О концепции приоритетов формирования компетенций кадров в информационно-цифровой экономике

Степанов А.А., Савина М.В., Рыбин М.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 18, Номер 11 (Ноябрь 2024)

Цитировать:
Степанов А.А., Савина М.В., Рыбин М.В. О концепции приоритетов формирования компетенций кадров в информационно-цифровой экономике // Креативная экономика. – 2024. – Том 18. – № 11. – doi: 10.18334/ce.18.11.122024.



Введение

Актуальность. Человек – главная производительная сила общества и решающий фактор ее социально-экономического развития. Совершенствование профессиональных характеристик является важнейшим и непре­менным условием ускорения научно-технического и социального прогресса. Качественные характеристики современного работника определяются уровнем профессиональной подготовки, его квалификацией, умением адекватно решать постоянно возникающие новые нестандартные проблемы.

Российское общество нуждается в подготовленных профессионалах, располагающих необходимыми знаниями, умениями, трудовыми навыками и компетенциями. Главным фактором решения этой стратегической задачи является реформирование системы профессиональной подготовки.

Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая на Пленарном заседании Петербургского международного экономического форума, констатировал, что без решения проблемы повышения эффективности подготовки профессиональных кадров для народного хозяйства страны будет сложно реализовать прорыв в обеспечении стратегической задачи по достижению настоящего технологического суверенитета. [9] Особую актуальность эта проблема для экономики РФ приобрела в условиях режима экономических санкций.

Вместе с тем современная система подготовки высококвалифицированных кадров, как показывает практика, не всегда соответствует вызовам и специфике современной информационно-цифровой эпохи. Именно на это обратил внимание Президент РФ В.В. Путин, выступая в 2024 году в своем обращении с ежегодным посланием к Федеральному собранию: «… нам важно повысить потенциал и качество всей высшей школы, поддержать вузы, которые стремятся к развитию. На это направлена программа «Приоритет-2030». [19]

Литературный обзор. В настоящее время получила широкий резонанс экспертная дискуссия среди политиков, научных и научно-педагогических работников по ключевым вопросам предстоящего реформирования системы подготовки профессиональных кадров для экономики страны.

Актуальность проблемы повышения эффективности существующей образовательной модели подтверждают результаты исследований ценностных интересов, установок, ориентиров и возможностей современного студенчества.

Как показали исследования, проведенные Желниной Е.В. и Папчихиной М.А., [4], среди ключевых мотивов «поступление в вуз и получение диплома» отметили 32% студентов; «дальнейший карьерный рос» – 24%; «стремление освоить профессию» – 17%. Причиной обучения в вузах также называлась «возможность получить отсрочку от армии». [15] О степени мотивационной активности студентов к образовательному процессу свидетельствуют и такие данные опроса: 37% опрошенных проявляют стремление лучше учиться; 20% студентов ответили, что не испытывают интереса к учебе; 8% просто не хотят быть хуже других; 6% заставляют учиться родители и только 13% все же отмечают желание получить знания. [4]

В статье Кулакова Н.А. «Реформа системы высшего образования в России: проблемы законодательного регулирования и стандартизации» анализируются опыт и принципы формирования национально-государственного вектора независимого развития системы образования; оценивается сложившийся механизм правового регулирования в контексте Болонского процесса и увязки с проводимыми в стране государственными реформами; раскрывается сущность противоречия между компетентностным и знаниевым подходами в отечественной образовательной практике, анализируются «плюсы» и «минусы» их применения. Автор формулирует и раскрывает основной, по его мнению, принцип современного образования - «принцип разумного сочетания лучших достижений отечественного образования с опытом последних десятилетий … - переориентации образовательного процесса на возврат к политике фундаментального подхода». [6]

По мнению помощника Президента РФ Мединского В., сегодня острой проблемой является срок получения образования в образовательных учреждениях страны, который может сократиться и стать фактором повышения качества подготовки конкурентоспособных специалистов, обладающих реально актуальными новыми знаниями, умениями и навыками, поскольку сроки существования и жизненный цикл технологических новаций постоянно сокращается, а, следовательно, каждые десять лет будет необходимость переучиваться, осваивая новые квалификации и профессии. [20]

