Тенденции социально-экономического развития малых и средних городов (на примере города Лениногорска Республики Татарстан)

Медяник Ю.В.1
1 Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Россия, Казань

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 10 (Октябрь 2020)

Цитировать:
Медяник Ю.В. Тенденции социально-экономического развития малых и средних городов (на примере города Лениногорска Республики Татарстан) // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 10. – С. 2489-2504. – doi: 10.18334/epp.10.10.111072.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44429284
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
На сегодняшний день роль малых и средних городов в гармоничном развитии экономики России не вызывает сомнений. Социально-экономические проблемы таких городов обусловлены географическим положением, историческими и этнокультурными особенностями их становления, производственной структурой и рядом других факторов. В статье выполнен анализ социально-экономического положения Лениногорского муниципального района Республики Татарстан и города Лениногорска и выявлены тенденции развития промышленного производства и жилищного строительства, предпринимательской деятельности, демографического положения и уровня жизни населения, состояния на рынке труда. По результатам исследования обозначены основные риски и конкурентные преимущества для развития инвестиционного потенциала района и формирования деловой среды.

Ключевые слова: малый город, социально-экономические проблемы, показатели развития

JEL-классификация: R12, R13, R58, R59



Введение

В современной России насчитывается 150 средних и 794 малых городов, что составляет 84,5% от общего количества всех городских поселений. Основным классификационным признаком городов является численность населения. В соответствии со сводом правил СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» малыми считаются города с численностью населения до 50 тыс. человек, к средним городам относятся городские поселения с проектной численностью от 50 до 100 тыс. жителей.

В малых и средних городах проживает более 26 млн человек (около 18% населения России). В связи с чем изучению социально-экономических проблем малых и средних городов России и их роли в экономике регионов посвящены исследования ряда отечественных ученых. Так, в работе Мироновой М.Д. говорится о недостаточной социальной направленности экономики малых городов и неудовлетворительном качестве социальной инфраструктуры и городской среды. Возрастание региональных диспропорций в развитии районов признается автором исследования основной проблемой пространственной организации территорий [1, с. 257] (Mironova, Romanova, Zagidullina, 2014, р. 257). По мнению Усковой Т.В., разорванность и фрагментарность экономического пространства не позволяют обеспечить достойный уровень жизни граждан страны независимо от места их проживания и являются одним из факторов риска снижения конкурентоспособности государства [2, с. 13] (Uskova, 2015, р. 13). С точки зрения Лаамарти Ю.А., малый город является отражением состояния не только конкретного региона, но и страны в целом. Автор отмечает негативное влияние демографических процессов и нарастание деурбанизации малых и средних городов на фоне «нездорового» увеличения их количества [3, с. 5] (Laamarti, Kofanov, 2012, р. 5).

На снижении качества и комфортности среды жизнедеятельности человека, обострении на этом фоне социальных проблем делается акцент в исследовании Ершовой В.Ю. [4, с. 51] (Ershova, 2012, р. 51). В работе Кривовой Д.А. отмечается, что социальная инфраструктура малых городов отличается несбалансированностью, а темпы ее развития не соотвествуют современным потребностям [5, с. 26] (Krivova, 2013, р. 26).

С позиции Тухбатуллиной А.Б., характер проблем может быть дифференцирован в зависимости от величины города, а негативное влияние децентрализации управления социально-экономическими процессами в большей степени затронуло малые и средние города [6, с. 160, 168] (Tukhbatullina, 2013, р. 160, 168).

В нашем раннем исследовании отмечалось влияние развития социально-культурной сферы малого города на миграционные процессы среди экономически активного населения [7, с. 101] (Medyanik, Valeeva, 2019, р. 101). Мы разделяем точку зрения Гареева И.Ф., что региональные центры, открывая широкие возможности для трудоустройства, учебы и дальнейшего карьерного роста, являются точками притяжения молодежи, причем данный миграционный процесс не имеет явно выраженной региональной привязки [8, с. 370] (Eremenko, Gareev, 2019, р. 370).

Муслова М.Е. считает, что характерной особенностью малых и средних городов является зависимость их экономики от отраслевой структуры и специализации производства, поэтому они в большей степени подвержены влиянию кризисных процессов в экономике, чем крупные города [6, с. 291] (Tukhbatullina, 2013, р. 291).

