Исследование факторов формирования цифровых компетенций экономически активного населения

Дороненко М.В.1
1 Общество с ограниченной ответственностью «ЮРЛ»

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 8, Номер 11 (Ноябрь 2021)

Цитировать:
Дороненко М.В. Исследование факторов формирования цифровых компетенций экономически активного населения // Экономика труда. – 2021. – Том 8. – № 11. – С. 1283-1296. – doi: 10.18334/et.8.11.113761.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47314627
Цитирований: 1 по состоянию на 05.09.2022

Аннотация:
В статье представлены результаты исследования, проводимого в августе – сентябре 2021 года и направленного на изучение информированности населения о цифровых компетенциях и профессиях, а также о федеральном проекте «Кадры для цифровой экономики» национального программы «Цифровая экономика РФ», с целью выявления причин низкого уровня развития базовых цифровых компетенций у экономически-активного населения нашей страны. Гипотеза исследования предполагает, что программа подготовки кадров не позволяет в полной мере реализовывать свой потенциал в силу отсутствия достаточного информирования, сосредоточенности главным образом на сфере образования и IT-сфере и низкого охвата остальных групп населения. Предметом исследования выступает категория «компетенции цифровой экономики». Цель данной статьи заключается в интерпретации результатов исследования, представлении их научному сообществу, а также в анализе и систематизации факторов формирования компетенций экономически активного населения для рынка труда цифровой экономики. Решение данной задачи предполагается осуществить с использованием метода анкетирования. В качестве дополнительных методов исследования автор использует статистический анализ, анализ литературы, факторный анализ. В ходе работы была доказана основная гипотеза исследования, а также выявлены ключевые факторы, влияющие на формирование и развития цифровых компетенций на современном этапе. Области применимости результатов заключаются в дальнейшей разработке технологии развития компетенций в цифровой среде, а также факторов и условий для успешного перехода к цифровой экономике, рисков и последствий цифровой трансформации для рынка труда.

Ключевые слова: цифровые компетенции, цифровая экономика, трансформация рынка труда

JEL-классификация: J21, J24, O15



Введение

Процесс изменения роли человека в развитии как организации, так и страны в целом изучался огромным количеством авторов отечественной и зарубежной экономической литературы и нашел свое отражение в категориях: рабочая сила, трудовые ресурсы, трудовой потенциал, человеческие ресурсы, человеческий капитал и др.

В последнее время осознание роли человека в организации влечет за собой появление понятий: человеческий потенциал, интеллектуальный капитал, эмоциональный капитал, которые применяются в таких направлениях, как управление знаниями, управление инновациями, управление изменениями.

С развитием цифровизации перед обществом возникает новый вызов, отражающийся в спросе на совершенно другие компетенции, многообразие которых свидетельствует о высокой скорости изменений, происходящих в мире. Исследование компетенций цифровой экономики находится в поле изучения разных дисциплин, среди которых можно выделить экономику, социологию, психологию, а также более узкие направления: управление человеческими ресурсами, развитие трудового, интеллектуального, сетевого потенциала.

Процесс трансформации рынка труда, происходящий в настоящее время и связанный с переходом к цифровой экономике, предполагает умение быстро адаптироваться к новым реалиям цифровизации. Наличие эффективной системы освоения новых компетенций в этом случае играет важную роль в реализации целей, которые стоят перед современным обществом. Для реализации этой цели в нашей стране существует Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Однако несмотря на существование, функционирование и достаточное финансирование программы «Кадры для цифровой экономики», уровень развития базовых цифровых компетенций населения еще не достиг приемлемых показателей [9, с. 180–181] (Abdrakhmanova, Vishnevskiy, Gokhberg et al., 2020, р. 180–181). Формирование цифровых компетенций у населения видится на сегодняшний день одной из основных задач реализации программы «Кадры для цифровой экономики».

