Тенденции социально-экономического развития малых и средних городов (на примере города Лениногорска Республики Татарстан)
Медяник Ю.В.1
1 Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Россия, Казань
Скачать PDF | Загрузок: 5 | Цитирований: 7
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 10 (Октябрь 2020)
Цитировать:
Медяник Ю.В. Тенденции социально-экономического развития малых и средних городов (на примере города Лениногорска Республики Татарстан) // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 10. – С. 2489-2504. – doi: 10.18334/epp.10.10.111072.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44429284
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
На сегодняшний день роль малых и средних городов в гармоничном развитии экономики России не вызывает сомнений. Социально-экономические проблемы таких городов обусловлены географическим положением, историческими и этнокультурными особенностями их становления, производственной структурой и рядом других факторов. В статье выполнен анализ социально-экономического положения Лениногорского муниципального района Республики Татарстан и города Лениногорска и выявлены тенденции развития промышленного производства и жилищного строительства, предпринимательской деятельности, демографического положения и уровня жизни населения, состояния на рынке труда. По результатам исследования обозначены основные риски и конкурентные преимущества для развития инвестиционного потенциала района и формирования деловой среды.
Ключевые слова: малый город, социально-экономические проблемы, показатели развития
JEL-классификация: R12, R13, R58, R59
Введение
В современной России насчитывается 150 средних и 794 малых городов, что составляет 84,5% от общего количества всех городских поселений. Основным классификационным признаком городов является численность населения. В соответствии со сводом правил СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» малыми считаются города с численностью населения до 50 тыс. человек, к средним городам относятся городские поселения с проектной численностью от 50 до 100 тыс. жителей.
В малых и средних городах проживает более 26 млн человек (около 18% населения России). В связи с чем изучению социально-экономических проблем малых и средних городов России и их роли в экономике регионов посвящены исследования ряда отечественных ученых. Так, в работе Мироновой М.Д. говорится о недостаточной социальной направленности экономики малых городов и неудовлетворительном качестве социальной инфраструктуры и городской среды. Возрастание региональных диспропорций в развитии районов признается автором исследования основной проблемой пространственной организации территорий [1, с. 257] (Mironova, Romanova, Zagidullina, 2014, р. 257). По мнению Усковой Т.В., разорванность и фрагментарность экономического пространства не позволяют обеспечить достойный уровень жизни граждан страны независимо от места их проживания и являются одним из факторов риска снижения конкурентоспособности государства [2, с. 13] (Uskova, 2015, р. 13). С точки зрения Лаамарти Ю.А., малый город является отражением состояния не только конкретного региона, но и страны в целом. Автор отмечает негативное влияние демографических процессов и нарастание деурбанизации малых и средних городов на фоне «нездорового» увеличения их количества [3, с. 5] (Laamarti, Kofanov, 2012, р. 5).
На снижении качества и комфортности среды жизнедеятельности человека, обострении на этом фоне социальных проблем делается акцент в исследовании Ершовой В.Ю. [4, с. 51] (Ershova, 2012, р. 51). В работе Кривовой Д.А. отмечается, что социальная инфраструктура малых городов отличается несбалансированностью, а темпы ее развития не соотвествуют современным потребностям [5, с. 26] (Krivova, 2013, р. 26).
С позиции Тухбатуллиной А.Б., характер проблем может быть дифференцирован в зависимости от величины города, а негативное влияние децентрализации управления социально-экономическими процессами в большей степени затронуло малые и средние города [6, с. 160, 168] (Tukhbatullina, 2013, р. 160, 168).
В нашем раннем исследовании отмечалось влияние развития социально-культурной сферы малого города на миграционные процессы среди экономически активного населения [7, с. 101] (Medyanik, Valeeva, 2019, р. 101). Мы разделяем точку зрения Гареева И.Ф., что региональные центры, открывая широкие возможности для трудоустройства, учебы и дальнейшего карьерного роста, являются точками притяжения молодежи, причем данный миграционный процесс не имеет явно выраженной региональной привязки [8, с. 370] (Eremenko, Gareev, 2019, р. 370).
Муслова М.Е. считает, что характерной особенностью малых и средних городов является зависимость их экономики от отраслевой структуры и специализации производства, поэтому они в большей степени подвержены влиянию кризисных процессов в экономике, чем крупные города [6, с. 291] (Tukhbatullina, 2013, р. 291).
