Теоретические основы элементов цифровой экономики, используемых для сопровождения таможенного контроля

Соловьев Д. Б.1,2
1 Дальневосточный федеральный университет
2 Владивостокский филиал Российской таможенной академии

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 18, Номер 12 (Декабрь 2024)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье приведена методика оценки готовности таможенного органа для определения возможности перехода на использование современных специализированных программных продуктов, предназначенных для сопровождения деятельности по направлению таможенного контроля в соответствии со стандартами цифровой экономики. Предложена авторская методика оценки таможенного органа для определения возможности перехода на стандарты цифровой экономики. Разработаны критерии для выполнения оценки готовности перехода к новым стандартам цифровой экономики. Критерии были разделены на 2 группы, где первая позволяет определить насколько необходимо внедрение инструментов цифровой экономики в таможенном органе, а вторая – в какой степени таможенный орган готов к переходу на работу с инструментами цифровой экономики.

Ключевые слова: цифровая экономика, таможенный контроль, таможенный орган, стандарты цифровой экономики, критерии оценки готовности к цифровой экономике

JEL-классификация: L80, L86, C80



Введение

На протяжении последних лет таможенному контролю уделяется пристальное внимание со стороны многих государств мира. Обеспечение экономической безопасности на границе становится основным источником обеспечения национальной безопасности многих государств по причине возникновения регулярных попыток нелегального перемещения через таможенные (государственные) границы товаров, предметов и оборудования, что может привести к значительному эконмическому ущербу для мировой экономики и экономики отдельно взятого государства. В процессе осуществления таможенного контроля, расширяются возможности применения современных технических средств таможенного контроля, повышается эффективность подготовки таможенных кадров, осуществляющих надзор за основными участниками внешней экономической деятельности, а также улучшается качество технических средств таможенного контроля, представленных на внутрироссийском рынке, что в совокупности приводит к устойчивому росту критериев обеспечения национальной безопасности отдельно взятого государства.

Россия определила конкретные цели по долгосрочному обеспечению национальной безопасности в области организации таможенного контроля, под которым понимается высокий уровень безопасности граждан, национальная безопасность, непрерывное развитие российских технологий технических средств обеспечения контроля безопасности на таможенной границе, укрепление геополитической позиции на мировой арене. Одним из немногих способов достижения поставленных целей является переход от использования импортных технологий таможенного контроля на границе к модели развития именно российских технологий и технических средств таможенного контроля, который требует формирования новых механизмов взаимодействия государства, бизнеса, научных и образовательных организаций, а также представителей гражданского общества.

Для успешного перехода на новый тип развития направления таможенного контроля важным становится реализация государственной целостной политики, проработка приоритетных направлений развития методов таможенного контроля и технических средств таможенного контроля, использование научно-технического задела в фундаментальных и прикладных разработках, создание благоприятных условий и устранения барьеров для таможенного контроля, развитие образовательного потенциала, формирование высокотехнологичной таможенной инфраструктуры, интеграция российской системы таможенного контроля в мировую систему. Одним из эффективных механизмов взаимодействия участников, задействованных в обеспечении деятельности таможенной службы, является создание различного типа научно-технических объединений, реализующих конкурентный потенциал территорий на конкретном участке таможенной границы на основе применения стандартов цифровой экономики, ориентированных на высокотехнологичные технологии осуществления таможенного контроля, а также связанных отношениями субъектов определенной области вследствие территориальной близости и функциональной зависимости [1-10].

За последние четверть века практически в каждую сферу человеческой деятельности происходило активное внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). На смену эпохи автоматизации и информатизации пришла эпоха цифровизации, где современные цифровые технологии (технологии сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и представления данных в электронном виде и т.п.) проникают во все сферы жизни: промышленность, экономику, образование, культуру, обслуживание и т. п., приводя к многократному росту показателей экономической активности и их применению на более высоком уровне. В основе цифровизации лежит, с одной стороны, стремительное развитие информационных технологий, микроэлектроники и коммуникаций, доступность цифровых устройств, постоянное расширение границ применения цифровых технологий, внедрение их во все сферы человеческой деятельности, а с другой – желание производителей товаров и услуг снизить их себестоимость в условиях дефицита ресурсов. При этом, если в прежние времена автоматизация и информатизация только улучшала производство, сохраняя способ ведения дел на предприятии, в организации, то при переходе к цифровизации – комплексно, с использованием цифровых ресурсов, меняется сам продукт, трансформируются взаимоотношения между производителем и потребителем товаров и услуг, между клиентом и поставщиками. В научной литературе этот процесс часто называют цифровой революцией, четвертой промышленной революцией (Индустрия 4.0) – очередным этапом эволюционного развития, сменившим существовавшие сельскохозяйственную и промышленную революции [1-4].