. Однако, по нашему мнению, задача развития таких городов заключается не в том, чтобы превратить их в крупные промышленные центры, а в усилении их роли в гармоничном развитии региональной экономики.

Обладая демографическим, экономическим, интеллектуальным и культурным потенциалом, малые и средние города могут стать своеобразными «точками роста» регионов, поэтому изучение социально-экономических проблем их развития является актуальной задачей.

Целью исследования является анализ основных тенденций социально-экономического развития малых и средних городов, выявление основных рисков и конкурентных преимуществ для развития инвестиционного потенциала и формирования деловой среды.

В качестве объекта исследования был принят город Лениногорск Лениногорского муниципального района Республики Татарстан.

Проведенный анализ литературных источников позволил выдвинуть гипотезу о том, что исторические особенности становления малых и средних городов, географическое положение и производственная структура являются основополагающими факторами, влияющими на их социально-экономическое развитие.

Новизна исследования заключается в комплексном подходе к установлению закономерностей социально-экономического развития города Лениногорска и Лениногрского муниципального района.

В работе использован количественный метод исследования, основанный на сборе и анализе статистических данных официального сайта Комитета Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу и официального сайта Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район». Дополнительно использовались общенаучные теоретические методы анализа, синтеза, сравнения, дедукции и индуктивного обобщения.

Общая характеристика Лениногорского муниципального района и города Лениногорска

Город Лениногорск, расположенный на юго-востоке Республики Татарстан, был основан в 1955 году на месте рабочего поселка Новая Письмянка. Началом для строительства рабочего поселка послужило открытие в 1947 году нефтяного месторождения на Ромашкинской площади, в 7 км от Новой Письмянки (Ромашкинское нефтяное месторождение).

В настоящее время в Лениногорском муниципальном районе расположено 66 населенных пунктов, в том числе 36 сел, 21 деревня, 9 поселков [10]. Площадь Лениногорского района составляет 1 843,22 кв. км, из которой лесная зона занимает около 491,03 кв. км. Общая площадь сельскохозяйственных угодий составляет 102 330 га, пашни – 73 370 га, пастбищ – 24 050 га, сенокосов – 4 880 га.

Природные богатства Лениногорского района представлены месторождениями нефти и нефтебитумов, а также значительными запасами известняка, доломита, песчано-гравийной смеси, глины, лечебной грязи и минеральной воды.

В районе функционируют несколько крупных промышленных предприятий: НГДУ «Лениногорскнефть», ООО «ЛОЗНА», ОАО «Лениногорский завод «АвтоСпецОборудование», ООО «Лениногорский механический завод», ОАО «Лениногорский завод железобетонных изделий», ООО «ЛСК», а также предприятия легкой (ОАО «Лениногорская швейная фабрика», ООО «НПФ «Титан») и пищевой (ЗАО «Торос молоко», ООО «Лениногорский хлеб») промышленности.

Через территорию района проходят многие региональные автомобильные дороги. Лениногорский район граничит с Альметьевским, с Бугульминским, Черемшанским районами Республики Татарстан, а также с Самарской областью. Город Лениногорск находится на пересечении магистралей Бугульма – Набережные Челны, Бугульма – Казань, Бугульма – Клявлено и других. В таблице 1 представлены расстояния до ближайших к Лениногорску городов.

Таблица 1

Расстояния от города Лениногорска до ближайших городов, км

Альметьевск
Нижнекамск
Набережные Челны
Самара
Уфа
Казань
53
153
159
271
265
315
Источник: составлено автором.

Город Лениногорск является единственным городским поселением в районе и по численности населения относится к категории «средний город». По данным официальной статистики, на конец 2019 года в городе проживают 61 697 человек, что составляет около 75,8% от всего населения района.

Для комплексной оценки социально-экономической ситуации в Лениногорском муниципальном районе и городе Лениногорске проведем обзор и анализ основных показателей, характеризующих промышленное производство, инвестиции в основной капитал, объемы работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство», численность занятых в экономике и уровень жизни населения.

Анализ социально-экономического развития Лениногорского муниципального района и города Лениногорска

Вся история города и района неразрывно связана с открытием нефтяных месторождений и развитием нефтяной промышленности в Республике Татарстан. Закономерно, что в структуре экономики Лениногорского района лидирующие позиции занимают добыча сырой нефти и природного газа (42,2%), а также оказание услуг в этих областях (рис. 1). В 2019 году лениногорскими нефтяниками было добыто около 3,45 млн тонн нефти, в том числе 3,1 млн тонн – предприятием НГДУ «Лениногорскнефть».

