Изменение методов управления и обучения в университете в контексте цифровой трансформации

Шустова И.С.1, Иванов А.Л.1
1 Российский университет дружбы народов, Россия, Москва

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2021)

Цитировать:
Шустова И.С., Иванов А.Л. Изменение методов управления и обучения в университете в контексте цифровой трансформации // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – Том 11. – № 4. – С. 1613-1626. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113964.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48125306
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В данной работе авторы исследуют необходимость в переосмыслении традиционных методов обучения и управления в высших учебных заведениях в связи с повсеместным использованием цифровых технологий и цифровой трансформацией экономики и общества. В основной части работы авторы рассматривают концепцию цифрового университета, как новый этап развития высших учебных заведений, его основные элементы, внедрение которых позволит университетам модернизировать классическую модель обучения. В работе авторы изучают направления интеграции цифровых технологий в процесс обучения, выявляя то, как изменение отношения к цифровым технологиям открывает перед университетами новые возможности для развития. Авторами подробно рассмотрены такие методы обучения и управления в современных университетах, как «гибридный кампус», «смешанное обучение», «перевернутый класс», «адаптивное обучение» и другие. Данная работа может представлять интерес для молодых ученых и академического сообщества, исследующих вопросы и проблемы цифровизации, как в контексте высших учебных заведений, так и общества и экономики в целом.

Ключевые слова: цифровой университет, цифровое образование, цифровая экономика

JEL-классификация: I23, I25, O31, O33



Введение

Современную точку развития мировой экономики можно охарактеризовать как одну из «самых непредсказуемых в XXI веке» [4] (Kostin, Khomchenko, 2020). Цифровая экономика становится неотъемлемой частью глобальных экономических процессов, являясь двигателем роста и развития [1] (Ivanov, Shustova, 2020) в том числе и университетов.

Применение цифровых технологий стало повсеместным явлением в высшем образовании несколько лет назад, а онлайн-образование стало драйвером роста высшего образования. Пандемия COVID-19 лишь ускорила интеграцию цифровых технологий в образовательный процесс. Закрытие университетов и перевод 1,5 миллиарда студентов во всем мире [16] в дистанционный формат обучения форсировали изменения в высшем образовании, которые ранее считались трудноосуществимыми и готовились во многих учреждениях в течение многих лет. Эти изменения влекут за собой необходимость выдвижения новых требований к деятельности высших учебных заведений [3] (Kosenok, Bezuevskay, 2019) и становления новой модели университета [5] (Lunev, Luneva, Rakhinskiy, 2019).

Вопрос изучения цифровой трансформации высшего образования находит отражение в ряде современных международных исследований [10, 11, 14, 16–18].

Актуальность данного исследования обуславливается тем, что процесс трансформации университетов активно начался во всем мире, а модель высшего образования, существовавшая несколько столетий, в настоящее время подвергается изменению из-за новых цифровых подходов к обучению и управлению [10, 18]. Председатель Правительства Российской Федерации, Михаил Владимирович Мишустин 2 декабря 2021 года утвердил направление в области цифровой трансформации образования как стратегическую цель для высшего образования России до 2030 года, что также подтверждает актуальность исследования [8].

Гипотеза работы заключается в доказательстве того, что цифровые технологии уже в настоящее время трансформируют концепцию традиционного университета и модель классического обучения.

Цель работы состоит в определении и раскрытии новых подходов к обучению и управлению современным университетом в рамках цифровой трансформации.

Научная новизна работы состоит в том, что авторы выявили и исследовали ключевые элементы цифровой трансформации университета, что позволило сделать вывод о том, что уже сегодня происходит становление новой модели университета.

Современные высшие учебные заведения сталкиваются с неизбежной цифровой трансформацией, конкуренцией со стороны онлайн-образования, фундаментальными преобразованиями в экономике и обществе и высокими ожиданиями студентов в отношении персонализированного обучения. Все это привело к становлению новой концепции развития университетов. Идея Университета 4.0 направлена ​​на применение парадигмы Индустрии 4.0 в высших учебных заведениях для содействия автоматизации, адаптации и индивидуализации процессов обучения. Цифровые технологии являются ключевым ресурсом модели Университета 4.0, поскольку они позволяют обеспечить равный доступ к качественному обучению и сделать процесс получения образования персонализированным.

