Интеллектуальный капитал университета третьего поколения: структура и подходы к оценке
Толстикова Е.А.1
1 Министерство просвещения Российской Федерации, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 18 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 3 (Март 2021)
Цитировать:
Толстикова Е.А. Интеллектуальный капитал университета третьего поколения: структура и подходы к оценке // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 3. – С. 711-734. – doi: 10.18334/ce.15.3.111845.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=45600390
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Статья посвящена обоснованию комплексного подхода к определению интеллектуального капитала университета третьего поколения и его структуры в условиях экономики знаний. Проведен анализ и выявлены ключевые параметры модели университета третьего поколения. Обосновано использование при определении интеллектуального капитала университета третьего поколения подходов Всемирного банка к методологии оценки знаний (The Knowledge Assessment Methodology, KAM), оценки участия университета в достижении Целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций, оценки комплексного влияния университета на развитие экономики. Установлено, что интеллектуальный капитал университета обеспечивает достижение университетов двух ключевых целей – конкурентоспособность предоставляемого университетом образования и осуществляемых исследований, а также капитализацию знаний. Предложено авторское определение интеллектуального капитала университета третьего поколения и его структуры, а также предложено использование двух подходов к оценке интеллектуального капитала университета: определения доходности инвестированного капитала и определения сводного индекса интеллектуального капитала – для оценки разных групп показателей. Настоящая статья может быть интересна представителям университетского сообщества, органам государственной власти, осуществляющим управление в сфере высшего образования.
Ключевые слова: университет, университет третьего поколения, третья миссия университета, интеллектуальный капитал, интеллектуальный капитал университета, оценка интеллектуального капитала университета
JEL-классификация: I23, I28, J24, O15
Введение
В настоящее время при переходе от индустриальной экономики к экономике знаний университеты становятся основными действующими лицами новой экономической экосистемы.
Университеты первого и второго поколения, обеспечивавшие общественное развитие на этапах предыдущих экономических формаций, получают третью функцию – функцию взаимодействия с обществом. Эта третья функция университетов ставит перед ними задачу не только обеспечивать трансфер знаний, но и участвовать в решении глобальных общественных задач.
Для университета третьего поколения качество и профессиональное управление интеллектуальным капиталом становится стратегически важной задачей, в решении которой заинтересованы не только управляющие университетом и его учредители, но и общество.
В 2020 году впервые в Российской Федерации Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» выпустил свой отчет о третьей миссии за 2019/2020 год [25].
Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ, в своем комментарии к отчету отметил: «Этим отчетом мы хотим зафиксировать роль НИУ ВШЭ как университета, ответственного перед обществом, регионами присутствия и перед каждым, кто с ним взаимодействует» [22].
Университет третьего поколения – это глобальная корпорация, располагающая значительными финансовыми, материальными и интеллектуальными ресурсами и потенциалами – несомненно, что отчетность о качестве управления ее ключевым ресурсом – интеллектуальным капиталом, включая вопросы его финансовой капитализации, должны быть в верхней строке повестки учредителя и общества.
Вопросами роли и функций университетов третьего поколения занимаются многие ученые, такие как Й.Г. Виссема [2] (Vissema, 2016), А.С. Кисляков и А.Д. Ищенко [4] (Kislyakov, Ishchenko, 2019), Ю.Б. Вефаго, A. Триервейлер и Л. Паула [48] (Borba Vefago, Trierweiller, Paula, 2020), П. Монтесинос, Х. Карот, Х. Мартинес, Ф.Д. Мора [42] (Montesinos, Carot, Martínez, Mora, 2008), М. Лой и M.К. Ди Гуардо [40] (Loi, Chiara Di Guardo, 2015), A. Зомер, П. Бенноворт [17] (Zomer, Benneworth, 2011), K. Браун и M.T. Хини [14] (Tsurikov, 2010), И. Альбулеску и M. Альбулеску [31] (Albulescu, Albulescu, 2014), A. Валеро и Д. Ван Ринен [27] (Valero, Reenen, 2018), Р. Коррадо [28] (Corrado, Khat Sereyvuth, Nhean Panha, 2021), Б. Котосц, М. Луковисц, Д. Молнар и Б. Зути [29]; Е.А. Кранзеева [6] (Kranzeeva, 2017), Г.Б. Кочетков и В.Б. Супян [5] (Kochetkov, Supyan, 2010), Н.А. Судакова [10] (Sudakova, 2018), М.А. Каменских [3] (Kamenskikh, 2015), Е.В. Огурцова, О.В. Перфильева и А.А. Фирсова [8] (Ogurtsova, Perfileva, Firsova, 2017) и др.