По мнению первого зам. председателя комитета Госдумы Я. Лантратовой, вопрос о сроках обучения «… требует фундаментальной проработки со всех сторон, … чтобы не перегрузить и так сверхнагруженных учеников и при этом сократить количество лет обучения». [3]

Антоновой О.В. в качестве основной стратегии решения проблем современной системы образования предлагаются принципиальные изменения образовательной модели со схемы «4+2» на схему «2+2+2». Новая модель предполагает освоение общеобразовательных, культурных знаний и компетенций в течение первых двух лет обучения, а в течение двух последующих лет – освоение профильных предметов избранного направления подготовки. Последние годы – обучение в магистратуре, направленное на углубление полученных знаний. При этом автор допускает возможность обучения по новым направлениям. [2]

Д.Ф. Алиев, первый проректор РГСУ, подчеркивает, что высшая школа должна больше внимания уделить профориентации, но не за счет сокращения сроков обучения. По его мнению, новые образовательные программы потребуют оптимального наполнения знаниями, умениями, навыками и компетенциями, адекватными вызовам информационно-цифровой эпохи. [8]

Многие авторы отмечают невысокую эффективность технологий массового преподавания по одинаковым учебным планам и программам для всех обучающихся и необходимость перехода в реформируемый период на индивидуализацию системы обучения с учетом индивидуальных интересов и способностей; возрастание роли цифровизации; включение в обучение онлайн курсов и интерактивных программ; необходимость изменений в подходах и методах оценки знаний; внедрение гибких форм их контроля; умение применять знания на практике и т.д.

Романенко О.С. считает, что в ближайшие годы все в большей мере востребованными навыками станут, прежде всего, умения критического, творческого и межпредметного мышления, коммуникаций, с чем нельзя не согласиться. [10]

По мнению специалиста бизнес-образования, директора компании E-Quadrat Science & Education Е.Яблокова, переход на новую структуру и иерархию в системе высшего образования страны может привести к несостыковке дипломов того или иного образовательного уровня, в том числе и в различных странах мира. По мнению автора, это обострит проблему признания российских дипломов за рубежом и дальнейшего получения образования российских студентов в зарубежных вузах и усугубит отток иностранных студентов из РФ. [7]

Сегодня очевидно, что перед системой профессиональной подготовки кадров стоит задача осуществить реформу всей образовательной системы страны. Такая реформа должна способствовать осуществлению принципиальных перемен, как в целях, задачах, стратегиях, так и в содержании и механизмах реализации нового образовательного контента. Все это требует разработки научно обоснованного видения, как реформирования системы образования в целом, так и обоснования приоритетов формирования новых ведущих профессиональных компетенций.

Такими приоритетными компетенциями, по нашему мнению, должны являться компетенции самостоятельного поиска и преобразования необходимых знаний в соответствующие умения на основе освоения методологии авторизованного обучения в эпоху постинформационного общества. Здесь речь идет о формировании целевых базовых универсальных компетенций самостоятельной адаптации приобретаемых знаний к постоянно изменяющимся условиям, их «модернизации» и дальнейшего совершенствования. [13]

В противном случае в условиях ускорения темпов приобретения необходимых знаний, умений и навыков по прежней, репродуктивно-компетентностной системе обучения кадров без формирования вышеназванных базовых приоритетных компетенций современное образование теряет всякий практический смысл.

Научный пробел. В ближайшее время возрастает необходимость проведения научных исследований по ключевым вопросам реформирования системы подготовки высококвалифицированных кадров для народного хозяйства Российской Федерации, совершенствования процесса повышения качественной подготовки специалистов. Одним из таких ключевых вопросов является отсутствие единого концептуального, как методологического, так и контентного подходов к осознанию и пониманию принципиальных особенностей новой технологической эпохи развития человечества – информационно-цифрового общества. До настоящего времени в экспертном сообществе отсутствует консенсус о ключевых вопросах реформирования образовательной системы. А именно, какие ключевые проблемы сложились в современной системе образования страны? почему и для чего необходима реформа? Какие приоритеты? И что следует реформировать?

Цель исследования – предложить авторскую гипотезу решения проблемы определения приоритетов формирования ведущих универсальных профессиональных компетенций в информационно-цифровую эпоху.

Научная новизна состоит в необходимости обоснования системной концепции комплексного реформирования контента знаний, умений и навыков, методологии и методик их формирования в информационно-цифровой парадигме.

