Оценка цифровых компетенций студентов вузов России, Казахстана и Китая
Зинич А.В.1, Ревякина Ю.Н.1, Рустенова Э.А.2, Фен В.3
1 Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина
2 Западно-Казахстанский аграрно-технический университет им. Жангир хана
3 Северо-Западный университет сельского и лесного хозяйства
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 11 (Ноябрь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=75182034
Аннотация:
В исследовании рассматриваются особенности подходов молодежи из России, Казахстана и Китая к процессу своего профессионального выбора в условиях цифровизации. Представлен сравнительный анализ стратегий самоопределения и построения профессиональных планов, описано влияние основных факторов трудоустройства и оценен уровень владения цифровыми компетенциями современной молодежью. Новыми являются данные о включении студентов трех стран в мир будущих аграрных профессий и определения степени влияния сложившихся образовательных систем на их профессиональный выбор. Было выявлено, что существенное влияние на молодежь оказывает глобализация, в результате чего факторы, определяющие успешность на рынке труда в исследуемых странах, становятся идентичными. Менее всего отличается взгляд молодых людей на процессы цифровизации и сопутствующие ей явления. Материалы исследования могут быть использованы в образовательном процессе, в системе повышения квалификации кадров, руководителями и специалистами предприятий, научными работниками.
Ключевые слова: цифровизация экономики, молодежь, профессии будущего, Россия, Казахстан, Китай
JEL-классификация: L80, L86, C62, C80
Введение.
Глобальная трансформация экономических процессов в условиях цифровизации усугубляет проблему профессионального самоопределения молодежи и становится одной из наиболее важных задач для рынка труда [5, 10, 18]. Сегодня молодежь, формируя свой человеческий капитал, рискует оказаться на таком качественном и количественном уровне, который не только не соответствует требованиям нового типа развития общества, но и характеризуется снижением его качества, эффективности использования, усилением кадрового, социально-психологического и демографического кризиса, медленной адаптацией к рыночным условиям, недостаточной инновационной и предпринимательской мотивацией.
Сегодня в нашей стране формируется и действует несколько фундаментальных теорий молодежи, учитывающих междисциплинарный аспект. В частности, Горшков В.К. и Шереги Ф.Э. [2] формируют социологический портрет молодежи. Омельченко Е.Л. [12] определяет способ адаптации молодых людей к динамично изменяющимся условиям внешней среды. Луков В.А. [11], представляя молодежь как биосоциальное существо, формирует теорию молодежи, основанную на тезаурусном методологическом подходе.
Современные авторы отмечают, что новые модели профессионального самоопределения должны формировать у молодежи готовность к переобучению всю жизнь, аккумулируя свой человеческий капитал под воздействием процессов цифровизации [4]. Исследованиями в этой области занимаются эксперты Высшей школы экономики [1, 3].
Интерес представляет и опыт зарубежных стран в сфере исследования проблемы самоопределения, как, например, исследование американских авторов о влиянии социально-культурных ценностей на мотивацию студентов [22], или основные теоретические аспекты самоопределения молодежи [21], а также особенности самоопределения школьников переходного возраста [17].
В целом следует отметить интерес исследователей к проблемам профессиональной и социальной идентичности молодежи в обществе. Однако, на сегодняшний день практически отсутствуют исследования современного состояния проблемы профессионального самоопределения сельской молодежи в условиях риска, обусловленного неопределенностью будущих профессий и цифровизации всех сфер жизни [6, 7, 8]. Тенденции таковы, что профессии будущего потребуют от специалистов таких умений, как кроссфункциональность, работа на стыке профессий, владение междисциплинарными компетенциями, умение творчески мыслить, быть профессионалом Big Data, готовыми к сотрудничеству как с другими людьми, так и с системами искусственного интеллекта, обладать Soft Skills и т.д. [13, 20] В этой связи особый интерес представляет исследование готовности молодежи к профессиональному будущему. В частности, насколько молодежь ориентирована на получение цифровых компетенций, хорошо ли ориентируется в тенденциях современного рынка труда и понимает ли основные тренды его развития.
Целью данного исследования является выявление особенностей поведения молодых людей при выборе будущих профессий с учетом влияния таких факторов, как цифровизация, диджитализация и мобильность. Для определения уровня адаптации отечественной молодежи к реалиям современного рынка труда, в проведенное исследование были включены идентичные целевые аудитории двух соседних стран – Казахстана и Китая.
