р.В. Формирование системы экономической безопасности высокотехнологичных производств в инновационной экономике // Экономическая безопасность. – 2021. – Том 4. – № 4. – doi: 10.18334/ecsec.4.4.113194.

Аннотация:
В исследовании представлены и проанализированы основные методологические подходы и предпосылки формирования системы экономической безопасности высокотехнологичных производств в инновационной экономике. Отдельное внимание в статье уделяется оценке взаимосвязи системы экономической безопасности с другими подсистемами комплексной безопасности высокотехнологичных производств, а также влиянию ряда факторов на процесс проектирования исследуемой системы. В процессе работы обоснована необходимость:  обеспечения национальной безопасности для промышленных целей (продвижение, защита и регулирование конкретных отраслей);  экономическое обоснование промышленной ориентации (ориентация на отдельные отрасли обычно снижает национальное благосостояние, поскольку правительства менее эффективно, чем рынки, распределяют ресурсы между альтернативными видами использования). В заключении сделан вывод, что высокотехнологичные производства развиваются как структурно, так и технологически. Отрасли и продуктовые линейки, которые когда-то соответствовали определению «высоких технологий», не могут оставаться таковыми на постоянной основе. В связи с чем, неизбежно формирование системы экономической безопасности высокотехнологичных производств в условиях инновационной экономики.

Ключевые слова: экономическая безопасность, высокотехнологичные производства, нематериальные активы, система экономической безопасности высокотехнологичных производств, повышение эффективности управления экономической безопасностью

JEL-классификация: O31, O32, O33, H56



Введение. Все страны мира стремятся развивать высокотехнологичные отрасли с интенсивными исследованиями и разработками по следующим объективным причинам:

- «высокотехнологичные компании ассоциируются с инновациями (компании, внедряющие инновации, как правило, увеличивают долю рынка, создают новые товарные рынки, и более продуктивно используют ресурсы)» [13];

- высокотехнологичные компании соотносятся с производством с высокой добавленной стоимостью и успехом на зарубежных рынках [17], что помогает поддерживать более высокую оплату труда нанимаемых ими сотрудников;

- «промышленные НИОКР, выполняемые высокотехнологичными отраслями, имеют эффекты, приносящие выгоды (пользу) другим коммерческим секторам» [11], создавая новые продукты и процессы, которые могут привести к повышению производительности, расширению бизнеса, и созданию высокооплачиваемых рабочих мест.

«Устойчивое развитие высокотехнологичных производств предполагает осуществление системного подхода к обеспечению функционирования различных направлений деятельности данных предприятий» [14]. Целесообразность использования системного подхода обусловлена необходимостью повышения эффективности не только производственной деятельности исследуемых предприятий, как основы для успешного функционирования высокотехнологичных производств на рынке, но и других составляющих производственно-хозяйственной деятельности, включая маркетинговое обеспечение, сбытовую деятельность и логистическое сопровождение, управление трудовыми ресурсами, развитие человеческого капитала и интеллектуальных способностей работников и т.д.

При этом необходимо принимать во внимание тот факт, что для эффективности применения подхода необходимо формирование определенных систем управления выделенными подпроцессами и обеспечение успешной взаимосвязи между ними с целью достижения ключевых показателей стратегического планирования развития высокотехнологичных производств в современных условиях. Также при формировании подобного рода систем руководство высокотехнологичных производств должно быть ориентировано на использование широкого спектра инноваций различного характера, внедрение которых бы способствовало повышению социально-экономической эффективности деятельности подобного рода производств.

Целью настоящего исследования является формирование системы экономической безопасности высокотехнологичных производств в условиях инновационной экономики.

Задачи исследования:

- обосновать необходимость трансформации высокотехнологичных производств в процессе формирования системы экономической безопасности в условиях инновационной экономики;

- выявить особенности, и предпосылки, оказывающие влияние на формирование системы экономической безопасности высокотехнологичных производств в современных условиях.

Объектом исследования является система экономической безопасности высокотехнологичных производств в инновационной экономике.

Предметом исследования выступают организационно-управленческие отношения в процессе формирования системы экономической безопасности высокотехнологичных производств в инновационной экономике.

Рабочая гипотеза исследования базируется на научной позиции авторов, согласно которой развитие высокотехнологичных производств в инновационной экономике выступает в качестве организационной формы стратегического управления, с учетом фактора экономической обеспеченности.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что в его рамках обоснован авторский подход к формированию системы экономической безопасности высокотехнологичных производств в инновационной экономике, который влияет на уровень национальной конкурентоспособности, и играет существенную роль в ее совершенствовании в системе международных отношений.