Авторская гипотеза. В информационно-цифровую эпоху система образования требует проведения кардинальных реформ и, прежде всего, нового содержания образовательного процесса, трансформации методологии его реализации, а также новаторских методов освоения и реализации на практике новых знаний, умений и навыков.

Методология. Методологической базой результатов исследования, изложенных в настоящей статье, являются научные труды и разработки зарубежных и отечественных ученых по проблемам управления трансформацией образовательных процессов, способствующие повышению результативности освоения современных профессиональных навыков в цифровую эпоху, а также научные рекомендации и методики по исследуемой проблеме.

Основное содержание

Ключевым вопросом разработки основных направлений реформирования системы профессионального образования является вопрос об уточнении приоритетных целей, стратегий и задач предстоящей реформы в парадигме становления новой информационно-цифровой экономики.

Формирование концепции приоритетов профессиональных навыков в прежние исторические эпохи основывалось на принципе «социальных волн», определяющем, что каждая последующая волна отменяет предыдущие установки предшествующей социальной волны [5; 14] (объективный закон «отрицание отрицания»). Так, если в аграрную эпоху ведущая цель образования состояла в овладении навыков чтения, письма и счета в устной и невербальной формах, то образование в индустриальную эпоху готовило человека к работе с индустриальными, промышленными технологиями, что требовало выработки навыков привычки к монотонному рутинному труду, жесткой дисциплине и пунктуальности.

Широкомасштабные промышленные технологии, дальнейшее углубление разделения труда потребовали массовой подготовки людей к определенным специализированным видам профессиональной деятельности, координации их работы на различных предприятиях, что послужило триггером развития средств массовых коммуникаций. Это, в свою очередь, обусловило необходимость концентрации подготовки квалифицированных кадров на базе расширения и укрупнения образовательных организаций.

И в аграрную, и в индустриальную эпохи передача знаний и умений осуществлялась по технологии репродуктивного обучения: знания передавались от преподавателя к слушателю и в том же виде воспроизводились обучающимися.

Информационно-цифровая эпоха, ее технологии принципиальным образом изменили алгоритм передачи знаний, умений и навыков. Применение информационно-цифровых технологий дает возможность практически мгновенно получать необходимые объемы информации и обмениваться ими. Их применение обеспечивает многократное увеличение возможностей человеческого мозга как в свое время индустриальные технологии во много раз увеличивали физические возможности человека.

Развитие информационно-цифровых и компьютерных технологий очень часто создает необходимые условия для перемещения места работы с офлайн в онлайн. Такое перемещение способствует принципиальным глубинным изменениям всех сторон образовательного процесса и, прежде всего, способствует развитию авторизованных образовательных технологий. К негативам данного явления следует отнести обезличенность общения с профессорско-преподавательским составом и коллегами по учебе. [11]

Информационно-цифровая эпоха существенным образом повлияла на изменения характера труда. Если в индустриальную эпоху категории выпускников, как правило, можно было подразделить на специалистов умственного и физического труда, и к ним предъявлялись соответствующие требования по умениям и навыкам, то в информационно-цифровую эпоху произошли принципиальные изменения требований, прежде всего, к возможностям гибкости, флексибильности, абстрактности и креативности мышления, их уровню трансфессиональных и коммуникативных способностей. [1]

Приведение в соответствие существующей системы образования с технико-технологическими и социально-экономическими вызовами информационно-цифровой эпохи потребует серьезных изменений не только в финансировании основных направлений и сокращения по времени программ подготовки профессиональных кадров в учебных заведениях, но и глубокого уточнения и проработки стратегических приоритетов и содержания образовательных программ дальнейшего развития кадрового потенциала новой информационно-цифровой экономики. [12]

Вместе с тем информационно-цифровые образовательные технологии породили широкое распространение клиповых приемов и методов в образовательном процессе. В результате, вместо формирования у обучающихся сложного видения и понимания системно-процессного мира применяемые клиповые технологии все в большей степени стали формировать обрывочное восприятие информации о мире, часто противоречащее реальным объективным процессам.