Рисунок 1. Структура экономики Лениногорского района

Источник: составлено автором по данным источника [11].

Экономика Лениногорского муниципального района сильно зависима от нефтегазодобывающей промышленности, поэтому колебание цен на нефть является важнейшим внешним фактором, который так или иначе влияет на социально-экономическое развитие района.

Лениногорский муниципальный район производит около 3,5% всей промышленной продукции Республики Татарстан и по итогам 2019 года занимает 12-е место среди 45 муниципальных образований РТ в рейтинге социально-экономического развития, поднявшись на 2 пункта по сравнению с предыдущим годом. Динамика показателя рейтинга социально-экономического развития Лениногорского района приведена на рисунке 2.

Согласно исследованиям Ершовой В.Ю., по социально-экономическому положению город Лениногорск имеет тенденцию роста, соответствующую закономерности развития средних и крупных городов, и может быть отнесен к группе городов с уровнем развития выше среднего [12] (Ershova, 2012). Основные показатели развития промышленного производства Лениногорского района представлены в таблице 2.

Рисунок 2. Рейтинг социально-экономического развития Лениногорского района

Источник: составлено автором по данным источника [11].

Таблица 2

Основные показатели развития промышленности Лениногорского района

Показатели
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
Индекс промышленного производства, %
98,2
103,6
96,0
102,9
96,7
Объем валового территориального продукта (в основных ценах), млн руб.
61329,0
65155,0
71572,3
-
-
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполнено работ и услуг по чистым видам экономической деятельности, млн руб.
20259,7
20368,6
15722,2
22026,5
26767,8
Источник: составлено автором по данным источника [10].

Общая динамика объема валового территориального продукта за 2015–2017 годы демонстрирует стабильный рост. Объем отгруженных товаров собственного производства с 2017 года также характеризуется положительными темпами роста и по итогам 2019 года увеличился на 21,5%.

При этом индекс промышленного производства за последние пять лет имеет нестабильный характер, что обусловлено общими тенденциями экономического развития страны и изменениями цен на нефть и нефтепродукты [13] (Medyanik, 2017). Кроме того, за последнее время в районе прекратили свою деятельность несколько крупных промышленных предприятий, формировавших его инфраструктуру, в том числе машиностроительные.

С 2015 по 2018 год в Лениногорском муниципальном районе отмечался устойчивый рост инвестиций в основной капитал, однако по итогам 2019 года снижение инвестиций в основной капитал составило более 22% (рис. 3).

Рисунок 3. Инвестиции в основной капитал по Лениногорскому муниципальному району

Источник: составлено автором по данным источника [10].

Крупное промышленное производство постепенно теряет свои позиции в регионе, в то же время невысокая инвестиционная привлекательность района, отсутствие крупных инвестиционных проектов и эффективной кооперации с соседними муниципальными образованиями не позволяют в полной мере раскрыться потенциалу малого и среднего бизнеса. Общее количество субъектов малого предпринимательства за период с 2018 по 2019 год в районе сократилось с 2113 ед. до 2081 ед., число индивидуальных предпринимателей за аналогичный период уменьшилось на 41 ед. и составило 1525 ед. По итогам 2019 года Лениногорский район находится лишь на 39-м месте среди муниципальных образований Республики Татарстан по доле малого и среднего предпринимательства. Индекс деловой активности предприятий в сегменте малого и среднего бизнеса Лениногорского района является одним из самых низких в Республике Татарстан (36,8 баллов) и показывает отрицательную динамику на протяжении последних трех лет. Такие показатели обусловлены в основном значительным сокращением прибыли предприятий и низким уровнем доступности банковских кредитов [14] (Sayfullina, Mustafina, Makhmutova, Salakhutdinova, 2019).

Наличие крупных нефтедобывающих компаний в перспективе могло бы стать стартовой площадкой для развития предприятий среднего и малого бизнеса по обслуживанию их потребностей. Однако в настоящее время на первый план выходит проблема диверсификации экономики муниципального района и преодоление высокой зависимости от нефтегазодобывающей промышленности.

Вторая по значимости отрасль в экономике Лениногорского района – строительство (29,5%). На рисунке 4 видно, что объемы работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», имеют явно выраженную отрицательную динамику и за период с 2016 по 2019 год уменьшились почти в 2 раза.

