Определение подходов к понятию «университетский кампус» и особенности его функционирования в современной экономической системе

Донская О.О.1
1 Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 11 (Ноябрь 2024)

Цитировать:
Донская О.О. Определение подходов к понятию «университетский кампус» и особенности его функционирования в современной экономической системе // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 11. – doi: 10.18334/epp.14.11.121988.

Аннотация:
В статье рассматривается трансформация роли кампуса университета и определение его современного образа как экономического актора, который способствует развитию городской и региональной экономик через взаимодействие академических структур, бизнес-партнеров и городских представителей на его территории. Проведен анализ инфраструктурных форматов совместной деятельности, таких как научно-образовательные и научно-технологические центры, с акцентом на уникальную роль кампуса в создании условий для инноваций и гибкого взаимодействия с городскими и региональными системами. Сделан вывод о том, что именно кампус создает условия для сосредоточения компетенций и коммуникаций на одной территории, что способствует гибкому взаимодействию со сложными и динамичными системами города и региона. Выявлен научный пробел в осмыслении роли кампуса не только как образовательного или инфраструктурного объекта, но и как среды, способствующей концентрации компетенций и ресурсов на одной территории. Рассмотрены механизмы интеграции кампусов в экономическую и социальную жизнь города через развитие государственно-частного партнерства. Статья предлагает новый подход к анализу инфраструктуры кампуса и будет интересна ученым-урбанистам, исследователям в области менеджмента, экономики, образования, а также специалистам в области развития инфраструктуры кампуса и государственно-частного партнерства

Ключевые слова: кампус университета, научно-образовательный центр, инновационный научно-технологический центр, социально-экономическая стратегия, городские системы, экономика региона

JEL-классификация: I21, I23, I25, I26, I28



Введение

В последние десятилетия понятие кампуса университета претерпевает значительную трансформацию, переходя из инфраструктурной плоскости в структуру современной экономической системы.

Кампусы университетов, выходя за пределы образовательных и научных функций, начинают выполнять роль центров интеграции академических структур, бизнеса и общества, способствуя развитию городской и региональной экономик. Такие изменения отражают мировые тенденции, проанализированные автором в статьи в разделе с подходами к определению кампусов университетов, согласно которым кампусы университетов становятся центрами экономической активности, а их среда — привлекательным пространством для инвесторов и компаний, заинтересованных в создании инновационных продуктов и услуг. В этой связи полезным представляется исследование П. Кухтина, Т. Гинкера [11], в котором рассматривается зарубежный опыт управления университетскими кампусами и проводится сравнение между европейской и американской моделями, также рассмотренное автором настоящей статьи.

А. Кубышкин, Т. Анисимова [8, c. 83-84] описывают американскую модель университетского кампуса как пример эволюции образовательного пространства. Исследователями предлагается к изучению универсальная модель развития кампуса.

Однако в России кампус является не единственной исследовательско-научной формой совместной деятельности. На территории России свое развитие также получили научно-образовательные центры и инновационные научно-технологические центры.

Как отмечает В. Андреев [3], инновационные научно-технологические центры являются важным элементом территориальных кластеров, создающих возможности для взаимодействия науки, образования и бизнеса. Вместе с этим исследование современных кампусов университета, проведенное автором статьи, показывает, что кампусы также выступают активными участниками подобных процессов, однако именно они объединяют на своей территории образовательные учреждения с бизнесом и государственными структурами, используя механизм государственно-частного партнерства.

При рассмотрении российских исследований (в частности, А. Берестовой и В. Ларионовой [4, с. 67], А. Вырезковой [5, с.19], О. Геревенко [6, c. 311] , Г. Кулешовой [10, с. 118]) автор делает вывод о том, что в научной литературе обсуждается выбор пространственной модели организации кампуса и его влияние на градостроительный облик города, однако недостаточно внимания уделяется роли кампуса как городского и регионального аттрактора.

Таким образом, можно заключить, что пространственное развитие кампуса университета и современные тенденции в проектировании достаточно хорошо изучены российскими исследователями, однако вместе с этим уделяется малое внимание пониманию роли кампуса университета как экономического актора. Такой вывод сформулирован на основании анализа пространственных подходов к изучению кампуса университета, предложенных Е. Кузнецовой и С. Ивановым [9], А. Дергабузовой и М. Магомедовым [7, с.309], К. Максимовой и В. Кореневым [13, c. 173]). Поэтому вопрос, поставленный автором статьи, актуален для понимания того, каким образом кампусы способствуют развитию социально-экономической системы города и региона через взаимодействие академических структур, бизнес-партнеров и городских представителей на своей территории.

