Современные тенденции в развитии этнокультурного ландшафта Приморского края
Ден В.Г.1, Тихонова А.В.1
1 Владивостокский государственный университет
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 18, Номер 12 (Декабрь 2024)
Аннотация:
Этнокультурный ландшафт – это уникальное сочетание природных и культурных особенностей территории, формируемое взаимодействием различных этнических групп и их традиций. В статье изучены теоретические основы этнокультурного ландшафта влияние и демографических изменения в регионе на этнокультуру. Исследован этнокультурный ландшафт Приморского края, традиции и обычае малочисленных народов. Проанализирована связь этнокультурного ландшафта и туризма. Актуальность темы исследования определяется тем, что Приморский край является интересным объектом с точки зрения этнокультурного ландшафта, благодаря географическому положению и сложившимися за счет этого территориальными особенностями. Приморский край как объект исследования содержит в себе совокупность культурных образов народов, исторически населяющих приграничные территории, играющих роль регионального культурного каркаса. Изучение современных тенденций этнокультурного ландшафта Приморского края способствует лучшему пониманию и эффективному использованию культурного богатства региона, а также обеспечению его устойчивого социального и экономического развития.
Ключевые слова: этнокультурный ландшафт, коренное население, культурный ландшафт, туризм, тенденции
JEL-классификация: P42, R23, Z31, Z32, L83
Введение. Этнокультурный ландшафт, являющийся пространством, отражающим культурно-историческую среду обитания определенных народов, служит основной единицей для изучения современной культуры. Его исследование позволяет глубже понять, каким образом культура и идентичность народа связаны с определенной территорией, как они развиваются и меняются со временем. Это понятие также полезно при изучении взаимодействия разных культур и их воздействия на окружающую среду.
Приморский край – это регион на Дальнем Востоке России, граничащий с Китаем и Кореей. Уникальность данного региона состоит именно в его разнообразии культурных традиций и культурных элементов. Этнокультурный ландшафт Приморского края воплотил в себе весь уникальный культурно-исторический опыт народов, проживающих на его территории.
Цель работы заключается в исследовании современных тенденций в развитии этнокультурного ландшафта Приморского края.
Для достижения цели были поставлены задачи:
- изучить демографические изменения в регионе и их влияние на этнокультуру;
- проанализировать трансформацию традиционных практик и обычаев малочисленных народов края;
- исследовать влияние этнокультурного ландшафта на туризм.
Объект исследования – современные тенденции в развитии этнокультурного ландшафта.
Предмет – этнокультурный ландшафт Приморского края.
Основу теоретико-методологического подхода данного исследования составляют культурологические и этнографические идеи Ю.В. Бромлей. В своих научных трудах Бромлей детально разъясняет понятие «этнос», анализирует значение этнической эндогамии как инструмента сохранения целостности этнической группы [1].
Концепция пассионарности и теория этногенеза Льва Гумилева сыграли значительную роль в исследованиях этнических процессов и их взаимосвязи с географическим пространством. Работы Т.И. Заславской, по социальной стратификации и социальному неравенству, помогли раскрыть влияние социальных процессов на культурные изменения. Для изучения всестороннего подхода к анализу этнокультурных процессов, проанализированы работы О.Е. Казьминой [2-4].
Методологическая основа данного исследования строится на сочетании качественных и количественных методов, позволяющих провести глубокий анализ современных тенденций в развитии этнокультурного ландшафта Приморского края. Использование архивных документов, официальных отчетов и статистических данных помогло воссоздать хронологию изменений в демографической структуре, экономике и политике региона, что способствовало пониманию исторических корней современных процессов. Исследование основывается на синтезе исторического, географического, социокультурного и эколого-географического анализов, что позволяет создать целостную картину изменений в данном пространстве. В процессе исследования активно используются различные источники информации, включая картографические и этнографические данные, а также региональную, научную и туристическую литературу, содержащую разнообразную информацию по рекреационной и этнографической географии России и Приморского края.
Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе к анализу современных тенденций в развитии этнокультурного ландшафта Приморского края, а также представлен авторский алгоритм сохранения этнокультурного ландшафта.
Основная часть. Изучение этнокультурного ландшафта помогает глубже осознать богатое культурное наследие, которое различные этнические группы вносят в разные регионы мира. Это способствует сохранению и уважению к разнообразию культур, а также развитию туризма и познавательной деятельности.
В различных источниках определяют этнокультурный ландшафт как синоним культурного ландшафта. В таблице 1 представлены определения культурного и этнокультурного ландшафтов [5-8].
Таблица 1
Определения культурного и этнокультурного ландшафтов
Автор
|
Определение культурного ландшафта
|
К.
Зауэр
|
Культурный
ландшафт – это территория, которую в течение определённого исторического
периода населяла группа людей – носителей специфических культурных
ценностей, отличающаяся характерной взаимосвязью природных и культурных форм
|
Л. С. Берг
|
Культурный
ландшафт – это ландшафты, в формировании которых определяющую роль играет
человеческая деятельность. В отличие от природного ландшафта, в создании
которого человек участия не принимает, в культурном ландшафте он
целенаправленно преобразовывает, создаёт и регулирует его
|
Д.С.
Костина
|
Этнокультурный
ландшафт – интегральные геокультурные образования, ведущим фактором
обособления и устойчивого функционирования которых являются традиционная
этническая культура и тесно связанные с ней природные факторы
|
В.Н.
Калуцков
|
Этнокультурный
ландшафт – это целостное проявление национальной культуры в определённых
географических условиях. Это среда жизнедеятельности местного
(этнического) сообщества.
|
Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что культурный ландшафт и этнокультурный ландшафт не являются синонимами, хотя и относятся к одной категории – антропогенного воздействия на окружающую среду. Культурный ландшафт имеет более широкий смысл и включает любые изменения, связанные с человеческой деятельностью, тогда как этнокультурный ландшафт акцентирует внимание на специфике определённой этнической группы и её культурных норм, традициях и практике, что делает его более узким и понятием в рамках культурного ландшафта.
На основании представленных определений, нами предложено определение этнокультурного ландшафта.
Этнокультурный ландшафт – это подкатегория культурного ландшафта, которая представляет собой целостную интеграцию природных и культурных объектов, формирующихся под воздействием традиционной этнической культуры. Она выражает уникальные социокультурные особенности, обусловленные историческим опытом и жизнедеятельностью определённой группы людей, отличающейся специфическими культурными ценностями и формами взаимодействия с природной средой. Этнокультурный ландшафт проявляется в наличии ценных элементов природного и культурного наследия, обеспечивая устойчивое функционирование местного (этнического) сообщества в конкретных географических условиях.
Приморский край – это регион на юго-востоке России, расположенный на побережье Японского моря. Край известен своей богатой природой, разнообразием флоры и фауны, а также уникальным этнокультурным ландшафтом, сформированным под влиянием многих народов, включая русских, китайцев, корейцев и коренные малочисленные народы Севера.
Приморский край является наиболее густонаселенным регионом ДФО, рассмотрим основные демографические изменения края за пять лет (таблица 2) [9].
Таблица 2
Демографические изменения Приморского края
Показатели
|
2020 г.
|
2021 г.
|
2022 г.
|
2023 г.
|
2024 г.
| |
Численность населения
|
1895868
|
1877844
|
1863011
|
1820076
|
1806393
| |
Миграция международная
|
1097
|
1097
|
7800
|
2191
|
26265
| |
Смертность
|
4134
|
3109
|
3132
|
2546
|
2686
| |
Рождаемость
|
1744
|
1310
|
1221
|
1325
|
1380
| |
Коренные малочисленные народы
|
удэгейцы
|
700000
|
1325
|
-
|
-
|
-
|
тазы
|
220
|
235
|
-
|
-
|
-
| |
нанайцы
|
11623
|
11623
|
-
|
-
|
-
|
Анализ демографической ситуации в Приморском крае показал значительные изменения в структуре населения за последние пять лет. Низкий показатель рождаемости и увеличение смертности с 2020 года по 2021 год привели к общему сокращению численности коренных этнических групп, таких как удэгейцы, нанайцы и тазы. Одновременно наблюдается рост числа мигрантов из разных стран, что приводит к изменению этнического состава населения. Миграционные потоки оказывают значительное влияние на этнокультуру региона. Новые жители привносят свои традиции и обычаи, что способствует формированию мультикультурной среды. Однако этот процесс сопровождается утратой некоторых уникальных черт традиционной культуры коренного населения.