В районе наблюдается снижение инвестиций в строительство, реконструкцию и ремонт объектов. В 2018 году в рамках 21 федеральной программы построено, капитально отремонтировано, благоустроено 37 объектов, общая сумма бюджетных капитальных вложений составила 159,8 млн руб. В 2019 году в районе в рамках 26 республиканских и федеральных программ капитально отремонтировали и благоустроили 30 объектов.

Рисунок 4. Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство», млн руб.

Источник: составлено автором по данным источника [10].

По темпу роста объемов введенного в действие жилья Лениногорский район находится на 16-м месте в Республике Татарстан. В 2019 году ввод жилых домов на 1 000 жителей муниципального района составил 306,2 кв. м, что ниже республиканского показателя в два раза (по Республике Татарстан – 618 кв. м).

За январь – декабрь 2019 года объемы ввода объектов индивидуального жилищного строительства в Лениногорском районе составили 15 347 кв. м, что на 31,5% меньше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (рис. 5).

По мнению Гареева И.Ф., отсутствие сбалансированной модели рынка жилищного строительства усиливает губительную диспропорцию между снижающимися объемами ввода индивидуального жилья и растущей долей многоквартирных жилых домов, что не способствует гармоничному развитию территорий и созданию комфортной городской среды [8] (Eremenko, Gareev, 2019).

Наиболее существенным риском для развития рынка индивидуального жилья можно считать также снижение реальных доходов населения [15] (Gareev, Khafizov, Mukhametova, Khusnutdinov, Efimova, 2020). На формирование спроса на индивидуальное жилищное строительство, по мнению ряда авторов, значительное влияние оказывает демографический фактор [16, 17] (Eichholtz, Lindenthal, 2014).

Рисунок 5. Объемы ввода объектов индивидуального жилищного строительства, кв. м

Источник: составлено автором по данным источника [10].

Нарастающие тенденции депопуляции малых и средних городов выражаются в изменении по­ловозрастной структуры населения, показателях рождаемости, смертности и естественного прироста и находятся в прямой зави­симости от уровня и качества жизни населения [18] (Zykova, Khozyainova, 2011). Деградация социальной инфраструктуры малых городов, согласно исследованиям Зубаревич Н.В., усугубляет процессы депопуляции и миграции, которые являются одним из значимых барьеров для пространственного развития страны [19] (Zubarevich, 2017).

В Лениногорском районе складывается сложная демографическая ситуация, связанная со снижением рождаемости и старением населения (табл. 3). По состоянию на конец 2019 года в городе Лениногорске проживают 61 974 человек, что составляет около 1,59% от всего населения Республики Татарстан и 2,2% – от городского населения республики. С 2015 г. по 2019 г. численность населения района уменьшилась на 4,2%. Этот процесс носит устойчивый характер на протяжении уже более 10 лет и коррелирует с региональными и общероссийскими тенденциями [2] (Uskova, 2015).

Таблица 3

Численность населения города Лениногорска и Лениногорского муниципального района

Показатель
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
Численность населения (чел.), всего
85 297
84 403
83 718
82 693
81 697
город
63 635
63 314
63 049
62 531
61 974
район
21 662
21 089
20 669
20 162
19 723
Источник: составлено автором по данным источника [10].

За последние 10 лет доля лиц пожилого возраста увеличилась на 18,5%, трудоспособное население сократилось на 8 680 человек (или 15,8%). Лениногорский район занимает 2-е место в Республике Татарстан по убыли населения за 2018–2019 годы, которая составила 996 человек, в том числе естественная убыль населения ‒ 394 человека (табл. 4).

Таблица 4

Численность населения по районам Республики Татарстан

Наименование муниципальных районов и городских округов
Численность постоянного населения на начало 2018 года
Численность постоянного населения на начало 2019 года
Темпы роста численности населения к началу 2018 года, %
Бугульминский
105 819
104 416
98,7
Лениногорский
82 693
81 697
98,8
Чистопольский
77 242
76 393
98,9
Азнакаевский
62 024
61 069
98,5
Нурлатский
56 962
56 068
98,4
Заинский
55 133
54 377
98,6
Буинский
43 067
42 341
98,3
Мамадышский
42 550
42 021
98,7
Источник: составлено автором по данным источника [11].

