Образование в XXI веке: от информационных систем к цифровым платформам
Максименко А. Ю.1,2
1 РОСПРОФЖЕЛ
2 Самарский государственный университет путей сообщения
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 5 (Май 2024)
Цитировать:
Максименко А. Ю. Образование в XXI веке: от информационных систем к цифровым платформам // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 5. – С. 2253-2268. – doi: 10.18334/epp.14.5.120969.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67918272
Аннотация:
Статья посвящена анализу переходного процесса от информационных образовательных систем к цифровым платформам в сфере образования (цифровым образовательным платформам).
Сделан вывод о том, что информационные образовательные системы российских вузов наиболее подготовлены для инкорпорирования в цифровые образовательные платформы по ряду причин. Рассмотрены основные показатели использования информационных технологий вузами на основании открытых данных. В наиболее общем виде структура платформы будет иметь следующий вид: ядро платформы, осуществляющее общее управление работой платформы и поддержку всех основных сервисов, и четыре интегративных блока управления (обучение, активности, банк знаний и кампус). Переходный процесс от информационных образовательных систем к цифровым образовательным платформам рассмотрен через приобретение платформой базовых ценностей: взаимовыгодные отношения, цифровые технологии и снижение транзакционных издержек. Отмечено, что приобретение платформой ценностей в такой последовательности формирует этапы трансформации.
Материал, изложенный в статье, может быть полезен менеджменту компаний, реализующих программные продукты в сфере образования; работникам корпоративных учебных центров; командам управления образовательных организаций.
Ключевые слова: управление, информационные образовательные системы, цифровые платформы, высшее профессиональное образование
Введение
Ценность является одним из базовых понятий экономики. Под ценностью понимается значимость, полезность товара или услуги для потребления. Сетевые технологии дали импульс для развития новых форм взаимодействия между участниками экономической деятельности. Интернет удешевил и облегчил взаимодействие между клиентами. Результатом этого развития стали цифровые платформы – новая бизнес модель, позволяющая увязать взаимные интересы участников экономической деятельности за счет сокращения транзакционных издержек. Такие платформы создают новые ценности, которые отсутствуют у отдельных участников, но проявляются при их взаимодействии на платформе. Во-первых, новой ценностью являются товары и услуги, получение которых в новой бизнес-модели (цифровая платформа) становится более выгодным для участников (такси, программные продукты, образовательные программы, финансовые услуги и пр.). Эта ценность появляется благодаря нелинейному характеру издержек при создании товаров и услуг – зависимости затрат на взаимодействие при увеличении объема. Во-вторых, новой ценностью стал сам процесс взаимодействия участников экономической деятельности и данные, извлекаемые из этого взаимодействия. Коллективное сотрудничество и знания становятся источником создания ценности.
Эффективность цифровых платформ проявилась во многих отраслях: транспорт и логистика, финансово-экономическая сфера, медицина. Не стала исключением и сфера образования: сегодня в экономике наблюдается стремительное развитие цифровых образовательных платформ. Создание цифровых платформ экономически оправдано для больших рынков. Охват малых рынков легче обеспечить за счет традиционной модели линейного бизнеса. Объем российского «edtech-рынка» в 2023 году составляет 100 млрд рублей и продолжает расти: ежегодный рост составляет 20–25 % [1]. Для его охвата наиболее эффективны цифровые образовательные платформы.
Формирование цифровых образовательных платформ определяется сочетанием трех фундаментальных факторов. Первый фактор – независимость участников образовательной деятельности друг от друга. Фактор отличает цифровые образовательные платформы от традиционных образовательных организаций. Второй фактор – единая алгоритмизированная информационная среда. Фактор обеспечивает «платформенность» характера отношений между участниками образовательных отношений. Третий фактор – наличие выгоды за счет снижения транзакционных издержек. Снижение транзакционных издержек возможно за счет использования цифровых технологий. Учитывая возрастающую роль платформенного образования, исследование условий развития цифровых платформ представляется весьма актуальным.
