Значение внутриуниверситетской обратной связи в развитии студенческого предпринимательства
Дроздов И.Н.1, Чистяков Е.Д.1
1 Дальневосточный федеральный университет, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 9 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 5 (Май 2020)
Цитировать:
Дроздов И.Н., Чистяков Е.Д. Значение внутриуниверситетской обратной связи в развитии студенческого предпринимательства // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 5. – С. 925-942. – doi: 10.18334/ce.14.5.110095.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=43057205
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Обозначены роль и назначение внутриуниверситетской обратной связи в развитии студенческого предпринимательства: Рассмотрено влияние университетской среды на предпринимательскую активность студентов. Указаны элементы университетской среды и виды ресурсов для студенческого предпринимательства. Выделены проблемы, с которыми сталкиваются студенты-предприниматели в процессе совмещения учебной деятельности и ведения бизнеса. Описано восприятие студентов-предпринимателей внутриуниверситетской обратной связи в рамках действующей системы поддержки студенческого предпринимательства.
Ключевые слова: предпринимательство, студенческое предпринимательство, студент-предприниматель, университетская среда, внутриуниверситетская обратная связь
JEL-классификация: I23, I29, L26
Введение
В настоящее время развитие малого и среднего предпринимательства в России является одним из приоритетных направлений в рамках обеспечения социально-экономического подъема, повышения качества жизни, создания условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека [10]. Приоритетом является не только поддержка действующих предпринимателей, но и вовлечение новых участников в эту сферу деятельности. При этом, согласно данным отчета Global Entrepreneurship Monitor 2018/2019, количество начинающих предпринимателей в России составило 5,55% от взрослого трудоспособного населения страны, что уменьшилось на 0,77% по сравнению с 2016 г. [20]. Таким образом, уровень предпринимательской активности в России ниже, чем во многих других странах, и имеет тенденцию снижаться.
В то же время и в мировых масштабах, и в России предпринимательские намерения среди возрастной группы людей от 18 до 34 лет существенно выше, чем у более взрослого населения [20]. Развитию молодежного предпринимательства должна отводиться особая роль, так как молодые люди «благодаря своей активности, мобильности, готовности к изменениям, являются важными носителями инновационного потенциала общества» [22] (Isenberg, 2014). Многие исследователи солидарны в том, что личное отношение к предпринимательству и предпринимательские намерения начинают формироваться в студенческой среде [17] (Bergman, Hundt, Sternberg, 2016). Именно студенты высших учебных заведений являются одной из наиболее активных категорий молодежи, однако среди тех, кто реально включается в предпринимательскую деятельность, их доля существенно ниже [26] (Shirokova, Tsukanova, Morris, 2016).
По результатам исследований GUESSS в 2018 году, каждый второй российский студент собирается заняться предпринимательской деятельностью через 5 лет после окончания университета. И только 9% опрошенных студентов готовы организовать свой бизнес сразу после завершения обучения. Поскольку многие студенты ориентированы реализовать свой предпринимательский потенциал с определенной «временной задержкой», это может приводить к «разрыву» намерений и действий [2].
Университетская среда играет важную роль в принятии решения начать собственный бизнес [14] (Shirokova, Tsukanova, Bogatyreva, 2015). В последние годы в университетах всего мира активно развиваются учебные и внеучебные инициативы, направленные на стимулирование предпринимательской активности студентов [6, 18] (Konyukhova, 2014; Dickson, Solomon, Weaver, 2008). Тем не менее не наблюдается значительного роста числа обучающихся и выпускников, открывающих свой бизнес [27] (Sieger, Fueglistaller, Zellweger, 2014). Небольшое число студентов, которые занимаются предпринимательством, обычно объясняется недостатком у них соответствующих знаний, умений и навыков, финансовых ресурсов, отсутствием менторской поддержки и контактов в бизнес-среде, а также несовершенствами инфраструктуры [23] (Kew, Herrington, Litovsky, Gale, 2013).