Целью настоящей статьи выступает разработка авторского подхода к определению современного кампуса университета в связи с трансформацией роли университетов в социально-экономическом пространстве города и региона. Для выполнения этой цели проведено исследование различных мировых подходов к определению кампуса (североамериканского, европейского, азиатского), а также проанализированы такие форматы инфраструктуры совместной деятельности, таких как научно-образовательные центры, инновационные научно-технологические центры и кампус университета. Сделан вывод о том, что именно кампус создает условия для сосредоточения компетенций и коммуникаций на одной территории, что способствует гибкому взаимодействию со сложными и динамичными системами города и региона.

Научная новизна заключается в предложении нового подхода к понятию университетского кампуса как инструмента формирования конкурентоспособности города, за счет создания на его территории условий для возникновения сложных форм деятельности, которые не могут возникнуть по-отдельности.

Материалы и методы

Информационной основой исследования послужили нормативные документы, научные статьи и аналитические отчеты, касающиеся современной роли кампусов университетов. В исследовании использовались как российские, так и международные источники, включая работы, освещающие развитие инновационных научно-образовательных центров и инновационных научно-технологических центров [3, 9, 16].

Основным методом исследования был системный анализ, который позволил рассмотреть взаимодействие кампусов с другими участниками экономической системы — государственными структурами, бизнесом и городскими сообществами. Для анализа инфраструктуры кампусов и их вклада в развитие экономики использовался сравнительный метод, позволяющий выявить различия в подходах к организации кампусов в различных регионах мира [5, 6, 8, 11]. Также были использованы методы синтеза и группировки для изучения теоретических подходов и практических примеров функционирования университетских кампусов в современной экономической системе [25,26].

Такая методология позволяет комплексно рассмотреть роль кампусов как экономических акторов, их влияние на развитие города и региона, а также определить ключевые факторы, влияющие на их успешное функционирование в контексте государственно-частного партнерства и взаимодействия с другими элементами системы.

Основная часть. Эволюция представлений о кампусе университета

Североамериканский подход

Концепция «кампуса» изначально появилась в колониальной Америке, где университеты, как физические пространства, начали формироваться вокруг ключевых академических зданий. Сам термин «кампус» произошел от латинского слова, обозначающее «поле» или «пространство».

Первым примером кампуса считается университет Принстона, чей кампус в начале XVIII века представлял собой одно здание – Нассау-холл. Кампус университета Принстона получил свое развитие в 1753 году во много благодаря своему географическому положению [28]. Предполагалось, что университет должен выполнять единственную функцию – образовательную, – поэтому его удаленность от крупных населенных пунктов, которые конкурировали за внимание студентов, считалось преимуществом, поскольку оно способствовало концентрации на учебном процессе [29]. Кампус с многофункциональной инфраструктурой и в сочетании с естественной средой формирует качественно новый опыт обучения и общения в кампусе [26]. Поэтому в мировой практике долгое время считалось, что кампус – это земля, на которой образуется университет и поселение для академических исследований в городе и за его пределами [27].

Кроме того, первоначально кампус ассоциировался именно с развитием университетского пространства в Америке. Д. Тернер, автор истории планирования американских кампусов, определил, что «слово кампус, больше, чем любой другой термин, суммирует уникальный физический характер американского колледжа и университета… Кампус – это совокупность отличительных физических качеств американского университета, а также его целостность как закрытого сообщества и его архитектурное выражение образовательных и социальных идеалов» [22].

Однако начиная с 1862 года, федеральное правительство США стремилось преобразовать американские университеты в учреждения, «ориентированные на гражданские цели и взаимодействие с общественностью путем реализации таких инициатив, которые бы увеличили вклад в современное общество Америки» [24]. Подобные инициативы обеспечили участие общественности на самых высоких уровнях в жизни университета, снимая с факультетов или кампусных центров задачу по развитию общественной жизни.

Таким образом, меньше, чем за сто лет произошло изменение подхода к концепции кампусов в США. Благодаря федеральной политике искусственно созданный «академический остров» с четко ограниченными функциями к середине XIX начал трансформироваться в более открытое и взаимодействующее с обществом образовательное учреждение. Это привело к постепенному сближению академической и общественной жизни, при котором университеты начали выходить за рамки своих кампусов, активно участвуя в жизни общества [8].

Европейский подход

Первые университеты в Европе начали возникать еще в Средние века. Среди них наиболее известны Болонский университет (основан в 1088 году), Оксфордский университет (основан примерно в 1096 году) и Парижский университет (основан в 1150 году). Эти университеты стали пионерами в создании первых кампусов, которые значительно отличались от современных представлений.