Исследование и идентификация необходимых компетенций для цифровой экономики проводится в трудах Ершовой Т.В., Зива С.В. [7] (Ershova, Ziva, 2018), Зайцевой А.С. [8] (Zaytseva, 2021), Кожуховой Н.В., Серпуховой Е.П., Веселовой Ю.В., Кожуховой Д.А. [10] (Kozhukhova, Serpukhova et al., 2021), Батовой М.М. [3] (Batova, 2019). К числу авторов, занимающихся вопросами измерения и оценки компетенций, можно отнести Герчикову Т.Я., Дегтярева Н.И., Кириленко В.В. [4] (Gerchikova, Degtyaryov, 2021), Шарипову О.М. [13] (Sharipova, 2020). Изучением и формированием моделей компетенций в цифровой экономике занимаются Алябина Е.В. [1] (Alyabina, 2018), Гилева Т.А., Галимова М.П. [5] (Gileva, Galimova, 2019), Константинова Д.С., Кудаева М.М. [11] (Konstantinova, Kudaeva, 2020).

Из анализа проводимых в последнее время отечественных и зарубежных исследований в области цифровых компетенций можно сделать вывод о том, что в целом у населения отсутствует четкое понимание сути цифровых компетенций и компетенций цифровой экономики, а формирование данных компетенций происходит спонтанно, носит несистемный характер в связи с малой информированностью граждан о возможностях не только обучения новым компетенциям, но и дальнейшего применения полученных знаний в своей трудовой жизни. В свою очередь, на современном этапе ориентация государства на сектор информационных технологий и сферу образования в развитии компетенций влечет за собой несбалансированность рынка труда, которая проявляется в нехватке рабочих мест у работников с уже сформированными цифровыми компетенциями.

В связи с этим нами было проведено исследование, целью которого стало бы подтверждение или опровержение основной гипотезы, заключающейся в том, что отсутствие достаточного информирования, сосредоточенность главным образом на сфере образования и IT-сфере и низкий охват остальных групп населения не позволяют программе подготовки кадров в полной мере реализовывать свой потенциал. Кроме того, исследование также направлено на изучение основных источников получения дополнительного образования у взрослого населения и условий для привлечения большего числа участников к освоению цифровых компетенций.

Материалы и методы

В качестве основных методов сбора данных для исследования были выбраны анкетирование и критический анализ научной литературы. Среди преимуществ анкетирования можно выделить оперативность и объективность в получении результатов, возможность проведения массовых исследований, отсутствие необходимости в интервьюере, поскольку анкетирование проводилось на онлайн-платформе, а также минимальные трудозатраты в подготовке, проведении и обработке результатов исследования. Из минусов метода можно выделить отсутствие базы опрашиваемых и в связи с этим сложность в получении данных.

Поскольку целью исследования является анализ и интерпретация результатов, имеет смысл для решения поставленной задачи использовать системный подход и метод исследования причинно-следственных связей.

В рамках системного подхода можно детально исследовать элементы, взаимосвязи, появляющиеся в процессе взаимодействия элементов. Достоинствами выбранного подхода является возможность изучения объекта не только в единстве всех ее составляющих, но и в единстве с внешним по отношению к нему миром.

В результате применения вышеперечисленных методов автором идентифицированы факторы низкого показателя освоения населением цифровых компетенций.

Результаты

Исследование состоит из нескольких этапов. На первом этапе нами были идентифицированы и выделены в две группы ключевые цифровые компетенции, необходимые к освоению на сегодняшний день. Результаты первого этапа исследования представлены на конференции «Общество, культура, человек в цифровую эпоху. Медиаэкономика, медиаполитика, медиакультура» (г. Санкт-Петербург, 20 июля 2021 года) [6, с. 33–41] (Doronenko, 2021, р. 33–41). По результатам этого этапа исследования в первой группе оказались компетенции, которые характеризуют общий уровень компьютерной грамотности, работу с определенными компьютерными программами и устройствами [9, с. 178] (Abdrakhmanova, Vishnevskiy, Gokhberg et al., 2020, р. 178). Вторая группа цифровых компетенций представлена автором и отвечает за устройство и обеспечение своего цифрового пространства, а также безопасность персональных и иных данных (табл. 1).