Изучение процесса профессионального самоопределения молодежи в условиях цифровизации экономики проводилось на основе данных, полученных в результате социологических исследований (2021 – 2022 гг.), включающих опрос студентов высших учебных заведений сельскохозяйственного профиля России, Казахстана и Китая, а также экспертных опросов представителей этих вузов. Применялась квотно-гнездовая выборка, N = 500, возраст респондентов 15-30 лет. Была использована анкета, включающая 21 вопрос. В частности, уточнялось в каком возрасте молодые люди задумывались о выборе профессии, каковы планы на будущее после окончания учебного заведения, какие факторы определяют успех на рынке труда.
Гипотеза исследования: молодёжь трех стран не имеет значительных различий в процессе профессионального самоопределения в условиях цифровизации, поскольку современные тренды рынка труда, формирующиеся под воздействием глобализации, диджитализации и мобильности выстраивают общие модели поведения и планирования своих профессиональных трендов.
Материалы исследования могут быть использованы в образовательном процессе, в системе повышения квалификации кадров, руководителями и специалистами предприятий, научными работниками.
Результаты исследования.
В проведенном исследовании молодежь из России, Казахстана и Китая просили ответить на ряд вопросов, касающихся как осознания своей роли в профессиональной сфере, так и оценке уровня владения информацией о будущем профессиональном мире, связанном с процессами цифровизации экономики и общества.
Респонденты ответили на вопросы, связанные с профессиональным выбором и факторами, определяющими успешность на рынке труда. Процесс самоопределения среди молодежи России и Казахстана практически завершается к 21 году. При этом 60% опрошенных России и 65% Казахстана, всерьез задумались о выборе профессии в возрасте 16-18 лет, 22% опрошенных России и 16% Казахстана – 12-15 лет, 10% и 13% соответственно – 19-21 года. Среди молодежи Китая наблюдается более равномерное распределение по возрастным группам. Так, около 5% молодежи определяется с выбором либо до 12 лет, либо в следующие три года, и только 19% выбирает профессию в 16-18 лет. Самоопределение основной части китайской молодежи происходит в возрастном диапазоне от 19 лет до 21 года (36%) и от 22 до 25 лет (28%) (рис. 1).
Рисунок 1 – Распределение респондентов по возрасту профессионального выбора в России, Казахстане и Китае
Источник: составлено авторами
Далее мы предложили респондентам определить основополагающий фактор выбора будущей профессии. Так, каждый третий опрошенный из Китая указал, что в основу выбора будущей профессии лег интерес к данной сфере деятельности и привлекательный характер работы, в то время как российская молодежь отметила этот же вариант ответа в 44% случаев, а молодежь Казахстана – в 41%. Соответствие личным талантам и способностям предопределило выбор у 42% опрошенных Китая, 23% - Казахстана и только 12% России. На уровень престижности профессии на рынке труда ориентируется не более 11% молодежи, а на ее востребованность – не более 19%. В рамках исследования наша задача также состояла в том, чтобы установить, насколько может предопределить выбор будущей профессии ее связь с современной техникой и новейшими технологиями. Данную категорию выбрало только 4% казахстанской и 1% российской молодежи, в то время как китайские молодые люди воздержались от выбора данного варианта ответа. Таким образом, основная масса молодых людей вне зависимости от страны проживания при выборе профессии ориентируется, прежде всего, на личные склонности и способности, а также предпочтения относительно характера будущей работы. Это, в свою очередь, влияет на желание трудоустроиться по осваиваемой специальности и построения карьеры после окончания учебного заведения. Так, более 50% респондентов из Китая и Казахстана планируют работать по профессии, более 30% респондентов из Китая и России собираются продолжить обучение по выбранному профилю. 11% российских и 16% казахстанских опрошенных планируют заняться предпринимательской деятельностью. Работа в качестве фрилансеров оказалась самым непопулярным вариантом ответа. При этом низкие проценты по фрилансу (0%) и предпринимательству (2%) среди молодежи Китая объясняются особенностями экономической системы страны. Сменить сферу деятельности планируют не более 4% опрошенных, что свидетельствует о высоком уровне осознанности сделанного профессионального выбора (рис. 2).