. Однако, по нашему мнению, задача развития таких городов заключается не в том, чтобы превратить их в крупные промышленные центры, а в усилении их роли в гармоничном развитии региональной экономики.
Обладая демографическим, экономическим, интеллектуальным и культурным потенциалом, малые и средние города могут стать своеобразными «точками роста» регионов, поэтому изучение социально-экономических проблем их развития является актуальной задачей.
Целью исследования является анализ основных тенденций социально-экономического развития малых и средних городов, выявление основных рисков и конкурентных преимуществ для развития инвестиционного потенциала и формирования деловой среды.
В качестве объекта исследования был принят город Лениногорск Лениногорского муниципального района Республики Татарстан.
Проведенный анализ литературных источников позволил выдвинуть гипотезу о том, что исторические особенности становления малых и средних городов, географическое положение и производственная структура являются основополагающими факторами, влияющими на их социально-экономическое развитие.
Новизна исследования заключается в комплексном подходе к установлению закономерностей социально-экономического развития города Лениногорска и Лениногрского муниципального района.
В работе использован количественный метод исследования, основанный на сборе и анализе статистических данных официального сайта Комитета Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу и официального сайта Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район». Дополнительно использовались общенаучные теоретические методы анализа, синтеза, сравнения, дедукции и индуктивного обобщения.
Общая характеристика Лениногорского муниципального района и города Лениногорска
Город Лениногорск, расположенный на юго-востоке Республики Татарстан, был основан в 1955 году на месте рабочего поселка Новая Письмянка. Началом для строительства рабочего поселка послужило открытие в 1947 году нефтяного месторождения на Ромашкинской площади, в 7 км от Новой Письмянки (Ромашкинское нефтяное месторождение).
В настоящее время в Лениногорском муниципальном районе расположено 66 населенных пунктов, в том числе 36 сел, 21 деревня, 9 поселков [10]. Площадь Лениногорского района составляет 1 843,22 кв. км, из которой лесная зона занимает около 491,03 кв. км. Общая площадь сельскохозяйственных угодий составляет 102 330 га, пашни – 73 370 га, пастбищ – 24 050 га, сенокосов – 4 880 га.
Природные богатства Лениногорского района представлены месторождениями нефти и нефтебитумов, а также значительными запасами известняка, доломита, песчано-гравийной смеси, глины, лечебной грязи и минеральной воды.
В районе функционируют несколько крупных промышленных предприятий: НГДУ «Лениногорскнефть», ООО «ЛОЗНА», ОАО «Лениногорский завод «АвтоСпецОборудование», ООО «Лениногорский механический завод», ОАО «Лениногорский завод железобетонных изделий», ООО «ЛСК», а также предприятия легкой (ОАО «Лениногорская швейная фабрика», ООО «НПФ «Титан») и пищевой (ЗАО «Торос молоко», ООО «Лениногорский хлеб») промышленности.
Через территорию района проходят многие региональные автомобильные дороги. Лениногорский район граничит с Альметьевским, с Бугульминским, Черемшанским районами Республики Татарстан, а также с Самарской областью. Город Лениногорск находится на пересечении магистралей Бугульма – Набережные Челны, Бугульма – Казань, Бугульма – Клявлено и других. В таблице 1 представлены расстояния до ближайших к Лениногорску городов.
Таблица 1
Расстояния от города Лениногорска до ближайших городов, км
Альметьевск
|
Нижнекамск
|
Набережные Челны
|
Самара
|
Уфа
|
Казань
|
53
|
153
|
159
|
271
|
265
|
315
|
Город Лениногорск является единственным городским поселением в районе и по численности населения относится к категории «средний город». По данным официальной статистики, на конец 2019 года в городе проживают 61 697 человек, что составляет около 75,8% от всего населения района.
Для комплексной оценки социально-экономической ситуации в Лениногорском муниципальном районе и городе Лениногорске проведем обзор и анализ основных показателей, характеризующих промышленное производство, инвестиции в основной капитал, объемы работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство», численность занятых в экономике и уровень жизни населения.
Анализ социально-экономического развития Лениногорского муниципального района и города Лениногорска
Вся история города и района неразрывно связана с открытием нефтяных месторождений и развитием нефтяной промышленности в Республике Татарстан. Закономерно, что в структуре экономики Лениногорского района лидирующие позиции занимают добыча сырой нефти и природного газа (42,2%), а также оказание услуг в этих областях (рис. 1). В 2019 году лениногорскими нефтяниками было добыто около 3,45 млн тонн нефти, в том числе 3,1 млн тонн – предприятием НГДУ «Лениногорскнефть».
