Особенности оплаты и нормирования труда учителей в общеобразовательных организациях: анализ сложившейся ситуации
Агарычева А.В.1, Старокожева В.П.1
1 Всероссийский научно-исследовательский институт труда
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 12 (Декабрь 2024)
Аннотация:
Одним из важных условий развития в интеллектуальном и духовном плане будущности любого государства является активное участие учителя в образовательном и воспитательном процессе общества, что должно сопровождаться достойным уровнем оплаты затрачиваемого ими труда. В России на федеральном уровне отсутствуют единые подходы к вознаграждению учительского труда, что делает эту тему особенно актуальной для исследования. В статье авторы обработали и обобщили существующие статистические данные для описания общей картины о возникающих вопросах в части проработанности условий оплаты труда учителей и обеспеченности школ такими работниками, а также изложили хронологию проведения на федеральном уровне работ по решению сложившихся проблем в части оплаты труда. В статье не только рассмотрена динамика заработной платы учителей и численности педагогических работников, но так же приведены реализуемые в последние годы мероприятия по совершенствованию системы оплаты труда работников бюджетной сферы. По результату исследования сделан вывод о том, что заработная плата у учителей довольно низкая, также как и обеспеченность общеобразовательных организаций педагогическими работниками. При этом на уровне государства предпринимаются попытки преломления и упорядочивания сложившейся ситуации. Изложенные в статье материалы могут представлять интерес как для федеральных и региональных органов исполнительной власти в сфере образования, так и для работодателей общеобразовательных учреждений.
Ключевые слова: учитель, заработная плата, структура, норма труда, численность
JEL-классификация: J31, J21, J22, J24
Введение
Указом Президента Российской Федерации [1] 2023 г. был объявлен годом педагога и наставника с целью формирования особого статуса педагогических работников, т.е. повешения престижности профессии учителя. Школьное (общее) образование представляет из себя один из системообразующих уровней образования России, поэтому ему уделяется такое пристальное внимание. На учителей возложено формирование будущих граждан, их взглядов, системы ценностей, их способности к обучению, анализу и другим необходимым для построения и развития страны и общества знаниям, навыкам и умениям. Специфика труда педагогов состоит в том, что объект их труда – ученики, которые сами принимают активное участие в процессе обучения, обладая определенными характерами, способностью, темпераментом, степенью подготовки к школе, разным уровнем умственного и физического развития и воспитания. И для того, чтобы правильно и эффективно обучать, учителю необходимо знать не только свой предмет и методику преподавания, но и своих учеников.
Вопрос оплаты труда учителей в школах довольно животрепещущий, и активно обсуждается как в профессиональной среде, так и в обществе, т.к. низкий уровень заработной платы служит основной причиной неудовлетворенности педагогического персонала. Еще в 20-30-х гг. прошлого века руководством страны ставилась задача об удорожании стоимости труда педагогов и поэтому в период первой пятилетки закладывались расходы на повышение оплаты труда учителей. [1] Пересмотр условий труда осуществлялся и в 1964 г., и 1972 г., тогда существенно повысили ставки заработной платы педагогических работников учреждений просвещения, а также сохранили все ранее действовавшие дополнительные виды доплат и надбавок. [2]
Нынешнее положение дел в сфере оплаты труда школьных учителей рассматривало значительное количество авторов. О покупательной способности заработной платы упоминали А.Л. Синица [3], К.А. Попова, Е.В. Зудина [4]; С.А. Городковой, М.И. Дроздовой, Н.В. Медведевой, А.А. Алетдиновой предпринимались попытки определения факторов, влияющих на уровень оплаты труда учителей [5], а С.В. Хусаинова выявила основные проблемы системы оплаты и стимулирования труда педагогических работников [6]; Г.В. Белехова, Г.В. Леонидова [7] оценили качество трудовой жизни учителей, одним из показателей которого является уровень оплаты труда; анализ специфики региональных систем оплаты труда проводили Ф.К. Ногайлиева, М.В. Филиппова [8], О.И. Белоусова, С.А. Горохова и Е.Е. Луцькая [9], Н.В. Балашова, Д.В. Коновалова [10], А.Г. Гусятникова, И.Е. Медушевская [11], У.А. Назарова, Н.Г. Вишневская [12], Е.М. Авраамова, Д.М. Логинов [13], Т.Л. Клячко, Е.А. Семионова, Г.С. Токарева [14], Л.А. Карасева, А.А. Охрименко [15]; международный опыт оплаты труда учителей изучен И.Н. Макаровым, П.В. Строевым, А.И. Дудником [16] и др. Несмотря на обширность существующих исследований по данной тематики, существует научный пробел в части формирования общего понимания реализуемых на сегодняшний день масштабных мероприятиях по созданию единых правовых основ в системах оплаты труда работников бюджетной сферы, в том числе и педагогического персонала. Специалисты Национального исследовательского университета Высшей школы экономики текущую ситуацию характеризуют как «существующие принципы оплаты труда педагогов мешают переходу системы образования на качественно другой уровень, соответствующий современным стандартам» [17].