Вопросами и проблемами интеллектуального капитала, его структурирования и оценки занимаются, в частности, Т. Стюарт [46], Ю. Сент-Онж [45] (Saint‐Onge, 1996), Л. Эдвинссон [39] (Edvinsson, 1997), К.-Э. Свейби [43], Э. Брукинг [1] (Bruking, 2001), М.А. Федотова, В.А. Дресвянников, О.В. Лосева и Ю.М. Цыгалов [13] (Fedotova, Dresvyannikov, Loseva, Tsygalov, 2014), И. Рамирез [47] (Ramírez, 2013), Д. Николо, Ф. Манес-Росси, Д. Христиенс и Н. Аверсано [20] (Nicoloʼ, Manes-Rossi, Christiaens, Aversano, 2020), С.В. Цуриков [14] (Tsurikov, 2010), Г.М. Сундукова [11] (Sundukova, 2012), О.В. Селиверстова и Н.С. Фролова [9] (Seliverstova, Frolova, 2014), M. Андзич и E. Озтюрк [21] (Handzic, Ozturk, 2010), A. Фазлажич [16], К. Братиану [18] (Bratianu, 2014), Е.Г. Ягупа [15] (Yagupa, 2011), K.-Х. Ляйтнер [19], O.A. Альтенбургер и M.M. Шаффхаузер-Линзатти [41] (Altenburger, Schaffhauser-Linzatti, 2015), А. Ю. Оборский и А. Н. Амерсланова [7] (Oborskiy, Amerslanova, 2019).
Несмотря на значительное количество публикаций по проблемам идентификации интеллектуального капитала университета и его оценки, до настоящего времени не выработано единого подхода к определению интеллектуального капитала университета третьего поколения, его структуре и оценке.
Цель настоящего исследования – предложить определение интеллектуального капитала университета, сформировать подходы к его структурированию и оценке.
В ходе исследования были проанализированы публикации соответствующей тематики в рецензируемых источниках. За основу исследования принято положение о том, что в условиях экономики знаний университеты становятся драйверами странового лидерства за счет качества их интеллектуального капитала.
Научный вклад проведенного исследования состоит в разработке автором определения интеллектуального капитала университета третьего поколения, его структуры и подходов к оценке.
Университет третьего поколения: ключевые параметры модели
Понимание содержания третьей миссии университета до настоящего времени является одним из актуальных предметов исследований. Несмотря на то, что практически все авторы соглашаются с тем, что она проявляется во взаимодействии с обществом, каждый из них привносит в ее понимание свой вклад.
Й.Г. Виссема [2] (Vissema, 2016), выделяя три поколения университетов (средневековый университет, университет гумбольдтской модели, университет третьего поколения), формулирует семь отличительных характеристик университета третьего поколения: коммерциализация ноу-хау, работа в международном пространстве, сетевой характер, междисциплинарность, мультикультурность, космополитичность, восстановление академической свободы за счет минимизации зависимости от государственного финансирования.
А.С. Кисляков и А.Д. Ищенко [4] (Kislyakov, Ishchenko, 2019) отмечают, что ключевым признаком университета третьего поколения становится «наличие соответствующей инфраструктуры, позволяющей формировать вокруг или около него целый кластер высокотехнологичных компаний, в которых университет владеет ноу-хау (результатами научной работы) и которые появляются по инициативе ученых или по решению университета».
В.А. Садовничий [12] (Sadovnichiy, 2019) формулирует триединую миссию университета: «служить образованию, науке и обществу». Постепенный переход к формату университета, обеспечивающего научно-исследовательскую и образовательную деятельность, предопределил новую миссию университетов – формирование новой социальной и культурной среды.
Ю.Б. Вефаго, A. Триервейлер и Л. Паула [48] (Vefago, Trierweiller, Paula, 2020) рассматривают третью миссию университетов как отношения с обществом через предоставление услуг, стимулирование предпринимательства и инноваций в интересах социально-экономического развития и определяют пять критических требований к таким университетам:
1) быть хранилищем исследований с коммерческим потенциалом;
2) иметь традиции в генерации стартапов;
3) иметь предпринимательский дух;
4) иметь политику в области интеллектуальной собственности;
5) делиться прибылью и посредничать в конфликтах.
П. Монтесинос, Х. Карот, Х. Мартинес, Ф.Д. Мора [42] (Montesinos, Carot, Martínez, Mora, 2008) отмечают, что третья миссия университета проявляется в их социальных, предпринимательских и инновационных целях, направленных на региональное и социальное развитие, а также обеспечение конкурентоспособности их стран.
Согласно М. Лой и M.К. Ди Гуардо [40] (Loi, Di Guardo, 2015), наиболее измеримый вклад реализации третьей миссии университета в экономику и общество – деятельность по коммерциализации знаний.
В рамках третьей миссии университеты сознательно и стратегически вносят свой вклад в общество (A. Зомер, П. Бенноворт [17] (Zomer, Benneworth, 2011)).
Таким образом, представленные подходы в целом имеют, как было отмечено выше, один вектор в понимании третьей миссии – взаимодействие или влияние университета на развитие общества.
Вместе с тем важно определить, как именно университет может влиять на общество и экономику.
Для лучшего понимания данной задачи следует, по нашему мнению, обратить внимание на следующие три фактора, сложившиеся в настоящее время.