Рисунок 1. Структура экономики Лениногорского района
Источник: составлено автором по данным источника [11].
Экономика Лениногорского муниципального района сильно зависима от нефтегазодобывающей промышленности, поэтому колебание цен на нефть является важнейшим внешним фактором, который так или иначе влияет на социально-экономическое развитие района.
Лениногорский муниципальный район производит около 3,5% всей промышленной продукции Республики Татарстан и по итогам 2019 года занимает 12-е место среди 45 муниципальных образований РТ в рейтинге социально-экономического развития, поднявшись на 2 пункта по сравнению с предыдущим годом. Динамика показателя рейтинга социально-экономического развития Лениногорского района приведена на рисунке 2.
Согласно исследованиям Ершовой В.Ю., по социально-экономическому положению город Лениногорск имеет тенденцию роста, соответствующую закономерности развития средних и крупных городов, и может быть отнесен к группе городов с уровнем развития выше среднего [12] (Ershova, 2012). Основные показатели развития промышленного производства Лениногорского района представлены в таблице 2.
Рисунок 2. Рейтинг социально-экономического развития Лениногорского района
Источник: составлено автором по данным источника [11].
Таблица 2
Основные показатели развития промышленности Лениногорского района
Показатели
|
2015 г.
|
2016 г.
|
2017 г.
|
2018 г.
|
2019 г.
|
Индекс
промышленного производства, %
|
98,2
|
103,6
|
96,0
|
102,9
|
96,7
|
Объем
валового территориального продукта (в основных
ценах), млн руб.
|
61329,0
|
65155,0
|
71572,3
|
-
|
-
|
Объем
отгруженных товаров собственного производства, выполнено работ и услуг по
чистым видам экономической деятельности, млн руб.
|
20259,7
|
20368,6
|
15722,2
|
22026,5
|
26767,8
|
Общая динамика объема валового территориального продукта за 2015–2017 годы демонстрирует стабильный рост. Объем отгруженных товаров собственного производства с 2017 года также характеризуется положительными темпами роста и по итогам 2019 года увеличился на 21,5%.
При этом индекс промышленного производства за последние пять лет имеет нестабильный характер, что обусловлено общими тенденциями экономического развития страны и изменениями цен на нефть и нефтепродукты [13] (Medyanik, 2017). Кроме того, за последнее время в районе прекратили свою деятельность несколько крупных промышленных предприятий, формировавших его инфраструктуру, в том числе машиностроительные.
С 2015 по 2018 год в Лениногорском муниципальном районе отмечался устойчивый рост инвестиций в основной капитал, однако по итогам 2019 года снижение инвестиций в основной капитал составило более 22% (рис. 3).
Рисунок 3. Инвестиции в основной капитал по Лениногорскому муниципальному району
Источник: составлено автором по данным источника [10].
Крупное промышленное производство постепенно теряет свои позиции в регионе, в то же время невысокая инвестиционная привлекательность района, отсутствие крупных инвестиционных проектов и эффективной кооперации с соседними муниципальными образованиями не позволяют в полной мере раскрыться потенциалу малого и среднего бизнеса. Общее количество субъектов малого предпринимательства за период с 2018 по 2019 год в районе сократилось с 2113 ед. до 2081 ед., число индивидуальных предпринимателей за аналогичный период уменьшилось на 41 ед. и составило 1525 ед. По итогам 2019 года Лениногорский район находится лишь на 39-м месте среди муниципальных образований Республики Татарстан по доле малого и среднего предпринимательства. Индекс деловой активности предприятий в сегменте малого и среднего бизнеса Лениногорского района является одним из самых низких в Республике Татарстан (36,8 баллов) и показывает отрицательную динамику на протяжении последних трех лет. Такие показатели обусловлены в основном значительным сокращением прибыли предприятий и низким уровнем доступности банковских кредитов [14] (Sayfullina, Mustafina, Makhmutova, Salakhutdinova, 2019).
Наличие крупных нефтедобывающих компаний в перспективе могло бы стать стартовой площадкой для развития предприятий среднего и малого бизнеса по обслуживанию их потребностей. Однако в настоящее время на первый план выходит проблема диверсификации экономики муниципального района и преодоление высокой зависимости от нефтегазодобывающей промышленности.