В настоящее время на территории Приморского края, в Красноармейском, Пожарском, Тернейском, Лазовском, Ольгинском районах, проживают несколько традиционных коренных поселений, несущих в себе особую ценность с точки зрения культуры и туризма – удэгейцы, нанайцы, тазы.
Трансформация традиционных праздников и ритуалов является одной из наиболее заметных тенденций в развитии этнокультурного ландшафта Приморского края. Многие традиционные обряды, такие как шаманские церемонии и охотничьи ритуалы, постепенно утрачивают свою значимость в повседневной жизни местных жителей. Вместо них появляются новые формы празднования, часто заимствованные из массовой культуры [10].
Проведем анализ современной жизни малочисленных народов края, в рамках сохранения традиций.
Образцы традиционного танцевального искусства, музыкального, фольклорного творчества, изобразительного искусства являются частью культурного наследия удэгейского народа. Одними из продолжателей традиции являются удэгейские танцевальные коллективы, которые есть почти в каждом национальном поселке: в Красном Яру существует два молодежных ансамбля, преемники популярного ансамбля «Агдайми» – это самобытный ансамбль, созданный при этноцентре общины. Два ансамбля: детский «Кэсихи» («Счастье») и взрослый «Бикингэ утадига» («Люди Бикина»), созданы при национальном парке «Бикин». Ансамбль «Су гагпай» (Лучи солнца) из села Гвасюги. В селе Арсеньево уже более 10 лет существует удэгейский вокальный ансамбль «Унинка гява». Участники ансамблей восстанавливают забытые лирические произведения, раскладывают на голоса, аранжируют и представляют на суд зрителей забытое культурное наследие народа. Одна из самых популярных песен.
В селе Красный Яр в 2008 году в рамках экологической программы Всемирного фонда защиты природы, был создан музей и этнокультурный центр при общине КМНС «Тигр». В музее собраны уникальные материалы о быте и традиционных промыслах удэгейцев.
«Благодарим духов, как 100 лет назад»: шаманские обряды – обязательный элемент любого праздника. В повседневной жизни удэге почти не прибегают к помощи духов, но сохраняют некоторые обряды. Обряд проводит старейший житель Красного Яра. Как и 100-200 лет назад, современный шаманский обряд – импровизация, а не отрепетированная постановка. После нескольких кругов возле костра в огонь летит мясо - жареную кабанятину и изюбрятину сначала дают попробовать гостям, а затем остатками дичи задабривают духов. После шаманского обряда дети играют в национальные игры, напоминающей охоту на деревяшку.
Удэгейский праздник «Сагди Дава» («Большая кета») включили в проект «Антология народной культуры» как объект нематериального культурного наследия народов России. Мероприятие проводит Союз коренных малочисленных народов Приморья каждый год в середине сентября. Праздник проводят на территории общины «Родник» этнокультурного центра «ТЭМУ» в устьях реки Аввакумовка Ольгинского района. На празднике гостей угощают свежей ухой из кеты и другими блюдами национальной кухни, таежным чаем. Народные мастера представляют сувенирную продукцию, на сцене выступают творческие коллективы [11].