Рисунок 2 – Профессиональные планы молодежи в России, Казахстане и Китае
Источник: составлено авторами
Цифровая экономика будущего предъявляет определенные требования к специалистам [15, 16]. Одно из них – это отказ от узкоспециализированных профессий, междисциплинарный подход к освоению знаний и формирование и компетенций на стыке специальностей [9, 14]. Для того, чтобы понять, насколько молодежь ориентируется в глобальном образовательном тренде, данный тезис был включен в варианты ответов, без явного акцента на нем. В ходе анкетирования, 56% российских, 39% китайских и 35% казахстанских респондентов выбрали данный вариант. В то время как 32% российских, 57% китайских и 38% казахстанских молодых людей придерживаются взглядов, характерных для современной экономической модели, и считают, что для успеха на рынке труда необходим высокий уровень компетенций только в своей профессиональной области. Оставшиеся респонденты выбрали вариант, где успешная трудовая деятельность не связана с высоким профессионализмом.
Равномерно по странам распределились ответы на вопрос «Что поможет в реализации профессиональных планов?». Около трети опрошенных выбрали полученное образование, еще треть рассчитывает на личностные качества, среди которых: трудолюбие, черты характера, коммуникабельность и другие. Меньше всего надежд опрошенные возлагают на систему гарантий и льгот (менее 4%) и поддержку родственников (менее 9%) (рис.3).
Рисунок 3 – Распределение респондентов по выбору определяющих факторов трудоустройства в России, Казахстане и Китае
Источник: составлено авторами
Важно отметить, что при принятии решений более 65% опрошенных руководствуются собственными интересами, вне зависимости от страны проживания, 20% из них важно мнение окружающих (преимущественно, в Китае), 15% опираются на мнение авторитетных людей и их советы (преимущественно в России и Казахстане).
Второй блок вопросов был направлен на выявление уровня понимания среди молодежи процессов цифровой трансформации и осознания своего места в новой цифровой экономике как профессионалов.
Вначале мы попросили оценить респондентов собственный уровень компьютерной грамотности. Опрошенные из Китая определили свой уровень как начинающий – 43%, средний – 47%, уверенный – 7%, продвинутый – 3%. Ответы респондентов из Казахстана и России распределились приблизительно одинаково: начинающий (6% и 5% соответственно), средний (42% и 47%), уверенный (36% и 40%) и продвинутый (17% и 9%).
Далее участникам анкетирования предлагалось оценить уровень владения цифровыми компетенциями, связанными с созданием, поиском, анализом, обменом цифровой информацией и обеспечением ее безопасности по 5-балльной шкале (где 1 – низкий уровень, 5 – высокий). Здесь ответы респондентов трех стран распределились примерно одинаково, небольшой перевес в оценке наблюдается у опрашиваемых из России. Каждую компетенцию в равной степени участники опроса оценили на среднем уровне и это не случайно. Процесс становления новой личности в современном мире неразрывно связан с информационными процессами, происходящими в обществе. Сегодняшняя молодежь имеет с детства доступ в интернет, она выросла вместе с современными информационными технологиями, имеет в некоторой степени общий межнациональный социокультурный код - код цифрового поколения [19]. Молодые люди гораздо быстрее осваивают новые цифровые технологии, несут в себе новые социальные навыки, обладают высокой обучаемостью. Это объясняет достаточно высокие оценки собственных цифровых компетенций (рис. 4).
Рисунок 4 – Распределение респондентов по уровню владения цифровыми компетенциями, связанными с созданием, поиском, анализом, обменом цифровой информацией и обеспечением ее безопасности по 5-балльной шкале
Источник: составлено авторами
Жизнь современных людей, особенно молодежи, уже неразрывно связана с использованием гаджетов. Так, по данным агентства Wearesocial число пользователей смартфонов во всем мире на 2024 год оценивается в 5,68 млрд человек. Уровень развития информационных и телекоммуникационных технологий позволяет смартфону все больше заменять другие цифровые устройства. Однако для обучающихся в повседневной деятельности необходим ноутбук или даже компьютер. Это связано с тем, что в современном учебном процессе используются передовые и ресурсоемкие программные продукты. Согласно проведенному исследованию, цифровые устройства используются в равной степени как в учебном процессе, так и для коммуникации, реже – для развлечения и совершения онлайн-покупок (рис. 5).
Рисунок 5 – Приоритетные направления использования цифровых устройств (смартфонов, компьютеров, ноутбуков, планшетов и др.)