Таким образом, цель работы – на конкретных примерах рассмотреть фактический уровень заработной платы педагогов отдельных субъектов Российской Федерации, их численность, а также применяемые нормы труда. Для достижения поставленной цели изучена динамика основных показателей открытой базы статистических показателей. Авторская гипотеза состоит в том, что имеющийся сегодня российский дефицит учительских кадров вытекает из сложившегося уровня оплаты труда таких работников. В рамках решения поставленной цели и для подтверждения гипотезы реализованы следующие задачи: проведен анализ статистический данных по заработной плате и численности педагогических работников, рассмотрены существующие исследования по данному вопросу, сформулированы общие выводы. Так, элементами научной новизны является описание реализуемых на сегодняшний день процессов, проводимых по совершенствованию оплаты труда работников бюджетной сферы, и, в частности, учителей. При подготовке статьи использовались общенаучные методы познания, методы статистической обработки данных, методы контент-анализа.
Оплата труда учителей
В 2024 г. Президент России В.В. Путин [2] инициировал масштабную работу по формированию единых требований к отраслевым системам оплаты труда работников отдельных категорий социальной сферы и науки, которая призвана сформировать и упорядочить подходы к оплате труда, сделать систему прозрачнее и более справедливой. Усилия по разработке систем оплаты труда будут направлены на такие бюджетные сферы, как образование (все уровни), медицина, социальная сфера и культура. Так, в 2025 г. предполагается проведение расчетной апробации, которая позволит на практике скорректировать, предложенные научным сообществом и федеральной властью параметры отраслевых систем оплаты труда, в 2026 г. – утвердить сформированные подходы, а в 2027 г. – распространить действия новых подходов на бюджетные учреждения всей страны. В своем выступлении на XIII съезде Федерации независимых профсоюзов России В.В. Путин напомнил Правительству Российской Федерации о приближающемся периоде внедрения новых моделей оплаты труда бюджетников, отметив, что «перед Правительством стоит сложная и финансовоемкая задача», которая позволит «не только добиться роста доходов специалистов», но и в перспективе устранить разрыв в заработных платах и, в частности, между регионами. [3]
Напомним, что данная работа ведется уже не первый год. Так, в сфере здравоохранения разработка отраслевых требований к системам оплаты труда началась три года назад в соответствии с нормами постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 г. № 847 (однако, внедрение приостановлено до 01.01.2025 г.). В сфере образования в 2022 г. проводился пилотный проект по установлению единой модели расчета заработной платы учителей, в котором приняли участие Белгородская, Кировская, Нижегородская, Сахалинская, Ярославская области и Республика Мордовия, [4] в них более 150 организаций (детские сады, школы, колледжи, организации дополнительного образования детей), 27 педагогических должностей и более 5 тыс. учителей. В ходе проекта проведен комплекс мероприятий, направленный на анализ систем оплаты труда педагогических работников, действующих в пилотных регионах, и Совету по апробации [5] предложены на обсуждение несколько сценарных условий моделирования. Кроме того, внедрены новые квалификационные категории «педагог-методист» и «педагог-наставник», которые позволили определить единые в целом по стране подходы в образовательных организациях к наставнической и методической работе. В настоящее время работа по разработке единых требований к системам оплаты труда продолжатся как в отрасли здравоохранения, так и отрасли образования.