К цифровым технологиям, являющимися базовыми этого эволюционного развития в настоящее время относят [2]:

– робототехнику;

– большие данные (Big Data);

– технологии кибербезопасности;

– «облачные» технологии;

– технологии бесконтактной идентификации, отслеживания и учета объектов, основанный на радиочастотном электромагнитном излучении (RFID-технология);

– нейросетевые технологии;

– технологии блокчейн или распределенных реестров;

– искусственный интеллект;

– компьютерный инжиниринг;

– квантовые технологии;

– промышленный интернет вещей;

– беспроводную связь;

– виртуальную реальность;

– дополненную реальность.

Цифровизация экономической деятельности привела к рождению новых бизнес моделей развития экономики, основанных на цифровых платформах, формированию многоуровневой цифровой модели экономики государства, детализированной до каждой отдельной транзакции, которую обобщенно определяют, как цифровую экономику.

На протяжении последних лет технологии цифровизации успешно внедряются и в Российской Федерации, им уделяется первостепенное внимание при определении стратегий развития государства на ближайшую перспективу [3-9].

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы определила, что основными направлениями развития российских информационных и коммуникационных технологий, перечень которых может быть изменен по мере появления новых технологий, являются [10]:

а) конвергенция сетей связи и создание сетей связи нового поколения;

б) обработка больших объемов данных;

в) искусственный интеллект;

г) доверенные технологии электронной идентификации и аутентификации, в том числе в кредитно-финансовой сфере;

д) облачные и туманные вычисления;

е) интернет вещей и индустриальный интернет;

ж) робототехника и биотехнологии;

з) радиотехника и электронная компонентная база;

и) информационная безопасность.

В Российской Федерации процессы цифровой трансформация стремительно захватывают все новые и новые сферы человеческой деятельности: от промышленного производства, строительства, энергетики и сельского хозяйства, до медицины, образования, искусства и госуправления [11-14].

Однако новый путь развития предполагает не только разработку новых технологий и выпуск высокотехнологичных технических средств таможенного контроля, определение приоритетов и инструментов национальной политики в области обеспечения экономической безопасности, выстраивание новых механизмов взаимодействия субъектов, обеспечивающих экономической безопасность на границе, но также и оценку эффективности и результативности их деятельности, результаты которой могут быть направлены на обеспечение готовности к существующим и будущим вызовам и угрозам, минимизацию возникающих неопределённостей, реагирование идентифицированных рисков, составление научно-технологического прогноза, совершенствование методов управления и принятия решений.

На сегодняшний день наблюдается произвольный характер при выборе подхода к оцениванию эффективности деятельности в области таможенного контроля. Как правило оценка базируется на статистических показателях, определяющих просто технические условия использования технических средств таможенного контроля на конкретном месте эксплуатации. Использование такого подхода обусловлено логикой существования определенных стандартов, и соответствует широкой международной практике. Однако наличие потенциальных факторов влияния, качественных характеристик, дополнительных действий по обработке статистических данных, которые не учитываются при классических методах, свидетельствует о неполноценности оценки эффективности деятельности рассматриваемых субъектов, задействованных государством на таможенной границе РФ.

На основании вышеизложенного актуальным является разработка методики оценки таможенного органа для определения возможности перехода на стандарты цифровой экономики и определение дальнейшей эффективности применения новых ИКТ, совокупность свойств новой методики должна позволить учитывать допустимые воздействия на систему, расширить возможности применения результатов, сократить материальные затраты и время, повысить объективность оценивания эффективности проводимого таможенного контроля на конкретном участке таможенной границы.

Элементы цифровой экономике в таможенном деле

Внедрение цифровых технологий в таможенном деле было предопределено развитием цифровой экономики и Стандартом применения информационных технологий Киотской конвенции (1999 г.): «…в целях поддержки проведения таможенных операций таможенная служба применяет информационные технологии в тех случаях, когда это экономически выгодно и эффективно для таможенной службы и участников торговой деятельности. Таможенная служба определяет условия их применения [15].

Требования определенные Стандартом применения информационных технологий Киотской конвенции, а также значительный рост объемов трансграничной электронной торговли создали условия для формирования «электронной таможни».