Во-первых, Всемирный банк предложил методологию оценки знаний (The Knowledge Assessment Methodology, KAM), в основе которой предложены четыре фактора:
«- экономическая мотивация и структура, способствующие эффективной мобилизации и распределению ресурсов для эффективного создания, распространения и использования существующих знаний;
- образованный и квалифицированный персонал, который может непрерывно повышать и совершенствовать свои умения в создании и использовании знаний;
- эффективная инновационная система, включающая фирмы, исследовательские центры, университеты, консультантов и другие организации, которая может поддерживать революцию знаний и подключаться к растущему рынку знаний, адаптируясь под региональные потребности;
- современная информационная инфраструктура, которая обеспечивает эффективную коммуникацию, распространение и обработку информации и знаний» [44].
Во-вторых, журналом Times Higher Education представлен новый университетский рейтинг – рейтинг влияния (The Times Higher Education Impact Rankings [33]), измеряющий участие университетов в достижении Целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций [37].
В-третьих, сформировалось устойчивое направление исследования влияния университетов на развитие экономики регионов и экономики в целом (K. Браун и M.T. Хини [14], И. Альбулеску и M. Альбулеску [31], A. Валеро и Д. Ван Ринен [27] (Valero, Reenen, 2018), Р. Коррадо [28] (Corrado, Khat Sereyvuth, Nhean Panha, 2021), Б. Котосц, М. Луковисц, Д. Молнар и Б. Зути [29]; Е.А. Кранзеева [6] (Kranzeeva, 2017), Г.Б. Кочетков и В.Б. Супян [5] (Kochetkov, Supyan, 2010), Н.А. Судакова [10] (Sudakova, 2018), М.А. Каменских [3] (Kamenskikh, 2015), Е.В. Огурцова, О.В. Перфильева и А.А. Фирсова [8] (Ogurtsova, Perfileva, Firsova, 2017)). В 2011 Европейская комиссия в рамках реализации стратегии «Европа-2020» выпустила специальный гид «Подключение университетов к региональному росту» [23].
Кроме того, множество зарубежных университетов стали выпускать отчеты о влиянии на экономику, общество, регион, в частности такие университеты, как Университет Калифорнии [36], Университет Толедо [38], Университет Манчестера [32], Университеты группы Рассела [30].
Таким образом, в целях настоящей статьи ключевыми параметрами модели университета третьего поколения предлагается обозначить следующие:
- осуществление трех ключевых направлений деятельности: образование, исследования (наука), взаимодействие с обществом;
- влияние на развитие экономики знаний, достижение целей устойчивого развития и развитие региона (табл. 1).
Таблица 1
Ключевые параметры модели университета третьего поколения
Ключевые факторы влияния
|
Развитие экономики знаний
|
Достижение целей устойчивого развития
|
Развитие региона
|
Направления деятельности
|
Образовательная деятельность
| ||
Исследовательская (научная)
деятельность
| |||
Взаимодействие с обществом
|
Интеллектуальный капитал университета третьего поколения: определение и структура
Концепция интеллектуального капитала организации получила свое развитие в начале 1990–2000 годов, когда сформировались основные классические теории, представленные такими авторами, как Томас Стюарт [46], Юбер Сент-Онж [45] (Saint‐Onge, 1996), Лейф Эдвинссон [39] (Edvinsson, 1997), Карл-Эрик Свейби [43], Энн Брукинг [1] (Bruking , 2001).
Данные концепции были разработаны применительно к коммерческим организациям для формирования подходов к исчислению и управлению той частью активов компании, которая не отражена в бухгалтерском балансе и которая для компаний с акционерным капиталом выражается в разнице между балансовой стоимостью активов и капитализацией компании.
Появление концепции интеллектуального капитала в указанный период обусловлено, на наш взгляд, двумя критическими тенденциями, набравшими вес именно в этот период времени:
- активное становление экономики знаний, когда индустриальный сектор стал получать меньшую доходность и прибыльность по сравнению с новыми компаниями, занимавшимися сервисной деятельностью;
- проявление третьей промышленной (цифровой) экономики, выразившееся в стремительном развитии информационно-коммуникационных технологий.
Все это позволило создать новый формат ведения экономической деятельности – производить продукцию, основанную на знаниях (законодательство значительно расширило возможности капитализации результатов интеллектуальной собственности), а также создать новые каналы доставки и распространения полученной продукции в новом формате.
Все классические концепции интеллектуального капитала определяют его как нематериальные активы организации, которые находят свое проявление в трех аспектах:
- человеческий капитал – сотрудники и их навыки, опыт, знания, умения и т.д.;
- структурный капитал (внутренняя структура) – фактически внутренняя операционная среда организации, позволяющая генерировать и распространять знания, а также интеллектуальная собственность компании;
- реляционный капитал (внешняя структура) – взаимоотношения организации с внешней средой (в основном это взаимоотношения с клиентами, клиентские базы, удовлетворенность клиентов и др.).