Далее, на данных официальной статистики рассмотрим динамику изменения уровня заработной платы учителей в пилотных регионах (таблица 1). Напомним, что норматив по заработной плате задан Указом Президента Российской Федерации № 597, которым установлено что заработная плата учителей должна быть в регионе не меньше, чем среднее значение заработной платы наемных работников (ЗНР) [6] того же региона.
Таблица 1 – Средняя заработная плата учителей с 2020-2024 гг. в пилотных регионах России [7]
Год
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
2024
| |||||||
Период (месяц)
|
01-06
|
01-12
|
01-06
|
01-12
|
01-06
|
01-12
|
01-06
|
01-12
|
01-06
| |||
Средняя заработная плата, руб.
| ||||||||||||
Российская
Федерация
|
46 456
|
43 220
|
53 980
|
44 284
|
56 404
|
48 783
|
63 098
|
55 081
|
71 052
| |||
Белгородская
область
|
39 499
|
40 526
|
46 683
|
43 645
|
45 974
|
45 345
|
48 507
|
48 408
|
51 548
| |||
Ярославская
область
|
36 999
|
35 020
|
44 747
|
34 953
|
44 655
|
39 159
|
50 129
|
44 202
|
57 455
| |||
Республика
Мордовия
|
26 296
|
26 722
|
30 996
|
28 083
|
31 874
|
30 087
|
33 940
|
32 372
|
40 583
| |||
Кировская
область
|
32 973
|
30 243
|
40 442
|
30 181
|
39 195
|
33 746
|
46 750
|
39 199
|
51 426
| |||
Нижегородская
область
|
38 372
|
35 470
|
46 004
|
35 375
|
45 153
|
40 800
|
57 165
|
48 068
|
63 217
| |||
Сахалинская
область
|
97 207
|
93 911
|
105 128
|
94 557
|
104 726
|
99 505
|
113 343
|
108 071
|
149 660
| |||
ЗНР, руб.
| ||||||||||||
Российская
Федерация
|
41 366
|
42 366
|
45 041
|
45 936
|
49 693
|
50 702
|
54 467
|
57 210
|
63 856
| |||
Белгородская
область
|
31 302
|
32 296
|
33 824
|
34 999
|
38 245
|
39 089
|
41 856
|
43 683
|
49 645
| |||
Ярославская
область
|
31 448
|
32 023
|
33 885
|
34 623
|
37 400
|
38 812
|
42 140
|
44 907
|
49 877
| |||
Республика
Мордовия
|
24 248
|
25 668
|
27 009
|
28 029
|
30 641
|
31 310
|
34 497
|
36 560
|
42 278
| |||
Кировская
область
|
26 655
|
27 524
|
28 650
|
29 836
|
31 998
|
33 662
|
37 809
|
39 114
|
44 137
| |||
Нижегородская
область
|
31 350
|
32 917
|
34 832
|
35 824
|
38 450
|
40 459
|
43 345
|
45 781
|
50 223
| |||
Сахалинская
область
|
74 543
|
75 169
|
75 928
|
76 979
|
82 225
|
83 321
|
90 121
|
92 352
|
103 361
| |||
Соотношение средней заработной платы и
ЗНР
| ||||||||||||
Российская
Федерация
|
112,3%
|
102,0%
|
119,8%
|
96,4%
|
113,5%
|
96,2%
|
115,8%
|
96,3%
|
111,3%
| |||
Белгородская
область
|
126,2%
|
125,5%
|
138,0%
|
124,7%
|
120,2%
|
116,0%
|
115,9%
|
110,8%
|
103,8%
| |||
Ярославская
область
|
117,7%
|
109,4%
|
132,1%
|
101,0%
|
119,4%
|
100,9%
|
119,0%
|
98,4%
|
115,2%
| |||
Республика
Мордовия
|
108,4%
|
104,1%
|
114,8%
|
100,2%
|
104,0%
|
96,1%
|
98,4%
|
88,5%
|
96,0%
| |||
Кировская
область
|
123,7%
|
109,9%
|
141,2%
|
101,2%
|
122,5%
|
100,2%
|
123,6%
|
100,2%
|
116,5%
| |||
Нижегородская
область
|
122,4%
|
107,8%
|
132,1%
|
98,7%
|
117,4%
|
100,8%
|
131,9%
|
105,0%
|
125,9%
| |||
Сахалинская
область
|
130,4%
|
124,9%
|
138,5%
|
122,8%
|
127,4%
|
119,4%
|
125,8%
|
117,0%
|
144,8%
| |||