В отличие от американских университетов, европейские университеты часто были тесно интегрированы в городскую ткань. Это было связано с тем, что университеты изначально создавались в крупных городах или вокруг них. Многие европейские университеты располагались в исторических центрах городов, что обусловило их компактное расположение и непосредственную близость к другим общественным зданиям и учреждениям [11].

Это также влияло на привлечение талантливых и образованных людей – европейские университеты, помимо студентов, притягивали ученых, философов и деятелей культуры, которые насыщали жизнь университета культурной и интеллектуальной повесткой (публичные лекции, дебаты) и интегрировали академическую жизнь в общественное поле города.

Однако, получив свое развитие в США, концепция университетского кампуса со временем начала внедряться в университетскую жизнь Европы, приобретая при этом некоторые особенности. В Европе многие учебные заведения не имели четко обособленных «кампусов» в американском понимании этого слова до XIX-XX веков [23].

Главной причиной развития кампусов университетов в Европе стало расширением учебных дисциплин и студенческого контингента, ввиду этого началось строительство специализированных зданий для различных факультетов, что способствовало росту университетских кампусов. Кроме того, понятие «кампус» закрепилось в Оксфордском словаре латыни и стало означать университетские колледжи, расположенные в одном месте и включающие в себя жилье, преподавание, обучение и исследовательские помещения, а также мероприятия для отдыха [25].

Постепенно традиционное значение кампуса, которое раньше использовалось исключительно для описания университетов, компактно расположенных на специально выделенной (как правило, своей) земле, трансформировалось и теперь означает нелокализованные комплексы зданий университетов, расположенные в пределах одного города.

Однако, в отличие от американских кампусов, которые часто проектировались как закрытые и отдаленные от городской жизни, европейские университеты были органично вписаны в городскую среду. Поэтому европейские университеты традиционно играли значительную роль в общественной и культурной жизни города, тогда как американские университеты часто действовали как независимые и закрытые академические сообщества.

Азиатский подход

Прообразами первых кампусов университетов в Азии были буддистские школы, школы для будущих чиновников, а также католические школы, организовываемые миссионерами для просветительских целей. Эти образовательные учреждения, существовавшие задолго до появления университетов западного типа, сыграли ключевую роль в формировании образовательной системы в регионе.

Буддистские школы, такие как знаменитый университет Наланда в Индии, основанный в V веке, были одними из первых центров высшего образования в Азии и предлагали обучение по широкому спектру дисциплин, включая буддизм, философию, медицину и математику. Архитектурно эти школы представляли собой крупные монастырские комплексы с библиотеками, аудиториями и общежитиями для студентов и преподавателей, и их можно рассматривать как прообраз университетских кампусов.

Школы для будущих чиновников, основанные в ранние имперские периоды, сосредотачивались на обучении конфуцианским классическим текстам и подготовке студентов к государственным экзаменам. В свою очередь, католические школы, организованные миссионерами в Азии с XVI века, также внесли значительный вклад в развитие образовательной системы. Миссионеры привозили с собой западные образовательные модели, и такие учреждения не только способствовали распространению христианства, но и заложили основу для создания современных университетов (например, Университет Санто-Томас на Филиппинах, основанный в 1611 году) [30].

Комбинирование различных традиций — буддистских школ, конфуцианских академий и католических образовательных учреждений — создало уникальный фундамент для развития азиатских университетов. Эти учреждения интегрировали лучшие элементы каждой образовательной модели: духовное и философское обучение из буддистских школ, академическую строгость и административную подготовку из конфуцианских академий, а также системное и структурированное образование из католических школ [29].

Университетские кампусы в Азии, как правило, ближе к европейской модели из-за их интеграции в городскую среду и акцента на создание специализированных зданий для различных дисциплин [19]. Примеры таких университетов, как Токийский (основанный в 1877 году) и Пекинский (основанный в 1898 году), демонстрируют эту тенденцию, поскольку они расположены в центре крупных городов и включают в себя элементы городской инфраструктуры.

Однако есть и примеры университетов, таких как Индийский научный институт, которые больше соответствуют североамериканской модели изоляции и концентрации на учебе и исследованиях.

В настоящее время наметилась тенденция интегрировать кампусы университетов в городскую среду, вместо того чтобы оставлять их изолированными «‎академическими островами». Кампус начинает ассоциироваться не только с физическим пространством, но и с деятельной, культурной и социальной средой [15] [18].