Современное положение нанайцев характеризуется сохранением и развитием своей культуры и традиций. Они активно занимаются сохранением и передачей своих знаний и навыков молодому поколению. Для этого проводятся различные мероприятия, фестивали и конкурсы, на которых демонстрируются национальные песни, танцы, ремесла и кулинарные традиции. В каждом селе, школе, домах культуры, национально-культурных центрах, детских садах дети обучаются основам родного языка и культуры, декоративно-прикладному искусству, поют, танцуют. Издаются книги на языках коренных народов края. Создаются учебные пособия для изучения родных языков и литературы, фотоальбомы, сборники стихов, песен, краевые и межрегиональные мероприятия, конференции, фестивали, семинары, круглые столы. Артисты участвуют в международных выставках, конкурсах, занимают первые места, становятся лауреатами, продвигая культуру нанайского народа [12].
Вся жизнь тазов регулировалась традиционными обычаями и обрядами жизненного цикла: рождение детей, особенно мальчика, присвоение дядей имени ребенку, воспитание племянников дядей по матери (тюдю), свадебная и погребально-поминальная обрядность. В настоящее время сохранилось собирательство, ловля гребешка, трепанга и морской капусты. Тазы практикуют скотоводство, разводят домашнюю птицу, коров и свиней. В школах детям рассказывают историю их народа, что является важной частью образования. Дополнительно дети изучают вышивку, практикуя выполнение узоров. Тазы сохранили веру в божество Онку, которое управляет горами, за реки и озера отвечает Ганихи, а за рыбу кету – Мамаса [13].
Изменения в традициях и обычаях удэгейцев, нанайцев и тазов Приморского края показывают, как глобализация и урбанизация влияют на коренные народы. Многие традиционные обряды и праздники либо исчезли, либо сильно трансформировались, потеряв свою первоначальную духовную и культурную ценность.
Приморский край поддерживает и развивает этнокультурный ландшафт, проводит различные мероприятия, направленные на сохранение и популяризацию традиций, обычаев, языков и музыки народов, проживающих на территории края, такие как фестивали, концерты, выставки, мастер-классы. Примеры таких мероприятий приведении в таблице 3 [14-15].
Таблица 3
Событийные мероприятия этнической направленности в Приморском крае 2023-2024 года
Название
|
Описание
|
Выставки
| |
Мир
традиционной культуры коренных народов Приморья
|
В
зале размещены предметы, составляющие материальную и духовную культуру
народов Дальнего Востока. Экспозиция повествует о нравах и быте нанайцев,
удэгейцев, орочей, ульчей, эскимосов, алеутов, ительменов.
|
Этно-Приморье
|
Выставка
посвящена многообразию этнического состава, национальным особенностям быта,
промыслов, искусства народов, проживающих на территории Приморского края.
|
Мастер-классы
| |
Мастер-класс
по приготовлению удэгейской кухни
|
Мастер-класс
проходит в рамках проекта «Деревня древних технологий». В программе:
дегустация блюд, удэгейский обряд подношения духам, ярмарка сувениров,
выставка картин Елены Маскевич - находкинской художницы, члена Союза
художников России.
|
Конгресс
| |
X
Конгресс народов Приморского края
|
Конгресс
проводится в рамках реализации подпрограммы «Этнокультурное развитие народов
Приморского края и гармонизация межнациональных отношений. Представлены:
выставки «Многонациональное Приморье», на которой представлен исторический
уклад и быт проживающих в крае народов.Также этноквиз – викторина по
культуре, традициям, обычаям и фольклору народов России, творческий концерт.
|
Фестивали
| |
Арт-фестиваль
«Корни: Близкий Дальний»
|
В
программе мероприятия – выставки картин, театральные постановки, выступления
представителей коренных малочисленных народов Хабаровского края, Приамурья и
Камчатки, региональных художников и музыкантов, мастеров народных ремесел и
промыслов. Место проведения: кооператив «Тайга»
|
Этно-экологический
фестиваль «Ва:кчай ни»
|
Традиционно
участники фестиваля состязались в восьми национальных видах спорта. Открыл
фестиваль шаманский обряд. Народные промыслы представили местные жители на
«Улице мастеров». Дегустация супа охотника «Улэ силэни» из изюбря. Организованна
ярмарка блюд национальной кухни.
|
Этнокультурный ландшафт Приморского края играет важную роль в формировании туристических потоков и привлекательности региона для путешественников. Приморский край обладает уникальным сочетанием природных ресурсов и богатого культурного наследия, которое сформировалось благодаря взаимодействию множества этнических групп, населяющих этот регион.