Данные таблицы 1 указывают на то, что соотношение выше 100% выполняется пилотными субъектами России практически во всех рассматриваемых периодах, за исключением Нижегородской области в 2021 г., Республикой Мордовией [8] в 2023 г. и первом полугодии 2024 г., а также Ярославской области по итогам 2023 г. Однако надо отметить, что недостижение заданного порога входит в допустимый пятипроцентный коридор. Обращает на себя внимание и то, что именно в эти же периоды аналогичная ситуация наблюдается и в целом по Российской Федерации.
Таблица 1 также демонстрирует самую высокую заработную плату в Сахалинской области, где действует дополнительная гарантия в виде районных выплат. Кроме того, в пилотных регионах наблюдается рост уровня заработной платы учителей, однако, динамика изменения крайне неравномерна (рисунок 1).
Рисунок 1 – Темп роста заработной платы по отношению к аналогичному периоду прошлого года, % [9]
Источник: составлено авторами на базе данных Росстата. Заработная плата отдельных категорий работников социальной сферы и науки. Официальная статистика. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/515 (дата обращения: 28.10.2024).
Исходя из рисунка 1 и таблицы 1, видно, что рост ЗНР оказался выше заработной платы школьных учителей (исключение – Сахалинская область), что может свидетельствовать о снижении их уровня жизни. Данный тезис подтверждается и тем, что покупательная способность заработной платы [10] педагогов в большинстве регионов (75%) ниже среднероссийского значения 3,3 раза (в том числе это характерно и для пилотных регионов, но также за исключением Сахалина, который, согласно полученным расчетам, можно отнести к наиболее благополучному региону). В 4 субъектах Российской Федерации (Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика) значение данного показателя ниже 2 раз (наименьшая величина характерна для Республики Ингушетия – 1,61 раз). Снижение покупательской способности заработной платы означает сокращение спроса на товары и услуги, что в свою очередь отрицательно отражается на развитие экономики страны.
Структура заработной платы учителей
Заработная плата школьных учителей, как и у всех других работников бюджетной сферы, формируется из оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
В связи с тем, что с 2008 г. субъектам Российской Федерации дано право самостоятельно устанавливать системы оплаты труда (ст. 144 ТК РФ), то на сегодняшний день сталкиваемся с такой ситуацией, когда в каждом регионе установлен свой размер оклада, в зависимости от финансовых возможностей субъекта Российской Федерации. Предполагается, что единые требования к системам оплаты, которые в настоящее время разрабатываются научным сообществом и федеральными органами власти, устранят дифференцированный поход и будут приняты единые «стартовые» условия для учителей по всей стране.
Стоит подчеркнуть, судебная практика отмечает [11], что выполнение учителем дополнительной работы (с письменного его согласия), не относящейся к его обычному кругу должностных обязанностей, но непосредственно связанной с образовательной деятельностью (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками, руководство методическими объединениями и др.) должно осуществляется за отдельную плату и не входить в нормативное время (педагогическую нагрузку). Таким образом, сумма оклада и премиальных выплат, по своей сути, должна быть не меньше минимального размера оплаты труда, а выплаты компенсационного характера начисляться сверх минимальной гарантии.