Таблица 1

Базовые цифровые компетенции

Компьютерная грамотность
Цифровая грамотность
Работа с текстовым редактором
Работа с основными мессенджерами (WhatsApp, Viber, Telegram)
Отправка электронной почты с прикрепленными файлами
Установка приложений и работа с ними (Zoom, Trello, Outlook и др.) на различных устройствах (компьютер, ноутбук, смартфон)
Копирование или перемещение файла или папки, использование инструмента копирования и вставки в документе
Установка мобильных приложений для бытового использования
Передача файлов между компьютером и периферийными устройствами
Создание, размещение контента в социальных сетях («ВКонтакте», Instagram, YouTube и др.)
Работа с электронными таблицами
Создание удаленного рабочего места
Использование программ для редактирования фото-, видео- и аудиофайлов
Работа в наиболее распространенных программах (Photoshop, 1C) на уровне пользователя
Создание электронных презентаций с использованием специальных программ
Создание профиля, цифрового портфолио, личного кабинета на различных платформах и сайтах (личные кабинеты налогоплательщика, педагога и др.)
Подключение и установка новых устройств
Визуализация и анализ данных (создание дашбордов, интеллект-карт и др.)
Поиск, загрузка, установка и настройка программного обеспечения
Работа с облачными сервисами
Установка новой или переустановка операционной системы
Работа с базами данных
Источник: составлено автором с использованием источника: [9, с. 178] (Abdrakhmanova, Vishnevskiy, Gokhberg et al., 2020, р. 178).

На втором этапе исследования был проведен небольшой открытый опрос граждан с целью выявить ресурсы, которые помогут программе подготовки кадров для цифровой экономики привлечь больше участников, что будет способствовать более быстрому и эффективному освоению цифровых компетенций у населения. Участниками опроса стали граждане Российской Федерации в возрасте от 18 до 65 лет. Опрос был сформирован и размещен на платформе «Анкетолог» [1] и был доступен по прямой ссылке, которая была направлена в различные организации, размещена в социальных сетях и распространялась по мессенджерам. Опрос проводился с 18.08.2021 года по 18.09.2021 года. Таким образом, в опросе приняли участие 117 человек. Ниже приведем основные результаты опроса.

Отмечено, что на вопрос «Знаете ли вы о существовании в нашей стране федеральной программы «Кадры для цифровой экономики?» более 80% опрошенных ответили отрицательно, а те, кто знаком с программой, – узнали о ней от знакомых и из интернета, а не из официальных источников (рис. 1, 2).

Рисунок 1. Распределение ответов респондентов на вопрос «Знаете ли вы о существовании в нашей стране федеральной программы «Кадры для цифровой экономики?»

Источник: составлено автором.

Таким образом, основная гипотеза о слабой информированности населения подтверждается. Ответы на следующие вопросы также доказывают правомерность гипотезы.

Рисунок 2. Распределение ответов респондентов на вопрос «Если на предыдущий вопрос вы ответили утвердительно, то как вы узнали о данной программе?»

Источник: составлено автором.

Более 70% (71,5%) респондентов отметили, что освещенность программы очень плохая, либо они ни разу не слышали о программе, 24,5% ответили, что можно найти информацию, если конкретно знать, что искать, и только 2% в курсе возможностей, предлагаемых государством (рис. 3). Этот показатель очень низкий для того, чтобы решить проблему развития цифровых компетенций у населения.

Примечательно, что при этом 87% опрошенных респондентов занимаются своим дополнительным образованием (рис. 4).

Это означает, что программа могла бы привлечь намного больше пользователей при достаточной освещенности своих возможностей. Кроме того, большинство участников выбирают именно бесплатное онлайн-образование в качестве источника повышения квалификация или получения новых знаний и компетенций (рис. 4).

Рисунок 3. Распределение ответов респондентов на вопрос «Насколько хорошо, по вашему мнению, освещены возможности для участия в программе»

Источник: составлено автором.

Это говорит о том, что, хотя участники и понимают важность дополнительного образования, пока не готовы платить за него или не имеют такой возможности.

Рисунок 4. Распределение ответов респондентов на вопрос «Занимаетесь ли вы своим дополнительным образованием?»

Источник: составлено автором.

Можно сделать вывод, что проблема заключается не в потенциале экономически активного населения, а именно в возможностях, которые ему предоставляются. Ответы на один из следующих вопросов это подтверждают. Респондентам было предложено на выбор несколько вариантов повышения мотивации для участия в проекте. На рисунке 5 представлены результаты ответов респондентов на вопрос: «Какие, по вашему мнению, варианты могут помочь привлечь больше участников в федеральную программу «Кадры для цифровой экономики?». Одним из самых популярных ответов стал «помощь в трудоустройстве после прохождения программы».