Представляется, что одно из наиболее емких понятий интеллектуального капитала предложили М.А. Федотова, В.А. Дресвянников, О.В. Лосева и Ю.М. Цыгалов как «вид капитала, являющийся проявлением интеллекта социального субъекта и представляющий собой продукты его деятельности – информацию и знания, имеющие социально-экономическую ценность и обеспечивающие ему благо и конкурентные преимущества» [13] (Fedotova, Dresvyannikov, Loseva, Tsygalov, 2014).
Вслед за концепциями интеллектуального капитала коммерческих организаций стали появляться многочисленные концепции интеллектуального капитала университета.
При этом авторы в основном используют классические определения интеллектуального капитала и его структуры, лишь дополняя ее специфическими для образовательной организации показателями.
Так, И. Рамирез [47] (Ramírez, 2013) использует классическую структуру, но поясняет ее в контексте университетской деятельности (табл. 2).
Таблица 2
Модель интеллектуального капитала, предложенная И. Рамирез
Человеческий капитал
|
Совокупность явных и
неявных знаний сотрудников университетов (профессоров, исследователей и
ассистентов), приобретенных в ходе формальных и неформальных образовательных
и реализуемых в их деятельности процессов
|
Структурный капитал
|
Явное знание, связанное с
внутренним процессом распространения, коммуникации и управления
научно-техническими знаниями в организации; они могут быть как организационными
(операционная среда, порядок взаимодействия между исследовательскими,
управленческими и организационными процессами, технологией и культурой), так
и технологическими (патенты, лицензии, программное обеспечение, базы данных и
т. д.)
|
Реляционный капитал
|
Он объединяет широкий набор
экономических, политических и институциональных отношений, разработанных и
поддерживаемых университетами
|
Д. Николо, Ф. Манес-Росси, Д. Христиенс и Н. Аверсано [20] (Nicoloʼ, Manes-Rossi, Christiaens, Aversano, 2020) следуют модели К.Э. Свейби, но также поясняют ее с учетом специфики образовательной организации (табл. 3).
Таблица 2
Модель интеллектуального капитала, предложенная
Д. Николо, Ф. Манес-Росси, Д. Христиенс и Н. Аверсано
Внутренний капитал
|
Интеллектуальная
собственность
Культура университета Философия менеджмента Процесс управления Инфраструктурные возможности ИКТ-инфраструктура Исследовательские проекты Финансовые отношения |
Внешний капитал
|
Бренды
Удовлетворенность студентов Международные программы студенческой мобильности Образовательные программы Бизнес-партнерство, партнерство с университетами Базы студентов Стандарт качества Социальный отчет |
Человеческий капитал
|
Обучающий персонал
Аспиранты Программы мобильности для персонала Административный персонал Преимущества для сотрудников Культурное разнообразие Программы обучения Найм новых сотрудников |
Российские исследователи интеллектуального капитала также в основном придерживаются классических концепций, дополняя или детализируя их с учетом специфики организаций высшего образования (С.В. Цуриков [14] (Tsurikov, 2010), Г.М. Сундукова [11] (Sundukova, 2012), О.В. Селиверстова и Н.С. Фролова [9] (Seliverstova, Frolova, 2014))
Вместе с тем простое перечисление статистического набора показателей интеллектуального капитала и их категорирование по структурным элементам не позволяют ответить на вопрос, каково практическое предназначение интеллектуального капитала университета. В ситуации с коммерческими организациями работа с интеллектуальным капиталом становится одним из инструментов менеджмента организации, позволяя мобилизовать ее внутренние ресурсы для ключевой задачи – коммерциализации.
Но в случае с университетами, которые повсеместно являются некоммерческими организациями и законодательно не имеют такой цели, как извлечение прибыли, вопрос необходимости работы с интеллектуальным капиталом требует своего объяснения.
По нашему мнению, необходимость управления и, следовательно, оценки интеллектуального капитала университета обусловлена необходимостью оценки качества реализации университетом своей триединой миссии. При этом в условиях формирования у университета третьей миссии становится возможным говорить и о капитализации интеллектуального капитала университета.
Учитывая изложенное, в целях настоящей статьи предлагается определить интеллектуальный капитал университета третьего поколения как совокупность циркулируемых и создаваемых в университете знаний, в том числе объектов интеллектуальной собственности университета и политики поддержки генерации и распространения знаний, обеспечивающих развитие экономики знаний, достижение целей устойчивого развития общества и региона пребывания университета.
Структурно можно определить интеллектуальный капитал университета третьего поколения как совокупность человеческого капитала университета, включающего академический, исследовательский, управленческий и вспомогательный персонал, студентов, аспирантов и докторантов всех форм подготовки; структурного капитала как сформированной в университете политики внутреннего и внешнего взаимодействия в целях совершенствования и продвижения задачи генерации и распространения знаний, включая созданные объекты интеллектуальной собственности; и реляционного капитала университета как инструментов восприятия университета в обществе, включая репутационные характеристики университета и его бренда, которые в своей совокупности обеспечивают экономическую и социальную капитализацию знаний.