Практическая значимость – полученные в процессе исследования результаты могут выступить практической основой для постановки новых исследовательских задач, и послужить вкладом в теорию формирования системы экономической безопасности высокотехнологичных производств в инновационной экономике.

Основная часть. Деятельность высокотехнологичных производств осуществляется в нестабильной рыночной среде, что требует эффективной оценки не только отдельных факторов, влияющих на работу предприятия, но также поощряет необходимость разработки комплексной системы обеспечения экономической безопасности предприятия. Одна из основных целей системы экономической безопасности высокотехнологичных производств – умение работать с минимальными потерями и постоянно развиваться в современных условиях изменения внешней и внутренней среды. Экономическая безопасность высокотехнологичных производств – важнейший антикризисный элемент, обеспечивающий экономическую независимость. «Особое место в контексте обеспечения экономической безопасности занимает целый блок взаимодополняющих вопросов» [8], связанных с формированием устойчивой системы безопасности высокотехнологичных производств, ключевым внутреннем элементом которой должна быть целостная система экономической безопасности. Формирование и развитие системы экономической безопасности является важным направлением стратегического развития любого высокотехнологичного производства и требует определенных управленческих решений не только на уровне непосредственного руководства компании, но и участия органов государственной власти, представители которых должны обеспечить корреляцию со стратегическими приоритетами развития государства в условиях инновационной экономики [5].

На рисунке 1 авторами представлена взаимосвязь системы экономической безопасности с другими подсистемами комплексной безопасности высокотехнологичных производств. Как видно из представленного рисунка, система экономической безопасности имеет четкие функциональные взаимовлияющие связи с другими подсистемами. Важно отметить, что наряду с традиционными элементами системы безопасности, существующими на любом действующем предприятии (комплексная безопасность основного и вспомогательного персонала организации, комплексная безопасность при возникновении угроз чрезвычайного характера различной природы происхождения и ряд других подсистем), важное значение приобретают такие подсистемы как:

1. экологическая и природоохранная безопасность в условиях повышенного и слабо прогнозируемого влияния на окружающую среду и существующую экосистему, что обусловлено, в том числе, существующими мировыми тенденциями и высоким уровнем потенциальных угроз подобного рода производств [6].

Рисунок 1. Взаимосвязь системы экономической безопасности с другими подсистемами комплексной безопасности высокотехнологичных производств

Источник: составлено авторами.

Например, «обеспечение экологической безопасности высокотехнологичных производств, в связи с повышенной опасностью ряда промышленных инновационных производств и возможным негативным влиянием на окружающую среду, требует дополнительных расходов на экологизацию производственных процессов и определяет повышенный уровень затрат» [12], как на предотвращение последствий от возможных чрезвычайных ситуаций, так и дополнительного перспективного планирования платежей по возможным штрафам.

В качестве подтверждения вышесказанному можно привести тот факт, что в июле 2020 г. Росприроднадзор объявил оценку ущерба, нанесенного окружающей среде в результате разлива топлива в Норильске – 148 млрд. рублей. Вместе с тем по оценкам виновника экологической катастрофы (высокотехнологичной компания «Норникель») на компенсацию вреда и восстановление экосистемы региона должно уйти около 10 миллиардов, из которых компания уже потратила 6 миллиардов [7]. Данный пример свидетельствует о тесной взаимосвязи описанных выше подсистем комплексной безопасности высокотехнологичных производств и значимости системы экономической безопасности для устойчивого развития исследуемого сектора национальной экономики инновационного типа.

2. функциональная безопасность (обеспечение соответствия современным технологическим требованиям и снижение уровня морального износа).

Данный вид безопасности является важным элементом комплексной системы безопасности, так как моральный износ представляет собой стратегически важную категорию в условиях исследуемых производств. Ускоренный рост инноваций в различных отраслях приводит к необходимости сокращения временного цикла проведения НИОКР и снижает потенциальный уровень конкурентоспособности инновационного производства [16]. В связи с этим на конкретном предприятии отрасли должен быть принят и внедрен целый комплекс организационно-управленческих мероприятий по противодействию негативному влиянию морального износа.

3. безопасность управленческих процессов (обеспечение соответствия управленческой системы генеральной цели и задачам стратегического развития компании).

Отдельного внимания, в связи с высоким уровнем значимости высокотехнологичных производств для национальной экономики и сложностью организации финансово-хозяйственной деятельности, заслуживает обеспечение безопасности управленческих процессов, включающее в себя целый комплекс действий (обоснование целесообразности существующей организационной структуры предприятия, обеспечение развития профессиональных качеств и навыков кадров управления, соответствие системы планирования расчетным индикаторам текущей рыночной обстановки и уровню исполнения контрактных обязательств, в том числе в рамках государственного (оборонного заказа) и т.д.