Цель, задачи и методы исследования
Целью исследования является анализ переходного процесса от информационных образовательных систем к цифровым платформам в сфере образования (цифровым образовательным платформам). Сегодня в сфере образования существует значительное количество цифровых платформ различной направленности от отдельных элементов (базы данных, системы обучения, системы оценки знаний, продукты геймификации, электронные тьюторы и пр.) до комплексных решений (цифровые университеты, цифровые системы обучения и пр.). Анализ экспертных мнений [2–7] показывает рост числа таких платформ в будущем и закрепление за ними значительной доли рынка профессионального обучения.
Для достижения обозначенной выше цели поставлены и решены следующие основные задачи: анализ текущего уровня и динамики развития информационных образовательных систем университетов; анализ переходного процесса от информационной образовательной системы к цифровой образовательной платформе.
Настоящее исследование является частью комплексного научного исследования, посвященного совершенствованию системы профессионального образования, проводимого на базе Самарского государственного университета путей сообщения. Методологической основой исследования являются: классическая экономическая теория, включающая теорию экономического роста и развития секторальной экономики на основе воспроизводства знаний и рынка труда; институциональная, эволюционная теории; основные направления ресурсной концепции. Проведенное исследование опиралось на результаты научных исследований в сфере экономики образования [2–14], в том числе, на работы научной школы Самарского государственного университет путей сообщения [8–14].
1. Анализ существующих информационных образовательных систем университетов
Для достижения цели исследования (анализ переходного процесса от информационных образовательных систем к цифровым платформам) рассмотрим существующие информационные образовательные системы российских учреждений образования. Выбор образовательных организаций, реализующих программы высшего образования, не случаен. Именно информационные образовательные системы российских вузов наиболее подготовлены для инкорпорирования в цифровые образовательные платформы по ряду причин.
Первая причина. В отличие от дошкольного, общего и средне-профессионального образования программы высшего образования используют информационные образовательные системы вузов в качестве альтернативного, но при этом полноценного инструмента передачи знаний. В зависимости от обстоятельств, в том числе, на основании волеизъявления обучающегося, этот инструмент может быть использован. Исключение составляют отдельные профессиональные программы, требующие тренажерной и/или практической подготовки.
Вторая причина. В отличие от информационных образовательных систем, используемых при реализации общего и средне-профессионального образования, информационные образовательные системы вузов более «прокачены»: содержат хорошее наполнение контентом и методическими материалами, позволяющими использовать образовательные системы в качестве полноценного самостоятельного инструмента передачи знаний. Информационные образовательные системы отдельных вузов имеют платформенную архитектуру, цифровые сервисы и являются прототипами цифровых образовательных платформ. Существующим ограничением таких систем пока является отсутствие независимых отношений участников образовательной деятельности. Однако по своему составу, реализуемым функциям, архитектуре, пользовательским ролям и пр. такие системы наиболее близки к цифровым образовательным платформам.
Третья причина. Система профессионального образования верхнего уровня (программы высшего образования), в особенности, программы магистратуры, основаны на внутреннем запросе на обучение, а значит, – более подходят для реализации на базе информационных образовательных систем. Обучающиеся осознанно подходят к освоению образовательных программ и различных курсов, поскольку имеют потребность в развитии уровня своей подготовки как конкурентного преимущества на рынке труда.
Четвертая причина. В системе высшего образования доля негосударственных образовательных организаций максимальна: 31,4 % - среди вузов, 13,0 % - среди ссузов, 2,4 % - среди образовательных организаций, осуществляющих подготовку по основным программам общего образования в 2023 году [15]. Негосударственные образовательные организации, как правило, более интенсивно внедряют новые методы и инструменты обучения, которые рассматривают в качестве конкурентных преимуществ. Так, дистанционные образовательные технологии первыми были внедрены именно в негосударственных образовательных организациях, и лишь впоследствии, после выхода нового федерального закона, регулятором были определены «правила игры» в этой сфере.
Рассмотрим основные показатели использования информационных технологий вузами на основании открытых данных [15]. Рис. 1 и 2 демонстрируют динамику технической оснащенности вузов. Так, показатель «кол-во обучающихся на один компьютер» за последние 7 лет не сильно меняется, оставаясь на уровне 12,5–13,5. В части использования аппаратной части информационных образовательных систем акцент делается на персональных переносных устройствах: ноутбуках, планшетах, смартфонах.