Приморье известно своим богатым культурным наследием, которое сочетает в себе элементы русских, китайских, корейских и коренных народов. Каждый из этих компонентов создает уникальные возможности для туристов (таблица 4).
Таблица 4
Влияние этнических групп на развитие туризма
Этническая группа
|
Влияние
|
Коренные народы
|
Посещение
этнографических деревень позволяет туристам узнать о традиционном образе
жизни коренных малочисленных народов, увидеть их жилища, одежду, попробовать
блюда традиционной кухни и поучаствовать в ритуалах.
|
Русская
культура
|
Архитектура
городов, православные храмы, традиции и праздники привлекают внимание
туристов. Создают основу для культурного и исторического туризма.
|
Китайское
и корейское наследие
|
В
Приморье сохранились здания, построенные в китайском стиле, например,
китайские торговые дома начала XX века. Кроме того, регион известен своими
ресторанами с китайской и корейской кухнями, что привлекает гурманов со всего
мира.
|
Этнокультурный ландшафт Приморского края играет ключевую роль в привлечении туристов, предлагая разнообразные маршруты и уникальные предложения:
-привлечение туристов: элементы различных культур делают Приморье привлекательным для туристов, предлагающим разнообразные маршруты, включая посещение музеев, этнографических деревень и участие в национальных праздниках.
-разнообразие предложений: благодаря многонациональному населению, Приморский край предлагает широкий выбор туристических услуг, от экологического туризма до гастрономических туров, посвящённых национальным кухням.
-создание уникальных маршрутов: регион активно развивает туристическую инфраструктуру, создавая уникальные маршруты, позволяющие посетителям ознакомиться с историей и культурой каждого народа, например, маршрут «По следам удэге».
-гастрономический туризм: национальная кухня, сочетающая элементы русской, китайской, корейской кулинарных традиций, становится популярным направлением туризма в Приморье.
-этнографические фестивали и праздники: проведение национальных праздников и фестивалей, таких как День рыбака и Фестиваль удэгэйской культуры, усиливает интерес к региону, позволяя туристам ближе познакомиться с местными традициями.
Этнокультурный ландшафт Приморского края оказывает огромное влияние на развитие туризма, предоставляя разнообразные возможности для отдыха и изучения местной культуры. Уникальные достопримечательности, гастрономические изыски и этнические фестивали делают регион привлекательным для широкой аудитории туристов.
Сохранение этнокультурного ландшафта – это комплексная задача, охватывающая различные аспекты. На основе изученных данных, нами был сформирован алгоритм сохранения этнокультурного ландшафта.
Рисунок 1. Алгоритм сохранения этнокультурного ландшафта
Составлено авторами
Предложенный алгоритм можно адаптировать под конкретные условия и потребности региона, учитывая особенности местной культуры и природные ресурсы.
Заключение. Исследование этнокультурного ландшафта помогает осознать связь культуры и идентичности народа с конкретной территорией, а также понять, каким образом эти аспекты формируются и изменяются со временем.
Современные тенденции развития этнокультурного ландшафта Приморского края отражают как глобальные процессы, так и уникальные региональные особенности.
Последние годы наблюдается тенденция к возрождению и сохранению традиционных культур. Многие этнические группы стремятся сохранить свои уникальные традиции, язык и обычаи. Это проявляется в создании национальных центров культуры, проведении фольклорных фестивалей и организации курсов по изучению родного языка.
Туризм и культурное наследие: Приморский край привлекает туристов со всего мира благодаря своей уникальной природе и богатой культуре. Развитие туризма способствует популяризации местных традиций и обычаев среди широкой аудитории.