Необходимо отметить, что в становлении предпринимательских намерений студентов, особенно на переход от намерений к реальным действиям, в большой степени влияет внутренняя среда образовательного учреждения [13] (Shirokova, Bogatyreva, Galkina, 2014). Современные вузы значительно различаются по уровню развития инициатив в области студенческого предпринимательства, а также по объему вложений в создание инфраструктуры, поддерживающей начинания студентов в бизнесе [14, 24] (Shirokova, Tsukanova, Bogatyreva, 2015; Morris, Webb, Fu, Singhal, 2013). Университетская среда может как поддерживать, так и ограничивать студенческое предпринимательство, однако степень ее влияния на вовлеченность студентов в предпринимательскую деятельность до сих пор не ясна [8] (Reznik, 2010).
Изучение роли и результатов влияния тех или иных характеристик университетской среды на процесс реализации предпринимательских намерений студентов является актуальной задачей [4, 19] (Drozdov, 2017; Fayolle, Liñán, 2014). Совокупность всех элементов университетской среды, направленной на стимулирование предпринимательской активности обучающихся, должна представлять собой целостную систему, активными участниками которой становятся и сами студенты.
Отметим, что в настоящее время в свете проведения Болонской реформы роль студента неуклонно возрастает. Согласно резолюции встречи европейских министров высшего образования, роль студента сводится к роли обязательного участника, «влияющего на организацию и содержание образования в университетах» [27] (Sieger, Fueglistaller, Zellweger, 2014).
По мнению Г. Зиммеля, анализировавшего образовательный процесс с точки зрения концепции социальной коммуникации, «прогресс воспитания можно измерить не силой воздействия учителя на ученика, а силой обратного действия, оказываемого пассивной стороной (учеником) на активную сторону (учителя)» [5] (Zimmel, 1996). Для формирования эффективного управления университетом получение обратной связи от студентов (feedback) является одним из основных условий обеспечения качества образования и неотъемлемой составляющей эффективного менеджмента вуза [21] (Hendry, Dean, 2002).
Очевидно, что формирование и развитие предпринимательской университетской среды также должно предусматривать возможность влияния студентов на ее характеристики на основе механизма обратной связи. Можно предположить, что отсутствие обратной связи или отсутствие учета информации, полученной с ее помощью, существенно снижает качество предпринимательской университетской среды, что влияет на успешность деятельности студентов-предпринимателей.
В настоящее время актуальность развития предпринимательской среды в российских высших учебных заведениях признана повсеместно [15] (Shchegolev, Nikolaev, 2014). Достаточно активно развиваются инициативы, направленные на стимулирование предпринимательской активности студентов и повышение ее результативности в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ). Одним из самых важных факторов влияния на развитие студенческого предпринимательства в ДВФУ, как и в любом другом университете, является обратная связь между определенными структурами и студентами-предпринимателями.
Обозначенная проблематика обусловила постановку цели данного исследования – выявить особенности реализации внутриуниверситетской обратной связи в рамках содействия деятельности студентов-предпринимателей ДВФУ.
Концептуальная основа исследования
Понятие «студенческое предпринимательство» подразумевает интеграцию студентов профессиональных образовательных учреждений в предпринимательскую среду, их ориентацию на самозанятость во время обучения [12] (Khayretdinova, 2016). Однако единого подхода к определению студенческого предпринимательства не существует. В ряде публикаций термины «молодежное предпринимательство» и «студенческое предпринимательство» трактуются как синонимы. Студенческая активность в предпринимательской деятельности действительно относится к молодежному предпринимательству, так как это активность молодых людей в возрасте предпринимателя от 18 до 35 лет.