Рисунок 5. Распределение ответов респондентов на вопрос «Какие, по вашему мнению, варианты могут помочь привлечь больше участников в федеральную программу «Кадры для цифровой экономики?»

Источник: составлено автором.

Собственная оценка участниками уровня владения цифровыми компетенциями показала, что наименее сложными являются операции, связанные с работой в текстовых, табличных редакторах, созданием презентаций, а также с различными операциями с файлами (копирование, передача, отправка по электронной почте) и с основными мессенджерами. Наиболее сложными оказались действия с поиском, загрузкой, установкой, переустановкой программного обеспечения, операционной системы, визуализацией данных, работой с облачными сервисами. Необходимая в последнее время компетенция «создание удаленного рабочего места» встречает затруднение у большинства пользователей.

Дискуссия

Результаты данного исследования позволяют нам сформулировать некоторые выводы.

Во-первых, в настоящее время ключевые показатели в большей степени связаны с отсутствием должной информированности населения о возможностях программы, что заставляет обращаться к различным интернет-источникам, выбрать из которых компетентный непросто. Достаточной информацией о программе обладают в большей мере участники образовательных процессов (педагоги, студенты, научные работники, государственные служащие) и очень заинтересованные люди, которые самостоятельно ищут необходимую информацию и новые способы повышения конкурентоспособности на изменяющемся рынке труда.

Во-вторых, учитывая факт, что большинство опрошенных занимаются своим дополнительным образованием, потенциальные возможности привлечения в программу большего числа участников возрастают. Кроме того, программа «Кадры для цифровой экономики» ориентирована в большей мере на освоение населением новых профессий, востребованных в будущем. Однако за пределами исследования пока остаются базовые цифровые компетенции, которые, очевидно, еще в целом недостаточно развиты.

В-третьих, существенное влияние на принятие участия в программе имеют такие условия, как компенсация части затрат на обучение и содействие в дальнейшем трудоустройстве. Если первое условие уже реализуется программой, но в силу низкой информированности населения не является стимулом к участию в программе, то второе – даже не рассматривается на государственном уровне. Но как раз этот фактор участники опроса ставят на первое место. Вопрос применимости полученных знаний на рынке труда становится актуальным как никогда ранее. Зачастую оказывается, что новую профессию просто некуда применить, либо уровень заработной платы не соответствует уровню квалификации участников рынка труда. Здесь также нужно принять во внимание тот факт, что при смене профессии человеку приходится начинать свою профессиональную деятельность практически сначала, что объективно влечет за собой снижение уровня оплаты труда. Не каждый может позволить себе во взрослом возрасте временную вилку в 3–5 лет для достижения желаемого уровня оплаты труда в новой профессии.

Решение этих вопросов позволит ускорить темпы освоения населением базовых цифровых компетенций, что существенно повлияет на развитие экономки страны в целом.

Несмотря на то, что выборка для исследуемого вопроса небольшая, она является случайной и включает в себя все возрастные группы экономически активного населения, а также представителей различных профессий и всех видов экономической деятельности.

Результаты опроса дополняют исследования, проводимые в последнее время отечественными и зарубежными авторами в аспекте готовности населения к цифровым трансформациям [1, 2, 7, 9, 12, 13] (Alyabina, 2018; Ershova, Ziva, 2018; Abdrakhmanova, Vishnevskiy, Gokhberg et al., 2020; Abdrakhmanova, Vishnevskiy, Gokhberg et al., 2019; Sharipova, 2020). В данных исследованиях представлены результаты по множеству важных показателей развития цифровой экономики, в том числе уровень владения цифровыми компетенциями, однако в нем не затрагиваются вопросы готовности к получению новых компетенций и глубинные аспекты невовлеченности населения в цифровую трансформацию.