Так, эксперты предполагают, что в образовательном центре будущего – Университете 4.0 – часть преподавателей заменит искусственный интеллект, который будет гибко подстраиваться под возможности и цели учащихся. А системы анализа обучения на основе больших данных, машинного обучения, искусственного интеллекта являются основными инструментами для удовлетворения индивидуальных потребностей студентов, а также обратной связи и поддержки в режиме реального времени. Можно сказать, что концепция Университета 4.0, переосмысливающая традиционные концепции обучения и готовящая квалифицированных специалистов для подготовки к работе в глобальной цифровой среде, является отражением Индустрии 4.0 в сфере образования (табл. 1).

Таблица 1

Сравнение промышленных и образовательных революций

Промышленные революции
Образовательные революции
Индустрия 1.0
Университет 1.0
Ограниченное производство, характеризующееся использованием паровых двигателей и добычей угля
Образование ограниченно, доступно определенным привилегированным группам в религиозных учреждениях
Индустрия 2.0
Университет 2.0
Массовое производство с использованием электроэнергии
Массовое образование с демократизацией доступа к образованию
Индустрия 3.0
Университет 3.0
Интеграция электронных компонентов и информационных технологий в промышленность для автоматизации производственных задач
Интеграция цифровых технологий как инструментов преподавания и обучения, новые модели открытого и онлайн-образования (MOOC)
Индустрия 4.0
Университет 4.0
Цифровизация производственного процесса с применением передовых технологий (Интернет вещей, большие данные, искусственный интеллект, 3D печать), технологическое слияние границ между физическим, биологическим и цифровым мирами
Использование цифровых технологий, персонализация образования, адаптивное обучение, применение технологических инноваций
Источник: составлено авторами.

Основные элементы Университета 4.0 приведены на рисунке 1.

Рисунок 1. Основные элементы Университета 4.0

Источник: составлено авторами.

В рамках интеграции цифровых технологий в процесс обучения университеты разрабатывают умные кампусы, применяют технологии дополненной и виртуальной реальности, симуляторы и игры для студентов, чтобы практиковать навыки в реальных и контролируемых виртуальных средах. Как поколение, которое имеет больше знаний и опыта в области цифровых технологий, чем когда-либо ранее, студенты ожидают, что их будут обучать, используя методы, которые соответствуют их личным предпочтениям [14]. Кроме того, университеты столкнулись с необходимостью обеспечить студентам возможность индивидуализировать свое обучение. [2] (Kosenok, Groshev, Karataeva, 2020). Это означает, что знание новых тенденций и технологий, а также и способность использовать их потенциал станут ключевыми отличительными признаками университета [15].

По прогнозу Томаса Фрея, ведущего футуролога Института Да Винчи (Колорадо, США), к 2030 году крупнейшим интернет-бизнесом в мире будет образовательная компания, а онлайн-образование станет нормой практически для каждого студента к 2030 году. Так, уже сейчас сектор EdTech демонстрирует следующие показатели по прибыли (рис. 2).

Рисунок 2. Ведущие платформы онлайн-образования в России в 3 квартале 2021 года, по выручке (в миллиардах рублей)

Источник: Smart Ranking. Крупнейшие Edtech-компании России [6].

По мере того как онлайн-образование становится все более распространенным, ряд исследователей предполагают, что оно может заменить классический университет выпускникам школ. Например, спрос на онлайн-обучение на платформе Coursera в 2021 году опережает уровень до пандемии, демонстрируя рост на 29% в 2021 году по количеству зарегистрированных пользователей [11].

Рисунок 3. Число зарегистрированных на Coursera пользователей

Источник: Coursera Impact Report 2021 [11].

По состоянию на 2020 год почти 70% онлайн-курсов, предлагаемых российскими университетами, были опубликованы на Национальной платформе открытого образования. Кроме того, на платформе Coursera была доступна пятая часть образовательных программ [9].

Рисунок 4. Размещение онлайн-курсов российских университетов на платформах для онлайн-образования

Источник: Отчет «Онлайн-образование 2020: какие российские вузы оказались готовы к дистанционному формату обучения», Couseburg.ru [9].

Рынок труда ежегодно требует новых компетенций и знаний, которые студенты могут быстрее получить на образовательных онлайн-платформах. Согласно опросу, лишь 1,6% компаний не приходится отдельно восполнять дефицит знаний новых работников. Действительно, такие работодатели, как Google, Apple, IBM и Ernst & Young, отменили необходимость в наличии диплома о высшем образовании даже для некоторых из своих высококвалифицированных должностей. Рынок профессиональных навыков развивается, и образование должно развиваться вместе с ним. В связи с чем университетам нужно быть гибкими и адаптивными.