Перечни выплат компенсационного и стимулирующего характера содержатся в Единых рекомендациях [12] (таблица 2).
Таблица 2 – Перечень рекомендуемых видов выплат компенсационного и стимулирующего характера
Компенсационные выплаты
|
Стимулирующие выплаты
|
- выплаты,
осуществляемые по Трудовому кодексу Российской Федерации и иным нормативным
правовым актам Российской Федерации;
- выплаты за дополнительные виды работ, непосредственно связанные с образовательной деятельностью (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками, методическим объединением, предметной, цикловой, методической комиссией в образовательной организации педагогическими работниками, не имеющими квалификационной категории «педагог-методист»; выполнение дополнительной работы, связанной с методической деятельностью, педагогическими работниками, имеющими квалификационную категорию «педагог-методист»; выполнение дополнительной работы, связанной с наставничеством, педагогическими работниками, имеющими квалификационную категорию «педагог-наставник» и иное); - выплаты за особенности работы в образовательных организациях (работа в классах (группах) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в организациях, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для обучающихся, обучение на дому детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации и иное). |
- выплата
за наличие квалификационной категории (первая и высшая);
- выплата за работу в сельской местности; - выплата молодым специалистам; - вознаграждение по итогам работы. |
Исходя из предложенных видов выплат, наблюдается превалирование количества компенсационных выплат над стимулирующими, и как следствие их доля в структуре заработной платы значительна. По итогу школьным учителям за достижение конкретных результатов начисляются суммы, которые не стимулируют их к большим профессиональным достижениям, также получать звания, степени, квалификационные категории. Хотя в законодательстве и не содержится четкое закрепление соотношения, однако научное сообщество склоняется к тому, что рациональная доля стимулирующих выплат в структуре заработной плате должна составлять порядка 30%.
Как отмечалось выше, в 2023 г. введены квалификационные категории «педагог-методист» и «педагог-наставник» (имеют заявительный характер), за которые назначается доплата, причем компенсационного характера. По нашему мнению, в данном случае правовая природа этих выплат трактуются неверно. Для получения указанных квалификационных категорий учитель должен обладать определенным уровнем знаний, осведомленностью и компетентностью в данной области, что следует из приказа Минпросвещения России от 24.03.2023 г. № 196, и напрямую связано с качеством работы и влияет на эффективность деятельности учреждения в целом. Отметим, что 09.11.2024 г. принят Федеральный закон № 381-ФЗ «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации [13]», который дополняет Кодекс статьей 351.8, регулирующей с 01.03.2025 г. особенности труда работников, выполняющих работу по наставничеству. Примечательно то, что если бы наставничество признавалось как дополнительная работа и классифицировалась как компенсационная выплата, то изменению подверглась бы статья 60.2 ТК РФ, но на законодательном уровне этого не произошло, что еще раз доказывает, что доплата за наставничество не относится к компенсационным, а носит стимулирующий характер. Вместе с тем, по нашему мнению, в новой статье ТК РФ отсутствует какая-либо конкретика, т.к. предлагается определение самого понятия «наставничество в сфере труда», а остальные полномочия в части установления порядка и размера самой выплаты могут быть установлены либо федеральными, региональными или муниципальными документами, либо коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Нормирование труда учителей в школе
Проблемы нормирования труда педагогических работников мало разработаны в теоретическом аспекте и в практическом плане. В настоящее время отсутствуют отраслевые (межотраслевые) рекомендации, которые могли бы регламентировать труд учителей. Определяя путь совершенствования нормирования труда в образовательных организациях, следует исходить из того, что компоненты педагогической деятельности существенно отличаются друг от друга в зависимости от имеющихся специальных знаний преподаваемого предмета, сложностью выполняемых функций, неравномерной нагрузкой, спецификой учебно-воспитательного процесса и многими другими факторами, которые характеризуют результаты его труда. На сегодняшний день на законодательном уровне для педагогических работников основными нормативными материалами, используемые для нормирования труда учителей в общеобразовательных школах, является норма продолжительности рабочего времени и норма учебной нагрузки. Так, для педагогических работников статьей 333 ТК РФ установлена 36 часовая продолжительность рабочего времени и постановлением Министерства образования и науки Российской Федерации (в 2019 г. полномочия Министерства просвещения России и Министерства образования и науки России разграничены) – 18 часовая предельная норма учебной (педагогической) нагрузки на ставку заработной платы. [14]
Следует подчеркнуть, что установленные в отрасли образования нормы учебной нагрузки несут не однозначные функции и особенности, т.к. данные нормативы не выступают критерием оценки количества их труда при его оплате, а главным образом выполняют расчетные функции по определению количества штатных учителей в школе и условием рационального распределения педагогических кадров.