В первую очередь, это можно объяснить историческим укреплением взаимоотношений между академической средой и городскими сообществами, что способствует обмену ресурсами между университетом и обществом [10].

В качестве примера можно привести Университет Копенгагена (Дания), который проводит проекты гражданской науки — это научные проекты, в которых граждане приглашаются к участию в исследованиях, в частности в исследования для формирования Повестки до 2030 года по устойчивому развитию по вопросам биоразнообразия, загрязнения, социально-экономических исследований, требующие широких наблюдений [31].

Во-вторых, переход в понимании университета как физической среды к его восприятию в качестве поля социального взаимодействия и активной экономической деятельности связан с тем, что современные университеты стремятся стать существенными акторами экономического развития, что требует тесного взаимодействия с бизнесом и индустриальными партнерами [6].

Например, Университет в Питерборо (Англия) был создан с целью удовлетворить потребности местных студентов, работодателей и региональной экономики. Сегодня в университете есть специальные консультационные советы с представителями городской администрации и бизнеса, которые обеспечивают развитие стратегического диалога с ключевыми партнерами. Также более 170 предприятий вовлечены в создание учебных программ факультетов университета, чтобы сократить количество пробелов в навыках студентов.

Совмещение на одной территории университетского образования и практического применения накопленных знаний ведет к образованию инновационной среды, в которой университеты, стартапы и крупные корпорации работают вместе над созданием новых продуктов и технологий [12].

В итоге, кампусы становятся не просто местом для получения образования, но и стратегическим экономическим хабом, в котором образовательные, научные и предпринимательские инициативы интегрируются в единую продуктовую сеть. На территории кампуса создаются специализированные бизнес-инкубаторы и исследовательские кластеры, которые способствуют коммерциализации научных разработок и привлечению инвестиций.

Границы кампуса размываются, поскольку они, с одной стороны, не ограничены только физической средой и с другой стороны, привлекают в свою черту различных представителей города, доказывая свою универсальность. Подобное переосмысление кампуса как многофункционального центра, который стимулирует активное взаимодействие и сотрудничество между студентами и преподавателями, а также между университетом, городским сообществом и во многих случаях бизнес-структурами меняет подход к его созданию и управлению.

Форматы инфраструктуры совместной деятельности

Помимо университетского кампуса на территории России реализованы различные форматы инфраструктуры, где университет выступает одним из участников кооперации для создания новых технологий. Сравнительному анализу в данной статье подлежат научно-образовательные центры (НОЦ), инновационные научно-технологические центры (ИНТЦ) и современные университетские кампусы, которые создаются по всей стране по федеральной программе «Создание сети современных кампусов». Выбор данных форматов обусловлен тем, что они представляют собой инфраструктурные проекты совместной деятельности и заявлены играть ключевую роль в развитии науки, образования и инноваций в России [14], поскольку на их территории аккумулируются необходимые условия для научных исследований, образовательных программ и создания инноваций.

Научно-образовательные центры представляют собой объединение образовательных учреждений, научных институтов и бизнеса, направленное на проведение научных исследований и разработок. Их основная цель — установить взаимодействие между научной средой и бизнесом для дальнейшей коммерциализации научных достижений и их выхода на рынок [9].

Планы по созданию сети из 15 научно-образовательных центров мирового уровня определены указом президента России Владимира Путина от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1]. НОЦ появились в 2018 году в рамках национального проекта «Наука». Согласно национальному проекту, объединение ресурсов и усилий ведущих университетов, научных организаций и бизнеса должны привести к решению ключевых научных и технологических задач.

НОЦ создаются с учетом потребностей региона и ключевых направлений его развития, объединяя потенциал и специализацию одного или нескольких университетов и научных организаций соответствующей отрасли для достижения синергии в процессе создания инноваций и продвижения к технологическому суверенитету. Руководят этими лабораториями, как правило, привлеченные, уже состоявшиеся ученые - так рождается научная школа [20].

Инновационные научно-технологические центры начали создаваться в 2017 году в соответствии с Федеральным законом №216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и определяются как совокупность организаций, основной целью деятельности которых является осуществление научно-технологической деятельности, и иных лиц, деятельность которых направлена на обеспечение функционирования такого центра, действующих на определенной Правительством Российской Федерации территории [2].

ИНТЦ фокусируются на создании и поддержке инновационных компаний и стартапов, обеспечивая им условия для масштабирования и расширения деятельности [2]. В отличие от НОЦ, которые занимаются налаживанием связей между научными разработками и бизнесом, ИНТЦ предоставляют резидентам налоговые льготы и консультационные услуги, создавая благоприятные условия для инноваций.