Вторая по значимости отрасль в экономике Лениногорского района – строительство (29,5%). На рисунке 4 видно, что объемы работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», имеют явно выраженную отрицательную динамику и за период с 2016 по 2019 год уменьшились почти в 2 раза.
В районе наблюдается снижение инвестиций в строительство, реконструкцию и ремонт объектов. В 2018 году в рамках 21 федеральной программы построено, капитально отремонтировано, благоустроено 37 объектов, общая сумма бюджетных капитальных вложений составила 159,8 млн руб. В 2019 году в районе в рамках 26 республиканских и федеральных программ капитально отремонтировали и благоустроили 30 объектов.
Рисунок 4. Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство», млн руб.
Источник: составлено автором по данным источника [10].
По темпу роста объемов введенного в действие жилья Лениногорский район находится на 16-м месте в Республике Татарстан. В 2019 году ввод жилых домов на 1 000 жителей муниципального района составил 306,2 кв. м, что ниже республиканского показателя в два раза (по Республике Татарстан – 618 кв. м).
За январь – декабрь 2019 года объемы ввода объектов индивидуального жилищного строительства в Лениногорском районе составили 15 347 кв. м, что на 31,5% меньше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (рис. 5).
По мнению Гареева И.Ф., отсутствие сбалансированной модели рынка жилищного строительства усиливает губительную диспропорцию между снижающимися объемами ввода индивидуального жилья и растущей долей многоквартирных жилых домов, что не способствует гармоничному развитию территорий и созданию комфортной городской среды [8] (Eremenko, Gareev, 2019).
Наиболее существенным риском для развития рынка индивидуального жилья можно считать также снижение реальных доходов населения [15] (Gareev, Khafizov, Mukhametova, Khusnutdinov, Efimova, 2020). На формирование спроса на индивидуальное жилищное строительство, по мнению ряда авторов, значительное влияние оказывает демографический фактор [16, 17] (Eichholtz, Lindenthal, 2014).
Рисунок 5. Объемы ввода объектов индивидуального жилищного строительства, кв. м
Источник: составлено автором по данным источника [10].
Нарастающие тенденции депопуляции малых и средних городов выражаются в изменении половозрастной структуры населения, показателях рождаемости, смертности и естественного прироста и находятся в прямой зависимости от уровня и качества жизни населения [18] (Zykova, Khozyainova, 2011). Деградация социальной инфраструктуры малых городов, согласно исследованиям Зубаревич Н.В., усугубляет процессы депопуляции и миграции, которые являются одним из значимых барьеров для пространственного развития страны [19] (Zubarevich, 2017).
В Лениногорском районе складывается сложная демографическая ситуация, связанная со снижением рождаемости и старением населения (табл. 3). По состоянию на конец 2019 года в городе Лениногорске проживают 61 974 человек, что составляет около 1,59% от всего населения Республики Татарстан и 2,2% – от городского населения республики. С 2015 г. по 2019 г. численность населения района уменьшилась на 4,2%. Этот процесс носит устойчивый характер на протяжении уже более 10 лет и коррелирует с региональными и общероссийскими тенденциями [2] (Uskova, 2015).
Таблица 3
Численность населения города Лениногорска и Лениногорского муниципального района
Показатель
|
2015
г.
|
2016
г.
|
2017
г.
|
2018
г.
|
2019
г.
|
Численность населения (чел.), всего
|
85
297
|
84
403
|
83
718
|
82
693
|
81
697
|
город
|
63
635
|
63
314
|
63
049
|
62
531
|
61
974
|
район
|
21
662
|
21
089
|
20
669
|
20
162
|
19
723
|
За последние 10 лет доля лиц пожилого возраста увеличилась на 18,5%, трудоспособное население сократилось на 8 680 человек (или 15,8%). Лениногорский район занимает 2-е место в Республике Татарстан по убыли населения за 2018–2019 годы, которая составила 996 человек, в том числе естественная убыль населения ‒ 394 человека (табл. 4).