В данном исследовании мы будем придерживаться определения студенческого предпринимательства, данного Хайретдиновой О.А: это сегмент молодежного предпринимательства, обязательным условием которого является консолидация предпринимательских инициатив, ресурсов и потребностей студенчества, вузов и бизнес-среды [12] (Khayretdinova, 2016). Такой подход основан на предположении, что предпринимательству можно научиться не на собственном опыте, а с привлечением помощи со стороны преподавателей, наставников и консультантов [29] (Volery, Miiller, Oser, Naepflin, Rey, 2013). С такой позиции университетская среда является потенциальным источником предпринимательских знаний и может способствовать развитию соответствующих бизнес-навыков.
Первое, что становится заметно при анализе публикаций о влиянии университетской среды на предпринимательскую активность студентов, – это отсутствие консенсуса относительно определения понятия «университетская среда» и его синонимов. Отдельные авторы рассматривают университетскую среду как университетскую инфраструктуру – совокупность ресурсов, предоставляемых университетом, программы по развитию тех или иных предпринимательских навыков [30] (Zhang, Duysters, Cloodt, 2014).
Другие авторы рассматривают университетскую среду как «университетскую экосистему», представляющую собой набор из следующих основных элементов: благоприятная субкультура, стимулирующая политика и лидерство, необходимая финансовая поддержка, развитый человеческий и социальный капитал, наличие рынков сбыта, институциональная и инфраструктурная поддержка [22, 28] (Isenberg, 2014; Solomon, Matthews, 2014).
Поскольку деятельность студентов-предпринимателей встроена в университетский контекст, университетская среда может рассматриваться как важный источник различных видов необходимых бизнес-ресурсов: человеческий капитал (совокупность знаний, навыков и компетенций), социальный капитал (ресурсы, которые появляются в результате участия в сетях взаимоотношений), финансовый капитал (предоставляемый университетом) [14] (Shirokova, Tsukanova, Bogatyreva, 2015).
Таким образом, можно констатировать, что каждый автор описывает элементы университета, их взаимосвязь, а также их влияние на предпринимательскую активность студентов, но трактуют по-разному.
Под университетской средой здесь мы будем понимать совокупность инициатив университета, направленных на поддержку студенческого предпринимательства, а также другие характеристики внутренней среды, которые прямо или косвенно влияют на создание благоприятных условий для развития студенческого предпринимательства, в стенах и за пределами университета.
В таблице 1 представлены выделяемые зарубежными и отечественными авторами учебные и внеучебные элементы университетской среды в контексте поддержки студенческого предпринимательства, разделенные на три группы в зависимости от видов предоставляемых ресурсов [14] (Shirokova, Tsukanova, Bogatyreva, 2015).
Таблица 1
Элементы университетской среды и виды ресурсов для студенческого предпринимательства
Элементы университетской
среды
|
Виды ресурсов
|
Университетские инициативы по развитию
человеческого капитала
|
Обучение
предпринимательству с помощью преподавателей (учебные курсы по предпринимательству)
|
Обучение
предпринимательству с помощью наставников
| |
Программы
по предпринимательству
| |
Семинары
для начинающих предпринимателей
| |
Университетские инициативы по развитию
социального капитала
|
Организации
встреч с предпринимателями и профессионалами в тех направлениях деятельности,
по которым ведется обучение в университете
|
Проведение
конкурсов бизнес-планов с участием экспертов
| |
Реализация
программ наставничества
| |
Возможность
коучинга
| |
Проектная деятельность
| |
Бизнес-инкубатор
| |
Тренинги
и мастер-классы успешных предпринимателей и бизнесменов
| |
Финансовый капитал
|
Гранты
|
Программы, по которым осуществляется финансирование
предпринимательских начинаний студентов
|
Источник: составлено авторами по материалам [14] (Shirokova, Tsukanova, Bogatyreva, 2015).
Таким образом, из таблицы 1 видно, что университетские программы могут охватывать все три категории ресурсов в области развития предпринимательства: человеческий капитал, социальный капитал и финансовый капитал. Согласно концепции встроенности, студенты, которые пользуются данными ресурсами, оказываются под влиянием предпринимательских ценностей и среды, в которой они могут безопасно экспериментировать, взаимодействуя с другими учащимися, обретающими подобный опыт, что приводит к формированию чувства принадлежности к предпринимательскому контексту университета [16] (Anderson, Drakopoulou-Dodd, Jack, 2012).