ИНТЦ ориентирован на создание «конвейера инноваций» благодаря развитию на своей территории технопарков, бизнес-инкубаторов и акселераторов [16]. В рамках инновационного процесса осуществляется взаимодействие с университетом, что позволяет разработать собственную образовательную программу или курс, воспользоваться лабораторными ресурсами университета и его кадровым потенциалом. Также все ИНТЦ работают по определенным направлениям, и у каждого есть крупный якорный резидент, который задает темп работы.

Таким образом, НОЦ и ИНТЦ представляют собой единый механизм поддержки инноваций на разных стадиях жизненного цикла. НОЦ способствуют проведению научных исследований и взаимодействию с бизнесом [9], а ИНТЦ обеспечивают условия для масштабирования инноваций и поддерживают стартапы.

В свою очередь, кампусы направлены на создание условий для совместной работы университетов и встраивания их совместной научно-образовательной программы в задачи стратегии социально-экономического развития региона, в особенности на работу с удержанием и привлечением талантливой молодежи и формирование конкурентоспособной позиции региона. Особенностью кампусов является их реализация с применением механизма государственно-частного партнерства, согласно которому частный партнер участвует на всех этапах жизненного цикла кампуса — создание проекта, строительство проекта, техническая и сервисная эксплуатация. Данная особенность впервые вводит нового участника, не связанного с деятельностью образовательных организаций высшего образования, в процесс управления кампусом с последующим влиянием на его результаты и конкурентоспособность (Табл.1).

Табл 1. Сравнительная характеристика НОЦ, ИНТЦ и Кампус. Таблица составлена автором статьи.

Показатель
НОЦ
ИНТЦ
Кампус
● Генеральная цель создания
Построение современной модели исследований и разработок, основанной на научно-образовательной и производственной кооперации в цепочке «наука-университеты-бизнес».
Повышение технологической независимости благодаря развитию инновационной инфраструктуры, привлечению инвестиций и поддержке стартапов, а также содействию внедрения научных разработок в производство.
Создание инфраструктуры нового типа для реализации передовых образовательных и научных проектов консорциума университета, развитие единой среды студенческого, научного и бизнес-сообщества, интегрированного в городскую среду и востребованную жителями города.
● Нормативное регулирование
Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2019 г. №537 «О мерах государственной поддержки научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики».
Федеральный закон №216-ФЗ от 29 июля 2017 г. «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» .
Федеральный проект «Создание сети современных кампусов», «Стандарт инновационной образовательной среды (кампусов)» Минобрнауки
● Основная деятельность
Развитие научно-исследовательской деятельности и образовательных программ вместе с бизнесом и представителями промышленности.
Поддержка инновационной и прикладной научной деятельности, создание стартапов, коммерциализация технологий.
Реализация научно-образовательной и партнерской программ консорциума университетов для формирования конкурентоспособной позиции города и региона в части работы с талантливой молодежью
● Функционал инфраструктуры
● Проведение научных исследований и реализация проектов под руководством ученых;
● Повышение квалификации научных сотрудников, вовлечение студентов и аспирантов в научные проекты;
● Взаимодействие с бизнесом для коммерциализации научных достижений;
● Объединение потенциала университетов и научных организаций соответствующей отрасли для удовлетворения потребностей региона.
● Создание условий для развития инновационных компаний, поддержка стартапов на ранних этапах развития;
● Предоставление офисных и лабораторных помещений;
● Акселератор стартапов: их масштабирование и выход на рынок;
● Сотрудничество с университетами, использование их лабораторных ресурсов и кадрового потенциала;
● Разработка образовательных программ или курсов.
● Обеспечение условий для академической (образовательной и научной) деятельности;
● Развитие условий для проживания и отдыха на территории кампуса;
● Размещение на территории кампуса объектов спортивного и культурно-развлекательного наполнения;
● Раскрытие инновационного потенциала кампуса через организацию деятельности технопарков, расположенные на его территории.
● Эффекты создания
Основной акцент на научных исследованиях и их коммерциализации, улучшении взаимодействия науки и бизнеса, росте регионального научного потенциала и образовательных возможностей.
Упор на поддержке стартапов и инновационных проектов, привлечении инвестиций, создании инновационной экосистемы и социально-экономическом развитии региона.
Создание условий для совместной работы университетов, привлечения талантливой молодежи, интеграции с городским пространством и формирование конкурентоспособности города и региона.