Кроме того, авторы докладов выделяют в качестве цифровых компетенций только так называемые компетенции компьютерной грамотности, назвав их цифровыми. Однако в нашем исследовании данная концепция получила развитие и нашла свое отражение в выделении двух видов цифровой компетенции, дополнив ее компетенциями «цифровой грамотности». Таким образом, автором получена более точная идентификация цифровых компетенций, что позволит в дальнейшем оценивать уровень цифровых компетенций и эффективно выстраивать траектории дальнейшего развития для каждого участника трудового процесса.

Заключение

Проведенное исследование в контексте готовности населения к обучению цифровым компетенциям показало, что они связаны как с объективными, так и с субъективными факторами. В качестве основных факторов, влияющих на скорость освоения населением цифровых компетенций, можно выделить:

1. Отсутствие информированности граждан.

2. Ориентация на школьников, студентов и государственных служащих.

3. Отсутствие системы формирования модели компетенций у населения.

4. Несбалансированность рынка труда, которая проявляется в нехватке рабочих мест у работников с уже сформированными цифровыми компетенциями.

5. Отсутствие четкого понимания сути цифровых компетенций и компетенций для цифровой экономики.

6. Подмена понятий «компетенции для цифровой экономики» на «цифровые профессии».

7. Ориентация исключительно на сектор IT.

Таким образом, проблематика, поставленная в статье, и полученные результаты исследования дают возможность дальнейшего исследования трансформации рынка труда и разработки модели формирования и развития цифровых компетенций с учетом выявленных факторов.

[1]Анкетолог. Сервис он-лайн опросов. [Электронный ресурс]. URL: https://anketolog.ru (дата обращения: 27.09.2021).


Источники:

1. Алябина Е.В. В Выявление спроса на цифровые компетенции в российских компаниях. / Экономика Сибири в условиях глобальных вызовов XXI века. Сборник статей в 6 томах. Под редакцией Н.А. Кравченко, А.А. Горюшкина. - Новосибирск: Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 2018. – 10-18 c.
2. Атлас новых профессий. - М.: Сколково, 2014. – 168 c.
3. Батова М.М. Формирование цифровых компетенций в системе образование – наука – производство // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 4. – c. 1573–1584.
4. Герчикова Т.Я., Дегтярёв Н.И. Развитие цифровых компетенций персонала // Экономика труда. – 2021. – № 6. – c. 585–600.
5. Гилева Т.А., Галимова М.П. Модели компетенций и навыков цифровой экономики: аналитический обзор. / Управление экономикой: методы, модели, технологии. Сборник материалов XIХ Международной научной конференции / отв. ред. Л. А. Исмагилова. - Уфа: Уфимский государственный авиационный технический университет, 2019. – 58-62 c.
6. Дороненко М. В. Исследование структуры компетенций экономически активного населения в условиях цифровой экономики. / Общество, культура, человек в цифровую эпоху. Медиаэкономика, медиаполитика, медиакультура 2021: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Общество, культура, человек в цифровую эпоху. Медиаэкономика, медиаполитика, медиакультура», г. Санкт-Петербург, 20 июля 2021 года / под редакцией А.И. Климина и других; Ассоциация «НИЦ «Пересвет». - СПб.: Ассоциация «НИЦ «Пересвет»; «Фора-принт», 2021. – 33-41 c.
7. Ершова Т.В., Зива С.В. Ключевые компетенции для цифровой экономики // Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. – 2018. – № 3. – c. 4-20.
8. Зайцева А.С. Влияние цифровых компетенций субъектов малого и среднего предпринимательства на развитие бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 2. – c. 313-322.
9. Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. и др. Индикаторы цифровой экономики: 2020. / статистический сборник. - М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 360 c.
10. Кожухова Н.В., Серпухова Е.П. и др. Компетенци «будущего» в условиях цифровой экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 7. – c. 1875-1892.
11. Константинова Д.С., Кудаева М.М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования // Экономика труда. – 2020. – № 11. – c. 1055–1072.
12. Абдрахманова Г.И., Вишневский К. О., Гохберг Л. М. и др. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение. / докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9–12 апр. 2019 г. // Абдрахманова Г.И., Вишневский К. О., Гохберг Л. М. и др.; науч. ред. Л. М. Гохберг; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019.
13. Шарипова О.М. Цифровизация и цифровые компетенции: новая реальность // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 3. – c. 1789-1802.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:02:03