Рис. 1 – Динамика технической оснащенности университета
(компьютеры, использующиеся в учебном процессе)
(составлено автором)
Компьютеры, используемые в учебном процессе, все меньше рассматриваются образовательными организациями в качестве средства доступа к общедоступным обучающимся ресурсам, компьютеры вузов используются как средство доступа к специализированным программам: базам данным, программам ограниченного использования и др. Данный тезис подтверждается стабильностью использования виртуальных тренажеров (рис. 2).
Рис. 2 – Динамика технической оснащенности университетов
(программное обеспечение и электронные ресурсы)
(составлено автором)
Рис. 3 демонстрирует рост образовательных программ, реализуемых с использованием онлайн-курсов и в онлайн-формате. Весьма показательным является то, что государственной службой статистики до 2016 года такие показатели не учитывались.
Рис. 3 – Динамика общего количества образовательных программ
в сфере высшего образования, реализуемых с использованием онлайн-курсов
(составлено автором)
Пик графика в 2020 году обусловлен ограничениями, связанными с пандемией. Если не брать во внимание его как вынужденную меру, то можно констатировать следующее: с 2016 по 2023 год наблюдается более чем трехкратный рост числа образовательных программ, реализуемых с использованием онлайн-курсов. С 2021 по 2023 год наблюдается почти двукратный рост числа образовательных программ, полностью реализуемых в онлайн-формате (см. рис. 4).
Рис. 4 – Динамика общего количества образовательных программ в сфере высшего образования, полностью реализуемых в онлайн-формате
(составлено автором)
Кратный рост числа программ за столь короткое время подтверждает тезис о востребованности платформенного образования, позволяющего пользователям получить качественное образование в удаленном режиме.
Рис. 5 и 6 демонстрируют динамику использования университетами электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Рост показателей в 2020 году также связан с вынужденными ограничениями в период пандемии коронавирусной инфекции. Однако более характерно различие в использовании новых инструментов на программах профессионального обучения, которые, в отличие от других программ, остаются востребованными и после снятия вынужденных ограничений. Количество вузов, использующих электронное обучение и дистанционные образовательные технологий на программах высшего образования, среднего профессионального образования, программах подготовки рабочих, стремится к асимптотам на уровне 80 – 90 % от значений 2016 – 2017 года. Это значение обусловлено тремя факторами: естественными региональными и отраслевыми ограничениями рынка образовательных услуг, демографией и несовершенством информационных образовательных систем.
Рис. 5 – Динамика использования университетами электронного обучения
(составлено автором)
Рис. 6 – Динамика использования университетами
дистанционных образовательных технологий
(составлено автором)
Проведенный выше анализ подтверждает тезис о востребованности цифровых образовательных платформ как среды, способной в перспективе вытеснить традиционные формы профессионального обучения. Наибольшая востребованность такого обучения будет наблюдаться в краткосрочных программах длительностью до 6 месяцев и объемом до 1000 часов. Для программ, предусматривающих большую длительность (программы высшего и среднего профессионального образования), форма реализации на базе цифровых образовательных платформ будет менее востребованной.
2. Элементы цифровой образовательной платформы
Вопрос определения цифровой образовательной платформы представляется дискуссионным. В зависимости от подхода акцент может быть сделан на бизнес-модели, системе алгоритмов или системе отношений участников (держателей и пользователей платформы). В рамках настоящего исследования под цифровой образовательной платформой понимается система алгоритмизированных взаимовыгодных отношений независимых участников образовательной деятельности, осуществляемых в единой информационной среде, приводящая к снижению транзакционных издержек за счет применения цифровых технологий.
Дискуссионным представляется и содержательная часть – набор элементов цифровой образовательной платформы. Она зависит от набора предоставляемых услуг и целевых аудиторий. В наиболее общем виде структура платформы будет иметь следующий вид (рис. 4): ядро платформы, осуществляющее общее управление работой платформы и поддержку всех основных сервисов, и четыре интегративных блока управления (обучение, активности, банк знаний и кампус).