Понятие современного кампуса университета

В высших образовательных учреждениях России и мира происходит переход от парадигмы, основанной на знаниях, к парадигме компетенций и коммуникаций, сосредоточенных на одной территории, открытой городу и нерезидентам кампуса. Современный кампус начинает трансформироваться в многофункциональный комплекс, где образование встраивается в исследовательскую, социальную, культурную и даже производственную деятельность. Это создает условия для формирования новых компетенций, способствующих гибкому взаимодействию со сложными и динамичными системами города и региона. Функциональная комплексность инфраструктуры кампуса, где образовательные, научные, культурные и социальные аспекты интегрированы в единое пространство, способствуют реализации различных форматов на одной территории (образовательные центры, технопарки, культурные и спортивные центры, акселераторы, инновационные парки и пр.) [17].

В настоящее время наметилась тенденция интегрировать кампусы университетов в городскую среду, вместо того чтобы быть оставлять их изолированными «‎академическими островами» [21]. Кроме того, кампус начинает ассоциироваться не только с физическим пространством, но и с социальной средой, в которой встречаются и взаимодействуют различные социальные группы. В результате, кампусы становятся не просто местом для получения образования, но и еще одним центром городской жизни. Они формируют как сеть профессионального общения среди преподавателей и студентов университета, так и становятся общественным пространством, в котором городские жители могут ощущать себя равными участниками академической жизни.

Переосмысление подхода к созданию и эксплуатации кампусов университетов с применением механизма государственно-частного партнерства подчеркивает формирование на его базе устойчивой финансово-экономической модели с последующей компетенцией профессионального управления активами и процессами для обеспечения условий возврата частных инвестиций. А также предполагает наличие консорциума университетов кампуса как основных участников и выгодоприобретателей от реализации проекта.

Таким образом современный кампус начинает представлять собой оптимальную форму организации сложных форм деятельности между постоянными резидентами-участниками проекта кампусами, партнерской сетью и внешней потребительской средой, которые не могут возникнуть по-отдельности. При этом объектом управления в кампусе становится создание условий для возникновения совместной деятельности и соответствующий подбор инструментов.

Совместная деятельности фокусируется на взаимодействии разных групп участников:

● университетов консорциума между собой,

● университетов и коммерческих организаций-заказчиков,

● университетов и представителей региональной и муниципальной органов власти,

● университетов и горожан, включая студентов, как потребителей продуктов и услуг кампуса,

● университетов и общественных и культурных организаций.

Так, совместная деятельность возникает на пересечении функций университета и областей городского развития, где кампус становится площадкой для их взаимодействия, предлагая необходимые инструменты и организационные форматы для общей деятельности (Рис.1).

Рис 1. Схема понятия кампуса как пространства взаимодействия университетов и города. Рисунок выполнен автором статьи

Со стороны городских процессов выделяется четыре направления, которые во взаимодействии с четырьмя функциями университетов формируют совместные процессы и продукты:

- взаимодействие с бизнесом направлено на обеспечения быстрого трансфера технологий и адаптации образовательных программ под запрос индустрий;

- взаимодействие с горожанами осуществляется за счет грамотной планировочной структуре кампуса и его вписанию в городской градостроительный ландшафт и направлено на вовлечение широкого круга горожан в пользование услугами кампуса, которыми могут являться открытые городские программы и сервисы профориентации с последующим формированием базы абитуриентов;

- взаимодействие с представителями региональной, городской власти и некоммерческими организациями рождает площадки осмысления городских программ и политик развития, где необходимо применение академических знаний и роли университетов как содержательных и организационных модераторов процесса разработки;

- взаимодействие с организациями культуры и представителями субкультур и проведением в пространствах кампуса открытых культурных мероприятий позволяет формировать в городе устойчивый образ жизни, где содержательный образовательный досуг становится частью городской жизни.

Авторский подход к понятию современного кампуса университета призван сменить фокус управленческого внимания с кампуса как инфраструктурного комплекса с эксплуатационным подходом в управлении. Новый подход закрепляет представление о современном кампусе как о площадке для создания востребованных инструментов и форматов интеграции университетов в выполнение задач социально-экономическую стратегии развития города с акцентом на вопрос управления талантливой молодежью, городскую экономику и формирования культурных образов.