Согласно видению Всемирной таможенной организации (ВтамО) понятие «электронная таможня» включает в себя следующие элементы [16]:

‒ электронная обработка, упрощение и дематериализация документов для таможенных целей;

‒ автоматизация работы таможни по принципу «24/7» (термин 24/7 используется для описания всех служб, предоставляющих свои услуги вне зависимости от текущего времени и дня недели);

‒ электронная уплата пошлин и налогов;

‒ электронный калькулятор пошлин;

‒ мобильные услуги участникам внешнеэкономической деятельности;

‒ электронный возврат товаров и уплаченных за них таможенных платежей;

‒ досмотр и другие служебные проверки на территории торгового оператора;

‒ подача предварительной дополнительной информации до погрузки товара;

‒ электронные версии таможенных деклараций форм CN22 и CN23на товары, перемещаемые в международных почтовых отправлениях;

‒ система таможенного декларирования;

‒ установление минимальных и пороговых показателей стоимости товаров для применения к ним упрощенных процедур таможенной очистки.

Таким образом, в понятие «электронная таможня» входят элементы, охватывающие важнейшие процессы таможенной очистки, производимые с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Начало следующего этапа связано с объявления Всемирной таможенной организацией (ВтамО) 2016 года – годом «Цифровой таможни» (Digital Customs).

Появление парадигмы «Цифровая таможня» связанно с возрастающим объемом интернет-торговли и необходимостью контроля перемещения таких товаров.

Для поддержки государств-членов в их усилиях по дальнейшему внедрению «цифровой таможни» Секретариатом ВТамО была произведена классификация по целевому назначению существующих документов и инструментов ВТамО, относящихся к ИКТ. Среди них: Справочник по «единому окну»; Типовое двустороннее соглашение о взаимной административной помощи в таможенных делах; Таможенная правоохранительная сеть (Customs enforcement Network), Модель данных ВТамО; Рекомендация по использованию справочника уникального обозначения грузов; Руководства и Рекомендации по использованию личной информации о пассажирах авиаперелетов и их регистрационных данных; Руководство по управлению цепями поставок и т.п.

Каждый из этих инструментов и документов влияет на функции таможни по-разному и предоставляет многочисленные возможности для сотрудничества таможенных администраций, торговых операторов и пограничных ведомств.

Таким образом, таможенные органы могут отслеживать цифровые цепочки поставок товаров, предупреждая изменения в привычных цепях поставок товаров и проводя мониторинг интернет-активности (анализ социальных сетей для выявления рисков незаконной торговли, сотовых сетей для мониторинга местонахождения беспилотных транспортных средств, сотрудничество с интернет-провайдерами и силовыми структурами).

Эволюция понятий «безбумажная» «электронная» и «цифровая таможня» условно можно представить следующим образом: «безбумажная» (таможенная очистка посредством подачи электронной таможенной декларации) –«электронная» (сбор, аккумулирование, анализ рисков в электронном виде) – «цифровая» (обработка больших данных, отслеживание новейших беспилотных транспортных средств, практически полная автоматизация с минимальным участием должностного лица таможенного органа).

Суть электронной таможни заключается в обмене данными по принципу АСУ-АСУ для эффективного скоординированного управления границами, формирования устойчивого функционирования системы «единого окна» и сотрудничества с другими пограничными ведомствами.

Термин «Цифровая таможня» подразумевает использование информационно-коммуникационных технологий, баз данных, облачных технологий, объединяя информацию, полученную посредством технологий электронной таможни, а также глобальной сети Интернет, СМИ и сотовых сетей.

Новые решения для удовлетворения этих задач доступны благодаря технологическим достижениям. Например, биометрия (дактилоскопия, сканирование радужной оболочки и распознание голоса) станет основным и широко распространённым методом усиленной проверки идентификации. Применять технологию биометрии более безопасно, чем полагаться лишь на документы и сведения, предоставленные пассажиром.

Нанотехнологии также могут применяться в идентификационном управлении для улучшения проверки подлинности идентификационных удостоверений, паспортов, смарт-карт, таможенных и иных документов. Нанотехнологии предоставляют альтернативный, более безопасный метод идентификации по сравнению с традиционными методами такими, как штрих-коды, которые изменяют вид товара или документа и поэтому легко подделываются.

Использование беспроводных приложений в правоохранительной сфере в будущем предоставит значительные преимущества. Радиочастотная идентификация в союзе со спутниковой технологией станет важной частью международной цепи поставок, позволяющей безопасно прослеживать и контролировать маршрут перевозки товаров. Преимущества беспроводной технологии включают в себя не только увеличение контроля торговли, но и потенциальные решения, которые дешевле, чем существующие физические операции. Радиочастотная идентификация может позволить определить, подвергался ли контейнер вскрытию. Она может обнаруживать изменения давления, влажности, температуры, уровень содержания углекислого газа и др.