Университетская предпринимательская среда включает в себя в том числе комплекс организационных условий, определяющих взаимоотношения между всеми участниками [11] (Khayretdinova, 2014). Очевидно, что при формировании, обеспечении должного функционирования и совершенствовании предпринимательской среды университеты должны взаимодействовать со студентами на принципах партнерских взаимоотношений, используя механизм обратной связи. Это очень важно, так как конструктивная обратная связь обеспечивает своевременное взаимное информирование партнеров о восприятии процесса, результатов и последствий той или иной деятельности; а также передачу оценочной или поправочной информации, позволяющей адекватно скорректировать определенные решения и действия [3] (Drozdov, 2019).
В более узком смысле термин «обратная связь» может рассматриваться как «намеренное вербальное сообщение другому лицу того, как его поведение или последствия его поведения восприняты или пережиты» [25] (Oberhoff, 1978). Неналаженность обратной связи или пренебрежительное к ней отношение приводят субъекта деятельности к действиям вслепую, потому что отсутствие обратной связи фактически означает отрыв от действительности [1] (Bodalyov, 1995).
Таким образом, можно заключить, что построение обратной связи со студентами-предпринимателями, анализ результатов опроса, предоставление различным структурам университета оперативной аналитической информации позволят скорректировать и повысить эффективность управленческих решений, направленных на поддержку студенческого предпринимательства.
Результаты исследования
На протяжении нескольких последних лет в рамках программы развития в ДВФУ разрабатываются и реализуются различные инициативы в сфере поддержки студенческого предпринимательства, создаются структуры, занимающиеся разными аспектами этой деятельности. Проект Программы развития ДВФУ на 2020–2029 годы предусматривает развитие инфраструктуры и инструментов поддержки технологических предпринимателей, создание системы финансирования стартапов, а также формирование благоприятных условий для вовлечения в данную деятельность студентов университета [7].
В октябре – ноябре 2019 года нами было проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение восприятия студентами-предпринимателями существующей системы поддержки предпринимательства в ДВФУ и особенностей реализации внутриуниверситетской обратной связи в рамках содействия деятельности студентов-предпринимателей. Эмпирическое исследование проводилось с учетом предварительного анализа информации о существующей системе поддержки студенческого предпринимательства на официальном сайте ДВФУ.
На первом этапе эмпирического исследования (который носил разведывательный характер) был проведен опрос с использованием Google Формы, в которой респонденты могли в свободной форме написать, какие структуры ДВФУ, оказывающие поддержку студентам-предпринимателям, они знают, существующие возможности и проблемы, с которыми они сталкивались на момент обучения и параллельного ведения бизнеса, что можно предпринять для повышения эффективности развития студенческого предпринимательства в ДВФУ. В опросе приняли участие 14 студентов-предпринимателей, обучающихся в ДВФУ на очной форме обучения.
На основании проанализированных выше теоретических аспектов, а также с учетом полученных результатов на первом этапе эмпирического исследования, для проведения второго этапа был разработан гайд-интервью, включающее 11 вопросов. Респондентами второго этапа исследования стали 20 студентов очной формы обучения в ДВФУ, из которых 14 в настоящее ведут предпринимательскую деятельность, остальные 6 студентов закрыли бизнес в недавнем прошлом. Соотношение представителей женского и мужского пола было равным. Интервью проводились лично, а также с использованием технических средств связи (телефон, WhatsApp). Интервьюер задавал дополнительные и уточняющие вопросы. Полученная информация фиксировалась письменно или на диктофон с согласия респондента.