Рис. 4 – Элементы цифровой образовательной платформы
(составлено автором)
Ядро цифровой образовательной платформы включает систему управления всеми процессами, вне зависимости от уровня их автоматизации. Ядро содержит систему стандартов и правил, на основе которых осуществляется работа платформы, взаимодействие с пользователями и между пользователями (обучающимися, методистами, тьюторами, преподавателями, исследователями и др.). Система стандартов и правил содержит описание порядка взаимодействия пользователя с сервисами на основе искусственного интеллекта. Система стандартов и правил, равно как и сама платформа, - это живая, постоянно меняющаяся система. Ядро также включает систему финансово-экономического взаимодействия между пользователями и платформой на основе бизнес-модели платформы. Ядро содержит управление IT-решений, на базе которых осуществляется работа платформы.
Блок управления обучением включает управление открытыми образовательными программами и онлайн-курсами, доступными всем пользователям. Блок также включает ассесмент – систему оценки соответствия набора компетенций обучающегося заданному профилю или профилям обучения. Блок управления обучением включает корпоративные программы, разрабатываемые и реализуемые под требования бизнеса. Описываемый блок является источником получения новой ценности платформы – данных. Они представляют интерес для пользователей таким ресурсом, как человеческий капитал.
Блок управления банком знаний – это сбор, аккумулирование знаний по всем предметным областям реализуемых образовательных программ, онлайн-курсов и корпоративных программ обучения. Цифровая библиотека содержит электронные версии литературы: книг, учебников, журналов, учебных и методических пособий, используемых в обучении. База знаний содержит различный цифровой контент, не относящийся к традиционной библиотеке: доклады и материалы докладов, выступлений, видео-контент, презентации и пр. Исследования содержат описание в реальном времени хода исследований и связанных с ними материалов (интервью, выступления, мнения и пр.), то, что не нашло пока отражения в научно-периодической литературе. Подкасты – это элемент, позволяющий обеспечить комплексное обучение, обсуждение тем, входящих в образовательные программы.
Блок управления активностями – это система организации взаимодействия участников платформы: динамическое расписание, рейтинг участников платформы, управление встречами и их проведение. Блок включает в себя организацию мероприятий, в том числе ресурсное обеспечение. Блок содержит управление клубом платформы: сообществом пользователей платформы и управление общими группами и чатами. Пресс-центр осуществляет взаимодействие платформы с внешней средой и создание желаемого образа. Мета-вселенная платформы – это интероперабельная сеть виртуальных миров, визуализируемых в реальном времени, в котором пользователи платформы одновременно могут получать синхронный и персистентный опыт с ощущением личного присутствия и непрерывностью данных [16].
Блок управления кампусом – это система управления пользовательской инфраструктурой. Несмотря на то, что основа цифровой образовательной платформы – это взаимодействие участников в цифровой среде, часть активностей может проходить в очном формате. Для этого требуется современный кампус и система управления им. Блок включает управление аудиториями и лабораториями, свободными пространствами, гостиницами, а также организацию питания и спорта участников.
3. Переходный процесс от информационной образовательной системы к цифровой образовательной платформе
Учитывая экономические особенности рынка онлайн-образования, главной из которых является нелинейная модель бизнеса, можно сформулировать следующие основные тенденции рынка Ed-Tech: динамика роста выручки не зависит от объемов бизнеса, уровня развития компании и сегмента рынка (молодые компании могут показывать больший рост, чем компании с историей; маленькие компании с небольшой капитализацией могут показывать больший рост); качество продукта и качество ресурсного обеспечения становятся определяющим факторами в нишевой конкуренции компаний (выигрывают компании, дающие высокое качество образовательного продукта; репутация компании перестаёт играть значимую роль; компании, не способные длительно поддерживать качество продукта, «вымываются» с рынка); происходит миграция компаний между сегментами рынка B2B, B2C и B2G по трём паттернам из B2G в B2C (компании, изначально работавшие со школьным образованием, начинают создавать дополнительные продукты для родителей ради расширения аудитории), из B2C в B2B (восполняется дефицита маркетинговых каналов); из B2C в B2G (компании включаются в федеральные программы.