В такой модели структурными элементами университета могут выступать следующие:
1) человеческий капитал университета – академический, исследовательский, управленческий и вспомогательный персонал, студенты, аспиранты и докторанты;
2) структурный капитал университета – цитируемость, патентная политика, объекты интеллектуальной собственности, лицензионные договоры, политика содействия образованию, исследованиям, трансферу знаний;
3) реляционный капитал университета – политика взаимоотношений с обществом, спин-оффы, репутация, бренд университета.
Оценка интеллектуального капитала университета третьего поколения: международная практика и предложения к методологии
В научной литературе не сформировалось единого подхода к оценке интеллектуального капитала университета ввиду его многофакторности.
Представляется, что ключевыми затруднениями стали следующие:
- невозможность оценки «скрытых» знаний, например, таких как уровень приверженности сотрудника университету, его интеллектуальный потенциал; отсутствие методики оценки процессов в организации;
- многоаспектность деятельности университетов, которая приводит к сложностям с унификацией даже в оценке с применением индексов – какие брать показатели, какие применять веса.
Учитывая изложенное, в основном исследователи предлагают применять методы управленческого учета для измерения интеллектуального капитала (например, M. Андзич и E. Озтюрк [21] (Handzic, Ozturk, 2010), A. Фазлажич [16], К. Братиану [18] (Bratianu, 2014)).
Однако некоторые авторы все же предлагают применять и финансовые методы оценки. Например, Е.Г. Ягупа [15] (Yagupa, 2011) отмечает, что для учебных заведений возможно применение фактора Тобина. С.В. Цуриков [14] (Tsurikov, 2010) предлагает использовать методы оценки доходности на капитал в отношении предпринимательских видов деятельности университета.
При этом сложившиеся на практике методы оценки интеллектуального капитала в принципе не содержат никаких итоговых финансовых показателей, фактически применяя индексный метод оценки.
В качестве основных примеров практических подходов к оценке интеллектуального капитала университета в международном пространстве можно отметить два ключевых:
- составление и публикация университетами отчетов об интеллектуальном капитале;
- составление международных университетских рейтингов.
В отношении публикации университетами отчетов об интеллектуальном капитале необходимо отметить, что опыт такой работы наиболее последовательно реализовывался в Австрии, Испании и в рамках проекта Европейской комиссии «The Observatory of the European University».
Базовые основы подхода к формированию отчетов об интеллектуальном капитале университетов Австрии описаны K.-Х. Ляйтнер [19].
Прототипом отчета об интеллектуальном капитале проекта «The Observatory of the European University» [24] послужила модель отчета об интеллектуальном капитале испанских университетов.
Ключевыми элементами отчета об интеллектуальном капитале в этом проекте стали следующие:
- человеческий капитал (эффективность и открытость);
- организационный капитал (автономия, кодификация знаний через публикации, кодификация знаний через интеллектуальную собственность, стратегия);
- реляционный капитал (спин-оффы, контакты и R&D-проекты, трансфер знаний через институты технологического трансфера, трансфер знаний через человеческие ресурсы, участие в разработке политики, вовлеченность в социальную и культурную жизнь, общественное понимание науки).
Вместе с тем одно из самых четких критических замечаний к отчетам об интеллектуальном капитале высказали O.A. Альтенбургер и M.M. Шаффхаузер-Линзатти [41] (Altenburger, Schaffhauser-Linzatti, 2015), которые отметили, что отчет не может стать адекватным измерителем интеллектуального капитала из-за непрозрачности, нестандартизированности, разобщенности и избыточности применяемых показателей (в том числе и по причине отсутствия системы верификации данных).
В отношении университетских рейтингов следует отметить, что часть исследователей (например, А. Ю. Оборский и А. Н. Амерсланова [7] (Oborskiy, Amerslanova, 2019)) именно их считают наиболее эффективным способом оценки интеллектуального капитала университета.
Наиболее авторитетными международными рейтингами можно на данный момент назвать два – The Times Higher Education World University Rankings и QS World University Rankings.
Их методология в целом достаточно схожая и использует небольшие группы показателей с приданными весами ценности (табл. 3).
Таблица 3
Сравнение групп показателей рейтингов The Times Higher Education World University Rankings и QS World University Rankings
Группы показателей рейтинга
The Times Higher Education World University Rankings [34]
|
Группы показателей рейтинга QS
World University Rankings [35]
|
Обучение (или обучающая экосистема)
(30%)
|
Академическая репутация (40%)
Соотношение преподавателей и студентов (20%) |
Исследования (объем доход и репутация)
(30%)
| |
Цитируемость (исследовательское
влияние)
(30%) |
Цитируемость (20%)
|
Международный облик (преподаватели,
студенты, исследователи) (7,5%)
|
Доля иностранных преподавателей (5%)
Доля иностранных студентов (5%) |
Доход от промышленности (трансфер
знаний)
(2,5%) |
|
|
Репутация у работодателя (10%)
|
Следует отметить, что в целом все параметры указанных рейтингов фактически характеризуют элементы интеллектуального капитала университета и их можно соотнести с ключевыми элементами интеллектуального капитала.