Численность школьных учителей
В системе общего образования действует 39,3 тыс. образовательных организации всех форм собственности, что следует из ежегодного доклада Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования за 2023 г. [18] Численность педагогических работников в школах в 2024 г. насчитывается 1281,2 тыс. чел., а в плановом периоде прогнозируется 1282,0 тыс. чел. (2025 г.) и 1271 тыс. чел. (2026 г.). Количество учителей рассчитано исходя из нагрузки на одного педагогического работника по численности обучающихся. Так, плановый прирост числа учеников по отношению к предыдущему году составит в 2025 г. – 11,2 тыс. чел, а в 2025 г. – минус 157,7 тыс. чел. Отметим, что, согласно докладу, численность школьников снижется быстрее, чем количество учителей, а это позволяет предположить, что нагрузка на педагогов будет постепенно уменьшаться.
Что касается исследуемых субъектов Российской Федерации, то статистика показывает стагнацию, т.е. численность педагогических работников практически остается на одном уровне с течением времени (рисунок 2 [15]).
Рисунок 2 – Численность педагогических работников общего образования с 2020-2024 гг.
Источник: составлено авторами на базе данных Росстата. Заработная плата отдельных категорий работников социальной сферы и науки. Официальная статистика. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/515 (дата обращения: 28.10.2024).
При этом на местах в учреждениях и в регионах резко ставится вопрос о дефиците педагогических кадров в школах. Об этом говорится и в научном сообщества, например, С.И. Заир-Бек, Т.А. Мерцалова, К.М. Анчиков [19], И.Н. Буркова, Л.П. Квашко, Н.В. Репш [20], О.В. Умгаева [21]. Анализ данного вопроса говорит, что «ситуация ухудшается, проблемы и риски накапливаются» [22] и, как следствие, наблюдаются высокие значения занимаемых ставок.
Заключение
Вопрос оплаты труда педагогических работников довольно-таки наболевший, но при этом и отчасти приевшийся, т.к. об этом говорили и в советский период, и в период перестройки, и уже в период современной России. Однако до сих пор наблюдается низкий уровень заработных плат в отрасли, и, как следствие, низкая обеспеченность отрасли педагогическими кадрами (заработная плата определенно влияет на мотивацию и желание работников приходить, а главное оставаться работать в школах). Меры, реализуемые Правительством Российской Федерации на протяжении последних двадцати лет в отношении школьных педагогов (такие как создание новых квалификационных категорий, выделение подъемных средств молодым сотрудникам, а также надбавок молодым сотрудникам, дополнительных выплат за классное руководство и др.), направлены на обеспечение достойных условий их труда, профессионального роста и развития, повышение престижа профессии.
Изложенное выше позволяет сделать выводы о том, что на сегодняшний день при совершенствовании системы оплаты труда педагогов особое внимание необходимо уделить базовой части заработной платы учителя, а именно его окладу, который должен быть «весомым» в структуре заработной платы и учитывать качество и количество педагогического труда, а также быть единым для одноименных должностей. Распределение внутри фонда оплаты труда средств, предназначенных для установления окладов, компенсационных и стимулирующих выплат также должно адекватно отражать конкретные характеристики, связанные с выполняемой учителем работой. Проводимый сегодня процесс создания новых единообразных подходов к отраслевым системам оплаты труда является попыткой упорядочивания и снижения зависимости уровня учительского вознаграждения от региона проживания и места работы, который в последствие приведет к прозрачности всей системы, к улучшению ее управляемости в рамках государства, а также к привлечению «будущих» учителей в школы.