В настоящее время на российском рынке профессионального образования, реализуемого в онлайн-формате (Ed-Tech) наблюдаются следующие основные тенденции: контекстуализация обучения, образование программы (учебные курсы) подстраиваются под условия применения передаваемых в рамках обучения знаний (подстраиваются под контекст); рост потребности в IT-специалистах высокого уровня, востребованы специалисты в области анализа данных, работы с искусственным интеллектом, автоматизации процессов управления и пр.; рост востребованности в обществе онлайн-обучения, как инструмента получения актуальных компетенций и, как следствие, конкурентных преимуществ на рынке труда; смещением фокуса Ed-Tech с сегмента «B2C» (бизнес для частного пользователя, business to customer) на B2B (бизнес для бизнеса, business to business) и B2G (бизнес для государства, business to governance).
Описанные тенденции оказывают влияние на рынок профессионального образования и подтверждают тезис о востребованности цифровых образовательных платформ, которые рассматриваются в рамках настоящего исследования как конечный этап преобразования информационных образовательных систем. Переходный процесс от информационных образовательных систем к цифровым образовательным платформам рассмотрен через приобретение платформой базовых ценностей (рис. 5): взаимовыгодные отношения, цифровые технологии и снижение транзакционных издержек. Приобретение платформой ценностей в такой последовательности (рис. 5) формирует этапы трансформации.
Рис. 5 – Переходный процесс от информационных образовательных систем к цифровым образовательным платформам
(составлено автором)
Интерес для исследования представляет состояние основных ролей пользователей платформы, которые меняются в процессе трансформации. Для анализа роли пользователей участники были интегрированы в 5 групп: потребитель знания (обучающийся), носитель знания (преподаватель), генератор нового знания (исследователь), упаковщик знания (методист, дизайнер и др.), управляющий процессом передачи знания (администратор платформы). В таблице 1 приведено описание состояние ролей в процессе трансформации.
Таблица 1 – Состояние ролей пользователей информационных образовательных систем, претендующих на статус цифровых образовательных платформ (составлено автором)
Основные
роли пользователей
|
Система отношений зависимых
участников образовательной деятельности, осуществляемых в единой
информационной среде
|
Система взаимовыгодных отношений
независимых участников образовательной деятельности, осуществляемых в единой
информационной среде, позволяющая сократить издержки на обучение
|
Система алгоритмизированных
взаимовыгодных отношений независимых участников образовательной деятельности,
осуществляемых в единой информационной среде, использующей цифровые
технологии
|
Система алгоритмизированных
взаимовыгодных отношений независимых участников образовательной деятельности,
осуществляемых в единой информационной среде, приводящая к снижению
транзакционных издержек за счет применения цифровых технологий
|
Состояние
объекта
|
Информационная
система
|
Информационная
система
|
Информационная
система
|
Цифровая
платформа
|
Потребитель
знания (обучающийся)
|
Клиент
платформы, низкая востребованность системы (информационная система –
альтернативный вариант)
|
Клиент
платформы, средняя востребованность системы (информационная система –
основной вариант)
|
Клиент
платформы, высокая востребованность платформы (информационная система –
единственный вариант)
| |
Носитель
знания (преподаватель)
|
Партнер
платформы, средняя востребованность системы (информационная система – удобный
вариант)
|
Партнер
платформы, высокая востребованность системы (информационная система – удобный
вариант)
|
Партнер
платформы, высокая востребованность платформы (цифровая платформа – удобный
вариант)
| |
Генератор
нового знания (исследователь)
| ||||
Упаковщик
знания (методист, дизайнер и др.)
|
Партнер
платформы, средняя востребованность системы (информационная система –
альтернативная среда процесса передачи знания)
|
Партнер
платформы, высокая востребованность системы (информационная система –
основная среда процесса передачи знания)
|
Партнер
платформы, высокая востребованность системы (цифровая платформа –
единственная среда процесса передачи знания)
| |
Управляющий
процессом передачи знания (администратор платформы)
|
Администратор
платформы, дополнительная роль
|
Администратор
платформы, основная роль
|
Администратор
платформы, основная роль, новая ценность от анализа данных процесса
взаимодействия пользователей
|
Администратор
платформы, единственная роль, новая ценность от анализа данных процесса
взаимодействия пользователей
|
Как видно из таблицы 1, основные изменения в состоянии ролей происходят между первым и вторым этапами, а также между третьим и четвертым. Состояние ролей пользователей платформы между вторым и третьим этапами не носит значительных изменений, тогда как администратор платформы получает новую ценность от анализа данных процесса взаимодействия пользователей.