Вместе с тем и у данного подхода есть свои проблемные аспекты – ключевой проблемой остается верификация данных – и если такие параметры, как доход от промышленности, доля иностранных преподавателей (студентов), цитируемость, соотношение преподавателей и студентов, объем доходов от исследований, в целом возможно проверить и рассчитать, то ключевые группы показателей, обладающие основными весами, – репутационные показатели преподавания и исследований, основанные на опросах – становятся основным камнем преткновения в вопросе достоверности рейтинга.
Учитывая изложенное, необходимо отметить, что поиск наилучшего способа оценки интеллектуального капитала университета до настоящего времени не предложен.
Вместе с тем в целях развития данного вопроса в настоящей статье предлагается использование комбинированного метода оценки интеллектуального капитала университета третьего поколения, соотносящегося с целями проведения такой оценки и целями деятельности университета.
Для построения модели оценки необходимо соотнести основные показатели эффективности интеллектуального капитала по трем направлениям деятельности – образование, наука, взаимодействие с обществом в контексте трех трендов: участие в развитии экономики знаний, в достижении целей устойчивого развития, в развитии региона (табл. 4).
Таблица 4
Основные показатели эффективности интеллектуального капитала
|
Развитие экономики знаний
|
Достижение целей устойчивого развития
|
Развитие региона
|
Образовательная деятельность
|
Качество человеческого капитала
|
Реализация образовательных программ по
проблемам, на решение которых направлены ЦУР [1]
|
Доходы сотрудников университета и
выпускников, получивших степень
Доход от экспорта образования |
Исследовательская (научная)
деятельность
|
Цитируемость
Объекты интеллектуальной собственности Доход от объектов интеллектуальной собственности Доход от проводимых исследований |
Реализация исследовательских программ
по проблемам, на решение которых направлены ЦУР
|
Доходы сотрудников университета
Общий доход от научных исследований |
Взаимодействие с обществом
|
Спин-оффы университета
Доход спин-оффов университета Реализация общественных программ |
Реализация общественных программ по
проблемам, на решение которых направлены ЦУР
|
Спин-оффы университета
Доход спин-оффов университета Реализация общественных программ |
Принимая за основу предложенную структуризацию, в настоящей статье предлагается использовать два подхода к оценке интеллектуального капитала университета: метод определения доходности инвестированного капитала в целях оценки уровня капитализации вложенных инвестиций – для финансово измеримых показателей, и метод определения сводного индекса интеллектуального капитала – для оценки нефинансовых показателей.
Вопрос об инструментах финансовой оценки и подходов к индексации ключевых показателей станет предметом дальнейшего исследования.
Заключение
Университеты третьего поколения – ключевые глобальные триггеры развития экономики знаний, являясь институтом воспроизводства, генерации и распространения знания, представляют собой квинтэссенцию новой экономической формации.
Вместе с тем до настоящего времени ключевой фактор их конкурентоспособности – интеллектуальный капитал – не стал инструментом оценки их эффективности.
С развитием университетов и появлением у них третьей миссии измерение интеллектуального капитала стало более достижимой задачей за счет наличия финансовых показателей его использования.
Предложенные определение и структура интеллектуального капитала университета третьего поколения направлены на необходимость учета всех аспектов его третьей миссии: трансфер знаний (развитие экономики знаний) и обеспечение устойчивого общественного развития (достижение ЦУР и содействие развитию региона).
В настоящее время университеты становятся глобальными корпорациями, действующими в международном пространстве, или локальными драйверами развития, обеспечивающими устойчивость в регионе пребывания. В такой ситуации качество управления их интеллектуальным капиталом и повышение его капитализации становятся как задачей глобальной конкурентоспособности, так и социальной задачей обеспечения устойчивости регионального развития.
[1] ЦУР – цели устойчивого развития, определенные Организацией Объединенных Наций (прим. – автор)
Источники:
2. Виссема Й.Г. Университет третьего поколения: Управление университетом в переходный период. / перевод с английского. - Москва: Издательство «Олимп-Бизнес», 2016.
3. Каменских М.А. Оценка экономического влияния университета в системе региона // Проблемы современной экономики. – 2015. – № 3(55). – c. 361-363.
4. Кисляков А.С., Ищенко А.Д. Особенности университетов третьего поколения в условиях развития четвертой промышленной революции // Власть. – 2019. – № 6. – c. 196-201. – doi: 10.31171/vlast.v27i6.6850 .
5. Кочетков Г.Б., Супян В.Б. Роль университетов в формировании инновационной экономики регионов (опыт США и уроки для России) // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2010. – № 4. – c. 68-77.