[1] Указ Президента Российской Федерации от 27.06.2022 г. № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника».
[2] Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию (утв. Президентом Российской Федерации 30.03.2024 г. № Пр-616); Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309 «О национальных целях развития российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
[3] Съезд Федерации независимых профсоюзов России, 29.10.2024 г., Москва. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/75434 (дата обращения: 13.11.2024).
[4] Школьная тоска: как изменится зарплата учителей. Известия, 14 февраля 2022. URL: https://iz.ru/1290260/sergei-gurianov/shkolnaia-toska-kak-izmenitsia-zarplata-uchitelei (дата обращения: 30.10.2024). При этом стоить отметить, что в первоначальном проекте пилотного проекта отсутствует Кировская область. [Проект «О реализации пилотного проекта в целях утверждения требований к системе оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных учреждений системы образования». Минпросвещения России. URL: https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=119980 (дата обращения: 30.10.2024).].
[5] В состав Совета по апробации вошли: представители Минпросвещения России, органов исполнительной государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управления в сфере образования, органов местного самоуправления муниципальных образований, Общероссийского Профсоюза образования, Всероссийского экспертного педагогического совета при Минпросвещения России, педагогических ассоциаций, общественных объединений педагогов (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.08.2021 г. № 617).
[6] Заработная плата наемных работников или ЗНР – здесь и далее среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц, рассчитанная в соответствии с методикой, утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 14.04.2016 г. № 188.
[7] Рассмотрены регионы России, участвовавшие в пилоте в 2021 г.
[8] Стоит отметить, что Республика Мордовия не единственная показывает такой результат. В ряде регионов России, не рассмотренных в таблице, т.к. они не относятся к пилотным, значение средней заработной платы работников общего образования также ниже значения заработной платы наемных работников по субъекту Российской Федерации (Республика Башкортостан, Республика Коми, Новгородская область).
[9] Здесь и далее периоды обозначаются следующим образом: 01-06 – январь-июнь; 01-12 – январь-декабрь.
[10] Рассчитана как отношение средней заработной платы к стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг, рассчитываемого Росстатом.
[11] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23.09.2024 г. № 40-П «По делу о проверке конституционности статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.Н. Харюшевой».
[12] Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2024 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 22 декабря 2023 г., протокол № 11).
[13] Далее – ТК РФ.
[14] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
[15] В связи с отсутствием статистических данных по численности учителей, в таблице рассматривается численность педагогических работников, среди которых превалируют должности учителей.
Источники:
2. Сборник научных трудов «Вопросы организации труда и заработной платы в непроизводственной сфере». - М.: НИИ труда, 1978. – 112 c.
3. Синица А.Л. Межрегиональные различия в оплате труда: педагогические работники в муниципальных школах // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика. – 2019. – № 1. – c. 26-49. – doi: 10.21638/spbu05.2019.102.
4. Попова К.А., Зудина Е.В. О проблемах материальной денежной мотивации учителей общеобразовательной школы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2022. – № 6. – c. 30-36. – url: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49425597.
5. Городкова С.А., Дроздова М.И., Медведева Н.В., Алетдинова А.А. Особенности оплаты труда педагогических работников как многомерного объекта, основанного на факторах рационализации // Baikal Research Journal. – 2022. – № 3. – c. 38. – doi: 10.17150/2411-6262.2022.13(3).38.
6. Хусаинова С.В. Основные проблемы организации оплаты труда и стимулирования труда педагогических работников // Теория и практика современной науки. – 2021. – № 9. – c. 97-101. – url: https://www.modern-j.ru/_files/ugd/b06fdc_6514373ff2094a7ea9ccb028f28ba6d7.pdf?index=true.