Анализ информации на официальном сайте ДВФУ позволил установить, что в университете действует Центр проектной деятельности, Центр Компетенций Национальной технологической инициативы, Лаборатория исследований предпринимательства, Преактум, Технопарк «Русский», а также реализуются образовательные программы и курсы, проводятся различные мероприятия. При этом более ранние проекты в сфере поддержки студенческого предпринимательства, такие как «Центр поддержки предпринимательства», «Фонд поддержки технологического предпринимательства», программа «50К» (она позволяла студенту ДВФУ получить 50 000 рублей на создание собственного бизнеса в кампусе), были закрыты. С учетом данной информации дальнейшее исследование было направлено на оценку уровня эффективности существующей системы поддержки студенческого предпринимательства в ДВФУ.
По результатам опроса студентов-предпринимателей на первом этапе исследования были выделены основные факторы стимулирования и сдерживания развития студенческого предпринимательства в университете (табл. 2).
Таблица 2
Факторы стимулирования и сдерживания развития студенческого предпринимательства в университете
Положительные аспекты
|
Проблемные аспекты
|
· Осуществляется деятельность по
развитию студенческого предпринимательства
· Возможность личного участия в различных мероприятиях, направленных на повышение предпринимательской активности · Возможность совмещения обучения с предпринимательской деятельностью |
· Студенты-предприниматели не имеют
представления о том, каким образом устроена система поддержки студенческого предпринимательства,
какие подразделения этим занимаются
· Информация о предстоящих мероприятиях и условиях участия в них предоставляется не в полном объеме · Тематика и формат проводимых мероприятий, по мнению студентов-предпринимателей, зачастую не соответствуют их реальным задачам и проблемам · Проводимые мероприятия направлены на вовлечение в студенческое предпринимательство, но не помогают справляться с проблемами в уже существующем бизнесе · Университетская среда и организация учебного процесса (в т.ч. проектная деятельность) не позволяют эффективно сочетать учебную и предпринимательскую деятельность |
Источник: составлено авторами.
Анализ первичных данных позволил предположить о существовании важной проблемы – наличии слабой обратной связи между студентами-предпринимателями и структурами, деятельность которых связана с вопросами поддержки и развития студенческого предпринимательства в ДВФУ.
Поэтому второй этап эмпирического исследования был направлен на выявление восприятия студентами-предпринимателями университетской среды и качества обратной связи в контексте особенностей поддержки студенческого предпринимательства в университете. Анализ результатов опроса позволил выявить и обобщить суждения студентов-предпринимателей относительно внутриуниверситетской обратной связи:
· осведомленность о наличии в ДВФУ структур, помогающих студентам-предпринимателям (студент-предприниматель смог назвать хотя бы одну структуру, связанную с поддержкой студенческого предпринимательства, существующую в университете) – 40%;
· в университете не интересуются проблемами студентов-предпринимателей – 100%;
· никто в университете не запрашивает и не учитывает мнения и пожелания студентов-предпринимателей – 65%;
· никто в университете не хочет слушать о возникающих проблемах – 55%;
· не информируют о существующих мероприятиях в рамках поддержки студенческого предпринимательства – 70%;
· не в полной мере предоставляется информация о мероприятиях, представляющих интерес для студентов-предпринимателей, – 25%;
· не проводятся мероприятия по существующей проблематике в бизнесе – 70%;
· проводится малое количество мероприятий, направленных на оказание практической помощи и практической поддержки в ведении собственного дела – 60%;
· учеба мешает полному погружению в предпринимательскую деятельность – 40%;
· проблемы в предпринимательской деятельности негативно отражаются на результатах успеваемости – 40%.
Полученные результаты позволили подтвердить предположение о несовершенстве существующей внутриуниверситетской обратной связи в рамках существующей системы содействия и развития студенческого предпринимательства в ДВФУ.
Заключение
Результаты проведенного исследования позволили понять, насколько студенты-предприниматели осведомлены о наличии структур ДВФУ, связанных с вопросами содействия и развития студенческого предпринимательства, а также насколько тесно студенты взаимодействуют с этими структурами. Обобщая полученные результаты, можно сделать следующие выводы относительно состояния механизма внутриуниверситетской обратной связи:
1. Студенты-предприниматели испытывают сложности при взаимодействии со структурами университета, которые связаны с вопросами содействия и развития студенческого предпринимательства в ДВФУ.