Бесспорно, онлайн-обучение не сможет полностью заменить традиционный университет, поскольку в образовании не перестанут функционировать механизмы и процедуры государственной аккредитации, а ряд специальностей (например, таких как врачи или юристы) попросту не смогут обойтись без подтверждения своих компетенций. Тем не менее университеты должны искать способы, чтобы максимизировать преимущества, связанные с онлайн-обучением.

Например, университеты по всему миру включают онлайн-курсы в свои учебные программы или открывают их в сотрудничестве с онлайн-платформами. Так, на платформе для онлайн-обучения Coursera представлены более 4000 курсов совместно со 175 университетами, 8 из которых являются российскими. Важно понимать, что цифровые технологии изменяют способ доставки контента, но они не препятствуют основной миссии отрасли, способствуя взрывному росту отрасли благодаря удобству, персонализации и интерактивности. Кроме того, важно понимать, что онлайн-обучение, основанное на технологиях, упускает из виду то, что является центральным и ценным для высшего образования – преподавателя. Онлайн-платформы не могут в полной мере предложить тот опыт взаимодействия, который возникает в результате непосредственной работы с преподавателями и сокурсниками. Кроме того, мягкие навыки, которые имеют решающее значение на постоянно развивающемся рынке труда, трудно развивать в чисто онлайн-среде [12] (Mihov, 2021).

Опыт пандемии предоставил радикальную возможность для университетов, чтобы переосмыслить свою бизнес-модель. Изменение отношения к цифровым технологиям открывает перед университетами новые возможности для переосмысления процесса обучения. Например, они могут полностью вернуться к традиционному формату либо выбрать ряд гибридных подходов к ведению деятельности.

Что означает гибридный подход для высшего образования? Данный подход переосмысливает обучение в эпоху технологий, объединяя физический и онлайн-мир на территории университета, кроме того, он переосмысливает также и университетский кампус, определяя, какие услуги лучше всего подходят для личного общения, а какие услуги можно предоставлять в удаленном онлайн-режиме [16]. Гибридный подход позволит учреждениям стать более устойчивыми во время будущих потрясений. Также данная модель может сделать высшее образование более доступным для гораздо более широкого круга учащихся, например для иностранных студентов, которые не имеют возможности совершить переезд, став, таким образом, еще более ориентированным на студентов [17].

В гибридной учебной среде онлайн-обучение призвано заменить элемент очного обучения. Асинхронный доступ к материалам считается частью основного занятия. Онлайн-материалы являются альтернативой очным материалам и предназначены для обеспечения гибкости обучения. Гибридный подход к обучению значительно сокращает время пребывания в традиционных лекционных залах и переносит большую часть преподавания и проведения курсов в онлайн-формат. Взаимодействие может быть синхронным, что означает, что учащиеся взаимодействуют онлайн в режиме реального времени, например, во время занятий в классе, проводимых с помощью Zoom, или асинхронным, что означает, что учащиеся взаимодействуют онлайн в разное время, например, они смотрят образовательные видеоролики.

В моделях смешанного обучения используется интегрированная комбинация очного обучения и онлайн-обучения. Онлайн-часть включает в себя прямые трансляции в Интернете, записанные видео, подкасты и другое. Учащийся может контролировать время, место и темп изучения онлайн-контента. Смешанное обучение фокусируется в первую очередь на сочетании дистанционного обучения со стандартным обучением, дополняя его. Основным компонентом смешанного курса является то, что онлайн-материалы не предназначены для замены очного обучения; скорее, они предназначены для дополнения и развития.

Хотя гибридное и смешанное обучение часто используются как взаимозаменяемые, между ними есть различие. Данные технологии позволяют как сохранить личное общение, что необходимо для эмоционального и личностного развития обучающихся, так и позволяют преподавателю реализовать принцип индивидуализации, делать обучение максимально эффективным для каждого обучающегося [4] (Tsygankova, 2019). Именно возможность персонализировать обучение в соответствии с индивидуальными потребностями каждого студента является сильной стороной обоих форматов обучения.

По словам Джона С. Брауна, исследователя в области организационных изменений, университеты в эпоху экспоненциальных изменений в обществе и экономике должны перейти от передачи знаний студентам к предоставлению им доступа к новейшим знаниям через цифровые платформы, а также к погружению студентов в реальные ситуации, поскольку практическое обучение становится все более важным в эпоху изменяющегося рынка труда.