6. Кранзеева Е.А. Новые модели университетов: вклад в региональное развитие // Университетское управление: практика и анализ. – 2017. – № 5(111). – c. 64-73. – doi: 10.15826/umpa.2017.05.062.
7. Оборский А.Ю., Амерсланова А.Н. Оценка интеллектуального капитала российских вузов и научных учреждений // Учет. Анализ. Аудит. – 2019. – № 5. – c. 80-87. – doi: 10.26794/2408-9303-2019-6-5-80-87 .
8. Огурцова Е.В., Перфильева О.В., Фирсова А.А. Показатели оценки вклада университета в инновационное развитие региона // Университетское управление: практика и анализ. – 2017. – № 4(110). – c. 53-62.
9. Селиверстова О.В., Фролова Н.С. Интеллектуальный капитал ВУЗа, как один из компонентов образовательных услуг: международный опыт финансирования и развития научного потенциала высшей школы // Интернет-журнал НАУКОВЕДЕНИЕ. – 2014. – № 3(22). – c. 68.
10. Судакова Н.А. Вклад университетов в экономическое и инновационное развитие США // Российский внешнеэкономический вестник. – 2018. – № 6. – c. 123-134.
11. Сундукова Г.М. Управление интеллектуальным капиталом вуза. / диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - М.: Государственный университет управления, 2012. – 217 c.
12. Садовничий В.А. Три миссии университета: образование, наука, общество. / Монография. - М.: Макс Пресс, 2019. – 440 c.
13. Федотова М.А., Дресвянников В.А., Лосева О.В., Цыгалов Ю.М. Интеллектуальный капитал организации: управление и оценка. / Монография. - М: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2014. – 252 c.
14. Цуриков С.В. Оценка интеллектуального капитала в управлении знаниями организации (на примере вуза). / диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Новосибирск: Сибирская академия финансов и банковского дела, 2010. – 236 c.
15. Ягупа Е.Г. Интеллектуальный капитал современной кафедры вуза // Теория и практика общественного развития. – 2011. – № 6. – c. 255-260.
16. Amir Fazlagic The Poznan University of Economics, Poland Measuring the intellectual capital of a university. Conference on Trends in the management of human resources in higher education. Oecd.org. [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/general/searchresults/?q=Measuring_the_Intellectual_Capital_of_a.pdf&cx=012432601748511391518:xzeadub0b0a&cof=FORID:11&ie=UTF-8 (дата обращения: 23.01.2021).
17. Arend Zomer, Paul Benneworth The Rise of the University’s Third Mission. Researchgate.net. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/225213282_The_Rise_of_the_University\'s_Third_Mission.
18. Constantin Bratianu Intellectual Capital of the European Universities. / In: A.M.Dima (Ed.). Trends in European higher education convergence., 2014. – 24-43 p.
19. Dr. Karl-Heinz Leitner Intellectual Capital Reporting for Universities: Conceptual background and application within the reorganisation of Austrian universities. Researchgate.net. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/250198990_Intellectual_capital_reporting_for_universities_Conceptual_background_and_application_for_Austrian_universities (дата обращения: 28.01.2021).
20. Giuseppe Nicoloʼ, Francesca Manes-Rossi, Johan Christiaens, Natalia Aversano Accountability through intellectual capital disclosure in Italian Universities // Journal of Management and Governance. – 2020. – № 4. – p. 1055-1087. – doi: 10.1007/s10997-019-09497-7.
21. Handzic Meliha, Ozturk E. Intellectual Capital of Universities: Measurement Model and Application // 2 nd International Symposium on Sustainable Development. Sarajevo, 2010. – p. 740-747.– url: https://www.researchgate.net/publication/266734062_Intellectual_Capital_of_Universities_ Measurement_Model_and_Application.
22. Отчет о реализации «третьей миссии» НИУ ВШЭ. 3mission.hse.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://3mission.hse.ru/mirror/pubs/share/413940697.pdf (дата обращения: 25.01.2021).
23. Подключение университетов к региональному росту. Практический гид Европейской комиссии. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/regional_policy/sources/docgener/presenta/universities2011/universities2011_en.pdf (дата обращения: 31.01.2021).
24. Методологический гид Европейской комиссии «Исследование европейских университетов». Enid-europe.org. [Электронный ресурс]. URL: http://www.enid-europe.org/PRIME/documents/OEU_guide.pdf (дата обращения: 24.01.2021).
25. Обзор третьей миссии НИУ ВШЭ. Hse.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/our/news/423694603.html (дата обращения: 25.01.2021).
26. Kenneth H. Brown, Michael T. Heaney A note on measuring the economic impact of institutions of higher education // Research in Higher Education. – 1997. – № 2. – p. 229-240.
27. Valero A., Reenen J. The Economic Impact of Universities: Evidence from Across the Globe // Economics of Education Review. – 2018. – p. 53-67. – doi: 10.1016/j.econedurev.2018.09.001.