Источник: составлено авторами
На следующем этапе было важно определить насколько молодые люди ориентируются в мире будущих профессий в сфере сельского хозяйства (поскольку опрос проводился среди студентов сельскохозяйственных вузов). При этом, в перечне предлагались и те профессии, востребованность в которых очевидна на горизонте 10 лет и более, и те, которые существуют в настоящее время. Опрос показал очень низкую степень осведомленности молодых людей (рис. 6).
Рисунок 6 – Уровень понимания респондентами России, Казахстана и Китая мира будущих профессий
Источник: составлено авторами
Причем более четкое представление имеется по уже существующим профессиям, в том числе, напрямую или косвенно связанными с IT-технологиями и цифровой средой (веб-дизайнер, логистик, PR-менеджер), тогда как профессии будущего в сфере сельского хозяйства понятны менее 20% респондентов. Вероятно, это связано с отсутствием подобных направлений подготовки по обозначенным специальностям в большинстве современных вузов.
Сравнение процессов профессионального самоопределения молодежи позволило выявить ряд трендов. Полученные данные наглядно иллюстрируют сходство образовательной системы стран постсоветского пространства и отличную от них государственную политику в области образования Китая. Так, в России и Казахстане профориентационная работа начинается еще в школе, где функционируют кружки, разъясняющие сущность различных профессий. Часто их создают сами вузы, проводя тем самым профориентационную работу, развивая интерес к тем или иным профессиям, и привлекая к себе абитуриентов. Вообще большинство вузов, конкурируя между собой за абитуриентов (этот процесс обусловлен демографическими трендами последних десятилетий), прилагают все больше усилий в этой сфере. Исключения составляют учебные заведения, имеющие мировую известность, входящие в мировые рейтинги вузов, которые не испытывают дефицита абитуриентов. Их работа в сфере профориентации носит скорее локальный характер в разрезе факультетских инициатив, и сводится скорее к формированию верного представления о профессиях, а не к обеспечению набора студентов.
Система образования Китая более селективна, поскольку конкуренция среди абитуриентов достаточно высока. При этом действительно талантливые молодые люди пользуются всевозможными льготами при восхождении по образовательной «лестнице» - государственными стипендиями, субсидиями предприятий, организаций и т.п. Среди прочего, в Китае распространено обучение школьников квалифицированными рабочими предприятий. Они учат детей основам рабочих профессий. Эти умения и навыки необходимы учащимся для получения рабочих мест на предприятиях. Кроме того, Китай стремится стать одним из лидеров международного образования не только в странах Азии, но и в мире, планируя активно привлекать иностранных студентов. Это усиливает внутреннюю конкуренцию на рынке образовательных услуг.
Заключение
По результатам проведенного исследования готовности молодежи к профессиональному будущему, можно сделать вывод о высокой степени влияния на данный процесс мегатрендов. Они меняют вектор развития экономики и общества, а, следовательно, и социума, в котором происходит формирование молодого индивида и его готовности к профессиональной деятельности. Однако не все учебные заведения способны быстро адаптироваться к новым веяниям, включая в свои образовательные программы новейшие профессиональные аспекты.
Молодежь России, Казахстана и Китая показала практически одинаковый уровень владения общими цифровыми компетенциями. Ускоряющиеся темпы цифровизации всех сфер, включая образовательную, все больше стирают границы между молодежью разных стран. Доступ к единому информационному полю упрощает общение и доступ к информации. Сегодня цифровая экономика является базой развития практически всех сфер жизни человека. Под воздействием цифровых технологии (интернет вещей, большие данные, искусственный интеллект) преобразуются социально-экономические отношения, формируя новую среду взаимодействия в рамках уже сложившихся и вновь создаваемых институтов. Использование мобильных устройств и повышение доступности цифровых сервисов, с одной стороны, усложняют экономические отношения, а с другой, стирают границы между культурными, государственными и общественными институтами. В этой связи, если мы видим некоторые различия в ответах по первому блоку исследования, то по второму, позиция респондентов значительно не отличается.
Однако необходимы дополнительные исследования для более полного изучения влияния таких глубоких процессов как мегатренды на мироощущение и сознание молодежи, что, в свою очередь, влияет на будущие решения, в том числе, касающиеся самоопределения в профессиональной сфере.
Источники:
2. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. / Монография, 2-е издание, дополненное и исправленное. - М.: ЦСПиМ, 2010. – 592 c.