Образование информационно-цифровой эпохи должно развивать способности находить и аккумулировать нужный объем необходимой для решения проблемы информации, а затем самостоятельно определять концептуальные подходы к решению проблем. Для этого необходим соответствующий новым особенностям цифровой эпохи принципиально новый «эвристико-цифровой» инструментарий.

Необходимость формирования такого инструментария обусловлена, во-первых, тем, что эвристические технологии обеспечивают высокую эффективность и качество умений и навыков порождать нестандартные, необычные идеи и мысли. Успешная реализация этого направления потребует формирования соответствующих психо-физиологических качеств обучающихся (когнитивности – флексибильности, креативности, коллаборативности), позволяющих самостоятельно решать перманентно возникающие новые нестандартные задачи в условиях неопределенности. [17]

Во-вторых, необходимы образовательные технологии, развивающие способности критического мышления; постановки нетривиальных вопросов; выявления нестандартных причинно-следственных связей и противоречий; интерпретации собственного некопируемого видения и суждения о сути проблем, формирования оригинальных решений.

Заключение

Одним из ключевых направлений реформирования современного образования, безусловно, должно являться комплексное обоснование и совершенствование ведущих приоритетов в формировании необходимых компетенций для эффективной деятельности профессионалов в информационно-цифровую эпоху. Решение этой важной задачи требует обеспечения системного перехода от репродуктивной к авторизованной системе образования. При этом разработка трансформационной модели реформирования образовательной системы должна будет основываться на базе учета следующих ведущих трендов современной информационно-цифровой экономики:

во-первых, это ускорение и повышение темпов смены поколений технических и технологических новаций, их «бешеная» смена, которая обусловливает необходимость и интенсивность процессов трансформации моделей организации и управления сознанием во всех сферах социума и, прежде всего, в образовании как ведущем направлении формирования и освоения самых передовых знаний, умений, навыков и компетенций;

во-вторых, возрастающая объективная необходимость в эвристическом обучении в целях обеспечения критического восприятия возникающих новых нестандартных ситуаций в профессиональной деятельности, когда изначально необходимо переосмысливать суть проблемы, а затем самостоятельно осуществлять «конструирование» нового видения, нового знания решения задач в условиях ограниченной информации об изучаемом объекте. Только освоение эвристических методов профессиональными кадрами способно обеспечить, с одной стороны, приобретение ими навыков самостоятельного активного участия в решении внезапно возникающих нестандартных ситуаций, с другой, развитие умений и навыков практического применения креативного подхода в решении постоянно возникающих новых непознанных задач; [17]

в-третьих, это объективная необходимость формирования и перехода к новой модели этических принципов и нравственности, адекватной особенностям (взаимозависимость, хрупкость социально-экономической системы жизнедеятельности и др.) необратимо сложившейся в мире принципиально новой модели системно-сетевых связей и отношений на принципах узкой функционально-подетальной специализации, кастомизации и интеграции общественного производства. Такая модель этических принципов и нравственности должна основываться на суждениях о моральной допустимости тех или иных поступков и действий.

Ведущими приоритетами такой методологии реформирования системы подготовки кадров сегодня должны являться:

- замена репродуктивной философской парадигмы обучающей технологии на авторизованную модель, поскольку первая сегодня является мощным тормозом освоения новых компетенций и не способна обеспечить активную мобилизацию «... креативно-когнитивного потенциала …» и «… процесс постоянного эффективного самообучения». [16] Существующие образовательные технологии передачи и накопления знаний, умений и навыков в современной репродуктивной модели обучения теряют всякий практический смысл. Дело в том, что темпы воспроизводства новых знаний в современном мире в значительной степени опережают возможности своевременной передачи обучающимся знаний по репродуктивным технологиям;

- реформирование и освоение принципиально новой парадигмы и модели организации и управления образовательным процессом в системе подготовки современных высококвалифицированных кадров.

Таким образом, новая парадигма реформирования образовательного процесса должна давать ответы на следующие принципиальные вопросы:

- какие новые универсальные и специальные знания смогут получить будущие профессионалы;

- каким образом, с помощью каких новейших технологий обучающийся сможет приобретать новые знания, умения и навыки в условиях ускорения их постоянного обновления?

- какой механизм обеспечит ему, учащемуся, эффективно превращать авторизованно полученные им в знания в практические умения и навыки?


Страница обновлена: 02.11.2024 в 10:49:34