Таблица 4
Численность населения по районам Республики Татарстан
Наименование
муниципальных районов и городских округов
|
Численность
постоянного населения на начало 2018 года
|
Численность
постоянного населения на начало 2019 года
|
Темпы
роста численности населения к началу 2018 года, %
|
Бугульминский
|
105
819
|
104
416
|
98,7
|
Лениногорский
|
82
693
|
81
697
|
98,8
|
Чистопольский
|
77
242
|
76
393
|
98,9
|
Азнакаевский
|
62
024
|
61
069
|
98,5
|
Нурлатский
|
56
962
|
56
068
|
98,4
|
Заинский
|
55
133
|
54
377
|
98,6
|
Буинский
|
43
067
|
42
341
|
98,3
|
Мамадышский
|
42
550
|
42
021
|
98,7
|
Согласно прогнозной оценке, среднегодовая численность населения района к 2023 году снизится до 78,2 тыс. чел., то есть почти на 3,5 тыс. чел. по сравнению с 2019 годом (рис. 6) [20].
Рисунок 6. Прогнозные показатели численности населения Лениногорского муниципального района, чел.
Источник: составлено автором по данным источника [10].
Помимо естественной убыли населения, негативное влияние на демографическую ситуацию Лениногорского муниципального района оказывает миграция населения, в первую очередь молодежи, в города с более развитым промышленным производством и рынком труда, современной инфраструктурой и деловым сообществом, такие как Альметьевск, Самара, Казань.
На конец 2019 года численность трудовых ресурсов в районе составила 51,1 тыс. человек, что на 5,5% меньше, чем за аналогичный период 2015 года (рис. 7). Численность экономически активного населения, согласно официальной статистике, выросла на 5,7% за этот же период, что может быть объяснено повышением пенсионного возраста в России.
Одним из характерных показателей, отражающих ситуацию на рынке труда Лениногорского района, является количество граждан, обратившихся в службу занятости. Динамика численности зарегистрированных безработных представлена на рисунке 8. Уровень безработицы имеет тенденцию к снижению, уменьшившись с 0,67% в 2015 году до 0,37% в 2019 году. В структуре безработных преобладает доля женщин, ежегодно увеличивается доля безработных граждан, имеющих высшее и начальное профессиональное образование [20].
Рисунок 7. Трудовые ресурсы Лениногорского муниципального района
Источник: составлено автором по данным источника [10].
Рисунок 8. Численность зарегистрированных безработных и уровень безработицы по Лениногорскому муниципальному району
Источник: составлено автором по данным источника [10].
Среднемесячная заработная плата одного работника по Лениногорскому району превышает средние показатели по Республике Татарстан (рис. 9). Средняя заработная плата в районе, начисленная работникам предприятий и организаций, включая субъекты малого предпринимательства, в 2019 году составила 40 706 руб. и выросла почти на 10,5% по сравнению с соответствующим периодом 2018 года. В целом за последние 5 лет заработная плата увеличилась на 32,8%.
Рисунок 9. Уровень доходов населения по Лениногорскому муниципальному району и Республике Татарстан
Источник: составлено автором по данным источников [10, 11].
Величина прожиточного минимума на душу населения по состоянию на 2019 год составила 8 958 рублей. Средняя пенсия за данный период была равна 15 189,03 рублей, что на 6,2% выше, чем в 2018 году.
Таким образом, проведенный анализ показывает, что одной из важнейших задач развития Лениногорского муниципального района и города Лениногорска должно стать преодоление неблагоприятных демографических тенденций и стимулирование развития новых рабочих мест с достойным уровнем оплаты труда. Наибольшую угрозу для социально-экономического развития района представляют зависимость экономики от нефтяной и смежных отраслей промышленности, низкая инновационная активность предприятий, слабый уровень поддержки малого и среднего предпринимательства, нарастающие тенденции снижения численности жителей и старения населения, недостаточная социальная направленность экономики района, несоответствие уровня развития городской среды и социальной инфраструктуры современным потребностям общества.
Заключение
Подводя итоги исследования, обозначим основные конкурентные преимущества Лениногорского района и города Лениногорска для развития инвестиционного потенциала и деловой среды:
- выгодное экономико-географическое и транспортное положение района (на пересечении основных видов транспортных магистралей);
- принадлежность к группе наиболее экономически развитых муниципальных районов Республики Татарстан;
- высокий природный и ресурсный потенциал, включая запасы нефти, местные строительные материалы, сельскохозяйственные угодья, водные ресурсы;
- возможность получения профильного профессионального и высшего образования в городе Лениногорске;
- наличие свободных земельных ресурсов и производственных площадок, позволяющих развивать жилищное строительство и промышленное производство;
- перспективные возможности развития отдельных направлений отдыха и туризма в рамках единой туристско-рекреационной системы Республики Татарстан.