Так, одним из примеров новых практик является модель обучения «Перевернутый класс» Это подход, при котором студенты сначала изучают новый материалы курса вне класса, просматривая предварительно записанные видеолекции и исследуя цифровые источники в качестве домашнего задания, тем самым используя аудиторное время для групповой работы, проектов, тестов, углубленного изучения предмета или индивидуальных заданий, при этом необходимо, чтобы студенты применяли лекционные материалы на практике. Поскольку перевернутый класс обычно включает сочетание онлайн-обучения и очного обучения, пандемия вызвала интерес к этому подходу, продемонстрировав преимущества, которые дает сочетание синхронного и асинхронного обучения.

Учитывая концепцию «перевернутого класса», таксономию образовательных целей Б. Блума можно изобразить в следующем виде:

Рисунок 5. Таксономия образовательных целей Блума в концепции «Перевернутого класса»

Источник: составлено авторами.

Этот подход противоположен более распространенной практике, когда новый материал изучается в рамках лекции, а затем происходит его усвоение в виде домашнего задания. Во время занятий проводимые преподавателем дискуссии и занятия требуют, чтобы студенты применяли лекционные материалы на практике. Аудиторное время можно использовать для групповой работы, тестов, углубленного изучения предмета или открытого времени для индивидуальных заданий, при этом необходимо, чтобы студенты применяли лекционные материалы на практике.

«Перевернутый класс» возлагает на учащихся ответственность за собственное обучение, дает индивидуальные возможности учиться где угодно и когда угодно. Кроме того, получив доступ ко всей основной информации заранее, студенты чувствуют себя более подготовленными и готовыми участвовать в интерактивных учебных мероприятиях. Повышенная самостоятельность студентов – важное преимущество данной моделей обучения. Кроме того, настоящее «перевернутое обучение» заключается в том, чтобы преподавателю превратить занятие в аудитории в полностью практическое или даже индивидуальное обучение.

Адаптивное обучение – это набор технологий, которые отслеживают прогресс обучающихся и используют полученные данные для постоянного изменения учебной траектории в соответствии с поведением и потребностями студентов. На самом базовом уровне программное обеспечение для адаптивного обучения оценивает овладение учащимся навыков в реальном времени, а затем динамически корректирует следующий урок или практическую деятельность, в результате чего улучшается обучение. Так, при достижении определенного более высокого уровня студентам придется решать более сложные задачи, и наоборот, студенты, испытывающие трудности, получат возможность и время для большей практики. Данный подход позволит уменьшить число обучающихся, неуверенных своих академических способностях. Системы адаптивного обучения могут быть разных типов, от простых, основанных на заранее заданном наборе правил, до сложных, с самообучающимися алгоритмами. Сочетание адаптивного обучения с прогнозной аналитикой имеет большой потенциал для улучшения процесса обучения в университетах [13] (Mirata, Bergamin, 2020). Так, системы адаптивного обучения на основе искусственного интеллекта могут собирать и обрабатывать большие массивы данных об учебной деятельности студентов, таких как время, затраченное на выполнение каждой задачи, задержка ответа и результаты оценки. Таким образом, можно сказать, что Университет 4.0 и адаптивное обучение – это новая парадигма, которая позволяет учащимся быть архитектором своего обучения, характеризующегося динамичными путями получения знаний.

Рисунок 6. Процесс адаптивного обучения

Источник: составлено авторами.

Заключение

В ходе исследования была выявлена и раскрыта проблема, заключающаяся в том, что цифровые технологии слишком часто рассматриваются как конкурент классическому обучению. Однако авторы приходят к выводу, их необходимо рассматривать как совершенствование традиционного обучения и импульс к дальнейшему развитию, так как они способствуют формированию новых подходов к обучению в университетах, например, таких как гибридный кампус, адаптивное и персонализированное обучение, смешанный класс, сотрудничество с онлайн-платформами и развитие собственной сети онлайн-курсов.

Кроме того, по мнению авторов, чтобы противопоставлять цифровой трансформации, университеты должны суметь интегрировать онлайн-практики в учебный процесс, поскольку цифровые инструменты предоставляют большие возможности для более эффективного вовлечения студентов за счет персонализированной обратной связи и для комплексного взаимодействия с учащимися как до, во время, так и после занятий. Можно сделать вывод, что в основе любых радикальных изменений в высшем образовании лежит готовность университетов принять новые методы управления и обучения. Данная работа может являться фундаментом для более глубокого изучения цифровой трансформации в конкретных университетах. Кроме того, данная работа может быть полезна молодым ученым и специалистам, особенно принимая во внимание то, что тематика исследования соответствует стратегическому направлению развития Российской Федерации в области цифровой трансформации образования.