При формировании системы экономической безопасности высокотехнологичных производств необходимо принимать во внимание целый ряд специфических особенностей и характеристик исследуемых предприятий. Одной из ключевых особенностей данной системы следует признать особый статус выпускаемой продукции, которая представляет собой ключевой объект проектирования экономической безопасности высокотехнологичных производств.

«Важным отличием при формировании экономической безопасности высокотехнологичных производств по сравнению с практикой и опытом других хозяйствующих субъектов следует признать особый статус выпускаемой продукции» [9], которая с одной стороны, является объектом интеллектуальной собственности и активно применяется в различных инновационных отраслях и секторах мировой и национальной экономики, а, c другой стороны, для своего создания и последующего тиражирования в условиях массового производства, требует других объектов интеллектуальной собственности и нематериальных активов. В связи с этим повышается не только уровень значимости процесса обеспечения экономической безопасности, но и требуется более сложный, многофункциональный подход к ее реализации в практических условиях.

В качестве примера можно привести производство такой высокотехнологичной продукции как лазеры. Объем рынка лазеров в России 2019 г. составил 408 768 шт., что в стоимостном выражении составило $ 401 830,2 тыс. Крупнейшими производителями лазеров являются: ООО «НТО ИРЭ-ПОЛЮС», АО «ПЛАЗМА», ООО «ЛАЗЕР-ЭКСПОРТ», АО «ШВАБЕ-ОБОРОНА И ЗАЩИТА» и другие. При этом объем импорта лазеров в Россию в 2019 г. составил 388 623 шт., где ключевое место в качестве импортера занимают различные китайские компании. Объем экспорта лазеров из России в 2019 г. составил $ 138 324,6 тыс. Крупнейшим экспортером лазеров из России является компания ООО «НТО ИРЭ-ПОЛЮС» [15].

Производство лазерной продукции требует привлечения различных нематериальных активов, что, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на уровень затрат, связанных с их использованием для своего создания и последующей реализации как на отечественном, так и на зарубежном рынке:

- значительные расходы на проведение НИОКР, в связи с фундаментальным характером научных исследований и значительным временным периодом, который требуется для получения соответствующих результатов научной деятельности;

- расходы на приобретение патентов и лицензий на инновационные материалы, которые могли быть использованы в производственном цикле при разработке лазерных установок;

- расходы на приобретение патентов и лицензий на инновационные технологические линии и способы производства, которые могли быть использованы в производственном цикле при разработке лазерных установок;

- расходы на создание полезных моделей, которые могли бы послужить прототипом будущего промышленного образца, должны соответствовать основным требованиям и критериям плановой технической документации и являются важным объектом обеспечения экономической безопасности в условиях лазерного производства;

- расходы на создание и апробацию промышленных образцов, выполненных в соответствие с требованиями системы государственной стандартизации и сертификации высокотехнологичной продукции и удовлетворяющих запросам потенциальных потребителей;

- определенные расходы, связанные со стоимостью товарного знака и его регистрации в соответствии с существующим российским и мировым законодательством и т.д.

С другой стороны, лазерная продукция весьма востребована не только в условиях традиционных производств, но и пользуется спросом в инновационных отраслях и секторах современной мировой экономики (рис. 2).

Рисунок 2. Структура мирового рынка лазерных источников

в контексте их востребованности в различных отраслях, % на 01.01.2021 г.

Источник: [4].

Из рисунка 2 видно, что лидерами мирового рынка лазерных источников являются – «Обработка материалов» 35%, «Средства связи» 20% и «Исследования и военное применение» 15%.

Необходимо также отметить и другие важные особенности, и предпосылки, оказывающие влияние на формирование системы экономической безопасности высокотехнологичных производств в современных условиях. Например, экономическая безопасность высокотехнологичных производств является важной составляющей экономической безопасности национальной экономики и всего комплекса национальной безопасности [10]. В связи с этим формирование системы экономической безопасности конкретного предприятия должно учитывать общенациональную стратегию безопасности. В РФ данное направление регламентируется такими законодательными актами федерального значения как:

- Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 N 390-ФЗ, устанавливающий общие системные положения государственной политики в области обеспечения безопасности и полномочия соответствующих федеральных органов [1];

- Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-Ф, определяющий правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, процесс координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования», в том числе применительно к сфере высокотехнологичных производств [2];

- Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», в рамках которого, в том числе, четко определяются ключевые задачи научно-технологического развития Российской Федерации, тесно взаимосвязанные с уровнем развития высокотехнологичных производств [3].