Образовательная тенденция: образование играет важную роль в сохранении и развитии этнокультурного наследия. Проводятся курсы по изучению истории и культуры региона, а также организуются мастер-классы и конгрессы.
Государственная поддержка: государство активно поддерживает развитие этнокультурного ландшафта через различные программы и инициативы.
Важной тенденцией является стремление к установлению диалога между различными культурами. Это помогает лучше понимать и уважать различия, что способствует укреплению социальной гармонии и стабильности в регионе.
В рамках исследования изучены теоретические основы этнокультурного ландшафта и данного его определение. Изучены демографические изменения в регионе и их влияние на этнокультуру, проанализированы трансформации традиционных практик и обычаев малочисленных народов края. Исследовано влияние этнокультурного ландшафта на туризм и предложен алгоритм сохранения этнокультурного ландшафта, который может быть адаптирован под разные регионы.
Приморский край обладает уникальными историко-культурными ресурсами и сохранившимися традициями, самобытной культурой коренного народа. Современные тенденции свидетельствуют о том, что край активно развивает свой этнокультурный потенциал, сочетая сохранение традиционного наследия с инновационными подходами и интеграцией в глобальный контекст.
Источники:
2. Зайкова Т.М. Пассионарная теория этногенеза и закономерности исторического развития // Австрийский журнал гуманитарных и общественных наук. – 2015. – № 1-2. – c. 25-26.
3. Заславская Т.И. Стратификация современного российского общества // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 1996. – № 1. – c. 7-15.
4. Казьмина О.Е., Пучков П.И. Основы этнодемографии. / Учебное пособие. - М.: Наука, 1994. – 253 c.
5. Арутюнов С.А. Основные пищевые модели и их локальные варианты у народов России. / Сборник статей: Традиционная пища как выражение этнического самосознания. - М.: Наука, 2001. – 10-17 c.
6. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Евразия – комос кочевника, земледельца и горца. - Москва: Институт ДИ-ДИК, 1999. – 368 c.
7. Яковлева Е.Л. Методологические основы изучения национальной кухни как феномена гастрономической культур // Этническая культура. – 2020. – № 2(3). – c. 92-96. – doi: 10.31483/r-75332.
8. Рагулина М.В. Классическая концепция культурного ландшафта Карла Зауэра: история и современность // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Науки о Земле. – 2013. – № 1. – c. 174-182.
9. Дракунова В.А., Комелькова А.В., Санников А.Л., Спирин И.А., Диденко Г.В. Характеристика демографических процессов Дальневосточного федерального округа на примере Приморского края // Международный научно-исследовательский журнал. – 2024. – № 1(139). – doi: 10.23670/IRJ.2024.139.68.
10. Фетисова Л.Е. Социокультурные ценности индигенных народов российского Дальнего Востока: устойчивость и трансформация (по данным фольклора) // Россия и АТР. – 2023. – № 4(122). – c. 96-112. – doi: 10.24412/1026-8804-2023-4-96-112.
11. Старцев А.Ф. Исторические и современные реалии социально-экономического развития аборигенов Приморского края и их будущее // Ойкумена. Регионоведческие исследования. – 2012. – № 1(20). – c. 92-99.
12. Березницкий С.В. Этнокультурные проекции идентичности нанайцев: использование символов родовой принадлежности // Этнография. – 2023. – № 3(21). – c. 143-167. – doi: 10.31250/2618-8600-2023-3(21)-143-168.
13. Подмаскин В.В. Народные знания тазов Приморья (XIX-XX вв.) // Россия и АТР. – 2017. – № 1(95). – c. 138-156.
14. Алексеева Г.В. Ассамблея народов Приморского края. / В книге: Приморье: народы, религии, общество. - Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН, 2017. – 15-21 c.
15. Ткаченко Т.В. Легенды и быль Красного Яра. Приморье: народы, религии, общество. / В книге: Приморье: народы, религии, общество. - Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН, 2017. – 22-31 c.
Страница обновлена: 06.12.2024 в 16:15:37