Источники:

1. Иванов А.Л., Шустова И.С. Исследование цифровых экосистем как фундаментального элемента цифровой экономики // Креативная экономика. – 2020. – № 5. – c. 655-670. – doi: 10.18334/ce.14.5.110151.
2. Косенок С.М., Грошев А.Р., Каратаева Г.Е. Адаптация университета к реализации индивидуальных образовательных траекторий // Лидерство и менеджмент. – 2020. – № 4. – c. 613-628. – doi: 10.18334/lim.7.4.111169.
3. Косенок С.М., Безуевская В.А. Проектное управление в университете – ответ на вызовы времени // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – № 4. – c. 595-604. – doi: 10.18334/epp.9.4.41500.
4. Костин К.Б., Хомченко Е.А. Влияние пандемии COVID-19 на мировую экономику // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 961-980. – doi: 10.18334/eo.10.4.111372.
5. Лунев В.В., Лунева Т.А., Рахинский Д.В. Ориентиры развития современного университета // Креативная экономика. – 2019. – № 2. – c. 279-290. – doi: 10.18334/ce.13.2.39925.
6. Цыганкова В.Н. Цифровизация образовательного процесса (на примере массовых он-лайн курсов) // Креативная экономика. – 2019. – № 3. – c. 523-532. – doi: 10.18334/ce.13.3.39958.
7. Отчет «Онлайн-образование 2020: какие российские вузы оказались готовы к дистанционному формату обучения». Couseburg.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://courseburg.ru/analytics/Courseburg_onlain-obrazovanie_2020_kakie_rossiiskie_VUZy_okazalis_gotovy_k_distantsionnomu_formatu_obuchenia.pdf (дата обращения: 04.12.2021).
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 3427-р. Официальный интернет-портал правовой информации РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112070025 (дата обращения: 12.12.2021).
9. Рейтинг «Крупнейшие EdTech-компании России. SmartRanking. [Электронный ресурс]. URL: https://edtechs.ru (дата обращения: 04.12.2021).
10. 2020 Educause Horizon Report. Teaching and Learning Edition. Library.educause.edu. [Электронный ресурс]. URL: https://library.educause.edu/resources/2020/3/2020-educause-horizon-report-teaching-and-learning-edition (дата обращения: 04.12.2021).
11. Serving The World Through Learning,. Coursera Impact Report. [Электронный ресурс]. URL: https://blog.coursera.org/coursera-impact-report-2021 (дата обращения: 04.12.2021).
12. Mihov I. What’s the Role of a Physical Campus Now? A New Blended Approach for the Future of Learning. Harvard Business Publishing. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hbsp.harvard.edu/inspiring-minds/whats-the-role-of-a-physical-campus-now (дата обращения: 04.12.2021).
13. Mirata V., Hirt F., Bergamin P. et al. Challenges and contexts in establishing adaptive learning in higher education: findings from a Delphi study // International Journal of Educational Technology in Higher Education. – 2020. – № 32. – doi: 10.1186/s41239-020-00209-y.
14. Perspectives In Higher Education. PWC Report. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.com/us/en/industries/health-industries/library/assets/pwc-perspectives-in-higher-education-final.pdf (дата обращения: 04.12.2021).
15. Selingo J., Clark C. Imagining the Hybrid College Campus. A Holistic Vision for Blended Learning That Enhances the Student Experience. Harvard Business Publishing. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hbsp.harvard.edu/inspiring-minds/whats-the-role-of-a-physical-campus-now (дата обращения: 04.12.2021).
16. The Future Of Higher Education In A Disruptive World. KPMG Report. [Электронный ресурс]. URL: https://home.kpmg/xx/en/home/industries/government-public-sector/education/the-future-of-higher-education-in-a-disruptive-world.html (дата обращения: 04.12.2021).
17. The Hybrid Campus. Three Major Shifts For The Post-COVID University. Deloitte Report. [Электронный ресурс]. URL: https://www2.deloitte.com/us/en/insights/industry/public-sector/post-pandemic-hybrid-learning.html (дата обращения: 04.12.2021).
18. Transforming Higher Education. The Digital University. PWC Report. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.co.uk/industries/government-public-sector/education/digital-university.htm (дата обращения: 04.12.2021).

Страница обновлена: 07.12.2023 в 17:13:27