2. Внутриуниверситетская обратная связь не обеспечивает осведомленность большей части студентов-предпринимателей о существующей системе поддержки и содействия студенческому предпринимательству в ДВФУ.
3. Внутриуниверситетская обратная связь не обеспечивает сбор актуальных запросов и проблем от студентов-предпринимателей.
Необходимо отметить, что указанные выше проблемы влияют на университетскую предпринимательскую среду в целом, которая является источником различных типов ресурсов для студентов-предпринимателей: человеческого, социального и финансового капитала [14] (Shirokova, Tsukanova, Bogatyreva, 2015). Кроме того, с точки зрения концепции встроенности, благоприятная университетская среда формирует у студентов предпринимательские ценности и намерения, чувство безопасности и принадлежности к предпринимательскому контексту [16] (Anderson, Drakopoulou-Dodd, Jack, 2012).
Соответственно, благоприятная университетская среда является одним из главных элементов для развития студенческого предпринимательства внутри и за пределами университета. Однако необходимо заметить, что даже при наличии такой среды важнейшим ее элементом служит эффективно выстроенная внутриуниверситетская обратная связь. Понимание особенностей студенческого предпринимательства является ключом к созданию высокоразвитой предпринимательской инфраструктуры на уровне университета [2]. Анализ деятельности вузов в рамках Проекта 5-100 показал, что во многих университетах механизмы обратной связи со студентами недостаточно сформированы [9] (Sushchenko, Sandler, 2017). Проведенное нами исследование подтверждает, что это утверждение справедливо и в контексте предпринимательской среды ДВФУ.
Таким образом, без налаженной внутриуниверситетской обратной связи представителям университета не получится эффективно взаимодействовать со студентами-предпринимателями, отслеживать изменения их мнений и ожиданий, а также оказывать своевременную помощь этим студентам. Поэтому направлением дальнейшего нашего исследования будет выявление подходов, форм и методов построения внутриуниверситетской обратной связи, позволяющих своевременно выявлять и устранять проблемные места в процессе построения системы развития студенческого предпринимательства в высших учебных заведениях.
Источники:
2. Широкова Г.В., Богатырева К.А., Беляева T.В., Ласковая А.К., Карпинская Э.О. Глобальное исследование предпринимательского духа студентов. / Национальный отчет Россия 2018. - Санкт-Петербург, 2019.
3. Дроздов И.Н. Бизнес-тренинг для персонала предпринимательских организаций: формы, возможности, ограничения, оценка эффективности // Лидерство и менеджмент. – 2019. – № 3. – c. 323-334.
4. Дроздов И.Н. Представления студентов об успешном предпринимателе // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. – 2017. – № 2. – c. 112-122.
5. Зиммель Г. Избранное. - М.: Юрист, 1996. – 607 c.
6. Конюхова Е. Предпринимательские компетенции как гарантии качества программ по обучению предпринимательству // Качество образования. – 2014. – № 12. – c. 48-52.
7. Проект Программы развития ДВФУ на 2020-2029 годы. Официальный сайт Дальневосточного федерального университета. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dvfu.ru/pr2029.
8. Резник Г.А. Студенческое предпринимательство в вузе: проблемы и перспективы развития // Проблемы современной экономики. – 2010. – № 3. – c. 411-413.
9. Сущенко А.Д., Сандлер Д.Г. Как студенты вовлечены в механизмы «обратной связи»: системная практика исследований в УрФУ // Университетское управление: практика и анализ. – 2017. – № 2. – c. 176-191.
10. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/.
11. Хайретдинова О.А. Значение студенческого предпринимательства на современном этапе развития России // Science Time. – 2014. – № 5. – c. 225–233.