По мнению авторов, необходимо говорить не просто о системе экономической безопасности, а о системе управления экономической безопасностью высокотехнологичных производств. Данная формулировка предполагает не только определение ключевых элементов обеспечения экономической безопасности и их взаимосвязи в контексте развития исследуемых производств, но и проектирование ключевых составляющих любой системы управления, к числу которых необходимо отнести, прежде всего, генеральную цель и ключевые задачи управленческого процесса, которые не должны вступать в противоречие не только с существующей системой комплексной безопасности, принятой на предприятии, но и соответствовать стратегическим приоритетам в деятельности предприятия, учитывать его статус на национальном и мировом рынке выпускаемой продукции и коррелироваться с основными принципами государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.

Заключение

В заключении вышесказанному, авторам хотелось бы подчеркнуть, что формирование системы экономической безопасности требует выработки определенного последовательного и системного алгоритма, в рамках которого возможно поэтапное проектирование подобного рода системы в соответствии с целым рядом ключевых особенностей конкретного предприятия или производственного комплекса, в том числе основанного на принципах и организационно-управленческих схемах научно-производственного объединения, консорциума или кластерной структуры инновационного типа, ее стратегическое развитие и адаптация к изменяющимся условиям внешней среды не только исключительно социально-экономического характера, но, и, прежде всего, инновационно-технологического плана.


Источники:

1. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 N 390-ФЗ (последняя редакция от 09.11.2020 г.). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546 (дата обращения: 01.07.2021).
2. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-Ф (последняя редакция от 31.07.2020 г.). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/consdocLAW164841 (дата обращения: 01.07.2021).
3. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/3b2c6f0709cf5640388f606e66a03ed2cff6188b (дата обращения: 01.07.2021).
4. Аналитические материалы «Рынок лазеров и лазерных технологий обработки материалов». Ritm-magazine.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://ritm-magazine.ru/ru/public/rynok-lazerov-i-lazernyh-tehnologiy-obrabotki-materialov (дата обращения: 02.07.2021).
5. Артюхова И.В., Водолазов Д.А. Система экономической безопасности предприятия // Экономическая теория в условиях глобализации экономики: Тезисы докладов и выступлений ХI Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. Донецк, 2019. – c. 126-128.
6. Дронов Р.В., Шехова Н.В. Учет экологического фактора в системе обеспечения экономической безопасности // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. – 2020. – № 4(46). – c. 72-82.
7. Информационный материал о техногенной катастрофе, вызванной действиями компании «Норникель». Hightech.plus. [Электронный ресурс]. URL: https://hightech.plus/2020/07/22/tehnogenniekatastrofivrossiiposledstviyadlyaokruzhayushei-sredi-i-kompanii (дата обращения: 01.07.2021).
8. Казанцев С.В., Колпакова И.А., Лев М.Ю., Соколов М.М. Угрозы развитию экономики современной России: ценовые тренды, санкции, пандемия. / Монография. - М.: ООО «Первое экономическое издательство», 2021. – 224 c.
9. Караваева И.В. Иванов Е.А., Лев М.Ю. Паспортизация и оценка показателей состояния экономической безопасности России // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 8. – c. 2179-2198. – doi: 10.18334/epp.10.8.110705.
10. Карпов Д.В. Национальная инновационная система России как основа экономической безопасности // Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 2(103). – c. 103-105.
11. Карпушина К.К., Сумароков Е.В. Финансирование НИОКР как драйвер экономического развития в инновационной политике России // Экономическая безопасность. – 2021. – № 2. – c. 261-272. – doi: 10.18334/ecsec.4.2.111823.
12. Кузнецова М.В. Влияние инновационной деятельности предприятий на состояние экономической безопасности национальной экономики // Экономическая безопасность. – 2021. – № 2. – c. 433-446. – doi: 10.18334/ecsec.4.2.111898.
13. Лещенко Ю.Г. Инновационный вектор в системе экономической безопасности России // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 2. – c. 301-316. – doi: 10.18334/vinec.9.2.40689.
14. Смотрицкая И.И. Инновации в сфере государственного управления в контексте обеспечения экономической безопасности России // Экономическая безопасность. – 2021. – № 3. – c. 519-530. – doi: 10.18334/ecsec.4.3.112294.
15. Статистические данные о развитии рынка лазерной продукции в РФ. Press-release.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.press-release.ru/branches/pr/analiz_rynka_lazerov_05_10_2020_13_5 (дата обращения: 02.07.2021).
16. Шевцова Е.Д. Система экономической безопасности предприятия // Научно-технический прогресс: актуальные и перспективные направления будущего: сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. 2018. – c. 356-359.
17. Lev M. Yu., Medvedeva M.B., Leshchenko Yu. G., Perestoronina E.A. Spatial analysis of financial indicators determining the level of ensuring the economic security of Russia // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2021. – № 1(109). – p. 21-34. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2021.01.02.002.

Страница обновлена: 10.08.2021 в 20:54:52