Беспроводные системы определения местонахождения (такие, как GPS) и пространственные технологии позволят определять и анализировать пространственную информацию абсолютно новыми способами. Они включают изучение пространственных связей и скрытых направлений.

Принятие и применение мировых стандартов, архитектур и совместные попытки упрощения являются важными элементами на пути к успеху создания таможенных служб нового поколения.

Критерии оценки таможенного органа по определению возможности перехода на стандарты цифровой экономики

В настоящее время даже самые малые компании используют те или иные инструменты цифровой экономики. Однако и малые, и средние предприятия стремятся к развитию, в частности к цифровому, что позволит им конкурировать в своих направлениях и улучшать как клиентские сервисы, так и внутренние процессы работы.

Основными сдерживающими факторами развития и внедрения элементов цифровой экономики являются постоянно развивающие цифровые инструменты ведения и поддержки деятельности предприятия, необходимость переобучения сотрудников, часто значительные инвестиции.

Сегодня не существует комплексных критериев оценки предприятия, позволяющих оценить текущее состояние «цифровой части» компании и готовности предприятий внедрять цифровые технологии в свою работу.

Для разработки критериев оценки следует отталкиваться от предложенных шагов для внедрения инструментов цифровой экономики:

1. Внутренняя и внешняя оценка

1.1 Оценка вероятности появления новых технологий и развития существующих, анализ отраслевых технологических тенденций

1.2 Оценка влияния цифровых технологий на цепочку создания стоимости продукта для определения конкретных задач и возможностей

1.3 Определение схем финансирования и объема инвестиций в повышение квалификации сотрудников

1.4 Оценка возможности переобучения сотрудников

2. Разработка решений для каждого отдела

2.1 Оценка технологий и цифровых инструментов, используемых предприятием

2.2 Оценка цифровых навыков персонала, недостатка компетенций и требуемых характеристик будущей рабочей силы

2.3 Создание и реализация плана повышения квалификации сотрудников

3. Пилотное внедрение

4. Идентификация факторов, способствующих и препятствующих внедрению цифровых технологий на предприятие.

На сегодняшний день одними из приоритетных целей любой компании являются улучшение клиентских сервисов, оптимизация бизнес-процессов и их оцифровка [17-44].

Для достижения этих целей компании стараются внедрять инструменты цифровой экономики, однако часто в компаниях нет цельного видения картины того, может ли компания на данный момент позволить себе переход на стандарты цифровой экономики, и необходимо ли это на данный момент [45].

Методика оценки таможенного органа для определения возможности перехода на стандарты цифровой экономики

Для проведения оценки предложена методика оценивания таможенного органа для перехода на стандарты цифровой экономики.

Данная методика включает в себя следующие этапы:

1. Постановка цели оценки и подтверждение актуальности проводимой оценки;

2. Разработка критериев оценки таможенного органа;

3. Сбор необходимой информации для оценивания;

4. Проведение оценки;

5. Документирование результатов оценки.

Разберем поподробнее каждый этап представленной методики.

1. Постановка цели оценки и подтверждение актуальности проводимой оценки.

На первом этапе руководству таможенного органа необходимо поставить цель оценки и подтвердить ее актуальность. Причинами проведения оценки могут являться пробелы во взаимодействии с участниками внешней экономической деятельности (ВЭД) или вышестоящим руководством (уровня регионального таможенного управления (РТУ)), слабые стороны, выявленных в ходе проведения сторонних анализов. Также предпосылкой к оценке может являться необходимость «догнать» и «перегнать» другой таможенный орган по каким-либо отчетным показателям.

2. Разработка критериев оценки таможенного органа.

На данном этапе необходимо совместно специалистами в области информационных технологий и руководства таможенного органа разработать критерии оценивания таможенного органа для внедрения в работу цифровых инструментов.

Критерии разрабатываются с учетом факторов, особенностей работы конкретного таможенного органа, которые могут влиять на текущее состояние ИТ-структуры и готовности к внедрению инструментов цифровой экономики.

3. Сбор необходимой информации для оценивания.

На данном этапе проводится сбор информации, необходимой для полноты проведения оценки. Большая часть информации и данных будет предоставляться руководством таможенного органа и компетентными должностными лицами таможенного органа (ДЛТО).

При недостатке или некорректности информации, необходимой для проведения оценки, необходимо вернуться к предыдущему пункту и произвести корректировку критериев оценки.

4. Проведение оценки.

На четвертом этапе оцениваются все собранные данные по разработанным критериям.

5. Документирование результатов оценки.

На последнем этапе по результатам оценки формируется итоговый отчет, который предоставляется руководству таможенного органа (или РТУ) для принятия решения о последующих этапах работы по внедрению инструментов цифровой экономики на основе проведенной оценки.