12. Хайретдинова О.А. О развитии студенческого предпринимательства в России // Общество и экономика. – 2016. – № 5. – c. 105-112.
13. Широкова Г.В., Богатырева К.А., Галкина Т.А. Эффектуация и каузация: взаимосвязь университетской инфраструктуры и выбора типа поведения в процессе создания бизнеса студентами-предпринимателями // Российский журнал менеджмента. – 2014. – № 3. – c. 59-86.
14. Широкова Г.В., Цуканова Т.В., Богатырева К.А. Университетская среда и предпринимательская активность студентов: роль бизнес-опыта и предпринимательской самоэффективности // Вопросы образования. – 2015. – № 3. – c. 170-207.
15. Щеголев В.В., Николаев Н.А. Изучение и поддержка предпринимательских намерений студентов // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – c. 605.
16. Anderson A., Drakopoulou-Dodd S., Jack S. Entrepreneurship as connecting: some implications for theorising and practice // Management decision. – 2012. – № 5. – p. 958-971.
17. Bergman H., Hundt K., Sternberg R. What makes student entrepreneurs? On the relevance (and irrelevance) of the university and the regional context for student start-ups // Small business economics. – 2016. – № 1. – p. 53–76.
18. Dickson P.H., Solomon G.T., Weaver K.M. Entrepreneurial selection and success: Does education matter? // Journal of small business and enterprise development. – 2008. – № 2. – p. 239–258.
19. Fayolle A., Liñán F. The future of research on entrepreneurial intentions // Journal of business research. – 2014. – № 5. – p. 663-666.
20. Global entrepreneurship monitor. 2018/2019 Global Report. Gem. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gemconsortium.org/file/open?fileId=50213.
21. Hendry D., Dean S.J. Accountability, evaluation of teaching and expertise in higher education // International journal for academic development. – 2002. – № 1. – p. 75–82.
22. Isenberg D. What an entrepreneurship ecosystem actually is. Harvard business review, 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://hbr.org/2014/05/what-an-entrepreneurial-ecosystem-actually-is.
23. Kew J., Herrington M., Litovsky Y., Gale H. Generation entrepreneur? The state of global youth entrepreneurship. Global entrepreneurship monitor (GEM), Youth business international, 2013. [Электронный ресурс]. URL: https://www.scirp.org/(S(vtj3fa45qm1ean45vvffcz55))/reference/ReferencesPapers.aspx?ReferenceID=1303918.
24. Morris M.H. Webb J.W., Fu J., Singhal S. A Competency-based perspective on entrepreneurship education: Conceptual and empirical insights // Journal of small business management. – 2013. – № 3. – p. 352-369.
25. Oberhoff B. Akzeptanz von interpersonellem Feedback: Eine empirische Untersuchung zu verschiedenen Feedback-Formen. - Inaug, Munster, 1978.
26. Shirokova G., Tsukanova T., Morris M. The moderating role of national culture in the relationship between university offerings and students’ start-up activities: An embeddedness perspective // The conference of United States association for small business and entrepreneurship (USASBE). 2017.
27. Sieger P., Fueglistaller U., Zellweger T. Student entrepreneurship across the globe: A look at intentions and activities. - St.Gallen: Swiss Research Institute of Small Business and Entrepreneurship at the University of St.Gallen (KMU-HSG), 2014.
28. Solomon G., Matthews Ch. The Curricular Confusion between Entrepreneurship Education and Small Business Management: A Qualitative Analysis. / M. H. Morris (ed.) Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy. - Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2014. – 91-115 p.
29. Volery T., Miiller S., Oser F., Naepflin C., Rey N. The impact of entrepreneurship education on human capital at upper-secondary level // Journal of small business management. – 2013. – № 3. – p. 429-446.
30. Zhang Y., Duysters G., Cloodt M. The role of entrepreneurship education as a predictor of university students entrepreneurial intention // International entrepreneurship and management journal. – 2014. – № 3. – p. 623-641.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 22:00:57