Согласно прогнозной оценке, среднегодовая численность населения района к 2023 году снизится до 78,2 тыс. чел., то есть почти на 3,5 тыс. чел. по сравнению с 2019 годом (рис. 6) [20].

Рисунок 6. Прогнозные показатели численности населения Лениногорского муниципального района, чел.

Источник: составлено автором по данным источника [10].

Помимо естественной убыли населения, негативное влияние на демографическую ситуацию Лениногорского муниципального района оказывает миграция населения, в первую очередь молодежи, в города с более развитым промышленным производством и рынком труда, современной инфраструктурой и деловым сообществом, такие как Альметьевск, Самара, Казань.

На конец 2019 года численность трудовых ресурсов в районе составила 51,1 тыс. человек, что на 5,5% меньше, чем за аналогичный период 2015 года (рис. 7). Численность экономически активного населения, согласно официальной статистике, выросла на 5,7% за этот же период, что может быть объяснено повышением пенсионного возраста в России.

Одним из характерных показателей, отражающих ситуацию на рынке труда Лениногорского района, является количество граждан, обратившихся в службу занятости. Динамика численности зарегистрированных безработных представлена на рисунке 8. Уровень безработицы имеет тенденцию к снижению, уменьшившись с 0,67% в 2015 году до 0,37% в 2019 году. В структуре безработных преобладает доля женщин, ежегодно увеличивается доля безработных граждан, имеющих высшее и начальное профессиональное образование [20].

Рисунок 7. Трудовые ресурсы Лениногорского муниципального района

Источник: составлено автором по данным источника [10].

Рисунок 8. Численность зарегистрированных безработных и уровень безработицы по Лениногорскому муниципальному району

Источник: составлено автором по данным источника [10].

Среднемесячная заработная плата одного работника по Лениногорскому району превышает средние показатели по Республике Татарстан (рис. 9). Средняя заработная плата в районе, начисленная работникам предприятий и организаций, включая субъекты малого предпринимательства, в 2019 году составила 40 706 руб. и выросла почти на 10,5% по сравнению с соответствующим периодом 2018 года. В целом за последние 5 лет заработная плата увеличилась на 32,8%.

Рисунок 9. Уровень доходов населения по Лениногорскому муниципальному району и Республике Татарстан

Источник: составлено автором по данным источников [10, 11].

Величина прожиточного минимума на душу населения по состоянию на 2019 год составила 8 958 рублей. Средняя пенсия за данный период была равна 15 189,03 рублей, что на 6,2% выше, чем в 2018 году.

Таким образом, проведенный анализ показывает, что одной из важнейших задач развития Лениногорского муниципального района и города Лениногорска должно стать преодоление неблагоприятных демографических тенденций и стимулирование развития новых рабочих мест с достойным уровнем оплаты труда. Наибольшую угрозу для социально-экономического развития района представляют зависимость экономики от нефтяной и смежных отраслей промышленности, низкая инновационная активность предприятий, слабый уровень поддержки малого и среднего предпринимательства, нарастающие тенденции снижения численности жителей и старения населения, недостаточная социальная направленность экономики района, несоответствие уровня развития городской среды и социальной инфраструктуры современным потребностям общества.

Заключение

Подводя итоги исследования, обозначим основные конкурентные преимущества Лениногорского района и города Лениногорска для развития инвестиционного потенциала и деловой среды:

- выгодное экономико-географическое и транспортное положение района (на пересечении основных видов транспортных магистралей);

- принадлежность к группе наиболее экономически развитых муниципальных районов Республики Татарстан;

- высокий природный и ресурсный потенциал, включая запасы нефти, местные строительные материалы, сельскохозяйственные угодья, водные ресурсы;

- возможность получения профильного профессионального и высшего образования в городе Лениногорске;

- наличие свободных земельных ресурсов и производственных площадок, позволяющих развивать жилищное строительство и промышленное производство;

- перспективные возможности развития отдельных направлений отдыха и туризма в рамках единой туристско-рекреационной системы Республики Татарстан.

Таким образом, при формировании социально-экономической политики развития малых и средних городов необходимо учитывать их культурно-исторический, производственно-отраслевой, территориальный и социальный потенциалы, что положительно отразится на комплексном развитии территорий и позволит снизить уровень дифференциации регионов по экономическим показателям.