7. Белехова Г.В., Леонидова Г.В. Качество трудовой жизни школьных учителей: опыт измерения в Вологодской области // Уровень жизни населения регионов России. – 2023. – № 4. – c. 483-500. – doi: 10.52180/1999-9836_2023_19_4_2_483_500.
8. Ногайлиева Ф.К., Филиппова М.В. Оплата труда учителей в России: постановка проблемы // Ежегодник трудового права. – 2024. – № 14. – c. 77-93. – doi: 10.21638/spbu32.2024.105.
9. Белоусова О.И., Горохов С.А., Луцькая Е.Е. Особенности системы общего образования Сибирского федерального округа // Наука и школа. – 2022. – № 5. – c. 44-58. – doi: 10.31862/1819-463X-2022-5-44-58.
10. Балашова Н.В., Коновалова Д.В. К вопросу оплаты труда работников государственных учреждений // Baikal Research Journal. – 2023. – № 3. – c. 910-918. – doi: 10.17150/2411-6262.2023.14(3).910-918.
11. Гусятникова А.Г., Медушевская И.Е. Система оплаты труда работников школьного образования: региональная практика, проблемы и пути их решения // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. – 2014. – № 1. – c. 89-105. – url: ec10114.
12. Назарова У.А., Вишневская Н.Г. Заработная плата педагогических работников общего образования в регионах Российской Федерации: парадоксы регионального рынка труда // Интернет-журнал Науковедение. – 2014. – № 5. – c. 176. – url: https://naukovedenie.ru/PDF/147EVN514.pdf.
13. Авраамова Е.М., Логинов Д.М. О социально-экономическом значении повышения оплаты труда учителей // Экономика региона. – 2016. – № 4. – c. 1135-1145. – doi: 10.17059/2016-4-15.
14. Клячко Т.Л., Семионова Е.А., Токарева Г.С. Заработная плата учителей: произошли ли изменения? // Экономическое развитие России. – 2021. – № 5. – c. 52-66. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=46146266.
15. Карасева Л.А., Охрименко А.А. Оплата труда педагогических работников в регионах Крайнего Севера России: экономико-статистический анализ // Вопросы статистики. – 2020. – № 3. – c. 81-93. – doi: 10.34023/2313-6383-2020-27-3-81-93.
16. Макаров И.Н., Строев П.В., Дудник А.И. Взаимодействие государства, профсоюзов и образовательных учреждений в сфере оплаты и нормирования труда: отечественный и зарубежный опыт // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 12. – c. 2957-2966. – doi: 10.18334/epp.11.12.113955.
17. Абанкина И.В., Вавилова А.А., Деркачев П.В., Зиньковский К.В., Кравченко И.А., Суркова Н.Е. Оплата труда педагогов: как изменить ситуацию к лучшему? // Современная аналитика образования. – 2021. – № 7. – c. 1-68. – url: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/482933872.pdf.
18. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования, 2023 г. Правительство России. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/7wTyuCH7RUXZb5RgUqReX4nWt6TuUAH4.pdf (дата обращения: 10.11.2024).
19. Заир-Бек С.И., Мерцалова Т.А., Анчиков К.М. Кадры школьного образования: возможности и дефициты. / Информационно-аналитические материалы по результатам статистических и социологических обследований. Выпуск № 18. - Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2020.
20. Буркова И.Н., Квашко Л.П., Репш Н.В. Школы Приморского края: кадровый голод (сравнительный анализ) // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2022. – № 11. – c. 64-69. – doi: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p64-69.
21. Умгаева О.В. Экономический подход в решении вопроса восполнения дефицита педагогических кадров // Профессиональное образование и рынок труда. – 2024. – № 1. – c. 58-67. – doi: 10.52944/PORT.2024.56.1.004.
22. Информационно-аналитические материалы (к августовским педагогическим совещаниям 2022 г.), август 2022 г. Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.eseur.ru/Files/O_problemah_kadrovogo_obespecheniya_deyatelnosti_obsch61349.pdf (дата обращения: 10.11.2024).
Страница обновлена: 06.12.2024 в 23:18:02