Как уже было сказано, критерии разрабатываются для оценки необходимости конкретного таможенного органа перехода на стандарты цифровой экономики и самой возможности, готовности к переходу на стандарты цифровой экономики.

Для достижения этой цели предлагается критерии оценки разбить на 2 группы. Первая группа включает в себя критерии, позволяющие понять, насколько нуждается таможенный орган во внедрении инструментов цифровой экономики.

Каждому таможенному органу для успешной и эффективной деятельности необходимо снижать затраты путем оптимизации, автоматизации своих процессов по направлению таможенного контроля. Также таможенный орган должен стремиться улучшить свое взаимодействие с участниками ВЭД, выстраивая долгосрочные отношений с существующими участниками ВЭД путем внедрения цифровых инструментов, улучшающих клиентский сервис.

Отлаженность внутренних коммуникаций имеет важную роль в функционировании любого таможенного органа, ведь она позволяет повышать эффективность работы ДЛТО, снижать время на выполнение определенных задач по направлению таможенного контроля. Улучшение взаимодействия ДЛТО осуществляется с использованием инструментов цифровой экономики, например, системами ERP.

То, насколько автоматизированы процессы таможенного органа по направлению таможенный контроль и автоматизированы ли они вообще также играет ключевую роль в вопросе необходимости внедрения цифровых инструментов.

Критерии оценки первой группы:

1. Имеют ли технические возможности на конкретном таможенном органе для переходя на использование элементов цифровой экономики;

2. Отлаженность взаимодействия между ДЛТО по направлению таможенного контроля;

3. Автоматизация процессов по направлению таможенного контроля;

4. Внедрены ли в работу таможенного органа инструменты цифровой экономики, в соответствии с приказами ФТС России или РТУ.

Вторая группа критериев позволяет получить представление о готовности таможенного органа к внедрению новых инструментов цифровой экономики.

Инструменты цифровой экономики чаще всего внедряются в работу таможенного органа, штатными ИТ-специалистами таможенного органа, обслуживание, модернизация этих инструментов, происходит теми же ДЛТО. Чем больше в таможенном органе ИТ-специалистов, чем качественнее осуществляется работа по поддержанию работы цифровых инструментов, за счет четкого разделения обязанностей и задач.

Важным фактором является компетентность ДЛТО в вопросах, как и цифровой экономики и её инструментах, так и в области инфокоммуникационных технологиях в целом.

Для поддержания и приобретения новых компетенций ДЛТО необходимо углублять, получать новые знания, как и в привычных им областях работы, так и в инновационных.

Для организации таких обучений, тренингов для ДЛТО, а также для мотивационных выплат и зарплат таможенному органу необходимо вкладывать в это значительные средства. В результате компетентных действий ДЛТО по развитию ИКТ-структуры таможенного органа, внедрения инструментов цифровой экономики, вложенные средства будут окуплены и в будущем принесут дополнительную выгоду, снизят затраты на поддержание деятельности таможенного органа.

Согласно проведенным исследованиям, среди людей старше 35 лет значительно снижается их вовлеченность в информационные технологии, пользование WEB-ресурсами, что может негативно влиять и тормозить процессы внедрения цифровых инструментов в работу конкретного таможенного органа.

Критерии оценки второй группы:

1. Наличие в штате таможенного органа ИТ-отдела;

2. Обладание ИТ-сотрудниками таможенного органа компетенциями в области цифровой экономики;

3. Проведение обучения ИТ-специалистов;

4. Организация отказоустойчивости ИКТ-служб и систем;

5. Сколько вкладывается средств в область ИКТ;

6. Преобладающая возрастная группа ДЛТО конкретного таможенного органа;

7. Наличие в перспективе новых ИКТ проектов и модернизации существующих.

Критерии оценки таможенного органа первой и второй группы приведённые в таблице 1.

Таблица 1.

Критерии оценки таможенного органа первой и второй группы

№пп
Критерии оценки таможенного органа по первой группе
Единицы измерения
1
Имеют ли технические возможности на конкретном таможенном органе для переходя на использование элементов цифровой экономики
Да/нет
2
Отлаженность взаимодействия между ДЛТО по направлению ТКДРМ
Да/нет
3
Автоматизация процессов по направлению ТКДРМ
Да/нет
4
Внедрены ли в работу таможенного органа инструменты цифровой экономики, в соответствии с приказами ФТС России или РТУ
Да/нет

Критерии оценки предприятия второй группы
Единицы измерения
1
Наличие в штате таможенного органа ИТ-отдела
Да/нет
2
Обладание ИТ-сотрудниками таможенного органа компетенциями в области цифровой экономики
Да/нет
3
Проведение обучения ИТ-специалистов
Да/нет
4
Организация отказоустойчивости ИКТ-служб и систем
Да/нет
5
Сколько вкладывается средств в область ИКТ
проценты
6
Преобладающая возрастная группа ДЛТО конкретного таможенного органа
Числовой диапазон
7
Наличие в перспективе новых ИКТ проектов и модернизации существующих
Да/нет
Составлено автором

Следует отметить, что для более полной и объективной оценки использования качественных показателей оценки недостаточно.