Источники:

1. Миронова М.Д., Романова А.И., Загидуллина Г.М. Кластерный подход к проблеме развития малых городов // Вестник ТИСБИ. – 2014. – № 1. – С. 250-266. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22262403.
2. Ускова Т.В. Пространственное развитие территорий: состояние, тенденции, пути снижения рисков // Проблемы развития территории. – 2015. – № 1 (75). – c. 7-15. [Электронный ресурс]. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=22968625.
3. Лаамарти Ю.А., Кофанов А.В. Малые города в современной России //Социология города. 2012. № 4. С. 3-16. [Электронный ресурс]. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=19122602.
4. Ершова В.Ю. Теоретические основы индикативного подхода к кластеризации малых городов региона // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2012. – № 2 (38). – С. 51. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18736642.
5. Кривова Д.А. Значение социальной инфраструктуры для социально-экономического развития малых городов // Социум и власть. 2013. № 2 (40). С. 26-32. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19018317.
6. Тухбатуллина А.Б. Факторы и условия социально-экономического развития малых и средних городов (на примере города Альметьевск) // Вестник ТИСБИ. – 2013. – № 4. – С. 159-170. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21024906.
7. Медяник Ю.В., Валеева Э.Э. Актуальные проблемы развития малых городов России (на примере города Лениногорск Республики Татарстан) // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 11-1 (38). – С. 101-104. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41592922.
8. Еременко М.М., Гареев И.Ф. Исследование взаимосвязей жилищного строительства и устойчивого развития территорий // Жилищные стратегии. – 2019. – Том 6. – № 3. – С. 333-376. – doi: 10.18334/zhs.6.3.41188
9. Муслова М.Е., Терехов Н.Г. К вопросу о малом городе как особой воспроизводственной системе // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. – 2011. – № 1 (16). – С. 289-293. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20170024.
10. Официальный сайт Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район». [Электронный ресурс]. URL: https://leninogorsk.tatarstan.ru/leninogorsk/administer/execute_commitee.htm.
11. Официальный сайт Комитета Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу. [Электронный ресурс]. URL: https://monitoring.tatarstan.ru/.
12. Ершова В.Ю. Индикативная модель вхождения малого города в региональный кластер // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2012. № 1 (19). С. 152-158. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17854372.
13. Медяник Ю.В. Рынок жилой недвижимости как индикатор кризисных явлений в российской экономике // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. № 6. С. 1059-1074. – doi: 10.18334/rp.18.6.37656.
14. Сайфуллина Ф.М., Мустафина Л.Р., Махмутова А.А., Салахутдинова Л.И. Сравнительный анализ деятельности малого и крупного предпринимательства в инвестиционно-строительном комплексе региона (на примере Республики Татарстан) // Региональные проблемы преобразования экономики. 2019. № 12 (110). С. 68-79. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43794717.
15. Гареев И.Ф., Хафизов А.Ф., Мухаметова Н.Н., Хуснутдинов Ф.Ф., Ефимова А.А. Исследование потребности населения Казанской агломерации в современных объектах малоэтажного строительства // Жилищные стратегии. – 2020. – Том 7. – № 1. – С. 97-126. – doi: 10.18334/zhs.7.1.100951.
16. Eichholtz P., Lindenthal T. Demographics, Human Capital, and the Demand for Housing // Journal of Housing Economics. – 2014. – Vol. 26. – P. 19-32. [Электронный ресурс]. URL:
http://web.archive.org/web/20181122150049/https://ideas.repec.org//a/eee/jhouse/v26y2014icp19-32.html.
17. Thomas Knetsch. Aspects of Macroeconomic House Price Analysis: Model Diversity, Competing Methodologies and Statistical Information Gaps // Real Estate Banking 2013/ 2014. Committed to Professionalism – Facts and Figures. – P. 16-23.
18. Зыкова Н.В., Хозяинова С.В. Малые города в системе социально-экономического развития региона: современные тенденции и проблемы //Проблемы современной экономики. 2011. № 4 (40). С. 264-266. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17657724.
19. Зубаревич Н.В. Развитие российского пространства: барьеры и возможности региональной политики // Мир новой экономики. – 2017. – № 2. – c. 46-57. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29364973.
20. Стратегия социально-экономического развития Лениногорского муниципального района на 2016-2021 гг. и на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. URL:https://leninogorsk.tatarstan.ru/proektstrategija2030.htm.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:51:14