Таким образом, при формировании социально-экономической политики развития малых и средних городов необходимо учитывать их культурно-исторический, производственно-отраслевой, территориальный и социальный потенциалы, что положительно отразится на комплексном развитии территорий и позволит снизить уровень дифференциации регионов по экономическим показателям.
Источники:
2. Ускова Т.В. Пространственное развитие территорий: состояние, тенденции, пути снижения рисков // Проблемы развития территории. – 2015. – № 1 (75). – c. 7-15. [Электронный ресурс]. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=22968625.
3. Лаамарти Ю.А., Кофанов А.В. Малые города в современной России //Социология города. 2012. № 4. С. 3-16. [Электронный ресурс]. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=19122602.
4. Ершова В.Ю. Теоретические основы индикативного подхода к кластеризации малых городов региона // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2012. – № 2 (38). – С. 51. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18736642.
5. Кривова Д.А. Значение социальной инфраструктуры для социально-экономического развития малых городов // Социум и власть. 2013. № 2 (40). С. 26-32. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19018317.
6. Тухбатуллина А.Б. Факторы и условия социально-экономического развития малых и средних городов (на примере города Альметьевск) // Вестник ТИСБИ. – 2013. – № 4. – С. 159-170. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21024906.
7. Медяник Ю.В., Валеева Э.Э. Актуальные проблемы развития малых городов России (на примере города Лениногорск Республики Татарстан) // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 11-1 (38). – С. 101-104. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41592922.
8. Еременко М.М., Гареев И.Ф. Исследование взаимосвязей жилищного строительства и устойчивого развития территорий // Жилищные стратегии. – 2019. – Том 6. – № 3. – С. 333-376. – doi: 10.18334/zhs.6.3.41188
9. Муслова М.Е., Терехов Н.Г. К вопросу о малом городе как особой воспроизводственной системе // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. – 2011. – № 1 (16). – С. 289-293. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20170024.
10. Официальный сайт Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район». [Электронный ресурс]. URL: https://leninogorsk.tatarstan.ru/leninogorsk/administer/execute_commitee.htm.
11. Официальный сайт Комитета Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу. [Электронный ресурс]. URL: https://monitoring.tatarstan.ru/.
12. Ершова В.Ю. Индикативная модель вхождения малого города в региональный кластер // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2012. № 1 (19). С. 152-158. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17854372.
13. Медяник Ю.В. Рынок жилой недвижимости как индикатор кризисных явлений в российской экономике // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. № 6. С. 1059-1074. – doi: 10.18334/rp.18.6.37656.
14. Сайфуллина Ф.М., Мустафина Л.Р., Махмутова А.А., Салахутдинова Л.И. Сравнительный анализ деятельности малого и крупного предпринимательства в инвестиционно-строительном комплексе региона (на примере Республики Татарстан) // Региональные проблемы преобразования экономики. 2019. № 12 (110). С. 68-79. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43794717.
15. Гареев И.Ф., Хафизов А.Ф., Мухаметова Н.Н., Хуснутдинов Ф.Ф., Ефимова А.А. Исследование потребности населения Казанской агломерации в современных объектах малоэтажного строительства // Жилищные стратегии. – 2020. – Том 7. – № 1. – С. 97-126. – doi: 10.18334/zhs.7.1.100951.
16. Eichholtz P., Lindenthal T. Demographics, Human Capital, and the Demand for Housing // Journal of Housing Economics. – 2014. – Vol. 26. – P. 19-32. [Электронный ресурс]. URL:
http://web.archive.org/web/20181122150049/https://ideas.repec.org//a/eee/jhouse/v26y2014icp19-32.html.
17. Thomas Knetsch. Aspects of Macroeconomic House Price Analysis: Model Diversity, Competing Methodologies and Statistical Information Gaps // Real Estate Banking 2013/ 2014. Committed to Professionalism – Facts and Figures. – P. 16-23.
18. Зыкова Н.В., Хозяинова С.В. Малые города в системе социально-экономического развития региона: современные тенденции и проблемы //Проблемы современной экономики. 2011. № 4 (40). С. 264-266. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17657724.
19. Зубаревич Н.В. Развитие российского пространства: барьеры и возможности региональной политики // Мир новой экономики. – 2017. – № 2. – c. 46-57. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29364973.
20. Стратегия социально-экономического развития Лениногорского муниципального района на 2016-2021 гг. и на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. URL:https://leninogorsk.tatarstan.ru/proektstrategija2030.htm.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:51:14