Это можно обосновать тем, что в таможенном органе может быть, как ИТ-отдел из нескольких человек, так и всего лишь один ИТ-специалист либо специалист, работающий на аутсорсе, либо некоторые особенности в проведении обучения ДЛТО.

Для реализации более объективной оценки для критериев предлагается использовать несколько вариантов оценки, и присвоить им балльные значения.

Балльные значения критерий оценки представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Балльные значения критерий оценки

№пп
Критерии оценки таможенного органа по первой группе
Баллы
1
Имеют ли технические возможности на конкретном таможенном органе для переходя на использование элементов цифровой экономики
3 – не имеют
0 – имеют
2
Отлаженность взаимодействия между ДЛТО по направлению ТКДРМ
3 – взаимодействие отлажено
1,5 – взаимодействие отлажено не между всеми ДЛТО
0 – взаимодействие отлажено
3
Автоматизация процессов по направлению ТКДРМ
3 – большинство процессов автоматизировано
1,5 – автоматизированы некоторые процессы
0 – процессы не автоматизированы
4
Внедрены ли в работу таможенного органа инструменты цифровой экономики, в соответствии с приказами ФТС России или РТУ
3 – внедрены
0 – не внедрены

Критерии оценки предприятия второй группы
Единицы измерения
1
Наличие в штате таможенного органа ИТ-отдела
0 – в штате отсутствуют/аутсорс
1 – наличие одного специалиста
2 – наличие отдела из 2 и более человек
2
Обладание ИТ-сотрудниками таможенного органа компетенциями в области цифровой экономики
0 – сотрудники не обладают нужными компетенциями
1 – сотрудники обладают компетенциями, но в небольшой степени
2 – сотрудники обладают компетенциями
3
Проведение обучения ИТ-специалистов
0 – обучение не проводится
1 – обучение проводится редко/по текущим направлениям работы ИТ-отдела
2 – проводится регулярно
4
Организация отказоустойчивости ИКТ-служб и систем
0 – отсутствует
1 – организована, но требуется доработка
2 – организована
5
Сколько вкладывается средств в область ИКТ
0 – до 2% от годового оборота таможенного органа
1 – 2-5% от годового оборота таможенного органа
2 – от 5% от годового оборота таможенного органа
6
Преобладающая возрастная группа ДЛТО конкретного таможенного органа
0 – от 35 лет
2 – от 18 до 35 лет
7
Наличие в перспективе новых ИКТ проектов и модернизации существующих
0 – отсутствие
1 – модернизация существующих/новые проекты
2 – наличие новых и модернизация существующих
Составлено автором

В первой группе после определения соответствия бальной оценки первоначальному значению данные баллы суммируются и выводится среднее значение, где чем оно больше, тем меньше необходимость таможенного органа внедрять в работу инструменты цифровой экономики.

от 0 до 0,5 говорит об отсутствии на данный момент однозначной необходимости внедрения инструментов цифровой экономики;

от 0,5 до 1 – таможенному органу необходимо постепенно внедрять новые цифровые технологии в работу;

от 1 до 2 – таможенный орган остро нуждается в переходе на работу по стандартам цифровой экономики в самое ближайшее время.

Во второй группе после присвоения балловых оценок соответствующим критериям, баллы также суммируются и рассчитывается среднее значение, где чем больше балл, тем выше готовность таможенного органа к внедрению инструментов цифровой экономики.

От 0 до 0,3 – таможенный орган на данный момент не готова к внедрению инструментов цифровой экономики

От 0,3 до 0,9 – таможенный орган в целом готова к внедрению, но для этого требуется пересмотр политики работы ИТ-структуры таможенный орган /привлечение компетентного специалиста по соответствующему направлению;

От 0,9 до 1,5 – таможенный орган в целом готова к внедрению, но после устранения пробелов в ИКТ-структуре;

От 1,5 до 2 – таможенный орган готова к внедрению.