28. Corrado R., Khat Sereyvuth, Nhean Panha The Role of Cambodian Universities in Preparing Cambodia for a Digital Economy. Researchgate.net. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/348929036_The_Role_of_Cambodian_Universities_in_Preparing_Cambodia_for_a_Digital_Econom (дата обращения: 15.01.2021).
29. Kotosz Balázs, Lukovics Miklos, Molnár Gabriella, Zuti Bence How to Measure the Local Economic Impact of Universities? Methodological Overview. Regional Statistics. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/301435566_How_to_Measure_the_Local_Economic_Impact_of_Universities_Methodological_Overview (дата обращения: 24.01.2021).
30. Отчет группы Рассела «Экономическое влияние университетов группы Рассела». Russellgroup.ac.uk. [Электронный ресурс]. URL: https://russellgroup.ac.uk/media/5608/the-economic-impact-of-russell-group-universities.pdf (дата обращения: 24.01.2021).
31. Ion Albulescu, Mirela Albulescu The University in the Community. The University's Contribution to Local and Regional Development by Providing Educational Services for Adults // Procedia - Social and Behavioral Sciences. – 2014. – p. 5-11. – doi: 10.1016/j.sbspro.2014.07.578.
32. Отчет Университета Манчестера «Измерение изменений: Экономическое и социальное влияние Университета Манчестера». Socialvalueuk.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.socialvalueuk.org/app/uploads/2016/03/Impact%20Report%201OCT.pdf (дата обращения: 24.01.2021).
33. Методология составления рейтинга. The Times Higher Education Impact Rankings. [Электронный ресурс]. URL: https://www.timeshighereducation.com/impact-rankings-2020-methodology (дата обращения: 15.11.2020).
34. Методология составления рейтинга. The Times Higher Education World University Rankings. [Электронный ресурс]. URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/world-university-rankings-2021-methodology (дата обращения: 15.11.2020).
35. Методология составления рейтинга QS World University Rankings. Topuniversities.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.topuniversities.com/qs-world-university-rankings/methodology (дата обращения: 15.11.2020).
36. Отчет об экономическом, исследовательской и общественном влиянии Университета Калифорнии. Ucsd.edu. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ucsd.edu/_files/UCSD-Economic-Impact-Report-2019.pdf (дата обращения: 24.01.2021).
37. Цели в области устойчивого развития. Портал Организации Объединенных наций. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals (дата обращения: 24.01.2021).
38. Отчет об экономическом влиянии Университета Толедо. Utoledo.edu. [Электронный ресурс]. URL: https://www.utoledo.edu/economic-impact/Economic-Impact-Report.pdf (дата обращения: 24.01.2021).
39. Leif Edvinsson Developing intellectual capital at Skandia // Long Range Planning. – 1997. – № 3. – p. 320-373. – doi: 10.1016/S0024-6301(97)00016-2.
40. Michela Loi, Maria Chiara Di Guardo The third mission of universities: An investigation of the espoused values // Science and Public Policy, Oxford University Press. – 2015. – № 6. – p. 855-870.
41. Otto A. Altenburger, Michaela M. Schaffhauser-Linzatti The Suitability of Intellectual Capital Reports for the Quantitative Measurement of Overall University Performance. Springer International Publishing Switzerland. [Электронный ресурс]. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-319-09785-5_23 (дата обращения: 24.01.2021).
42. Patricio Montesinos, Jose Carot, Juan Martínez, Mora F.J. Third Mission Ranking for World Class Universities: Beyond Teaching and Research // Higher Education in Europe. – 2008. – № 2-3. – p. 259-271. – doi: 10.1080/03797720802254072.
43. The Intangible Assets Monitor. Journal of human rbsource costing and accounting. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sveiby.com/files/pdf/the-intangible-assets-monitor.pdf (дата обращения: 24.01.2021).
44. Derek H. C. Chen, Carl J. Dahlman The Knowledge Economy, The KAM Methodology And World Bank Operations. Documents1. [Электронный ресурс]. URL: http://documents1.worldbank.org/curated/en/695211468153873436/pdf/358670WBI0The11dge1Economy01PUBLIC1.pdf (дата обращения: 10.02.2021).
45. Saint‐Onge H. Tacit knowledge the key to the strategic alignment of intellectual capital // Planning Review. – 1996. – № 2. – p. 10-16. – doi: 10.1108/eb054547.
46. Stewart Thomas A., The wealth of knowledge: intellectual capital and the twenty-first-century organization. The Wealth of Knowledge, Crown. Kindle Edition. - 2007
47. Yolanda Ramírez, Córcoles Universidad de Castilla La Mancha Intellectual capital management and reporting in European higher education institutions // Intangible Capital. – 2013. – № 1. – p. 1-19. – doi: 10.3926/ic.201.
48. Yuri Borba Vefago, Andréa Trierweiller, Luciano Paula The third mission of universities: the entrepreneurial university // Brazilian Journal of Operations & Production Management. – 2020. – № 4. – p. 1-9. – doi: 10.14488/BJOPM.2020.042.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 15:59:23