Заключение
Основным результатом представленного исследования является дифференциация переходного процесса от информационных образовательных систем к цифровым образовательным платформам. В ранних работах цифровая образовательная платформа идентифицирована как система алгоритмизированных взаимовыгодных отношений независимых участников образовательной деятельности, осуществляемых в единой информационной среде, приводящая к снижению транзакционных издержек за счет применения цифровых технологий. В исследовании показан процесс перехода, состоящий, как минимум, из 3-х этапов, ограниченных 4-мя состояниями. При этом за начальное состояние взято наиболее близкое по содержанию и реализуемым функциям – информационная образовательная система.
Теоретическая значимость исследования: изучены и систематизированы основные процессы в сфере использования информационных образовательных систем на выборке, включающей более 700 российских вузов, что позволило предложить вариант трансформации информационных образовательных систем в цифровые образовательные платформы, дифференцировав процесс перехода на этапы.
Практическая значимость исследования заключается в описанных этапов развития цифровых образовательных платформ, что позволяет обеспечить план-график и содержательную часть стратегий и программ развития образовательных организаций.
Результаты исследования могут представлять интерес для специалистов сферы образования: менеджмента компаний, реализующих программные продукты в сфере образования; работников корпоративных учебных центров; команд управления образовательных организаций.
Источники:
2. Черпакова Н.А., Старовойт А.Н. Разработка и использование цифровой образовательной платформы для повышения эффективности образовательного процесса // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 4. – c. 224-228. – doi: 10.17513/snt.39605.
3. Чупина И.П., Зырянова Н.И. Цифровые платформы в образовательном процессе: плюсы и минусы // Журнал прикладных исследований. – 2021. – № 3-4. – c. 24-28. – doi: 10.47576/2712-7516_2021_3_4_24.
4. Филатова В.Г. Организация дистанционного обучения на цифровой образовательной платформе // Информационные технологии в образовании. – 2020. – № 3. – c. 266-267.
5. Коршунова В.В., Бутенко А.В. Возможности и риски использования цифровых образовательных платформ // Красноярское образование: вектор развития. – 2022. – № 1. – c. 59-67.
6. Кузьмина К.А. Электронная образовательная платформа как цифровой инструмент профессионального развития преподавателя // Современное образование: содержание, технологии, качество. – 2023. – c. 557-559.
7. Шарифуллина З.А., Ярмиев И.З., Вахитова Л.И. Использование цифровых образовательных платформ // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. – 2022. – № 4. – c. 59-64.
8. Болгова В.В., Гаранин М.А., Краснова Е.А., Христофорова Л.В. Образование после пандемии: падение или подготовка к прыжку? // Высшее образование в России. – 2021. – № 7. – c. 9-30. – doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-7-9-30.
9. Гаранин М.А. Трансформация университета в центр пространства внедрения инноваций // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 3. – c. 955-968. – doi: 10.18334/vinec.9.3.40957.
10. Гаранин М.А. Институциональные аспекты управления ресурсами отраслевых вузов // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 7. – c. 1150-1156. – doi: 10.34925/EIP.2020.120.7.238.
11. Гаранин М.А., Волов В.Т. Трансформация высшей школы // Вестник СамГУПС. – 2022. – № 2. – c. 9-13.
12. Гаранин М.А., Иващева К.А. Цифровые образовательные платформы: структура и принципы работы // Техник транспорта: образование и практика. – 2023. – № 2. – c. 126-136. – doi: 10.46684/2687-1033.2023.2.126-136.
13. Гаранин М.А. Модель управления университетом как центром развития компетенций // Креативная экономика. – 2019. – № 1. – c. 183-194. – doi: 10.18334/ce.13.1.39667.
14. Збарский А.М., Гаранин М.А., Суляева О.А. Сквозные цифровые технологии в образовании // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 3. – c. 1663-1674. – doi: 10.18334/vinec.13.3.118580.
15. Федеральная служба государственной статистики. Раздел: образование. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/education.
16. Болл М. Метавселенная. Как она меняет наш мир. - Изд-во: Альпина Паблишер, 2023.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 08:33:01