Выводы

Проведен анализ теоретических основ цифровой экономики, на основе которого выполнен вывод, что на данный момент происходит стремительное развитие инфокоммуникационных, облачных технологий, повсеместно проникающих во все сферы деятельности человека, т.ч. в направление таможенного контроля над делящимися и радиоактивными материалами. Странами-лидерами, включая Российскую Федерацию, разрабатываются программы развития цифровой экономики, ставятся цели по внедрению цифровой экономики как в государственный сектор, в образование и многие социальные сферы. Благодаря развитию цифровой экономики, уже многий труд, раннее совершаемый людьми, оцифровывается и может совершаться машинами.

Однако для успешного внедрения цифровых инструментов, их функционирования в секторах экономики необходимы квалифицированные кадры. Для этого разрабатываются и вводятся новейшие учебные программы для подготовки кадров по направлению таможенное дело, курсы повышения квалификации по направлению таможенного контроля, позволяющие готовить компетентных специалистов, способных в полном объеме реализовывать задачи, связанные с цифровой экономикой.

Выполненный анализ текущего состояния развития цифровой экономики по направлению таможенного контроля позволяет утверждать, что в целом состояние развития цифровой экономики находится на хорошем уровне.

Проблемными участками цифровой экономики по направлению таможенного контроля являются цифровая трансформация, выполняемая на старой цифровой базе. Также наблюдается неудовлетворительная ситуация с использованием цифровых технологий гражданами и домашними хозяйствами.

Были определены основные шаги, необходимые для внедрения в работу по направлению таможенный контроль инструментов цифровой экономики.

Важнейшим результатом работы - была разработка критериев оценки таможенного органа для определения возможности перехода на стандарты цифровой экономики.

Критерии были разделены на 2 группы, где первая позволяет определить насколько необходимо внедрение инструментов цифровой экономики в таможенном органе, а вторая – в какой степени таможенный орган готов к переходу на работу с инструментами цифровой экономики.


Источники:

1. Руднева З.С. Влияние концепции «Индустрия 4.0» на цифровую трансформацию таможенных органов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. – 2020. – № 4. – c. 97-111. – doi: 10.18384/2310-6646-2020-4-97-111.
2. Сомов Ю.И., Шашаев А.Е. Возможности применения новых цифровых технологий в таможенном деле // Вестник Российской таможенной академии. – 2020. – № 1(50). – c. 29-41.
3. Указ Президента РФ от 9.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.concultant.ru/ (дата обращения: 28.11.2024).
4. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.concultant.ru/ (дата обращения: 28.11.2024).
5. Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии «Технологии беспроводной связи». Digital.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/07102019tbs.pdf (дата обращения: 28.11.2024).
6. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.concultant.ru/ (дата обращения: 28.11.2024).
7. Паспорт федерального проекта «Цифровое государственное управление» (утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 № 9. КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.concultant.ru/ (дата обращения: 28.11.2024).
8. Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2019 № 1911-р «Об утверждении Концепции создания государственной единой облачной платформы. КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.concultant.ru/ (дата обращения: 28.11.2024).
9. Паспорт федерального проекта «Информационная инфраструктура» (утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 № 9). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.concultant.ru/ (дата обращения: 28.11.2024).
10. Указ Президента РФ от 9.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.concultant.ru/ (дата обращения: 28.11.2024).
11. Стратегия цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности в целях достижения их «цифровой зрелости» до 2024 года и на период до 2030 года (утв. Минпромторгом РФ). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.concultant.ru/ (дата обращения: 28.11.2024).
12. Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования (утв. Минобрнауки России). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.concultant.ru/ (дата обращения: 28.11.2024).
13. Паспорт Стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации (утв. Минтрансом России). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.concultant.ru/ (дата обращения: 28.11.2024).
14. Распоряжение Минтранса России от 31.05.2021 № ВС-105-р «Об утверждении Программы цифровизации в сфере дорожного хозяйства в Российской Федерации». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.concultant.ru/ (дата обращения: 28.11.2024).
15. Международная конвенция об упрощении и гармонизации Таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.) (в редакции Протокола от 26 июня 1999 г. Mobileonline.garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://mobileonline.garant.ru/ (дата обращения: 28.11.2024).
16. Кожанков А.Ю., Бабенко К.И., Боброва О.Г. Цифровая таможня – современный международный тренд. Сущностные характеристики и прогнозируемые эффекты. Bookonlime.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://bookonlime.ru/system/files/node/lecture/1-15_kozhankova_92-96.pdf (дата обращения: 28.11.2024).
17. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.06.2014 № 2516-р «Об утверждении Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде» (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.05.2017 № 1027-р). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.concultant.ru/ (дата обращения: 28.11.2024).
18. Основные разделы электронной медицинской карты» (утв. Минздравом России 11.11.2013 №18–1/1010). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.concultant.ru/ (дата обращения: 28.11.2024).
19. Атлас новых профессий 2.0. - М.: Агентство стратегических инициатив, Московская школа управления СКОЛКОВО, 2014. – 288 c.
20. Сравнительный анализ учебных программ для педагогических работников Российской Федерации на соответствие рамочным рекомендациям ЮНЕСКО по структуре ИКТ-компетентности учителей (UNESCO ICT-CFT). - М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. – 107 c.
21. Growth, Internal Market, Industry, Entrepreneurship and SMEs. European Commission. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/growth/sectors/digital-economy/policy_en (дата обращения: 28.11.2024).
22. Measuring the Information Society Report 2017. / Volume 1. - Geneva: International Telecommunication Union, 2017. – 155 p.
23. Global Cybersecurity Index 2017. - Geneva: International Telecommunication Union, 2017. – 78 p.
24. Measuring the Digital Economy: A New Perspective. - Paris: OECD Publishing, 2014. – 156 p.
25. OECD Digital Economy Outlook. - Paris: OECD Publishing, 2017. – 324 p.
26. The Global Information Technology Report 2016. - Geneva: World Economic Forum and INSEAD, 2016. – 307 p.
27. The Global Innovation Index 2017: Innovation Feeding the World. - Ithaca, Fontainebleau, and Geneva: Cornell University, INSEAD, and WIPO, 2017. – 432 p.
28. Partnership on Measuring ICT for Development. Itu.int. [Электронный ресурс]. URL: https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Pages/intlcoop/partnership/ default.aspx.
29. Петров О.В., Бунчук М. А., Стотт А., Хохлов Ю.Е. Цифровое правительство 2020: Перспективы для России. - Washington, D.C.: World Bank Group, 2016. – 79 c.
30. Open Data Barometer - Third edition. The World Wide Web Foundation. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/305961166_Open_Data_Barometer_3rd_Edition_-_Regional_Report_for_Latin_America.
31. Международная профессиональная система персонифицированного скрининга лекарственных назначений. Wolters-kluwer.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.wolters-kluwer.ru (дата обращения: 28.11.2024).
32. ГОСТ Р 52657–2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов
33. ГОСТ Р 53620–2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения
34. ГОСТ Р 55750–2013 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Метаданные электронных образовательных ресурсов. Общие положения
35. Скляров С.В., Евдокимов К.Н. Современные подходы к определению понятия, структуры и сущности компьютерной преступности в Российской Федерации // Всероссийский криминологический журнал. – 2016. – № 10. – c. 322-330. – doi: 10.17150/1996-7756.2016.10(2).322-330.
36. Евдокимов К.Н. Структура и состояние компьютерной преступности в Российской Федерации // Юридические науки. – 2016. – № 1. – c. 86-94.
37. Цифровая Россия: Новая реальность. - М.: Мак-Кинзи и Компания СиАйЭс, 2017. – 132 c.
38. Мартынова О.В. Удаленная занятость в России и перспективы ее развития // Молодой ученый. – 2016. – № 2(106). – c. 542-545.
39. Reaping the benefits of ICT: Europe’s productivity challenge. The Economist Intelligence Unit. - 2004. - 44 p
40. Постановление Правительства РФ от 21 мая 2013 г. № 426 О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2021 годы». Fcpir.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fcpir.ru (дата обращения: 28.11.2024).
41. Ефимушкин В.А., Ледовских Т.В., Щербакова Е.Н. Инфокоммуникационное технологическое пространство цифровой экономики // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. – 2017. – № 5. – c. 15-20.
42. Плаксин С., Абдрахманова Г., Ковалева Г. Интернет-экономика в России: подходы к определению и оценке // Форсайт. – 2017. – № 1. – c. 55-65. – doi: 10.17323/2500-2597.2017.1.55.65.
43. Федорков А.А., Бирюков О.А. Цифровая экономика: особенности управления и тенденции развития // Петербургский экономический журнал. – 2017. – № 3. – c. 60-66.
44. Смелов П.А., Егорова Е.А., Прохоров П.Э. Современные ИКТ в статистике в эпоху цифровой экономики // Статистика в цифровой экономике: обучение и использование: Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2018. – c. 140-141.
45. Салютина Т.Ю., Кузовков А.Д. Анализ методов и подходов к измерению процессов информатизации и движения к информационному обществу // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. – 2016. – № 6. – c. 52-57.

Страница обновлена: 11.12.2024 в 19:36:09