Заключение

В основе предпосылок к возникновению различных подходов к организации кампусов университетов лежит политико-культурный контекст региона присутствия. Так, благодаря федеральной политике США искусственно созданный «академический остров» с четко ограниченными функциями к середине XIX начал трансформироваться в более открытое и взаимодействующее с обществом образовательное учреждение. Это привело к постепенному сближению академической и общественной жизни, что в последующем сказалось на интеграцию университетов в крупные экономические процессы. Европейские университеты, будучи тесно интегрированы в городскую ткань, традиционно играли значительную роль в общественной и культурной жизни города. В пространствах кампуса проводились публичные лекции и дебаты, что интегрировало академическую жизнь в общественное поле городской жизни. На развитие университетов в Азии значительное влияние оказали как европейская, так и североамериканская модели университетских кампусов. Университетские кампусы в Азии, как правило, ближе к европейской модели из-за их интеграции в городскую среду и акцента на создание специализированных зданий для различных дисциплин.

Помимо университетского кампуса на территории России реализованы различные форматы инфраструктуры, где университет выступает одним из участников кооперации. К таким форматам как объектам исследования отнесены научно-образовательные центры (НОЦ), инновационные научно-технологические центры (ИНТЦ) и современные университетские кампусы (кампус), которые создаются по всей стране по федеральной программе «Создание сети современных кампусов». В процессе исследования анализировались формальные и качественные признаки, такие как базовая деятельность, функционал инфраструктуры и эффекты от создания. В качестве основного вывода автором было сформулировано два ключевых отличие Кампуса – их направленность на создание условий для совместной работы университетов с последующим выполнением задач стратегии социально-экономического развития региона, в особенности на работу с удержанием и привлечением талантливой молодежи, а также применение механизма государственно-частного партнерства и появление управленческой роли частного инвестора.

Подобная ориентация кампуса на реализацию совместной деятельности требует пересмотра подхода к его определению, где кампус перестает быть только физическим пространством, а становится социальной средой, в которой встречаются и взаимодействуют различные социальные группы. Так, совместная деятельность возникает на пересечении функций университета и областей городского развития, где кампус становится площадкой для их взаимодействия, предлагая необходимые инструменты и организационные форматы. Новый подход закрепляет представление о современном кампусе университета как о площадке для создания востребованных инструментов и форматов интеграции университетов в выполнение задач социально-экономическую стратегии развития города с акцентом на вопрос управления талантливой молодежью, городскую экономику и формирования культурных образов.


Источники:

1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 08.10.2024).
2. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. №216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220280/ (дата обращения: 08.10.2024).
3. Андреев В. Понятие и состав инновационного научно-технологического центра // Актуальные проблемы российского права. – 2017. – № 11(84). – c. 115-120. – doi: 10.17803/1994-1471.2017.84.11.115-120.
4. Берестова А., Ларионова В. Выбор пространственной организации современного кампуса // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. – 2017. – № 3(34). – c. 66-70.
5. Вырезкова А.В. Анализ подходов в проектировании кампусов // Modern Science. – 2019. – № 3. – c. 19-22.
6. Геревенко О., Ковалева Т. Исследование и обоснование типа бизнес-модели для проекта межвузовского кампуса // Научный журнал Управленческий учет. – 2022. – № 12. – c. 462-468.
7. Дергабузова А., Магомедов М. Влияние кампусного развития университетов на городскую среду // Вопросы развития права и управления в современных условиях: сборник материалов студенческой научной конференции, посвященной памяти заслуженного деятеля науки Российской Федерации, учёного-правоведа, доктора юридических наук, профессора М.Н. Марченко. Московский городской педагогический университет. Саратов, 2022
Издательство: Издательство "Саратовский источник" (Саратов). Саратов, 2022. – c. 309-313.
8. Кубышкин А., Анисимова Т. Университетский кампус в США, как универсальная модель эволюции образовательного пространства // Дизайн и художественное творчество: теория, методика и практика: Материалы Четвертой международной научно-практической конференции. Под редакцией С.В. Ильиной, Т.А. Анисимовой, С.В. Пашковского. Санкт-Петербург, 2022
Издательство: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна (Санкт-Петербург). Санкт-Петербург, 2022. – c. 82-88.
9. Кузнецова Е., Иванов С. Научно-образовательные центры мирового уровня: значение для инновационного развития России // Организатор производства. – 2023. – № 1. – c. 102-115.
10. Кулешова Г. Университет и город. Очерк эволюции связи университетской институции с городской средой // Academia. Архитектура и строительство. – 2022. – № 1. – c. 115-123. – doi: 10.22337/2077-9038-2022-1-115-123.
11. The university and the city. essays on evolution of connection between university institution and urban environment. part ii. peculiarities of russian universities formation, modern condition, model of interuniversity campus
12. Логинова А., Бадави А. Современные тенденции проектирования кампусов университетов // Современные проблемы истории и теории архитектуры: Сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы истории и теории архитектуры», Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. Санкт-Петербург, 2023. – c. 311-314.
13. Максимова К., Коренев В. Теоретические аспекты создания современных кампусов российских университетов // Гуманитарные науки в XXI веке: научный Интернет-журнал. – 2022. – № 19. – c. 76-84.
14. Маркварт Э., Трунова Н. Пространственные аспекты взаимодействия кампуса и города в контексте Национального проекта «Наука и университеты» // Будущее территорий: Новые вызовы и инструменты развития. 2022.
15. Попов А., Голубева А., Сергеева И., Старкова А. Трансформация требований к проектированию университетских кампусов в современных условиях // Жилищное строительство. – 2024. – № 5. – c. 35-41. – doi: 10.31659/0044-4472-2024-5-35-41.
16. Саулин А. Инновационные научно-технические центры как форма инновационного территориального кластера // Управление инновационными и инвестиционными процессами и изменениями в условиях цифровой экономики: Сборник научных трудов по итогам II международной научно-практической конференции. Под ред. Г.А. Краюхина, Г.Л. Багиева. 2019
Издательство: Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Санкт-Петербург). Санкт-Петербург, 2019. – c. 249-258.
17. Смолина Е. Кампусный проект как инструмент управления // Актуальный проблемы авиации и космонавтики: Актуальный проблемы авиации и космонавтики. Красноярск, 2022. – c. 226-227.
18. Смолина Е. Политика развития кампусной инфраструктуры образовательного учреждения // Центр инновационных технологий и социальной экспертизы. – 2021. – № 4 (30). – c. 512-519.
19. Анализ зарубежной практики архитектурно-экологического формирования современных университетских кампусов // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. – 2023. – № 1(44). – c. 168-177. – doi: 10.21285/2227-2917-2023-1-168-177.
20. В 36 регионах России действуют научно-образовательные центры. Новостной портал RG.ru. [Электронный ресурс]. URL: Новостной портал RG.ru (дата обращения: 08.10.2024).
21. Университетские кампусы и город: кооперация ради конкурентоспособности. «Пространственное развитие» ЦСР. [Электронный ресурс]. URL: https://www.csr.ru/upload/iblock/3f0/kbpm276p3tau6knlzdla3d6ozz0fve0e.pdf (дата обращения: 22.03.2024).
22. F. de Vaujany, S. Winterstorm Varlander, E. Vaast. At the intersection of materiality, organizational legitimacy and institutional logics: A study of campus tours. // Materiality in Institutions: Spaces, Embodiment and Technology in Management and Organization. – pp. 204-224 – URL: https://shs.hal.science/halshs-01840928v1/file/Book%20chapter%20about%20campus%20tours%20fv.pdf (accessed: 08.10.2024)
23. Hebbert M. The Campus and the City – a Design Revolution Explained. UCL Discovery. – 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://discovery.ucl.ac.uk/id/eprint/10081420/3/Hebbert%20JUD%20campus%20ms%20final.pdf (дата обращения: 06.10.2024).
24. Moore E., Collins V., Johnston L. Institutional Repositories for Public Engagement: Creating a Common Good Model for an Engaged Campus // Journal of Library Outreach and Engagement. – 2020. – № 1. – p. 116–129.
25. Terro M., Soliman A., Angell J. Taxonomy of tertiary education campus planning // Journal of Architecture and Urbanism. – 2021. – p. 19-37.
26. Wang R., Jiang W., Lu T. Landscape characteristics of university campus in relation to aesthetic quality and recreational preference // Urban Forestry & Urban Greening. – 2021.
27. Yeler O., Örek A. Examination of Campus Landscape Development from Past to Present: The Case of Van Yüzüncü Yıl University // Sustainability, Conservation and Ecology in Spatial Planning and Design. 2022. – p. 761-773.
28. Evolution of a Campus. Princeton Campus Plan. Princeton University. – 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://campusplan.princeton.edu/sites/g/files/toruqf2221/files/media/ch3-evolutionofacampus.pdf (дата обращения: 08.10.2024).
29. Evolution of Campus Design. DLR Group. – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dlrgroup.com/idea/evolution-of-campus-design/ (дата обращения: 03.10.2024).
30. Multilayered Interventions to Foster Community Relationships. Times Higher Education, 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.timeshighereducation.com/campus/multilayered-interventions-foster-community-relationships (дата обращения: 07.10.2024).
31. Projects and Collaboration. University of Copenhagen, 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://kub.ku.dk/english/researchsupport/about-research-support/projects-and-collaboration/ (дата обращения: 07.10.2024).

Страница обновлена: 03.11.2024 в 18:41:06