3. Дятлов С.А., Доброхотов М.А. Формы реализации человеческого капитала в цифровой экономике // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2018. – № 4(112). – c. 25-28.
4. Каргаполова Е.В., Каргаполов С.В., Давыдова Ю.А., Дулина Н.В. Информационные компетенции молодежи в условиях цифровизации общества // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2020. – № 3. – c. 193-210. – doi: 10.15838/esc.2020.3.69.13.
5. Кениспаев Ж.К., Скосырева Н.Д., Бальтанова Г.Ж., Серова Н.С. Понятия цифровой экономики и экологии человека как компоненты современного образования // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 3(82). – c. 48-49. – doi: 10.24411/1991-5497-2020-00451.
6. Константинова Д.С., Кудаева М.М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования // Экономика труда. – 2020. – № 11. – c. 1055-1072. – doi: 10.18334/et.7.11.111073.
7. Косенчук О.В. Закономерности кадрового обеспечения сельского хозяйства в разных природно-климатических зонах Омской области // Экономика труда. – 2024. – № 9. – c. 1433-1442. – doi: 10.18334/et.11.9.121565.
8. Кравченко С.А. Становление синергийных сложностей в России: запрос на новые учебные курсы в вузовском образован // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2024. – № 1. – c. 43-57. – doi: 10.22363/2313-2272-2024-24-1-43-57.
9. Кучеренко К.С. Цифровые компетенции как элемент развития профессионального потенциала населения старшей возрастной группы // Экономика труда. – 2023. – № 10. – c. 1569-1584. – doi: 10.18334/et.10.10.119276.
10. Леушкина В.В., Зинич А.В. Молодежь на рынке труда России // Экономика труда. – 2022. – № 3. – c. 689-702. – doi: 10.18334/et.9.3.114336.
11. Луков В.А. Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. - М.: «Канон+», 2012. – 528 c.
12. Омельченко Е.Л. Жизнь длиною в молодость: символическое измерение молодёжного пространства. - Ульяновск, Россия: Изд-во Ульяновск.гос. ун-та, 2006. – 118-130 c.
13. Поппер Р. Мониторинг исследований будущего // Форсайт. – 2012. – № 2. – c. 56-75.
14. Андреева Ю.В., Берман С.С., Валитова Н.Э., Габдрахманова Г.Ф. b lh/ Российская молодежь в условиях цифровых разрывов. / Книга 1. - Казань: Издательство Казанского университета, 2023. – 223 c.
15. Симарова И.С., Алексеевичева Ю.В., Жигин Д.В. Цифровые компетенции: понятие, виды, оценка и развитие // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 2. – c. 935-948. – doi: 10.18334/vinec.12.2.114823.
16. Хоменко Е.Б., Борнякова Е.В. Цифровая экономика: новые компетенции и актуальные для современной молодежи навыки // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. – 2022. – № 1. – c. 95-101. – doi: 10.35634/2412-9593-2022-32-1-95-101.
17. Carter E.W., Lane K.L., Pierson M.R., Stang K.K. Promoting self-determination for transition-age youth: Views of high school general and special educators // Exceptional Children. – 2008. – № 1. – p. 55-70. – doi: 10.1177/001440290807500103.
18. Dong B., Zheng Q., Yang J., Li H., Qiao M. An E-learning Ecosystem Based on Cloud Computing Infrastructure // The Ninth IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies. Riga, Latvia, 2009. – p. 125-127.
19. Zhou Na., Wang J., Liu X., Yang L., Jin X. The digital competence of Chinese higher education students and the linkage with their career adaptability // Education + Training. – 2023. – № 6/7. – p. 939-954. – doi: 10.1108/et-08-2022-0315.
20. Kosenchuk O.V. Zinich A.V., Ivanova I.P. The role of training industry experts with digital competencies in the development of rural areas // Digital agriculture - development strategy: International Scientific and Practical Conference. 2019. – p. 359-362.
21. Malian I., Nevin A. A review of self-deter-mination literature: Implications for practitioners // Remedial and Special Education. – 2002. – № 2. – p. 68-74. – doi: 10.1177/074193250202300202.
22. Reeve J., Deci E.L., Ryan R.M. Self-determination theory: a dialectical framework for understanding socio-cultural influences on student motivation. / In book: Big Theories Revisited. - Greenwich, CT: Information Age Press, 2004. – 31-60 p.
Страница обновлена: 12.12.2024 в 17:08:37